Структура элементы и функции политической системы. Структура и функции политических систем общества. Политическая жизнь в современной России

Методическая разработка урока по астрономии по теме «Наблюдения – основа астрономии»

Цели урока:

Личностные:

взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность.

Метапредметные:

формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и. т. Д.); работать с информацией научного содержания.

Предметные:

находить основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Сценарий урока

    Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

    Актуализация опорных знаний.

    Что изучает наука астрономии?

А) Она изучает происхождение, развитие, свойства объектов, наблюдаемых на небе, а также процессы, связанные с ними - правильно.

Б) Она изучает в целом весь космос, его структуру и возможности.

В) Изучает развитие и размещение звезд.

    Согласно предметов и методов исследований астрономию разделяют на:

    А) только три основные группы: астрометрию, астрофизику и звездную астрономию.

    Б) на две группы и подгруппы: астрофизику (астрометрию, небесная механика) и звездную астрономию (физическое космология)

    В) на пять групп: астрометрию, небесную механику, астрофизику, звездную астрономию, физическую космологию.- правильно

    С какой наукой тесно связана астрономия?

    Какая страна является родоначальницей астрономии?

    Прокомментируйте высказывание Дж. Бернала из книги «Наука в истории общества», используя знания по астрономии: «…Греки не создали цивилизации и даже не унаследовали ее. Они ее открыли… Встретившись с могучим влиянием древних цивилизаций Месопотамии и Египта, они отобрали из культур других стран… любое полезное техническое достижение, а в области идей… объяснение деятельности Вселенной».

    Пифагорейцы первыми высказали идею, согласно которой Земля – шар, основываясь на следующем доказательстве: сфера – идеальная геометрическая фигура, боги могли сотворить только идеальное. В чем отличие представлений пифагорейцев о формах Земли от современных представлениях?

    Нарисуйте схему взаимосвязи и взаимопроникновения астрономии и других наук.

    Первичное усвоение новых знаний

    • Как вы считаете, что является основным научным методом изучения астрономии? (Наблюдения)

      • Какие особенности они имеют?

Наблюдения в астрономии - основной источник информации. Они имеют особенности:

    продолжительность во времени протекания многих астрономических процессов и явлений (пример-эволюция звезд)

    необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)

Для решения многих практических задач расстояния до небесных тел не играют роли, важно лишь их видимое расположение на небе. Угловые измерения не зависят от радиуса сферы. Поэтому, хотя в природе небесной сферы и не существует, но астрономы для изучения видимого расположение светил и явлений, которые можно наблюдать на небе в течении суток или многих месяцев, применяют понятие Небесная сфера – воображаемой сферы произвольного радиуса (сколь угодно большого), в центре которой находится глаз наблюдателя. На такую сферу и проецируются звезды, Солнце, Луна, планеты и т.д, отвлекаясь от действительных расстояний до светил и рассматривая лишь угловые расстояние между ними.

(ЭФУ стр 10 рис 1.1 Небесная сфера)

Итак:

    Что является центром небесной сферы? (Глаз наблюдателя).

    Каков радиус небесной сферы? (Произвольный, но достаточно большой).

    Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (Положением центра).

Наблюдаемое суточное движение небесной сферы – кажущееся движение отражающее действительное вращение земного шара вокруг оси.

Чтобы отыскать на небе светило. надо указать, в какой стороне горизонта и как высоко оно находится. с этой целью используется система горизонтальных координат – азимут и высота.

(ЭФУ стр 11 рис Система горизонтальных координат)

Для наблюдателя, находящегося в любой точке Земли, нетрудно определить вертикальное и горизонтальное направления. Первое из них определяется с помощью отвеса и изображается на чертеже отвесной линией ZZ ´проходящей чрез центр сферы (точку О). Точка Z , расположенная прямо над головой наблюдателя, называется зенитом. Плоскость, которая проходит через центр сферы перпендикулярно отвесной линии, образует при пересечении со сферой окружность – истинный. или математический, горизонт. Высота светила отсчитывается через зенит и светило М, и выражается длиной дуги этой окружности от горизонта до светила. Эту дугу и соответствующий ей угол принято обозначать буквой h . Положение светила относительно сторон горизонта указывает его вторая координата – азимут, обозначаемый буквой А. Азимут отсчитывается от точки юга в направлении движения часовой стрелки.

На практике в геодезии, азимут и высоту измеряют специальными угломерными оптическими приборами – теодолитами.

Расстояние между звездами на небесной сфере можно выражать только в угловой мере.

Оценка угловых расстояний на небе. (ЭФУ стр 10 рис 1.2 Оценка угловых расстояний)

    Первичная проверка понимания

(ЭФУ стр 11 Задание «Линии и точки небесной сферы»)

Учащиеся выполняют задание и проверяют правильность выполнения.

    Подготовка к выполнению группового задания:

    Для точности наблюдений, нужны приборы.

Как называется основной прибор, который используется для наблюдения небесных тел, приема и анализа приходящего от них излучения? (телескоп)

Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях - обсерваториях .

постановка познавательной задачи;

инструктаж о последовательности работы;

раздача дидактического материала по группам.

Класс разбивается на четыре группы.

Каждая группа выполняет свой блок заданий, в качестве источника информации использует учебник, средства Интернета. Каждая группа защищает свою работу.

В процессе защиты остальные участники заполняют таблицы согласно заданию.

1 группа:

Характеристики телескопов



2 группа

Классификация оптических телескопов

3 группа

Классификация телескопов по волновому диапазону наблюдения

4 группа

Эволюция телескопов

    Групповая работа:

знакомство с материалом, планирование работы в группе;

распределение заданий внутри группы;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

обсуждение общего задания группы;

подведение итогов группового задания.

    Рефлексия (подведение итогов занятия).

сообщение о результатах работы в группах;

анализ познавательной задачи, рефлексия;

общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи .

Защита работ продолжится на следующем занятии.

Домашнее задание параграф 2.1

1 .Охарактеризуйте с точки зрения физики особенности астрономических систем активной оптики.

2. На двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы с оптической силой 10 дптр расположен точечный источник света. Линза вставлена в непрозрачную оправу радиусом 5 см. Каков диаметр светлого пятна на экране, расположенном на расстоянии 30 см от линзы? Сделайте рисунок с указанием хода лучей.

3.По желанию, выбрать тему проекта и воплотить его в «жизнь»:

    Первые звездные каталоги Древнего мира.

    Крупнейшие обсерватории Востока.

    Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.

    Создание первых государственных обсерваторий в Европе.

    Устройство, принцип действия и применение теодолитов.

    Угломерные инструменты древних вавилонян – секстанты и октанты.

    Современные космические обсерватории.

    Современные наземные обсерватории.

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтамотносятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

· институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

· функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

· регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

· коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

· идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.


Согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

Определение общих целей, задач и путей развития общества;

Разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

Распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

Политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

Контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

В зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

В зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

Формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

Цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

По степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

По характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.

Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы , выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура политической системы не является чем-то статичным, она подвержена постепенным изменениям.

В структуре политической системы учеными нередко выделяются такие подсистемы, как институциональная (совокупность институтов и организаций), регулятивная (политические и правовые нормы, обычаи, традиции, символы), коммуникативная (формы взаимодействия власти, общества и индивида), функциональная (средства и способы реализации власти, формы политической деятельности, политические процессы), культурная или идеологическая (система ценностей, ментальность).

Широко распространена точка зрения, согласно которой выделяются четыре группы элементов политической системы:

1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическая культура и политическое сознание.

Политическая организация является наиболее активной динамичной частью политической системы. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данном обществе. Именно благодаря организации происходит переход идей в материальную форму Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности - М., 2004. с - 70. .

Политическая организация включает в себя государство, политические партии, общественно-политические и экономические организации, СМИ, церковь и отношения между ними. В результате их взаимодействия осуществляется власть в обществе.

Такие элементы организации как государство, политические партии и общественные организации будут подробно рассмотрены в последующих темах. Отметим лишь несколько важных моментов.

Центральное место в этой подсистеме занимает государство. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для всех граждан. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая политической системе целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает орудием руководства и управления. Характер и объем государственной власти неодинаков в различных типах политических систем.

Государство и политические партии являются собственно политическими институтами, то есть они прямо и непосредственно осуществляют власть или стремятся к ней. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами разного рода общественные объединения и организации, массовые движения. По отношению к легально-публичной сфере, политические институты можно подразделить на официальные, формальные и «теневые», неформальные. К последним относятся неофициальные лоббистские группы, тайные организации, нелегальные экстремистские организации. Основным назначением политических институтов является представительство интересов различных слоев общества.

Особую роль в политической жизни общества играют СМИ и церковь. Они могут быть рассмотрены как механизмы, обеспечивающие обществу стабильность и в то же время возможность развития.

По массовости воздействия, оперативности, возможности предоставления трибуны разным точкам зрения, средства массовой информации выделяются среди других социальных институтов. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. К этому перечню следует добавить интернет, который за последние десять лет стал одним из эффективных средств получения и передачи информации. СМИ обладают разными возможностями и силой воздействия на аудиторию. Наиболее массовое и сильное влияние оказывают радио и телевидение.

СМИ не просто передают информацию о политике населению, но и определяют ее содержание, концентрируют внимание общества на тех или иных проблемах, или напротив, блокируют поступление нежелательной для политической власти информации. Выполняя функцию политической социализации и формирования общественного мнения, СМИ оказывают влияние на политическое поведение больших социальных общностей.

В современных условиях на облик СМИ влияние оказывают различные факторы. Важно, кто является их учредителем (государство, политические партии, массовые движения, отдельные лица); каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны.

Политические элиты (как правящие, так и оппозиционные) соперничают за контроль над СМИ. Исторически человечество знакомо с тремя формами взаимоотношений между СМИ и государством.

1) Государство владеет СМИ и полностью определяет их политику. 2) Государство не владеет СМИ, но влияет на их политику. 3) СМИ отражают плюрализм политических и социальных отношений.

В первом случае речь идет о тоталитарном политическом режиме , при котором СМИ являются средством тотального контроля за всеми сферами жизни общества. Главное предназначение СМИ в тоталитарном государстве - проведение пропаганды, то есть обеспечение доминирования в масштабах социума определенной точки зрения любыми средствами.

Во втором случае речь идет об авторитарных режимах , при которых власть стремится не допустить проникновение альтернативных точек зрения на ведущие телеканалы, запретить печатные органы оппозиции, оградить доступ к массовым газетам и изданиям.

Третий тип характерен для демократических стран, где СМИ отражают альтернативные позиции по проблемам общественно-политического развития. Свобода слова и выражения мнений являются одними из основных прав, закрепленных в законодательстве и гарантированных государством. Государственные структуры и политики вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М., 1996. с - 101. .

В то же время утверждение о том, что информационные потоки в странах демократии полностью неподконтрольны государству и другим институтам не соответствует действительности. Существуют частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов. В ряде стран функционируют наблюдательные советы (например, совет попечителей Би-Би-Си в Англии), которые контролируют деятельность СМИ и следят за соблюдением законодательства. Возникло понятие «самоцензуры», как производное от трех форм регуляции деятельности СМИ: законодательства, профессиональных кодексов журналистской деятельности, разделяемых в обществе этических норм. У власти и бизнеса сохранились широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Таким образом, СМИ являются важной частью политической системы, оказывают серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Заметную (в ряде государств доминирующую) роль в политической жизни общества играет церковь - особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов.

Религия и политика на протяжении долгих веков, так или иначе, соприкасались и соприкасаются друг с другом. Это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

Религия опирается на довольно большие массы последователей, является формой общественного сознания, которая иногда довлеет над всеми другими формами. Это открывает широкие возможности для манипулирования общественными настроениями и поведением. Политика также неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни будут неизбежно пересекаться.

Сложились традиционные каналы взаимодействия политики и церкви. Во-первых, религия вторгается в политическую жизнь путем влияния на поведение своих приверженцев, использования их религиозных чувств. Во-вторых, связи религии и политики обусловлены действиями и интересами аппарата церкви, руководителей различных религиозных организаций. В-третьих, политические деятели различных оттенков активно используют религию в сфере внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым религиозным движениям выгодное направление (например, расширить электоральную базу). В-четвертых, в силу определенных обстоятельств сами верующие обращаются к религии для обоснования своих интересов Макеев А.В. Политология. - М., 2000. с - 153. .

Последствия взаимодействия религии и политики могут быть самыми разными. Например, такой лозунг ислама, как джихад (священная война) может объединить как сторонников прогрессивных сил, так и реакции.

Религиозные движения и организации нередко выступали и выступают с миротворческой миссией, участвуя в урегулировании международных и локальных конфликтов.

Политические деятели нередко стремятся получить поддержку церкви. Примеры можно найти как в зарубежной, так и в отечественной практике. Клерикальная поддержка была оказана Р. Рейгану во время президентских выборов 1980 г. Православная Церковь в современной России выражает поддержку существующему политическому режиму.

За последние годы заметно усилилось стремление руководства русской православной церкви активно влиять на политическую жизнь в стране. Это проявляется в участии священнослужителей в политических кампаниях федерального и местного уровней.

В состав политической системы входят политические отношения . Этот компонент складывается из взаимодействий социальных групп, личностей, политических институтов по поводу устройства и управления обществом. Политические отношения подвижны и динамичны, принимают различные формы.

По характеру взаимоотношения субъектов политические отношения могут проявляться в форме принуждения, соперничества и сотрудничества, конфликта и консенсуса. По социальной направленности различают: отношения, направленные на сохранение и укрепление существующих политических условий и отношения, направленные на их изменение.

По субъектам политических отношений выделяют несколько групп:

1) отношения между классами, нациями и государствами; 2) вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления власти между правящими и подчиненными, между центральными и местными органами власти; 3) отношения между политическими организациями и учреждениями.

Политические и правовые нормы являются существенным элементом политической системы. Они существуют и действуют в виде конституций, законодательных актов, уставов и программ партий и политических организаций, политических процедур, норм, традиций, обычаев. Нормативно-правовая подсистема регулирует деятельность политических институтов и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, силы, доминирующие в данной политической системе, оказывают существенное влияние на характер политических отношений. Реальное воплощение правовых норм в политической практике зависит от типа политического режима. При тоталитаризме правовые нормы полностью игнорируются государством (или олицетворяющими политическую власть фигурами), авторитарный режим предполагает их частичное соблюдение, а в демократических странах общество и государство строго следят за соблюдением правовых норм в политике.

Политическая культура и политическое сознание являются субъективными элементами политической системы.

А.И. Соловьев определяет политическую культуру как совокупность типичных для конкретной страны (или группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. От типа политической культуры будет зависеть успех преобразований, реализация принимаемых властными структурами решений.

Если политическая культура служит для характеристики политической системы в целом, то политическое сознание отражает внутреннее состояние отдельных субъектов (индивидов, социальных групп, слоев, масс, общества). В отличие от политической культуры, политическое сознание представляет собой более подвижное духовное образование. Оно обозначает всю совокупность представлений о мире политики субъекта, которые опосредуют его отношения с политическими структурами.

Формируясь под влиянием конкретной социальной и политической реальности, представления, ценностные ориентации и установки участников политики, их эмоции и стереотипы оказывают существенное влияние на их политическое поведение, уровень поддержки или неприятия политической системы, а в итоге на ее стабильность или изменчивость.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ею специфических функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Действия же, ведущие к разрушению политической системы, ее дестабилизации рассматриваются как дисфункции.

Функции политической системы многообразны, непостоянны и изменяются с учетом конкретно-исторических условий. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Выделим ряд основных функций политической системы:

  • 1) целеполагания (определение целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества);
  • 2) выработки программ жизнедеятельности общества для достижения поставленных целей;
  • 3) мобилизации материальных и человеческих ресурсов;
  • 4) дистрибутивная функция (распределение благ, услуг и статусов в обществе);
  • 5) регулятивная функция (реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также через применение административных и иных мер в отношении нарушителей правил);
  • 6) функция интеграции общества (связана с приобщением граждан к политическим ценностям, правовым нормам, следованию принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльному отношению к институтам власти);
  • 7) функция реагирования (политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри, что позволяет системе адаптироваться к меняющимся условиям, обеспечить безопасность и динамичность общества) Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М., 1996. с - 110. .

Структура. – Функции.

Компонентами структуры политической системы являются:

совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Функции политической системы общества. Одна из функций политической системы общества заключается в обеспечении взаимодействия политических сил в ходе выработки управленческих решений, выбора направлений политики, формирования органов государства. Взаимодействие может иметь различный характер. Во-первых, это может быть сотрудничество, выступающее в разных формах. Во-вторых – борьба, которая в различных условиях может вестись мирными средствами в виде соперничества, взаимной критики и т. п. , но может превращаться в вооруженную конфронтацию. Другой функцией политической системы общества, тесно связанной с первой, является функция проводника при осуществлении политической власти. Политическая власть, основным институтом которой является государство, реализуется, пронизывая все звенья политической системы. В каждом из них могут проявляться разные, порой противоречивые, тенденции (что, впрочем, не всегда обязательно) в отношении государственных мероприятий: безоговорочная и активная поддержка, сдержанное одобрение, безразличие, пассивное сопротивление, активное противодействие. Следующая функция представляет собой обеспечение обратной связи со стороны общества в отношении политической власти, институтов, осуществляющих ее, форм и методов ее осуществления. Данной функции принадлежит важная роль в процессе властвования, ибо благодаря ей выясняется эффективность предпринятых государством как основным институтом власти мер в той или иной сфере, адекватность интересам господствующих и других классов и социальных групп форм и методов реализации власти, степень доверия с их стороны к органам власти и к проводимой ими политике. Среди функций политической системы общества имеется и функция поддержания взаимоотношений с другими политическими системами. Взаимосвязи между политическими системами характеризуются большим разнообразием видов, форм, способов и тенденций, причем межгосударственные отношения выступают как одна из разновидностей политических связей, но со своей спецификой, в силу чего они обладают самостоятельным значением.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17. Структура и функции политической системы общества:

  1. Политическая система общества: понятие, структура, характеристика ее элементов.
  2. 21. Понятие, структура и виды политических систем общества.
  3. 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.