Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты

УДК 159.923.37:616.89-008.444.1

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ЧУВСТВА ВИНЫ

Э.А. СОКОЛОВА*

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины,

Гомель, Республика Беларусь

Проведенное целенаправленное исследование литературы показывает некоторые механизмы формирования психологической проблемы чувства вины, ее динамику и разновидности. Психологическая проблема чувства вины может быть связана с враждебностью, ответственностью или этими обеими составляющими личности; она может иметь как негативную, так и позитивную динамику. В динамике развития личности происходит трансформация психологической проблемы чувства вины и изменяются ее связи как внутри психологической проблемы, так и между психологической проблемой и личностью.

Ключевые слова: чувство вины, психологическая проблема, невроз, суицид, депрессия.

Введение

Одной из психологических проблем является чувство вины. Оно может являться: самостоятельной психологической проблемой , составляющей депрессивной позиции ребенка или составляющей некоторых видов психической патологии или некоторых психических заболеваний . При этом чувство вины - одна из наиболее трудно решаемых психологических проблем, что связано с рядом причин:

Во-первых, человек не всегда обращается за психологической помощью, считая чувство вины наказанием за свой проступок, истинный или мнимый. Самонаказание связано с пониманием смысла чувства вины. В понимании чувства вины практически нет разногласий. Как пишет А. Ребер,

© Соколова Э.А., 2016.

* Для корреспонденции:

Соколова Эмилия Александровна кандидат медицинских наук,

доцент кафедры психологии Гомельского государственный университета имени Франциска Скорины 246019 Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Советская, 104

вина - это «эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он нарушил моральные нормы» . По мнению А. Кемпинского, вину «можно трактовать как наказание за нарушение системы моральных ценностей» . М. Якоби считает, что «чувство вины дает мне ощущение, что я плохой человек, потому что я что-то сделал - или возможно только задумал сделать - то, что делать нельзя» . М. Якоби уточняет ситуацию его возникновения, указывая на то, что «чувство вины появляется, когда я являюсь причиной чьего-либо несчастья или нарушаю какие-то общепринятые нормы» ;

Во-вторых, не в полной мере ясны механизмы формирования чувства вины, что мешает в оказании психологической помощи;

В-третьих, возможно понимание специфики чувства вины в составе разных заболеваний, патологии или в качестве психологической проблемы, а также понимание механизмов его возникновения или существования обусловливает различия в оказании психологической помощи.

Механизмы возникновения чувства вины как самостоятельной психологической проблемы не представлены в со-

временных исследованиях. По мнению Э. Линдеманна, чувство вины входит в состав нормальной реакции острого горя . Механизмы формирования чувства вины в составе реакции острого горя также недостаточно изучены. Границы, позволяющие отличать чувство вины как психологическую проблему и чувство вины как составляющую психического заболевания или психической патологии, недостаточно четкие. Учитывая, что различия чувства вины как проблемы и чувства вины как составляющей психической патологии или психического заболевания могут иметь значение при оказании психологической помощи, понимание механизмов формирования и динамики чувства вины как психологической проблемы актуально.

Целью настоящего исследования являются анализ и установление ряда механизмов возникновения и динамики чувства вины как психологической проблемы. Методический подход исследования - теоретический анализ литературы.

Основная часть - анализ литературы

Психологическая проблема всегда имеет предпосылки и условия своего возникновения . Предпосылками могут являться особенности личности, врожденные или сформированные в процессе онтогенеза . Возникновение предпосылок чувства вины можно представить связанными, как минимум, с двумя особенностями развития ребенка:

С формированием сенсомоторных навыков, показанных в исследованиях Ж. Пиаже ;

С поуровневой организацией контакта со средой, представленной в исследованиях В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг .

Опыт ребенка представлен среди прочих составляющих и сенсомоторными схемами навыков младенчества . Так как в сенсомоторном навыке ощущение связывается с действием , то некоторые из

этих навыков можно представить следующим образом:

- «ощущение потребности в пище -стремление к груди матери»;

- «ощущение потребности в тепле -стремление к матери»;

- «ощущение потребности в безопасности - стремление к родителям».

Как пишут В.В. Лебединский и др., на первом уровне организации контакта со средой - уровне «полевой активности» -происходит «постоянный процесс выбора позиции наибольшего комфорта и безопасности» . Позиция наибольшего комфорта и безопасности для ребенка - быть рядом с матерью. На этом уровне выделяется круг явлений, чреватых опасностью . «В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается... информация, синтезируемая когнитивными системами: возможность сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита» . Если мать ушла, то процесс удовлетворения потребностей, ранее свободно реализуемый посредством представленных когнитивных схем, затруднен, и ребенок определяет эту ситуацию как потенциально опасную. Он испытывает информационный дефицит, так как не знает, когда сможет удовлетворить свои потребности.

На втором уровне организации контакта со средой, который, как указывают В.В. Лебединский и др., не любит ждать, у ребенка появляются тревога и страх, связанные с ситуацией, грозящей опасностью и информационным дефицитом . Возникает эмоциональный дискомфорт, обусловленный сложившейся ситуацией.

На третьем уровне выделяются барьеры . Барьер ребенок связывает с матерью. На этом уровне организации контакта со средой ребенок может испытать гнев и стремление к уничтожению преграды, мешающей удовлетворению потребностей . Аффективные переживания на этом уровне отрываются от непосредственной сенсорной основы , что дает возмож-

ность «жизни в воображении» . На этом уровне появляются фантазии , и в фантазиях ребенка может появиться желание смерти матери.

Как отмечает Д. Шапиро, «должен существовать некий интеграционный процесс, благодаря которому полусформировавшееся ощущение ассоциативно привязывается к существующим склонностям, чувствам, интересам и т.п. и таким образом получает ассоциативное содержание (так сказать, набирает в весе) и одновременно становится более конкретным и сложным» . Первичные потребности в пище, безопасности, тепле являются первичными относительно сомнений в возможности их реализации и относительно возникающих в связи с этими сомнениями тревоги, страха и враждебности.

Но уже на следующем - четвертом уровне организации контакта со средой появляется эмпатия, закладываются «основы произвольной организации поведения человека» . У человека имеются влечения, «аффективно неприемлемые другими людьми» . Именно на этом уровне ребенок овладевает подавлением таких влечений. Ребенок подавляет свой гнев и агрессию. Желание смерти матери вступает в противоречие с чувством эмпа-тии к ней. Формируются предпосылки чувства вины, и их формирование имеет свою динамику.

В период младенчества чувство вины возникает в составе депрессивной позиции . Более раннее возникновение чувства вины в настоящее время не представлено в научной литературе. Можно предположить, что время формирования депрессивной позиции совпадает с началом возникновения чувства вины. Депрессивная позиция ребенка рассматривалась теорией объектных отношений как составляющая его нормального развития . Механизмы формирования чувства вины в составе депрессивной позиции ребенка показаны М. Кляйн . Депрессивную тревогу он связывает «с переживаниями

по поводу вреда, наносимого внутренним и внешним любимым объектам враждебностью субъекта» . В таком понимании депрессивная тревога является следствием чувства вины . Сначала складываются предпосылки чувства вины, затем возникает само чувство вины, и на этой основе развивается депрессивная позиция ребенка.

Так как чувство вины ребенок испытывает по отношению к матери в младенческом возрасте, то когнитивная схема «вина

Родители» закладывается в младенчестве. Ее актуализация, как и актуализация других когнитивных схем, может возникать при обстоятельствах, схожих с обстоятельствами их возникновения .

В нашем понимании такая когнитивная схема и является предпосылкой как последующего формирования чувства вины в качестве психологической проблемы, так и возникновения чувства вины в составе психической патологии, если она в последующем возникнет.

Условие возникновения психологической проблемы при наличии предпосылок

Изменение ситуации . Одной из таких ситуаций является ссора с матерью. У ребенка-дошкольника при ссоре с матерью могла возникнуть враждебность по отношению к ней и фантазии об ее смерти . Враждебность к матери и фантазии об ее смерти вступали в противоречие с любовью ребенка к матери . З. Фрейд пишет о патогенной ситуации и переживаниях, связанных с тем, что «возникало какое-либо желание, которое стояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с этическими и эстетическими взглядами личности» .

Обстоятельства ссоры с матерью схожи с обстоятельствами первичного возникновения чувства вины в период формирования депрессивной позиции. В ответ на это у ребенка актуализируется когнитивная схема, заложенная еще в младенческом возрасте «вина - родители». Чувство вины за свою

враждебность могло в полной мере не осознаваться ребенком, но возникший при этом психологический дискомфорт, связанный, с одной стороны, с любовью к матери, а с другой - с враждебностью к ней, с желанием ее смерти - осознавался. Сочетание когнитивного и эмоционального компонентов относительно одной и той же причины психологического дискомфорта - (существуют переживания, и они осознаются) и поведенческого компонента, проявляющегося в фантазиях (смерть матери) характерно для психологической проблемы .

Психологическая проблема чувства вины, появившись, в дальнейшем имеет внутриличностную динамику. Как пишет Д. Шапиро, «эмоцию, которая появляется в сознании в качестве результата нормального процесса интеграции ассоциативной связи полусформировавшегося импульса с существующими целями, интересами и вкусами, - такую эмоцию человек воспринимает как свою; она соответствует личности человека и глубоко его затрагивает» . Исходя из этого, чувство вины как психологическая проблема формируется во взаимодействии с составляющими личности и включается во внутренний мир личности в качестве самостоятельного внутриличностного феномена. Д. Шапиро указывает на то, что «в нормальном интеграционном процессе полуинтуитивная мысль становится сознательным суждением, полусформированное, смутное ощущение становится конкретной и глубокой эмоцией» . Переживание вины осознается. По мнению Л.С. Выготского, переживания первичны относительно осознания их в форме понятий . Он пишет: «Понятие в действительности переводит ребенка со ступени переживания на ступень познания» . Связи между переживаниями и осознанием в форме понятий являются иерархическими , и главенствующую роль начинает играть осознание .

Глубокая и чаще всего скрытно переживаемая эмоция чувства вины (осознаваемая психологическая проблема чувства

вины) еще более подкрепляет сложившуюся в младенчестве когнитивную схему «вина - родители».

Психологическая проблема в качестве отдельного новообразования встраивается в уже существующую систему личности в ее связях и взаимодействии как с окружающей средой, так и другими составляющими личности.

Происходит не только конкретизация и усложнение взаимосвязей внутри психологической проблемы (ее когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов), но и ее взаимосвязей с составляющими личности субъекта - носителя психологической проблемы. Проблема находится в пределах внутреннего мира, в который субъект, как правило, не всех допускает или никого не допускает.

Формирование психологической проблемы чувства вины, таким образом, является многоэтапным процессом, в котором происходит:

Предварительное формирование предпосылок ее возникновения;

Изменение условий, влияющих на динамику нормальных внутриличностных, межличностных взаимодействий и взаимодействий с окружающей средой;

Когнитивная переработка информации о неблагоприятной ситуации с учетом изменения связей с различными составляющими личности;

Возникновение взаимоисключающих переживаний, их осознание, интеграция в единую психологическую проблему;

Осознание психологической проблемы в качестве отдельного внутриличностного новообразования;

Развитие связей внутри личности с психологической проблемой как отдельным новообразованием;

Взаимодействие с внешним миром с учетом имеющейся психологической проблемы;

Закрепление заложенной в младенческом возрасте когнитивной схемы «вина -родители».

В возникновении психологической проблемы чувства вины задействованы разные механизмы:

Когнитивные (операции мышления, последовательность их включения, контроль);

Эмоциональные (реагирование по экстенсивности и интенсивности, сопровождение процесса неудовлетворения потребности и эмоциональная оценка результата);

Сочетанное действие когнитивных и эмоциональных механизмов, в частности, «несовпадение когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания окружающему новых значений, сдвигов в область ирреального» . В результате формируются когнитивные суждения, иррациональные по своей сути. Например, «вина выжившего» при посттравматическом стрессовом расстройстве основана на иррациональной идее. Суть ее - включение в сферу контроля человеком того, что неподвластно контролю;

Механизмы сознания: осознание пространственных (Э.А. Соколова, 2014) и временных связей психологической проблемы, осознание отдельных составляющих психологической проблемы (например, переживаний), выделение и осознание психологической проблемы в качестве отдельного феномена;

Личностные (формирование разных видов связей как внутри психологической проблемы, так и проблемы с личностью, динамика развития личности с учетом наличия психологической проблемы);

Поведенческие (формирование поведения с учетом наличия психологической проблемы).

Разные механизмы подключаются на разных этапах формирования психологической проблемы.

Появившаяся психологическая проблема «встраивается» в личность и начинает диктовать личности определенные условия

ее существования. Если психологическая проблема возникает у нормального человека, то «нормальный человек «терпит» расстройство или хотя бы откладывает удовлетворение своей прихоти, поскольку заинтересован и в других вещах; он настроен на цели и интересы для него более важные» . То есть, существующая психологическая проблема у здорового человека позволяет ему заниматься своей деятельностью и реализовывать свои цели. В ранжированной у нормального человека системе целей цель купирования психологической проблемы чувства вины занимает не первое место. С ней можно сосуществовать. Как следствие, при наличии у человека психологической проблемы чувства вины человек остается внешне адаптированным к социуму.

Если психологическая проблема дает возможность человеку заниматься своей деятельностью и реализовывать свои цели, то при возникновении чувства вины в составе невроза ситуация меняется. При неврозе, по мнению К. Хорни, самообвинения являются «выражением ненависти к себе» . Как пишет К. Хорни, у человека с неврозом «весь эффект от самонаблюдения сводится к тому, что он чувствует себя «виноватым» или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается и затрудняет ему попытку постоять за себя в следующий раз» . Дезадаптация личности при неврозе мешает самореализации человека .

По мнению К.Г. Юнга, «к неприкосновенному запасу невроза относится диссоциация, конфликт, комплекс, регрессия и снижение умственного уровня» . Чувство вины при неврозе сочетается с симптомами, указанными этим автором.

Возникновение комплекса К.Г. Юнг связывает с «мучительными или болезненными переживаниями и впечатлениями» . «В случае комплексов речь большей частью идет о неприятных вещах, о которых лучше забыть и никогда не вспоминать» . Так и происходит.

Если чувство вины более не подкрепляется внешними обстоятельствами, то со временем чувство вины забывается.

К.Г. Юнг отмечает, что обладание комплексами «само по себе не говорит о неврозе, комплексы - это естественные фокусные точки сбора психических событий, и то, что они болезненны, еще не означает, что налицо патологическое расстройство» . Из этого следует, что возможна психологическая проблема чувства вины, а возможен комплекс вины, являющийся «точкой сбора психических событий» . В нашем представлении, комплекс объединяет ряд психологических проблем, обусловленных единым пониманием их причины.

Л.А. Пергаменщик указывает на «чувство вины за воображаемые грехи» - при неврозе и два варианта - «чувство вины за то, что не сделал» и «вину выжившего» - при посттравматическом стрессовом расстройстве . Чувство вины этот автор связывает со страданиями человека вследствие «болезненного чувства ответственности» .

При психотической и при невротической депрессии также существует проблематика виновности . «При невротической депрессии смешиваются и становятся нерасторжимыми проблемы виновности и собственной несостоятельности, но они никогда не сопровождаются бредом греховности» .

Проводя разделение чувства вины в составе эндогенной и невротической депрессии, С. Менцос указывает, что «если обвиняющий «перст» депрессивного пациента направлен вовне (а не на самого себя), то речь идет о невротической, а не об эндогенной депрессии» . Он описывает один из психотических эпизодов, диагностируемый как аффективный психоз, при котором, в отличие от шизофрении, «не нарушены границы «Я» и идентификация, нет спутанности и дезинтеграции», но для него характерно «чувство вины во взаимосвязи с очень интенсивной агрессией,

как следствие утраты объекта и (или) фрустрации, приводящей к самоунижению» .

По мнению К. Хорни, «человек может мучиться от чувства вины, оставаясь неспособным связать ее с чем-то определенным» . Возможно, при этом когнитивная схема «я виновен», заложенная в раннем детстве, имеет другой механизм возникновения, чем схема «вина - родители». Эта когнитивная схема, возможно, задействована и при посттравматическом стрессовом расстройстве. Пока это недостаточно изучено.

Таким образом, имеются особенности проявлений чувства вины как психологической проблемы и чувства вины в составе психической патологии или психического заболевания.

Психологическая проблема чувства вины ребенка по отношению к родителям может иметь свое продолжение. Со временем ребенок забывал о возникшем когда-то чувстве вины. Если через много лет родитель умирал, то когнитивная схема «чувство вины - родители» вновь актуализировалась уже у взрослого человека. При этом она получала другое смысловое наполнение, связанное с редкостью общения, недостаточной помощью престарелым родителям и т.д. Это представлено в культуре, в частности, народных песнях и находит отклик у слушателей. То есть, связка «вина - родители» как когнитивная схема психологической проблемы осталась, но содержание чувства вины изменилось. Взрослый отбрасывает детские фантазии и опирается в своем чувстве вины на реальные факты своего поведения. М. Якоби пишет: «Я могу почувствовать подобный дискомфорт, даже когда не сделал что-то, что был обязан сделать» . Если в детском возрасте чувство вины связывалось с враждебностью, то это же чувство в отношении родителей у взрослого сына или дочери сочеталось с ответственностью.

Какой-то период времени после смерти родителя чувство вины входило в состав

реакции острого горя, но с течением времени острое горе проходило . Чувство вины при этом могло сохраняться в виде латентной психологической проблемы, периодически актуализируясь.

Дальнейшая динамика психологической проблемы чувства вины, на наш взгляд, происходила следующим образом. Так как человек развивается в течение всей своей жизни (Эриксон, 2002), то со временем происходил пересмотр жизненных ценностей, в частности, осознавалась или повышалась значимость роли родителей при сохранении любви к ним и переживаний из-за их потери. В детстве ребенка учили уважению к родителям, однако подлинное осмысление этого происходило уже в зрелом возрасте. Можно предполагать, что в результате с возрастом проблема чувства вины трансформировалась в повышении уважения к родителям. Можно рассматривать осмысление своего уважения к родителям как адаптивный процесс, способствующий разрешению или смягчению проблемы чувства вины. Адаптивность связана с акцентированием аспекта своей роли в повышении уважения к родителям и ответственности за привитие этого уважения последующим поколениям.

Чувство вины может быть представлено в качестве психологической проблемы и в других вариантах. Р. Гарднер описывает чувство вины у родителей, у которых родился ребенок с особенностями психофизического развития . Как отмечает этот автор, «классический психоанализ постулирует, что такое чувство вины часто связано с бессознательной враждебностью по отношению к ребенку, и заболевание представляет собой магическое исполнение этих бессознательных враждебных желаний» . Чувство вины родителей за рождение ребенка с особенностями психофизического развития, по мнению Р. Гарднера, они сами связывают с предшествующим рождению ребенка собственным недостойным поведением , то есть с безответственностью. Иногда при этом

чувство вины перерастает в проблему всей семьи, когда родители начинают винить друг друга в происшедшем.

При таком варианте психологическая проблема чувства вины связана и с враждебностью, и с безответственностью. Она имеет негативную динамику и приводит к расширению спектра психологических проблем. Вследствие этого возможен и распад семьи. Может возникнуть и другой вариант негативной динамики психологической проблемы. В частности, по мере нарастания количества и выраженности психологических проблем у человека возможно развитие психосоматики .

Г. Бреслав пишет, что возможен специальный вызов чувства вины, то есть, возникновение чувства вины может быть следствием «техники влияния» . В частности, в семье один из брачных партнеров может искусственно поддерживать у другого чувство вины . Цель этого -заставить партнера взять на себя большую нагрузку в семейной жизни. При этом варианте формирования психологической проблемы чувства вины можно предполагать взаимодополняющие проблемы, например, обида партнера по браку.

Еще одним вариантом формирования чувства вины у женщины в семье является внутриличностный конфликт, связанный, с одной стороны, со стремлением женщины к самореализации, а с другой - с осознанием своей ответственности по отношению к членам семьи. И.Л. Шелехов, Т.А. Булатова и М.Ю. Петрова указывают на возможность противоречий ценности семьи и материнства «с новыми гендерными ценностями социальных достижений» .

Заключение

Представленное исследование позволяет обобщить сведения литературы и сделать следующие выводы:

Предпосылки возникновения чувства вины формируются в младенчестве;

Когнитивная схема «вина - родители» появляется в период формирования депрессивной позиции ребенка;

Имеется ряд механизмов формирования чувства вины;

Возможно сохранение когнитивной схемы «вина - родителя» на протяжении длительного периода жизни человека. Эта схема переходит из латентного состояния в актуализированное при возникновении ситуации, сходной с ситуацией ее возникновения;

Когнитивная схема «вина - родители» актуализируется в сложных жизненных ситуациях или как вина родителей по отношению к ребенку или как вина ребенка по отношению к родителям;

Психологическая проблема чувства вины может иметь разное смысловое наполнение;

Психологическая проблема чувства вины может быть связана с враждебностью, ответственностью, проблемами контроля или их совокупностью;

Психологическая проблема чувства вины может иметь как негативную, так и позитивную динамику;

В динамике развития личности происходит трансформация психологической проблемы чувства вины, изменяются ее связи как внутри психологической проблемы, так и между психологической проблемой и личностью.

В целом проведенное исследование демонстрирует некоторые механизмы формирования психологической проблемы чувства вины в семье, показывает ее динамику и разновидности и может быть использовано практическим психологом при работе с клиентами.

Литература

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

2. Выготский Л. С. Детская психология / Собр. соч. Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 433 с.

3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. Пер. с англ. Н. Алексеева, А. Захаревич, Л. Шейнина. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

4. Кемпинский А. Меланхолия. Пер. с польского И.В. Козыря. - СПб.: Наука, 2002. -405 с.

5. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни младенца. Пер. с англ. Д.В. Полтавец, С.Г. Дурас, И.А. Перелыгин / Развитие в психоанализе. Сост. и научн. ред. И.Ю. Романов.

М.: Академический проект, 2001. - 512 с.

6. Кляйн М. О теории вины и тревоги. Пер. с англ. Д.В. Полтавец, С.Г. Дурас, И.А. Пере-лыгин / Развитие в психоанализе. Сост. и научн. ред. И.Ю. Романов. - М.: Академический проект, 2001. - 512 с. - С. 394-423.

7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баен-ская Е.Р. и Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -197 с.

8. Линдеманн Э. Клиника острого горя / В кн.: Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.

М.: ЧеРо, 2002. - С. 591-598.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

10. Менцос С. Психодинамические модели в психиатрии. Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. -М.: Алетейя, 2001. - 176 с.

11. Пергаменщик Л. А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть. - Мн.: БГПУ, 2008. - 139 с.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

13. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Пер. Е.Ю Чеботарева. - М.: ООО «Издательство АСТ», «Издательство ВЕЧЕ», 2003. - Т. 1. - 592 с.

14. Соколова Э.А. Психологические проблемы человека и социальной группы. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. - 232 с.

15. Фрейд З. О психоанализе / В кн.: Зарубежный психоанализ. Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 23-42.

16. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа

и БСК, 1997. - 239 с. [Электронный ресурс] http: www.koob.ru. - Дата доступа 15.03.2014.

17. Шапиро Д. Невротические стили. Пер. с англ. К.В. Айгон. - М.: Институт общегуманитарных исследований. Серия «Современная психология: теория и практика», 2000. - 176 с.

18. Шелехов И.Л., Булатова Т.А., Петрова М.Ю. Женщины 20-35 лет как субъекты репродуктивного поведения: предпосылки к формированию внутриличностного конфликта // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 11(139). - С. 119-123.

19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1989. - 192 с.

20. Юнг К.Г. Аналитическая психология и воспитание / Собрание сочинений. Конфликты детской души. Пер. с нем. Т. Ребеко. -М.: Канон, 2004. - 336 с. - С. 69-150.

21. Юнг К.Г. Очерки о современных событиях. Пер. Д.В. Дмитриева // В сб.: Божественный ребенок: аналитическая психология и воспитание. - М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997. - С. 60-176.

22. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. Пер. с англ. Л.А. Хегай. - М.: Институт аналитической психологии, 2001. - 231 с.

1. Breslav GM. Psikhologiya emotsiy. Moscow: Smysl, Izdatel"skiy tsentr «Akademiya» 2004: 544 (in Russian).

2. Vygotsky LS. Detskaya psikhologiya. Sobr soch. Pod red DB El"konina. Moscow: Peda-gogika 1984; 4:433 (in Russian).

3. Gardner R. Psikhoterapiya detskikh problem. Per s angl N Alekseyeva, A Zakharevich, L Sheynina. St-Petersburg: Rech" 2002: 416 (in Russian).

4. Kempinskiy A. Melankholiya. Per s pol"skogo IV Kozyrya. St-Petersburg: Nauka 2002: 405 (in Russian).

5. Klyayn M. Nekotoryye teoreticheskiye vyvody, kasayushchiyesya emotsional"noy zhizni mla-dentsa. Per s angl DV Poltavets, SG Duras, IA Perelygin. Razvitiye v psikhoanalize. Sost i nauchn red IYu Romanov. Moscow: Akadem-icheskiy proyekt 2001: 287-342 (in Russian).

6. Klyayn M. O teorii viny i trevogi. Per s angl DV Poltavets, SG Duras, IA Perelygin. Raz-

vitiye v psikhoanalize. Sost i nauchn red IYu Romanov. M.: Akademicheskiy proyekt 2001: 394-423 (in Russian).

7. Lebedinskiy VV, Nikol"skaya OS, Bayenskaya YeR i Libling MM. Emotsional"nyye narusheni-ya v detskom vozraste i ikh korrektsiya. Moscow: Izd-vo Mosk un-ta 1990: 197 (in Russian).

8. Lindemann E. Klinika ostrogo gorya. In: Psikhologiya motivatsii i emotsiy. Pod red YuB Gippenreyter i MV Falikman. Moscow: Che-Ro 2002: 591-598 (in Russian).

9. Maslow A. Motivatsiya i lichnost". St-Peters-burg: Piter 2003: 352 (in Russian).

10. Mentzos S. Psikhodinamicheskiye modeli v psikhiatrii. Per s nem EL Gushanskogo. Moscow: Aleteyya 2001: 176 (in Russian).

11. Pergamenshchik LA. Posttravmaticheskiy stress: ponyat" i preodolet". Minsk.: BGEU 2008: 139 (in Russian).

12. Piaget J. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheska-ya akademiya 1994: 680 (in Russian).

13. Reber A. Bol"shoy tolkovyy psikhologicheskiy slovar". Per YeYu Chebotareva. Moscow: OOO «Izdatel"stvo AST», «Izdatel"stvo VECHE» 2003; 1:592 (in Russian).

14. Sokolova EA. Psikhologicheskiye problemy cheloveka i sotsial"noy gruppy. Gomel": GGU im F Skoriny 2012: 232 (in Russian).

15. Freud Z. O psikhoanalize. In: Zarubezhnyy psikhoanaliz. Sost i obshchaya redaktsiya VM Leybina. St-Petersburg: Piter 2001: 23-42 (in Russian).

16. Horney K. Nevroz i lichnostnyy rost. Bor"ba za samoosushchestvleniye. St-Petersburg: Vo-stochno-Yevropeyskiy institut psikhoanaliza i BSK 1997: 239. http: www.koob.ru. Access 15.03.2014 (in Russian).

17. Shapiro D. Nevroticheskiye stili. Per s angl KV Aygon. Moscow: Institut obshcheguman-itarnykh issledovaniy. Seriya «Sovremennaya psikhologiya: teoriya i praktika» 2000: 176 (in Russian).

18. Shelekhov IL, Bulatova TA, Petrova MYu. Zhenshchiny 20-35 let kak sub"yekty re-produktivnogo povedeniya: predposylki k formirovaniyu vnutrilichnostnogo konflik-ta. Vestnik TGPU 2013; 11(139):119-123 (in Russian).

19. Eydemiller EG, Yustitskiy VV. Semeynaya psikhoterapiya. Leningrad: Meditsina 1989: 192 (in Russian).

20. Jung CG. Analiticheskaya psikhologiya i vos-pitaniye. Sobraniye sochineniy. Konflikty detskoy dushi. Per s nem T Rebeko. Moscow: Kanon 2004: 69-150 (in Russian).

rebenok: analiticheskaya psikhologiya i vospi-taniye. Moscow: «Olimp»; OOO «Izdatel"stvo AST - LTD» 1997: 60-176 (in Russian).

22. Jakobi M. Styd i istoki samouvazheniya. Per s angl LA Khegay. Moscow: Institut analitich-eskoy psikhologii 2001: 231 (in Russian).

MECHANISMS OF GUILT ACQUISITION

E.A. SOKOLOVA Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Republic of Belarus

The literature review shows some of the mechanisms of formation of guilt, its dynamics and types. The psychological problem of guilt may be associated with hostility, responsibility, or both of these components, it might have negative or positive dynamics. The transformation of guilt occurs within the dynamics of personality development, and its relationships change both within the psychological problem, and between the psychological problem and personality.

Keywords: guilt, psychological problems, neurosis, suicide, depression.

Sokolova Emiliya

PhD, Associate Professor,

Department of Psychology of the Francisk Skorina Gomel State University

104, st. Sovetskaya, Gomel, Republic of Belarus, 246019

E-mail: [email protected]

Психологические защиты.

Психологическая защита – это совокупность психических механизмов, действующих на бессознательном уровне и обеспечивающих лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги, улучшению самочувствия, повышению самооценки и улучшению взаимоотношений.

Защитные механизмы стабилизируют личность, но не решают конфликта – ограничивают личность от возможности вскрыть этот конфликт. Действуют как хороший косметический ремонт. Иногда хороший косметический ремонт возможен, нужен, не обязательно рушить стены и возводить новые.

Формируются с раннего детства и тесно связаны со стержневыми свойствами характера. У каждой личности есть весь спектр защит, но используются 1-2-3. В норме защитные психологические механизмы адекватны угрозе. В случаях болезни и других выраженных проблем защитные механизмы могут быть не адекватны ситуации, могут вообще не срабатывать, психологическая защита может начать работать на болезнь или на проблему. Описано более 2 десятков вариантов психологических защит. Не существует строгой общепринятой классификации (мы будем разбирать классификацию Карвасарского – главного психиатра страны).

Учение о психологических защитах идёт из психоанализа.

Психоаналитики выделяли такую функцию психологических защит: поддержание равновесия между либидо и мортидо.

С точки зрения психоанализа, судьба человека определяется судьбой его влечений. Либидо – всё, что связано с развитием, с работой, с активностью.

С точки зрения природы, эволюции, влечение к смерти очень важно, чтобы мы освобождали место для следующих поколений. Продолжительность жизни определяется психической энергией. Если бы не было мортидо, мы жили бы дольше, была бы проблема с перенаселением. Смещение в сторону мортидо: люди с явно выраженным аутоагрессивным поведением. Стремление себя убивать не в остром (единоразовый акт суицида), а в хроническом поведении. Склонность становиться жертвой, виктимность. Аутоагрессивное поведение у зависимых. Удобно и социально приемлемо уйти из жизни с помощью алкоголя, курения, наркотиков. Люди со склонностью к рискованному поведению – езда на высокой скорости. Экстремальные виды спорта — стремление к скорости, к адреналину становятся чем-то вроде наркотика, в моменты, связанные с возможностью умереть, «на грани», они испытывают ощущение жизни.

Каждое влечение должно быть локализовано.

Как можно распорядиться влечениями / реализация влечения:

  • Когда влечение реализуется напрямую. Сексуальное влечение – напрямую на личностях своего или противоположного пола. Влечение к смерти может быть реализовано напрямую через профессиональную деятельность (например, врач-хирург, патологоанатом).
  • Влечение может быть реализовано на замещающих объектах. Влюблённый при отсутствии любимого с обожанием смотрит на подарки, которые дарили друг другу. Школьник портит учебник, реализуя свою ненависть к определённому предмету.
  • Сублимация влечения. Сублимация – это удовлетворение влечения через социально приемлемые высокодуховные формы поведения – живопись, музыка, творчество, стахановские подвиги на обычной работе. Сублимация доступна только человеческой психике, а предыдущие формы реализации влечений доступны и животным. Сублимация помогает духовно и личностно расти.
  • Последний вариант реализации влечения – вытеснение из сознания в бессознательное. Чтобы вытеснить, нужно применить много психической энергии. Чем больше влечение, тем больше нужно энергии, чтобы вытеснить и удерживать вытесненным (не допустить до сознания). Вытеснение бессознательного не подлежит оценочной квалификации (плохо – хорошо). Есть влечение – его необходимо удовлетворить, а у личности отсутствуют механизмы его удовлетворения (либо эта личность не наработала способы удовлетворения влечения, либо произошёл конфликт невозможности удовлетворить), и происходит вытеснение.

Классификация психологических защит по Карвасарскому :

  1. Рационализация

Механизмы рационализации были открыты Фрейдом в эксперименте с зонтиком. Человеку под гипнозом внушали, что идёт дождь, он, находясь в помещении, раскрывал зонт. Потом его выводили из гипноза и спрашивали, почему он стоит в комнате с зонтиком – и человек начинал искать объяснения своему поведению, которое было невозможно никак объяснить.

Позже проводился такой эксперимент. Людей оставляли в комнате и наблюдали. Большинство людей метались, а в какой-то момент успокаивались. Когда их спрашивали, что с ними происходило, давали странные объяснения: «я решила, что ещё 15 минут я посижу спокойно». Люди искали точку опоры. Ситуация, когда не понятно, что происходит, вызывает тревогу, и человек, давая даже нелепое и безумное объяснение, успокаивает тревогу. У человека есть потребность, чтобы каждое следствие имело причину, чтобы мир был стройным и понятным. В погоне за стройностью мира человек даже готов взять на себя часть ответственности за то, что он не совершал – вину. Например, жена отправляет мужа за хлебом, а он попадает под машину и погибает, и жена винит себя в его гибели – ей так легче перенести его смерть, нежели принять ситуацию такой, какая она есть. Когда абитуриенты подходят к списку поступивших – не видят своей фамилии в списке, кто-то думает, что ему всегда не везёт, кто-то подумает, что ошиблись.

Сам факт происшествия нужно как-то объяснить, как-то обосновать. С объяснением легче справиться с ситуацией. А испытать в ситуации напрямую нахлынувшие чувства (в чистом виде) труднее. Для психики проще даже принять тяжёлый факт тотального невезения, если этот факт что-то может объяснить.

Наше сознание хочет построить такую внутреннюю картину мира, в которой не будет противоречий, которая ясная и прозрачная. Это даёт человеку ощущение контролируемости и управляемости ситуацией, миром, ощущение того, что он может спрогнозировать, регулировать мир. Поиск каузальности – поиск причины и следствия. Как будто бы человек должен знать, что каждый его шаг логичен, что всё, что бы он ни делал, имеет какое-то основание.

Рационализация направлена на снятие напряжения при переживании дискомфорта, но не на разрешение противоречия, которое лежит в основании конфликта. Как правило, рационализация использует квазилогические объяснения.

Умение пребывать в ситуации противоречий – важное качество психологов, которое нужно в себе растить. Существует много вопросов, на которые нет ответов (риторические вопросы), много что в этом мире невозможно рационально объяснить.

Человек, который быстро находит объяснение, не даёт проявиться чувствам или развернуться мышлению в какую-то другую сторону, он быстро навешивает ярлык.

Рационализация также проявляется, когда существует двоякость знаний – несколько мнений по одному вопросу.

Чтобы иметь вредную привычку или зависимость, нужно психику защитить от осознавания вредных последствий. Пример с курением: есть люди, которые курили и умерли от рака лёгких, есть люди, которые курят всю жизнь и живут долго и без болезней – курильщик воспринимает и научную информацию о вреде, и наблюдает курящих людей, которые не заболевают раком лёгких.

Рационализация возникает и тогда, когда есть пробел в знаниях . Человек домысливает, почему что-то произошло.

Как распознать рационализацию:

  • Рациональный человек очень быстр в объяснениях.
  • Вследствие рационализации мышление становится шаблонным, человек словно лишается способности фантазировать.
  • Такой человек склонен к ярлыкам – очень быстро люди, события и явления подгоняются под схему и навешивается ярлык. То или другое очень быстро загоняется словно бы в «прокрустово ложе».

Выгоды рационализации:

  • Мир предстаёт стройным, логически обоснованным, предсказуемым
  • Рационализация позволяет сохранить лицо и выйти сухим из воды в таких ситуациях, которые являются нелицеприятными для человека.
  • Позволяет менять отношение к предмету, к ситуации, ничего не меняя в себе.
  • Снимает тревогу, напряжение, придаёт уверенность человеку.

Что может запустить рационализацию : какая-либо ситуация, когда есть блокировка актуальной проблемы. Когда человек что-то хочет, но в силу каких-то причин получить не может – не хватает возможностей личности или ситуация. Задача такой рационализации – обесценить цель, которую человек либо не может достичь, либо не может / не хочет приложить достаточное количество усилий. Прототип такой рационализации – басня про лису и виноград.

Минусы рационализации:

  • Идёт отодвигание конструктивного решения проблемы в пространстве и времени. Проблема не решается, а усугубляется.
  • Когда рационализация обслуживает желание выглядеть лучше перед собой и другими, она ещё и усугубляет проблемы, лишает возможности личностного роста. Значительно упрощает внутренний мир личности.
  • При рационализации используются одни и те же схемы, одни и те же объяснения, логические цепочки не разнообразны – делает мышление более ригидным, сужает мышление. Для такого человека не остаётся места в мире для удивления и чудес. Человек просто не замечает то, что не вписывается в привычное восприятие, в «прокрустово ложе» логических объяснений.

Чтобы успешно работать, нужно распознать рационализацию и наработать приёмы по её преодолению. Рационализация распознаётся преимущественно на вербальном материале (по тому, как человек говорит) – по квазилогическим объяснениям, желанию быстро всё объяснить. Их мир словно одномерен – это проявляется в разговоре.

Вопросы , которые психолог должен задавать самому себе, чтобы у себя выявлять и искоренять рационализацию:

  • Насколько вы быстры в объяснениях?
  • Стремитесь ли всегда выстраивать причинно-следственные связи?
  • Осталось ли в вашем переживании мира удивление, чувство прикосновения к тайне? Или вами двигает страсть раскрыть все тайны?

Не спешить всё объяснять, необходимо оставить время для переживания чувств – чувства требуют времени, паузы. Не спешите с интерпретациями, в том числе поведения своих клиентов. Важно научиться воспринимать каждый факт поведения человека как нечто уникальное. Не быть самоуверенным в выводах. Важно, чтобы уникальность сохранялась. С логикой невозможно опоздать. Мышление натренировано давать объяснения. А момент, когда нужно почувствовать, понять, что происходит на самом деле – можно и упустить, зарационализировав чьё-то поведение.

В наибольшей степени рационализацию используют люди с обсессивно-компульсивными чертами.

Как можно работать с рационализацией:

Если не прибегать к рационализации, человек испытывает вполне переносимые чувства, хоть и неприятные. Не нужно прятаться за рационализацию, хоть она и даёт спокойствие.

Когда к вам приходит клиент, приходится решать, усиливать психологические защиты клиента или ломать их и решать ситуацию в корне. Клиент может придти в таком состоянии, что нет энергии и сил, чтобы решать, он нуждается в том, чтобы его защиты подкрепили, и вы будете вместе с ним рационализировать, помогать ему найти логические и квазилогические объяснения, чтобы поддержать его, сделать косметический ремонт. Это вполне адекватный запрос.

Есть разные степени использования рационализации – у кого-то включается только в стрессе, а кто-то использует постоянно.

Если клиент пришёл с проблемой, и вы видите, что рационализация мешает решить проблему – вы идёте к конфликтной ситуации, вы показываете клиенту, как можно решить, а он рационализирует, вам эту защиту нужно ломать – прояснением или конфронтированием.

Проблемной эта защита становится в ситуации, связанной со стрессом. В какой-то бытовой ситуации с ней работать нет необходимости (например, девушке понравилось платье, не было денег купить, придумала себе, что не очень-то и хотелось).

  1. Вытеснение

Условия для вытеснения:

  • Влечение должно быть однозначным, сильным, без вариантов («хочу именно это»).
  • Таким же сильным должен быть запрет на удовлетворение этого желания – тотальный запрет, без вариантов. Это может быть запрет внутреннего цензора, беспощадного и безальтернативного (он может быть разным у разных людей), сильное предписание суперэго (например, девочку так воспитывали, что мужу нельзя изменять ни в коем случае).
  • У личности не отработаны приёмы сублимации
  • Вся ситуация, с этим связанная, носит характер невозможности или конфликта.

Варианты вытеснения:

  • Вытеснение требований или предписаний суперэго (сверх-Я).

Вытесняется что-то неприятное, связанное с чувством вины. Чувство вины – некоторая расплата за совершённый поступок, и вытеснение работает на то, чтобы человек почувствовал себя хорошо. Если вытеснение удаётся, чувство вины снимается, возвращается психологический комфорт, но с серьёзными последствиями. Например, человек берёт взятку – если первый раз, то появляется чувство дискомфорта, вступает вытеснение, затем рационализация («все берут», «это не взятка, а подарок») несоответствия между тем, что человек делает, и его внутренним убеждением, что так делать не хорошо, подкреплённого законом и моралью. Если в первой фазе есть дискомфорт, то во второй фазе человек себя уже хорошо чувствует. На работу психологических защит затратилась энергия и продолжает тратиться. Это вызывает астенический симптомокомплекс (нарушение работоспособности, утомляемость, вялость, слабость, нарушение сна, раздражительность, потеря контроля, слезливость, желанный отдых не приносит восстановления, более раннее изнашивание организма) возникает на первой фазе работы рационализации с вытеснением. АСК возникает не в 100 %. Периодически возникает ощущение опустошённости – если люди долго занимаются вытеснением с рационализацией.

Человек, который склонен к антисоциальным поступкам – просчитывает на 3-4 шага, а на дальнюю перспективу не просчитывает. Пример: высокопоставленный чиновник из-за маленькой взятки рискует (неоправданно) высокой должностью.

Конфронтация – говорить напрямую «это не решает проблему». Клиент приходит к вам за конкретным результатом, он оплачивает консультацию, он напрямую заинтересован в результате. Иногда клиент сам просит о конфронтации. Клиент понимает конфронтацию – да, есть риск, что восстановите клиента против себя, и он уйдёт из терапии, но в консультировании всегда есть смысл рискнуть.

  • Вытеснение влечения.

Когда влечение не может быть реализовано напрямую, не может быть сублимировано – оно вытесняется / загоняется в бессознательное, в Оно / Ид. Соответственно, весь объём энергии, которая сопровождает влечение, тоже остаётся в бессознательном. Находясь в бессознательном, движимая принципом удовольствия, эта энергия живёт. И вытесненное влечение не перестаёт быть фактом психической активности личности. Вытесненное влечение может различными способами влиять на поведение человека.

Суперэго приходится быть постоянно начеку, постоянно поддерживать вытеснение влечения, это требует достаточно сильного напряжения, которое может трансформироваться и выражаться в астеническом синдроме.

Другое следствие того, что вытеснение исключает возможность сублимации вытесненного — использование энергии нежелательного влечения на такие цели и объекты, которые не вызывают сомнений в отношении социальной одобряемости. Кроме того, у загнанного в подполье влечения, которое культурно не переработалось, много шансов вырваться на свободу в самый неподходящий момент, иногда в социально опасной форме. Пример – истерическая реакция, припадок гнева, немотивированный аффект (задели чуть-чуть, а на свободу вырвался целый вулкан, на небольшой раздражитель личность даёт неадекватную реакцию).

Момент из фильма «Три тополя на Плющихе» (когда героиня Дорониной металась, выйти на свидание или нет):

В результате вытеснения вытеснился реальный путь для прорыва, далась возможность аффекту проиграться, пометаться, но в самый решающий момент (когда вроде бы влечение победило) появилась пелена на глазах как будто пелена на разуме. Когда ситуация становится безопасной, потеря зрения / слуха / памяти проходит, как по мановению волшебной палочки.

Любой аффект говорит о значимости.

  • Вытеснение реальности.

Человек вытесняет или очень сильно искажает информацию, которую не хочет воспринимать. Поскольку она для него может быть болезненна или неприятна, либо разрушает представление человека о себе. В этой ситуации сверхЯ (суперэго) напрямую делает человека слепым или глухим, либо нечувствительным к важной тревожной информации. Словно если бы человек воспринял эту информацию – его психическая жизнь словно разрушится, произойдёт разрушение психики (практически как смерть).

Иллюстрация – пример из автобиографической повести Мариэтты Шагинян «Человек и время». Мариэтта, будучи ученицей начальных классов, взмолилась Богу, чтобы не слышать историю с «клубничкой», которую рассказывала старшеклассница, а убежать было некуда, и из вежливости не могла остановить рассказ – и оглохла на всю жизнь. У Мариэтты было сильное сверхдоминантное бескомпромиссное Сверх-Я (супер-Эго).

При вытеснении реальности существует много предписаний Супер-Эго, которые не дают возможности найти адекватный компромисс. У Мариэтты – предписания быть вежливой (девочка была послушной, доверяла тому, что говорили родители, и соответствовала этому – это собственный выбор ребёнка, плюс индивидуальные особенности – стремление к перфекционизму и негибкость мышления, при этом сам характер предписаний жёсткий), не перебивать, подавать реплики в ответ, и при этом не воспринимать содержимое. На тот момент вытеснить реальность показалось для психики самым безопасным.

Психика наша очень лабильна, подвижна, способна на многое.

Одним из вариантов вытеснения реальности является нервная анорексия (худая девушка смотрит в зеркало и видит себя полной).

Что плохого в вытеснении: вытеснения, раз начавшись, потом всё чаще и чаще используются, и являются причиной психосоматических заболеваний; на вытеснение тратится огромное количество психической энергии.

Случай: женщину-врача соседи позвали вытащить повешенного из петли, диагностировать смерть. Она перерезала петлю – сопротивление было велико, очень не хотелось этого делать, но в Супер-Эго поселилась клятва Гиппократа. И после этого отнялась правая рука – истерический парез (всё нормально с нервами и мышцами; есть расстройство, а патологии нет). Психолог принял её симптом (не стал критиковать) – приём косвенного внушения: сказал, что такое бывает со всеми, кто вынимает покойника из петли, и все симптомы проходят ровно через 2 недели (так оно и случилось).

Как лучше для человека, известно только ему самому: возможно, если влечение прорвётся, Супер-Эго после этого может так замучить (например, чувством вины), что человек предпримет суицидальную попытку.

Психолог напрямую говорил клиентке, что ей нужно разорвать мучительные отношения с мужем, т.к. они приносили клиентке очень много страданий. Но она на тот момент не была готова к разрыву отношений, даже к восприятию совета расстаться. Ушла из терапии. А когда сама созрела, сама прервала отношения, вышла замуж за другого, родила ребёнка, всё сложилось очень благополучно. Это всегда выбор самого человека.

Научиться свои влечения реализовывать, сублимировать, перерабатывать либо вообще выдерживать.

Совсем избежать психологических защит невозможно (они уже сложились), но перестроиться можно.

Тест Плучека выявляет ведущие психологические защиты человека.

У клиента можно выявлять защиты по проблеме – какие защиты работают на эту проблему. Например, у алкоголиков ведущая – отрицание (отрицают свою болезнь). Наркоманы признают свою болезнь. Отрицание алкоголика поддерживается рационализацией – «я пью, как все», «сосед пьёт ещё больше», «я знаю деда, который пил и дожил до 90 лет», что алкоголь полезен (факт полезности красного вина, водка выводит тяжёлые металлы, радиацию).

Любовная зависимость – желание находиться рядом с человеком, с которым больше негатива, чем позитива. Или желание такого человека, с которым невозможно соединиться. Пример: девушка влюбляется в женатого мужчину, он её 10 лет говорит, что не может развестись, т.к. жена больная, что он не спит с женой, а потом женщина узнаёт, что жена беременна третьим ребёнком. Он говорит, что теперь уже точно не сможет развестись, что жена украла его сперму. Причём с интеллектом у женщины всё в порядке – дело в том, что её зависимость очень сильна. Суть этой зависимости в том, что на бессознательном уровне огромный страх интимности, страх близких отношений. Близкие отношения предусматривают, что люди много времени проводят вместе, и тебя увидят такой, какая ты есть. А иметь дистантные отношения безопаснее, и никогда не будет близости. Сознательно она стремится к близости, а на бессознательном уровне выбираются такие мужчины, с которыми невозможно быть близкой – либо женат, либо живёт в другой стране и не собирается переезжать. При этом имеет место повторяемость – это уже энный мужчина в такой жизни. Комплекс защит – и лечится детская травма. Это бывает, если у девочки были нарушены отношения с отцом – её сексуальность не была принята отцом или, наоборот, граница была нарушена. Как будто она хочет вернуть детскую ситуацию и вылечить её – либо хочет быть близкой с отцом, с которым невозможно быть близкой. Пример: отец оставил в детстве, и клиентка больше никогда не видела отца. Девочка ещё ни в чём не виновата, а её уже бросает отец, самый первый мужчина в её жизни. Или травма может выглядеть так: отец говорил дочке, которая хотела танцевать и красивое платье, что её подружка красавица, и ей действительно нужно красивое платье, а у его дочки другие ценности – ум. Отец не поддержал её женственность, не принял её как девочку, как маленькую женщину. И отношения нарушились. Другая девочка бы восприняла как вызов – что она будет самой красивой, и у неё будут самые красивые платья. А эта девочка восприняла как истину – и сейчас, будучи взрослой и имея модельную внешность, она считает себя некрасивой, стесняется раздеться на пляже, хотя объективно имеет великолепную фигуру.

Отсутствие одного из родителей – серьёзная психологическая травма. Может привести к проблемам, а может привести к большому богатству (хочется вознестись – все самые богатые люди имели серьёзные психологические проблемы в детстве; мышление, направленное на зарабатывание денег, как будто бы залечивает детскую травму).

Бессознательное влечение прорывается через сон, через оговорки / описки.

Настя Михеева, психолог - сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога, секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.

Психические механизмы – это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.
«“Психологические механизмы” это такое понятие, в котором сливается образно-метафорическое описание (ведущее начало от родового “механизма”) и научное представление о внутрипсихических процессах, обеспечивающих эффективность – в нашем случае – психологического воздействия» – так описывает психологические механизмы Е. Л. Доценко .
В зависимости от задействованных психологических механизмов и характера внутриличностных процессов различают несколько видов манипуляций.

Модель перцептивно-ориентированной манипуляции
♦ Вовлечение – восприятие через об раз.
♦ Мишени – желания, интересы адресата.
♦ Фон – межмодальные ассоциации, соответствие образа мотиву, намеченному в качестве мишени воздействия.
♦ Побуждение – прямая актуализация мотива, соблазнение, провокация.

Простейшие приемы выстраиваются на предъявлении таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. На этом принципе строится подавляющее большинство, например, сексуальных уловок: обнажение участков тела, подчеркивание эротически привлекательных форм, использование движений и жестов, ассоциирующихся с сексуальными играми, и т. п.
Близкие по природе приемы основаны на непосредственном управлении воображением адресата. Поучительный пример находим у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Это история о том, как князь Гвидон добился того, чтобы царь-батюшка навестил его город на острове Буяне. Манипуляция заключается в том, что Гвидон ни разу не пригласил Салтана к себе, каждый раз ограничиваясь лишь передачей приветственных поклонов, но в конце концов дождался-таки (непрошеного!) визита. Расчет был на то, что после рассказов удивленных купцов об увиденном на острове Буяне царь сам изъявит желание нанести визит своему новому соседу. Для того Гвидон и старался удивить купцов – первый манипулятивный прием был несколько раз успешно испытан на них. Принцип его простой: большинству людей трудно удержаться от того, чтобы не рассказать об удивительных вещах – и удивить этим слушателя. Второй же прием – побуждение желания Салтана навестить Гвидона – опирается в основном на любопытство, которому, несомненно, и цари подвластны.

Модель конвенционально-ориентированной манипуляции
♦ Вовлечение – с помощью специальных схематизмов: правил, норм, сценариев.
♦ Мишени – готовые образцы поведения.
♦ Фон – социальн о заданные и индивидуально усвоенные программы жизни, принятые адресатом сценарии поведения, личностно усвоенные представления о том, что необходимо исполнять, и проч.
♦ Побуждение – распределение ролей, соответствующие сценарии, напоминания (о договоренности, об общении, о должном, о запретах, об ожидаемом и т. п.).
Повсюду, где крепки социальные нормы, традиции, найдется подходящая жертва для манипулятора. Само понятие культуры включает в себя систему запретов и табу, которые должен учитывать каждый воспитанный человек. Те, кто понимает это слишком буквально, выполняет правила чересчур усердно, неизбежно попадают в число конвенциональных роботов. Предлагаем несколько шутливых иллюстраций к данному тезису. Чаще всего подтрунивают над приверженностью традициям англичан.

Судно причалило к необитаемому острову. При высадке на берег команда обнаружила там англичанина, давным-давно спасшегося при кораблекрушении, а также три построенных им дома.
– Неужели все это вы сами построили? Невероятно! Но зачем вам, одному, три дома? – недоумевали путешественники.
– Вот этот, первый, – мой дом (он же – моя крепость); второй – клуб, в который я хожу; третий – клуб, в который я не хожу.

Еще эпизод из жизни конвенционального робота, похоже, опять-таки англичанина.

Поздней ночью дворецкий осмелился нарушить покой своего хозяина для того, чтобы сообщить:
– Сэр, я сожалею… В спальню вашей супруги через окно проник неизвестный…
– Джон, достань мое ружье и охотничий костюм. Я полагаю, пиджак в клетку подойдет для данного случая?

При всей жесткости ограничительных рамок традиций приходится признавать, насколько они необходимы как атрибут культурного человека. Очень точно на этот счет выразился Антуан де Сент-Экзюпери: «Правила поведения порой напомин ают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей». То, что их используют манипуляторы, – неизбежные социально-психологические издержки.

По безлюдной знойной пустыне ползет человек, еле слышно повторяя:
– Пить, пить, пить…
Ему навстречу ползет другой человек и шепчет:
– Галстук, галстук, галстук…
Первый путник даже перестал стонать и возмутился:
– Какой, к черту, галстук, когда умираешь от жажды?
– В трех милях отсюда я обнаружил ресторан, где есть и вода, и соки, и коньяк. Но без галстука туда не пустят.

Столь строгие приверженцы традиций будто сами напрашиваются, чтобы нашелся кто-либо на роль лидера-манипулятора и принялся ими руководить.
Портрет конвенционального робота, законопослушного советского гражданина нарисовал в своей известной юмореске Михаил Ж ванецкий.

Алло?.. Это милиция?.. Скажите, вы меня не вызывали?.. Я вернулся из командировки, а соседи говорят, кто-то приходил c повесткой – меня куда-то вызывают… Чижиков Игорь Семенович, Лесная, 5, квартира 18… Я не знаю, по какому делу… Нет, я не в магазине… Нет, не блондин… 33… Я на всякий случай. Вдруг вы… Не вызывали… Может, ограбление?.. Я-то нет… Но мало ли… Может, кто-нибудь оклеветал?.. Может, вы знаете?.. Нет, пока ничего. Значит, вы не вызвали?.. Извините за беспокойство.
Алло?.. Это военкомат?..

Алло?.. Это суд?.. Алло?..

Это диспансер?..

Алло! Это милиция?.. Это Чижиков из диспансера. Мне сказали, чтобы я к вам обратился. Не блондин… Лицо чистое. Сто шестьдесят семь, сороковой, тридцать три, голубые… Я все-таки зайду… Ну пожалуйста, доведем до конца… Можно?.. Спасибо. Бегу…

Модель операционально-ориентированной манипуляции
♦ Вовлечение – посредством использования таких автоматизмов, как сила привычек, инерция, навыки, логика действий.
♦ Мишени – привычные способы поведения и деятельности.
♦ Фон – инерция, стремление к завершению гештальта.
♦ Побуждение – подталкивание адресата к включению соответствующего автоматизма.
Примерами манипуляций данного вида могут служить упоминавшаяся ранее басня Крылова «Ворона и Лисица» и рыбная ловля.

Модель манипуляции, ориентированной на умозаключение
♦ Вовлечение – когнитивная схема, внутренняя логика ситуации, стандартное умозаключение.
♦ Мишени – закономерности познавательных процессов, когнитивные установки.
♦ Фон – снятие когнитивного диссонанса.
♦ Побуждение – намек, «озадачивание», имитация попыток решения проблемы.

Манипуляции данного вида осуществляют наиболее удачливые следователи в тех случаях, когда есть уверенность в том, что подозреваемый действительно совершил преступление, но не хватает доказательств для предъявления ему обвинения. Следователь сообщает преступнику некую информацию, побуждая его к действиям по уничтожению улик, и ловит его на этом. Именно так поступал сыщик Коломбо в знаменитом сериале.

Модель манипуляции, ориентированной на личностные структуры
♦ Вовлечение – поступок, принятие решения.
♦ Мишени – мотивационные структуры.
♦ Фон – принятие ответственности за выстраданный в сомнениях выбор.
♦ Побуждение – актуализация внутриличностного конфликта, имитация процесса принятия решения.

Весьма пок азательна в этом плане манипуляция, которую мы называем «Хочу с вами посоветоваться». Манипулятор, получая совет, тем самым возлагает ответственность за последствия на того, кто этот совет дал. В соответствующих главах мы покажем, как это используется манипуляторами в служебных и деловых отношениях, во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Модель манипуляции, ориентированной на духовную эксплуатацию
♦ Вовлечение – совместный поиск смысла.
♦ Мишени – отношения между мотивами, смыслы.
♦ Фон – привычные для адресата способы совладания со смысловой дезориентацией и заполнения смыслового вакуума.
♦ Побуждение – актуализация существующих смыслов и ценностей, подталкивание к смысловой дестабилизации и переоценке ценностей, имитация процесса поиска смысла.

Знаменитая фраза Васисуалия Лоханкина «А может, в этом и есть сермяжная правда?» имеет прямое отношение к манипуляциям данного вида.
К этому же виду относятся случаи вербовки в свои ряды, которые проводят всевозможные религиозные секты. Это заведомо манипулятивные организации, ибо они заставляют человека поверить в собственное несовершенство. Они вселяют в него недоверие к собственной природе, после чего человек начинает испытывать потребность во внешнем руководстве собой. Основатели сект преследуют, как правило, эгоистические цели личного обогащения и властвования над людьми, поддавшимися их влиянию. Взамен последние обретают чувство безопасности, уверенности в своем будущем и в правильности выбранного пути.

Человека…

Психологическая защита рассматривалась в рамках психоанализа (З.Фрейд, А. Фрейд, А.Адлер, К.Г. Юнг, К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм), гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), гештальтпсихологии (В.Райх, Ф.Перлз), отечественной психологии (Д.Б.Узнадзе, В.Н.Мясищев, Ф.В.Бассин, Ф.Е.Василюк, Л.И.Анцыферова, Грановская Р.М., Никольская И.М., Соколова Е.Т., Крюкова Т.Л., Либин А.В., Русина Н.А. и др.).

Общим является то, что психологическая защита понимается как система стабилизации личности, устраняющая психологический дискомфорт.

Психологическая защита впервые была описана в парадигме психоанализа. Как известно, структура личности по Фрейду включает в себя «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Инстинкты и желания «Оно» (являясь по Фрейду асоциальными и эгоистичными), изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является "двигателем" человеческого поведения. Но «Сверх-Я» (социальные нормы) накидывает на них узду и тем самым делает возможным совместное существование людей. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами - "Я" человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Этот баланс, компромисс и устанавливается посредством защитных механизмов психики. З.Фрейд изучал взаимосвязь отдельных видов ПЗ и неврозов. Он определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение возникающего в его процессе чувства тревоги. Он видел решение конфликта в переводе травмирующих переживаний из бессознательного в сознание и отреагирования их (1894). З.Фрейд видел позицию психотерапевта как абсолютного авторитета, единственно активной стороны во взаимодействии с пациентом, который ориентируется на выявление и анализ конфликтов личности.

Понятие "защитные механизмы" было введено в обращение А.Фрейд, которая рассматривала их как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения, а определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений(1936).

Последователи психоанализа при сходных взглядах на понимание механизмов защиты как неотъемлемого свойства индивида, определяют по-разному источники конфликтов, приводящих их в действие: К. Г. Юнг связывает внутренний конфликт с несоответствием требований внешней среды и типологической установкой индивида; А. Адлер видит источник в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к власти; К. Хорни указывает на конфликт между базовыми стремлениями и удовлетворением несовместимых невротических потребностей; Э. Эриксон - с психосоциальными кризисами личности; Э. Фромм видит причину в конфликте между свободой и сохранением чувства безопасности. А.Маслоу видит в защитных механизмах внутренние препятствия для адекватного восприятия и последующим реалистическим овладением ситуацией. В противоположность психоаналитическому пониманию психологической защиты как необходимого условия избежания невроза, как способа устранения конфликта и как фактора развития личности, А.Маслоу полагает защиту как фактор, затрудняющий личный рост.

Психотерапевтическая практика К. Роджерса ориентировалась не на выявление и анализ конфликтов личности (в отличие от Фрейда), а на создание условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. Он акцентировал внимание на том, что воздействие терапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента (как в психоанализе), а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы она соответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента, который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия с терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по К. Роджерсу, является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а вовсе не защитой в процессе осознания. Основная функция терапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить свою защищенность и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства и конфликты. З. Фрейд предлагает человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К. Роджерс - в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а во втором - как друг и союзник (по Журбину В.И.).

Проблема психологической защиты также была предметом рассмотрения представителями гештальтпсихологии. В.Райх ввел понятие о "броне характера" и "телесном панцире" как явлениях постоянной защиты. Ф. Перлз продолжил идею о том, что психологическая защита появляется в "языке тела" и развил ее в теорию единства тела и психики. В качестве центрального показателя и критерия личностного здоровья Ф.Перлз предложил равновесие между личностью и окружением, достигаемое осознанием себя и своих потребностей.

В основу исследований и концепций психологической защиты, развиваемых в отечественной психологической науке , положены два основных подхода: теория установки Д.Б.Узнадзе и теория отношений В.Н.Мясищева. Но, в отличие от психоаналитического акцента на конфликте между сознанием и бессознательным, акцент переносится на диссонанс между различными системами установок. Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты внёс Ф.В.Бассин. Он был категорически не согласен с положением психоанализа о том, что ПЗ является «последним средством для устранения эмоционального напряжения, вызванного конфликтом сознательного и бессознательного» и считал (как и Зейгарник, Е.Т.Соколова и др.), что психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Другие исследователи (В.А.Ташлыков, Ф.Е.Василюк и др.), считают, что защитные механизмы ограничивают оптимальное развитие личности, её «собственную активность», «выход на новый уровень регуляции и взаимодействия с миром» Р.М.Грановская, И.М.Никольская предлагают различать между патологической психологической защитой или неадекватными формами адаптации и «нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни». Широкое толкование психологической защиты было проведено в рамках теории личности (Л. И. Анцыферова, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник,). Ф. Е.Василюк предлагает типологию критических ситуаций, вызывающих действие защитных механизмов. К ним относятся, по мере усложнения, - стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Л.И.Анцыферова сводит защитные механизмы к трем основным стратегиям совладания - конструктивным, неконструктивным, самопоражающим. Л.И.Анцыферова также указывает на влияние особенностей личности на выбор стратегий и выделяет два типа личности: интерналов, нацеленных на успешное совладание, и экстерналов, уверенных в собственной недееспособности.

Актуализации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в некоторой степени превышают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его актуального развития. Психологическая защита определяется не объективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека.

Главная задача психологической защиты - это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.

16 механизмов психологической защиты по Р.Плутчику:

Двигательная активность(«сделай что-нибудь!») - понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Компенсация(«зато я…всё равно я… когда-нибудь я…») - интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности.

Отрицание(«не замечай этого!») - отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.

Замещение(«вот кто во всём виноват!») - высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.

Фантазия(«разряди тревогу в другом мире!») - бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов.

Идентификация(«будь как это!») - бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.

Интеллектуализация(«переосмысли это!») - бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий.

Интроекция(«не знай, откуда у тебя это!») - присвоение ценностей, стандартов или черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов или угроз с их стороны.

Изоляция(отгородись, чтобы не чувствовать этого!») - восприятие эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естественно связанного с ними.

Проекция(«припиши свои недостатки другому!») - бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.

Рационализация(«найди этому оправдание!») - нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.

Образование реакции(«обрати это в противоположное!») - предупреждение выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.

Регрессия(«плачь об этом!») - возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.

Подавление(«не помни об этом!») - исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоции.

Сублимация(«трансформируй это!») - удовлетворение вытесненного инстинктивного или неприемлемого чувства, особенно сексуального или агрессивного, путем осуществления социально одобряемых альтернатив.

Аннулирование(«перечеркни это!») - поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, сопровождаемых сильным беспокойством или чувством вины.