Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов. Должностные обязанности специалистов бюро медико-социальной экспертизы Врач эксперт мсэ

Общественная палата запустила 1 октября «горячую линию» по вопросам доступности и качества работы учреждений системы медико-социальной экспертизы, пресс-служба ОП РФ. Обратиться на нее могут граждане, которые не удовлетворены работой системы МСЭ. Позвонить на телефон «горячей линии» можно из любого региона России, все звонки бесплатные.

«Горячая линия не будет выступать в роли справочного бюро, – рассказала зампредседателя комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Екатерина Курбангалеева, – мы собираем всю необходимую информацию по обращению, анализируем его, пытаемся решить, но если вопрос не решаем на уровне нашего сопровождения – юридически-организационного, то мы передаем его в МСЭ».

Напомним, 29 марта 2018 года правительство России приняло постановление №339, которое значительно упростило методы освидетельствования и переосвидетельствования людей с инвалидностью. Появился конкретный список диагнозов, при которых инвалидность дается при первичном освидетельствовании до 14 или 18 лет. Раньше детям с инвалидностью приходилось каждый год доказывать свой статус. Изменения также коснулись индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). «Если человеку, например, нужно изменить размер памперсов, для этого не нужно проходить всю длительную процедуру – от врачей до МСЭ, которая иногда растягивается на два месяца, теперь можно просто прийти в МСЭ и внести изменения в ИПРА», – пояснила Курбангалеева.

Здравствуйте! Пишет вам врач бюро МСЭ г. Москвы. Все,разумеется, знают, какая атмосфера злых слухов,а подчас и откровенной лжи, сложилась вокруг врачей, работающих в данном ведомстве. Мол, и групы инвалидности вы продаёте, и взятки берёте, и тому подобное.Обидно это слышать врачам-экспертам, посвятившим свои годы делу медико-социальной реабилитации и помощи больным людям.О мизерной зарплате говорить не приходится: Все знают, насколько она смехотворна. Хотелось бы поговорить о другом, а иименно о руководителях наших. Почему честные работники должны испытывать постоянные унижения со стороны вышестоящего руководства? Например, почему Олег Александрович Васильев, юрист ФКУ ГБ МСЭ по г. Москве, может позволить себе обвинить в коррупции практически каждого, работающего в данной системе? Почему Олег Александрович позволяет себе неадекватно, если не сказать, грубо, разговаривать с людьми, которые по возрасту намного старше его? Неужели Олег Александрович, юрист, забыл, что существует такое понятие, как презумпция невиновности, и в таком случае его самого можно обвинить в клевете? С вышестоящим же начальством нашим разговаривать просто бессмысленно и бесполезно: на всё один ответ у него: " Не нравится, вас никто не держит!". И уходят. Уходят люди, посвятившие делу помощи больным не один десяток лет! Дошло даже того, что за счёт своих средств из мизерной зарплаты, работники МСЭ вынуждены закупать оргтехнику, необходимую для работы! « Денег нет!» -на всё один ответ у нашего руководства. Кроме же того, в 20 17 году руководство нагрузило бюро МСЭ непосильной работой! Мало того, что филиалы ежедневно принимают намного больше человек, чем предусмотрено в плане! Врачам дали задание внести в компьютерную базу всех инвалидов, проходивших освидетельствование с 2005 года в новую базу данных, так называемую ФРИ. И вот пожилые люди вынуждены сидеть буквально до ночи, занимаясь, по сути несвойственным врачам делом! Надо ли говорить, что никакой компенсации за внеурочное время не предусмотрено? А дали задание вручную ввести несколько сотен тысяч человек! Люди при круглосуточной работе за компьютером теряют зрение и здоровье, И всё из-за того, что руководство, решив сэкономить на оплате работников IT, на врачей возложило несвойственную им задачу! При таком отношении есть опасения, что из системы медико-социальной экспертизы уйдут практически все врачи! А ведь тогда пострадают прежде всего социально незащищенные люди! Но руководству, пожалуй, требуется развалить систему, такое ощущение, что к этому всё и идёт.
Доказательств к тому более чем достаточно. Так, с 2016 года ФКУ ГБ МСЭ возглавил некто Запарий Сергей Петрович из Омска. Неизвестно, какими путями Сергей Петрович был назначен на эту должность, но есть подозрения, что не совсем честным. Известно, что за некоторые свои действия Сергей Петрович был взят в Омске под усиленный контроль журналистов,

Который не снят до сих пор.
С его приходом с новой силой начались необоснованные обвинения в коррупции, систематические унижения врачей-экспертов, причем как работающих в ФКУ ГЛАВН ОЕ БЮРО МСЭ, так и в районных подразделениях,необоснованные увольнения сотрудников, без объяснения причин и прочие противоправные действия.

Также известно, что дочь Сергея Петровича, Запарий Наталья Сергеевна,работает в ФГБУ ФБ МСЭ мин.труда России. C точки законности,думается, это сомнительно.
И последнее: вот как паркуется Сергей Петрович у здания ФКУ ГБ МСЭ. Как проехать при этом инвалиду-колясочнику? Думается, что это также проявление неуважения к больным людям?

С Искренним уважением, Виталий Седов. Заслуженный врач Российской Федерации

Многим во время выполнения трудовых обязанностей приходится сталкиваться с вредными и/или опасными условиями труда. Рано или поздно это может привести к развитию хронических заболеваний. Именно таких людей обычно и направляют на ВТЭК. Расшифровка этого термина - врачебно-трудовая экспертная комиссия.

Чем занимается ВТЭК?

Расшифровка ВТЭК подразумевает, что данная комиссия занимается решением экспертных вопросов, касающихся трудовой деятельности человека и возможной утраты способности ее осуществлять. На ВТЭК возложены следующие функции:

  1. Определение степени годности пациента к выполнению той или иной работы.
  2. Определение степени утраты трудоспособности.
  3. Определение группы инвалидности, если на то есть показания.
  4. Определение связи развившегося хронического заболевания с профессиональной деятельностью.
  5. Направление пациента на реабилитационные мероприятия.

Направление на ВТЭК осуществляется по заявлению самого пациента, его работодателя или по инициативе лечащего врача.

Необходимые документы

Для того чтобы члены ВТЭК имели возможность вынести объективное и взвешенное решение, необходимы следующие документы:

  • заполненное направление на ВТЭК;
  • медицинская документация выписки из истории болезни, результаты обследований, заключения врачей-консультантов);
  • копия трудовой книжки;
  • производственная характеристика для ВТЭК;
  • удостоверение инвалида, если человек уже имеет инвалидность.

При необходимости могут быть запрошены дополнительные документы для вынесения объективного решения ВТЭК. Расшифровка и анализ полученных материалов позволяют специалистам определить степень утраты трудоспособности, ее связь с профессиональной деятельностью, а также наличие показаний к определению группы инвалидности.

Определение годности к работе в определенной профессии

Одной из важных функций ВТЭК является решение сложных ситуаций, когда врачебная комиссия поликлиники по допуску человека к работе не может самостоятельно вынести решение, или же с ним не согласен сам пациент или его наниматель.

Для определения годности к работе профильный специалист поликлиники заполняет направление на ВТЭК. Расшифровка данного термина подразумевает включение в сферу интересов такой комиссии не только сугубо медицинское состояние пациента, но и особенности его трудовой деятельности. Специалисты постараются оценить, не приведет ли выполнение трудовых обязанностей на определенном рабочем месте к ухудшению состояния человека. При вынесении заключения врачебная комиссия будет отталкиваться в том числе и от желания самого пациента работать на текущей должности.

Определение степени утраты трудоспособности и группы инвалидности

Часто на ВТЭК направляют пациентов с целью определения степени утраты трудоспособности и группы инвалидности. При этом от пациента потребуется следующее:

  1. Заявление с просьбой направить его на ВТЭК для решения вопроса об определении степени утраты трудоспособности и/или группы инвалидности.
  2. Медицинская документация.
  3. Производственная характеристика для ВТЭК.
  4. Трудовая книжка.
  5. Документы, удостоверяющие получение того или иного образования.
  6. Иные документы по запросу ВТЭК.

Заявление должно быть в обязательном порядке заполнено самим пациентом. Характеристика для ВТЭК должна содержать информацию обо всех опасных и вредных условиях труда, с которыми человек постоянно сталкивается на своем рабочем месте. При этом очень важно, насколько часто и длительно работник находится под их действием.

Признание заболевания профессиональным

Многие хронические заболевания могут возникать под воздействием тех неблагоприятных условий, которые присутствуют у человека на его рабочем месте. При возникновении такой патологии работнику полагается компенсация. Выплачивается она по страховке. Также во многих компаниях в коллективный договор вносится пункт о дополнительной компенсации уже со стороны самой организации при развитии у человека профессионального заболевания.

Зачастую на заседание врачебно-трудовой экспертной комиссии приглашается не только сам пациент, но также его наниматель и медицинский работник здравпункта организации (при его наличии).

Вопрос признания заболевания профессиональным имеет серьезные юридические последствия, поэтому нередко специалисты ВТЭК направляют таких пациентов на дообследование в профильные учреждения со стационарным пребыванием.

Реабилитационные мероприятия

Весьма важным является не только установление самого факта потери трудоспособности, но и нахождение путей ее восстановления. Для этого пациенту составляется В его создании участвуют также и специалисты ВТЭК при вынесении заключения. Контроль за исполнением данной программы возлагается как на самого пациента, так и на его лечащего врача. Соответствующие документы направляются в поликлинику по месту жительства сразу же после вынесения заключения ВТЭК.

Заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии чаще всего предоставляется на 1-2 года. После этого человека направляют на переосвидетельствование.

Медицинская сестра, как и все участники процесса медико-социальной экспертизы, находится в трудном положении: ей нередко приходится иметь дело с больными, наладить контакт с которыми довольно сложно, чьи особенности личности мало располагают к общению, затрудняют его.

К таким особенностям относятся: невысокий уровень образования; дефекты мыслительной деятельности, обусловленные болезнью; неблагоприятные личностные черты (эмоциональная неустойчивость, ранимость, обидчивость, взрывчатость, низкая самооценка), которые в ситуации экспертизы (являющейся стрессовой для большинства больных) усугубляются. И все же даже в работе с самым тяжелым контингентом освидетельствуемых, соблюдение принципа партнерства, отношение к человеку без предубеждений, как к равной личности, - залог эффективности процесса общения.

Следует подчеркнуть, что оптимизация процесса общения возможна лишь в том случае, когда человек действительно хочет этого добиться.

Простое заучивание приемов и техник общения малоэффективно.

Успех зависит от того, насколько медицинский работник тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к лицам, пришедшим на освидетельствование. Устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, может оказаться одним из важнейших условий успеха их деятельности. Коммуникативная компетентность включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Это способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять психологические особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.

Коммуникативные навыки включают в себя: навыки активного слушания, способность выражать свои мысли с учетом уровня понимания партнера, рефлексивное отслеживание процесса коммуникации, сознательный контроль над эмоциями. Коммуникативная компетентность медицинского работника проявляется в милосердии, толерантности, стрессоустойчивости, профессиональной эмпатии, способствующих облегчению страданий, реабилитации, восстановлению здоровья пациента .

Таким образом, требования к личности медицинской сестры учреждения МСЭ достаточно высокие, необходимо помнить, что мы работаем для больного и на больного.

Особенностью общения в ситуации освидетельствования является его кратковременность. За 10-15 мин общения медицинская сестра и освидетельствуемый составляют впечатление друг о друге.

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя допускать эскалации конфликта. С больным нужно вести себя спокойно, доброжелательно.



Люди с заболеваниями чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в окружении. Поэтому нужно обращать внимание на свое поведение и жесты. Необходимо быть уважительными, стараться быть последовательными и прямыми, сохранять дружелюбную дистанцию, учитывать, что человек болен, и относить симптомы не к нему, а к болезни. Такая тактика обусловлена элементарным здравым смыслом.

Стоит отдельно отметить особенности общения с психически больными людьми . Единственно правильной линии поведения в общении с психическими больными не существует. Все зависит от конкретной ситуации, обстановки и личности собеседников.

Хотя обычный человек не в состоянии точно определить степень опасности, исходящей от душевнобольного, он может распознать некоторые симптомы заболевания и вести себя соответствующим образом. Если собеседник испытывает трудности концентрации внимания, необходимо стараться быть кратким, при необходимости повторить сказанное. Если же он перевозбужден, разговора с ним не получится. Следует ограничить информацию, ничего не пытаться объяснить, говорить коротко, не обострять дискуссию. «Угу», «да», «до свидания» - вот тактика медицинской сестры.

Необходимо в общении с больными быть спокойными и открытыми. В разговоре сохранять спокойствие, четкость и прямоту. Помнить, что пациент может слышать странные голоса и видеть странные вещи, мысли его скачут, одновременно он испытывает самые разнообразные чувства. Так что многословные эмоциональные фразы, скорее всего, поставят его в тупик, а более понятными будут короткие фразы и спокойная речь.



Допустим, вы возмутились его поведением и выразили это очень эмоционально, - вероятнее всего он просто вас не услышит или не запомнит о чем шла речь. И вполне вероятно, в другой раз поведет себя точно так же.

Психическая болезнь серьезно влияет на то, как человек думает и ведет себя и что он способен делать. Вместе с тем для тех из нас, кто общается с такими людьми и любит их, жизненно важно всегда помнить, что это не только «душевнобольные». Они по-прежнему остаются ЛЮДЬМИ со своими чувствами, очень ранимы, легко теряют индивидуальность и поэтому особенно нуждаются в тех, кто их любит и понимает. Не осознавая, как много можно было бы им дать, окружающие просто вешают на них ярлык психически больного. Друзья и семьи должны противостоять этой тенденции, помня, что нужно отделять человека от болезни .

Медицинские сестры не должны:

Смеяться над больным и его ощущениями;

Пугаться его переживаний;

Убеждать больного в нереальности или незначительности того, что он воспринимает;

Вступать в подробное обсуждение галлюцинаций или того, от кого, по его мнению, они исходят;

Следует обратить внимание на собственное эмоциональное состояние. Нужно помнить, что обычно за внешним гневом скрываются страх и обида. Ситуацию легче взять в свои руки при условии спокойного и четкого поведения. Часто успокаивающий, уверенный голос дает возможность довольно быстро устранить переполняющие больного иррациональные гнев и страх.

Необходимо избегать всякого физического контакта и не устраивать около больного толчею. При общении с больным важно даже само физическое присутствие. Больной может выйти из себя, если ему кажется, что он загнан в угол или в ловушку. Поэтому бывает неплохо оставить ему свободным выход из кабинета или самому расположиться так, чтобы иметь возможность отойти, если эмоции слишком накалятся.

Стоит быть как можно внимательнее к причинам тревоги больного. Не преуменьшать и не игнорировать тот факт, что у больного могут быть сильные переживания. Во время приступа гнева самое важное - это помочь больному сосредоточиться на том, что может его успокоить. Изучать причины его гнева надо в более спокойный период.

Необходимо помнить о границах приемлемого поведения. Если в гневе больной кричит, бросается предметами, беспокоя других освидетельствуемых и сотрудников учреждения МСЭ, необходимо спокойно, но твердо сделать замечание. Например, сказать, что если он не прекратит, то вы вынуждены будете доложить о сложившейся ситуации руководителю бюро (экспертного состава).

Если освидетельствуемый в процессе общения оценил медицинскую сестру как человека формального, торопливого, безразличного к его ситуации, то в случае неудовлетворения ожиданий освидетельствования вероятность обращения с жалобой в вышестоящие инстанции на грубость и некомпетентность врачей, медицинских сестер (даже при отсутствии непосредственного повода к таким обвинениям) возрастает, и наоборот, если освидетельствуемый проникся к сотрудникам учреждения доверием, увидел людей неравнодушных, пытающихся разобраться в его проблеме и сделать все, чтобы помочь ему, то решение не в свою пользу он примет спокойнее, так как почувствует объективность.

Правильный стиль общения поможет снизить конфликтность процедуры освидетельствования . В социальной психологии выделяют целый ряд причин, провоцирующий межличностные конфликты.

1. Личностные особенности сторон.

Личностными предпосылками к конфликтности

могут служить такие черты как нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, несдержанность в чувствах, а также склонность к агрессивному поведению, властность, корыстолюбие, эгоизм. Поведение медицинской сестры учреждения МСЭ не должно быть направлено на подчеркивание своего авторитета, значимости в решении судьбы другого человека. Авторитарный стиль общения обычно усиливает агрессивность конфликтного больного. Не стоит рассматривать больного с субъективных позиций, т. е. в каждом больном видеть либо черты знакомого или родственника и вести себя соразмерно этому.

Медицинская сестра должна быть достаточно уверенной в себе, но не надменной; быстрой и настойчивой, но не суетливой; решительной и твердой, но не упрямой; эмоционально отзывчивой, но рассудительной. Она должна сохранять хладнокровие и искреннее участие, оптимизм с определенной долей скептицизма. Уравновешенная гармоничная личность медицинской сестры является важным фактом установления оптимального контакта с освидетельствуемым.

2. Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая неприязнь, гнев, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно оценить и понять партнера по общению.

3. Барьер восприятия.

Существует целый ряд поз и жестов, вызывающих негативное отношение собеседника. Так, скрещенные руки на груди говорят об отчуждении, некоторой агрессивности, закрытости для общения. Руки, сжатые в кулаки - откровенно агрессивная поза и т. д. Первое впечатление о человеке создает соответствующую установку на взаимоотношения, оно может быть отрицательным или положительным.

Следует различать виды конфликтов. Реалистические (предметные) конфликты. Они вызываются неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных целей. Поводом для конфронтации может служить поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедуры записи больного (халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (фязь, шум, запах), ошибки в оформлении экспертной документации.

Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением освидетельствуемого к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.

Удачность контакта иногда определяется, на первый взгляд, несущественными моментами. Например, излишне богатая, модная одежда, изобилие украшений, косметики может создать негативное впечатление.

Открытость для общения можно показать визуальным контактом, легкой улыбкой, приветливостью, мягкостью манер и интонации. Возможен небольшой наклон корпуса, головы в сторону собеседника, заинтересованное и внимательное выражение лица и т. п.

Темп речи должен быть небыстрым, спокойным, слова четкими. Для эффективной работы медицинской сестры бюро МСЭ и экспертных составов Главного бюро необходимо умение слушать собеседника.

Следующий этап общения - выход из контакта. Умение выйти из контакта также важно, как и войти в него. Роль последнего впечатления также важна, как и первого. Неумение сдержать свою неприязнь ведет к обиде, негативному впечатлению от процедуры освидетельствования, чувству неудовлетворенности.

Хороший способ завершения контакта - техника «перефразирования» (т.е. переформулирования мысли собеседника - «как я понял Вас...», «другими словами, Вы говорите.,») и резюмирование - подытоживание основных идей и чувств больного. Больной, убедившись, что его правильно поняли, уходит с чувством удовлетворенности и даже отрицательное для него решение воспримет спокойнее.

В каждом бюро необходимо создать такую обстановку, которая щадила бы психику больных и порождала атмосферу доверия. Достигнуть этого можно правильной организацией режима труда и отдыха, высокой культурой сотрудников и четкой трудовой и профессиональной дисциплиной.

Уже первая встреча в регистратуре должна создать атмосферу положительной настроенности больного, атмосферу доброжелательности.

В зале ожидания необходимо поддерживать порядок и чистоту, в должном виде должен быть стенд с указанием графика работы бюро, перечня документов, необходимых при освидетельствовании, порядок обжалования решения бюро МСЭ, информация о льготах для инвалидов и другие сведения, касающиеся освидетельствуемых.

Запись больного на освидетельствование должна проходить индивидуально. Обращение с больным при записи должно быть доброжелательным и терпеливым, так как с первого момента у больного начинает складываться мнение о правильности, качестве проведения экспертизы.

При отсутствии необходимых документов следует терпеливо разъяснить необходимость их предоставления, возникающие вопросы (находящиеся не в компетенции медицинской сестры) решать с руководителем бюро. После записи больного сведения о нем предоставляются руководителю бюро, который определяет очередность процедуры освидетельствования.

Социальные вопросы (жилищно-бытовые, семейные отношения, трудовая деятельность и т. д.) следует выяснять деликатно.

Недопустимо в присутствии больных обращаться друг к другу на «ты», по имени. Если специалист, собирающий анамнез, вынужден отвлечься, следует извиниться перед больным.

Обобщая вышесказанное, следует, что при заболевании с относительно редкими припадками и незначительными изменениями личности трудоспособность практически не страдает.

Больные трудоспособны в основном с легкими (абсансы, простые парциальные и др.) и редкими припадками, без отчетливых психических нарушений, с умеренно выраженными характерологическими особенностями, имеющие возможность продолжать работу по специальности с ограничениями или изменением профиля деятельности (в основном лица гуманитарных профессий, педагоги и т. п.). Больные с длительной ремиссией припадков на фоне поддерживающей терапии, без значительных изменений личности - при возможности трудоустройства в доступных профессиях.

Показаниями для направления на БМСЭ являются противопоказанные виды и условия труда, прогрессирующее течение эпилептического процесса (частые, резистентные к терапии припадки, психические нарушения, изменения личности), после недостаточно эффективного оперативного лечения.

Также следует заметить, что ситуация освидетельствования в учреждении МСЭ относится к числу потенциально конфликтогенных. Если работа проведена убедительно, грамотно, с соблюдением всех нормативных документов и этических норм выполнения профессиональных обязанностей, конфликтные ситуации не будут возникать.

Таким образом, рассмотрев принципы организации, задачи, функции медико – социальной экспертизы, а так же характеристику ограничения жизнедеятельности при эпилепсии и участие медсестры непосредственно в экспертизе, можно сделать вывод, что диагноз эпилепсия необязательно означает инвалидность, при относительно редких припадках и незначительных изменениях личности трудоспособность практически не страдает.

Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.

Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждения­ми и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.

Ру­ководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские до­кументы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специ­альностей, включенной в состав бюро.

Традиционно в состав врачей-экспертов входят тера­певт, невропатолог и хирург . Среди них и распределяют­ся обязанности по освидетельствованию граждан с раз­личной патологией. Как правило, это соответствует клас­сификации болезней, принятой в практической медици­не: нервные болезни и неврологические состояния вхо­дят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы - в компетенцию хирурга; внутренние болезни - в компе­тенцию терапевта.

Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни кли­ента .

Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствия­ми травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) глав­ными в возникновении ограничений функций организма.

В обязанности врача-эксперта входит:

· изучить медицин­ские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,

· собрать анамнез больного (собственная ха­рактеристика состояния клиента),

· провести личный ос­мотр,

· доложить результаты на обсуждении членов экс­пертной комиссии,

· сделать необходимые записи в меди­цинских документах комиссии.

При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнитель­ное обследование в другие учреждения.

В обязанности эксперта входит также сбор и оформле­ние статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.

Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уров­не свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принци­пиально должны занимать иную позицию в работе с кли­ентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здраво­охранения. Их усилия направлены не столько на выяв­ление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стой­кости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.


Врач-эксперт не устанавливает ме­тоды лечения, он рассматривает патологическое состоя­ние гражданина и на основании своих наблюдений опре­деляет степень тяжести и стойкость нарушения функ­ций.

В экспертный состав кроме специалистов-врачей, при­нимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.

Это - но­вые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экс­пертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого граж­данина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.

Некоторыми учеными обязанности и технологии рабо­ты специалистов бюро видятся следующим образом.

Задачи специалиста по реабилитации:

· проводить социальную диагностику - оценку про­фессионально-трудового статуса (нарушен, не нару­шен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой про­фессии, возможна в специально созданных услови­ях); образовательного (нарушен, не нарушен, обра­зование возможно в обычных или в специально со­зданных условиях), социально-бытового (самообс­луживание не утрачено, частично утрачено, полнос­тью утрачено; социальные навыки не утрачены, час­тично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полнос­тью утрачена) и социально-средового статусов (нару­шен, не нарушен, социальная независимость не ут­рачена, частично утрачена, полностью утрачена, со­циальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возмож­ность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утраче­на, возможность заниматься общественной деятель­ностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);

· проводить оценку реабилитационного потенциала и ре­абилитационного прогноза;

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;

· определять потребность лица в реабилитации.

Задачи специалиста по социальной работе:

· проводить социальную диагностику,

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,

· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· определять потребность лица в мерах социальной за­щиты, включая реабилитацию;

· определять возможность проведения реабилитацион­ных мероприятий ИПР;

· устанавливать условия предоставления реабилитаци­онных услуг;

· определять круг учреждений для реализации ИПР;

· определять место и условия приобретения техничес­ких средств реабилитации.

Его технологии - определение ряда социальных ха­рактеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семей­ного положения, роли семьи в помощи инвалиду, нали­чие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.

Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности , включая:

· оценку возможности обеспечения персонального ухода;

· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);

· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки бе­лья, посещения магазинов и пр.);

· оценку возможности обеспечения социальной незави­симости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения от­ветственности, участия в общественной деятельности), - оценку возможности социального общения;

· оценку возможности решения личных проблем (конт­роль рождений, контроль отношений полов).

Задачи психолога:

· психодиагностика умственного развития;

· определение структуры и степени выраженности на­рушений высших психических функций;

· оценка профессионально значимых психических функ­ций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, лич­ностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;

· оценка социальной адаптации;

· проведение оценки социально-психологического, со­циально-бытового и др. статусов;

· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;

· осуществление психологического сопровождения про­цедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реаби­литации.

К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного ин­валида, поскольку от желания гражданина и его готовнос­ти приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.

Надо сказать, что ра­бота психолога в бюро медико-социальной экспертизы боль­ше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реа­билитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут вли­ять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответствен­ности за принимаемое коллегиальное решение.

Специалист по социальной работе должен со време­нем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчер­кивается, что конечной целью экспертизы является ока­зание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.

В самом общем виде решение бюро распадается на два блока :

1. признание гражданина инвалидом и установле­ние ему группы инвалидности;

2. определение реабилитационного потенциала и раз­работка мер реабилитации (индивидуальная программа).

С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты , определяющие степень ог­раничения жизнедеятельности, при содействии специа­листа по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.

Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилия­ми реабилитолога, психолога и специалиста по социаль­ной работе . При этом главная и очень важная роль психо­лога - установить, а может быть, и сформировать у инва­лида психологическую готовность к осуществлению реа­билитации.

Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:

медсестра - обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;

медрегистратор - оформляет всю необходимую доку­ментацию, ведет протоколы заседаний комиссии, вы­писывает соответствующие справки.