В чем смысл семейной жизни. Религиозно-нравственный смысл христианского брака. В чем смысл жизни человека

Какими бы великими предприятиями человек не занимался, семейные привязанности составляют основу его жизни, и самая блистательная карьера приносит только поверхностные и неполные радости, если человеку чужды счастливые узы семьи и дружбы . Ф. Гизо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – мой смысл жизни!

Какими бы великими предприятиями человек не занимался, семейные привязанности составляют основу его жизни, и самая блистательная карьера приносит только поверхностные и неполные радости, если человеку чужды счастливые узы семьи и дружбы.

Ф. Гизо

Каждый человек рано или поздно приходит к пониманию того, что создание семьи, продолжение своего рода - ничуть не менее, а может быть даже более важно, чем профессиональная реализация, чем карьерный рост. Очень важно понять это вовремя и построить свою жизнь в соответствии с самыми главными общечеловеческими ценностями, первой и определяющей среди которых является семья.

Сегодня, к сожалению, в обществе часты проявления агрессивности, злобы, вражды, зависти - время, в котором живешь, не выбирают. В такой ситуации семейные отношения - это источник доброты и человеколюбия, спокойствия и защищенности. В семье легче преодолеваются трудности, уходят невзгоды, появляется уверенность в себе и своих силах, когда тебя окружают понимание, забота и любовь. Именно здесь человек получает возможность смягчить последствия тех неудач и неурядиц, которые окружают его на работе, на улице, получить необходимую поддержку, заряд бодрости, силы для дальнейшей жизни. Единомышленники, друзья, помощники - счастлив тот, кто может так назвать своих близких людей. Крепкая семья - не дар, преподнесенный счастливым случаем, это ежедневный труд, где любовь, уважение и ответственность составляют основу взаимоотношений.

Мне повезло, что свою семью я могу назвать самым надежным тылом.

Семья. По-моему, одно из самых замечательнейших слов на свете. Что такое семья? Давайте посмотрим побуквенно: СЕМЬ-Я. Семеро меня. Действительно, все в семье друг на друга в меньшей или большей степени похожи. Взять, к примеру, моего брата и маму. До ломки его голоса, их не могли различить. Я – уменьшенная копия отца. И по характеру мы тоже похожи. Даже профессии у нас одинаковые. Мы – учителя. Наша семья по настойчивости, ответственному отношению к делу мало кому может уступить. Э то моя опора, защита, поддержка в трудной ситуации и источник радости. Успехам в профессии я обязана своим родным, выдержать неприятности, не сломаться под грузом проблем, не ожесточиться сердцу помогают мои любимые люди.

Семья! Какое удивительное слово и как много приятных и тёплых чувств мы ощущаем, когда произносим его. Какие чувства вызывает у меня слово «семья»? Честно отвечу: бурю эмоций, дорогие образы, мелькающие на протяжении всей моей жизни. Меня переполняет гордость за предков, моих прадедов и дедов, кормильцев, иного предназначения у них и не было, моих бабушек, замечательных женщин, моих родителей, которые воспитывают меня, достойно.

Жаль, что это слово стало забываться. Молодёжь использует разные сленговые варианты…. Обидно, что родная речь так сильно искажается. Неужели сложно сказать «моя семья»? Ведь, произнеся это, ты вспомнишь своих любящих родителей, с распростёртыми объятиями принимающих тебя, тёплый домашний очаг, согревающий «во дни сомнений и тягостных раздумий». Разве это не прекрасно? Мир покажется восхитительным, чудесным, если ты почувствуешь, что семья – это гораздо большее, чем всего одно слово. Семья – это цель всей жизни. По крайней мере, я так считаю.

Семья – это уникальная вещь, придуманная человечеством. Членов своей семьи мы называем хорошим и добрым словом - «родные». Самые главные слова в нашей жизни этимологически связаны: родные, родители, род, Родина. Когда мы еще совсем маленькие, то нам кажется, что семья - это мама, папа, дедушка и бабушка, те люди, которые окружают тебя ежедневно. Но потом мы понимаем, что семья - это гораздо больше. Своей семьёй я могу называть всех людей на Земле! Мы все похожи друг на друга, независимо от цвета нашей кожи, от нашей национальности. Радость приносит осознание того, что в этом мире ты никогда не будешь одиноким, тебя всегда кто-то будет окружать, помогать, сопереживать. Разве это не прекрасно? Семья похожа на огромное дерево, которое уходит корнями в глубину времен, туда, где жили наши предки, а ветвями и листочками этого дерева являемся мы.

Согласитесь, действительно, семья это то, что связывает нас со всем, что есть на земле. Связывает с теми, кто живет рядом сегодня, с теми, кто жил вчера, и с теми, кто будет жить завтра. Семья- это то, что всегда присутствует в твоей душе. И если даже ты уезжаешь куда-то, и твоей семьи нет с тобой, то все равно ты не одинок, потому что эти близкие всегда у тебя в сердце. И это дает возможность просто быть счастливым человеком.

Семья - это самое замечательное, что есть у человека! И не дай бог, если человек растет без нее. Жизнь без семьи - не жизнь! И надо стараться поддерживать хорошую атмосферу в семье и сохранять теплые отношения. Не надо ругаться, надо понимать друг друга. Без взаимопонимания не построишь сплоченную семью. Надо любить и уважать родителей и старших, чтобы они к тебе относились также. Соблюдая все это, семья будет крепкая и дружная и никогда не распадется. А это самое главное в жизни!

Семья. Как много смысла в этом слове!
Как много радости и боли,
Проказ, волнений и обид,
Семья все это сохранит.
Я это слово слышала, конечно, с малолетства,

Но думала, наивность не тая,

То, что семья, как будто имя детства,

Мой близкий круг, а в центре круга я.

Я подросла, немного жизнь освоила

И поняла единство с ней свое:

Семья - мой род и наша общая история,

К тому ж она грядущее мое.


Любовь сильнее расстояния

50 лет счастливой совместной жизни - такое по силам не каждому. Но Галина Николаевна и Владимир Ростиславович Голобородько не понаслышке знают, как провести семейную лодку сквозь бурный житейский океан, не разбив ее о рифы бытовых проблем и конфликтов. Прожили вместе пять десятков лет - и сами не заметили, как пролетели годы.

Дружно живем, хорошо, - улыбается Галина Николаевна. - Двоих детей воспитали, четверых внуков. А секрет семейного благополучия - это взаимопонимание и прощение, уважение и желание радовать друг друга.

Галина Николаевна и Владимир Ростиславович познакомились еще в школе - вместе учились, жили рядом, а потом на смену дружбе пришла любовь. Испытанием на крепость чувств молодых людей стала учеба в институте - он уехал учиться в Куйбышев , она - в Уфу . Но любовь оказалась сильнее расстояния, и Галина и Владимир поняли, что не могут жить друг без друга.

Когда дома все хорошо, то и работа ладится - супруги Голобородько знают об этом не понаслышке. Владимир Ростиславович всю жизнь проработал на Куйбышевской железной дороге, имеет множество наград. А Галина Николаевна посвятила 46 лет работе на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, более 20 из них возглавляя заводской профком, помогая коллегам решать множество как производственных, так и семейных вопросов.

На заводе всегда поддерживали семьи, - вспоминает она. - И сейчас эта традиция только развивается. Предусмотрена серьезная материальная поддержка работникам завода при вступлении в брак, при рождении детей, организуется семейный отдых и оздоровление, проводится много других семейных праздников.

