Что такое бескровная жертва в православии. Божественная литургия. Почему надо молиться об усопших

Вряд ли найдется хотя бы один житель столицы, который не знал бы, где находится храм святителя Григория Неокесарийского. «На Полянке» - так отвечают туристам прохожие, хотя многие знают его под другим названием - как Красную церковь. Это одна из наиболее красивых обителей Москвы. Храм Григория Неокесарийского (на Полянке) - единственная церковь, названная в честь этого святого. Она расположена в Замоскворечье. У храма необычная история и совершенно уникальный внешний вид. Памятник русской архитектуры с «восточным, пряным привкусом» - именно так отзываются о храме Григория Неокесарийского специалисты.

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

Где находится храм?

Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.

Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.

Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей - царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.

История церкви

Туристам много интересного рассказывают о храме Григория Неокесарийского. И действительно, у него очень древняя история. Первоначально церковь была срублена из дерева. Согласно легенде, строительство было начато в знак благодарности богу за избавление от монголо-татарского пленения князя Василия Темного. Увидеть крепостные стены Москвы внуку Дмитрия Донского было суждено тридцатого ноября 1445 года. Именно в этот день согласно православному календарю празднуется память св. Григория из Новой Кесарии. Этим обстоятельством и была определена судьба будущей церкви.

Новая жизнь

Деревянная церковь просуществовала до семнадцатого века. Позже в тогдашнем храме Григория Неокесарийского случился пожар и он полностью сгорел. Здание было восстановлено, но оно опять было деревянным. Постепенно церковь приходила в запустение, особенно это стало заметно после эпидемии чумы. И только в 1667 году государем Алексеем Михайловичем был дан приказ на строительство нового, уже каменного, храма. Работами руководили лучшие по тем временам зодчие Иоанн Кузнечик и Карп Губа.

Алексей Михайлович давал немалые средства на строительство, он лично контролировал его ход. Материал доставлялся из знаменитых подмосковных каменоломен, откуда брался камень и для стен Кремля. Девять тысяч изразцов с так называемым «павлиньим оком» изготовил известный мастер Степан Полубес, а образы для иконостаса выполнил царский изограф Ушаков. Закончилось строительство через двенадцать лет. Первого марта 1679 года состоялось освящение и первая служба в храме Григория Неокесарийского. Обряд совершал Иоаким - Патриарх Московский и всея Руси в присутствии нового царя Федора Алексеевича.

Тяжелые годы

С тех пор Красная церковь, поражающая своей красотой, как бы получила статус придворной. И по сей день кресты всех глав в храме Григория Неокесарийского венчают короны. Тяготы 1812 года церковь перенесла без потерь. Она настолько понравилась Наполеону, что во время пожара в Москве он приказал, чтобы с храмом на Большой Полянке ничего не случилось. Французский император сокрушался, что не может, «поставив это строение на ладонь», забрать его в Париж. Нужно сказать, что в 1812-м ни убранство, ни утварь церкви, ни ее книги не пострадали. Чего не скажешь о последующих временах.

Если в начале двадцатого века на службы в храме Григория Неокесарийского приезжала сама великая княгиня Елизавета, то после революции свои же москвичи, в отличие от иноземных захватчиков, ничего в церкви не пощадили. Из нее изъяли практически все ценности. Не удалось спасти и шатровую колокольню, якобы мешающую пешеходам. В конце 30-х годов прошлого века храм и вовсе закрыли. И только в девяностых годах верующим вернули храм святого Григория Неокесарийского на Полянке.

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

Храм Григория Неокесарийского - расписание богослужений

По субботам в девять утра в Красной церкви на Большой полянке совершается Божественная литургия. Всенощное бдение начинается в семнадцать часов.

В праздничные дни и в воскресенье Божественная литургия совершается в половине десятого утра. Расписание богослужений следует уточнять как в самом храме, так и на его сайте.

В православной церкви есть такое понятие, как бескровная жертва за здравие. В этой статье мы разберемся, что это такое. Бескровной жертвой называется принесение вина и хлеба в дар Господу в знак его милости ко всему человеческому роду и в знак прошения за грехи всех людей. Святой Дух освящает принесенные дары в истинное Тело и кровь Христа, которыми затем и причащаются верующие.

Бескровная жертва называлась у евреев «минха», она отличалась от жертвоприношений тем, что не требовалось убивать животное. Заказать бескровную жертву можно непосредственно перед самой службой в церкви.

Во времена Ветхого Завета к молитвам было принято присоединять жертвы – сегодня этот обычай несколько видоизменился. Роль «жертвы Богу» выполняет святое причастие – это хлеб и вино, которые чудесным образом «превращаются» во время богослужения в плоть и кровь Христову. Жертвой также может быть и свеча.

Записки «О здравии» и «Об упокоении» нужно сложить в свечной ящик – это прилавок в церкви, где продаются книги, иконы и другая христианская атрибутика. Верующий, подавая записку, платит деньги – однако это не является ценой в экономическом смысле этого слова, это своеобразное пожертвование на нужды храма.

«Здравие» - это не только физическое здоровье, но и состояние души человека, а также его материальное благополучие. Если мы молим Бога о здравии человека, который причинил нам зло, то это вовсе не означает, что мы желаем врагу грешить и дальше. Напротив, мы желаем, чтобы Бог изменил этого человека так, чтобы он пребывал в гармонии со всем миром и по-доброму относился к ближнему своему. Бывало много случаев, когда один из враждующих людей вписывал свое имя и имя своего врага в записки о здравии, и даже многолетняя вражда прекращалась.

Есть еще один тип записок – «Об упокоении». Записки эти предназначены для поминовения людей, которых больше с нами нет. Принято молиться за живых, но мы должны точно так же молиться и за усопших, которые продолжают жить духовной жизнью в загробном мире. Христос – один, и для живых, и для мертвых.

Есть такие люди, которые перед смертью не успели причаститься и покаяться, именно им, как никому другому нужны молитвы ныне живущих родственников.

Таинство возношения жертвы

Само таинство и приготовления к нему проводится во время проскомидии (части литургии). Проскомидия - это принесение. В древние времена христиане в храм приносили для литургии вино и хлеб. Проскомидия так же символизирует рождение Иисуса Христа. Само таинство совершается тайно от верующих на алтаре, так как и рождение Христа было тайным и неведомым.

Для таинства священослужители используют пять особых просфор - иными словами жертвенный хлеб, из них они после обряда молитв вырезают середины в форме кубов. Каждый куб символизирует собой Агнца. Все просфоры укладываются на круглое блюдо, оно называется дискос.

Первая просфора символизирует ясли, в которых пришёл на свет Спаситель, она служит для причастия и называется Агничная. Вторая просфора символизирует Божью Матерь и укладывается по левую сторону на дискосе. Третью просфору делят на девять равных частей, они символизируют святителей, пророков, мучеников, бессребренников, святых, Иоанна Крестителя, Иоакима и Анну, а так же того, кто проводит литургию. Эта просфора называется девятичинной. Укладывается она в ряды по три частицы по правой стороне от Агнеца. Четвёртая просфора символизирует живых Патриархов, епископоп и священиков. Пятая просфора символизирует мёртвых священников, создателей Храмов. На дискос они выкладываются в следующем порядке, сначала живые, и ниже мёртвые.

После священослужитель вынимает просфоры поданные верующими, именно тогда и начинают читать поданные записки о здравии живых и упокоении мёртвых. После прочтения записки священник отламывает частицу просфоры, и со словами: «Помяни, Господи (имя написанное на бумаге)!»

Частицы вытянутые из наших просфор, так же складываются на дискос, тем самым символизируя Церковь Христову, и связь между Богом, Его святыми, благочестиво живущими на земле и умершими. Это действие и есть литургия.

Стоит понимать, что действие бескровной жертвы не является очищением от грехов, так как единственное очищение - это искреннее покаяние. Литургия делается для получения благодати Господней.

Рассмотрим еще один вид жертвоприношений, который имел существенное отличие от других жертвенных ритуалов проводившихся во Святилище. Это бескровная жертва, которая на еврейском звучит как «минха». Давайте посмотрим стих 1 и 2 второй главы книги Левит:

«А если кто–то приносит хлебный дар как жертву Господу, из лучшей пшеничной муки должно быть его приношение, а с ним пусть нальет он и масла оливкового, и ладан к тому же приложит…».*

В приведенной цитате можно проследить общие качества, которыми должны были обладать и жертва всесожжения и бескровная жертва. В русской интерпретации это звучит как «эта жертва, благоухание приятное Господу». В 1 главе мы также встречаем слово «ишше», что означает «пищевое приношение». В данном ритуале, как и в рассмотренном выше, жертва приноситься добровольно. Нам затруднительно раскрыть динамику данного ритуала. По сути своей она заключается в том, что поклоняющийся нес с собой хлеб или просто муку с добавленным в нее елеем. Принесенные дары он отдавал священнослужителю, который в последующем определенную часть клал на жертвенник, а остальное брал себе.

Какой же смысл этого жертвоприношения? Тщательно изучив книгу Исход (29:40-41) увидим, что за бескровной жертвой всегда следует всесожжение. Книга Чисел в главе 28 и 29 также говорит нам о разнообразных жертвоприношениях, которые свершались в праздничные дни и что «Минха» свершалось кроме того со всесожжением крупного рогатого скота от обеспеченных израильтян. Все это указывает нам на то, что бескровная жертва близка к типологии жертвы всесожжения, т.е. показывает нам, что между Господом и человеком заключается завет. Пример этому мы можем найти во второй главе 13 стихе: «Всякое приношение из даров хлебных ты должен приправлять солью: да не лишен будет никакой твой хлебный дар соли Завета Бога твоего – и соль ты должен приносить с любыми жертвами»*. В Библейских писаниях соль символизирует постоянство, что мы можем найти в содержании завета. Так Христос называл каждого, кто пойдет за ним, «солью земли», а Давид вступал в «завет соли» (2 Пар. 13:5).

Какие функции выполнял второй заветный символ? «Минха» можно было принести для обновления своего союза с Господом. Кроме того, оно было доступно человеку с любым достатком, даже самому бедному, что говорит нам о том, что Господь был и остается достижимым для любого христианина. Символика хлеба для нас очень близка, который Всевышний выбрал для принесения ветхозаветной жертвы. Евангелие от Иоанна говорит (6:51): «Этот хлеб живой - Я, сошедший с Небес; кто ест этот хлеб, жить будет вечно. Хлеб, который Я дам, - это плоть Моя. "Отдаю ее", чтобы мир мог жить»*.

Эти две символики в Ветхом Завете, несомненно, идентичны личности Иисуса Христа, который своей смертью принес искупление человечеству. Основывая ритуал вечери Господней, Христос замещает ветхозаветный хлеб на новозаветного агнца.

).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши » (). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » ().
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас , – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » ().
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним » ().

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас благодать Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного ().
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца – младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?

В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви.
Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.

Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?

Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:

«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви.
В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах.
В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах.
Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».

Таинство Евхаристии может быть совершаемо только епископами , или рядовыми иереями по их поручению. Таинство должно совершаться в храме , лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма. Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников . В поместной традиции Русской Православной Церкви мощи с 1655 года зашиваются также в антиминсы , что даёт возможность служить Литургию вне храма. В Католической церкви после Второго Ватиканского собора положение мощей на алтарный камень является необязательным.

Согласно учению св. отцов, Евхаристия - это «таинство таинств» , ежедневное реальное присоединение к воплощению Логоса ; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний» .

В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» свт. Геннадий Схоларий пишет:

В православии считается, что христиане должны причащаться как можно чаще, с 8-го дня своей жизни (дня крещения, которое, в случае угрозы жизни младенца, может уже быть хоть в первый день), и до самого последнего дня (дня телесной смерти).

Ещё одно важное отличие существует в выборе вещества таинства: для Евхаристии используется квасной хлеб - просфоры , в то время как в католицизме - пресный, хостия .

Другое вещество таинства, вино, в Православной церкви обязательно разбавляется горячей водой, тем самым символизируя животворность и обо́женность мёртвого Тела Христа в момент Его смерти. Св. Симеон Солунский писал об этом: