Психологическое тестирование кандидатов в водители транспортных средств в автошколах. Психологические тесты для водителей Каким водителям нужна полная психологическая проверка

Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского ведет разработку новой методики психологического тестирования будущих водителей. Вскоре без прохождения этого обследования нельзя будет получить права. Основная цель тестирования – определить уровень агрессивности и враждебности обследуемого.
По мнению специалистов центра, грубое нарушение скоростного режима водителем является признаком отклонений в психике. Впрочем, объяснением такого поведения может быть и стресс на работе.
Сегодня чтобы получить водительские права достаточно пройти врача-психиатра без каких-либо дополнительных исследований. Электроэнцефалограмма проводится только в случае обнаружения показаний для этого врачом-неврологом. Те, кто по профессии являются водителями проходят медицинский осмотр (приложение 2 Приказа 302н от 12.04.2011 г.) и обязательное психиатрическое освидетельствование (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695).
Специалисты центра считают, что возможность допуска или не допуска к вождению, кроме психиатра, должен устанавливать медицинский психолог. Отличие психиатра от медицинского психолога в том, что первый больше направлен на поиск у пациента глобальных отклонений в психическом здоровье. Медицинский психолог работает непосредственно с личностью и индивидуальностью человека, а не с конкретным заболеванием. К тому же психолог сможет выявить агрессивность и враждебность у водителя, что позволит предотвратить массу аварий и нарушений ПДД.
Сообщество автомобилистов не поддерживают данную идею. Они считают, что это предварительное психологическое тестирование не имеет отношение к безопасности на дорогах. Более действенным, по их мнению, является тестирование водителей хоть раз грубо нарушивших правила. Например, в Германии существует так называемый «тест на идиотизм» для тех, кто сел за руль пьяным. Прохождение теста платное, и некоторые его вопросы и правда, звучат комично. Например, «Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?» или ««Что вы будете делать, если в гостях, куда вы приехали на машине, вам предложат выпить?». В первом случае правильный ответ – «Переходить дорогу», во втором – «Я не поеду к людям, которые могут предложить выпивку человеку за рулем».
Впрочем, за рубежом при обучении будущих водителей больше времени и уделяется психологии, приемлемому реагированию на агрессивность, соблюдению культуры и этики за рулем.
Применение новой методики пока еще в планах, а по факту законодатели уже ведут работу по устранению опасного стиля вождения у автомобилистов. Так, в скором времени Госдума одобрит законопроект, устанавливающий штрафы за опасное вождение. Водителям-лихачам будет грозить штраф в размере 5 тысяч рублей.

Только на основании всех необходимых результатов обследования и заключений председатель комиссии (терапевт) выдаёт справку о прохождении водительской медкомиссии. Сколько времени занимает прохождение врачей для получения медсправки? Тут всё зависит от того, где водитель проходит медкомиссию. При оформлении водительской справки от медицинской комиссии в государственном учреждении сложно оценить временные затраты. Непосредственно длительность врачебного приёма и оформление медицинской документации занимает не много времени, но с учётом записи к специалистам, приёмных и не приёмных дней/часов, ожидания в очередях, это может затянуться надолго. Преимущества обращения в медицинский центр «ГарантМед» очевидны. У нас можно пройти медицинскую комиссию без очередей и потери времени. Приём специалистов ведётся ежедневно.

Прохождение комиссии: какие вопросы задает психиатр?

Инструкция 1 Обычно поход к психиатру требуется для получения банальной справки, которую требуют на работе или при получении водительских прав, однако чаще всего к данному специалисту обращаются с конкретной психологической проблемой. К симптомам, которые могут стать поводом для его посещения, являются хронические головные боли, продолжительная усталость, апатия, отсутствие жизненной энергии, затруднения дыхания, боли в брюшной полости, зуд и другие необычные явления, которые не связаны с какими-либо медицинскими заболеваниями.


2

Также следует задуматься о посещении психиатра, если прежде спокойный человек стал неуравновешенным, нетерпеливым, раздражительным, но при этом он винит окружающих в аналогичном поведении. Тревожным признаком является и резко снизившаяся трудоспособность, при которой качество работы сильно падает при максимуме затрачиваемых на нее усилий.

Медкомиссия на водительские права с психиатром и наркологом

    В случае, если в водительском удостоверении прописано, что наличие такой справки обязательно, а на самом деле её нет, то это приравнивается к управлению транспортным средством при отсутствии на это прав, с санкциями, которые и предусмотрены по закону. Исключением может быть, только если это учебная езда.

    Что касается размеров штрафа, то его границы от 5 до 15 тысяч рублей.

Часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ:

  • Если медицинская справка была получена незаконно, то штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей налагается и на допустившего подобное правонарушение работника мед. учреждения.
  • Если же выяснится, что в документе указаны ложные сведения, то с водителя могут взять от 30 до 50 тысяч рублей.

Если рассматривать движение на дорогах, то медицинская справка о допуске водителя, в случае её корректного оформления является важнейшим гарантом безопасности.

Психиатр при получении прав на вождение

Длительность процедуры получения медицинской справки не составит более 30 минут, а демократичная стоимость услуги непременно порадует вас. Приходите к нам по адресу: Санкт-Петербург, Дачный пр.


д. 17, корп.1.

Для удобства наших клиентов мы разместили схему местоположения медцентра на вкладке «Контакты». Любой возникший вопрос о прохождении водительской медкомиссии вы можете задать нашим администраторам по телефонам, указанным выше.

Медкомиссия для водительской справки в гибдд нового образца

Строго ли вы соблюдаете Правила дорожного движения? Всегда Только когда поблизости пост ГАИ Нет 13. Есть ли у вас привычка курить за рулем? Не могу отказаться от этого; Нет Время от времени 14.

Внимание

В пути вы почувствовали усталость. Что вы предпримете? Остановлюсь, чтобы размяться, закурить Продолжу поездку, несмотря на усталость 15. Перед вашей машиной идет другая, которая движется медленнее вашей.


Как вы на это реагируете? Обгоню ее только в том месте, где это разрешено Я не боюсь риска и сразу же, не задумываясь, пойду на обгон Если она меня очень раздражает, то обгоню, несмотря на то, разрешено это правилами или нет 16. Умеете ли вы сами чистить свечи, менять колеса, устранять какие-то мелкие неисправности? Если это несложно, то могу попробовать Конечно, ведь это элементарно, такие вещи должен уметь каждый автолюбитель Нет, предпочитаю прибегать к услугам автосервиса 17.

Какие вопросы задает психиатр

Справка для удостоверения не будет выдана если:

  • зафиксированы болезни глаз;
  • значительные проблемы со слухом;
  • некоторые болезни относящиеся к соматическим;
  • серьёзные патологии конечностей (речь идёт и врожденных и о приобретенных);
  • если физическое развитие организма имеет проблемы;
  • случаются припадки;
  • вестибулярный аппарат нарушен;
  • замечена гипертония;
  • определенные заболевания сердечнососудистой системы;
  • если по причине травмы были повреждены крупные нервные стволы;
  • наркотическая или алкогольная зависимость;
  • психические отклонения;
  • умственная отсталость.

Иногда медсправка на права выдаётся, но с пометкой, характеризующей особую ситуацию, например о том, что данный водитель глухонемой, о том, что обязателен спецзнак или ручное управление.

Как выглядит медсправка нового образца?

Инфо

Кому еще нужна медицинская справка и как она выглядит в 2018 году? Сразу отметим, что новшества в получении водительских прав, предусмотренные вступившим в силу приказом МВД России от 14.10.2017 года, не затрагивают правила прохождения водительской медкомиссии в 2018 году, и не изменяют процедуру получения справки. Как и ранее, водительская медкомиссия определяет у кандидата в водители, а также у водителей, претендующих на замену прав, наличие или отсутствие медицинских противопоказаний/ограничений к управлению транспортным средством.

Справка водительской медкомиссии в 2018 году имеет такой же образец, как и в 2017. Бланк медицинской справки для предоставления в ГИБДД изменён и регламентирован Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г.

Тест на права

Медкомиссия на водительское удостоверение, пройденная в нашем медцентре, избавит вас от непредвиденных сложностей в виде отказа от приема экзаменов по причине неправильно заполненной справки. Наш высококвалифицированный персонал гарантирует правильное оформление медицинского заключения.

Медкомиссия (водительская) для замены прав в 2018 году Нужна ли водительская медкомиссия на замену водительского удостоверения в 2018 году? Регламентируют ли новые правила, и быть может новый закон данный аспект? Нет, в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения от 15 июня 2015 г.
Врач дал мне сделать какой то тест, в котором был выбор ответа да или нет. Вопросы были типа пете ли вы, врете ли вы, переходите ли вы дорогу на красный свет и т.п. Я отвелил на эти вопросы нет так как я не алкаш и понятное дело не вру всегда и не перехожу каждый раз дорогу на краный, но врач сказал что результат теста не обективен так как я в 9 ответах из 90 вопросов дал ложный ответ и назначил перездачу.

Список психологических вопросов для медсправки на водительские права

Справка нужна, если Вы:

  • впервые получаете водительские права;
  • меняете старые права на новые по истечении срока действия;
  • возвращаете документ, изъятый ранее по решению суда с истекшим сроком действия.

Также справка может потребоваться:

  • лицам, которые работают водителями, и у них выявили признаки болезней, являющихся противопоказанием для вождения (ставят отметку «медицинская справка обязательна», также отметку ставят, если водитель носит контактные линзы);
  • если Вы открываете новую категорию водительского удостоверения;
  • если Вы старше 50 лет.

До 2012 медицинскую справку требовали при прохождении техосмотра, но после такую процедуру отменили. С 2015 года не нужна медкомиссия, если Вы восстанавливаете ВУ после утери или кражи.

А вы знали, что положение рук на руле приоткрывает психологию водителя? Характер оказывает сильное влияние на стиль вождения, соответственно и на движения.

Тест для водителей содержит комментарии о чертах характера личности и резюме специалиста по дорожно-транспортной безопасности.

Попробуйте понаблюдать кто как держит руль среди знакомых, и вы убедитесь, что результаты объективны.

Психологические тесты для водителей занимают особую нишу в области определения человеческих качеств по внешним признакам.

Отношение к автомобилю, своей роли и другим участникам дорожного движения неизбежно выдает черты характера личности.

Инструкция

В процессе вождения позы меняются, расположение рук на руле не постоянно. Характер личности определяется по позе, которая наиболее удобна для вас. Обратите внимание как сидите чаще всего и выберите именно этот вариант.

Результаты теста для водителей

Фото 1

С точки зрения психологии, такое положение рук выдает практичный склад ума, гармоничный баланс между уверенностью в себе и осмотрительностью. Водитель, который держит руль подобным образом знает, что и как ему делать и не теряется в сложных ситуациях.

Эксперт утверждает, что позиция не способствует оперативной реакции на возможные происшествия в пути. Специалист считает, что водитель устал и отметит, что руль не должен быть опорой для рук

Фото 2

● Обе руки в нижней части штурвала выдают неуверенность в себе, стеснительность, нерешительность и подверженность стрессам. Возможно, дискомфорт и тревогу провоцирует роль водителя.

● Специалист отмечает низкую маневренность этого способа и утверждает, что привычка создает благоприятные условия для дорожного происшествия.

Фото 3

● Если руки сжимают верхнюю часть руля — в характере присутствует властность, упорство и ярко выраженные черты лидера. Личность проявляет строгость к другим людям

● Специалист негодует, так как поза затрудняет обзор дороги, и грозит серьезными последствиями.

Фото 4

● Позиция рук свидетельствует об аккуратности в быту и последовательности в суждениях. Возможна склонность к мрачному взгляду на жизнь, скептицизму и недоверчивости.

● Автоинспектор отмечает, что в таком положении мышцы рук быстрее устают и пространство для осуществления поворотов уменьшается.

Фото 5

● Такое положение рук свойственно энергичным и предусмотрительным людям. Налицо любовь к самому процессу вождения.

● Автоинспектор утверждает, что руль лучше держать двумя руками, но признает, что при должной внимательности поза оставляет маневр для оперативной реакции на неожиданное происшествие.

Фото 6

● Психолог резюмирует в личности рассудительность, доброжелательность четкость мышления и действий.

● Автоинспектор считает позу слишком свободной и небезопасной.

Фото 7

● Такое положение рук свидетельствует о высокой самоорганизации и отсутствию у личности склонности к риску. Так держат руль люди, которым свойственна забота о личной безопасности и ответственность.

● Автоинспектор утверждает, что если руль в таком положении водитель держит уверенно, но мягко, то поза соответствует технике безопасности и стандартам.

Если Вам понравился тест, сохраните к себе и поделитесь с друзьями!

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты.

Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей - это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге.

Немногие знают, что в военных вузах тестирование - это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы.

Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

Методику проведения тестов, задания для них и систему оценки результатов разрабатывает наука психодиагностика. Специалисты утверждают, что результаты тестирований подтверждены статистическими данными, а потому полностью объективны. Хотя всегда надо учитывать и психологическое состояние испытуемого. К примеру, стресс, усталость или алкогольное опьянение могут не самым лучшим образом повлиять на результаты испытаний. Чтобы с успехом пройти их, нужно позитивно настроиться, успокоиться и быть уверенным в своих силах. Перед прохождением тестирования нужно хорошо выспаться и отдохнуть.

Еще одной особенностью тестовых заданий является то, что их задания объективны только тогда, когда испытуемый отвечает на вопросы впервые. В процессе прохождения проверки человек постепенно обучается, и реальная картина несколько искажается. Вот почему психологические комплексы включают вопросы разных типов.

Если вдруг случилось так, что испытание вами не пройдено, обижаться и унывать не нужно. В мире есть еще много интересных и замечательных занятий, которым можно посвятить себя. Возможно, что вождение - это не ваш удел, и лучше уберечь себя и других участников дорожного движения от серьезной опасности.

Каждый день в мире совершаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Так, по данным ГИБДД МВД России, за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 дорожно-транспортное происшествие. Анализ причин ДТП показывает, что значительная часть из них (96-98%) связана с человеческими факторами вождения, прежде всего – ошибочным или намеренно рискованным и провоцирующим (аберрантным) поведением водителей.

За последние полвека в нашей стране и за рубежом, было проведено множество исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств (ПВК) водителей. В рамках данных исследований было сформировано множество направлений: это и выявление связей между психофизиологическими характеристиками человека и дальнейшей успешностью его деятельности в качестве водителя, и выявление связи между мотивационными и личностными характеристиками индивида и его подверженностью различного рода аварийным ситуациям, включая ДТП, и изучении социально-психологических предпосылок девиантного поведения на дорогах и т.д.

Исследования причин аварийности среди водителей позволили выделить два основных типа нарушителей, согласующиеся с данными мировой литературы. Первый представлен агрессивными экстравертированными социопатами, которые попадают в аварии преимущественно из-за совершения намеренных нарушений правил дорожного движения (ПДД) , в частности, агрессивного стиля вождения и переоценки своих возможностей, подкрепляемых убеждениями в том, что такой стиль поведения на дороге дает им некие внешние (например, экономит время в пути) либо внутренние (поднимает самооценку) преимущества. Второй - невротичными и дезадаптированными лицами с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций и сниженным уровнем самоконтроля, которые могут попадать в аварийные ситуации главным образом вследствие недостаточной стрессоустойчивости, повышенной истощаемости когнитивных процессов и сниженной способности к адекватному реагированию на внезапно изменившуюся ситуацию. Почти 60 лет назад Тиллмэн и Хоббс сформулировали тезис, который в значительной степени сохранил свое значение до наших дней: «водитель ездит так, как он живет» (a man drives as he live).

Подытожив результаты всех проведенных исследований, мы приходим к выводу, что ситуация, в которой осуществляется профессиональная деятельность, влияет на то, какое сочетание индивидуальных характеристик окажется оптимальным.

