Инновационные технологии в медико социальной работе. Инновационные практики социальной работы с разными группами населения. Примеры социальных инноваций

Системно-организованная совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, использования средств вычислительной техники и связи.

Социальное нововведение - создание новых средств для удовлетворения социальных потребностей.

Социальная инновация - сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике.

Особенности социальных инноваций:

1. Результат коллективного творчества (при разработке материально-технических инноваций преобладает индивидуальное авторство);

2. Отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера;

3. Более четкая обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Классификация:

А) по уровню и объему социального нововведения: глобальные, региональные, локальные;

Б) по сфере общественной жизни: социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах

В) по масштабу использования: единичные, диффузные (распространяемые на многие объекты);

Г) в соответствии со структурой социальной сферы в целом: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и д.;

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт.

Инновационный процесс - процесс генерирования новых идей, разработки, экспериментальной апробации, распространения и использования.


Инновационный цикл - период от возникновения до практического применения нового.

Факторы, тормозящие инновационный процесс:

1. Социально-экономическе (отсутствие профессионализма, финансирования);

2. Психологические (Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании).

К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.);

Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; но количеству участвующих — коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от алкоголизма, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно не только передает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы. Инновационный метод - метод, основанный на новых идеях и принципах, открывающий новые возможности для решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной жизни.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

Инновационная игра как метод исследования и развития организаций;

Игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

Социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;

- «императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;

Матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию, обучению и практическим действиям.

Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т. д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития технологий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционного исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фазы социальных инноваций:

1. Анализ (обозначение проблемы, ее идентификация, актуализация, определение метода исследования);

2. Разработка (определение целей и направленности нововведения, сбор и обработка информации, поиск и отбор альтернативных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедурных вопросов его применения или описание способа использования нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличивает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано);

3. Развитие (исследование нововведения, его пробное применение, проверка адекватности и переработка);

4. Оценка (затраты, эффективность и продуктивность);

5. Распространение и внедрение (заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении).

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования и требуют особой подготовки и обучения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являются негосударственная пенсионная система, основанная на страховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии определяется исходя из прогноза средней продолжительности жизни;модель центра социального обслуживания населения «Раменки» в г. Москве и т.д.

Технология социальной адаптации: содержание, уровни, методы, меха-низмы.

Социальная адаптация - процесс активного включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов.

В учреждении социального обслуживания населения создают поддерживающую среду, обеспечивающую преодоление трудной жизненной ситуации следующие условия:

1) организация обучения социальным навыкам;

2) освоение социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами;

3) формирование организационной культуры учреждения социального обслуживания населения, основанной на жизненных ценностях: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке;

4) образование общности клиентов, которая способна регулировать поведение и содействовать развитию самоконтроля у клиента, проявлению его индивидуальности;

5) обеспечение признания окружением клиента достигаемых им результатов и внешнее выражение данного признания.

Технология социальной адаптации это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.) обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации клиента определяется следующими этапами: подготовительного; включения в социальную группу; усвоения социально-полезных ролей; развития устойчивой социально-психологической адаптированности.

Приведем их характеристику:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

2. Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию клиента на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение» основана на, возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий» предполагает поиск хороших моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

3. Этап усвоения социально - полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Одной из форм реализации данного этапа является игра «Выбор».

4. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности, характеризующийся способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из игровых форм, способствующей социальной адаптации клиента на данном этапе, является игра: «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому проблемные ситуации.

Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей пред ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «Предлагающего помощь» и «Субъекты проблемы» после проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

Особенности осуществления социального прогнозирования в социальной работе. Способы разработки прогнозов .

Прогнозирование в социальной работе означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии социального явления в будущем. В узком значении прогнозирование в социальной работе означает специальное научное исследование перспектив развития социального явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого

Прогностическая деятельность в социальной работе — вид познавательной деятельности по разработке социального прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо социального явления или процесса.

Прогнозирование в социальной работе как метод научного познания представляет собой обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний о вероятностных будущих изменениях объектов, явлений или процессов в социальной работе, отвечающие критериям эмпирической проверяемости и опровержимости.

Субъектом прогнозирования в социальной работе являются организации, предприятия, учреждения или отдельные лица, осуществляющие разработку прогноза в социальной работе.

Объекты прогнозирования в социальной работе - это процессы, явления и события в социальной работе, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.

