Деревня аромашево свердловская область. Расписные избы в арамашево. Церковь Казанской Божией Матери

Россия

Географическое положение

Село Арамашево муниципального образования «Алапаевское» расположено в лесистой местности на левом берегу реки Реж при устье левого притока Шайтанка . В пределах населённого пункта находятся несколько скал Мамин Камень, Церковный Камень, Шайтан-Камень, Шуриков-Камень и другие. Село находится к северо-востоку от Екатеринбурга , к юго-востоку от Нижнего Тагила , в 28 километров к югу от города Алапаевска (по автотрассе - 33 километра) и в 4 километрах на восток от железнодорожной станции Самоцвет направления Каменск-Уральский - Алапаевск - Нижний Тагил . К северу от села Арамашево через реку Шайтанка расположена деревня Косякова . Рядом с селом и деревней проходит шоссе из Алапаевска , на котором рядом с селом находится развилка на два шоссе регионального значения: Алапаевск - Реж и Алапаевск - Артёмовский . Церковный Камень получил название после строительства храма на его вершине . В окрестностях находится родник Крещенский, в лесу под горой, в болотистой местности. В праздник Крещения Господня прихожане проводят возле него молебен, а затем набирают святой воды . Местность возвышенная, сухая, снабженная проточною водою; почва здесь преимущественно черноземная .

История села

Топоним

Название своё село могло получить от слова араме , что с башкирского означает – урема, место у реки, поросшее густым кустарником .

Арамашево образовалось в 1632 году как форпост для охраны от набегов кочевых племён и слобода для распашки земли. Со скалы Церковный Камень (42 метров) на скалистом берегу реки Реж открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Камнем.

В 1655 – 1656 годах в слободе были сооружены укрепления для защиты от калмыков, делавших набеги на те места. «Около церкви и государевых житниц был поставлен острог рубленый в вышину две сажени печатных да и башни рубленая четвероугольная с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая в вышину до 3 сажени печатных, а в них по два моста. А крепостей около острогу поставлены надолбы двойные; а круг острогу и башен 180 сажени печатных», куда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от воровских и неприятельских людей, не имевших огнестрельного оружия, а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии, когда появились южные поселения, Аромашевская слобода стала безопасной и укрепления в ней не стали поддерживать. На земле, отведенной в пользование Аромашевской слободе, в 1734 году находилось 31 селений, которые в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казенным заводам .

XX век

В начале XX века главным занятием сельчан было хлебопашество и заводские работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок .

С 1960-х годов работал совхоз «Арамашевский» .

XXI век

В феврале 2007 года была построена первая очередь тепличного комплекса по выращиванию роз по голландским технологиям .

Государево железное и укладное дело

В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года .

Школа

В 1871 году было построено одноклассное училище, а в 1897 году – земское училище, в 1911 году в новом кирпичном здании открыто двухклассное училище .

Краеведческий музей Арамашево

Церковь Казанской Божией Матери

Казанская церковь в Арамашево

В 1631 году на Церковном Камне была воздвигнута деревянная церковь, названная в честь Казанской иконы Божьей Матери . Деревянная церковь сгорела в пожаре, и в 1800 году бала построена и освящена каменная двухпрестольная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придел в честь архангела Михаила. В главном храме в 1885 году был устроен новый иконостас, а прежний был уступлен для вновь устроенной церкви села Бичурского Ирбитского уезда. В начале XX века ежегодно 8 июля в день храмового праздника совершался крестный ход из храма к памятнику, поставленному на месте святого престола в бывшем деревянном храме . В 1929 году церковь была закрыта, а колокол сброшен в реку. В 2005-2012 годах церковь была восстановлена .

Инфраструктура

В селе работает дом культуры с библиотекой, школа, детский сад, почта и несколько магазинов. До села можно добраться на автобусе и электричке из Алапаевска , Екатеринбурга , Нижнего Тагила , Каменска-Уральского , Режа , Артёмовска , Верхней Салды , Нижней Салды и Ирбита .

Промышленность

Предприятия села: ООО агрофирма «Арко», ООО агрофирма «Никон», ООО «ГринТерра», ООО «Тонкушина и К», ЗАО «Стиль-Профи-Л», СПК «УралКатышкаГаз», ППО с/х ПК «Арамашевский», КХ Борисихина, КХ Вяткина, КХ Пономарёва, КХ Пономарёвой.

Старинное уральское село Арамашево раскинулось вдоль берегов реки Реж, среди лесов и скал почти 4 века назад.

А 200 лет назад сюда пришли из Сибири первые маляры-художники, которые стали украшать незамысловатой росписью избы уральцев.

Со временем эти рисунки исчезли, их почти не осталось в старинных уральских селах. Поэтому находка в селе Арамашево стала по-настоящему ценна и любопытна не только историкам и искусствоведам, но и всем нам. Ведь теперь здесь создан музей, который словно машина времени, переносит нас в те далекие времена.

Но стало это возможно исключительно благодаря стараниям бывшего учителя русского языка и литературы, бывшего директора Арамашевского краеведческого музея, а ныне создателя и хранителя проекта «Уральские избы» Реутовой Вере Васильевне и ее сподвижникам.

Шесть лет назад в Арамашево, в уже почти готовых к сносу избах, были обнаружены за обоями и штукатуркой старинные росписи. Подобные мы видели в . Только в избах, которые были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные.

Потребовалось несколько лет, чтобы восстановить и привести в должный вид две горницы и подворье. Теперь же это невероятно уютное, душевное место, откуда не хочется уезжать.

Внешний облик крестьянского дома на Урале был предельно прост: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

У более зажиточных крестьян было принято строить две избы под одной крышей — зимнюю и летнюю. Их еще называли горницы.

В летней избе пол был земляной, печки не было, а на чердаке обычно устраивали сеновал. В таком доме было прекрасно укрываться от летнего зноя.

Зимняя изба — с большой русской печью, маленькими окошками строилась так, чтобы хранить тепло долгими зимними ночами.

Люди здесь жили зажиточные. Мало того, что две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом.
Роспись эта смотрится топорно, неуклюже, тем не менее, и сто и двести лет назад хозяева платили высокую цену за подобную «красоту» в избе.

Обычно крестьяне могли позволить себе расписать двери, потолок или небольшой простенок. В Арамашевских избах роспись повсюду, а это значит, что жили здесь люди зажиточные и не скупые.

Справка: за 16 кг муки или зерна — расписать можно было только дверь. Хозяин этого дома отдал около 2-х мешков муки — по тем временам несметное богатство.

Декоративная домовая роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного творчества. Здесь очень много символических знаков, которые можно читать, как книгу.

На экскурсии вам расскажут о значении птиц, цветов, плодов в росписи. О том, как наши прадеды относились к семье, к домострою. Каждое место в доме имело свой сюжет, и что любопытно, расписывалось с разным старанием.

Помимо росписи и ее сюжетов, Вера Васильевна раскроет тайны деревенского дома. Она часто возвращается к своему прошлому: рассказывает про сурового деда и бабушку, которая баловала внуков сахарной головой, про то, как девчонкой куталась в лоскутное одеяло и слушала бабушкины сказки.

Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево, старую мебель, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей.

Душевно здесь очень. Из многих мест на Урале здесь по-настоящему тепло и уютно. Сюда нужно обязательно ехать, пока не превратилось это место в коммерческий проект.

Пока живы те, кто живет и дышит своей работой, кто по-настоящему верен своему делу.

PS В музейной экспозиции «Избы с уральской росписью XIX века» проводят мастер-классы, экскурсии, встречи, посиделки с пирогами и вкусным чаем.

«…и ходили по уральским домам сибирские маляры и предлагали разрисовать стены, двери и потолки деревенских изб. Хочешь, хозяин?»

Я впервые узнала, что на Урале были такие традиции. Село Арамашево . Бывшая учительница русского и литературы Вера Васильевна Реутова сначала относила свою пенсию на восстановление храма. А затем, в самые сложные 90-е года, когда разорялся совхоз и деревенские мужики спивались, начала вместе со своим мужем и детьми восстанавливать деревенское наследие — избу с уральской росписью — на свои скромные сбережения.

Копеечные пенсии двух учителей и огромное созидательное чувство «сохранить для детей» это историческое расписное богатство XVI-XVII веков. Небольшой домашний комплекс недалеко от называется «Уральских изб Душа живая» . Удивительно, как люди стараются сохранить и познакомить нас с традициями и ритуалами, что были свойственны уральской глубинке.

Здесь проводятся экскурсии, мастер-классы и забавные конкурсы, лишь бы привлечь сюда побольше народу, особенно детишек, что бы они начали гордиться своими народными корнями. Посмотрите на улыбки этих нарядных девчонок, которые с большой радостью включились в восстановление семейных ритуалов. А сколько счастья в глазах нарядных взрослых?!

Мы узнали об этом душевном благодаря Наталье Беленковой и путеводителю по Свердловской области от Дома книги . Как здорово, что можно путешествовать не только во время длительных отпусков, но и на протяжении дня по родным просторам!».

Автор текста: Лилия Патрушева


«Уральских изб Душа живая»: история создания

Как появился домашний музейный комплекс рассказала Реутова Вера Васильевна :
«Несколько лет назад в Арамашево , в избах, которые собирались сносить, вдруг, за обоями и штукатуркой были обнаружены старинные росписи. Подобные тем, что можно увидеть в . Только там избы собирались с окрестностей и были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные. Это было настоящее чудо.

Потребовались годы и усилия всей семьи, чтобы восстановить и привести в порядок две комнаты и подворье. И в старую избу словно вернулась душа. Структура крестьянского дома на Урале была проста и функциональна: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

Зажиточные крестьяне строили две избы под одной крышей - зимнюю и летнюю. Их называли горницы. Летняя изба была попроще: пол земляной, без печки, а на чердаке хранили сено. В таком доме летом было не жарко. Зимняя изба отапливалась большой русской печью, в ней были маленькие окошки — все для того, чтобы сохранить тепло и не замерзнуть долгими темными зимними ночами.

Люди в воcстановленных домах жили зажиточные. Они не только две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом. Может быть, кому-то кажется, что роспись эта смотрится грубо, наивно, но она добавляла красок и радости в серые будни длинных уральских зимы и осени, поэтому и сто, и двести лет назад хозяева платили высокую цену малярам-художникам, расписывающим избы.

В зависимости от достатка в избах расписывались либо только двери, либо часть потолка, может быть небольшой простенок. В Аромашевских избах роспись повсюду, люди жили здесь зажиточные и не скупые».

Сколько же стоила такая роспись? По словам Веры Васильевны 16 кг муки или зерна платили за роспись одной двери. Скорее всего, хозяин этого дома отдал больше 2-х мешков муки - по тем временам большое богатство.

Если Вы соберетесь с экскурсией к Вере Васильевне, то она вам раскроет тайны деревенского дома. В своем рассказе экскурсовод часто возвращается к своему прошлому: веселые истории про сурового деда и бабушку, которая баловала своих внуков нехитрыми игрушками и сладостями. Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево , мебель возрастом 200 лет, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей. Вы научитесь делать обереги, поучаствуете в мастер-классе и отличных фотосессиях.

Село Арамашево простирается вдоль левобережья реки Реж в лесистой местности. На его территории возвышаются скалы с поэтичными названиями, в частности Шайтан-Камень, Шуриков-Камень, Мамин-Камень. Населённый пункт находится вблизи устья левого рукава Шайтанки.

Почти 4 километра разделяют Арамашево от железнодорожной станции Самоцвет, расположенной на линии, соединяющей Каменск-Уральский с Нижним Тагилом. Рядом с селом, к северу от него, проходит автотрасса, идущая от Алапаевска .

История

Село было основано как Аромашевская слобода. По одной из версий её название произошло от слова «арамэ». В переводе с башкирского языка оно звучит как «место у речного берега, поросшего густым кустарником». По другой - от ромашки, растущей на местности, где позже была основана слобода.

В 17 столетии сельчане в основном занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы. Её поставляли в близлежащие города, а также остроги, находящиеся в пределах Северной Сибири.

Первоначально Аромашевская слобода выполняла функцию форпоста, защищая подступы к русским рубежам от воинствующих кочевников. Одновременно местные жители занимались освоением свободных земель для возделывания сельскохозяйственных культур.

На рубеже 19-20 столетий кроме выращивания пшеницы, сельчане занимались перевозкой железной руды и дров. Они предназначались для снабжения Нижне-Тагильского и Алапаевского заводов.

Со временем этот род деятельности стал неактуален, поскольку были построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии местного значения. В советскую эпоху на территории села функционировал одноимённый совхоз.

Достопримечательности

В бывшем купеческом доме, датированным 18 столетием, расположен краеведческий музей. Создан был по инициативе учителей сельской школы. Музей объединяет пять залов - природы, истории, боевой и трудовой славы, народных ремёсел, истории местной школы.

Церковь Казанской Божией Матери, расположенная в селе, была возведена в 1800 году. Ее построили после того, как сгорел деревянный храм, датированный 17 столетием. В конце 1920-х годов церковь закрыли. Ее колокол был снят и сброшен в воды Реж. Вновь она стала действующей после проведения восстановительных работ в период с 2005 по 2011 годы.

Есть в российской глубинке удивительные места, где кажется, что жизнь останавливается на каком-то одном мгновении. История села ведёт свой отсчёт с 17 века, когда существовала необходимость защищаться от набегов кочевников. Географическое положение этому благоприятствовало – вокруг было множество высоких скал, на одной из них - «Церковном камне» в 1631 году была сооружена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Сейчас с вершины скалы открывается захватывающий дух вид на окрестности и голубую гладь реки Реж, кстати, Арамашево названо так в честь притока реки Реж – реки Арамашка.

В 1800 году церковь перестроили в каменную, чтобы уберечь здание от пожаров, в 30-х гг. 20 века советские власти закрыли её. Зато сейчас белоснежный силуэт Казанского храма виден издалека, а в непосредственной близости от бьёт родник с целительной водой. Ходят слухи, что в скале есть подземный ход.

Для поклонников язычества, в Арамашево тоже найдётся, на что взглянуть: древний камень, прозванный в народе «Шайтан». По преданию раньше по ночам рядом с камнем происходили загадочные явления: раздавались непонятные звуки, виднелись мерцающие огоньки. Народ, конечно, приписал всё это проискам нечистой силы.

Ещё одно достопамятное событие – открытие в 18 веке месторождения особого камня, его называли шайтанский переливт. Он представляет собой сочетание кварца, кварцита и минерала, называемого «диккит». Этот камень активно используется для изготовления различных украшений, картин, его отличительной чертой является то, что красить его бесполезно – он не изменит свой природный цвет.

Ещё одно место, заслуживающее внимания и непременного посещения, сельский краеведческий музей. Он появился в селе благодаря стараниям учителя географии Кесарева в 1962 году и первоначально располагался в местной школе.

В 2003 году музей переехал в отдельное здание, а именно – в дом купца Загайнова. В советское время экспонаты в музей собирались по принципу «кто что принесёт из учеников в музей»: необычные предметы домашнего, камешки, украшения. Сейчас в музее чёткое разделение на залы: в первом представлены уникальные камни и минералы.

Второй зал представляет особый интерес и его посещение вызывает восторг у всех посетителей: в нём восстановлена русская изба в первоначальном виде. Изба украшена ручной росписью, так называемую уральскую роспись выполняли мастера, переходя из одного дома в другой и нанося затейливые узоры на домашнюю утварь и на стены избы. Эта традиция пользовалась популярностью у разных слоёв населения.

Арамашево в начале 20 столетия могло похвастаться домами, разрисованными самыми фантазийными орнаментами. Также в этом зале, стилизованном под избу, можно увидеть всё то, что составляло жизненный уклад уральцев – самовары, утюги, посуду.

Третий зал можно назвать залом народных ремёсел: здесь выставлены изделия кузнецов, гончаров и других умельцев.

Краеведческий музей Арамашево проводит экскурсии, тематические мастер-классы, организует праздники, также здесь можно полакомиться теми кушаньями, которые ели в начале 20 века на уральской земле.

Арамашево – село с развитой инфраструктурой, добраться сюда можно как на личном транспорте, так и на автобусе или электричке.