В связи с научно обоснованными подходами о влиянии индивидуально-личностных качеств человека на стиль вождения, в последнее время, специалисты ведут споры о необходимости введения обязательного психологического тестирования кандидатов в водители транспортных средств (ТС).

Почему тестирование необходимо? Во-первых, тестирование позволяет определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата (например: если курсант будет успешен в управлении легковым автомобилем, это еще не означает, что он будет успешен при управлении транспортным средством с тягачом. Другая ситуация, курсант имеет высокую предрасположенность к аварийному вождению, но в совокупности с личностными качествами из него получится отличный гонщик).

Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности ПВК. С одной стороны, это подразумевает под собой информационную составляющую. Здесь действует общеизвестный принцип: «Предупрежден – значит, вооружен» (например: кандидат в водители ТС, знающий, что его скорость приема и переработки информации низкая, должен рассчитывать безопасную скорость движения своего автомобиля). Как показывает практика, такие водители больше внимания уделяют своему состоянию и здоровью, более адекватно ведут себя на дорогах, а если и случается непредвиденная ситуация – они стараются взять ее под контроль, минимизируя или вовсе предотвращая ее негативные последствия.

С другой стороны – это дает возможность проводить коррекционные мероприятия, позволяющие повысить уровень выраженности ПВК, не соответствующих заявленным требованиям. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния (например: кандидат знает, что в состоянии стресса у него притупляется восприятие окружающей среды, применяя метод аутогенной тренировки , он в состоянии снять негативные последствия этого воздействия. Другая ситуация, у кандидата недостаточная способность к прогнозированию поведения движущегося в поле зрения объекта в пространстве и времени. Путем выполнения ряда упражнений (тренировки), кандидат в состоянии повысить эту способность до оптимального уровня).

В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. В зависимости от уровня выраженности тех или иных ПВК принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, по отработке практических навыков вождения, а кому-то может быть стоит обучиться специфическим приемам управления ТС.

В-четвертых, кандидатам, которые по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям, возможно, стоит посоветовать вообще не садиться за руль ТС, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и окружающим. Такие люди чаще всего подвержены аварийно-опасному стилю вождения. Они практически абсолютно растеряны в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации, либо, склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей и возможностей. Уровень их ПВК не позволяет им быстро сориентироваться и принять грамотное и своевременное решение в происходящей ситуации, даже, несмотря на владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем. Кто-то может и не согласиться с этим, но это факт имеет научное обоснование. И пусть данная мера будет достаточно жесткой по отношению к потенциальным кандидатам в водители, но она позволит существенно снизить количество опасных ситуаций на дороге.

Нельзя не отметить ряд вопросов, которые возникают при решении данной задачи.. Как должно быть организовано проведение психологического тестирования? Где оно должно проводиться? В самих автошколах или в специализированных центрах, как в некоторых европейских странах? Профессионалами какого уровня подготовленности? Какой инструментарий при этом необходимо использовать?

Бесспорно, тестирование должно проводиться до процесса обучения в образовательном учреждении. Лучше всего, если оно будет проведено в окружных специализированных центрах. Это связано с тем, что грамотно вынести заключение о профессиональной пригодности и соотнести кандидата к категориям управления ТС может только специалист, обладающий соответствующим уровнем знаний в данной области. Ведь, подытоживая результаты тестирования (которые лучше всего дополнить беседой с кандидатом), специалист должен свести всю полученную информацию к единому знаменателю. По итогам результатов, специалист должен сформировать два заключения, одно для кандидата, другое для преподавателей образовательного учреждения.

Второй главной причиной служит разносторонность деятельности. Если, по итогам тестирования выясниться, что уровень развития ряда ПВК не соответствует требованиям, специалист должен либо выдать корректные рекомендации, либо провести коррекционные занятия.

В связи с актуальностью подхода о профессиональном тестировании кандидатов в водители ТС, необходимо проведение научно-исследовательских работ по данной тематике. Здесь речь идет о необходимости создания единой базы данных кандидатов (в базе фиксируются и личные данные, и данные результатов тестирования, и оценки кандидата, полученные в ходе обучения, и данные о частоте совершения ДТП, об их причинах и т.п.) с целью проведения различного рода исследований.

Как правило, автошколы не всегда имеют подобного уровня специалистов, да и их деятельность не настолько широка, чтобы решать подобного рода задачи. А если сюда отнести и объемы выполняемых работ с соблюдением требований к их выполнению, то вывод напрашивается сам собой. Подобная работа должна проводиться в специализированных центрах, тогда она будет более успешной и плодотворной.

Инструментарий, с помощью которого специалисты могли бы эффективно решать поставленные перед ними задачи, должен быть надежным и валидным. Из результатов анализа отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике следует, что инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств должен включать методики, оценивающие общие (интеллектуальные) способности и особенности протекания отдельных когнитивных процессов, перцептивные и двигательные (психомоторные) тесты, а также методики, оценивающие мотивационные, темпераментальные и личностные особенности, включая убеждения и признаки склонности к девиантным формам поведения.

В настоящее время на российском рынке сразу несколько организаций предлагают методики и тестовые батареи (наборы методик) для определения ПВК кандидатов в водители ТС. Как правило, методики и тестовые батареи предлагаются в виде компьютерных программ или программно-технических комплексов.

Но если психологическое тестирование имеет такой уровень значимости, применяется ли оно сегодня при работе с кандидатами в водители ТС?

В декабре 2008 года была предпринята попытка обязать образовательные учреждения проводить подобного рода мероприятия («Требованиям к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами» от 12.12.2008 г.), но эта попытка в силу разных причин потерпела неудачу. Системы специализированных центров по психологическому тестированию кандидатов в водители, поступающих в образовательные учреждения сегодня не существует. Тем не менее, некоторые автошколы, сознательно пойдя на дополнительные издержки, внедрили подобную практику в свою деятельность.

Так, с 2006 года в НУ ДО «Юношеская автомобильная школа г. Москвы» проводится тестирование курсантов с целью прогнозирования успешности их деятельности в качестве водителей ТС. Тестирование проводится на АППДК «Мультипсихометр» АВТО. Комплекс обеспечивает комплексную оценку психологических и психофизиологических качеств курсантов автошкол и водителей различных категорий, определяющих успешность обучения и последующей деятельности по управлению транспортным средством; оценку текущего психоэмоционального состояния; развитие профессионально релевантных навыков и качеств.

Специальное программное обеспечение комплекса предоставляет пользователю удобные программно-методические средства для решения широкого круга практических задач:

  • готовые тестовые батареи для тестирования психологических и психофизиологических качеств, определяющих успешность обучения в автошколе и последующего практического вождения;
  • специальные тестовые батареи для прогнозирования успешности деятельности отдельных категорий водителей-профессионалов;
  • возможность формирования собственных (пользовательских) тестовых батарей для решения специальных задач;
  • автоматизированный контроль за ходом выполнения тестовых заданий, исключающий получение некорректных данных;
  • многопараметрическая оценка результатов выполнения отдельных тестов сочетается с интегральной, легко интерпретируемой оценкой результатов выполнения тестовой батареи;
  • анализ полученных данных (расчет тестовых норм, рейтингов, дескриптивная статистика, сравнение данных кандидатов, сравнение данных по обучающимся группам и пр.);
  • сохранение результатов тестирования в базе психодиагностических данных;
  • разграничение уровня доступа к системе, обеспечивающее необходимую конфиденциальность персональных данных.

Методическое обеспечение включает в себя свыше 40 различных тестов для оценки интеллектуальных и личностных особенностей, мотивационных характеристик, установок по отношению к вопросам безопасности дорожного движения, актуального психического (психоэмоционального) состояния, а также необходимый набор деятельностных (психофизиологических) методик, предназначенных для оценки скорости и точности моторных, перцептивных и когнитивных операций, необходимых для успешного вождения, в том числе, оригинальный опросник, обеспечивающий выявление личностных и мотивационных факторов, являющихся предпосылками аварийности.

Основная тестовая батарея, рекомендуемая для применения в автошколах, включает 8 тестов, по результатам выполнения которых рассчитываются интегральные оценки соответствия уровней развития перцептивно-моторных и личностных качеств, уровня психоэмоциональной устойчивости, а также оценка достоверности ответов на пункты опросников. По результатам тестирования формируется заключение, содержащее прогноз успешности обучения, наличие уязвимых качеств, возможные предпосылки формирования аварийно-опасного стиля вождения.

В интересах развития психофизиологических качеств осуществляется оценка динамических характеристик выполнения тестов, имеются пролонгированные версии тестовых заданий и специальная технология оценки результатов повторных обследований («Навык»).

На основании полученных результатов выдаются два заключения, одно курсанту (рис.1), другое куратору учебной группы (рис.2). В заключении для курсанта раскрывается характеристика его профессионально важных качеств, указываются те ПВК, которые нуждаются в коррекции, а так же выдаются рекомендации для успешного овладения навыками вождения. В заключении для куратора указывается уровень соответствия ПВК курсанта заявленным требованиям и мероприятия, которые необходимо применить для повышения уровня его мастерства.

Если интегральная оценка, полученная кандидатом по результатам выполнения тестирования высокая, это свидетельствует о высокой вероятности успешного прохождения курса обучения и овладения навыками практического вождения (при наличии соответствующей мотивации) в установленные сроки. Оптимальное сочетание личностных и темпераментальных характеристик, способно обеспечить формирование адекватного стиля вождения.

Если по результатам тестирования кандидат получает низкую интегральную оценку по профилю «Общие способности», ему необходимо сделать упор на таких дисциплинах как «Основы законодательства в сфере ДД», «Основы безопасности управления ТС», «Устройство автомобиля», «Оказание медицинской помощи». Если низкие результаты по профилю «Общие способности» сочетаются с низкими результатами по профилю «Моторно-перцептивные способности» кандидату необходима пролонгация курса практического вождения и дополнительные усилия при освоении теоретических дисциплин. Так как низкий уровень развития двигательных функций, скорости и точности переработки информации в сочетании со сниженным уровнем развития общих способностей, делают проблематичным усвоение курса обучения и формирование навыков практического вождения в установленные сроки.

При выявлении субоптимального сочетания личностных и темпераментальных характеристик имеются некоторые предпосылки к формированию аварийно-опасного стиля вождения, для предупреждения которого может потребоваться проведение дополнительной разъяснительной работы со стороны преподавателей и инструкторов (или специальных тренингов).

Низкие оценки по профилю «Психоэмоциональная устойчивость» в сочетании с низкими оценками по профилю «Личностные ПВК» предопределяют снижение эффективности обучения и высокую вероятность последующего попадания в аварийные ситуации в качестве как пассивного, так и активного участника ДТП. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных мероприятий направленных на минимизацию отрицательного воздействия ряда ПВК, с целью формирования безопасного стиля вождения.

Если кандидат получил низкий уровень соответствия ПВК (сниженная способность к поддержанию концентрации внимания на выполнении задачи, недостаточная способность к быстрому переключению внимания между источниками информации, низкий уровень координации (скорости и избирательности) движений рук и ног), входящих в состав профиля «Моторно-перцептивные способности», куратор может предложить ему выполнить пролонгированные версии тестовых заданий для повышения уровня соответствия этих профессионально важных качеств.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители ТС с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Специалисты ЮАШ понимают это в полной мере. Они успешно вырабатывают грамотные стратегии обучения в рамках индивидуального подхода, что позволяет им выпускать подготовленных ответственных водителей и иметь конкурентные преимущества в данной сфере. Уже сегодня, ЮАШ предоставляет своим курсантам возможность своевременно пройти психологическое тестирование, способствующее достижению оптимальных результатов в обучении.

1. Профессионально важные качества - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
2. Аутогенная тренировка - психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.
* DIP ® , МУЛЬТИПСИХОМЕТР ® – зарегистрированные товарные знаки ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП».