Христианская эсхатология учение о конце света. Развитие эсхатологии. Эсхатология в иудаизме

Богословская конференция организована Синодальной богословской комиссией и проходит раз в два года. В конференции 2005 года, посвященной эсхатологическому учению Церкви, принимают участие известные богословы и философы из разных стран мира: профессора Российских Духовных академий, Парижского Свято-Сергиевского Богословского института, профессора теологических факультетов из университетов Греции, Германии, Франции, Италии, Австрии, Румынии, США, Австралии и ряда других стран, представители Поместных Православных Церквей.

На первом пленарном заседании конференции выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение церкви»

Ваши Высокопреосвященства, преосвященные архипастыри, всечестные отцы, высокие гости, возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердечно приветствую вас - участников международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви».

Отрадно, что многие благие начинания в нашей Церкви становятся добрыми традициями, неотъемлемой частью церковной жизни.

Традиционной стала и Богословская конференция Русской Православной Церкви, проводимая один раз в два года. Это уже четвертый богословский форум со времени возобновления традиции проведения общецерковных богословских конференций в 2000 году.

Мы рады тому, что богословские конференции Русской Православной Церкви приобретают международный характер и служат всей церковной Полноте. В них участвуют православные богословы и ученые из Поместных Церквей, а также представители иных конфессий.

Нынешний период мирового развития характеризуется процессами глобальных, то есть всемирных, изменений. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается наша Церковь и христианство в целом, в немалой степени обусловлены именно этими процессами. Чтобы разрешить существующие проблемы, необходим «глобальный», а лучше сказать, вселенский, ответ Церкви. Для этого нужно привлекать лучшие богословские и научные силы Поместных Церквей и проводить соборные обсуждения.

Как Предстоятель Русской Православной Церкви со всей определенностью хочу сказать: нам нужна сегодня сильная богословская наука.

Свято сохраняя духовную силу Предания, следуя Святоотеческой традиции, богословие сегодня должно быть авторитетным голосом Церкви, важным инструментом для разрешения стоящих перед Нею задач.

Богословие по своей сути неразрывно связано с молитвой и духовным опытом Церкви. Но не следует забывать о том, что богословие - это и деятельность разума. Многие святые отцы были выдающимися мыслителями своего времени. Победа христианства над язычеством была победой духовной. Но это была также победа культурная и интеллектуальная.

Традиция церковной учености оказала решающее воздействие на формирование европейской философии, науки и культуры в ее лучших проявлениях. Так что богословие и церковная наука и поныне остаются неразрывно связанными с традицией философских и научных изысканий.

Поэтому развитие богословия и церковной науки является предметом Нашей особой заботы. Мы с удовлетворением отмечаем укрепление богословских сил Церкви, развитие ее научных учреждений и совершенствование богословского образования.

Нынешняя конференция является знаком и свидетельством этого процесса. В то же время она сама вносит важный вклад в развитие церковной науки и богословия.

Тема, которой посвящена настоящая конференция, весьма значима и актуальна. Она актуальна не потому, что проблемы, связанные с эсхатологией, появились в Церкви недавно.

С самого начала исторического бытия Церкви христиане должны были противостоять двум искушениям, дабы не впадать в крайности. С одной стороны, всегда существовала опасность обмирщения Церкви, опасность забвения того, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5:19), и отождествления христианства с мирскими установлениями. С другой стороны, проявлялась склонность к полному отвержению мира, к отказу видеть богозданную благость мира (Быт 1:31), несмотря на его падшесть, видеть направляющий историю спасительный Промысл Божий. С этим последним искушением связаны и неоднократно возникавшие в истории Церкви ложные апокалиптические страхи.

Подобные искушения христиане испытывают и сегодня. Одни люди, уверенные в успехе социального прогресса, хотят «обновить» Церковь, согласовать ее учение с духом времени. Другие, видя греховность мира, впадают в апокалиптическую истерию и призывают Церковь отгородиться от окружающего мира.

По сути, и те и другие воспринимают Церковь как один из социальных институтов, который должен действовать в соответствии с мирской логикой.

Эсхатологическое видение Церкви заключается в том, что, пребывая в мире и выполняя свое призвание освящения и свидетельства, Церковь и каждый отдельный христианин должны духовно пребывать в состоянии «не от мира сего». «Неотмирность» в данном случае означает причастность Царству Божию - духовной реальности, которая уже явлена в мире благодаря действию Духа Святого, но во всей полноте откроется в «будущем веке». Знамением и таинством этой реальности и является Церковь, пребывающая «в веке сем».

Как социальный институт Церковь существует для того, чтобы служить восхождению от дольнего к горнему. Церковь не имеет в этом мире «земных» интересов. Она объемлет весь мир, всё творение, ибо Ее Главой является Иисус Христос, Господь и Промыслитель всей твари. Мир – это объект миссии и заботы Церкви. А Ее миссия заключается в том, чтобы являть, то есть делать присутствующим, в «этом мире» Царство, которое «не от мира сего» (Ин 18:36). В свете изначального эсхатологического видения Церкви должны решаться все проблемы взаимоотношений Церкви с миром и осуществления ее миссии в истории.

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! От всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией в предстоящих трудах всем вам, участникам международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви».

14 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с зарубежными гостями богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви».

«Я думаю, что соборным разумом нужно в наше время дать ответы на вопросы, беспокоящие наших верующих», – отметил Святейший Патриарх Алексий во время беседы с зарубежными богословами, собравшимися на конференции. По мнению Святейшего Патриарха, проблемы эсхатологии относятся именно к таким вопросам. «Мы благодарны Предстоятелям Поместных Церквей, которые направили своих представителей», – подчеркнул Святейший Патриарх.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, также отметил большой вклад всех собравшихся в развитие богословской науки.

На встрече также присутствовали другие представители Поместных Православных Церквей, а также профессора теологических факультетов из университетов Греции, Германии, Франции, Италии, Австрии, США, Австралии и ряда других стран.

Богословская конференция Русской Православной Церкви проводится раз в два года. Это крупнейший международный интеллектуальный форум, собирающий под эгидой Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви лучших православных богословов современности для осмысления текущих проблем не только церковной, но и общественной жизни, выработки христианского отношения к вызовам современного мира. Конференция «Эсхатологическое учение Церкви» продлится до 17 ноября, за три дня работы будут прочитаны 60 докладов. В завершение конференции состоится круглый стол «Глобализация и эсхатология» под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Христианская эсхатология - раздел эсхатологии (от др.-греч. ἔσχατος - «конечный», «последний» + λόγος - «слово», «знание»), который отражает воззрения христиан на вопрос о Конце света и Второго Пришествия Христа. Христианская эсхатология, подобно иудейской эсхатологии, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира.

В христианстве эсхатологию можно условно разделить на общую и частную. Первая говорит о судьбе этого мира и о том, что ожидает его в конце. Частная эсхатология учит о посмертном бытии каждого человека .

Огромную роль для христианской эсхатологии играет хилиазм (или милленаризм) и мессианизм. Большинство христианских конфессий верит в ту или иную форму установления тысячелетнего царства, то есть милленаризм. Кроме того все христиане находятся в ожидании второго пришествия Мессии, явление которого и будет концом этого мира и установления царства Божьего, то есть мессианизм.

Эсхатология /от греч. eshatos - последний, конечный, logos - учение/ - учение о конечных судьбах мира и человечества. Согласно Священному Писанию, история - это не просто бессмысленная, хаотическая борьба одного против всех и всех против одного, а Божий путь к новому, лучшему миру. Ко всем явлениям истории и жизни христианство подходит прежде всего с этических позиций. Историческая судьба, как отдельных людей, так и целых народов, определяется их нравственностью.
Как дом без крыши, так и учение о спасении без эсхатологии было бы неполным. Эсхатология даёт ответы на самые сокровенные вопросы человеческой души - что ждет человека после того, как он войдет в "вечный свой дом". Сын Сихаров увещевает каждого странника: "Во всех делах твоих помни о конце твоем и вовек не согрешишь".
Эсхатологические настроения бывают особенно напряженными в переходные, кризисные периоды истории.
Можно сказать, что первоапостольская церковь была всецело охвачена эсхатологическим ожиданием. "И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Дети! Последнее время" (1 Ин. 2,17-18). "Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Пет. 4,7). "Долготерпите и вы, укрепляйте сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" (Иак. 5,8). Весь Новый Завет пронизан эсхатологической нравственностью. Примечательно, что Иммануил Кант в своем труде "О последних вещах" (1789) пишет, что человек для достижения своих высоких идеалов любви и добра, живущих в его сердце, нуждается в вечности. Об этом стремлении к совершенству пишет и апостол Павел: "Ибо мы отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1 Кор. 13,9-10).
Христианская эсхатология исходит из того, что вместе с явлением в этот мир Сына Божия наступил завершающий этап мировой истории, что отныне мы живем под "знаком конца" как незримой реальности, которая закончится судом живых и мертвых.
Эсхатология Нового Завета раскрывается в многочисленных символах и притчах как ожидание и исполнение планов Божиих, предреченных издревле пророками. Это не точно сформулированная программа событий, а скорее вера в наступление царства Божия, грядущего во славе и силе.
Характерные элементы христианской эсхатологии представлены в богодухновенных посланиях апостола Павла, где он говорит о смерти как о последнем враге, который в конце концов будет окончательно побежден Силой Божией. Воскрешение из мертвых рассматривается апостолом Павлом как грядущее событие, воодушевляющее уже теперь всех тех, кто воскрес со Христом, чтобы ходить с Ним в обновленной жизни (Рим. 6,4). Верою в окончательную победу над тлением и смертью пронизаны все его послания. Для него самого смерть уже является не утратой, а приобретением. О себе он говорит: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп. 1,23).
Можно прямо сказать, что эсхатология, или "направленность к концу времени" составляет первооснову христианства, ибо только она, по справедливому утверждению многих теологов, разрешает все скорби и чаяния людей. Она важна для христианства, поскольку представляет собою руководящие этические принципы высокого уровня, ибо эсхатология учит, что Сам Христос в конце нашего земного поприща предстанет перед нами как строгий и справедливый судья над всеми нашими делами и помыслами.
Хотя эсхатология имеет разные оттенки, в последнее время Церковь ко всему происходящему на земле применяет провиденциональные оценки, ибо нельзя прикладывать печать абсолютного и вечного Христова учения к различного рода социальным и экономическими доктринам. [Провиденционализм /от лат. providentia - провидение/ - понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому Царству Божию.]

Индивидуальная эсхатология связана с моментом смерти. Общая эсхатология относится к концу истории, который в христианском видении связан со вторым пришествием Христа, остановкой и исчезновением времени, полной победой над сатаной и злом и переходом мироздания в вечность.

Христианство полагает, что история и человечества, и вселенной – явление конечное. Их конец есть сугубая реальность, к которой и направляются все события. Эсхатология и Второе пришествие имеют два аспекта: радостный, связанный с пришествием Бога, и грозный, связанный с тем, что Бог явится уже как судья. Страшный суд мыслится как торжество справедливости Бога, явленной на фоне суда над всей человеческой историей.

Библия утверждает, что вычислять сроки Второго пришествия невозможно и ненужно, хотя по ряду косвенных признаков можно сделать предположения о его приближении. Св. Августин считал, что эсхатологический период начался с основания церкви, независимо от того, сколько он продлится, несколько лет или много столетий. В момент Второго пришествия умершие воскреснут телесно, т.е. их души получат плоть (это очень важный момент, поскольку христианская антропология полагает, что человек, в отличие от ангела, изначально задуман как облеченный плотью, грех же исходит не от плоти как таковой, но от ее слабости и от страстей души). Праведники получат свои тела прославленными, т.е. очищенными и более совершенными. Здесь видно отличие христианских представлений о человеке от, например, философии Платона и неоплатоников, согласно которой тело есть только "темница души", из которой нужно вырваться. Подобные взгляды часты и у гностиков.

Церковь настаивает на принципиальной конечности человеческой истории, неизбежности наступления апокалиптического, предшествующего концу, периода. Пришествие Христа сопряжено с появлением антихриста, его противника, который будет явными и неявными средствами преследовать и духовно соблазнять христиан.

Эсхатологии в Библии посвящена прежде всего книга "Апокалипсис" Иоанна, имеющая сложную структуру и насыщенная весьма сложными образами, требующими очень осторожной интерпретации. Так, на усмотрение богословов оставлены слова о "тысячелетнем царстве Бога", которое может быть установлено в апокалиптические времена. Окончательной трактовки этих слов нет. Церковь неоднократно предупреждала, что при серьезной готовности к наступлению конца истории следует избегать "апокалиптической истерии" и нелепых прогнозов. Не были приняты официальным вероучением и разные варианты милленаризма (от лат. мillе – тысяча), или хилиазма – учения о том, что Второе пришествие Христа сопряжено с установлением особого твсячелетнего царства. Оказалась принятой точка зрения, восходящая к св. Августину, о том, что под этим царством в Библии надлежит понимать период церкви, уже наступивший. Милленаризм принят в основном в радикальных протестантских общинах, а также есть у некоторых богословов на правах частного мнения.

