Религиозные объединения и организации в рф. Религиозное объединение

Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами.

Для начала давайте разберём, что такое религиозное объединение.

Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками 1:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Российское законодательство допускает возможность образования религиозных объединений в двух формах 2:

    Религиозные группы;

    Религиозные организации.

Начнём с религиозных групп, поскольку, исходя из ФЗ, можно отметить, что религиозные группы в процессе создания более упрощены и не имеют таких формальностей, как религиозные организации.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица . Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Что касается создания религиозной группы, то ФЗ конкретно не регламентирует порядок процесса образования группы. Поэтому мне пришлось обратиться к практике. Если вкратце, то создание религиозной группы требует:

Заявление по шаблону;

Минимум 10 человек, которые поставят под заявлением свои ФИО и подписи;

Выбрать орган местного самоуправления.

Это то, что касается религиозных групп, теперь

Давайте рассмотрим, что такое религиозные

организации и их особенности.

Что же касается религиозной организации, то для начала следует отметить то, что слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.

И более подробно.

Религиозные организации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица . В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные:

Местные – это религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные – это религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Напомню, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Так же религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Согласно Конституции, Россия имеет статус светского государства, а значит, в качестве главной или государственной не может быть признана ни одна религия. Все граждане свободны в своем вероисповедании и при желании могут быть участниками или учредителями объединений религиозного характера (не путать с ). Про положение и административно-правовой статус религиозных объединений, его признаки расскажем вам сегодня.

Характеристика религиозных объединений

Понятие и нормативное регулирование

Религиозное объединение — объединение граждан и лиц, проживающих в России постоянно, на добровольной основе с целью общего вероисповедания и совершения обрядов, распространения и обучения вере ее последователей. Будучи юридическим лицом, религиозная организация входит в группу некоммерческих унитарных организаций (не путать с и на ).

Правовое положение объединений на основе религии определяется ФЗ (федеральным законом) “О свободе совести и о религиозных объединениях” (от 1997), Гражданским кодексом, частично Конституцией и №129-ФЗ (о порядке регистрации физических и создании юридических лиц).

Про общественные, традиционные организации и религиозные объединения в РФ (Российской Федерации), а также иные их виды и формы читайте ниже.

Данное видео расскажет вам о том, что такое религиозное объединение:

Формы и виды

В Федеральном законе прописано, что объединения религиозного характера могут приобретать всего две формы:

  • религиозной группы — свободного объединения для исповедания веры без государственной регистрации;
  • религиозной организации — свободного объединения для добровольного исповедания, распространения веры с обретением правоспособности юридического лица.

Этим законодательная классификация не ограничивается. Юридическое лицо зависимо от сферы деятельности (территориальной) разделяется на:

  • местные организации — все участники проживают в одном сельском или городском поселении (одной местности);
  • централизованные организации — объединение от трех местных организаций религиозного характера.

Сравнивая с другими некоммерческими учреждениями, легко заметить, что централизованная организация схожа с ассоциацией. В большинстве случаев цель ее создания — координация деятельности местных организаций. Они же могут быть созданы в пределах одного лишь субъекта РФ, централизованные — включать в себя объединения, что функционируют на территории двух, трех и более субъектов РФ.

Интересно, что как централизованные организации могут создаваться местными, так и местные централизованными. Например, три или более местные объединения могут учредить централизованную религиозную организацию. Также действующее централизованное объединение может учреждать местные организации, к примеру, на территории новых для религиозного объединения субъектов РФ.

Деятельность

Религиозное объединение может совершать практически любую деятельность, что не запрещена законодательством России. Изначально это исповедание веры, совершение обрядов, разнообразных церемоний и религиозное воспитание участников. Также организации имеют право:

  • содержать и основывать культовые строения и объекты;
  • производить и передавать религиозную литературу, а также видео- и аудиоматериалы;
  • учреждать организации, производящие материалы и объекты религиозного характера;
  • учреждать образовательные организации и СМИ;
  • проводить миссионерскую деятельность;
  • проводить непосредственную благотворительную деятельность;
  • создавать благотворительные учреждения;
  • вести предпринимательскую деятельность;
  • создавать коммерческие и некоммерческие юридические лица.

