Реабилитация пациентов с ограниченными возможностями по зрению. Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения (физическая, социальная и психологическая). Методика физической реабилитации

Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от воп­росов практики социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В теории и практике социальной реабилитации сформулирован принцип: реабилитация слепого - это, прежде всего, реа­билитация его как личности.

Однако, как отмечает Д.Э.Урлакис, исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования лич­ности слепых и слабовидящих, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ различных аспектов реабили­тации взрослых инвалидов по зрению и исследований их личностных осо­бенностей в связи с проблемой реабилитации.

Социально-психологическая реабилитация рассматривается как вос­становление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего и взрослоослепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами1. Речь идет о том, что реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему окружению, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности незрячего. Выделяются три следующих аспекта. В первом случае речь идет о достижении мобильно­сти, самостоятельности, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием или восстановлением утраченных умений и навыков, необходимых незряче­му для самостоятельной жизни. Второй аспект связан с взаимодействи­ем незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого ок­ружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т.е. в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др. Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положе­ния в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием свое­го «Я». В целом же реабилитация в личностном плане выступает как про­блема становления внутренней саморегуляции личности.

О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации личнос­ти для решения вопросов формирования личности детей и подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что по данным Т.С.Шалагиной, психолога школы восстановления трудоспособности (г. Волоколамск), 50% учащихся ШВТС - это выпускники школ для сле­пых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость. Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей является система обучения детей в интернате для сле­пых детей, создающая условия замкнутости, оторванности детей от реаль­ных жизненных проблем. Нарушено и их психо-сексуальное развитие, что связано с нивелирующими тенденциями воспитания мальчиков и де­вочек и ведет к маскулинизации черт характера у девочек и феминиза­ции черт характера у мальчиков.

Как показало исследование контингента учащихся IHBTC, имеющих врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опрос­ника MMPI, можно выделить две группы лиц с различной степенью пси­хологической адаптации. Лица, относящиеся к первой группе, обладают хорошей психологической адаптацией. Они обладают приподнятым на­строением, повышенной словоохотливостью, разговорчивостью. Обычно

им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что часто отра­жается в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре ко­торого выделяется фактор эмоциональной подвижности. Это выражается в том, что такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в со­циальной сфере и на отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присут­ствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определен­ной стойкости аффекта.

В поведении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повы­шенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Эти лица живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. На пер­вый план у них выступают факторы тревожности и неуправляемости по­ведением. Эти люди часто застенчивы, скованны, «закомплексованы», у них отмечаются чувство страха, порождаемое внешними обстоятельства­ми, неуверенность в себе, своих силах и возможностях.

Психологические проблемы лиц этих групп связаны, по-видимому, с таким психологическим качеством, как тип каузальной атрибуции. В исследовании Г.Пуочяускене изучались типы каузальной атрибуции и степень реадаптации незрячих в их реальной деятельности: ориентация в пространстве, мобильность, самообслуживание, общение. Было обна­ружено, что средний и низкий уровни адаптации связаны с внешним типом каузальной атрибуции, а высший уровень адаптации - с внешним вариативным и внутренним (вариативным и стабильным) типами кау­зальной атрибуции.

Внутренняя каузальная атрибуция характеризуется как отношение субъекта к успехам и неудачам своей деятельности; локализация препят­ствий для успешного осуществления деятельности происходит внутри са­мой личности, а не вовне, в независимых от нее обстоятельствах. Г.Пуо­чяускене показывает, что именно развитие внутренней каузальной ат­рибуции является тем решающим условием, которое обеспечивает бла­гоприятное течение процесса реадаптации. Добавим, что указанное по­нимание внутренней каузальной атрибуции соответствует определенным структурам «образа Я» (в частности, переживанию своего дефекта) и свя­зано с таким личностным образованием, как уровень притязания.

Конечную цель психологической реабилитации сформулировал Т.Руппонен2. Ссылаясь на высказывание американского педагога, он сказал, что конечной целью реабилитации является достижение такого пси­хического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный де­фект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную ха­рактеристику, отличающую его от других, но не более того. Но дости­жение такого состояния возможно не только при определенной психо­логической работе с индивидом, а и при формировании адекватного от­ношения к нему со стороны социального окружения, что также требует определенной психологической поддержки широкого круга людей.

Вопросы отношений незрячего со своим социальным окружением в рамках проблемы социально-психологической реабилитации являются довольно острыми и не получившими еще своего разрешения. В.П.Гудонис вообще рассматривает отношение зрячих к слепому как основ­ную проблему социальной реабилитации именно в аспекте формирова­ния отношения зрячих к слепым. В массе зрячих (около 80% по дан­ным автора) бытует мнение, что незрячий - это обездоленный судьбой, беспомощный человек. По мнению В.П.Гудониса, такое восприятие не­зрячих связано с их изолированностью в обществе. Взрослые слепые объе­динены сетью УПП общества слепых, дети находятся в системе специа­лизированных учебно-воспитательных учреждений. Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, отсутствие информации о жиз­ни слепых) у зрячих нет адекватного представления о возможностях сле­пых и элементарных знаний и навыков оказания конкретной помощи слепому человеку.

Особенностям межличностного восприятия слепых и зрячих было посвящено исследование В.Петренко и В. Вайшвилайте методами сис­тематического дифференциала Осгуда. Было установлено, что существу­ет связь между стереотипным восприятием слепого зрячими и теми оцен­ками, которые слепые ожидают от зрячих. В то же время слепые не иден­тифицируют себя со «стереотипным образом слепого», имеющимся у зря­чих. Сравнение представлений слепых и зрячих о мотивах поведения дру­гих людей также показало расхождение. Было обнаружено, что для не­зрячих категория альтруизма является более важной, чем для зрячих.

Исследованию социальных установок слепых по отношению к зря­чим и к себе было проведено А.Суславичюс3. Было показано, что имеет

место различие установок зрячих и слепых. Так, у зрячих можно выде­лить три группы социальных установок: 1) социальная установка игно­рирования слепых, избегания контактов с ними. Многие зрячие исхо­дят при этом из суждения, что слепым неприятен контакт со зрячи­ми; 2) псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зря­чие снисходительны в своем отношении к слепым, исходя из которой зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению активности слепых со стороны зрячих. Это часто отмечается в родительс­ких установках. Другим проявлением псевдоположительной установки яв­ляется нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивают его о дефекте и пр.; 3) адекватная со­циальная установка, которая включает в себя правильную оценку реаль­ных возможностей слепого, создание для него благоприятных условий раз­вития его способностей и достижения своих жизненных целей.

Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть разде­лены на три типа: 1) социальная установка зависимости, т.е. с точки зре­ния слепого зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него; 2) установка избегания зрячих, предпочтение отдается общению с себе по­добными; 3) адекватная социальная установка, когда общение с други­ми людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зри­тельного дефекта.

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей вне­шности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зави­сит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берет­ся свое собственное представление о себе, построенное исходя из оцен­ки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Оценка своей внешности является составной частью интегративной оценки самого себя. В этой связи очень важной является ссылка А.Сус­лавичюс на исследование Д.Джервиса (1960) самооценки слепых, пока­завшего, что слепые склонны относить себя к крайне положительным или крайне отрицательным значениям на шкале самооценки. Либо сле­пые считают себя неспособными к выполнению своих жизненных за­дач, либо их самооценка завышена, что проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий.

Как отмечает Т.Руппонен, изменение в самооценке связано с адап­тацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего разви­тия дети с врожденной слепотой переживают несколько психологичес­ких кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как мно­гие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подрос­тковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т.Маевского, ко­торый показал, что в подростковом возрасте имеет место обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осоз­навать свой зрительный дефект.

Указанные факторы несовпадения социальных установок зрячих и слепых, их самооценки ставят особую проблему - выяснение положения незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как пока­зало исследование Р.Бандзявичене, нарушение общения, вызванное сле­потой, является наиболее стрессогенным фактором, вызывающим к тому же наибольшее отрицательное переживание. Особенно затруднено обще­ние слепых со зрячими вследствие недостаточной психологической ком­петенции слепых и отсутствием у них необходимых навыков общения.

Приведенные выше факты особенностей личностного развития не­зрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят проблему предельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда происходит активное формирование их личности. В этой связи, скорее речь должна идти не о реабилитации как таковой, т.е. восстанов­лении статуса инвалида по зрению, а о предупреждении возможных не­гативных изменений, о последовательной подготовке детей к самостоя­тельной жизни, т.е. речь должна идти об абилитационной работе.

Успешность социальной реабилитации (или абилитации, если вести речь о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие на­рушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.

Как показывают вышеприведенные исследования, речь все же скорее должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В нее включаются: 1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; 2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным цен­ностям; 3) отношение к непосредственному социальному окружению, от­ношения с другим полом. Указанные сферы отношений находят свое вы­ражение в формировании базовых структур личности: образа себя, направ­ленности личности и ее временной перспективы, отношений с другими.

Формирование этих основных личностных структур невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка -наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. В первую очередь получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном пространстве ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообраз­ный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности.

Особое значение в формировании личности имеет система отноше­ний к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Влияние различных типов отношений в семье на развитие личност­ных качеств слепого и слабовидящего ребенка изучалось Г.А.Буткиной и С.М.Хорош.

Из всего многообразия возможных типов взаимоотношений в семье, создавших как благоприятные, так и неблагоприятные условия для оп­тимального развития ребенка, мы выделяем для рассмотрения три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспиты­вающих у ребенка нежелательные личностные качества.

Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Довольно часто излишняя опе­ка сопровождается и чрезмерным проявлением любви к слепому ребен­ку, захваливанием, переоценкой способностей ребенка.

При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, ра­зумно учитывающих волю и желания слепого ребенка, руководит им, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Слепой ребенок превращается в избалованное, эгоистичное существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него фор­мируется чисто потребительская психология, тормозится образование не­обходимых качеств личности, таких как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, возникают препятствия для формирования важнейших личностных образований: воли и эмоци­ональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формиро­ванию негативных качеств личности слепого, определяется чрезмерно по­давляющим, деспотическим поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место родители ставят строгость, твердость и жест­кость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызван­ные нарушениями зрения. Практика наказаний, угроз держит детей в по­стоянном напряжении, подавляет и травмирует их. Покоряясь воле взрос­лого, у ребенка развивается чувство скрытой или открытой неприязни и, если он чувствует свою безнаказанность, переходит к открытому неповино­вению. Другие замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Авторитар­ные родители страдают эмоциональной «глухотой», что делает их неспособ­ными к сопереживанию детского горя или радости и существенно затруд­няет их понимание той субъективной жизненной ситуации, в которой нахо­дится слепой ребенок, а также понимание его потребностей и интересов.

Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, часто задер­ганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хро­нического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрес­сивность.

Третий тип неблагополучного внутрисемейного общения характери­зуется общим эмоциональным отчуждением членов семьи и родителей к ребенку с нарушениями зрения, что приводит к отсутствию взаимопо­нимания между ними, к разрыву их духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутрен­нем мире, в который он не допускает родителей. У него не формируется потребность в общении как с членами семьи, так и с другими окружаю­щими людьми.

Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка не меньше, а даже больше, чем явная открытая неприязнь к своему ребен­ку из-за его слепоты, своей ложно понимаемой вины перед ним и т.д. Такой тип общения со взрослыми создает и обостряет у ребенка чувство неполноценности и ненужности, создает у него раннюю глубокую тре­вожность и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адек­ватное чувство собственного достоинства. Его самооценка неадекватно

занижена.

Условия жизни слепых детей, которые в период обучения долгое вре­мя проживают в школе-интернате, соответствуют жестко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезвычайно стабильной по составу, устойчивой по распределению со­циальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным.

Таким образом, психолого-педагогические условия, в которых ока­зывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на про­цесс формирования его личности.

Исследования глубинных структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А.Курбанов, А.М.Виленская) про­водились по проективным методикам: метод неоконченных предложе­ний, метод самооценки Дембо-Рубинштейн и метод определения уров­ня притязаний. Результаты анализа материалов показывают много об­щего и различного между подростками и старшеклассниками. Анализ уровня притязаний подростков показывает тенденцию занижения уров­ня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это же характер­но и для незрячих старшеклассников. При этом среди группы подрост­ков с нарушением зрения имеется большой диапазон колебаний в уров­нях притязаний, отмечается также тенденция снижения числа адекват­ных выборов при переходе от идеального к реальному уровню притязаний. К тому же их уровень притязаний менее устойчив. Стратегия ис­следования уровня притязаний у старших школьников позволяла про­следить, как испытуемый строит свое поведение при движении от од­ной промежуточной цели к другой и как на него влияет успех или неуспех.

Незрячие старшие школьники лучше всего выполняли задание на запоминание и испытывали серьезные трудности при решении задач, тре­бующих общих знаний. Это свидетельствует о неумении незрячих школь­ников пользоваться информацией, содержащейся в книгах, журналах, радиопередачах, неумении найти в своей памяти необходимый материал для решения задач.

Уровень притязаний незрячих учащихся оказался несколько ниже, чем у нормально видящих школьников. Кроме того, если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой са­мооценке. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание невысокой самооценки и уровня при­тязаний свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве слу­чаев удовлетворяет средний уровень развития.

Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выяв­ляется при сложившемся анализе системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте о месте среди зрячих. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.

Для незрячих подростков личностно значимыми являются сферы отношения к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым, отношение к своему дефекту.

Особое место занимают сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно, так что суммарная оценка этой сферы составляет ноль. Для незрячих подро­стков такими сферами были сферы отношения к семье, отношения к прошлому, к друзьям.

Особое внимание было уделено результатам, полученным по шкале «здоровье», поскольку при обсуждении с испытуемыми этой шкалы зат­рагивались вопросы, связанные с отношением к своему дефекту, с от­ношением к зрячим и своему месту в среде зрячих.

Результаты анализа этой методики показывают, что дети этих воз­растов еще недостаточно адекватно оценивают себя и свое место в среде зрячих. Имеется тенденция к завышению самооценки по этой шкале, когда подросток помещает себя значительно выше середины, а в беседе признается, что нарушение зрения не связано со здоровьем, либо резко занижает самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и моти­вируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.

Следует отметить, что для незрячих подростков характерна та же тен­денция занижения самооценки в связи с наличием у них зрительного дефекта и при оценивании себя по другим шкалам, особенно по шкале «счастье».

Наибольшую ценность для незрячих старшеклассников представля­ют такие качества, как целеустремленность, умение добиваться постав­ленной цели. Однако, называя их, они не раскрывают и не формули­руют пути и способы их достижения. Привлекательными чертами харак­тера в людях и в себе они считают терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования показали также, что у незрячих старшек­лассников значительное место занимают сознание вины, страхи и опа­сения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми.

В сфере личности незрячих старшеклассников проявляется двой­ственное отношение к половой жизни. Оно связано со страхами и опа­сениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутренних конфликтов.

При анализе отношения к своему дефекту учащиеся сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Таким образом, исследования показали, что уровень притязаний и самооценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими, не сформировано адекватное отношение к свое­му дефекту, общение протекает в форме монолога, что затрудняет их кон­такты с другими людьми; основными смысловыми сферами личности яв­ляются сознание вины, отношение к половой жизни. Это с большой обоснованностью позволяет ставить вопрос о необходимости проведения се­рьезной психокоррекционной работы.

Абилитация и реабилитация слепых и слабовидящих детей в пер­вую очередь требует умений, навыков, способностей детей к работе в среде зрячих. Уже это с необходимостью потребовало усилить вни­мание к обучению слепых и слабовидящих, к умениям не только ори­ентироваться в ограниченном знакомом пространстве, но и свобод­но и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства, ис­пользуя специальные знания, которым их необходимо научить в шко­ле. Особого внимания заслуживает проблема ориентации среди лю­дей и в быту.

Значительно больше внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, на­стойчивости в достижении цели. Чрезмерная опека как дома, так и в интернате способствовала формированию черт иждивенчества.

Дети с нарушенными зрительными функциями часто не умеют установить контакт с окружающими людьми, они беспомощны перед незнакомыми людьми, проявляют болезненную внутреннюю скованность. Тогда слепые и слабовидящие дети ради сохранения внутреннего равновесия предпочитают уходить от контакта. Такое поведение является социальным аутизмом.

Если люди не откликаются на стремление детей общаться, у тех не удовлетворяется потребность испытать их внимание. Это приводит к дискомфорту, к длительным психоэмоциональным угнетениям, которые проявляются депрессивными состояниями. Слепые дети перестают верить в свои силы, они отчуждаются. Это особенно выражено у полностью слепых детей. Ребенок-инвалид, изолированный в силу дефекта, лишен возможности свободно передвигаться и общаться.

Из тупиковой ситуации одиночества и социальной депривации им помогает уход в эстетическую творческую деятельность. Дети пытаются сочинять стихи, что-то мастерить руками или писать музыку. Когда ребенок-инвалид по зрению открывает для себя радость эстетического творчества, он не только меняет свою жизненную позицию, но и отношение к своей жизни, себе и своему изъяну. Он начинает более оптимистично смотреть на жизнь и окружение. Но, к сожалению, в большинстве случаев по окончанию учебного заведения инвалид по зрению вновь оказывается в условиях узкого семейного общения.

Главным каналом, поставщиком различных переживаний, которые отражают жизнь человека, является общение. Оно приобретает особое значение в жизни инвалида по зрению тогда, когда он включается в творческую эстетическую деятельность и попадает в коллектив, в котором находит отклик на свое творчество. Но если незрячим людям не помогать, их творческие качества могут не развиться. Необходимо дать им увидеть те положительные стороны своей психики, которые помогут найти понимание, утвердиться в жизни и проявить себя в обществе.

Как себя чувствует ребенок в школе-интернате, напрямую зависит от формы организации и содержания его жизнедеятельности во внеурочное время. Вместе с детьми воспитатель старается провести больше разнообразных мероприятий, сделать интересных дел. Педагоги используют такие методы работы со слабовидящими и незрячими детьми:

  • лекции;
  • беседы;
  • участие в конкурсах и концертах;
  • чтение и обсуждение литературы;
  • оформление стенгазет;
  • подготовка общешкольных праздников;
  • труд по самообслуживанию;
  • общественно-полезный труд;
  • изготовление пособий.

Когда дети работают в коллективе, у них развивается социальная активность и творческие навыки. Они учатся высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с мнением других, быть ответственным за порученное дело. Эти навыки развиваются во время подготовки и проведения различных мероприятий.

При подготовке общешкольных мероприятий работа происходит по таким этапам:

  • Подбор материала. Дети самостоятельно подбирают сценки, стихи, игры, интересные ситуации и монологи. Педагогу необходимо учитывать состояние у них зрения.
  • Составление и обсуждение сценария. Этот этап должен пройти творчески. Дети могут вносить поправки, высказывать пожелания, творчески обрабатывать материал. Часто дети могут сделать очень существенные замечания, убедить старших людей.
  • Распределение ролей. Необходимо вместе с детьми обсудить, кому какая роль больше всего подходит. Некоторые дети желают играть энергичных героев, главные роли, любят выступать на публике, а другим больше нравятся роли второстепенные, с небольшим количеством слов и движений. Одни на всю мощь могут использовать свои способности, с удовольствием петь и танцевать. Другие комфортно себя чувствуют, когда помогают на сцене. Кто-то с трудом способен запомнить четыре строчки, а у кого-то хорошая память, и он может сам вести программу. При распределении ролей следует учитывать личностные особенности, желание и состояние здоровья детей.

Полезным бывает научить детей при подготовке мероприятия прослушать выразительное исполнение произведения воспитателем. Следует анализировать живую речь, работать над сценическим движением, мимикой и пантомимикой. Здесь открывается широкий простор инициативе, творчеству и самостоятельности.

После того, как ребенок получит положительную оценку и переживет чувство радости от сделанного всем коллективом, он чувствует сопричастность к общему делу. Он загорается желанием творить хорошее, доброе, высказывает пожелание в следующий раз участвовать в общем деле. Для детей-инвалидов по зрению принципиально важно, чтобы их излишне не опекали, понимали и принимали как равных.

Социальную реабилитацию инвалидов по зрению улучшает трудотерапия. Выполняя любой труд, дети учатся его любить, становятся более усидчивыми, настойчивыми и целеустремленными. Они проявляют инициативу, учатся выбирать оптимальные способы выполнения действий, стремятся доводить начатое дело до конца. Без таких качеств дальнейшая жизнь невозможна.

Но прежде чем ребенок начнет выполнять какую-либо работу, он должен получить определенную сумму знаний, показать, как он будет выполнять определенные действия. Так, например, для того, чтобы изготовить поделку, необходимо вначале со слабовидящими детьми собрать и рассмотреть природный материал. Затем педагогу необходимо показать, как сворачивать и закреплять на веточках листья. Только после этого дети могут выполнить такие действия самостоятельно. Важно в конце работы оценить целесообразность, своеобразие и индивидуальность труда. Детей обязательно необходимо похвалить и поблагодарить за выполненную работу.

В процессе психолого-педагогической реабилитации детей должны быть учтены следующие моменты:

  • состояние здоровья детей;
  • отклик на их просьбы и пожелания;
  • личностно-ориентированный подход;
  • использование специальных методов и приемов работы, интересных форм организации внеурочной деятельности.

Необходимо чаще хвалить детей, ведь это вызывает у них положительные эмоции и желание что-то хорошее сделать в следующий раз.

С каждым днем в список запрещенных лекарств попадают все новые и новые препараты. Это не может не вызывать возмущения в связи с вопросом «А что делать, если спортсмен принимал «допинговое» лекарство и раньше, не для улучшения своих результатов, а для поддержания своего здоровья?» Одним из таких лекарств стал «Мельдоний», включенный в список допинга 1 января 2016 года. Сам по себе милдронат является жизненно-необходимым сердечным лекарством, который принимают миллионы людей, и спортсмены тоже. Такой спортсменкой стала известная теннисистка Мария Шарапова, уличенная в приеме допинга. Теннисистка принимала допинг в качестве лекарства, так как с детства имела проблемы с сердцем.

Другое такое лекарство - Эритропоэтин. Данный препарат был изобретен в 1983, и является практически полной копией природного почечного гормона. Долгое время препарат не входил в список запрещенный лекарств, как и мельдоний. Данный препарат повышает выносливость организма, за счет чего был широко применим в спорте до момента включения препарата в список допинга.

Многие спортсмены для повышения выносливости также принимали анаболики. Тестостерон и прочие анаболические препараты внесены в список допинга достаточно давно. В народе эти препараты называют «строительными гормонами.

Споры о применении допинга в спорте никогда не прекратятся. Однако и без применения различных фармакологических «стимуляторов» спортсмены способны на соперничество и победу. Список использованной литературы:

1. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для вузов «Физ. Культура» - 2013.-480 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов - 2012. - 512 с.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для пед. спец. Вузов - 2012. - 480 с.

© Диярова С В., Иванова Е.В., 2016

Э. Р. Кильсенбаев

Студент 4 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые технологии социальной реабилитации инвалидов, а именно: протезирование глаза, тифлотехнические средства, спорт.

Ключевые слова

Инвалид, нарушение зрения, протезирование, тифлотехнические средства, спорт.

Одним из средств реабилитации инвалидов с нарушениями зрения является протезирование глаза. Протезирование глаза уменьшает психологическую травму, способствует быстрейшей реабилитации инвалидов с данной патологией. Число нуждающихся в глазопротезной помощи в РФ составляет более 320 тыс. чел. Можно увидеть, что протезирование глаза, в какой-то мере, может уменьшить последствия инвалидности.

Необходимо отметить, что качество глазных протезов в нашей стране не вполне соответствует международным стандартам.

Отставанию в деле глазного протезирования способствует тот факт, что в отличие от большинства стран в РФ проблемой глазного протезирования занимаются лечебно-профилактические, а не специализированные центры протезирования. Все это обусловливает недостаточность обеспечения нуждающихся в протезировании: так, удовлетворение заявок на простые стандартные протезы не превышает

30-35%, а на индивидуальное протезирование - только 2,5%. Хотя с точки зрения косметического эффекта нуждаются в нем практически все 100% пациентов .

Реализация мер по реабилитации предусматривает использование инвалидами специальных технических средств. Тифлотехнические средства предоставляются инвалидам по зрению 1-2 групп, а так же детям-инвалидам дошкольного, школьного и подросткового возрастов со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями функции зрения, обуславливающими ограничения основных категорий жизнедеятельности для полной или частичной компенсации способности к передвижению, самообслуживанию, ориентации.

Применение тифлотехнических средств, наряду с другими реабилитационными мерами, формирует предпосылки для достижения слепыми и слабовидящими лицами равных (со зрячими) возможностей для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, активного участия инвалидов по зрению в современном производстве и общественной жизни . Как видим, как в процессе реабилитации инвалидов других категорий, так и в процессе реабилитации слабовидящих инвалидов, также могут применяться различные технические средства.

Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека как способность к передвижению ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, преодолению страха. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза -гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых . Как можно увидеть, занятия спортом, физической культурой и танцами, также могут принести массу положительных результатов в процессе реабилитации, развивая как способности к ориентации и передвижениям, так и волю, целеустремленность и т.д.

Список использованной литературы:

1. Диденко Л.Н., Малюков П.И., Азанова Л.Е., Лаврентьева И.Л. Особенности реабилитации инвалидов с нарушением зрительных функций // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2012. № 4. - С. 73-76.

2. Разумовский М.И., Кожушко Л.А., Разумовская А.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Медико-социальные проблемы офтальмопротезирования // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №

3. Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6. - С. 104-115.

© Кильсенбаев Э. Р., 2016

Кильсенбаев Э.Р.

Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье предпринимается попытка дать характеристику инвалидности как социальной проблемы.

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

  • - глубокое нарушение зрения обоих глаз;
  • - глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
  • - среднее нарушение зрения обоих глаз;
  • - глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.

Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.

Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

  • - для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)
  • - для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
  • - для информационного обеспечения, обучения;
  • - для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности .

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами .

Слепота и другие нарушения зрения – важнейшая социальная проблема, поскольку через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. К слепым относят людей с полным отсутствием отсутствие зрения, т.е. способности воспринимать при помощи зрения форму предметов, их очертания и свет. К слабовидящим причисляют с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40 %. Такие люди регулярно используют оптический анализатор для чтения и письма и других зрительных работ в особо благоприятных условиях. В мире более 20 миллионов людей являются слепыми. Это 1 % всего населения планеты. 42 миллиона человек имеет тяжелый уровень снижения зрения. Их острота зрения 0,1. Они неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 метров. В России инвалидов по зрению насчитывается около трех сотен тысяч человек, из них большинство – абсолютно слепые.

Главными причинами роста инвалидности по зрению являются:

· наследственные патологии;

· осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний;

· ухудшение экологии;

· низкий уровень материально-технического обеспечения больниц;

· неблагоприятные условия труда;

· рост травматизма.

Все дефекты зрения могут быть разделены на две группы:

1) прогрессирующие , к которым относятся заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки;

2) стационарные , к которым относятся пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта.

Ослепшие люди, как правило сталкиваются со стандартным кругом проблем, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

· резкое снижение способности видеть;

· снижение способности идентифицировать людей и объекты;

· ухудшение умения соблюдать личную безопасность;

· сложности с пространственной ориентировкой;

· сложности в понимании исходного положения рук и ног;

· сложности в понимании положения тела;

· сложности понимания места положения в пространстве;

· сложности понимания направления движений;

· снижение способности к самообслуживанию,

· снижение способности к участию в домашних и общественных делах;

· низкие возможностями в сфере образования и трудоустройства;

· низкие возможности получения доходов;

· потребность в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание;

· потребность в лечебном и медицинском обслуживании;


· трудности в передвижении на улице и в транспорте;

· трудности в общении, сужение круга общения;

· предвзятое и неадекватное отношение к ним со стороны зрячих;

· крайняя ограниченность видов досуговых мероприятий;

· крайняя ограниченность занятий культурой и спортом;

· иждивенческие настроения.

С другой стороны, имеется множество проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению, среди которых особенно выделяются следующие:

· дефицит специальной методической литературы по вопросам социальной реабилитации инвалидов по зрению;

· нехватка специалистов-реабилитологов, специализирующихся в данной области;

· трудности обучения слепых в обычных учебных заведениях, связанные с неадекватным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами;

· отсутствие возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома и по причине слишком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить;

· отсутствие такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании и реабилитации;

· низкий процент участие слепых в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, низкий уровень потребления товаров длительного пользования, неприемлемые жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Поэтому среди приоритетных направлений социальной защиты инвалидов по зрению следует выделить:

· улучшение медицинского обслуживания и реабилитации;

· решение проблем трудоустройства и профессионального обучения;

· улучшение материального положения инвалидов и их семей;

· укрепление сети реабилитационных центров;

· укрепление сети специализированных учебных заведений и предприятий;

· увеличение материальных дотаций;

· расширение социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью;

· расширение социальных льгот по уплате налогов и других привилегиях.

Долгое время вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть социальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на предприятиях Всероссийского общества слепых и в территориальных первичных организациях. На сегодняшний день эти предприятия не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техническими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты территориальных первичных организаций оказывают человеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку. Сегодня для слепых строятся реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых – Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина и др., 2005, С. 257 – 258):

· медицинская – направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;

· медико-социальная – комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;

· социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;

· психологическая – психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;

· педагогическая – обучение и воспитание;

· профессиональная – профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

· разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых.

Итак, социальная реабилитация инвалидов по зрению – это важнейшая задача современного государства и общества, которая может быть решена только с помощью комплексных мер и объединенных усилий.