Христианство сохраняет веру в справедливость Бога и посмертную участь людей. Бессмертная душа водворяется либо в ад (место мучений), либо в рай (место вечного блаженства). Посмертная судьба, с одной стороны, определяется справедливостью Бога, с другой – делами и мыслями человека, который уже на земле намечает свой путь и свое будущее состояние. Блаженство понимается как чисто духовное, связанное с лицезрением Бога, который сам есть абсолютное благо и совершенство. Райское блаженство не мыслится как вульгарное безделье или телесное удовольствие.

Грешники в аду получают, в сущности, то, к чему они и стремились, ад не трактуется церковью как некая "мстительность" Бога. Высказывается мнение, что грешник, перенесенный в рай, будет страдать там еще более, так как пребывание там несовместимо с его личностью. Ад – состояние, в котором абсолютно отсутствует Бог. Церковь отвергла учение о временности адских мучений, высказанное Оригеном на рубеже II–III вв. Адские муки вечны, и это вносит в христианство элемент реалистичности и даже трагизма.

Человек предстает на индивидуальный суд сразу после смерти (есть и вариант понимания, встречающийся у православных авторов, что этот суд носит характер предварительного, а пребывание до Страшного суда в некотором отношении временно), но в конце истории должен быть и Страшный суд. Это не просто дублирование уже вынесенного приговора, но суд Бога над всей историей человечества, где люди должны увидеть всю историческую справедливость Бога.

Церковь признает практику молитв за умерших (поминание), которые могут совершаться и во время литургии, и частным образом. Соответственно, признается существование промежуточной категории умерших (ад исключает молитвы, а рай делает их ненужными). Таковыми считаются души, недостойные ада, но по несовершенству жизни не могущие сразу войти в рай. В католицизме это состояние именуется чистилищем, именно эти души ждут молитв за них. Пребывание в чистилище иногда определяется земным временем, но это определение условно, поскольку за земными пределами нет земного времени и пространства. В православии аналогом чистилища являются мытарства, через которые проходит душа умершего. Спорным является вопрос о молитвах за некрещеных младенцев. Они не запрещаются, но на храмовом богослужении их не поминают. Существует богословское мнение, что их души не заслуживают страдания, но и не вкушают радости, так как, не получив благодати Крещения, просто не могут ее вместить.

Интересно отметить, что рай в христианском представлении не только не упраздняет личность (подобно нирване в буддизме), но и не нивелирует личностные качества. Каждый человек получает награду, сообразную с его жизнью и строем личности ("сколько может вместить", подобно тому, как разных размеров сосуды могут быть до краев наполнены разным объемом жидкости). Не случайно в христианской иконографии рай нередко изображается как иерархически устроенная структура. Вообще же христианское богословие нередко говорит о том, что рай и ад – не столько некое место пространства, сколько состояние. Вместе с тем адский огонь считается не просто красивым образом, но реальным явлением, хотя и особой природы.

Смерть является одновременно и радостным (встреча с Богом и избавление от несовершенной земной жизни), и грозным (суд) событием. Проявление скорби об умершем, особенно чрезмерной, считается малодушием, недостатком веры, неразумностью, так как встреча праведника с Богом есть наилучшая участь, страшны лишь муки осужденных грешников. Св. Иоанн Златоуст (344–407) говорил, что похороны христиан тем и отличаются от языческих, что там отсутствует плач. Не случайно похоронные ритуалы иногда предусматривают белые, т.е. праздничные, облачения (черные же символизируют именно духовный траур, связанный нс с самим уходом, а с необходимостью держать ответ перед высшим судьей, отсюда и ряд "грозных" молитв и гимнов, этому посвященных, например католическая Dies irae – День гнева).

Смерть рассматривается и как имеющая педагогическое значение для живых, побуждающая осознать преходящесть земного. Некоторые святые держали на виду предметы, связанные с погребением, и часто молились и размышляли на кладбище.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники настоящей конференции!

Сегодня мы открываем очередную международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви. Проведение подобных форумов становится традицией. Это одна из важнейших форм деятельности Синодальной Богословской комиссии, в задачи которой входит организация обсуждений фундаментальных и наиболее актуальных богословских тем и проблем, а также координация научно-богословской работы в нашей Церкви.

На нынешней конференции будет представлено около 60 докладов. Мы рассмотрим эсхатологическое учение Церкви с разных точек зрения.

Прежде всего-в библейской перспективе. Имеется в виду эсхатологическое видение, содержащееся как в ветхозаветных книгах, так и в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа, то есть в текстах Священного Писания, которые являются нормативными для церковного вероучения.

Нами будут рассмотрены эсхатологические аспекты древних вероучительных споров и соответствующих соборных решений, в которых было сформулировано догматическое учение Церкви. Определения церковных соборов по вероучительным вопросам являются теми опорами, на которых непоколебимо стоит здание церковной веры. Ибо это были не выводы человеческого разума, но деяния, совершаемые по действию Духа Святого и потому подтверждающие данное ранее Откровение Божие.

Следующий ракурс наших исследований-это эсхатология в святоотеческом предании. Отцы и Учители Церкви в своих писаниях истолковывали Слово Божие и истины церковной веры. Они также обсуждали сложные богословские вопросы, на которые нет ясного ответа в Божественном Откровении. Применительно к эсхатологии это особенно важно, так как глубоко таинственные эсхатологические обетования Божии требуют для своего постижения богопросвещенного разума.

Есть еще один важнейший источник наших знаний о том, как Церковь издревле переживает и выражает свое эсхатологическое видение: это богослужение. Литургическим свидетельствам также будет посвящено несколько докладов.

Эсхатология является одной из важнейших тем современной богословской и религиозной мысли. К ней обращались как православные, в частности русские, так и инославные авторы. Мы услышим сообщения о новейших интерпретациях христианской эсхатологии, которые следует рассматривать и оценивать в свете церковного вероучения и святоотеческого предания. Такой диалог представляется весьма полезным и плодотворным.

Наконец, на нашей конференции будет уделено внимание современным проблемам церковной жизни, связанным с эсхатологией. Хорошо известно, что в разные исторические эпохи наблюдалось оживление эсхатологических ожиданий и настроений, которые порой приобретали крайние формы. Рассмотрению современных эсхатологических представлений будет посвящено несколько докладов, а также круглый стол «Глобализация и эсхатология».

Обращение к отдельным аспектам должно, в конечном счете, способствовать выявлению эсхатологического учения Церкви в свете ее целостного вероучения. А лучше сказать наоборот: мы должны не эсхатологию понять как один из элементов вероучения, но само вероучение увидеть в его эсхатологическом аспекте.

Остановлюсь на существенных чертах этого эсхатологического характера церковной веры.

Термин «эсхатология» происходит от греческого слово «эсхатос», что значит «последний», а также «конец», «крайний предел». В самом общем смысле эсхатология-это учение о «последних вещах», о конечных судьбах мира и человека.

В Священном Писании говорится о «последних временах» (Ис. 2, 2; Дан. 8, 19) и о «последних днях» (или «последнем дне»-Иов. 19, 25; Ин. 6, 39). Говорится и о том, что наступит великий «День Господень», когда Бог совершит Свой суд над миром, отступившим от Него.

Отсюда первый смысл эсхатологии: бытие этого мира во времени,-мира, который создан Богом из ничего в результате Его творческого акта, и который будет иметь завершение, а вместе с ним завершится и Домостроительство нашего спасения.

В результате грехопадения человек отпал от Бога. Однако Бог, богатый милостию, не презрел Свое творение и все совершил нас ради и нашего ради спасения-вплоть до того, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Эта вечная жизнь, уготованная верным Христовым, наступает уже после эсхатологического завершения бытия «мира сего». В Никео-Цареградском Символе веры эта эсхатологическая истина выражена в форме упования каждого христианина: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Эти слова указывают на два будущих эсхатологических события. Во-первых, все умершие восстанут из мертвых «в последний день»; и, во-вторых, откроется «новый век», новый преображенный мир, насельниками которого станут все, кто обрел спасение во Христе.

А между этими событиями-Суд Божий над старым миром. Символ веры говорит о Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Если Его первое пришествие было «в образе раба», то второе будет «со славою», чтобы судить живых и умерших. Господь придет снова, чтобы воцариться в новом мире, и Царству Его не будет конца. Так, завершающий историю День Господень становится началом невечернего дня, а эсхатологический конец мира есть начало бесконечного Царствия Христова.

Таким образом, если мы будем рассматривать бытие этого Богозданного мира с точки зрения Священной истории, то эсхатология указывает на последнее событие в череде определяющих ее последовательных событий: творение-грехопадение-искупление-суд. Второе пришествие Христа Спасителя завершает историю этого мира и открывает новую метаисторическую реальность.

Однако с богословской точки зрения невозможно ограничиться лишь «историческим» пониманием эсхатологии, ибо у нее есть и иной смысл.

Обратившись к свидетельству первоверховного апостола Петра, мы увидим два, на первый взгляд, противоречивых утверждения.

С одной стороны, в своем Втором послании он говорит о «последних днях», имея в виду «день Суда», наступление «дня Господня»-«пришествие дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2 Пет.?3,?10;?12). Здесь же апостол говорит об обетовании «нового неба и новой земли, на которой обитает правда» (2 Пет. 3, 13).

А с другой стороны-что говорит апостол Петр в день Пятидесятницы? Чтобы истолковать присутствующим смысл Сошествия Святого Духа, он приводит ветхозаветное эсхатологическое пророчество. Это слова пророка Иоиля о грядущем наступлении дня Господня, великого и страшного, когда Бог излиет от Духа Своего на всякую плоть (Иоил. 2, 28; Деян. 2, 17). И в данном случае «последними днями» апостол именует время излияния преизобильной благодати Духа Святого на начальную Церковь апостолов и учеников Христовых.

Как же примирить это видимое противоречие апостольского свидетельства? Оно примиряется тогда, когда мы в одном видении объединяем оба смысла христианской эсхатологии-«исторический» и тот, который открывается в благодатном духовном опыте Церкви.

И тогда эсхатологическим возвещением является само Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, то есть благовестие о пришествии в мир Спасителя. «Последний»-это Христос. Так, в книге тайнозрителя, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, о Христе говорится, что Он есть Первый и Последний («протос» и «эсхатос»), Который был мертв, и се, жив (Откр. 2, 8). И Сам Господь говорит: Я есмь Альфа и Омега… Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8).

Таким образом, «последние времена»-это, прежде всего, та полнота времен (Гал. 4, ?4), когда является Сын Божий, который в Воплощении становится Сыном Человеческим. А значит-и истинным Богопомазанным Царем.

С пришествием Царя-Христа приходит и Царство Божие. В первый раз оно приходит не приметным (Лк. 17, 20) для внешнего мира образом. Более того, мир отвергает Христа как Спасителя и Искупителя. Но Царство Божие находит место внутри каждого ученика и последователя Христова, среди нас, христиан (Лк. 17, 21).

С этой точки зрения «последнее время»-это время искупительного деяния Сына Божия и создания Церкви Христовой на камне апостольского исповедания. Так, апостол Петр говорит: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1, 8-20).

В то же время воцарение Бога в Церкви еще не есть победа Царства Божия во всем мире. Церковь есть присутствие Царства Божия на земле, но «мир сей»-в евангельском смысле этого понятия-остается вне Церкви. Мир, который «во зле лежит», в котором царствует грех и побеждает тление,-этот мир пребывает в ожидании конца, завершения своей истории. Именно в этом мире должен явиться антихрист. Однако в Церкви, которая пребывает в этом мире, царствует Спаситель Христос.

Пришествие Христово часто обозначается словом «парусия», которое означает одновременно и «присутствие» и «пришествие». Это слово удачно выражает двойной смысл христианской эсхатологии.

Эсхатологическая эпоха в истории мира начинается уже с первым пришествием Христа. Наступают те «последние времена», которые суть не что иное, как в ремя Церкви, время ее миссии в мире. Ибо после Своего Вознесения Господь не оставляет Свою Церковь. Давая ей заповедь о проповеди «даже до края земли», Он дает и обетование Своего присутствия: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Другими словами, Церковь живет и совершает свое служение во «временном промежутке» между двумя пришествиями Спасителя. И для самой Церкви Второе пришествие Христово не является радикально новым событием. Ибо Церковь в духовном отношении пребывает уже в конце времени мира, уже со Христом.

Это пребывание Церкви не только в историческом, но именно в эсхатологическом времени особенно ясно выражено в евхаристической молитве, совершаемой во время Божественной литургии. В этой молитве мы вспоминаем, то есть осознаем и всегда заново переживаем, все дело нашего спасения: Поминающе убо спасительную сию заповедь (то есть заповедь о совершении Вечери Господней) и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, Тебе поем…

Это воистину эсхатологический текст, в котором нарушена обычная логика времени. Ибо Церковь устремлена в будущее, которое уже для нее наступило, которое она уже переживает. Об этом свидетельствует и диалог священнослужителей во время литургии: Христос посреди нас!-И есть, и будет!

Издревле христиане, исполненные веры и упования, с радостью ожидают Второго пришествия своего Господа и Спасителя, в надежде на «жизнь будущего века». О грядущем Втором пришествии Спасителя в Священном Писании говорится таинственно и прикровенно. И говорит об этом не только апостол и евангелист Иоанн Богослов в своей книге Откровения, но и Сам Господь в Евангелии, в так называемом «малом апокалипсисе» (глава 13 Евангелия от Марка).

«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). А потому и главная заповедь, которую нам дает Спаситель в связи с пророчеством о Конце, такова: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33).

Как нам следует относиться к так называемым эсхатологическим ожиданиям, которые время от времени усиливаются в народе Божием? Как таковые они являются просто проявлением христианской веры, в том числе веры в то, что Господь грядет со славою и потому непременно наступит конец мира и истории. «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Егоже обрящет бдяща». И нередко в истории Церкви о приближении Конца этого мира и Суда Божия возвещали умудренные благодатью Духа Святого подвижники-так же, как это делали древние пророки и апостолы Христовы.

Но почему святые напоминали и напоминают нам об этом? Не потому ли, что, пройдя длительный искус, они научились пребыванию в постоянном трезвении и бдении, то есть-всевременному предстоянию Господу Иисусу Христу? Именно опыт единения с Богом в непрестанной молитве позволяет святым с особой остротой видеть зло этого мира и его апостасию.

Однако видеть обреченность этого мира и зло, которое в нем действует,-это не то же самое, что предаваться «апокалиптическим настроениям». Тем более, бодрственно ожидать Второго пришествия Спасителя, Который придет «как тать в нощи» (2 Пет. 3, 10),-не то же самое, что напряженно ожидать пришествия антихриста.

К сожалению, есть и такие христиане, для которых более важным, чем духовное бодрствование, является поиск знамений Конца истории, якобы уже приближающегося на их глазах. Их духовное зрение обращено не столько ко Христу, царствующему в Своей Церкви, сколько к грядущему антихристу. Для них Христос-или в прошлом, или в будущем, а в настоящем-«апокалиптические ожидания», а лучше сказать-страхования. Это односторонняя, а потому искаженная эсхатология, искажающая духовное устроение ее приверженцев.

По святоотеческому учению, «мир сей»,-это прежде всего греховные страсти, восстающие на душу и тело христианина и воюющие против его веры и упования. И, увы, не только Царство Божие, но и греховный мир сей «внутрь нас есть». Именно наша греховность и приверженность миру сему заставляет нас страшиться наступления последнего Суда. Ибо «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4).

Но, с другой стороны, наша вера обращена к Тому, Кто сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Вспомним первых христиан, которые с радостью и упованием ожидали скорого пришествия Христа, восклицая: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Правильное духовное устроение-это радость о Воскресшем Господе и о дарах Его благодати, подаваемых в Церкви Христовой, которую никогда не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

Говоря светским языком, можно сказать, что христианская эсхатология оптимистична. Но в то же время этот оптимизм не имеет ничего общего с прекраснодушием и самоупокоенностью. Ибо тех, кто утрачивает веру и коснеет в грехе, ждет нелицеприятный Суд Божий.

Эсхатология говорит о «последних вещах», то есть о завершении, а лучше сказать-о свершении мира. Это свершение есть одновременно дело Божие и дело человеческое. Ибо мы не можем обрести спасение без Бога, но и Бог не может спасти нас-без нас самих.

А потому эсхатология говорит нам и о том, каким должно быть наше отношение к миру, в котором мы живем и совершаем свой духовный путь.

Мир как космос, как жизненное пространство человека, несмотря на его искаженное состояние, не чужд христианам. Мы не должны бежать от мира, в который пришел Сын Божий ради его спасения. Именно в мире Церковь, которая есть Тело Христово, имеет свою миссию. Это миссия просвещения и освящения мира. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира,-говорит Спаситель о Своих учениках в Первосвященнической молитве,-но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 15). Христиане не должны погружаться в «апокалиптические ожидания» скорого Конца истории, забывая о своем долге и призвании в истории этого мира.

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

В работе собрания приняли участие ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, секретарь Ученого совета протодиакон Георгий Пшенко, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Александр Романчук и проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев.

Введение в христианское богословие Макграт Алистер

Глава 16. Эсхатология: христианская надежда

Выше, в связи с воскресением и доктриной о спасении, мы уже затрагивали некоторые аспекты эсхатологии - христианского понимания "последних событий и явлений". Термин "эсхатология" происходит от греческого слова "ta eschata" ("последние [предметы, события, явления]") и относится к вопросам христианских ожиданий воскресения и суда. В заключительной главе настоящей книги мы рассмотрим эту тему подробнее.

Некоторые важные аспекты этой темы рассматривались выше. В частности, следует отметить следующие моменты:

1. Спор о воскресении Христа и его богословских следствиях.

2. Повторное открытие эсхатологического аспекта новозаветной концепции "царства Божьего" в конце XIХ в.

3. Эсхатологические аспекты христианской доктрины о спасении.

В самом широком смысле этого термина, "эсхатология" является "рассуждениями о конце". Этот "конец" может относиться к концу существования отдельного человека или к концу нынешнего века. Характерным христианским верованием, которое имеет решающее значение в этой связи является то, что время "линейно, а не циклично". История имела начало, и когда?нибудь ей наступит конец. "Эсхатология" рассматривает ряд верований, относящихся к концу жизни и истории как отдельного человека, так и мира в целом. Она вдохновила и внесла огромный вклад в некоторые из наиболее творческих и фантастических движений в христианстве.

Из книги Пророки и цари автора Уайт Елена

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства автора Элиаде Мирча

Глава ХХII ОРФЕЙ, ПИФАГОР И НОВАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ § 180. Легенды об Орфее: певец и "основоположник посвящений" Вряд ли возможно писать об Орфее и орфизме, не вызывая раздражения у тех или иных ученых: у скептиков и «рационалистов», которые преуменьшают значение орфизма в истории

Из книги Религии Австралии автора Элиаде Мирча

Глава 5. СМЕРТЬ И ЭСХАТОЛОГИЯ Смерть, похоронные обряды и «дознание» Знахарь играет центральную роль в связанных со смертью ритуалах, поскольку он способен раскрыть «убийцу» и, следовательно, направить месть. Благодаря его духовным силам и социальному престижу,

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Глава 17 Надежда Растоптанному человеку остается лишь одно - продолжать надеяться. После каждого разочарования нужно искать новый повод для надежды. Александр Солженицын В фармакологии существует так называемый двойной слепой тест: врач, который выписывает препарат,

Из книги Мифы Армении автора Ананикян Мартирос А

Из книги Послания к Фессалоникийцам автора Стотт Джон

1 Фессалоникийцам 4:13 - 5:11 4. Христианская надежда, или как Евангелие должно вдохновлять церковь Сначала Павел старался «вразумить бесчинных» и «поддержать слабых», теперь он намеревается «утешить малодушных» (5:14, ПНВ). Причину малодушия можно найти в контексте.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

УРОК 4 Христианская надежда 1 Фессалоникийцам 4:13–5:11 (с. 108–137) 1. Прочитайте 4:13 Почему Павел обращает свое внимание на проблему утраты близких? Как вы понимаете использование им «сна» в качестве метафоры

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 1 автора Пестов Николай Евграфович

17:1-13 Надежда на человеческие силы и надежда на Господа Первые четыре стиха высмеивают иудеев, которые преступили закон и согрешили против веры. В ст. 1 метафорически выражена мысль о том, насколько глубоко проник грех в иудейское общество и «написан железным резцом… на

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

Глава 3. Надежда От опытности надежда, а надежда не постыжает. Рим. 5, 4-5 Надежда для души есть как бы якорь безопасный и крепкий. Евр. 6, 19 К вере близка надежда. Может быть, не всем ясно их различие?Как пишет о. Иоанн С: «Надеяться на Бога - значит поручить Ему свою жизнь, свою

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Из книги Догматика без догматизма автора Тихомиров Антон

Надежда христианская Христианская надежда как добродетель «есть то утешительное расположение духа, по которому христианин, взирая на Бога, как на неизменно верного во всех Своих обещаниях, несомненно ожидает от Него всех благ, обещанных благостию Его» .Основание

Из книги автора

Христианская надежда Итак, представляя постоянно в своем уме силою своей мысли этот город, – хотя мы, находясь здесь, на земле, еще и далеки от него, – созерцая его и возбуждаясь его истинными красотами, бодро совершим труд путешествия, не прекратим течения и будем

Из книги автора

Глава 21. Эсхатология Под эсхатологией понимается учение о «последнем дне», а именно о конце человеческой жизни и о конце света. В соответствии с этим принято различать частную и общую эсхатологию.Нужно сразу оговориться, что в эсхатологии особенным образом проявляется