Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - сочинение по Литературе

/ / / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Многочисленные творческие работы Николая Некрасова были посвящены простому русскому народу, который подвергался сильнейшему угнетению. Поэт неоднократно пытался раскрыть тему жизни обычного крестьянина, осветить все тонкости существования.

Особое отношение автора чувствуется именно к женщине, к обычной крестьянке, которая брала на себя неподъемную ношу и достойно несла ее. Ведь как можно было сохранить семью, вырастить и воспитать детей в такое сложное время?

Уважительно Некрасов относится и к женским персонажам в своей грандиозной поэме « ». Уже в начале произведения, читатель может ознакомиться с обобщенным описанием простой женщины – труженицы, обычной крестьянки. Перед нами появляются образы и молоденьких девиц, и завистливых баб, которые всегда были и будут среди людей.

Затем, в одной из частей поэмы под названием «Пьяная ночь» автор знакомит нас с худенькой и обессиленной от работы Дарьюшкой. И днем и ночью она находится на службе у богатых людей, выполняя все поручения и приказы.

Продолжая вчитываться в текст поэмы, читатель знакомится с самым ярким женским образом. Перед нами . В главе «Крестьянка» Некрасов описывает судьбу и жизнь этой женщины еще с юных лет и по сей день. На ее примере, можно проследить жизненный путь любой крестьянки, наполненный трудностями и тягостями. Однако ее стойкий характер и желание жить показывает читателю, насколько сильным и волевым был русский человек.

Матрена Тимофеевна необычайно красива. Она обладательница настоящей русской внешности – черные брови, густые волосы, большие глаза. Поведав душевную жизненную историю, Матрена рассказала странникам обо всем, что ей пришлось пережить. У нее было счастливое детство, которое закончилось после замужества. Тяжкий труд свалился на ее плечи. Она должна была угождать хозяевам усадьбы, в которой работала, выполняя любые прихоти.

Могла героиня поплакаться только лишь старику Савелию. Однако и он нехотя обидел женщине, причинив ей сильнейшую боль. Не уследил старый за маленьким сынишкой Матрены, «скормив свиньям». А затем, обвинили Матрену в продуманном убийстве младенца и назначили вскрытие. И ничего не поделаешь, не попрешь против судей. Савелий приказал Матрене только лишь терпеть.

Далее, выдержала героиня и голодные годы, и жестокие обиды окружающих. И мужа своего отстоять смогла, вымоливши у губернаторши его избавление от солдатчины. За такие старания, за силу воли и прозвали Матрену Корчагину самою счастливою. Однако героиня так не считала. По ее словам, не может быть женщина счастливою, ведь ей судьба велела за всех беспокоиться и сопереживать, брать на себя работу чужую и достойно выполнять ее.

Николай Алексеевич, создавая в поэме образ русской женщины, пытался описать, насколько тяжкой была ее доля, какую трудную работу она должна была выполнять. Однако, несмотря на это, простая крестьянка сохраняла свою женственность, красоту и доброту, желание быть любимой, рожать и растить детишек своих.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь - и в горе, и в «счастии».

Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы «Кому на Руси жить хорошо», несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую («ты вся - воплощенный испуг, ты вся - вековая истома»), покорную («до гроба рабу покоряться»), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие...»

Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери. Успокоилась Матрена: «Что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».

Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий - человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.

Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу...»

Матрена Тимофеевна - достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны - новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.

Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.

Образ Матрены Тимофеевны - это во многом новый тип русской крестьянки.

/ / / Русская женщина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Закончив прочтение поэмы « » мне запомнился еще один образ русской женщины, труженицы, которая столько всего вытерпела и вынесла на своем пути.

Семь странников встречаются с Матреной Тимофеевной, и она рассказывает им о своей жизненной истории. Несмотря на то количество бед и трудностей, которые выдержала эта героиня, выглядит она красиво и ярко. В ней живет сильный дух, который и позволяет преодолевать все несчастья.

Матрена Тимофеевна ведет рассказ о своем памятном детстве, когда ей очень повезло быть счастливой и жизнерадостной. Семья девочки была хорошей, дружной и не пьющей. Маленькую дочку родители окружали теплом и уютом. Однако все переменилось, когда Матрене исполнилось семь лет. Она помогала матери по хозяйству и коровку могла в поле выпасти и уточек гоняла, и отцу завтраки носила. Любила героиня трудиться, а после окончания рабочего дня вымывалась от пыли и грязи и готова была плясать и петь.

Далее, поведала семерым странникам историю об одном из самых счастливых моментов – о помолвке с любимым Филиппом. Однако после замужества свалилась на хрупкие девичьи плечи неподъемная гора несчастий. И с детками беда приключилась, и мужа насильно в рекруты забрали. Героине оставалось только терпеть и справляться со всеми этими трудностями.

Просто мороз по коже проходит, когда слушаешь историю Матрены о гибели первого сынишки. Его забирают на вскрытие, калечат тельце белое. Измученная мать проклинает лекарей, однако не может найти на них управу. Когда же несчастье случается и со вторым сыном, Матрена несмотря ни на что пытается спасти его. Не страшны наказания, не страшны муки, лишь бы только детишки были живы.

Благодаря своей силе воли, вызволяет Матрена и мужа своего, всю ночь идет она по морозной дороге и доходит до самой губернаторши. Та милую женщину и велит отпустить ее мужа.

Вслушиваясь в слова дедушки Савелия, научилась Матрена Тимофеевна терпеть и совладать со своими эмоциями. В женщине живет ненависть к поработителям. Она готова выступать против них, быть участницей бунта и протестовать против угнетателей.

Образ народной, простой женщины показывает, насколько сильна была ее душа. Нравственная народная сила готова на все и вскоре, станут и женщины находить ключи от своего настоящего, истинного счастья.

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки. Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки. Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего». Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний. Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу. Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей. Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны... - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной. Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.