«Семья - это на всю жизнь»

Александра и Татьяну Черемшанцевых познакомили общие друзья. Молодые люди понравились друг другу с первого взгляда. Случайное знакомство выросло в большую любовь, но в отличие от сказок, где свадьбой все заканчивается, в жизни все продолжилось счастливым супружеством. Вот уже 25 лет Александр и Татьяна дарят друг другу нежность, поддержку и душевное тепло. Взаимопониманию способствует и совместная работа - оба супруга трудятся на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе: Александр - машинистом компрессорной установки 24/36 цеха №4, Татьяна - оператором товарным реагентного хозяйства цеха №14.

Совместная работа, общие интересы сплачивают семью, - считают супруги. - Мы работаем в разных сменах, в разных цехах, но дома обсуждаем и рабочие моменты, и заводские дела.

Но главный секрет семейного благополучия, уверены Черемшанцевы, - это любовь и мудрость.

Чувства - это очень важно, но нужно еще и уметь находить компромиссы, идти на уступки, - говорит Татьяна. - А еще важно понимать, что брак - это на всю жизнь. Ведь чтобы по-настоящему понять смысл семейной жизни, нужно прожить вместе много лет. Мы и сыновей стараемся учить тому же: семья - это очень ответственно!

«Надежный тыл - возможность развития»

На торжественной церемонии в загсе Куйбышевского района «молодоженов» поздравил и заместитель генерального директора - директор по экономике и финансам АО «Куйбышевский НПЗ», член Общественного совета Куйбышевского района Константин Кудряшов . Он вручил семейным парам полезный подарок - сертификаты на бытовую технику.

Такие даты, как 50 и 25 лет совместной жизни, показатель того, что вам в жизни действительно повезло найти свою вторую половинку, - отметил Константин Юрьевич. - Мы на заводе всегда уделяем большое внимание нашим сотрудникам, ведь каждый из 2500 его работников - это потенциал, надежда и сила предприятия! Я убежден, что крепкая семья, надежный тыл, отсутствие домашних неурядиц - очень важные составляющие и успешной работы, для того, чтобы человек мог реализовать себя в профессии, расти и развиваться.

психолог Марина Морозова

Многие современные женщины видят смысл своей жизни – в любви, семье, детях, и поэтому глубоко страдают, когда по каким-то причинам не могут создать семью или теряют ее в результате развода или смерти мужа.
Утрата смысла жизни приводит к депрессии, зависимостям, болезням, мы стремимся хоть чем-то заполнить внутреннюю пустоту (едой, шмотками, развлечениями, общением в соц. сетях), кто-то посвящает себя детям, кто-то – карьере или погоне за деньгами.

Человечество испокон веков ведет споры о том, в чем смысл жизни. А задумывались ли Вы над вопросом: в чем смысл жизни?

Передо мной сидит клиентка, назовем ее Татьяной. Она разводится с мужем, ей 48 лет, замужем была 28 лет. Когда-то она училась вместе с мужем в одном Вузе. А когда поженились, муж начал делать карьеру, а Татьяна осела дома, стала домохозяйкой, воспитывала двоих детей. Им, детям и мужу, она посвятила всю свою жизнь.

«Я жила ради них, я думала семья – мой смысл жизни. Я сознательно отказалась от работы, карьеры ради семьи. Мне важно было с утра накормить всех плотным завтраком, потом сытным обедом, вкусным ужином, важно было помочь детям сделать уроки, свозить на кружки. Дети выросли, и «упорхнули», у них своя жизнь, и я им только мешаю. А сейчас, когда муж нашел другую, все рухнуло. Я осталась у «разбитого корыта».
Никто не оценил моего вклада, никто не сказал «спасибо», наоборот, от детей – одни претензии, муж предал. А ведь он бы не смог сделать карьеру без меня. Он бы даже институт без меня не закончил. Сколько курсовых я ему написала, диплом ему и себе сделала! Сколько вдохновляла, поддерживала, помогала в работе, детьми и домом одна занималась, он приходил на все готовенькое! И вот теперь, когда он всего добился, стал успешным, богатым, - всем этим воспользуется другая.
Моя жизнь полностью потеряла смысл. Зачем мне жить? Ради чего?»

История Татьяны не единична, более того, она типична. Когда любимый мужчина (муж) и отношения с ним становятся для нас смыслом жизни, когда любовь, семья, дети становятся смыслом жизни, мы начинаем приносить себя им в «жертву».
Мы им «служим», растворяясь в них, и тем самым «растворяем себя», утрачиваем себя, превращаемся в Ничто. И тогда мы утрачиваем интерес к себе, и мужчина утрачивает интерес к нам. Мы становимся неинтересны даже своим детям.

Более того, возлагая на других людей такую задачу – быть нашим смыслом жизни, мы их очень сильно «нагружаем», «отягощаем», им действительно становится очень тяжело. Очень трудно соответствовать чужим ожиданиям.
Никто, ни один человек – ни любимая(ый), ни муж (жена), ни сын, ни дочь, ни брат, ни сестра, ни мама не может быть смыслом нашей жизни.

Принося себя в «жертву» детям, мужу, мы живем их жизнью, не давая им жить, как они хотят. Мы «удушаем» их своей великой любовью, чем вызываем сильный протест, и разрушаем наши отношения. И при этом мы не живем своей жизнью, наша жизнь проходит мимо. Так мы разрушаем себя.
Вам кажется, что вы это делаете во благо детям, мужу, любимому. Но это не так. Вы разрушаете их, живя их жизнью. Вы гиперопекаете, гиперконтролируете своих детей, вы принимаете решения за них, навязываете им свое мнение, и лишаете главного – возможности думать, принимать решения, творить, создавать, следовать своим желаниям и потребностям, расти и развиваться, реализовывать свой потенциал, свои способности, даже совершать свои ошибки.

К тому же, мама, приносящая себя в жертву, - не лучший пример для подражания. Ваши дети могут последовать вашему примеру во взрослой жизни.

Семья, любовь, дети могут быть важными ценностями, но не сверхценностями. Конечно, нашим близким нужны наша любовь, тепло, забота, внимание, но не сверх забота, не гиперопека.

И всегда, когда мы придаем избыточное значение семье и любви, мы или их не можем получить в жизни (не удается встретить любовь, создать семью), или получив, мы их теряем.

Когда мы придаем избыточное значение какому-то человеку, обожествляем, идеализируем его, ставим его на пьедестал, создаем из него кумира, мы тоже его теряем. А ситуаций, как потерять, в жизни может быть много. В любом случае обожествление человека ведет к ухудшению отношений с ним.

И это одна из причин, почему многие женщины не могут встретить любимого, создать семью, - для них это становится смыслом жизни.
Встретить любовь, создать семью - это может быть желанием, целью, задачей, но никак не смыслом жизни.

«С детства я мечтала выйти замуж, иметь семью, детей. Для меня это было всегда так важно. Я не представляла и не представляю своей жизни без семьи.
Но мне уже 38, а семьи у меня нет и никогда не было. Даже не с кем ее создать. Из-за этого я постоянно нахожусь в состоянии тревоги, не сплю по ночам, просыпаюсь по среди ночи и плачу, плачу.
Жизнь без семьи мне и жизнью не кажется. Моя жизнь пуста и бессмысленна. Учеба, работа, фитнес, йога, спа-салоны, путешествия, - да, это все интересно, приятно, но это все пустое, бессмысленное, то, чем я заполняю внутреннюю пустоту.
Меня ничего не радует. Зачем я живу? Ради чего? Если у меня нет главного – семьи», - так рассуждает другая моя клиентка.

Часто нам кажется, что все наши проблемы происходят из-за того, что у нас нет самого важного для нас. Нам кажется, будет у нас семья – и вот оно, счастье. На самом деле это не так. Так как состояние счастья, наполненность жизни смыслом не зависит от обстоятельств и близких людей.
Некоторые люди, имеющие семью и детей, также страдают от отсутствия смысла жизни и внутренней пустоты, как они страдали от этого же до появления у них семьи.

Вот еще исповедь моей клиентки: «Раньше мне было плохо, тоскливо на душе, потому что у меня не было любимого мужчины, семьи, детей. Я страдала, переживала и тосковала, жизнь мне казалось пустой и бессмысленной.
Потом я встретила Его, мы полюбили друг друга, но я переживала из-за того, что он не хочет на мне жениться. Без семьи моя жизнь и наши отношения казались мне пустыми и бессмысленными.
Потом мы поженились, но я переживала из-за того, что он зарабатывает намного меньше меня, и у него постоянно проблемы на работе. Я переживала из-за того, что вынуждена тянуть на себе дом, семью, и еще отчитываться перед ним о своих тратах. Жизнь стала еще более пустой и бессмысленной. Я так хотела семью, но когда получила ее, поняла, что одной мне было лучше.
Потом муж стал больше зарабатывать, а я стала переживать из-за того, что у нас нет детей. Без детей моя жизнь мне казалась пустой.
Потом появился сын, и я стала переживать еще и из-за него. Начался день сурка: один день похож на другой. Никогда еще жизнь мне не казалась такой пустой и бессмысленной, как тогда, когда я сидела в декретном.
Потом я вышла на работу, и началась круговерть: работа-дом, работа –дом. И жизнь мне снова кажется пустой и бессмысленной. Я вспоминаю, о том, как я жила одна, без семьи, и мне кажется, что тогда-то я и жила настоящей, полноценной жизнью. Единственной моей проблемой была проблема отсутствия семьи».

Как видите, обстоятельства жизни мало что значат. Проблема лежит гораздо глубже, в душе этой женщины.

Когда вы обесцениваете свою нынешнюю жизнь, потому что в ней нет чего-то важного для вас, вы фактически предаете себя, и страдаете еще и из-за этого. Когда вы возлагаете большие надежды на свою будущую семью, на другого человека, от которого ждете, что он сделает вас счастливой, вы фактически блокируете исполнение своего желания. Вам кажется, что когда Он(а) придет, то сделает вас счастливой.

Но это не так.
Никто не сможет сделать вас счастливой и наполнить вашу жизнь смыслом. Только вы сами можете это сделать. Наполните свою жизнь смыслом, станьте счастливой, и к вам, счастливой, потянутся люди. Счастливые люди очень привлекательны.
И смысл любовных и семейных отношений – не получить счастье, а подарить его. А как подарить то, чего нет?
Хватит искать счастье и смысл жизни на стороне, во вне себя! Ваше счастье – это ваше внутреннее состояние, которое не зависит от жизненных обстоятельств. И найти вы можете его только внутри себя.

Найдите в нынешней своей жизни радостные стороны, найдите смысл своей жизни, такой, какая она есть сейчас, в реальности (а не в вашем воображении) и вы снимите напряжение, которое мешает вам встретить любимого и создать семью.

А смысл жизни на самом деле – наиболее полно реализовать свои способности и таланты. И у каждого человека он свой, уникальный, особенный.

Никто не сможет вам сказать, в чем смысл вашей жизни. Только вы сами можете его обрести, поняв, в чем ваше предназначение, миссия.

И это вам поможет вернуться к себе, жить своей жизнью, следовать своему Пути. И сильно разгрузит Вашего мужа (жену, любимого(ую) и детей, настоящих и будущих. Сместив акценты, Вы сможете улучшить отношения с близкими, Вы станете интересны себе и другим. Ваша жизнь приобретет свой истинный смысл, ради чего вы родились. И вы начнете жить наполненной, интересной жизнью. От этого лучше станет всем – и вам, и вашей семье.

Как определить свое предназначение?

При перепечатке статей психолога Марины Морозовой активная ссылка на сайт www..

Совсем недавно я рассказывала о кризисах семейной жизни, пытаясь ответить на вопрос «Стоит ли спасать семью?» Но предыдущая статья не будет полной, если не поговорить о цели семейной жизни, т.е. глобально — о ее смысле. Зачем вообще нам семья? От ответа будет зависеть тактика поведения в кризисной семейной ситуации, понимание, куда дальше идти и что делать именно в вашей семейной жизни .

Какой может быть смысл у семейной жизни? В каждой семейной паре ответ будет свой, потому что не бывает двух совершенно одинаковых семей. Но есть некоторые общие тенденции, по которым можно выделить несколько типов семейных отношений. В зависимости от того, какой тип семейных отношений преобладает в паре, можно говорить об особенностях этой семьи, о ее сильных сторонах и тех трудностях, с которыми семья может столкнуться. А так же о том, как преодолевать эти трудности.

В семейной психологии выделяют несколько основных функций семьи, которые соответствуют целям семейной жизни.

Главная мысль, которую хочется подчеркнуть — для гармоничной, счастливой, долгой семейной жизни важна совместимость на всех описанных уровнях. То есть, необходимо развивать отношения по всем функциям. При этом, связь на уровне высших ценностей автоматически дает супругам совместимость на остальных.

Итак, какими же могут быть основные мотивы создания семьи и поддержания семейных отношений?

  1. Самый первый мотив — удовлетворение сексуальной потребности. Обычно пара со связью на этом уровне знакомится на дискотеке, в баре, в каком-то месте массовых молодежных развлечений, в ресторанах, домах отдыха и т.п. Для обоих партнеров преобладающим фактором будет внешняя привлекательность и яркость сексуальных отношений. Чаще всего отношения, выстраиваемые на основе сексуального влечения, недолговечны и нестабильны, характерны гражданские браки, нежелание брать на себя ответственность. Как только партнер перестал соответствовать ожиданиям, он сразу заменяется на другого. Если все же паре удалось создать семью, то обычно ей приходится преодолевать много трудностей и разногласий, поскольку жизнь человека не ограничивается только интимной стороной, она шире и богаче, но супруги не готовы к ней, заменяя все остальные стороны жизни сексуальностью.

реалистичность, практичность, уверенность партнеров в себе.

Основная — это неудовлетворенность сексуальными отношениями в паре, из-за которой и случаются ссоры, скандалы, измены, ревность.Эгоистичность (нежелание подстраиваться под супруга/супругу, уступать, зацикленность на себе, своем внешнем виде) обуславливает и жадность (желание обладать бОльшим и лучшим), а все вместе ведет к неудовлетворенность тем, что есть, отсутствию чувства стабильности, преданности, доверия.

Что делать? В данном случае ответ для самих супругов совершенно очевиден и чаще всего принимается решение о разводе и поиске нового, соответствующего ожиданиям, партнера. Если же все-таки есть желание сохранить семью, значит, необходимо менять свои представления о семейном счастье. На этом уровне отношений огромный простор для роста и самоосознания, поэтому можно выбрать любой из пунктов, написанных выше и просто начать меняться в этом направлении. К примеру, постараться не интересоваться посторонними мужчинами (женщинами), поддерживать близкие отношения только со своим мужем/женой.

2. Достижение материальных благ, когда мужчина и женщина видят перспективой своей семьи приобретение всевозможных материальных ценностей (квартира, машина, дача, драгоценности, дорогие вещи и грушки детям, дорогие продукты питания и т.п.). Все силы семьи уходят именно на это. Счастливой семья кажется тогда, когда у нее «все есть». Основная проблема такого подхода — невозможность остановиться в своих желаниях. Когда есть две машины, хочется третью. Пятую шубу и загородный дом побольше.

практичность и реалистичность, умение хорошо решать бытовые вопросы, распоряжаться ценностями.

Главная трудность такой семьи — отсутствие искренности и настоящей теплоты, подмена их подарками, «знаками внимания». Кроме того, характерна жадность и желание больше покупать/приобретать. Часто в семье супруги могут чувствовать недостаточность внимания по отношению друг к другу и детям, которые очень чутко это ощущают и могут реагировать капризами, «неуправляемостью», всевозможными страхами, своенравным поведением в подростковом возрасте.

Именно для семьи с материальными ценностями обычно очень актуален мучительный вопрос: «Что делать с накопленным?» Размышления о том, кому и как отдать наследство (а может, вообще никому?) могут занимать все время и психические силы главы семейства.

Что делать? Если в такой семье встает вопрос о разводе, то часто он сопровождается страхами относительно общего (или только своего) имущества. Если вы хотите сохранить семью, то делайте это не ради накопления еще больших благ или сохранения имеющихся, а от чистого сердца, потому что хотите быть вместе. Понимаю, что эти слова могут показаться пустыми, но в ином случае смысла в сохранении семьи нет — рано или поздно расставаться с деньгами придется (взять их с собой в другую жизнь не получится), а что у вас останется на этот момент?

3. Еще одной семейной ценностью может стать социальный статус, престиж, положение в обществе. Даже в наше свободолюбивое время мало кто будет спорить о том, что статус женатого мужчины (и тем более замужней женщины) более предпочтителен, чем холостого человека. Пока еще на бессознательном уровне в нас закреплено более уважительно и серьезное отношение к женатым парам, чем к состоящим в «свободных отношениях». Чаще всего ни мы сами, ни окружающие этого не осознаем, но если вы понаблюдаете за собой и близкими, заметите, что это так. Я уж не буду напоминать про старшее поколение, которое с ужасом и дрожью в голосе спрашивает любимую внучку о том, когда же она уже станет Пете официально женой? Поэтому просто наличие штампа в паспорте и кольца на пальце может быть вполне определенной целью семейной жизни. «Я не одинока, я замужем», «Я не могу тебе ничего обещать, я женат» — отличные установки.

Похожая же цель — достижение определенного положения в обществе благодаря удачной партии либо совместным усилиям супругов. Согласитесь, такое тоже встречается — браки по расчету, либо активное строительство карьеры обоими супругами, престижное образование для детей. Семья в этом случае мечтает видеть себя влиятельной и авторитетной в обществе, главное для нее — именно социальная стабильность и успешность.

поддержка друг друга во всех начинаниях, стремление дать лучшее своим детям,

Часто такие семьи сопровождает ощущение одиночества: ты вроде бы окружен родственниками, но они просто по факту таковые, а на самом деле между ними отсутствуют подлинные отношения. Членам семьи свойственны напористость и уверенность в своей исключительной правоте, которые часто осложняют как отношения самих супругов, так и их с детьми, преобладает давление на детей, авторитарность, чрезвычайная занятость, отсутствие свободного времени на семью, общение, теплоту, добрые эмоции. Кроме того, определенное социальное положение накладывает и некоторые обязательства, которые регламентируют жизнь семьи, что может не устраивать кого-то из супругов, но чаще всего — детей. Так же часто эти семьи сопровождает страх лишиться своего положения, не говоря уже о том, что не всем удается достигнуть желаемого, что в свою очередь вызывает апатию, растерянность, потерю смысла жизни в целом и заодно семейной.

Что делать? В ситуации, когда целью семейной жизни становится просто приобретение определенного статуса, сохранить отношения непросто. Что может быть хуже, чем чувствовать чувствовать себя одиноким среди домочадцев? Главное, что можно и нужно делать в этой ситуации — развивать отношения с близкими, и не по формальному принципу, а по настоящему: интересоваться их жизнью вне их положения в обществе. Узнайте, чем увлекается ваша вторая половина и дети (забудьте на время об их успехах в школе), устраивайте совместные просмотры доброго кино и вкусные семейные обеды. Это может быть трудно, поначалу казаться странным и нелепым и не приниматься близкими. Но ведь надо с чего-то начинать! Потихоньку отношения оттают и выйдут на новый уровень!

4. Поддержка друг друга, нравственные ценности — когда семья создается для того, чтобы поддерживать друг друга, способствовать развитию своего супруга (супруги). В основу семьи ложатся нравственные ценности, гуманистические идеалы, для мужа и жены важным будет поддержание интересов друг друга, создание круга единомышленников. они любят вместе чем-то заниматься, часто даже знакомятся они на почве общего увлечения и разделения взглядов на жизнь, например, в горном походе или на занятиях йогой, в спортклубе, в театральной студии.

поддержка друг друга, доверие, схожие взгляды на жизнь, общие увлечения, обязательства друг перед другом и стремление их выполнять.

Казалось бы, какие трудности могут возникнуть в семье, где двое уважают друг друга, поддерживают, заботятся? В такой семье возможны завышенные ожидания от супруга (супруги), которые могут через какое-то время брака привести к разочарованию. У кого-то в семье могут измениться взгляды и ценности, и это поставит супругов по разные стороны. Так же возможна ревность к увлечению второй половины, к его кругу общения, работе. Рождение детей так же может принести определенные испытания, поскольку придется перестраивать уклад жизни, в чем-то менять свои взгляды.

Но, пожалуй, главным испытанием в такой семье становится переоценка ценностей — когда оба супруга понимают, что прежние их взгляды на жизнь изменились, а новых пока еще нет. Происходит поиск в системе ценностей, идет трудная работа по самоосознаванию. В этот момент сложно разобраться каждому в себе и сохранить отношения, которые вместе с потерей ориентира теряют свой смысл и значимость.

Что делать? Быть мобильными и готовыми к переменам. Не принимать поспешных решений и давать своей второй половине время на развитие. При этом изменяться и самому. Будьте терпимы, вспомните, как начинались ваши отношения, какие чувства и эмоции вы испытывали? Постарайтесь возродить в себе именно эти ощущения, погрузитесь в воспоминания о теплых совместных моментах и переждите какое-то время, подкрепляясь ими. Ваша вторая половина — вот она, такая же, как и тогда. Что-то изменилось, но тот человек, которого вы полюбили, здесь, с вами, просто ему нужно время, чтобы найти себя. Да и вам нужно время на тоже самое.

5. Рождение и воспитание детей. Кто-то вступает в брак с целью родить и воспитать детей. При чем не столь важно, желает ли пара одного-двух детей или мечтает стать многодетной, цель у них одна — посвятить себя детям. Родители умиленно смотрят на чад других семей, активно готовятся сами стать родителями (всевозможные курсы, книги, медицинские обследования, здоровый образ жизни), создают все возможные условия для роста и развития своих детей (кружки, занятия, секции, путешествия, много общения, испытывают различные системы воспитания и т.д.). В такой семье радуются каждому достижению ребенка, поддерживают все его начинания. Когда дети вырастают и создают свои семьи, продолжается поддержка и забота и молодой паре, о внуках.

искренняя любовь к своим детям и часто — к супругу. Жертвенность, склонность заботиться о других, уступать, внимательность к происходящему, сердечная теплота, открытость, доброта.

Основная — перегибы в воспитании и гиперопека. Любя своего ребенка и заботясь о нем важно научить его самостоятельности, трезвому мышлению. Так же частый спутник таких семей — неадекватная оценка своих детей. В семьях, где дети — главная ценность, очень тяжело переносятся возрастные кризисы детей, их несоответствие ожиданиям родителей и других родственников, дети вырастают с чувством, что они постоянно что-то должны своим родителям, что тормозит их собственный личностный рост.

Большой трудностью может стать неумение родителей быть друг другу мужем и женой — они все время находились в ролях родителей, но когда остаются наедине друг с другом, могут вдруг осознать, что являются чужими людьми.

Серьезным испытанием может стать невозможность родить своих детей. Тогда пара входит в круг бесконечных мытарств по больницам, неисполняющихся надежд.

Что делать? Главное — не забывать, что кроме родительской роли у вас есть еще и супружеская. Посвещайте время не только детям и заботе о них, но и мужу (жене), интересуйтесь его жизнью, устраивайте совместные выходные, отпуска, даже просто короткие прогулки и вечерние посиделки вдвоем, на какое-то время оставив попечение о детях.

В отношениях с детьми старайтесь соблюдать меру и гармоничность. Давайте им достаточно свободы, изучайте их действительные особенности. И главное — ничего не бойтесь! Как бы странно это не прозвучало — цель семьи не только и не столько в рождении и воспитании детей. Ищите, в чем миссия именно вашей семьи, как вы с супругом можете реализоваться благодаря друг другу.

6. Служение Богу. Семья, которая изначально (или с течением времени) осознает, что, в общем-то, любая из целей семейной жизни не вечна и может привести к разочарованию, принимает осознанное решение посвятить себя Богу. Эти слова могут прозвучать как-то громко и пафосно, но на самом деле это очень простое понимание, что все предыдущие ценности, рассмотренные нами — временные, они актуальны только в этой материальной жизни. Даже реализовавшись полностью как родители, достигнув материальных и социальных благ, доверия друг другу и взаимопонимания, мы не видим, что возьмем с собой дальше, в вечную жизнь. Безусловно, это актуально для тех, кто верит, что мы не просто тела, но бессмертные души.

Семья, которая доверяет себя Богу и выбирает смыслом своей жизни служение ему, старается жить в соответствии со своей верой. Когда в семье главное — это отношения с Богом, то все остальные вопросы решаются легче и не обладают драматической силой, потому что являются всего лишь испытаниями на пути построения крепкой семьи, своей жизнью славящей Бога.

Хочется думать, что в таких семьях не бывает трудностей и поводов к разводу, однако же и среди духовных людей случаются расставания. В чем их причина? Возможно, в завышенных ожиданиях от супруги (супруга), в подмене истинного понимания семьи, гордость собой и своими достижениями и другие вопросы, которые связаны чаще всего с тем, что в православии называется страстями: гордость, вера в вой ум, гнев, ненависть и многие другие.

Что делать? Понять, что никто из нас не совершенен. Вести духовную жизнь в своей традиции, обратиться за советом к наставнику. И главное — доверится Богу и просить Его о любви.

Посмотрите и проанализируйте, какой смысл в вашей семейно жизни сейчас? А каким вы хотели бы видеть его в будущем? В соответствии с этим можете наметить себе, что конкретно можете изменить уже сейчас, чтобы приблизиться к своему семейному идеалу.

Все советы, которые я привожу здесь, общие, и даны просто для размышлений, что именно вы можете сделать в вашей конкретной ситуации. Поначалу может показаться, что изменить ситуацию нереально, да и не за чем. Но поверьте, если вы искренне хотите изменить отношения в вашей семье, сохранить ее, то это возможно . Надо начинать с небольших шажков, постепенно изменяя себя и свое отношение к близким, и они со временем ответят вам тем же! Только не ждите молниеносных результатов: в наш скоростной век невозможно представить, чтобы какой-то процесс требовал длительного времени. Однако сфера семейных отношений не терпит спешки, так же, как ваши отношения осложнялись не в течение часа и даже не одного года, они будут восстанавливаться постепенно. Не торопитесь и делайте все с любовью, тогда непременно все получится!

Источник:
Harmony Life
Совсем недавно я рассказывала о кризисах семейной жизни, пытаясь ответить на вопрос "Стоит ли спасать семью?" Но предыдущая статья не будет полной, если не поговорить о цели семейной жизни, т.е. глобально — о ее смысле. Зачем вообще нам семья? От ответа будет зависеть тактика поведения в кризисной семейной ситуации, понимание, куда дальше идти и что делать…
http://klepinina.com/2015/10/16/v-chem-cmysl-semeynoy-zhizni/

значения семейства розоцветных в природе и в жизни человека

1.Используются в пищу.

3) изготавливается оранжевая краска.

4) используются в парфюмерии

5) создают декоративнык живые

Розоцветные имеют ооочень большое значение для человека и в природе)

Одно из самых крупных и экономически важных семейств растений, объединяющее декоративные, плодовые, ягодные, медоносные, лесозащитные, лесомелиоративные, эфиромасличные, витаминоносные и лекарственные растения, произрастающие по всему миру.

К этой группе относится большинство плодовых и множество декоративных таксонов, разводимых в зоне умеренного климата, в том числе яблоня, груша, абрикос, персик, миндаль, вишня, слива, земляника, малина, роза, спирея, боярышник, рябина.

Источник:
Значения семейства розоцветных в природе и в жизни человека
Школьные знания.com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами.
http://znanija.com/task/2134312

Кризисы семейной жизни

В любом браке неизбежными являются кризисы семейной жизни: как они приходят и зачем? Именно зачем, а не почему. Спрашивать, почему происходит кризис,– всё равно, что спрашивать, почему люди развиваются. И западная психология с её материалистическим подходом, и восточная философия, ставящая семейные отношения в масштаб с вечностью, сходятся в том, что смысл жизни человека – в накоплении нового опыта, а значит – в развитии личности.

Хотим мы того или нет, каждый человек развивается. А семья становится тем местом, где разница в скорости изменений заметна больше всего. Кто-то взлетает ракетой, кто-то буксует, кто-то отклонился в противоположную сторону…

Чуткие члены семьи реагируют сразу: сначала расспросами, затем возмущением и ультиматумом. А вот люди с толстой кожей могут годами не замечать, куда плывёт семейная лодка и что происходит с каждым из супругов, а потом получить форменный кризис – и от неожиданности отторгнуть отношения.

Как определить, что настал кризис семейных отношений:

  • заметно учащаются ссоры, у пары возникает чувство, что, несмотря на примирения, они каждый раз не исчерпывают конфликт до конца;
  • страдает интимная жизнь – оба чувствуют холодность и отстранениях;
  • проявляются худшие стороны характера – эгоизм, недоверие, обидчивость, жадность;
  • круг родственников и друзей распадается на сочувствующих мужу или жене;
  • материальные заботы начинают занимать все мысли и разговоры супругов.

Какие кризисы бывают в семейной жизни? Не надо быть психологом, чтобы знать о «народной периодизации» брачных отношений.

Кризис в первый год семейной жизни, до смешного прост и одинаково выглядит практически у всех пар. Супруги начинают замечать, что каждый ведёт себя уже не так замечательно, как до свадьбы: культурный интеллектуал пьёт на диване пиво, а гламурная хозяюшка висит на телефоне в косынке с бигуди.

Они поражённо взирают друг на друга и горячо возмущаются, что не так себе всё представляли и что, оказывается, они такие разные. А ещё отчаянно пытаются заставить друг друга стать прежними ­– интересными, нежными, готовыми на всё ради любви.

Если оставить в стороне случаи, когда супруг действительно оказался чудовищем и нужно срочно спасаться от него разводом, то стоит вспомнить, что заключая брак, жених и невеста обещали друг другу быть вместе в разных испытаниях. Разочарование – одно из них. Женщины склонны рассуждать: не для того они выходили замуж, чтобы через год развестись. Но и мужья не желают сдаваться с первой попытки, отчасти из любви к женщине, отчасти не желая терять комфорт семейного очага, к которому уже успели привыкнуть.

Над чем работать мужу и жене? Главный фактор кризиса на этом этапе – раздражение, возникающее всё чаще и ярче. Бороться с ним нужно и внутри себя, и снаружи – общаясь с партнёром. Не нравится, как муж просиживает за компьютером выходные?

Без обиняков сказать об этом, предложив взамен за прогулку вкусный ужин. А внутри учиться любить его таким, какой он есть. Задача первого года – погасить необоснованно высокие требования к супругу и развивать нежную любовь.

Преодоление кризиса 3-х лет в семейной жизни зависит от успехов и наработок в прошлый тяжёлый период. Если пара не научилась ладить между собой, то сейчас им придётся особенно трудно.

Секрет третьего года заключается в том, что притирка характеров не закончилась, она продолжается на новом уровне. И то, к чему супруги, казалось, привыкли, вернулось с удвоенной силой.

Как правило, муж и жена в течение этих трёх лет успели сделать друг для друга много хорошего. И подорвать атмосферу любви и уважения в доме можно легко, просто опираясь на желание получить справедливое вознаграждение за свой труд.

Ещё один бич трёхлетнего кризиса – ощущение своей святой правоты. Но как раз в этом и содержится ответ для супругов: на этом этапе важно осознать, что критикующий муж – прав, и скандалящая жена – тоже права, потому что каждый носит в себе свою человеческую правду.

Другое дело, а где же тут любовь? Урок, который придётся выучить,– о любви, покрывающей все самые справедливые упрёки и обвинения. И опять-таки – учитесь слушать и слышать свою вторую половину!

Мало кто знает, что пуд соли из поговорки, иначе говоря, настоящие 16 килограмм этой приправы двое съедают как раз за пять лет. Муж и жена узнали друг друга достаточно близко и побывали в разных критических ситуациях. Их семьи сблизились или, наоборот, рассорились. Наверняка появились дети. То есть, микроклимат установился.

Женщина чувствует, что с её глаз спала пелена относительно мужа – он явно не принц на белом коне, но и не лишён достоинств. Муж бросил свою привычку распекать супругу по мелочам и перестал беспокоиться и доказывать свой статус в семье. Многие проблемы решены, но… Сколько не сделано! Если мужчина плохо переживает кризис семейной жизни 5-ти лет, то у него, скорее всего, возникло чувство, что терпение на исходе.

Устоявшаяся домашняя иерархия может в корне противоречить его желаниям и представлениям о себе. И если что-то менять, думает он, то именно сейчас, ведь дальше тянуть не имеет смысла.

Как быть, если детей пока нет или их наличие не удерживает супругов и брак трещит по швам? Психологи утверждают, что единственный способ выйти из наступившего кризисного витка – научиться благодарить друг друга.

Именно сейчас супруги должны осознать, сколько хорошего они уже вложили в свой союз. Какие невыполненные обещания и несбывшиеся планы могут быть так важны, чтобы перечеркнуть ту любовь и тепло, что они получили в семье?

У кризиса семейных отношений 7 лет особое лицо – зрелое и опытное. Пара умеет погасить вспышку внутри и сообща преодолеть трудности вне семьи. Так в чём же проблема?

Если и существует обсуждавшийся психологами несколько лет назад синдром отложенной жизни, то тут он приходит мощно и неотвратимо у одного или обоих сразу.

Плюс семилетнего брака в том, что мужчина и женщина сумели подняться над страстями, которые с самого начала влекли их друг к другу и сталкивали между собой. Минус – в том, что большинство семейных пар видят в этом не достижение более высокой любви, а охлаждение.

Беда приходит в образе любовников и любовниц, иллюзорного начала, как тогда, когда бурлила страсть и всё было в новинку. На этом этапе верность супругов становится сокровищем, способным помочь обоим сдержать обещания, данные друг другу семь лет назад.

Даже если разговоры ни к чему не приводят, преодолеть этот нелёгкий период можно с помощью любви к семье и выдержки. Порой единственное мудрое решение – подождать, пока супруг или супруга переживёт переходной возраст и догонит партнёра в более высоком осознании отношений. Всплеск эгоизма обязательно пройдёт, и новое качество мира в семье установится уже надолго.

Будьте мудрыми и учитесь ценить своих близких, и тогда ни один кризис не будет вам страшен!

Исходным пунктом для понимания смысла христианского учения о браке должно быть мистически богословское употребление этого слова в качестве символа единства Церкви со Христом. Этот смысл не изобретен христианством на голом месте, а является завершением древнееврейского понятия о завете избранного народа с Богом как некоего «брачного» союза. В Ветхом Завете не только много прямых мест, уподобляющих отношения Израиля с Яхве отношениям Невесты и Жениха, но и весь дух еврейской Библии пронизан этой образностью. Этот брак существует, прежде всего, не на индивидуальном уровне, а на уровне всего народа: Израиль в целом – «Невеста Господа». Именно в терминах брачной верности и прелюбодеяния описываются верность Израиля своему Богу и неоднократные его отступления от этой верности в поклонение языческим богам.

Если о браке Израиля с Господом говорится еще в основном в терминах телесной чистоты и телесной верности: служение истинному Богу есть честное супружество, а поклонение «камню и дереву», то есть языческим богам, есть супружеская измена, – то брак Христа и Церкви в Новом Завете описывается с большим акцентом на духовной его стороне, на тайне полного единства, достигаемого в этом союзе. Сами слова, которыми благословлен брак (Быт. 2, 24), апостол Павел относит, прежде всего, ко Христу и Церкви: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32).

Именно это уподобление наполняет глубоким смыслом предписания апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22–25). В этих предписаниях нет ни хозяйственно-экономических, ни юридических мотивов, – не они составляют фундаментальное основание брака и семьи. Основанием является любовь, понимаемая как дар и жертва. Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. А именно: муж может быть главой семьи, потому что любит жену так же, как Христос любит Церковь, – не по силе, может быть, но по способу, – он жертвует собой ради нее, он всю жизнь свою кладет без остатка на то, (продолжим прерванную цитату о предании Христом Себя за Церковь) «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 26–28).

Кроме образа священного брака, как завета с Богом, Библия и в Ветхом, и в Новом Завете использует образ богосыновства: верующие и верные Богу люди именуются «сынами Божьими» и это находит завершение в обращении к Богу «Отче наш». Эти два образа не только тесно переплетены, но они дополняют друг друга. Речь идет о двойственности, проистекающей из единства (образ творения жены от мужа, образ рождения ребенка от родителя), и о единстве, в которое сливается двойственность («будут двое в плоть едину» – о браке, «мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5) – о Церкви).

Точно так же, как и во многих других вопросах нравственной жизни человека, христианство в своем учении о браке, по существу, не изобретает ничего принципиально нового, но предельно ярким светом озаряет исконные нравственные понятия. Так, например, к числу ярких особенностей христианства относится то, что оно принципиально осуждает развод. Это осуждение вовсе не предполагает каких-то новых принципов понимания брака, а обосновывается ссылкой на изначальный порядок: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19, 4–8).

Еще одним весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. Несмотря на то, что речь идет как будто о внешних характеристиках того и другого, вытекающих из противоположности, именно через сопоставление этих противоположных и взаимоисключающих способов жизни выясняется их глубинная суть. Здесь необходимо сослаться на главу седьмую из Первого послания апостола Павла Коринфянам, поскольку этот текст относится к числу наиболее полно раскрывающих суть христианских понятий о браке и семье. За недостатком места, мы не приводим здесь его полностью, ограничиваясь комментарием.

Во-первых, в словах апостола им самим выделены некоторые «советы», которые дает он от своего имени, надеясь, что «и он имеет Духа Божия», и прямые «повеления Господни». Начинает апостол с того, что, отвечая на некие вопросы, утверждает идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому – «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. Такая трактовка является плодом полного непонимания того смысла, который имеет брак в рамках христианства. Этот смысл мы ниже попытаемся воспроизвести.

Запрет развода апостол Павел утверждает не в качестве собственных соображений, а в качестве прямого повеления Господня. Далее же, уже «от себя», советует не рассматривать как повод для развода неверие одного из супругов: если он (или она) не против продолжения семейной жизни, то верующий супруг не имеет повода разводиться, более того – может и должен надеяться спасти свою «половину». Другое дело, если неверующая «половина» хочет развестись, – пусть разводится, и этот развод освобождает верующего супруга от обязательств.

Далее апостол несколько отвлекается от вопросов семейно-брачной жизни и говорит в более общем плане, что никакое внешнее положение не может само по себе быть препятствием для христианской жизни: обрезан ты или нет, раб ты или свободный, – само по себе это не имеет значения. И то же апостол Павел говорит и о девстве, подчеркивая снова, что не имеет на этот счет повелений от Господа: «Хорошо человеку оставаться так» - то есть так, как он есть: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Впрочем, даже и это правило – не искать другого – не абсолютно: «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Те доводы, которые вслед за этим приводит апостол, относятся не к богословию и даже не к общим теоретическим нравственным основам жизни, а целиком к сфере практических удобств и выгод. Основное предостережение желающим жениться: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». А, кроме того, безбрачному легче отдавать всего себя на служение Богу, собственно, только безбрачному это и доступно в полной мере.

И, наконец, еще раз повторяются основные принципы брака: «Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету».

Какой же итог можно всему этому подвести? Речь апостола Павла в данном случае, за исключением запрета разводов, восходящего к Самому Христу, состоит практически целиком из оговорок: «вообще-то лучше так, но это только мое мнение; это вот хорошо, впрочем, то еще лучше; поступающий так, не согрешает, но мне вас жаль, впрочем, каждому свое, но все-таки лучше вот так». Этот строй речи не случаен. Дело в том, что апостол говорит в этом случае о вещах непервостепенных. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути – брак и безбрачие – максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова.

Брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. В христианстве различие между браком и безбрачием отступает и делается в некотором смысле второстепенным перед лицом более важных вопросов. Причем то, что различие брака и безбрачия переходит в разряд второстепенных, не означает того, что брак делается малозначащим «делом плоти», к которому относятся снисходительно: дескать, делаешь – хорошо, а не делаешь – еще лучше. Напротив, именно необычайно высокое значение, придаваемое как браку, так и безбрачию, стирает грань между этими формами жизни, и именно через стирание этой грани высокое предназначение того и другого осуществляется.

Вот здесь-то мы подступаем к основному моменту в христианском понимании смысла брака, причем не только христианского брака, но и всякого брака вообще. Вся предшествующая история человечества в качестве первостепенной роли брака мыслила деторождение, продолжение рода. Брак существует для рождения детей - этот взгляд является господствующим и у непосредственных предшественников европейской культуры древних греков и римлян, и у ветхозаветного еврейства. Соответственно этому безбрачие – это, прежде всего, отказ от деторождения.

Такое понимание брака предопределяет всю систему семейных обычаев и права, которая существует у дохристианских народов. Во-первых, продолжение рода – это, совершенно очевидно, дело рода. Семья и брак, таким образом, существуют, прежде всего, на уровне коллективной жизни целостного рода. Даже когда возникает дом как обособленная структура жизни, семья продолжает рассматриваться с этой точки зрения. Продолжение рода это обязанность человека, у евреев священная обязанность, в античном мире – естественная обязанность, исполнением этого долга и является создание семьи. Соответственно, безбрачие рассматривается в этом контексте как уклонение от обязанности рождения потомства. Это могло быть допустимо и одобрено только неким исключительным служением, как правило, религиозным. Положительный смысл брака, таким образом, целиком определяется рождением потомства. Смысл же безбрачия и воздержания целиком заключается в отказе от деторождения, он целиком отрицателен, его суть в отказе, в некой жертве.

Христианство переносит центр тяжести в вопросе о смысле брака с деторождения на духовное совершенствование личности. Строго говоря, это не является новшеством, возникшим на голом месте. Дохристианские культуры тоже знают это значение брака, оно присутствует всюду. Мужчина и женщина – это одна плоть, они дополняют друг друга, восполняют недостатки и достоинства друг друга, образуя вместе гармоническую целостность. Это знали и древние китайцы, мыслившие отношения мужчины и женщины как один из видов всемирной двойственной гармонии Ян и Инь, это знали и древние греки, имевшие, как и многие другие народы, миф об андрогине, это, безусловно, знали и древние евреи, имевшие Откровение о «расщеплении» первозданного человека на мужчину и женщину. И именно Ветхий Завет устанавливает формулу таинства брака: «будут двое в плоть едину».

Интересно заметить, что в этом месте, где говорится об установлении брака, ничего не сказано о деторождении. Здесь Бог творит жену из ребра (из-под сердца взятой плоти), приводит ее к человеку (Сам приводит, – это подчеркивает не биологический, а духовно-религиозный смысл брака), человек, увидев свое alter ego, признает в жене свою плоть и кровь, свое восполнение, и Богом благословляется их единство: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», – добавляет священный писатель. Стыд возможен, когда ты находишься под чужим взглядом, когда происходит вторжение извне в сокровенные области. Адам и жена его были едины, всецело принадлежали друг другу, потому и не стыдились. И все, – о деторождении здесь не говорится. О нем говорится и раньше, и позже, но не здесь.

Повеление «Плодитесь и размножайтесь» звучит сначала в конце первой главы, где о человеке говорится еще в одном ряду с животным миром; здесь это повеление, обращенное к человеку, ничем не отличается от такого же повеления, обращенного к животному миру, более того, оно соседствует с повелением питаться, в котором человек также поставлен в один ряд с животными (Быт. 1, 29–30). Иначе говоря, размножение очевидным образом отнесено к животной природе человека, оно не имеет источником духовную личность, а совершается на уровне инстинкта. Когда о творении человека говорится в первой главе (Быт. 1, 27), то по-еврейски здесь стоят не слова «иш» и «иша» (муж и жена), а «закар» и «нэкба» (самец и самка, мужской пол и женский), что отражено во многих и древних, и современных переводах.

Вторично о деторождении сказано не при установлении брака, а уже после грехопадения, когда скорби и болезни беременности и родов даются жене в наказание за грех, как и мужу в наказание определены труды в поте лица. Иначе говоря, брак, по Библии, предполагал рождение детей, но установлен был не для этого.

Но дело-то в том, пишет православный мыслитель, что «Никакой «заповеди» размножаться, о чем любят говорить протестанты (вслед за евреями, заметим мы – С.А.), в Библии нет. Всякая заповедь может быть воспринята духовно свободным существом, и потому не может быть дана животным, тогда как благословение как односторонний божественный творческий акт одинаково приложим и к человеку, и к животным» . Несмотря на сравнительно высокий уровень духовного развития, евреи все-таки остаются еще в рамках преимущественно натуралистического подхода к семье, основывая ее на животном инстинкте размножения, возведенном в нравственную заповедь.

Христианство осмысляет брак не только как основание здешнего земного бытия, но и как возможный путь духовной жизни, путь, ведущий в Царство Небесное. Речь здесь идет именно о понимании христианством смысла брака. То есть не только о том, чем является брак у самих христиан, но и о том, чем он является вообще у всех людей во все времена. Христианский брак может полнее это предназначение реализовывать, потому что он исходит из ясного понимания этого предназначения, но само это предназначение по мысли христианских мыслителей вовсе не чуждо и людям нехристианских культур.

Именно это предназначение имеет в виду апостол Павел, когда пишет свои наставления о браке. Без понимания этого духовного контекста его слова звучат не очень связно и не вполне вразумительно. Брак, как и безбрачие, осмысляются им в перспективе сотериологической, как некий путь спасения, и это-то является причиной, почему он, отдавая предпочтение безбрачию, вовсе не порицает брак. Потому он может в одном месте написать: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7, 8), и в другом: «Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5, 14).

Все дело в том, как именно этому вот человеку сподручнее трудиться для Царства Небесного, какой крест ему более подходит: монашеской ли жизни, или семейной. Тот вопрос, который на индивидуально жизненном уровне является стратегическим – жениться или не жениться, на уровне более общем и высоком является лишь вопросом тактики. Фундаментальное отличие безбрачия от брака – участвовать или не участвовать в продолжении рода, оказывается второстепенным перед более лицом высшего предназначения этих форм жизни – духовного совершенствования человека, возрастания его в полноту бытия, его обожения.

Каким же образом выполняет брак и основанная на нем семья это свое предназначение быть путем нравственного и духовного совершенствования? Во-первых, такое совершенствование невозможно без адекватного самопознания. В семье же человек непосредственно открывает свои чувства, семья в этом смысле есть некий «заповедник» частной жизни, закрепленный на уровне социального института: здесь для человека открывается возможность приблизиться к познанию того внутреннего мира своей личности, который он при посторонних скрывает и от них, и от самого себя. В обществе человек сдерживается, скрывает раздражение, действует по неким социально закрепленным шаблонам, зачастую напоказ, словом старается показаться иным, показывая свою лицевую сторону, а не внутреннюю, и забывая уже, наконец, о настоящем своем лице. В семье же он не прячет своего состояния, его действия максимально, насколько это возможно, искренны: то доброе, что он делает в семье, он делает «от души» и для себя, но зато и если есть что темное на душе, – он изольется, не постыдится выявить это свое темное греховное состояние в слове или действии.

Таким образом, первый важный аспект христианского понимания брака заключается в том, что брак и семейная жизнь являются путем глубокого самопознания человека через смирение. Брак, пожалуй, в не меньшей мере, чем монашество, способен во всей полноте открыть человеку глубину его личности – как сокровенные бесконечные глубины любви, так и всю скрытую меру греховной испорченности.

Однако самая главная суть христианского учения о браке заключается, конечно, не в этих его полезных свойствах. Смысл брака, как его понимает христианство, заключается не только в том, что этим путем продолжается род человеческий, не только в обозначенных выше душеполезных последствиях брака, но, прежде всего, в нем самом непосредственно. Как пишет Владимир Сергеевич Соловьев, «в нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять ее как нравственный подвиг. Недаром Православная Церковь в своем чине брака поминает святых мучеников и к их венцам приравнивает венцы супружеские» . Брак, таким образом, есть подвиг веры, сопоставимый с подвигом людей, отдавших жизнь за верность Христу.

Более того, брак есть не просто нравственный подвиг, брак есть таинство. Таинством в христианском богословии называется непосредственное спасающее действие благодати, проявляющееся в рамках земного бытия и совершающееся через действия людей. Таинство в этом смысле есть сотрудничество человека и Бога, когда под некой видимой стороной человеческих действий, посредством этих действий душе человека сообщается невидимая благодать Божья.

Христианский брак является таинством, по словам апостола Павла: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32). Брак, таким образом, есть метафизическое единение мужчины и женщины и, как таковой, есть для христианской мысли таинство. Христианство утверждает, что сущность брачного соединения превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Троицы и догматом Церкви. Психологически же это единение является источником таких чувств брачующихся, которые по самому своему характеру исключают вопрос о целях брака вне его самого, ибо эти чувства есть чувства удовлетворенной любви, а потому полноты и блаженства.

Возвышение человеческого бытия в браке на степень бытия сверхиндивидуального выражается в том, что в браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в лицах Бога. Часто говорится – и в богословии, а в качестве красивого выражения – даже и в обыденной речи, что человек создан по образу Божию, но, рассматривая вопрос, в чем именно заключается образ Божий в человеке, говорят о разуме человека, о его свободе, о различении добра и зла, о творческой способности. Но при этом или совсем забывают о троичности Божества, или, сравнивают троичность Божества с тремя силами человеческой души – чувство, разум, воля, или ищут некие другие примеры трехсоставности человека. Однако при этом упускают из внимания, что троичность Божества состоит из троичности ЛИЦ, а не сил и не составных частей. А между тем и Библия, и вся традиция христианской мысли дают полное основание для более глубокой и верной концепции.

Традиционно одним из первых мест в ветхозаветной части Библии, где видят предвосхищение догмата Троицы, считается упоминание о некоем Божественном Совете, предшествующем творению человека, когда Бог говорит о себе во множественном числе: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), «сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18). Но этого прикровенного учения о Троице нет там, где говорится о творении всего остального мира, а встречается оно лишь там, где говорится о создании двуполого человека (Быт. 1, 26–27; 2, 18; 5, 2), об установлении брака созданием жены. И далее, когда как бы подводится итог первым главам, говорится: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину, сотворил их и благословил их и нарек им имя: «человек» (Быт. 5, 2).

Итак, «человек» в устах Божиих – это мужчина и женщина как одно целое, и только как такое целое, а не как самозамкнутая монада человек является образом говорящего о себе во множественном числе Бога, тогда как в одиночку человеку быть «нехорошо» (Быт 2, 18), в одиночку он вряд ли может быть образом Божиим.

Новый Завет выражает ясно то, о чем Ветхий говорит лишь намеками. Апостол Павел сравнивает взаимные отношения мужа и жены именно с отношениями лиц Святой Троицы. Как Бог-Отец есть глава Христа, так и муж - глава жены (1 Кор.11, 3). Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога-Отца (Евр. 1, 3), так и жена слава мужа (1 Кор. 1, 7). В этом заключается основание для утверждения христианством равного достоинства мужа и жены, утверждения совершенно уникального и по существу незнакомого другим религиозно-культурным традициям. Не формальное равенство (до которого, впрочем, тоже чаще всего не доходят нехристианские культуры), а равенство онтологическое, равенство в предельном, глубинном смысле утверждается в христианском благовестии, вплоть до того, что уже «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

Единение во Христе предполагает не стирание личностей, не их нивелирование, а напротив – максимальное раскрытие их сущностных сил, максимальную полноту их самореализации. При этом нужно иметь в виду самореализацию в самом прямом смысле слова: не реализацию своих задумок и фантазий, а реализацию себя самого, каковая самореализацию образует личностный смысл жизни человека. Не о рецептах обустройства быта говорит христианское учение о браке и монашестве, а об обретении себя в жизненном подвиге, о предельной цели земного бытия.