Существуют несколько основных, дополняющих друг друга способа разработки прогнозов в социальной работе:

Анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос на-селения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно боль-шое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравни-тельно редко;

Экстраполирование и интерполирование (выявление про-межуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития пока-зателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основа-ния прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (рет-роспекции и проспекции социальных прогнозных разработок);

Моделирование — построение поисковых и норматив-ных моделей с учетом вероятного или желательного измене-ния прогнозируемого социального явления на период упреждения прогно-за по имеющимся прямым или косвенным данным о масшта-бах и направлении изменений (сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.).

Процесс прогнозирования в социальной работе предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозиру-емого социального объекта; описание его современного состояния (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

Практическое назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.

Технологизация социальной работы является отражением цивилизованного пути решения социальных проблем общества и человека. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его творческого потенциала.

Внедрение технологий развития или восстановления творческого потенциала человека в процессе социальной работы – это стратегическое направление процесса социальной работы, отказ от стратегии, при которой он рассматривается как объект, подлежащий переделке и перевоспитанию. Это ориентация на его ресурсы и уверенность в том, что он способен путем самоизменения и самообеспечения включиться в созидательную жизнетворческую деятельность.

Современное российское общество испытывает потребность в людях, способных к самостоятельной деятельности, социальному функционированию, построению жизненных обстоятельств, использованию накопленного опыта самодеятельности, творческой самореализации.

Такое поведение зависит от степени развития способности человека к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. Именно такое поведение характеризует его как субъекта собственной жизни, готового принимать решения и нести за них ответственность.

Инновационная деятельность выступает определяющей тенденцией современного развития общества.

Факторы, обусловливающие развитие инновационной деятельности: низкая удовлетворенность качеством и результатами социально-экономических процессов, осознание настоятельной необходимости нововведений в социальной практике.

Исследования свидетельствуют о том, что до 90% организаций в социальной сфере в России охвачено поиском новых подходов, средств и форм деятельности.

В научной литературе имеется немало определений термина "инновация", однако все они сходятся в одном: инновация – это введение, внедрение нового.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Понятие "инновация" трактуется как нововведение (от англ, innovation – "введение новаций", "введение новшеств"). Нововведение – это целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную структуру, явление, приводящий к появлению новых стабильных элементов.

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

С момента принятия к распространению новшества оно приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия "новшество", "новация", "нововведение", "инновация".

Инновациям присущи определенные свойства, которые рассматриваются как их основные характеристики.

Первая характеристика инновации – это его новизна: наличие в сущности инновации новых концептуальных идей, подходов к развитию процессов, а также форм и методов их организации.

Новизна – непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающего его от других явлений. Оценить степень новизны – дело весьма сложное и требует определенной гибкости мышления. Новизна в принципе всегда относительна.

Появление абсолютной новизны – явление редкое. Выделяют несколько видов новизны: абсолютная (фиксируется при отсутствии аналогов данному нововведению), относительная (в ней выделяют местную новизну, т.е. нововведение, которое уже где-то применялось, но в данной структуре используется впервые), частная (предполагает обновление одного из элементов деятельности), условная (нововведение не новое само по себе, но при освоении его другим человеком, в других условиях дает положительные результаты).

Другая характеристика инноваций – их совместимость с традиционным (существующим) состоянием . Нововведение легче принимается и реализуется, если оно совместимо с существующими в определенной системе ценностями, традициями, творческим опытом, а также с имеющимися условиями работы (материальными, кадровыми, организационными и др.).

Кроме того, инновации обладают следующими характеристиками – простота апробации и коммуникативность . Простота апробации – это возможность апробировать нововведение (попробовать в практике и оценить результативность) по частям, элементам для более глубокого понимания сущности инновации. Коммуникативность инновации – это возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе и неформального (устная, наглядная информация).

Определяют следующие типы инноваций социальные и экономические .

Основаниями для классификации инноваций могут быть масштаб преобразований, инновационный потенциал нововведения, отношение инноваций их к предшественникам и т.д.

Социальные нововведения делятся на экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда), организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением), социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборы руководителей, новые формы гласности, создание новых общественных органов), правовые (главным образом выступающие как изменение в трудовом и хозяйственном законодательстве).

Типы инноваций по масштабу преобразований – частные (единичные), не связанные между собой, модульные, комплекс частных, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе; системные, охватывающие все социальные учреждения. К системным инновациям следует относить те, которые предполагают переосмысление основного предназначения определенного типа социального учреждения, принципов социальной деятельности, выдвижения новых идей и приоритетных направлений в развитии.

Рассмотрим классификации по инновационному потенциалу нововведения. Инновационный потенциал нововведения – это возможности (внутренние ресурсы) самого нововведения, которые определяют степень совершенствования, качественный рост объекта инновации (формы работы, какой-либо вид деятельности).

По данном}" признаку (наличие и степень выраженности инновационного потенциала) выделяют модификационные, комбинаторные, радикальные инновации.

Модификационные инновации предполагают усовершенствование, видоизменение, модернизацию того, что имеет аналог и прототип (программы, методики, структуры и т.п.).

Комбинаторные инновации предполагают новое, конструктивное соединение ранее известных приемов, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о механическом соединении фрагментов любых технологий, а именно о конструктивном соединении, т.е. таком, при котором появляются новые, ранее не проявлявшиеся системные свойства, дающие эффективный положительный результат.

Радикальные инновации содержат мощный инновационный потенциал для развития коллектива, однако и создать их, как и все принципиально новое, чрезвычайно сложно, встречаются они редко.

По отношению к предшественникам инновации делятся на замещающие, отменяющие, открывающие и ретронововведения.

Замещающая инновация вводится вместо какого-либо конкретного, возможно, устаревшего средства, организационной формы, технологии. Отменяющая инновация – это прекращение какой-либо деятельности, отмена чего-либо. Открывающая инновация несопоставима со своими функциональными предшественниками ни по назначению, ни но способу использования, ни но имеющейся социальной ситуации. Такое нововведение предполагает освоение новой программы, нового вида социальных услуг, технологии и т.д. Компьютеризация, новые профили деятельности – это открывающие, создающие новую сферу деятельности инновации.

Ретронововведения – это освоение чего-либо нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в социальной практике. Это старое, забытое, которое вновь становится актуальным.

Основания для классификации инноваций могут быть самые разные, а их типов великое множество. В практике одни встречаются чаще, другие – реже, некоторые типы могут сочетаться, комбинироваться в различных вариантах.

Жизненный цикл инновации – это период от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Формой целевого управления инновационным процессом, деятельностью является инновационный проект.

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационный процесс характеризуется совокупностью выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетнофинансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Учитывая указанные аспекты, можно дать следующее определение: инновационный проект это разработанное инициатором нововведение, оформленное в виде документации, целью которого является создание, модернизация или поддержание объектов, включающее организацию инновационных процессов в пространстве и времени.

Инновационная деятельность в сфере социального обслуживания пожилых людей. Курбатова И.В., м агистр социальной работы, з аместитель директора автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Сарапульского района».

Ускорение темпа развития организации социального обслуживания пожилых граждан вызвано, прежде всего, процессом социально-демографического старения всего российского общества. По социологическим исследованиям, в настоящее время каждый пятый житель нашей страны достиг пенсионного возраста или превысил его. Основными проблемами пожилых людей чаще всего становятся возрастные изменения состояния здоровья, низкий уровень предоставляемых медицинских услуг, тяжелое материальное положение, равнодушное отношение близких. В связи с занятостью детей, разрывом семейно-родственных отношений, пожилые люди часто остаются наедине со своими нерешенными проблемами и вынуждены обращаться за помощью в организации социального обслуживания.

Для решения проблем данной категории граждан от специалистов социальной сферы требуется постоянный поиск новых, более качественных способов социального обслуживания, освоение социальных технологий и программ, внедрение их в практику социальной работы с людьми пожилого возраста.

Проводимый мониторинг качества социального обслуживания получателей социальных услуг позволяет своевременно выявлять нуждаемость пожилых людей в каких-либо дополнительных услугах или помощи. Анализируя результаты проведенных исследований явно обозначаются три основные группы проблем при организации социального обслуживания, влияющих на качество жизни пожилых людей:

— потребность в оказании квалифицированного ухода за маломобильными категориями граждан;

— потребность в безопасности жизнедеятельности. Пожилые люди — это лица, особо подверженные оказаться пострадавшими от мошенников, краж, пожаров и т.п., а также имеют ослабленное здоровье, поэтому возникает необходимость повышать безопасность жизни данной категории граждан, продлять их активность и долголетие;

— потребность в коммуникациях. Одна из острых проблем, с которыми сталкиваются сотрудники КЦСОН при работе с пожилыми людьми, — это проблема одиночества, дефицит общения. Человек, даже проживая в семье, может быть одинок.

С целью удовлетворения выявленных потребностей пожилых людей, ограниченных в физических или психических возможностях, в 2017 году был разработан и внедрен в работу социальный проект «И старость в радость» , представляющий собой многофункциональный персонифицированный спектр инновационных технологий, направленный на увеличение перечня предоставляемых услуг и улучшение социального обслуживания граждан.

В проекте нашли отражение 3 основные блока инновационных технологий:

  1. стационарозамещающая технология: «Сиделка на дому» , которая является альтернативой помещения тяжелобольного или лежачего гражданина в стационарное учреждение, когда маломобильным гражданам оказываются квалифицированные услуги сиделки, а их родственникам консультационная помощь.
  2. здоровьесберегающая технология: «Школа безопасности пожилого человека» . В рамках данной технологии с помощью бесед, красочных буклетов пожилые люди информируются о наиболее актуальных для каждой возрастной группы проблемах и способах их разрешения. Так всего было подготовлено и издано 8 информационных буклетов по 4 основным направлениям.
  3. социально–коммуникативные технологии:
  • технология «Терапия воспоминаниями» является мощным психологическим средством и заключается в беседах, просмотре фотографий прошлых лет, старых фильмов;
  • «Клуб Интер-ДА», где с помощью социального работника пожилые люди и инвалиды знакомятся с компьютерной техникой, мобильными телефонами;
  • в последнее время большой популярностью пользуется технология «Гарденотерапия» . Пожилые люди выращивают комнатные растения и ухаживают за ними. Выполнение простейших процедур вызывает особое эмоциональное настроение, которое психически балансирует и успокаивает пожилого человека;
  • технология «В царстве Орфея» основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Пожилые люди не только просушивают любимые композиции, но и сами играют на музыкальных инструментах;
  • успешно реализуется такая технология как «Мобильная библиотека», когда социальные работники обеспечивают своих подопечных печатной продукцией, книгами и совместно их читают;
  • в последнее время список расширился такими новыми технологиями как «Иппотерапия». Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его;
  • «Арт-терапия» — это сочетание психологии и творчества. Занятие творчеством успокаивает, отвлекает от круга надоевших мыслей, расслабляют и одновременно дают возможность сосредоточиться и собрать силы;
  • «Анимал-терапия». это разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные . Применяются не только непосредственные контакты человека с животными, но и опосредованные - с изображениями, образами, сказочными героями и т.д. Взаимодействие с животными снимают стресс, нормализуют работу нервной системы, психики в целом.

Для изучения степени эффективности внедрения в деятельность отделения инновационных технологий проводится повторная диагностика, где можно проследить процентное увеличение статистических данных по удовлетворению различных потребностей граждан пожилого возраста.

Рис. 1. Удовлетворение потребности пожилых людей в общении

Рис. 2. Удовлетворение прочих потребностей для улучшения качества жизни пожилых людей

Как результат инновационной деятельности выступают также улучшение качества социального обслуживания, сохранение и продление социальной активности и долголетия пожилых людей, увеличение клиентской востребованности КЦСОН по социальному обслуживанию, повышение имиджа организации и статуса отрасли в целом.

1

Настоящая статья посвящена исследованию опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (на примере ГБУ СО «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края). Был проведен опрос 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды, являются: состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество. В статье проанализирован и опыт и перспективы внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

социальное обслуживание на дому

граждане пожилого возраста

социальные услуги

инновационные технологии

1. Макарова Е.О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг социального обслуживания населения // Социальное обслуживание. – 2015. – № 2. – С. 26–39.

2. Малахин И.А. Чудакова Ю.В. Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 12–4(40). – С. 97–100.

3. Официальная статистика. Население. Территориальный органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. [Электронный ресурс] http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/population.

4. Рожина С.В. Современные подходы к предоставлению социальных услуг в комплексном центре социального обслуживания населения (на опыте работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Валуйки и Валуйского района» Белгородской области) // Социальное обслуживание. – 2015. – № 1. – С. 23–28.

5. Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика. – 2012. – № 321. – С. 40–46

6. Хорева О.О., Муравьева В.Н., Ульянченко И.И., Савченко В.В. Состояние стоматологического здоровья граждан пожилого возраста, проживающих в геронтологических учреждениях социальной защиты населения Ставропольского края // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2014. – № 4 (36). – С. 366–368.

Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста в общей численности населения края. На 1 января 2014 года численность лиц старше трудоспособного возраста по Ставропольскому краю составила 25,5 % процента от численности всего населения Ставропольского края. Помимо этого, наблюдается увеличение доли граждан пожилого возраста старше 80 лет, и в дальнейшем их количество будет увеличиваться .

Такая тенденция в обществе предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, созданию комфортных условий для жизни старшего поколения, повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов, поддержанию активного долголетия, преодолению психологического дискофорта, связанного с ощущением беспомощности и одиночества .

У пожилых людей в современном мире появляются новые социальные потребности, что обуславливает необходимость внедрения инноваций в социальную сферу как ведущий инструмент повышения качества их жизни . Самой распространённой формой социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание.

Цель исследования: анализ опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.

Материалы и методы исследования

В ходе оценки был проанализирован опыт деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края. С целью изучения удовлетворенности качеством оказания социальных услуг и анализа потребностей внедрений инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому был проведен социологический опрос. В исследовании приняли участие 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента.

Результаты исследования и их обсуждения

В Изобильненском центре социального обслуживания населения функционируют 14 отделений социального обслуживания населения на дому, которые охватывают 28 населенных пунктов района. Основными клиентами Изобильненского центра социального обслуживания являются граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в сельской местности. В сельской местности расположено 11 отделений социального обслуживания на дому. Во 2 квартале 2015 года отделения социального обслуживания дому оказали услуги 1 410 человек. Основную долю обслуживаемых составили женщины, они составляют 82 % от общего числа обслуживаемых. По итогам 2 квартала 2015 года бесплатную помощь получили - 6,6 % клиентов, с частичной оплатой 78,7 %, с полной оплатой - 14,7 %. Численность лиц, ожидающих очереди для принятия на обслуживание в отделения составляет 5 человек.

85 % опрошенных нами клиентов полностью удовлетворены качеством оказания социальной помощи, 12,5 % отметили, что удовлетворены в большей степени да, чем нет, и лишь 2,5 % отметили, что больше нет, чем да.

88 % опрошенных в целом удовлетворены разнообразием предоставляемых социальных услуг

Самой актуальной проблемой для граждан пожилого возраста и инвалидов является состояние здоровья. Состояние здоровья беспокоит 93,3 % опрошенных, материальные трудности испытывают 53,3 % опрошенных, с социально-бытовыми проблемами сталкиваются 33,3 % опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее значимые проблемы клиентов отделений социального обслуживания на дому

Самыми востребованными социальными услугами для клиентов отделений социального обслуживания на дому являются социально бытовые услуги. Более 91 % клиентов отделений социального обслуживания на дому являются получателями именно социально-бытовых услуг (приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений). 19,5 % клиентов являются получателями социально-психологических услуг, 16,8 % - социально-медицинских, а 12 % - социально-правовых услуг.

В ходе исследования оценивалась потребность в дополнительных социальных услугах, которые хотелось бы получать гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Более 50 % граждан испытывают по потребность в предоставлении медицинских услуг на дому (установка капельниц, выполнение уколов, предоставление физиологических процедур и др.). 34 % опрошенных испытывают потребность в предоставлении услуг социального такси. Ограничение жизнедеятельность большинства клиентов отделений социального обслуживания на дому приводит к актуальности предоставления парикмахерских услуг, а также услуг мастера по маникюру и педикюру на дому. Потребность в повышении разнообразия услуг по организации конструктивного досуга испытывают 15 % опрошенных. 10 % граждан пожилого возраста нуждаются в получении квалифицированной консультаций юриста на дому (рис. 2).

Рис. 2. Дополнительные виды социальных услуг, в которых испытывают потребность клиенты отделения социального обслуживания на дому

Согласно результатам проведенного исследования не менее актуальной проблемой является и повышение информированности граждан пожилого возраста и инвалидов о перечне услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам учреждениями социального обслуживания на дому. Большая часть респондентов 56,4 % отметили, что узнали о возможности получения социальных услуг из блажащего окружения (родственники, знакомые, соседи), 34,5 % получили информацию о возможности получения социальных услуг на дому от специалистов учреждения. Остальные отметили другие источники получения информации: органы муниципальной власти, медицинские учреждения, средства массовой информации.

В центре активно развиваются инновационные формы социальной поддержки граждан.

Услуга «Домашний помощник» направлена на оказание одиноким (одинокопроживающим) вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны в выполнении трудоемкой домашней работы. Данный вид услуг оказывает социальный работник мужчина. Каждый обратившийся в центр сможет получить помощь специалиста в мелком ремонте, ремонте электрики, сантехники, сборке мебели и т.д.

Услуга «Санаторий на дому» направлена на максимальное восстановление здоровья и способности к самообслуживанию пожилых людей в комфортных и привычных для них условиях. Терапия включает комплекс услуг для улучшения самочувствия, повышения иммунитета, а также просветительскую работу с пациентами по санитарной гигиене и диетологии. Программа по улучшению качества жизни пенсионеров полностью ориентирована на их потребности и включает в себя десятидневный реабилитационный курс. В перечень услуг входит обследование врача и назначение процедур с проведением мониторинга состояния здоровья. При этом учитывается диагноз основного и сопутствующего заболевания, общее самочувствие клиента. Затем составляется индивидуальный план реабилитации, включающий магнитотерапию, рефлексотерапию на аппаратах «ДЕНАС», ингаляции, водные процедуры, витаминотерапию и др.

Услуга «Сиделка». Услуги сиделок оказываются гражданам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся в постоянном или временном уходе в привычной для них социальной среде.

В целях совершенствования оказания паллиативной помощи особую актуальность приобретает развитие социальный услуги «хоспис на дому». Целью оказания данной услуги является оказание квалифицированной комплексной социально-медицинской помощи гражданам в терминальной стадии любого хронического заболевания (онкология, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхо-легочной и сердечно-сосудистой системы и другие). Содержание данной услуги предполагает оказание не только социальных услуг квалицированного ухода за тяжело бальными людьми, но и предоставление психологической помощи членам семьи, обучения их навыкам общего ухода за больными.

Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Пожилой человек входит в приемную семью с целью получения необходимо ухода, решения проблемы одиночества, получение чувства полезности для окружающих. С другой стороны семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку получает определённое вознаграждение. В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество. Развитие института приемной семьи для пожилых людей позволяет решить проблемы социальной защищенности пожилых людей в обществе, снижение развитие социальной активности граждан и гражданской позиции.

Выводы

В целом клиенты стационарного отделения социального обслуживания на дому удовлетворены качеством и разнообразием предоставляемых услуг. Наиболее востребованными услугами, являются услуги социально-бытового характера, приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений. Самыми основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды - это состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество.

Среди дополнительных услуг, в которых нуждаются клиенты отделения социального обслуживания на дому, самыми актуальными являются медицинские услуги, предоставления автотранспорта, «услуга парикмахер на дому», организация культурных и досуговых мероприятий.

В центре активно внедряются инновационные технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: услуги «домашний помощник», «санаторий на дому», «сиделка». Перспективным является внедрение таких инновационных технологии как «хоспис на дому», модель приемной фостерной семьи.

Одним из условий внедрения инновации в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому является расширения степени участия негосударственного сектора (некоммерческих организаций и частного бизнеса) в оказании социальных услуг населению. Это позволит развивать конкуренцию и в результате формировать более гибкую сферу социальных услуг, снижать стоимость предоставляемых услуг, уменьшать долю бюджетных средств при финансировании государственных учреждений.

Библиографическая ссылка

Бородина О.Д., Савченко В.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-2. – С. 321-324;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8575 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 4

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье раскрываются основные направления современных инновационных технологий социальной работы, подробно описываются их сущность, особенности, виды и принципы. Также выделяются положительные черты каждого из направлений с точки зрения работы по формированию, сохранению и развитию человеческих ресурсов организации.

Проектирование инновационных технологий в социальной сфере определяется прежде всего необходимостью использования приемов и методов инновационной деятельности, в результате которой рождаются и получают свое воплощение новые научно-практические идеи, подходы, инициативы. При этом происходят позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что приводит к рациональному использованию материальных, духовных, социальных и других ресурсов.

Технология формирования здорового образа жизни работников

Здоровьесберегающие технологии приобретают все большее значение в социальной работе с персоналом организации. Состояние здоровья современного работника имеет тенденцию к ухудшению.

В целях полноценного использования инструментов социальной работы при формировании, сохранении и развитии человеческих ресурсов организации данная технология приобретает чрезвычайную значимость.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия работника.

На сегодняшний день особенно актуальна технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиоза, в пер. с лат. - разумного образа жизни), хотя в социальной работе с персоналом в российских организациях данная технология еще малоизвестна.

Исследования И. И. Мечникова показали, что "суть ортобиоза - это обеспечение развития человека ради достижения долгой, деятельной и бодрой старости" .

Его последователь В. М. Шепель сформулировал современное направление ортобиоза - ортобиотику, в центре внимания которой этнопсихологические характеристики работников, психологическая предрасположенность к стрессу, проблемы питания, общения, проблемы семьи и старости. В каждом конкретном случае предлагается комплексный подход к преодолению возникающих проблем .

Словарь управления персоналом. Ортобиотика (греч., от orthos - правильный, прямой и bion - жить) - наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Базируется на принципах рационального образа жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы.

Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в социальной работе с персоналом организации реализуется в различных формах:

Профилактические обучающие программы по технологии самосбережения для работников и специалистов по управлению персоналом;

Специальная коррекционная работа с работниками, входящими в группу риска;

Групповые коллективные семинары, проводимые тренером-специалистом, владеющим знаниями в области ортобиотики;

Организация социокультурной деятельности в организации по пропаганде самосберегающего поведения;

Организация досуга, туризма и отдыха с учетом положений ортобиоза, потребностей и пожеланий работников;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма .

В рамках данной технологии в качестве основного инструментария осваиваются мини-технологии: рекреация (укрепление физического здоровья), релаксация (укрепление психического здоровья) и катарсис (система мер, укрепляющих нравственное здоровье человека, основанная на самоконтроле, ощущении совести). Работник получает знания по правильному построению режима рабочего дня, режима питания, движения, труда и отдыха. Получая конкретные рекомендации по структуре питания, способам релаксации, снятию напряжения на рабочем месте, повышению стрессоустойчивости, активизации жизненной энергии, работник учится понимать самого себя на телесном уровне восприятия, чтобы вовремя заметить возможные изменения, принять меры, внести необходимые коррективы в свой образ жизни.

Технология формирования здорового образа жизни работников является комплексной и включает диагностические процедуры, преобразование существующей ситуации, то есть поддержку и помощь, контрольную диагностику и профилактику.

Диагностическая процедура включает анализ физического, психического и нравственного состояния здоровья работника.

Преобразование предполагает проведение с коллективом организации курса практических занятий по теме самосбережения здоровья, который должен включать как теоретический материал, так и значительное количество тренингов.

Поддержка и помощь - это конструктивное индивидуальное взаимодействие работников, выбор мероприятий социальной работы и инструментария, укрепление уровня мотивации и оптимистического настроя работника.

Контрольная диагностика проводится с помощью пакета методик, использованных на диагностическом этапе.

Профилактика - это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1) предотвращение возможных физических, психических и социокультурных коллизий у отдельных работников и их групп в организации;

2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизнедеятельности работников;

3) формирование у работника потребности в самосбережении собственного здоровья;

4) содействие в достижении поставленных перед работником целей и раскрытии его трудового потенциала.

Необходимо отметить, что именно профилактика является самым перспективным направлением в рамках данной технологии социальной работы с персоналом, поскольку она предоставляет возможность коллективу организации стабильно развиваться, предупреждает появление конфликтов и стрессовых состояний, неудовлетворенность работников своей трудовой деятельностью, отсутствие стимулов и мотивов к работе. А значит, предупреждает крайние меры, такие как увольнение работников, высокие показатели текучести персонала.

Технология маркетинга в социальной работе

Словарь управления персоналом. Технология маркетинга в социальной работе - это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса среди работников организации на различные социальные услуги и мероприятия, создание соответствующей спросу социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду организации.

Маркетинговое сопровождение социальной работы с персоналом выполняет следующие функции:

Диагностическую (анализ существующих актуальных и потенциальных потребностей работников в социальном обеспечении и социальной защите);

Аналитико-прогностическую (выявление и учет в организации социальных групп и отдельных работников, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки; прогнозирование изменения существующих параметров);

Системно-моделирующую (определение характера, объема, форм и методов социальной работы, направленной на обеспечение социального благополучия работников);

Проектно-организаторскую (разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на удовлетворение потребностей работников в социальном обеспечении и социальной защите).

Маркетинговое сопровождение может быть внешним и внутренним, осуществляться постоянно или носить временный характер. Внешнее маркетинговое сопровождение на предприятии, организованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информации о соотношении государственных и негосударственных социальных служб на территории пребывания предприятия, специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Такие данные могут быть использованы для составления планов и программ социальной работы с персоналом.

Внутреннее маркетинговое сопровождение социальной работы в организации предполагает обеспечение организационного проектирования и реализацию программ оказания социальных услуг работникам.

Универсальный подход к описанию функций современного маркетинга позволяет выделить 5 блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе социальной работы с персоналом:

1. Аналитическая функция включает изучение внешней среды организации, внутренней среды организации, потребностей и социальных проблем работников, рынка социальных услуг.

2. Инновационная функция включает определение и организацию разработки новых социальных программ и услуг, управление качеством и конкурентоспособностью социальных программ и услуг (мониторинг качества).

3. Функция реализации - это проведение целенаправленной политики предоставления социальных услуг работникам, организация системы функционирования социальных программ и услуг, организация работы по предоставлению социальных программ и услуг конкретным работникам организации, организация сервиса по оказанию социальных услуг.

4. Функция управления и контроля - это организация стратегического и оперативного планирования социальной работы в организации, информационное обеспечение социальной работы, организация контроля проводимых мероприятий.

Исходя из экономической концепции маркетинга, социальная работа должна производить те услуги, которые пользуются спросом, то есть выполнять социальный заказ конкретных работников, с учетом их особых запросов и возможностей как представителей определенных социальных групп.

Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, позволяют выявлять основные социальные потребности работников, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры социальной поддержки.

Маркетинговая среда организации (окружающая среда, в которой осуществляется ее деятельность) содержит как возможности, так и угрозы для осуществления мероприятий социальной работы, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Своевременно предпринятые меры помогут организации избежать ряда социальных проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию.

Технологии цикла и ритма в социальной работе

Проблемы циклической динамики развития организации привлекали внимание многих российских и зарубежных исследователей, которые увидели в циклическом методе огромный научный потенциал. Однако даже самые передовые достижения в циклической области далеко не сразу становятся достоянием широкой научной общественности .

Под теорией циклов понимается теория, исследующая закономерности формирования процессов в виде структурных циклов (ритмов) систем различного типа. В научной литературе циклические теории характеризуются как концепции социального развития, определяющим признаком которых является идея о постоянном и периодическом прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени общественными образованиями, аналогичными замкнутым циклам зарождения, подъема, упадка и гибели.

Циклизм обеспечивает возникновение нового при относительной повторяемости элементов старого.

Остановимся на принципах, содержащих основные, на наш взгляд, критерии, соблюдение которых необходимо для реализации циклического подхода в социальной работе.

1. Принцип циклической интерпретации предполагает циклический уровень описания социальных явлений:

Социальные явления рассматриваются как проявления циклической деятельности и поведенческой активности их участников;

Выявляется циклическая и ритмическая обусловленность поведения для объяснения группового и индивидуального поведения работников, направленного на решение социальных проблем и имеющего социально-технологический эффект;

Выявляется циклическая структура социального поведения субъектов и объектов социальной работы, в этих целях используются теория и методология циклической науки, что обеспечивает эффективный анализ социальной деятельности в организации.

2. Принцип циклического развития конкретизирует идею социального измерения циклических явлений:

Действия субъекта социальной работы в организации (руководства, сотрудников службы управления персоналом) рассматриваются в контексте истории взаимодействия этого субъекта и объектов как этап взаимодействия;

Для понимания цикличного своеобразия в развитии конкретного работника, для объяснения его поведения необходимо биографическое исследование жизненного пути, деятельности работника в организации на основе конкретных трудовых и социальных процессов. Для объяснения группового поведения выявляется общий для членов группы цикл жизненного опыта, производится социальная реконструкция моделей трудового и социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям данной группы работников.

3. Принцип циклического измерения конкретизирует идею гуманитарного измерения циклического процесса:

Социальные, политические, экономические и культурные события, происходящие в организации, сама социальная работа с персоналом оцениваются с точки зрения их циклической повторяемости.

4. Принцип циклического эффекта оформляет приоритетную для исследований социальную область:

Социальная работа с персоналом оценивается с точки зрения циклических последствий, того влияния, которое она оказывает на характер и направленность действий работника или группы работников, условия их жизнедеятельности в организации;

Изменение социальной среды организации можно представить как цикл социальной работы с персоналом, то есть упорядоченные действия субъекта, приводящие к закономерному изменению социальных условий жизнедеятельности объекта социальной работы в организации;

Социальная работа с персоналом как научно-практическая деятельность рассматривает действия субъектов, приводящие к преобразованию социальной среды и влияющие на жизнедеятельность работников, как череду циклических действий;

Действия субъектов и объектов социальной работы рассматриваются как целеполагаемые, то есть направленные на гуманизацию социальной среды организации в соответствии с циклическими особенностями взаимодействия работника, организации и общества.

Методология цикличности может быть использована в социальной работе следующим образом:

Во-первых, важно учитывать периодическую изменчивость социальной деятельности, связанную с ее спецификой, поскольку социальная среда организации, субъекты и объекты сами изменчивы и не всегда определены;

Во-вторых, необходимо иметь в виду повторяемость, ритмичность и стабильность социальной работы, которая означает регулярность организации и проведения мероприятий, поскольку коллектив представляет собой гармоничное целое, постоянно балансирующее между потребностями и интересами отдельного работника и интересами всего коллектива.

Библиографический список

1. Мечников И. И. Этюды о природе человека. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 292 с.

2. Шепель В. М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.

3. Юматова Д. Б. Технология сохранения здоровья и жизненного оптимизма: Информ.-метод. материал. М.: ГУ Центр "Семья", 2004.

4. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2006.

5. Социальная работа: теория и практика. Учеб. пособие / Отв. ред. д-р ист. наук, проф. Е. И. Холостова, д-р ист. наук, проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Технологии социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Владос, 2000.

Е. Максимов

Заместитель председателя правления

региональной общественной организации

инвалидов и пенсионеров "Новый дом"

(РООИиП "Новый дом")

Подписано в печать 14.03.2013

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1