Не ограничивается и приветствуется деятельность не всех религиозных групп. Законодательством РФ запрещается деятельность организаций, которая признается экстремистской или деструктивной. Согласно Федеральным законам, такие организации подлежат к приостановлению деятельности или ликвидации.

Также организация религиозного характера не может влиять на государственные органы, принимать какое-либо участие в выборах или поддерживать любую из политических партий, помогать ей материально или иным способом. Данный запрет касается организации в целом, не распространяясь на ее участников.

Об участниках религиозных объединений и их правах согласно законам о религиозной деятельности читайте ниже.

Про юридический опыт религиозных объединений расскажет видео ниже:

Участники организации

Участником религиозного объединения имеет право стать физическое лицо с постоянным местом жительства на территории РФ на законных основаниях. Исключение составляет только следующий круг лиц, которые не могут ни входить в состав, ни учреждать религиозные организации:

  • физические лица, не граждане России, пребывание которых на территории государства признано нежелательным;
  • лица, входящие в перечень согласно №114-ФЗ, №35-ФЗ и №115-ФЗ (экстремистская деятельность, финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным способом).

Все участники имеют равные права. То есть, все участники могут принимать равное участие в управлении организацией, имеют по одному голосу на голосованиях и могут быть избраны как исполнительный орган. Наличие коллегиального исполнительного органа с главой в форме единоличного исполнительного органа объединения является обязательным.

Обязанности участники также распределяют равномерно: все обязаны платить равные взносы, участвовать в деятельности организации, не нарушать ее устав и внутренние правила.

Интересно, что члены юридического лица, ведущего религиозную деятельность, не получают права на распределение каких-либо доходов. Причем, не может распределяться даже прибыль от коммерческих организаций, созданных религиозным объединением. Согласно закону, любая предпринимательская деятельность может вестись только для реализации целей в уставе.

Участники объединения освобождены от ответственности по обязательствам религиозного учреждения. Корпоративные отношения внутри организации являются организационными с отсутствием имущественного характера.

Учреждение субъекта

Открыть религиозную организацию может объединение физических лиц (минимум 10-ти), получивших полную дееспособность и постоянно проживающих в пределах государства. Это правило актуально для местного объединения. Главным учредительным документом есть устав. Помимо него, чтобы зарегистрироваться как юридическое лицо участники должны предъявить органу государственной регистрации такие документы и сведения:

  • заявление о регистрации;
  • перечень физических лиц-учредителей с основными сведениями о них;
  • протокол учредительного собрания;
  • информацию о вероучении и отношении организации к здоровью, образованию, браках, а также имеющихся ограничениях гражданских обязанностей, прав ее участников;
  • данные о руководящем органе, в особенности о его месте нахождения для связи с объединением;
  • документ, служащий доказательством уплаты государственной пошлины.

Заявление учредителей рассматривается не дольше месяца. Бывают случаи, когда с целью проведения специальной экспертизы (религиоведческой) государственным органом период рассмотрения документов продлевается до полугода. Нецелесообразность создания, как причина отказа в регистрации, недопустима. Но есть другие причины, согласно которым отказ в учреждении юридического лица возможен:

  • если деятельность, цели организации противоречат Конституции;
  • объединение не признается религиозным;
  • документы составлены неправильно или содержат недостоверную информацию;
  • если организация с таким названием существует;
  • если учредители неправомочны.

Создание и регистрация централизованного объединения осуществляется идентично местной организации. Единственное отличие: для учреждения централизованного объединения должно существовать минимум три местных соответствующего вероисповедания.

Иностранные религиозные объединения могут пройти процесс государственной регистрации только при наличии ходатайства от российской организации соответствующего вероисповедания. Согласно закону, такие учреждения получают статус представительств без права на совершение культовой или миссионерской деятельности.

Имущество и устав

Главным документом, определяющим деятельность и внутрикорпоративные отношения, служит устав. В нем прописываются:

  • основные сведения о религиозном объединении;
  • задачи, формы и цели деятельности;
  • порядок учреждения управленческих органов, их компетенция;
  • структура организации;
  • источники имущества, денежных средств;
  • распределение имущества в случае ликвидации объединения;
  • другая информация, касающаяся деятельности такого юридического лица.

Группы, которые действуют без получения юридического лица, используют имущество участников. При этом участники не теряют права собственности на используемое группой имущество и могут изъять его по первому требованию.

  • В религиозных организациях равно противоположная ситуация: право собственности на любое имущество, которое участники передают объединению, переходит организации. И учредители, и участники лишены имущественных прав на денежные, материальные или нематериальные средства объединения, кроме прав управления и использования.
  • Если участник решает покинуть учреждение, он не может требовать возврата имущества, переданного ним религиозному объединению. Из государственной, муниципальной собственности имущество религиозного характера передается в собственность подобным организациям безвозмездно.
  • Единственные, кто имеют право на продажу, передачу в аренду или другие действия с имуществом объединения, — это уполномоченные уставом органы управления. При ликвидации имущество при отсутствии требований кредиторов реализуется соответственно целям в уставе. Также, если это прописано в документе, оно может распределяться среди участников.

Данное видео поведает про формы религиозных объединений:

(обзор статей и положений)

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).

Религиозным объединением

В Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией .

Религиозная группа

– добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация

– добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные .

Местной религиозной организацией

Признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией

Признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Рассматривая взаимодействие государства и религиозных объединений можно выделить следующее:

  • государство не вмешивается, да и не имеет права вмешиваться, в свободу определения гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, а также в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;
  • государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;
  • деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;
  • органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль деятельности религиозных объединений.

Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если:

  • её цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (с обязательной ссылкой на конкретные нормы соответствующих законодательных актов );
  • она не признана религиозной;
  • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны;
  • в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

  • нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
  • действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • создание вооруженных формирований;
  • пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и органов местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции религиозных организаций.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Законодательство Российской Федерации разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство вправе осуществлять тесное сотрудничество с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время религиозное объединение может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Религиозные объединения и их иерархии не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.
Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.
В государственных органах, органах местного самоуправления, не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве.

Государство в праве ограничивать деятельность религиозных организаций в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускаются и международным законодательством в области гражданских и политических прав.
Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения могут заниматься благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.

Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,

Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:

  1. в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;
  2. в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется непререкаемым авторитетом;
  3. в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;
  4. в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).

Формирование надлежащего правового статуса религиозных объединений является фактором предотвращения возможных межконфессиональных конфликтов, преодоления религиозного (и связанного с ним национального) экстремизма, подрывающего основы гражданского общества.

При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам. Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения – это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общества.

Законодательство Российской Федерации определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством фактически разрешительный порядок государственной регистрации.

Также представляется необходимым отметить, что установление ряда преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности.
В отношении религиозных организаций действуют некоторые льготы в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. Действие данных налоговых льгот распространяется и на предпринимательскую деятельность религиозных организаций.
В частности положения Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», закрепляют положения, освобождающие религиозные организации от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы.

В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства, государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Однако, государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Эти целевые поступления из бюджета должны расходоваться строго по назначению. Иногда они могут иметь существенное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности религиозной организации (например, при неудовлетворительном состоянии культового здания, охраняемого как памятник истории и культуры).

Религиозная организация, как и любое российское юридическое лицо, обязана выполнять возложенные на нее государством обязанности, в том числе обязанность уплачивать налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом следует отметить, что положения налогового законодательства учитывают специфику деятельности религиозных организаций.

Религиозным организациям предоставлены значительные льготы, учитывающие их некоммерческую сущность, большие трудности, с которыми связано ведение хозяйственной деятельности в современных условиях, малая обеспеченность основной массы верующих, не способных полностью обеспечить содержание религиозных организаций своими пожертвованиями.

Предоставление религиозным организациям налоговых льгот является широко распространенной в мире практикой. Налоговые льготы представляют собой косвенную материальную поддержку религиозных организаций за счет бюджетных средств (недополученные налоговые поступления в бюджет), то есть разумное отступление от принципа отсутствия государственного финансирования отделенных от государства религиозных организаций. Имущество религиозного назначения, в том числе культовые здания и земельные участки, на которых они размещены, могут обладать большой номинальной стоимостью, но они не являются объектами коммерческого оборота, не приносят пропорциональных доходов. Поэтому обложение культовых зданий и земельных участков налогом на имущество организаций и земельным налогом приведет к тому, что очень многие религиозные организации, в первую очередь те из них, которые стеснены в средствах, не смогут выполнять обязанности по уплате этих налогов. В конечном итоге такой налоговой политики религиозные организации окажутся лишены возможности свободно отправлять религиозный культ.

Не обладающие правами юридического лица религиозные объединения (религиозные группы) не являются налогоплательщиками и не имеют возможности воспользоваться налоговыми льготами, установленными в Налоговом Кодексе РФ для религиозных организаций. Используемое для осуществления деятельности религиозных групп имущество принадлежит физическим лицам. Участниками гражданских правоотношений, возникающих в связи с деятельностью религиозной группы, также являются физические лица (участники религиозной группы). Льгот для них Налоговым Кодексом не предусмотрено.

В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса РФ (далее - НК):

  • под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами; должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 2, ч. 2 НК РФ). Поэтому, в частности, налоговые льготы могут устанавливаться только одновременно для всех религиозных организаций, независимо от их конфессиональной принадлежности.
B Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ).

  • Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
  • Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и Законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации
  • Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость

Общая налоговая ставка составляет 18% от стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Льготная (пониженная) ставка в размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров - некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки и т. п.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров. Продавая товар, религиозная организация включает НДС в его цену и затем уплачивает налог. Таким образом, фактически налог взыскивается с покупателя продукции, конечного потребителя товара. Предоставляемые религиозным организациям льготы по НДС позволяют либо реализовывать товары и услуги по более низкой цене, либо получать большую прибыль.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции:
по реализации (или передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.
Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 251.

В соответствии с вышеназванной нормой Налогового Кодекса, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость организация и проведение вышеуказанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий. Таким образом, практика отказа от взимания платы за совершение религиозных обрядов (обряд совершается бесплатно, но лицу, попросившему его совершить, предлагается сделать пожертвование в рекомендованном размере) не имеет целью уклонение от налогообложения. Эта практика связана с желанием религиозных организаций не заниматься прямой «торговлей религиозными услугами» и имеет нравственную, а не экономическую мотивацию.

На основании п. 15 части 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю качества проводимых работ).
Таким образом, если религиозная организация выступает заказчиком ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, то в стоимость работ, оплачиваемых ею ремонтно-реставрационной организации (подрядчику), не должен включаться налог на добавленную стоимость в следующих случаях:

  • объект является культовым зданием (сооружением), находящимся в собственности или в безвозмездном пользовании религиозной организации иохраняется как памятник истории и культуры;
  • объект является культовым зданием (сооружением), находящимся в собственности или в безвозмездном пользовании религиозной организации, но не относится к памятникам истории и культуры;
  • объект не является культовым зданием (сооружением), но находится в собственности или в безвозмездном пользовании религиозной организации иохраняется как памятник истории и культуры.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. В отличие от вышерассмотренной льготы по НДС, в данном случае не существует отдельного нормативного документа, устанавливающего перечень предметов религиозного назначения, на доходы от реализации которых распространяется данная льгота. На практике налоговые органы ориентируются на перечень предметов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. для применения льготы по НДС.

Соответственно, расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются при определении налоговой базы согласно пункту 48 статьи 270 Кодекса.

В налоговую базу также не включаются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям (п. 2 ст. 251 НК РФ). Для религиозных организаций это бюджетное финансирование реставрации, содержания и охраны зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, выделяемое в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О свободе совести...».

При определении налоговой базы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 251 Налогового Кодекса, не учитывается имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. На основании данного положения не подлежат обложению налогом на прибыль пожертвования, полученные религиозной организацией на осуществление какой-либо деятельности, предусмотренной ее уставом.

Религиозные организации - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Это требование призвано обеспечить возможность осуществления контроля за тем, были ли целевые поступления действительно использованы в тех целях, на которые они были получены религиозной организацией. По окончании налогового периода религиозные организации представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Если целевые поступления, в том числе пожертвованное имущество и денежные средства, использованы религиозной организацией не по назначению, не на уставные цели, то они будут признаны внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ). Религиозной организации придется включить их в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. (Помимо этого, жертвователь будет вправе требовать отмены пожертвования, согласно ч. 5 ст. 582 Гражданского Кодекса РФ).

Кроме того, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 264 Кодекса, учитываются как расходы, связанные с производством и реализацией, расходы налогоплательщиков-организаций, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций.

Другие налогоплательщики, делающие пожертвования религиозным организациям на осуществление уставной деятельности, не смогут отнести эти пожертвования к расходам, уменьшающим налоговую базу (ст. 270 п. 34 НК РФ). Таким образом, в отличие от физических лиц, которые, по крайней мере теоретически, стимулируются делать пожертвования религиозным организациям посредством предоставления налогового вычета при уплате НДФЛ, для жертвователей - юридических лиц такого налогового стимула в настоящее время не существует.

Государственная пошлина

Государственная пошлина уплачивается истцом при обращении в суд, кроме предусмотренных законом случаев, когда истец освобождается от уплаты госпошлины. Госпошлина может быть взыскана с лица, которое выступает ответчиком в суде, если решение суда принято не в его пользу, а истец был освобожден от уплаты госпошлины. (Если госпошлина была уплачена истцом при обращении в суд, проигравший дело ответчик обязывается компенсировать истцу расходы по уплате госпошлины).

В соответствии со статьей 33335 НК РФ, п. 1, религиозные объединения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 2 статьи 381 Кодекса, религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
В письме Министерства финансов РФ от 24 мая 2005 г. № 03– 06–02–02/41 к имуществу, освобождаемому от налогообложения, отнесены:

  • «культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности,
  • предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности».

Та же статья 381 НК РФ освобождает любые организации от уплаты налога на имущество в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако на практике всё находящееся у религиозных организаций имущество, отнесенное к памятникам истории и культуры федерального значения, имеет религиозное назначение. Таким образом, на это имущество налоговая льгота распространяется по двум вышеперечисленным основаниям.

Религиозные организации должны уплачивать налог на имущество лишь в части стоимости того имущества, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств и не используется ими для осуществления религиозной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос: если религиозная организация осуществляет исключительно религиозную деятельность в соответствии с уставом, то будет ли подлежать налогообложению такое имущество, как, например, компьютеры, ведь они не используются прямым и непосредственным образом в религиозной деятельности, но, с другой стороны, организация не осуществляет никакой другой деятельности, кроме религиозной.

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку в действующем законодательстве не дается определения понятия «религиозная деятельность». В спорных случаях все зависит от того, сможет ли религиозная организация убедить налоговые органы в том, что деятельность, для осуществления которой используется данное имущество, должна быть отнесена к религиозной.

В одном реальном случае местной религиозной организации удалось обосновать, что оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс) используется ею для составления расписания богослужений, для переписки с верующими и другими религиозными организациями и, таким образом, является имуществом, используемым для обеспечения религиозной деятельности. Известны случаи, когда споры с налоговыми органами возникали по поводу обложения налогом на имущество принадлежащего религиозной организации автомобиля, используемого священнослужителем для поездок с целью совершения религиозных обрядов в домах верующих.

В случае, если жилые помещения (квартиры, дома), принадлежащие религиозной организации, используются для проживания священнослужителей, которые, кроме проживания, проводят в этих жилых помещениях религиозные обряды и церемонии, данное имущество может быть отнесено к освобождаемому от уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 381 НК РФ.

Так, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 28.05.2007 по делу № А60–5394/2007-С8 указал, что Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в п. 2 ст. 17 допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Довод налоговой инспекции о том, что от налогообложения по налогу на имущество освобождаются только объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а в силу статьи 17 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с чем полагавшего, что жилые помещения не могут быть освобождены от налогообложения, судом не принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании статьи 381 Налогового Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 17 Жилищного Кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

Необходимо обратить внимание на то, что нормы главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса допускают возможность предоставления религиозным организациям дополнительных льгот по уплате налога на имущество организаций. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В соответствии со статьей 4, п. 1, пп. 13 Закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. № 64, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество, используемое ими для осуществления уставной деятельности. Таким образом, в Москве объектом обложения данным налогом не является любое имущество религиозных организаций, используемое ими для ведения какой-либо предусмотренной их уставами деятельности, в том числе и предпринимательской.

Земельный налог

В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

На основании пункта 4 статьи 395 Налогового Кодекса религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В Письме Министерства финансов РФ от 24 мая 2005 г. № 03– 06–02–02/41 разъясняется, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Письмо Министерства финансов РФ от 7 мая 2008 г. № 03–05– 04–02/31 дополняет, что «если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке».

План урока

1. Тема: Религиозные объединения в Российской Федерации

Тип: комбинированный урок

Вид: лекция

2. Цель урока:

Образовательная: познакомиться со спецификой религиозных организаций, право на создание, которых имеют граждане России; раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений.

Воспитательная: подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России .

Развивающая: способность к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

3. Оборудование (ТСО): видеопроектор, ноутбук, презентация, раздаточные материалы.

4. Литература: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования/ А.Г. Важенин. 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.

5. Структура урока

I. Организационная часть (2 минуты).

Приветствие, проверка санитарного состояния кабинета, проверка готовности группы к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы: Религиозные объединения в Российской Федерации.

II. Основная часть. Изучение нового материала (60 минут).

План

1. Религиозные объединения.

1. Религиозные объединения.

Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством. Церковь отделена от государства. Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации», подготовленного с участием Совета Федерации, на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама в нашей стране руководит 43 духовных управления мусульман, объединенных в Центральное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман Европейской части России, Высший координационный центр духовных управлений мусульман России и Совет муфтиев России.
Кроме того, в России действуют 113 буддийских общин. Центральное управление буддистов действует с 1946 г. В новой России буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Белгороде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др. Зарегистрированы в России организации и других религиозных конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской - пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и многих других.
Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Обратим внимание на то, что лицам, работающим в этих организациях, не запрещается осуществление свободы совести, речь идет лишь о запрете создавать в учреждениях и органах власти объединения по религиозному признаку.
Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории нашей страны, которое создается для указанных выше целей, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Если для осуществления деятельности религиозной группы необходимо помещение и другое имущество, то они могут предоставляться участниками этой группы в общее пользование. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Если же граждане образовали религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они должны уведомить местные органы самоуправления о ее создании и начале своей деятельности.
Религиозная организация, так же как и религиозная группа, является добровольным объединением граждан и иных постоянно проживающих на законном основании на территории России лиц. Однако для ее создания требуется государственная регистрация в качестве юридического лица. Зарегистрированные религиозные организации вносятся в единый реестр юридических лиц. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная. Местная религиозная организация может включать не менее десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Учредителями такой организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которых есть подтверждение существования этой группы на данной территории не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.
В уставе религиозной организации обязательно указываются не только наименование, местонахождение, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной организации ее наименование, но и цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок формирования и компетенция; источник образования денежных средств и иного имущества организации и другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Централизованная религиозная организация должна по уставу иметь не менее трех местных организаций. Те централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории России на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет к моменту обращения с заявлением о государственной регистрации, имеют право использовать в своем наименовании слова «Россия», «российский» и производные от них. Кроме того, название любой религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации, перечисляя в законе основания для такого отказа. Статья 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывает в качестве оснований для отказа в регистрации противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству (с указанием конкретных статей законов, которым они противоречат); непризнание данной организации в качестве религиозной; несоответствие устава и других представленных документов требованиям законодательства РФ или недостоверность содержащихся в документах сведений; наличие в государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрированной организации с таким же названием; неправомочность учредителя (учредителей). Отказ в регистрации религиозной организации может быть обжалован в судебном порядке.
Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации в случае нарушения ими законодательства. За неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ, российского законодательства, за нарушение общественной безопасности и общественного порядка, за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных противоправных проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.
Так, до 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум Синрикё. По обвинению в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в России руководителей этой корпорации было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум Синрикё Тидзуо Мацу-мото (ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для такого решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование для осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары.

2. Права религиозных организаций.

Их можно условно разделить на две группы. В первую входят права, типичные для других организаций.
Религиозные организации, как и светские, могут быть собственниками. В их собственности могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского назначения, предметы религиозного назначения, а также денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Имущество, собственником которого является религиозная организация, создается путем приобретения или создания за счет собственных средств, пожертвований граждан, организаций или передачи собственности от государства. Религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей. Кроме того, закон признает за религиозными организациями право устанавливать контакты и международные связи, в том числе в целях паломничества. Религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия. При этом на такие предприятия распространяются нормы гражданского и трудового права. А на работников религиозных организаций, а также священнослужителей распространяется порядок социального обеспечения, социального страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством РФ. Так, например, завод «Софрино» под Москвой осуществляет производство церковной утвари, свечей, пошив облачений. Это предприятие обеспечивает занятость 3 тыс. человек. При Московской церкви евангельских христиан действует товарищество «Серебрянское» (бывший совхоз), создана фирма «Вифания» по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской области имеет значительные участки земли, где выращиваются экологически чистые продукты. Есть немало примеров хозяйственной деятельности религиозных организаций других конфессий.
Вторую группу составляют специфические права, связанные с характером деятельности религиозных организаций.

Во-первых, религиозные организации имеют право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями.

Во-вторых, они могут также основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Законом разрешены религиозные обряды в специально выделяемых администрацией помещениях лечебно-профилактических учреждений и больниц, детских домов и домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Разрешены они в учреждениях, где отбывают уголовное наказание осужденные правонарушители. При этом для лиц, находящихся под стражей, проведение религиозных обрядов допускается с соблюдением специальных требований уголовно-процессуального законодательства. Закон предусматривает беспрепятственное участие военнослужащих в богослужении, осуществлении религиозных обрядов и церемоний с учетом воинских уставов. В иных не оговоренных специально случаях богослужения, религиозные церемонии и обряды осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. В-третьих, религиозные организации обладают исключительным правом приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.
Религиозные организации также имеют право производить, приобретать, распространять религиозную литературу и другие материалы и предметы религиозного назначения. Они пользуются исключительным правом учреждать организации для издания богослужебной литературы и предметов культового назначения. Кроме того, религиозные организации обладают исключительным правом создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей и религиозного персонала. Учащиеся таких образовательных учреждений при условии наличия у этих учреждений государственной лицензии пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными законодательством России.

Отдельно предусмотрена законом благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций. Она может осуществляться как непосредственно религиозными организациями, так и организациями и средствами массовой информации, созданными для этих целей.

Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни Российской Федерации, стимулируют возрождение тяги к самоотверженному служению религиозным идеалам и ценностям. Расширяются многообразные формы религиозного служения, растет число религий и религиозных течений, действующих в России.

3. Проблема поддержания религиозного мира.

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.
Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объединении усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.
Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.
Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн. верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.
Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.
Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

III. Первичное закрепление знаний (20 минут).

1. Что такое свобода вероисповедания

2. Что такое религиозное объединение.

3. Признаки религиозного объединения

4. Религиозная организация.

5. Перечислите права религиозных организаций.

6. Дайте понятие определениям: религиозная веротерпимость, религиозный конфликт.

IV. Подведение итогов урока (2 минуты).

Выставление и аргументация оценок знаний учащихся.

V. Информация о домашнем задании (6 минуты).

1. Составить таблицу на тему: «Религиозные конфликты ХХ века»

А) Исламский фундаментализм;

Б) Религиозное противостояние в Ирландии;

В) Исламская революция в Иране;

Г) Конфликт между индуистами и исламистами;

Д) Противостояние сербов и хорватов;

Е) Теология освобождения.

2. Выучить конспект.

Cлайд 1

Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Cлайд 2

План урока 1. Религия как одна из форм культуры 2.Роль религии в жизни общества 3. Мировые религии 4. Свобода совести 5. Религиозные организации и объединения в РФ

Cлайд 3

Одной из древнейших форм культуры является РЕЛИГИЯ. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. За время существования человечества было немало религий. Известен: ПАНТЕИЗМ (греч. - всеобщий) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. ПОЛИТЕИЗ (греч. - многий) - многобожие (античная Греция, Рим, древние славяне, Индия) МОНОТЕИЗМ (греч.- один) единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. АТЕИЗМ (греч. - отрицание) - отрицание существования Бога. Отличительные признаки религии верования ритуалы Этос (нравственная позиция) Взгляд на мир Система символов

Cлайд 4

Религия в своём развитии прошла длинный и сложный путь. ТОТЕМИЗМ - поклонение рода, племени животному, растению, предмету, считавшемуся предком. АНИМИЗМ - вера в существование души, духов ФЕТИШИЗМ - вера в сверхъестественные свойства особых предметов МАГИЯ - вера в действенность обрядов, ритуалов Национальные религии: иудаизм индуизм конфуцианство синтоизм Мировые религии Буддизм Христианство Ислам Хинаяна Тантризм Ламаизм Махаяна Православие Католицизм Протестантизм Суннизм Шиизм Хариджизм

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Таблица. Современные религии (практическая работа) Название религии Основные положения 1 Буддизм: Тантризм Ламаизм 2 Христианство: Православие Католицизм Протестантизм 3 Ислам: Суннизм Шиизм

Cлайд 9

Религия Структура Функции - Религиозное сознание - Религиозный культ - Религиозная организации - Мировоззренческая - Регулятивная - Терапевтическая - Коммуникативная - Культуротранслирующая - Интегрирующая - Легитимизирующая

Cлайд 10

Роль религии в жизни общества Религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: "Есть ли душа?" , "Что лежит в основе поступков человека?", "В чём разница между добром и злом?" Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остаётся множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях. Принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов, сплачивали их в одно целое. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Проповедуя моральные (нравственные) заповеди, религия оказала громадное влияние на развитие духовной культуры - священные книги (Веды, Библия, Коран) - источники мудрости, доброты. Архитектура, музыка, живопись, распространение грамотности; мощный источник патриотизма (Сергий Радонежский, Великая Отечественная война)

Cлайд 11

По данным справочника "Религиозные объединения Российской Федерации" на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама руководит 43 духовных управления мусульман. Кроме того в России действуют 113 буддийских общин (Калмыкия, Тыва, Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Казань, Анапа и др.) Зарегистрированы в России организации и других конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан баптистов, христиан веры евангельской -пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и др. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представленных документов. Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации. В ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" указывает в качестве оснований для отказа противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству; несоответствие устава и других документов требованиям законодательства или недостоверность содержащихся сведений. (1996 г. в Москве было возбуждено уголовное дело против отделения Аум Синрикё по обвинению в антиобщественной деятельности)

Cлайд 12

Конституция Российской Федерации (статья 14) Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 года Государство представляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозным объединением в России признаётся добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры. Религиозные объединения Религиозная группа Религиозная организация Секта Церковь Добровольное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации