Инновационные технологии психологическое кафе социальной сфере. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому. Фазы социальных инноваций

Технологизация социальной работы является отражением цивилизованного пути решения социальных проблем общества и человека. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его творческого потенциала.

Внедрение технологий развития или восстановления творческого потенциала человека в процессе социальной работы – это стратегическое направление процесса социальной работы, отказ от стратегии, при которой он рассматривается как объект, подлежащий переделке и перевоспитанию. Это ориентация на его ресурсы и уверенность в том, что он способен путем самоизменения и самообеспечения включиться в созидательную жизнетворческую деятельность.

Современное российское общество испытывает потребность в людях, способных к самостоятельной деятельности, социальному функционированию, построению жизненных обстоятельств, использованию накопленного опыта самодеятельности, творческой самореализации.

Такое поведение зависит от степени развития способности человека к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. Именно такое поведение характеризует его как субъекта собственной жизни, готового принимать решения и нести за них ответственность.

Инновационная деятельность выступает определяющей тенденцией современного развития общества.

Факторы, обусловливающие развитие инновационной деятельности: низкая удовлетворенность качеством и результатами социально-экономических процессов, осознание настоятельной необходимости нововведений в социальной практике.

Исследования свидетельствуют о том, что до 90% организаций в социальной сфере в России охвачено поиском новых подходов, средств и форм деятельности.

В научной литературе имеется немало определений термина "инновация", однако все они сходятся в одном: инновация – это введение, внедрение нового.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Понятие "инновация" трактуется как нововведение (от англ, innovation – "введение новаций", "введение новшеств"). Нововведение – это целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную структуру, явление, приводящий к появлению новых стабильных элементов.

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

С момента принятия к распространению новшества оно приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия "новшество", "новация", "нововведение", "инновация".

Инновациям присущи определенные свойства, которые рассматриваются как их основные характеристики.

Первая характеристика инновации – это его новизна: наличие в сущности инновации новых концептуальных идей, подходов к развитию процессов, а также форм и методов их организации.

Новизна – непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающего его от других явлений. Оценить степень новизны – дело весьма сложное и требует определенной гибкости мышления. Новизна в принципе всегда относительна.

Появление абсолютной новизны – явление редкое. Выделяют несколько видов новизны: абсолютная (фиксируется при отсутствии аналогов данному нововведению), относительная (в ней выделяют местную новизну, т.е. нововведение, которое уже где-то применялось, но в данной структуре используется впервые), частная (предполагает обновление одного из элементов деятельности), условная (нововведение не новое само по себе, но при освоении его другим человеком, в других условиях дает положительные результаты).

Другая характеристика инноваций – их совместимость с традиционным (существующим) состоянием . Нововведение легче принимается и реализуется, если оно совместимо с существующими в определенной системе ценностями, традициями, творческим опытом, а также с имеющимися условиями работы (материальными, кадровыми, организационными и др.).

Кроме того, инновации обладают следующими характеристиками – простота апробации и коммуникативность . Простота апробации – это возможность апробировать нововведение (попробовать в практике и оценить результативность) по частям, элементам для более глубокого понимания сущности инновации. Коммуникативность инновации – это возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе и неформального (устная, наглядная информация).

Определяют следующие типы инноваций социальные и экономические .

Основаниями для классификации инноваций могут быть масштаб преобразований, инновационный потенциал нововведения, отношение инноваций их к предшественникам и т.д.

Социальные нововведения делятся на экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда), организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением), социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборы руководителей, новые формы гласности, создание новых общественных органов), правовые (главным образом выступающие как изменение в трудовом и хозяйственном законодательстве).

Типы инноваций по масштабу преобразований – частные (единичные), не связанные между собой, модульные, комплекс частных, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе; системные, охватывающие все социальные учреждения. К системным инновациям следует относить те, которые предполагают переосмысление основного предназначения определенного типа социального учреждения, принципов социальной деятельности, выдвижения новых идей и приоритетных направлений в развитии.

Рассмотрим классификации по инновационному потенциалу нововведения. Инновационный потенциал нововведения – это возможности (внутренние ресурсы) самого нововведения, которые определяют степень совершенствования, качественный рост объекта инновации (формы работы, какой-либо вид деятельности).

По данном}" признаку (наличие и степень выраженности инновационного потенциала) выделяют модификационные, комбинаторные, радикальные инновации.

Модификационные инновации предполагают усовершенствование, видоизменение, модернизацию того, что имеет аналог и прототип (программы, методики, структуры и т.п.).

Комбинаторные инновации предполагают новое, конструктивное соединение ранее известных приемов, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о механическом соединении фрагментов любых технологий, а именно о конструктивном соединении, т.е. таком, при котором появляются новые, ранее не проявлявшиеся системные свойства, дающие эффективный положительный результат.

Радикальные инновации содержат мощный инновационный потенциал для развития коллектива, однако и создать их, как и все принципиально новое, чрезвычайно сложно, встречаются они редко.

По отношению к предшественникам инновации делятся на замещающие, отменяющие, открывающие и ретронововведения.

Замещающая инновация вводится вместо какого-либо конкретного, возможно, устаревшего средства, организационной формы, технологии. Отменяющая инновация – это прекращение какой-либо деятельности, отмена чего-либо. Открывающая инновация несопоставима со своими функциональными предшественниками ни по назначению, ни но способу использования, ни но имеющейся социальной ситуации. Такое нововведение предполагает освоение новой программы, нового вида социальных услуг, технологии и т.д. Компьютеризация, новые профили деятельности – это открывающие, создающие новую сферу деятельности инновации.

Ретронововведения – это освоение чего-либо нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в социальной практике. Это старое, забытое, которое вновь становится актуальным.

Основания для классификации инноваций могут быть самые разные, а их типов великое множество. В практике одни встречаются чаще, другие – реже, некоторые типы могут сочетаться, комбинироваться в различных вариантах.

Жизненный цикл инновации – это период от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Формой целевого управления инновационным процессом, деятельностью является инновационный проект.

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационный процесс характеризуется совокупностью выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетнофинансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Учитывая указанные аспекты, можно дать следующее определение: инновационный проект это разработанное инициатором нововведение, оформленное в виде документации, целью которого является создание, модернизация или поддержание объектов, включающее организацию инновационных процессов в пространстве и времени.

Совершенствование и развитие традиционных и инновационных социальных технологий в практике социальной работы является непременным условием формирования методологии социальной деятельности.

Традиционные социальные технологии в практике социальной работы.

Решение вопросов социализации и интеграции в социальной работе с целью повышения жизненной активности лиц с инвалидностью в современных условиях требуют четкого научного определения социальных принципов и подходов к проблеме инвалидов, так как инвалидность в законодательстве РФ представлена как индивидуальное состояние индивидуума, вызванное нарушением здоровья, травмой или дефектом развития. Такое понимание инвалидности порождает определенные трудности для определения социальной роли инвалидов как единой социо-структурной единицы. Признание инвалида больным ориентирует на соответствующее к нему отношение и общества, признающего приоритетным технологии медицинской направленности в вопросах оказания социальной помощи. В то же время необходимо рассмотрение ограничения жизнедеятельности лица оказавшегося в трудной жизненной ситуации в более широком плане.
Ограничения жизнедеятельности представляются как последствия или результат сложных взаимоотношений между изменением здоровья, личностными факторами и факторами внешней среды, в которых находится человек. В результате этих взаимоотношений окружающие факторы могут оказывать различное влияние на одного и того же индивидуума. Нарушение социального функционирования, потеря коммуникативных связей возможны не только в связи ухудшением или отсутствием здоровья, но при наличии и других, не менее значимых, факторов, включая бедность и социальное расслоение населения, духовную нищету, экологическую загрязненность окружающей среды и других непредвиденных жизненных обстоятельств, часто независящих от самого человека, но приводящих к проблемам его взаимоотношений в обществе.
Изучение индивидуума, связанного с окружающей средой в определенном иерархическом порядке физических, биологических, психологических и социальных уровней, нарушение которых приводит к деформации социального паритета природа (организм) личность общество, занимает важное место в процессе социальной работы и становится необходимым для понимания характера социальной помощи. Нарушение взаимоотношений человека в обществе неминуемо приводит к социально-деятельностной дезинтеграции индивидуума, при этом первопричина становится связанной как с возможностями (или ограничениями) личности, так и с позицией, которую занимает общество. Признаки дисгармонии будут обусловлены различными по характеру факторами, но соответствовать определенным уровням иерархического порядка. Нарушения взаимоотношений каждого уровня сопровождаются соответствующими ограничениями деятельности индивидуума, что порождает нарушение компонента благополучия, как на уровне организма, так и на других уровнях, обеспечивающих социальный гомеостаз. Ограничения деятельности (жизнедеятельности) в этом случае рассматриваются как нарушения взаимоотношений (дисгармония) человека с окружающей социальной средой, обществом.

Инновационные социальные технологии в практике социальной работы.

Для устранения ограничений жизнедеятельности необходимы не только традиционные, но и инновационные технологии, обеспечивающие воздействие на всех уровнях, с устранением негативных факторов окружающей среды, изменением социальной политики и созданием благоприятных возможностей для реализации потенциала человека-личности.
Формирующуюся социальную политику РФ можно рассматривать в качестве инструмента институциализации инвалидов, выделяя в ней такие признаки, как изменение отношения к людям с инвалидностью, признание инвалидов равными перед остальной частью общества, признание ответственности общества перед инвалидами и др. В «Концепции социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми», принятой Правительством России (1992 г.), была провозглашена ориентация социальной политики в отношении граждан, имеющих инвалидность, на социально-реабилитационную деятельность.
В Конвенции о правах инвалидов (2007 г.) инвалидность рассматривается как «эволюционирующее понятие, которое является результатом взаимодействия между людьми с нарушением здоровья и общественными и средовыми барьерами, что мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Гуманистический подход, наметившийся в российском обществе, позволяет выделить в особое направление инновационные технологии социальной помощи и рассмотреть реабилитационную помощь как оказание интегрированных социально-медицинских услуг, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и восстановление не только функций организма, но, прежде всего, способностей к социальному функционированию, всестороннему творческому развитию личности. Это выдвигает лиц с инвалидностью в сферу активной общественной жизни с признанием приоритетности социальной активности и интеграции. Инновационные технологии предоставления социальной помощи в этом случае базируется на доступности и возможности получения любого вида услуг в реализации своих прав.
Одним из серьезных барьеров на пути реализации инновационных технологий в социальной работе остается снисходительное отношение со стороны здоровых людей к лицам с ограничением жизнедеятельности.
Гуманизация и гуманитаризация общества последнего тридцатилетия XX века переориентировали взгляды общества и личности на проблему инвалидности. Одним из основных постулатов в социальной работе выдвигается приоритетность личности в процессе социальной интеграции. Инвалид не признается больным, нуждающимся только в медицинской помощи, за ним признаются равные права по сравнению со всеми гражданами, подчеркивается недопущение дискриминирующих определений инвалидности.
Лицо, которое в обществе называют лицом с «ограниченными возможностями», никогда не будет социализировано и интегрировано уже по своему определению. Этот дискриминирующий и унижающий человека ярлык, который приклеивается к инвалиду, у которого лишь нарушены взаимоотношения с обществом по причине социальных барьеров, к сожалению, еще часто употребляется.
Восстановление способности к социальному функционированию возможно при личностно-деятельностном понимании своей принадлежности быть человеком с правильным представлением ценностных ориентиров в жизни, чести и достоинства в противоположность понятиям эгоизма и гордыни. Ревностное сохранение в себе качеств, присущих человеческой сущности, позволяет мобилизовать внутренние резервы и компенсировать недостающие или утраченные способности.
Инновационные технологии в социальной работе призваны обнаружить и восстановить в человеке такие понятия, как совесть, способность здраво мыслить и умение рассуждать. А для этого необходимы чистота помыслов и сердца, добрая совесть даже при собственном неверии в выздоровление, достижения и выполнения поставленной цели и задач.
Личность, наделенная здравомыслием, в отличие от псевдомышления способна к глубокой аналитической деятельности, позволяющей по-иному взглянуть на окружающий мир и распознать имеющиеся ограничения возможностей, как внутреннего, так и внешнего характера, уйти от упрощенческой оценки своей значимости и творческого совершенствования.
Специфичность и характер самой деятельности и специфика современного этапа российского общества выявили потребность в совершенствовании традиционных и инновационных технологий для построения основных принципов формирования методологии практики социальной работы. Технологии социальной работы направлены на все факторы, препятствующие социальному функционированию: возникает необходимость в устранении коммуникативных, психологических барьеров, изменение социальной политики, общественного мнения, воздействие на внешнюю среду, социальное окружение.
Поставленные цели и задачи предполагают привлечение специалистов различных направлений: медицины, психологии, педагогики, социальной работы, необходимы междисциплинарные знания более высокого уровня, заинтересованности различных ведомств, практических учреждений в достижении эффективных мер помощи в восстановлении нарушенной жизнедеятельности и интеграции в общество.
Совершенствование и развитие традиционных и инновационных социальных технологий становится условием, реализующим основные принципы методологии практики социальной работы.
Целостное представление социальной работы возможно при едином рассмотрении и понимании, как характера общественных отношений, сложившихся в обществе, так и личностно-ориентированной деятельности объекта и субъекта, как компонентов социального процесса, обеспечивающих гармонию человека с обществом. Эти взаимоотношения нельзя рассматривать как устоявшиеся и неизменные состояния. Четких границ между социальным благополучием или неблагополучием, болезнью и здоровьем провести нельзя. Параметры благополучия или неблагополучия не могут быть выведены исходя из описания статичных факторов, что позволяет с качественно новой позиции представить содержание социальной работы.
Для определения направления практики социальной работы необходимым являются знания как о характере и структуре общества, так и ограничениях жизнедеятельности индивидуума, обусловленных интегральными показателями комплекса (домена), обеспечивающего социальное жизнеобеспечение. Социальное благополучие, равно и не благополучие, можно определить при изучении имеющихся нарушений взаимодействия индивидуума с окружающей средой на всех уровнях, создающих или благоприятные условия функционирования, или, своего рода, социальные барьеры, которые могут носить различные формы и проявления. Важно проникнуться пониманием основ взаимодействия индивидуума с социумом, выявить его сильные и слабые стороны.
Нельзя признавать обособленность и статичность объекта социальной работы, а сознавать наличие единства времени и пространства, взаимообусловленности неразрывных связей в единой цепи событий. Определение условий социального функционирования в сложной жизненной ситуации индивидуума возможно при анализе взаимодействий и характера отношений, возникающих в процессе жизни, и должны учитываться в развитии.
В любом обществе есть лица, у которых, по разным причинам, может быть нарушено социальное функционирование, утрачены коммуникативные связи и отношения. Ухудшение или отсутствие здоровья, наличие разнообразных социальных барьеров, бедность, духовная нищета, другие непредвиденные жизненные обстоятельства, часто независящие от самого человека, приводят к серьезным проблемам его взаимоотношений в обществе, ограничивающих его жизнедеятельность. Социальное функционирование, т.е. наличие социального благополучия во всех сферах жизнедеятельности определяет гармоничное развитие человека.
Сущность и содержание практики социальной работы раскрывается на основе идентификации объекта и предмета социальной деятельности сопряженного с характером нарушений социального устройства, паритета в обществе и, что особенно важно, дифференцированно, на всех уровнях организации: организм - личность - общество. Методологические принципы позволяют представить объемную характеристику объекта социальной работы - конкретного индивидуума или определенной группы в единстве с теми нарушениями, которые его сопровождают и приводят к ограничению жизнедеятельности. Выявляется уровень процесса, на котором происходит нарушение социальных взаимоотношений и характер срыва адаптационных (биодуховных) механизмов. В едином комплексе (домене) оказываются объект и этиологический (причинный) фактор, порождающий трудную жизненную ситуацию, при этом они находятся в определенной социальной зависимости в связи с уровнем нарушения взаимоотношений в обществе.
Объект и жизненная среда, индивидуум и социум. Эти понятия не могут быть разделены, и только совместное их рассмотрение позволяет выработать тактику воздействия для устранения факторов, приводящих к трудной жизненной ситуации в каждом конкретном случае.
Изучение объекта социальной работы подразумевает необходимость определения комплекса практически значимых состояний индивидуума, взаимосвязанных со средой жизнедеятельности разных уровней и опосредованные временем. Такой комплекс, в который входят все составляющие социального благо или неблагополучия на уровне организма, личности, общества с учетом факторов контекста, позволяет ввести понятие домен социального благополучия и как негативная альтернатива - домен социального неблагополучия. Методология личностно-деятельностной практики социальной работы позволяет рассматривать деятельность по достижению комплекса (домена) социального благополучия, как предмет профессиональной социальной деятельности.
Многоуровневый подход к практике социальной работы оценивает процесс социализации, одновременно воспринимая и осмысливая изменяющуюся ситуацию отдельного индивидуума. Социализация возможна только через процесс интериоризации социального опыта. Чужой опыт не усваивается отдельной личностью до тех пор, пока он не станет его достоянием. Направление социальной работы выходит за рамки аналитического и синтетического подходов и акцентирует практику на решение социальных, приоритетных проблем, через проблему отдельной личности в тех или иных сообществах. Это не суженное понимание социальной работы, но видение «большого», через многоуровневый генезис трудной жизненной ситуации.
Личностно-деятельностное многоуровневое направление социальной работы как основа методологии практики позволяет дифференцировано воздействовать на процессы восстановления объективного восприятия окружающей биологической и социальной среды и способности активного воздействия на эту среду лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выделение ведущего системного уровня нарушения обеспечивает направление социального вмешательства на применение методологически обоснованного иерархизированного сопряженного набора методов и техник, используемых в проблемных ситуациях, способствующих позитивным изменениям. Точка приложения (приоритетность) мероприятий социальной работы зависит от уровня нарушенного взаимодействия индивидуума и общества. Это может быть организм - личность - общество. Комплекс мероприятий формируется исходя их конечной цели - устранения нарушенного взаимодействия, адекватности социального статуса интеграции в обществе, и потому социальная работа не может быть привязана к той или иной традиционной модели.
Многополярность и междисциплинарность функциональных характеристик социальной работы направленной от личности к обществу, в пределах комплекса (домена) социального благо - не благополучия, может быть представлена исходя из новой трактовки объекта и предмета деятельности.
Социальная работа рассматривается как практика, обеспечивающая социальное взаимодействие различных социальных групп и категорий населения, в результате которого обеспечиваются условия для функционирования каждого члена общества. Нельзя не видеть разноплановый, междисциплинарный и многофункциональный характер подобной деятельности, она может быть направлена и реализована, как на организменном (биологическом), личностном и социальном уровнях.
Практика социальной работы направлена одновременно на социальную среду, равно как и объектом практики социальной работы выступает конкретный человек, группа лиц, семья, нуждающиеся в социальной поддержке, без которой, в отдельных жизненных ситуациях, не может быть обеспечено полноценное социальное функционирование. В итоге социальная работа воплощает в себе направление социальной политики, реализуемой в обществе через обеспечение социальной защищенности индивидуума в период нестабильности социальных институтов, ветвей власти и других кризисных ситуациях, что особенно становится необходимым, прежде всего, в период экономического застоя.
Практика социальной работы основывается и консолидируется на основе изучения предмета социальной деятельности как объекта социальной работы с одновременной характеристикой самой деятельности лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в различных сферах жизнедеятельности. Интеграция объекта социальной работы и социальной деятельности позволяют не разделять эти понятия при обосновании практического воздействия. Такой подход к созданию и обоснованию методологической концепции самой практики как модели социальной работы позволяет определить содержание социальной деятельности на основе принципов социального благо и неблагополучия, что дает возможность по иному представить концептуальные основы практической деятельности профессионалов.
Объект в социальной работе это не образ, который может быть выведен исходя из теоретических предпосылок, он неразрывно связан с реально существующим природным и искусственно созданным миром, окружающей средой со своими требованиями, возможностями, приоритетами. Это динамичная, постоянно меняющаяся категория. Возникновение новых условий приводит к состоянию опережающего развития способствующих выявлению новых индивидуальных психологически значимых качеств. Появляется возможность целенаправленного формирования нового своего состояния, осознающего себя как субъекта реализации в связи с изменившейся жизненной позицией. Меняющиеся условия создают новые возможности, появляется целенаправленная личностно-центрированная деятельность.
Практика социальной работы решает широкий круг жизненных проблем на основе использования закономерностей знаний естественных, гуманитарных, технических и других отраслей науки, которые расширяют возможности социальных преобразований. Научные знания о самом предмете социальной работы, равно как и междисциплинарные знания, накопленные и полученные другими отраслями науки, в практике социальной работы преломляются и используются для достижения стоящих перед обществом социальных задач по устранению ограничений жизнедеятельности членов общества и обеспечение условий для адекватного функционирования.
Следует понимать, что объект в социальной работе - это не статическая категория. Объект (индивидуум, группа, сообщество) не могут быть представлены изолированно вне связи с окружающей средой и теми нарушениями, которые приводят к состоянию, подпадающему под понятие объекта социальной работы, иными словами способствуют нарушению социального функционирования. Для практики социальной работы важным является не только выявить, определить и познать сам объект в социальной сфере, но необходима одновременная его идентификация с теми изменениями и нарушениями, которые наступили и деформировали имевшие взаимоотношения в обществе, обеспечивавшие до этого условия для социального благополучия.
В понятие «объект» мы вкладываем и совокупность условий, состояний, установок, которые окружают человека и определяют его социальный статус, положение в обществе. Значимым является не только выявление исходного уровня, выявление социальной зависимости. Объект как домен, комплекс рассматривается в постоянно изменяющихся взаимоотношениях с окружающей действительностью, при этом учитывается возрастание его положительного или отрицательного потенциала соответственно изменившимся условиям среды и самого индивидуума.
Несмотря на огромное количество эмпирических наблюдений, описывающих трудную жизненную ситуацию человека, они не смогут создать картину объекта социальной работы применительно для практической деятельности, если в этом описании не будет учтен уровень нарушений социальных взаимоотношений, определен пусковой механизм, который может привести к дезадаптации и дезинтеграции.
Мы считаем правомерным считать, что состояние внутренних и внешних параметров и возможностей, интегральных показателей деятельности являются определяющими компонентами домена социального не благо или благополучия.
Рассмотрение объекта как единого целого со средой обитания и объекта как субъекта деятельности позволяет видеть, что в этом случае, в понятие объект заложен не только деформирующий уровень или негативный фактор. Неразрывность наличия в объекте всех интегральных показателей и параметров, включая и потенциал самого индивидуума как субъекта, обеспечивающих и способствующих социальному функционированию, являются важным в понимании характера социальной деятельности, направленной на оказание личностной помощи.
Становится понятным характер социальной помощи, которая может быть установлена на основе изучения как внутренней, так и внешней причины приведшей индивидуум к такому состоянию и породившей потребность в социальной защите.
Комплекс условий (домен социального не благо или благополучия), который мы рассматриваем как объект практики социальной работы, может находиться и рассматриваться на разных этапах социального процесса, динамического взаимодействия между различными ситуациями внутреннего состояния и внешними социальными факторами, что всегда несет противоречия и влияет на его возможности интеграции в обществе. Решающим может стать иерархическая зависимость и значимость факторов, дестабилизирующая устойчивое развитие.
Прослеживается стадийность или этапность формирования комплекса неблагополучия, который всегда строго индивидуален, но разнообразен по форме и содержанию и проявляется на всех стадиях взаимодействия индивидуума с внешней средой, т.е. на уровне организма, личности, общества.
Можно выделить начальную стадию или пред. стадию формирования объекта социальной работы. Объект социальной работы на начальной стадии формирования домена неблагополучия остается разрозненным противоречивым и часто необъяснимым. Первые проявления социального неблагополучия обычно одинаковые, различия появляются в дальнейшем, когда выявляются изменения (полом) и различия будут соответствовать уровню взаимоотношений.
Начальная стадия формирования домена неблагополучия - это та стадия социального напряжения, в которой должна быть развернута превентивная социальная работа, первичная профилактика по созданию условий, которые бы препятствовали проявлению негативных, деструктивных факторов с обеих сторон - стадия первоначальной ответственности общества перед индивидуумом и индивидуума перед обществом.
В другом случае объект практики социальной работы предстает уже на стадии сложившегося домена социального неблагополучия, конечного, как правило, негативного результата взаимоотношений индивидуума в обществе. Наступает стадия социального конфликта - слома механизмов адаптации общества с индивидуумом и индивидуума с обществом. Повышается уровень тревожности и агрессивности, нарушение социализации, усвоение социального опыта, признаки дезинтеграции.
Для практики социальной работы важно выявить тот первоначальный фактор, те возникшие деструктивные условия жизнедеятельности, которые обладают своеобразным «пусковым» механизмом, способным как цепная реакция привести к слому механизмов адаптации, обеспечивающих гомеостаз на соответствующем уровне. Необходимо раскрыть причину не благополучия и определить естественно возможную основу мотивации изменения поведения индивидуума для изменения ситуации. Часто ведущими механизмами являются нарушения на уровне личности (снижение активности и участия), и потому является важным правильное истолкование и понимание этих факторов, определение методологических подходов к анализу деятельности личности в данной ситуации.
Понимание закономерностей взаимодействия социально-духовно-биологических систем организма, адаптирующих человека к внешней среде, позволят определить характер нарушений и одновременно наметить меры социальной защиты. Но уважение к духовным ценностям, сочувствие к страданиям, система этических положений определяющих смысл социальной работы остаются доминирующими понятиями теории и методологии практики.
Домен не благополучия формируется условиями жизнедеятельности, в которых пребывает индивидуум. Его взаимодействие со средой обитания отражают определенные конкретные проблемы, которые должны решаться постоянно. Наличие нарушенных функций и структур организма, возникшие вследствие болезни, травмы, или ограничений активности, или ограничений возможности участия в решении жизненных задач, не позволяют выполнять социальные требования нормы и порождают новые проблемы. Сложившиеся подобные взаимоотношения могут породить в дальнейшем негативные последствия, привести к нарушению процесса интеграции, социального функционирования и имеют негативную составляющую компонента (домена) социального не благополучия и могут быть обозначены как ограничения жизнедеятельности.

Системно-организованная совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, использования средств вычислительной техники и связи.

Социальное нововведение - создание новых средств для удовлетворения социальных потребностей.

Социальная инновация - сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике.

Особенности социальных инноваций:

1. Результат коллективного творчества (при разработке материально-технических инноваций преобладает индивидуальное авторство);

2. Отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера;

3. Более четкая обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Классификация:

А) по уровню и объему социального нововведения: глобальные, региональные, локальные;

Б) по сфере общественной жизни: социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах

В) по масштабу использования: единичные, диффузные (распространяемые на многие объекты);

Г) в соответствии со структурой социальной сферы в целом: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и д.;

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт.

Инновационный процесс - процесс генерирования новых идей, разработки, экспериментальной апробации, распространения и использования.


Инновационный цикл - период от возникновения до практического применения нового.

Факторы, тормозящие инновационный процесс:

1. Социально-экономическе (отсутствие профессионализма, финансирования);

2. Психологические (Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании).

К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.);

Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; но количеству участвующих — коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от алкоголизма, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно не только передает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы. Инновационный метод - метод, основанный на новых идеях и принципах, открывающий новые возможности для решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной жизни.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

Инновационная игра как метод исследования и развития организаций;

Игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

Социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;

- «императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;

Матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию, обучению и практическим действиям.

Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т. д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития технологий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционного исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фазы социальных инноваций:

1. Анализ (обозначение проблемы, ее идентификация, актуализация, определение метода исследования);

2. Разработка (определение целей и направленности нововведения, сбор и обработка информации, поиск и отбор альтернативных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедурных вопросов его применения или описание способа использования нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличивает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано);

3. Развитие (исследование нововведения, его пробное применение, проверка адекватности и переработка);

4. Оценка (затраты, эффективность и продуктивность);

5. Распространение и внедрение (заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении).

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования и требуют особой подготовки и обучения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являются негосударственная пенсионная система, основанная на страховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии определяется исходя из прогноза средней продолжительности жизни;модель центра социального обслуживания населения «Раменки» в г. Москве и т.д.

Технология социальной адаптации: содержание, уровни, методы, меха-низмы.

Социальная адаптация - процесс активного включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов.

В учреждении социального обслуживания населения создают поддерживающую среду, обеспечивающую преодоление трудной жизненной ситуации следующие условия:

1) организация обучения социальным навыкам;

2) освоение социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами;

3) формирование организационной культуры учреждения социального обслуживания населения, основанной на жизненных ценностях: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке;

4) образование общности клиентов, которая способна регулировать поведение и содействовать развитию самоконтроля у клиента, проявлению его индивидуальности;

5) обеспечение признания окружением клиента достигаемых им результатов и внешнее выражение данного признания.

Технология социальной адаптации это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.) обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации клиента определяется следующими этапами: подготовительного; включения в социальную группу; усвоения социально-полезных ролей; развития устойчивой социально-психологической адаптированности.

Приведем их характеристику:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

2. Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию клиента на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение» основана на, возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий» предполагает поиск хороших моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

3. Этап усвоения социально - полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Одной из форм реализации данного этапа является игра «Выбор».

4. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности, характеризующийся способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из игровых форм, способствующей социальной адаптации клиента на данном этапе, является игра: «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому проблемные ситуации.

Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей пред ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «Предлагающего помощь» и «Субъекты проблемы» после проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

Особенности осуществления социального прогнозирования в социальной работе. Способы разработки прогнозов .

Прогнозирование в социальной работе означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии социального явления в будущем. В узком значении прогнозирование в социальной работе означает специальное научное исследование перспектив развития социального явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого

Прогностическая деятельность в социальной работе — вид познавательной деятельности по разработке социального прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо социального явления или процесса.

Прогнозирование в социальной работе как метод научного познания представляет собой обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний о вероятностных будущих изменениях объектов, явлений или процессов в социальной работе, отвечающие критериям эмпирической проверяемости и опровержимости.

Субъектом прогнозирования в социальной работе являются организации, предприятия, учреждения или отдельные лица, осуществляющие разработку прогноза в социальной работе.

Объекты прогнозирования в социальной работе - это процессы, явления и события в социальной работе, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.

Существуют несколько основных, дополняющих друг друга способа разработки прогнозов в социальной работе:

Анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос на-селения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно боль-шое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравни-тельно редко;

Экстраполирование и интерполирование (выявление про-межуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития пока-зателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основа-ния прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (рет-роспекции и проспекции социальных прогнозных разработок);

Моделирование — построение поисковых и норматив-ных моделей с учетом вероятного или желательного измене-ния прогнозируемого социального явления на период упреждения прогно-за по имеющимся прямым или косвенным данным о масшта-бах и направлении изменений (сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.).

Процесс прогнозирования в социальной работе предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозиру-емого социального объекта; описание его современного состояния (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

Практическое назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.

Инновационная деятельность в сфере социального обслуживания пожилых людей. Курбатова И.В., м агистр социальной работы, з аместитель директора автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Сарапульского района».

Ускорение темпа развития организации социального обслуживания пожилых граждан вызвано, прежде всего, процессом социально-демографического старения всего российского общества. По социологическим исследованиям, в настоящее время каждый пятый житель нашей страны достиг пенсионного возраста или превысил его. Основными проблемами пожилых людей чаще всего становятся возрастные изменения состояния здоровья, низкий уровень предоставляемых медицинских услуг, тяжелое материальное положение, равнодушное отношение близких. В связи с занятостью детей, разрывом семейно-родственных отношений, пожилые люди часто остаются наедине со своими нерешенными проблемами и вынуждены обращаться за помощью в организации социального обслуживания.

Для решения проблем данной категории граждан от специалистов социальной сферы требуется постоянный поиск новых, более качественных способов социального обслуживания, освоение социальных технологий и программ, внедрение их в практику социальной работы с людьми пожилого возраста.

Проводимый мониторинг качества социального обслуживания получателей социальных услуг позволяет своевременно выявлять нуждаемость пожилых людей в каких-либо дополнительных услугах или помощи. Анализируя результаты проведенных исследований явно обозначаются три основные группы проблем при организации социального обслуживания, влияющих на качество жизни пожилых людей:

— потребность в оказании квалифицированного ухода за маломобильными категориями граждан;

— потребность в безопасности жизнедеятельности. Пожилые люди — это лица, особо подверженные оказаться пострадавшими от мошенников, краж, пожаров и т.п., а также имеют ослабленное здоровье, поэтому возникает необходимость повышать безопасность жизни данной категории граждан, продлять их активность и долголетие;

— потребность в коммуникациях. Одна из острых проблем, с которыми сталкиваются сотрудники КЦСОН при работе с пожилыми людьми, — это проблема одиночества, дефицит общения. Человек, даже проживая в семье, может быть одинок.

С целью удовлетворения выявленных потребностей пожилых людей, ограниченных в физических или психических возможностях, в 2017 году был разработан и внедрен в работу социальный проект «И старость в радость» , представляющий собой многофункциональный персонифицированный спектр инновационных технологий, направленный на увеличение перечня предоставляемых услуг и улучшение социального обслуживания граждан.

В проекте нашли отражение 3 основные блока инновационных технологий:

  1. стационарозамещающая технология: «Сиделка на дому» , которая является альтернативой помещения тяжелобольного или лежачего гражданина в стационарное учреждение, когда маломобильным гражданам оказываются квалифицированные услуги сиделки, а их родственникам консультационная помощь.
  2. здоровьесберегающая технология: «Школа безопасности пожилого человека» . В рамках данной технологии с помощью бесед, красочных буклетов пожилые люди информируются о наиболее актуальных для каждой возрастной группы проблемах и способах их разрешения. Так всего было подготовлено и издано 8 информационных буклетов по 4 основным направлениям.
  3. социально–коммуникативные технологии:
  • технология «Терапия воспоминаниями» является мощным психологическим средством и заключается в беседах, просмотре фотографий прошлых лет, старых фильмов;
  • «Клуб Интер-ДА», где с помощью социального работника пожилые люди и инвалиды знакомятся с компьютерной техникой, мобильными телефонами;
  • в последнее время большой популярностью пользуется технология «Гарденотерапия» . Пожилые люди выращивают комнатные растения и ухаживают за ними. Выполнение простейших процедур вызывает особое эмоциональное настроение, которое психически балансирует и успокаивает пожилого человека;
  • технология «В царстве Орфея» основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Пожилые люди не только просушивают любимые композиции, но и сами играют на музыкальных инструментах;
  • успешно реализуется такая технология как «Мобильная библиотека», когда социальные работники обеспечивают своих подопечных печатной продукцией, книгами и совместно их читают;
  • в последнее время список расширился такими новыми технологиями как «Иппотерапия». Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его;
  • «Арт-терапия» — это сочетание психологии и творчества. Занятие творчеством успокаивает, отвлекает от круга надоевших мыслей, расслабляют и одновременно дают возможность сосредоточиться и собрать силы;
  • «Анимал-терапия». это разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные . Применяются не только непосредственные контакты человека с животными, но и опосредованные - с изображениями, образами, сказочными героями и т.д. Взаимодействие с животными снимают стресс, нормализуют работу нервной системы, психики в целом.

Для изучения степени эффективности внедрения в деятельность отделения инновационных технологий проводится повторная диагностика, где можно проследить процентное увеличение статистических данных по удовлетворению различных потребностей граждан пожилого возраста.

Рис. 1. Удовлетворение потребности пожилых людей в общении

Рис. 2. Удовлетворение прочих потребностей для улучшения качества жизни пожилых людей

Как результат инновационной деятельности выступают также улучшение качества социального обслуживания, сохранение и продление социальной активности и долголетия пожилых людей, увеличение клиентской востребованности КЦСОН по социальному обслуживанию, повышение имиджа организации и статуса отрасли в целом.

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА; СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ; ИННОВАЦИИ; SOCIAL SERVICES; SOCIAL SERVICES; INNOVATION.

Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение социальных инноваций, рассматривается опыт применения инновационных технологий в социальной сфере.

Основу социальной работы представляет собой алгоритм деятельности, в результате которого достигается определённая социально значимая цель и преобразуется объект воздействия. Социальная основа — деятельность процессуальная, характеризующаяся сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Содержание такого цикла (от возникновения задачи до её решения) есть технологический процесс, сущностной характеристикой которого является устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Программа решения задач, точно предписывающих, как и в какой последовательности операций получить определённый результат, — это основа технологического процесса, его алгоритм. Существенными компонентами технологического процесса являются операции и инструментарий. Под операциями понимаются простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели, не разлагаемой на более простые. Совокупность операций составляет процедуру технологического процесса. Средства, применяемые для достижения цели воздействия на личность или социальную общность, — суть инструментарий технологического процесса. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса. В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре этапа: формулирование цели воздействия; выработку и выбор способов воздействия; организацию воздействия; оценку и анализ результатов воздействия.

Понятие «социальные технологии» как технологии вообще, имеет, по крайне мере, два значения. Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия направлена таким понятием, как этапность, процедурность, операциональность. С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

Понятие «социальные технологии» чаще всего трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы, от характера которой зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с данной категорией клиентов.

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Рассмотрим использование инновационных социальных и медицинских технологий и методов работы на примере бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», который находится в Череповецком районе Вологодской области. Предметом деятельности учреждения является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются цели деятельности Учреждения. Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Основным видом деятельности Учреждения является социальное обслуживание в стационарной форме детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, включающее в себя комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании.

В учреждении сформированы 4 группы, которые формируются с учётом возраста детей, их умственных и физических способностей. С воспитанниками занимаются 5 воспитателей. 1,2 группы численностью по 7 детей, коррекционно-развивающие занятия проводятся по «Программе воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева), с детьми 3 группы (7 человек) и 4 группы (20 человек) воспитатели работают по учебно-методическому комплекту «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами», модуль 2, 3 (Москва, 2005г.), в летний период в группе № 1,2 реализованы коррекционно-развивающие занятия по адаптивному поведению. В 2015 году воспитатели работали по общеобразовательной программе «Ступени», утвержденной на педсовете ДДИ. Также систематически ведётся физкультурно-оздоровительная работа, используются здоровьесберегающие технологии. Такие приемы, как ежедневная зарядка, подвижные игры, занятия в тренажёрном зале, спортивные праздники, позволяют сохранить и укрепить здоровье наших воспитанников.

Таким образом, все воспитанники охвачены коррекционно-воспитательным процессом. С 01 ноября 2014 года в учреждении организован образовательный процесс для воспитанников МОУ «Воскресенская школа», укомплектованы шесть обучаемых классов, общей численностью 29 учащихся, 4 человека находятся на индивидуальном обучении. Уроки проводятся в первой половине дня. Классы формируются с учётом умственных и физических способностей детей. Каждый класс работает по специальной адаптированной общеобразовательной программе. С детьми занимаются учителя, которые проводят занятия по развитию речи, чтению, письму, рисованию, пению и др.

Воспитательная работа ведется по нескольким направлениям: 1) культурно-развлекательное: Новогоднее представление «Рождественская сказка», «День именинника», развлечение «Осенние посиделки» с участием спонсоров, Музыкально-ритмические занятия «Зимний теремок», Конкурсная программа «Рыцарский турнир», развлечение «Аты-баты», конкурсная программа, посвященная Дню России «Русские богатыри» с участием волонтеров, учеников Воскресенской средней школы, Развлечение «Зимние посиделки» (способствуют снятию у воспитанников дефицита общения, формирование положительных качеств, эмоций, чувства радости, желание попробовать самому творить, обеспечивает возможность вступления в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы); 2) культурно-просветительское: Познавательное мероприятие «Пасха», проведенное специалистами ЦНТК (центр народной традиционной культуры) с. Воскресенское, Беседа «Наши защитники», Проект «9 Мая – День Победы», Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне (ДК с. Ивановское), Беседа «Спички детям не игрушки», Презентация «Знаток пожарного дела», «Безопасное поведение на водоемах» экскурсия к водоему, Уроки «Светофорчика» (1 раз в месяц), Литературный вечер «Иван купала» (выход в сельскую библиотеку), Беседа-презентация «Спорт против вредных привычек», Беседа-презентация «Подросток на дороге» (обогащение жизненного опыта, воспитание любви к Родине, развитие нравственно-этических норм, основ безопасности жизнедеятельности); 3) экологическое: Познавательное мероприятие «Перелетные птицы», беседа «Наш дом-Земля», «Праздник цветов», праздник «Яблочный спас», развлекательно-познавательное мероприятие «У природы нет плохой погоды» с выходом в сельскую библиотеку, на экскурсию в природу, Экскурсия в музей природы г. Череповец, Экскурсия на речку (выезд) «Ледостав», Мероприятия по благоустройству территории, уход за зелеными насаждениями, Выставка рисунков «Мы любим родную природу», «Человек природе друг», «Природа одаряет» (развитие речи, формирование поведенческих позиций, необходимые для социализации, безбоязненное перемещение и ориентирование в пространстве); 4) спортивно-оздоровительное: Разучивание подвижных игр на воздухе (ежемесячно), Соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Снежный бой», «Метко в цель», «Веселые старты», «Снежные фигуры», «Узоры на снегу», Ежедневная утренняя гимнастика, Занятия ЛФК (1 раз в неделю), Выставка поделок, рисунков «Маленькие спортсмены» (развитие опорно-двигательного аппарата, воспитание дружбы, коллективизма, здорового соперничества, преодоление явления гиподинамии). 5) выездное культурно-массовое, культурно-познавательное: Коррекционно-реабилитационный центр «Преодоление» г. Череповец «Старый Новый год идет», «Новогодние приключения», Поездка в театр г. Череповец на музыкальное представление «Листья желтые кружат», Выезды в парк культуры и отдыха г. Череповец (летний период), Занятия с выездом в ЦНТК с. Воскресенское «Страницы истории» (1раз в квартал), Экскурсия в магазин с. Ивановское «Откуда мы берем продукты» (развитие способности адаптироваться и сотрудничать в обществе здоровых сверстников, расширение круга общения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие положительного отношения к народным традициям, народной культуре, расширение кругозора); 6) конкурсы: «Путешествие каждый день» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник, Тебеньков Максим, 15 лет, под руководством воспитателя Смирновой А. А. занял 1 место, «Осенний вернисаж» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник Дерунова Евгения, 14 лет, под руководством воспитателя Чертовой О. В. заняла 1 место, Смотр – конкурс «Чудо-урожай» (расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, фантазии, укрепление уверенности в себе).

В Учреждении активно используются инновационные технологии при работе с детьми, среди которых:

— арттерапия (рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками, мягкой губкой, штампами и др.) были вовлечены 9 человек, результатами занятия этим видом деятельности являются: ежемесячные выставки творческих работ в учреждении;

— сказкотерапия (чтение сказки, обыгрывание её вместе с детьми, ритуал входа, выхода и др.) увлечены 12 человек. Благодаря этому методу работы воспитанники стали более эмоционально открытыми, доброжелательными;

— гарденотерапия (уход за комнатными растениями, рыхление почвы, пересадка, полив, уход за цветами на клумбах) занимаются 10 человек. В течение года воспитанники осуществляют уход за комнатными растениями в группах, в летний период прививаются умения по выращиванию овощных и ягодных культур;

— музыкотерапия (включение релаксационной музыки на определенном этапе занятия для снятия эмоционального напряжения, слушание и пение мелодий для развития музыкального творчества детей, организация кружка «Караоке» в старшей группе);

— трудотерапия (приобщение детей к посильному труду для развития определенных умений и навыков: «подмети пол», «полей цветы», «собери игрушки»; дети помогают в огороде, ухаживают за цветами). Дети старшей группы принимают участие в хозяйственно-бытовом труде: подметают пол в группе и в столовой, уборка игрушек в группе.

Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время – это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе в рамках проводимого исследования понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе выступает инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

Список литературы

  1. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  2. Иванова О.А., Советова Н.П. Практика регионального управления реализацией приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» // Закономерности и тенденции формирования системы финансово — кредитных отношений: коллективная монография. — Уфа: Аэтерна, 2016. – С.132-151.
  3. Советова Н.П., Лапцова Е.С., Судакова Н.Ю. Исследование проблемы социальной ответственности бизнеса на территории муниципального образования «ГОРОД ВОЛОГДА» // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2016. №2 (30). С.5-25. DOI: 10.15350/2306-2800.2016.2.5
  4. Советова Н.П. Исследование организационной культуры в органах власти // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский технологический университет, 2016. – С.301-306.
  5. Аксютина, С.В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России / С.В. Аксютина, Е.В. Вихарева, А.Ю. Железяков // Институциональные реформы: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2007. – С. 65-72.
  6. Советова Н.П. Целевая подготовка кадров в области управления персоналом // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. – С.202-208.
  7. Боровая, С.Л. Оценка роли малого бизнеса в развитии Вологодской области / С.Л. Боровая, Е.В. Вихарева // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Елабуга: ЕГПУ, 2009. – С.73-78.
  8. Советова Н.П. Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №1 (13). – С.108-114.
  9. Агапова Т.Н., Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – 165 с.
  10. Сименко И.В., Иванус И.И., Жуков Б.М., Камышанченко Е.Н., Грахов В.П., Агафонова Н.В., Сухарева Л.А., Немченко О.А., Тарасенко А.В., Гречина И.В., Кислякова Ю.Г., Советова Н.П., Растопчина Ю.Л., Дорохова Е.И., Старикова Л.Н., Силин А.В., Цыгулева С.Н., Кулигина С.В., и др. Экономический и финансовый потенциал систем хозяйствования: теория и практика // Коллективная монография. Донецк, 2015. – 336 с.