Социальная реабилитация как одна из ключевых технологий социальной работы. Виды социальной реабилитации. Социальная реабилитация как проблема в социальной работе Социальная реабилитация как технология социальной работы

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация - это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями , направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений , с другой стороны, процесс личностных изменений.

Социальная реабилитация как технология социальной работы

Социальная реабилитация как технология социальной работы - это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность , миграцию , безработицу , отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Цели и средства социальной реабилитации

В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса , социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Виды социальной реабилитации

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

  • Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в

последствии его трудоустройство.

  • Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды .

Принципы социальной реабилитации

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

  1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
  2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
  3. Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
  4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Медико-социальная реабилитация

Медико-социальная реабилитация - это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

Литература

  1. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. - Владивосток, 2002
  2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова , д.и.н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 427с.
  3. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997 c. 328

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Деятельность, направленная на восстановление человеком утраченных функций в обществе, утраченных социальных связей и отношений в связи с инвалидностью, возрастными изменениями или в связи с пребыванием в кризисной ситуации (тюремное заключение, бродяжничество и т.д.). Р.с. представляет собой систему экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих поддержание на определенном уровне равных с другими гражданами возможностей участия человека, имеющего определенные ограничения, в жизни общества. Мероприятия по Р.с. включают социально-бытовую ориентацию и социально-средовую адаптацию, социальное обслуживание в специализированных учреждениях социальной защиты и другой ведомственной принадлежности, оказание социально-психологической помощи, а также физическую реабилитацию с использованием специальных технических средств, и другие виды социальной помощи. Все эти мероприятия определяются федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, территориальными целевыми программами по медикосоциальной реабилитации инвалидов и региональным базовым перечнем технических средств реабилитации. Для тех, кто является инвалидом с детства, Р.с. должна проводиться с первых дней жизни. В ситуации получения инвалидности в пожилом возрасте люди нуждаются в дополнительных мерах поддержки, т.к. они испытывают больше затруднений в силу снижающихся по мере старения приспособительных возможностей организма и психики. р.с. пожилых людей и людей, имеющих инвалидность, может осуществляться в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания, в процессе обслуживания на дому или наряду с мерами медицинского характера - в центрах медико-социальной реабилитации инвалидов. р.с. включает следующие направления: - социально-экономическая реабилитация - материальная поддержка человека и его семьи за счет пенсии, пособий, различных видов адресной натуральной помощи (продуктами, одеждой, предметами обихода); - социально-бытовая реабилитация - помощь в приспособлении человека к своему физическому недостатку и восстановление навыков самообслуживания - обучение повседневным навыкам ухода за собой, пользования специальными приспособлениями для самообслуживания, обучение навыкам ведения хозяйства в новых для человека условиях ограничения собственных возможностей; - социально-средовая реабилитация - приспособление окружающей среды к специфическим потребностям инвалидов - обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, тифлотехникой и т.п. (см. Социальная политика в отношении инвалидов), а также обеспечение доступа к информации через консультирование о правах, льготах и проч.; - спортивная реабилитация - Физкультурно-оздоровительные мероприятия для инвалидов. В отношении пожилых, имеющих инвалидность, наиболее целесообразны группы здоровья, где инструктор под контролем врача проводит лечебно-физкультурные и коррекционные занятия, обучение специальным физическим упражнениям, которые человек сам может делать дома. р.с. достигается всем комплексом реабилитационных мер и предполагает индивидуальный подход. Инициатива обращения в центр медико-социальной реабилитации может исходить как от самого человека, так и от врача или социального работника, оказывающих ему помощь. В таком центре разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, где отражены все формы, объемы и сроки различных направлений реабилитации, необходимых для данного человека. На социальном работнике лежит функция координации всей этой деятельности, поддержания связей с органами здравоохранения, занятости, правовыми службами, районным учреждением социального обслуживания, а также с семьей человека, имеющего инвалидность. Содержание и меры Р.с определены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. Ng181-ФЗ, а также в Законе «Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 гг.» от 22. 02.2001 г. Ng 15-ГД.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением лично­сти (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспече­ние социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иж­дивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприя­тий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъ­екта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Люди с нару­шенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.

устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества - максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями со­циальное функционирование и развитие. Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые сторо­ны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной ра­боте. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окру­жающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.

Основные принципы социальной реабилитации:

как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

непрерывность и поэтапность их проведения;

системность и комплексность;

индивидуальный подход:


доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае про­исходит резкое снижение их эффективности.

Последовательность в проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболе­вания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реаби­литации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его эта­пах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональ­ных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.

Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий воз­никновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Уровни социально-реабилитационной деятельности: медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:

социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитации инвалидов:

1 Медицинская реабилитация - представляет собой комплекс мер, направленных на восста­новление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных ор­ганов, приостановление прогрессирования заболеваний. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирова­ние и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицин­ская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к. для предотвращения негатив­ной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительно­стью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятель-


ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптиро­ваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Основные методы психологической реабилитации: психологическая консультация; психологический тренинг;

психокоррекция и психотерапия;

психодиагностика;

Психодиагностика - определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.

Психологическая консультация - это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разре­шать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию лич­ности.

Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических рас­стройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рацио­нальная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.

Психокоррекция - это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, про­фессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социаль­ных условиях.

Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или "ослаб­ленных" в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятст­вует самореализации личности.

Виды тренингов: аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.

Схема психологической реабилитации:

1) оценка психологического реабилитационного потенциала;

2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитацион­ных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость исполь­зования технических средств...);

3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;

4) определение средств и методов реабилитации;

5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;

6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.


3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего
характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе­
нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде-
ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного
образования.

Цель этой деятельности - выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ори­ентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и уме­ниям.

4 Социально-средовая реабилитация - это комплекс мер, направленных на создание опти­
мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату­
са и утраченных общественных связей.

Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, про­стых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:

1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;

2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.

Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим само­стоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной лично­сти или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или по­рядок действий и способ их совершения. Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной по­мощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.

За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством огра­ничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты - иметь достаточное пространство. Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до­рожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.

5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производст­венной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть ор­ганизованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.

6 Профессионально-трудовая реабилитация - это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому уст­ройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.


Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по преж­ней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессио­нальной диагностики их в процессе взросления (для детей - инвалидов) или после завершения меди­цинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.

Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формиро­вание профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная са­мооценка;

недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях тру­да; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

7 Образовательная реабилитация инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необхо­димости различных уровней и видов специального или дошкольного образования. Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потен­циал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса. Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.

8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельно­сти, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении соци­ально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого мате­риального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приоб­щая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реа­билитацию инвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инва­лида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потреб­ность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического


стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков. Службы социальной защиты насе­ления должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры комму­никации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Уварова Оксана Александровна

студент 4 курса, кафедра социальной работы, СКФУ, г. Ставрополь

Е- mail : YOA .91@ mail . ru

Агулина Светлана Вячеславовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СКФУ, г. Ставрополь

Главной задачей социальной работы является сохранение и поддержание человека, а так же группы или коллектива в состоянии энергичного, творческого отношения к себе и своей жизнедеятельности.

«Любой социальный субъект, в период всей своей жизни много раз сталкивается с ситуациями, при которых рушится привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сформировавшиеся социальные связи и отношения. В данных условиях субъекту нужно не только свыкнуться и адаптироваться к новым условиям жизни, но и необходимо постараться вернуть потерянные социальные позиции, воссоздать эмоциональные, психологические и физические ресурсы, а также необходимые социальные связи и отношения» .

Понятие реабилитации употребляется в разнообразных областях науки и практики и содержит в себе ряд аспектов: социальный, психологический, медицинский, правовой и профессиональный. Остановимся на сущности понятий «реабилитация» и «социальная реабилитация».

Согласно К. Реннеру и Г. Юмашеву «реабилитация содержит в себе общественно нужное функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, как детей, так и взрослых, воплощать в действительность комплексное применение психологических, педагогических, медицинских, юридических, общественных, государственных и других мероприятий» .

«Социальная реабилитация - это комплекс мер, позволяющий восстановить человека в правах, дееспособности и социальном статусе. Такой процесс устремлен на восстановление способности человека к условиям жизни и деятельности в социальной среде, когда то нарушенных или ограниченных по различным причинам» .

«В социальной реабилитации как технологии социальной работы главную роль играет восстановление социального статуса гражданина или группы граждан, которые утратили его в трудной жизненной ситуации. Сюда относятся проблемы, возникшие в связи с безработицей, инвалидностью, миграцией и отбыванием наказания в местах лишения свободы и т. д.» .

В социальной реабилитации необходимым является помощь человеку или группе людей. Во-первых, нужно дать им возможность вступить в активную жизнедеятельность; во-вторых, дать гарантии определённого уровня социальной стабильности; в-третьих, показать новые перспективы внутри приобретенного социального статуса; и наконец, в-четвертых, точно выработать чувство собственной важности и чувство ответственности за свою жизнь.

«К средствам, которым располагает нынешнее общество в социальной реабилитации, относятся такие системы как:

  • образования;
  • здравоохранения;
  • профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;
  • массовые коммуникации и средства массовой информации;
  • общественные и негосударственные организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции» .

К важнейшим целям социальной реабилитации, можно отнести следующие: восстановление социального статуса субъекта, достижение им духовной, социальной и материальной независимости, повышение социальной адаптации к новоприобретенным условиям жизнедеятельности. Социальный работник организовывает намеренный и целеустремленный процесс достижения таких целей. Сложность состоит в том, что часто объектом социально-реабилитационной деятельности является взрослый, самостоятельный человек, сформировавшийся как личность, с устоявшейся системой умений, знаний и навыков, интересов и идеалов, а так же системой потребностей.

«На практике в социальной работе реабилитационная помощь выражается к разным категориям нуждающихся граждан, что способствует определению и направлению реабилитационной деятельности. К ним относятся такие направления как:

  • пожилые люди;
  • социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
  • военнослужащие, участвовавшие в войнах и военных конфликтах;
  • реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.» .

В рамках этих направлений социальной реабилитации важным является выбор ее определенного вида. Основными видами социальной реабилитации являются социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая, профессиональная, трудовая и социально-средовая реабилитация. Раскроем их сущность.

Социально-медицинская реабилитация - помогает восстановить или сформировать у человека новые навыки пригодные для полноценной жизни, а так же помогает в организации быта и ведения домашнего хозяйства.

Социально-психологическая реабилитация - помогает в восстановлении психологического и психического здоровья человека, оптимизирует внутригрупповые связи и отношения.

Социально-педагогическая реабилитация - помогает в организации и осуществлении педагогической помощи при всевозможных отклонениях способности человека получить образование.

Профессиональная и трудовая реабилитация - помогает в формировании новых или восстановлении потерянных человеком трудовых и профессиональных навыков и с дальнейшим трудоустройством.

Социально-средовая реабилитация - помогает в восстановлении чувства социальной значимости для человека в социальной среде.

Для реализации их на практике необходимо соблюдение следующих принципов основных видов социальной реабилитации:

  • Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий - этот принцип предполагает выявление проблемы клиента и последовательную деятельность по её разрешению.
  • Дифференцированность, системность и комплексность, устремленные к осуществлению социально-реабилитационных мероприятий как одной из целостных систем помощи и поддержки клиенту.
  • Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий - этот принцип позволяет восстановить утраченные субъектом ресурсы и предотвратить вероятное возникновение проблемных ситуаций в будущем клиента.
  • Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  • Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, вне зависимости от их имущественного и материального положения.

«Основной целью и конечным результатом процесса социальной реабилитации является развитие в человеке склонности к самостоятельной жизнедеятельности, к борьбе с трудностями, способности к сопротивлению отрицательным влияниям среды» .

В практике социальной работы реабилитационная помощь предоставляется разным категориям нуждающихся. К важнейшим направлениям реабилитационной деятельности следует отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; пожилых людей; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из направлений современной социальной политики считается социальная реабилитация и защита инвалидов. В связи с этим выделим главные виды реабилитации инвалидов: психолого-педагогическую, медицинскую, профессионально-трудовую и социально-средовую помощь. В медицинской реабилитации основную роль играет комплекс медицинских мер, которые направлены на восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных функций организма.

Социально-средовая реабилитация инвалидов направлена на комплекс мер, которые устремлены на создание лучшей среды их жизнедеятельности, она обеспечивает условия для восстановления социального статуса. Эта реабилитационная деятельность направлена на обеспечение инвалидов, как специальным оборудованием, так и оснащением.

В детских домах-интернатах реабилитация детей с ограниченными физическими возможностями и с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата, активно применяется как спортивно-оздоровительная работа, так и профессионально-трудовое обучение. В интернате формируют учебно-производственные мастерские в основном нескольких профилей, таких как столярное и швейное дело, так же детей-инвалидов обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.

«Проблемой домов-интернатов для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями является определенная замкнутость, отсутствие свободного общения детей-инвалидов со здоровым миром, что затрудняет адаптацию детей в обществе. Эти проблемы разрешаются в реабилитационных центрах» .

Работа с лицами пожилого возраста в домах-интернатах, обладает своими особенностями. Реабилитация способствует сохранению социальных связей проживающих здесь пожилых людей, чему способствует коллективная и творческая деятельность, общее участие в трудовых процессах. Пожилым людям необходимо поддерживать подвижный и активный образ жизни, в домах-интернатах этому способствует лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и т. д.

В социальной реабилитации также нуждаются военнослужащие и их семьи. Система реабилитации военнослужащих, ветеранов войн и военных конфликтов реализуется по трем направлениям в виде медицинской, социальной и психологической помощи. Целью реабилитации и социализации личности становится восстановление прежнего уровня социальной жизни. Важнейшими задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение социальных гарантий ветеранов войн и военных конфликтов, реализация социальных льгот, правовая защита.

«Сильнейшим средством психологической реабилитации служит искренность, понимание и терпение к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие терпения и понимания со стороны семьи и близких людей порой приводит к печальным последствиям» .

Одним из специальных направлений реабилитационной деятельности является восстановление положения лиц отбывших наказание в местах лишения свободы в правовом и социальном статусе. Такие люди, выйдя на свободу, часто не имеют ни жилья, ни возможности трудоустройства. В сельской местности, создают трудовые бригады из бывших заключенных, где им дается кров и работа. Но таких мест единицы.

В заключении необходимо отметить, что социальная реабилитация направлена на восстановление, как здоровья, трудоспособности, так и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия и уверенности в себе.

Список литературы:

  1. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
  2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. - Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2009.
  3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Социальная реабилитация // [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki .
  4. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Павленок. М.: 2006.
  5. Реферат на тему «Социальная реабилитация» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 29.09.2012 г.)
  6. Собрание статей.Тематические учебно-методические материалы. Социальная реабилитация // [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL:http://soc-work.ru/article/282 (дата обращения: 29.09.2012 г.)
  7. Теория и методика социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2007.
  8. Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. Новочеркасск - Ростов н/Д, 2008.
  9. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед окружающими. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.

Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии, которым располагает индивид.

Понятие «реабилитация» неразрывно связано с понятием «абилитация» (англ. - способность, умение, ловкость, дарование, компетенция) - система медицинских, психологических, педа­гогических, юридических, профессиональных, технических, т. е. социальных мер по приобретению функций организма и трудо­способности больных и инвалидов. Цель А. - достижение инди­видом по возможности более высокой функциональной активно­сти, не приобретенной им от рождения. В настоящее время в РФ А. определена как комплекс государственных социально-эконо­мических, медицинских, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную и трудовую деятельность.

Цель общества - максимально полно обес­печить возможность для всех людей, с их специфически­ми, в том числе ограниченными, возможностями социаль­ное функционирование и развитие. Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нужда­ются в социальной реабилитации, осуществляемой с профессиональной помощью специалистов по реабилитологии.

Термин «социальная реабилитация» был внесен в науку лишь в конце 19 века.

В определении понятия «реабилитация» имеются 2 подхода:

Как юридическое значение подразумевает полное восстановление правового положения личности. В медицинском, социально-экономическом понимании термин «реабилита­ция» употребляется как комплекс мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Как медицинское подразумевает медико-социальное восстановление на основе опреде­ленной деятельности - трудовой, игровой, учебной и т.д. В медицинском социально-этическом понимании этот термин получил между­народное признание после первой мировой войны, когда начали широко использоваться различные методы восстановительного лечения: медикамен­тозное и оперативное лечение, физиотерапия, лечебная физкультура, грязеле­чение, общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лечение, ортезирование и протезирование, трудо- и психотерапия.

Определение понятия «реабилитация» впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге «Система общего попечительства над бедными» (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин «реабилитация» был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов (В.П. Белов).

Рывок в развитии, как теории, так и практики реабилитации произо­шел после второй мировой войны. Для лечения последствий ранений, кон­тузий, заболеваний, полученных на фронте, для больных и инвалидов были созданы различные Центры, реабилитационные службы, государственные институты реабилитации.

В 1958 году была организована Международная система организа­ции реабилитации, в 1960 году - Международное общество по реабилита­ции инвалидов, которое является членом Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим Бюро (МРБ).

В настоящее время реабилитацией принято называть систему государственных социально-экономических, психологических, педагогиче­ских и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвали­дов в общество и к общественно-полезному труду.

Понятия «адаптация» и «реабилитация» тесно взаимосвязаны. Без надежного адаптационного аппарата (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация индивида. Адаптация в этом случае может рассматриваться как приспособление к заболеванию с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация - как восстановление, активизация, преодоление дефекта.

Существующие законода­тельные акты и научные определения, например, позволяют понимать под социальной реабилитацией комплекс социальных, социально-экономических, психолого-педагогических мероприятий и т.д., направленных на устранение или воз­можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вы­званных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций орга­низма. Тем самым оказывается, что термин «социальный» понимается чрезвычайно широко, включая в себя и медицинскую и профессиональную стороны.

Социальная реабилитация является также одним из направлений со­циальной политики, которое связанно с восстановлением со стороны государства функций защиты социальных прав и гарантий граждан страны.

Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природнобусловленные:

Возрастные изменения;

Природные, техногенные или экологические катастрофы;

Тяжёлые заболевания или травмы;

Социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно обусловленные:

Изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

Девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

Разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

Утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

Разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;

Снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.

Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

Здравоохранения;

Образования;

Профессиональной подготовки и переподготовки;

Средства массовых коммуникаций и массовой информации;

Организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

Общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации , можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта.

Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.

И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:

В чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;

Насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;

Каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.