Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.
Немного статистики .По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от властей доступной социальной инфраструктуры.
Что нужно требовать и как работает закон?
О законах и конвенциях
В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На специальном сайте размещена вся законодательная база – российская и международная – по социальной защите и обслуживанию инвалидов.
Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти, будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.
Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают: администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность пожаловаться – вплоть до суда – на тех, кто устанавливает свой порядок, нарушает законные права инвалидов.
Программа «Доступная среда» утверждена на 2011 – 2020 годы. С содержанием программы и ее выполнением можно ознакомиться на сайте правительства России .
Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.
Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.
Как работают законы?
Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.
Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным , директором «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов», Санкт-Петербург.
– Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение приглашаются представители организаций инвалидов.
Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она создается.
– Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной инфраструктуры?
– Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля 2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно входят представители организации инвалидов.
– Все ли строители строго исполняют требования закона?
– Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества.
К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации.
– А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать капитально?
– В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом: либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на дому), либо в дистанционном режиме.
По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным объединением инвалидов.
Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.
По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и обследований можно перевозить по мере необходимости.
Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации, интернет-магазинами.
Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов, причем для каждой категории отдельно.
Время для приведения объектов в порядок есть, программа «Доступная среда» работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как в пословице «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона. В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе. Объясниться на месте станет гораздо проще.
Что говорят сами инвалиды о проблемах доступности
Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных оценки и претензии?
Василий Бондарев , лидер проекта «НЕдоступная среда», Санкт-Петербург (8-е место в рейтинге). «Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.
Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так, что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в общественном транспорте нечего из-за давки. Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами обеспечивать доступный выход из жилого помещения».
Елена Леонтьева , председатель правления общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», (Свердловская область, 7 место в рейтинге). «В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании. Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов. Это универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом с другими городами».
Рафик Рогонян , председатель РОО «Инватур», (Нижний Новгород, 15-е место в рейтинге). «Главная идея, которой должны руководствоваться государство и общество при создании безбарьерной среды, это «ничего для нас без нашего участия».
Александр Воронков , председатель Сыктывкарского городского отделения организации «Всероссийского общества инвалидов», (республика Коми, 22-е место в рейтинге). «На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.
Не дождавшись результатов, мы разработали проект “За жизнь без преград” и открыто заявили о том, что “идем на таран”. Мы провели фото-мониторинг 457 объектов, и выставили фотографии в социальной сети “Вконтакте”. Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты».
Анна Ковалева , председатель правления общественной организации «Вольница», Ставрополь (29-место рейтинга). «Если Ставрополь еще можно назвать относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.
То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но по факту – ничего не работает».
Подвел итог Сергей Саутин , руководитель РОО инвалидов «Независимая жизнь», республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). «Ознакомившись с результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства, активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль “сильной личности”, руководителя, готового к принятию независимых решений, способного своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания комфортной среды для инвалидов».
И все же перемены видны
Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы, аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.
В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» на 100% оснастили транспорт автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает работать система «Говорящий город» для радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей.
Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и запрещающими переход.
Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники, инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то не очень, но исправить всегда можно.
В торговом центре «Юлмарт» в окошке кассы увидела объявление «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». За окошком девушка. Протягиваю ей деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого как-то теплее.
И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью. Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно громко: «Остановка «Станция метро “Политехническая”, троллейбус маршрута номер 4». Вот, оказывается, какой у него помощник!
Доказано, что инфраструктура городов России не адаптирована под нужды инвалидов, а потому встретить их на улицах можно не часто, несмотря на то, что в стране насчитывается около 15 миллионов людей с ограниченными возможностями – это 10% от общей численности населения страны. Именно поэтому властями была утверждена федеральная программа Доступная среда для инвалидов 2016-2020 годов.
В какие сроки будет реализована программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020
Ответственным за реализацию программы является Министерство труда и соц. развития, участвуют в программе ФСС, ПФР, Минфин, Минобразования, Министерства спорта и жилищного строительства.
Предполагается, что программа для адаптации инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями будет действовать с 2011 по 2020 годы. Программа будет проводиться поэтапно:
- Первым этапом станет подготовка законов (2011-2012 гг.) для регулирования проведения проекта.
- Вторым этапом будет формирование материальной базы – строительство реабилитационных центров, дооборудование общественных мест устройствами для пользования инвалидами, техническое оснащение зданий и т.д. (2013-2015 гг.).
- На третьем этапе будут реализованы базовые задачи программы (2016-2018 гг.).
- На завершающем, четвертом, этапе власти подведут итоги работы и разработают дальнейший план развития (2020-2020 гг.).
С какой целью организовывалась программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020
На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей.
Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:
- увеличение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы, а также повышение объективности принимаемых в ходе медицинского обследования решений;
- повышение доступности для инвалидов услуг, реабилитационных и абилитационных (обучение новым навыкам), обеспечение доступа к получению образования и работы;
- создание доступной среды для инвалидов, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, к наиболее необходимым услугам и объектам инфраструктуры населенного пункта.
Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы.
Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Первая подпрограмма
Предполагается, что на первую подпрограмму будет потрачено 35 миллиардов рублей.
Согласно условиям проведения подпрограммы №1, проводятся следующие мероприятия:
- Обеспечение российских каналов ТВ сурдопереводом и субтитрами.
- Организация культурных мероприятий специально для людей с ограниченными возможностями.
- Финансирование учреждений, повышающих уровень развития паралимпийского спорта и адаптивной физической культуры.
- Оказание помощи детям с инвалидностью в получении образования. Учебные заведения оснащаются специальным оборудованием, нанимаются детские психологи.
- Городской транспорт оснащается пандусами с выдвижной системой для перемещения инвалидной коляски. Выпускаются новые автобусы с заниженным полом.
- Автобусные остановки и светофоры оборудуются приборами, обеспечивающими звуковое сопровождение.
- Модернизация здания с учетом нужд инвалидов. Проектирование новых сооружений с лифтами, пандусами, дополнительными баннерами.
Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Вторая подпрограмма
Стоимость Подпрограммы №2 – 33,5 миллиарда рублей.
В рамках подпрограммы №2 будут проводиться следующие мероприятия, направленные на обеспечение доступности реабилитационных услуг:
- Оценка нужд людей с ограниченными возможностями. Создание производства, при помощи которого изготавливались бы специализированные приспособления.
- Облегчение налогового бремени руководителям предприятий, готовым нанять в штат инвалидов.
- Приглашение инвалидов на курсы профессиональной подготовки, если они утратили возможность трудиться по специальности.
- Проведение новых школьных уроков, целью которых является формирование адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.
- Открытие и оснащение новых медицинских клиник, деятельность которых будет направлена на протезирование и реконструктивную хирургию, а также общую реабилитацию (лекарства, санатории).
Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Третья подпрограмма
На последнюю подпрограмму №3 власти выделили 103 миллиарда рублей.
Правительство полагает, что повышение объективности экспертов медико-социальной экспертизы может быть достигнуто путем проведения следующих мероприятий:
- Противодействие коррупции путем оснащения учреждений видеонаблюдением, аудионаблюдением, электронными очередями.
- Организация общественных советов при главном бюро медико-социальной экспертизы, которые обсуждали бы неэтичное поведение специалистов.
- Повышение квалификации экспертов МСЭ.
- Обеспечение эффективного взаимодействия между бюро МСЭ различных уровней.
- Обеспечение работы системы независимой оценки эффективности деятельности специалистов бюро МСЭ.
- Приобретение для бюро МСЭ диагностического оборудования.
- Переосмысление критериев, по которым устанавливаются инвалидные группы.
- Разработка более современных методик проведения медицинской экспертизы.
Документ утратил силу или отменен
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 27.12.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
- Паспорт государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Паспорт подпрограммы 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Паспорт подпрограммы 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Паспорт подпрограммы 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
- 1. Приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
- 2. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
- Приложение N 1. Сведения о целевых показателях и индикаторах государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Подпрограмма 1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
- Приложение N 2. Сведения о целевых показателях и индикаторах государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы по субъектам Российской Федерации
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1.3 "Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста"
- Показатель 1.4 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста"
- Показатель 1.8 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста"
- Показатель 1.15 "Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности этой категории населения"
- Показатель 1.22 "Уровень обеспеченности беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к местам проведения праздничных мероприятий", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Приложение N 3. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
- Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
- Приложение N 4. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Приложение N 5. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
- Приложение N 6. План реализации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Приложение N 7. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения
- Приложение N 8. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе технического задания пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов
- Приложение N 9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов
- Приложение N 10. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов
- Приложение N 11. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Дальневосточного федерального округа
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов", процентов
- Показатель 2 "Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов", процентов
- Показатель 7 "Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации", процентов
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Показатель 1.9 "Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Показатель 2.3 "Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов", процентов
- Показатель 2.4 "Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги)", процентов
- Показатель 2.12 "Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)", процентов
- Показатель 2.13 "Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости", процентов
- Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
- Показатель 3.3 "Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе, в общем числе граждан, прошедших освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы", процентов
- Приложение N 11.1. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Байкальского региона
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов", процентов
- Показатель 7 "Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации", процентов
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Показатель 1.3 "Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста", процентов
- Показатель 1.4 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.8 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.9 "Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций", процентов
- Показатель 1.15 "Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности указанной категории населения", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов", процентов
- Показатель 2.3 "Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов", процентов
- Показатель 2.12 "Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)", процентов
- Показатель 2.13 "Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости", процентов
- Приложение N 11.2. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Северо-Кавказского федерального округа
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов", процентов
- Показатель 7 "Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации", процентов
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Показатель 1.3 "Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста", процентов
- Показатель 1.4 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.8 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.9 "Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций", процентов
- Показатель 1.15 "Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности указанной категории населения", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Показатель 2.3 "Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов", процентов
- Показатель 2.12 "Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)", процентов
- Показатель 2.13 "Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости", процентов
- Приложение N 11.3. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Калининградской области
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов", процентов
- Показатель 7 "Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации", процентов
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Показатель 1.3 "Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста", процентов
- Показатель 1.4 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.8 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.9 "Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций", процентов
- Показатель 1.15 "Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности указанной категории населения", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Показатель 2.3 "Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов", процентов
- Показатель 2.12 "Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)", процентов
- Показатель 2.13 "Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости", процентов
- Приложение N 11.4. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Арктической зоны Российской Федерации
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов", процентов
- Показатель 7 "Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации", процентов
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Показатель 1.3 "Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста", процентов
- Показатель 1.4 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.8 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.9 "Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций", процентов
- Показатель 1.15 "Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности указанной категории населения", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Показатель 2.3 "Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов", процентов
- Показатель 2.12 "Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)", процентов
- Показатель 2.13 "Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости", процентов
- Приложение N 11.5. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Республики Крым
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
- Показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов", процентов
- Показатель 7 "Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации", процентов
- Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
- Показатель 1.3 "Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста", процентов
- Показатель 1.4 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.8 "Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста", процентов
- Показатель 1.9 "Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций", процентов
- Показатель 1.15 "Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности указанной категории населения", процентов
- Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
- Показатель 2.3 "Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов", процентов
- Показатель 2.12 "Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году)", процентов
- Показатель 2.13 "Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости", процентов
- Приложение N 12.2. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Северо-Кавказского федерального округа
- Приложение N 12.3. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Калининградской области
- Приложение N 12.4. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Арктической зоны Российской Федерации
- Приложение N 12.5. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Республики Крым
- Приложение N 12.6. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории г. Севастополя
- Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Дальневосточного федерального округа
- Приложение N 13.1. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Байкальского региона
- Приложение N 13.2. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Северо-Кавказского федерального округа
- Приложение N 13.3. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Калининградской области
- Приложение N 13.4. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Арктической зоны Российской Федерации
- Приложение N 13.5. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории Республики Крым
- Приложение N 13.6. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на территории г. Севастополя
Открыть полный текст документа
Российская Федерация - демократическое государство, где власть сосредоточена в руках народа, что проявляется в правах выбирать и быть избранным. С другой стороны, реализация государственной политики осуществляется на основании потребностей населения, а формируется с целью улучшения условий жизни граждан. Особого внимания заслуживают лица с ограниченными возможностями. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы «Доступная среда» для инвалидов.
Законодательное регулирование вопроса
Программа помощи всем группам инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями в повседневной жизни. Это касается не только таких глобальных вопросов, как обустройство и строительство новых медицинских учреждений и центров реабилитации, но и создания условий для обучения и комфортной жизнедеятельности в домашней среде (патронажные сестры, волонтерская помощь, ремонт и расширение жилых помещений).
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов разработана на основе международных законопроектов, ратифицированных в России. Ныне ее внедрение осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»
Дата принятия | Наименование документа | Основные положения |
13.12.2006 № 61 | Устанавливает, что каждому инвалиду (независимо от обстоятельств получения недееспособности) должна быть гарантирована дополнительная социальная поддержка от государства. Цель Конвенции - защита прав и свобод, поощрение личностного развития | |
03.05.2012 № 46 | Зафиксировано, что проект «Доступная среда» для инвалидов предстоит реализовать на территории Российской Федерации с адаптацией мероприятий под потребности граждан государства | |
21.07.2014№ 1365 | Разработаны основоположные мероприятия и действия, направленные на формирование способов улучшения жизни лиц с ограниченными возможностями | |
01.12.2015№ 1297 | На основании накопленного опыта по внедрению этой социальной политики сформирован список недостатков и направлений, требующих внимания | |
23.02.2018 № 308 | Распоряжение Правительства «О дополнительных мерах воплощения программы» | Зафиксированы практические мероприятия, направленные на достижение поставленных целей |
Что характерно для проекта безбарьерной среды для инвалидов, мероприятия воплощаются в жизнь не равномерно, а в зависимости от потребностей и возможностей каждого отдельного региона. За основу принимается количество недееспособных лиц, проживающих в том или ином районе. По завершении действия проекта ожидается налаживание жизнедеятельности во всех уголках России.
Этапы программы
Успех мероприятия - грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.
Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»
Стадии программы | Особенности реализации |
2011-2012 | Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта |
2013-2015 | Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг - поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды» |
2016-2018 | Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты |
2020-2020 | Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты |
2021-2025 | Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов |
В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Среди лиц с ограниченными физическими возможностями львиная доля талантливых людей, у которых, к сожалению, мало шансов развиваться и заниматься любимым делом. Это связано как с психологическими проблемами, так и с отсутствием достаточной материальной базы для обучения и целевой подготовки. Безбарьерная среда для инвалидов всех групп - это шанс заниматься любимым делом и чувствовать себя полноценным членом общества.
К основным задачам проекта относятся следующие:
- формирование нормативно-правовой базы, гарантирующей каждому инвалиду права и возможности, равные с физически здоровыми гражданами;
- разработка социальных программ, направленных на экономическое обеспечение таких лиц;
- строительство учреждений для образования, оздоровления и реабилитации граждан;
- подготовка специалистов в области предоставления всесторонней помощи гражданам с ограниченными возможностями;
- социальная и материальная ;
- помощь в трудоустройстве в государственных и муниципальных органах власти.
Одно из направлений проекта - анализ мнения граждан касательно важных моментов сотрудничества с инвалидами. Что, безусловно, поспособствует налаживанию совместной работы инвалидов и физически здоровых людей.
На основании указанного списка целей, перед государственными учреждениями поставлены такие задачи:
- предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
- организация рабочих мест.
Вопросы финансирования ФЦП
Закон о доступной среде для инвалидов в 2020 году подразумевает получение денежных средств для реализации программы из нескольких источников:
- государственный бюджет;
- инвестиции;
- благотворительные взносы.
В текущем году запланировано выделение на реализацию планов до 53 миллионов рублей. Сумма должна быть разделена между разными регионами. При этом установлено, что доля государственных вложений не должна превышать 70% от всего объема затрат.
Подпрограммы «Доступной среды» и особенности их реализации
Госпрограмма воплощается в жизнь последовательно, захватывая поочередно разные сферы жизнедеятельности. Это сделано для того, чтобы гарантировать комплексный подход и эффективные результаты.
Таблица № 3 «Подпрограммы безбарьерной среды»
Наименование | Основные мероприятия |
Формирование свободного и удобного доступа к государственным услугам | Проведение строительных работ, посредством которых учреждения оснащаются пандусами. Установка в общественных местах указателей и карт населенного пункта. Организация культурных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями |
Адаптация в основных сферах жизнедеятельности | Проведение специальных занятий с населением с целью устранения предвзятого отношения к инвалидам. Стимулирование работодателей привлекать к труду таких граждан. Формирование инклюзивных классов для детей-инвалидов |
Доступность медицинского обслуживания | Обустройство зданий городских поликлиник дополнительными средствами передвижения для инвалидов, оборудованием. Обязательная подготовка специалистов в этой области |
Важно! К началу текущего года завершено строительство еще нескольких десятков специализированных учреждений для инвалидов. В итоге численность таких организаций выросла на 45% по сравнению с годами до начала реализации программы.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:
- увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
- рост численности центров, где проводится ;
- привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
- увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
- в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
- для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.
Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.
Что делается для детей-инвалидов
Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится , также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:
- формирование удобных подъездов к школам;
- организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
- закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).
Также успешно проводится на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.
Региональные успехи
Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.
По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.
Законодательство
Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято , которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является (в ред. от 09.11.2017 г.).
Сроки реализации программы
Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.
- Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
- Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
- На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
- С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.
Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.
Цели и задачи программы «Доступная среда»
Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.
- Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
- Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
- Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.
На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.
Подпрограмма №1
Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.
В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.
- Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
- Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
- Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
- Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
- Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
- Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
- Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.
На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.
Подпрограмма №2
Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.
Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.
- Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
- Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
- Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
- Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
- Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.
На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.
Подпрограмма №3
Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.
- Разработка новых методик проведения экспертизы.
- Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
- Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
- Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
- Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
- Повышение квалификации сотрудников.
- Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
- Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.
На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.
Ожидаемые результаты
К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:
- повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
- формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
- оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
- увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
- повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
- оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.
Промежуточные итоги программы
По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.
- С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
- Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
- В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
- Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
- Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
- Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
- В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
- В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
- На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
- В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.
Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.