Как социальная психология помогает жить. Социальная психология как наука

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная энциклопедия

Отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… … Психологический словарь

Социальная психология - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Социальная психология
  • Социальная психология , В. Г. Крысько. Учебник раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, характеризует основные…

Раздел №I Вводный

1. Предмет социальной психологии.

2. Структура социальной психологии как науки.

3. Специфика социально-психологического анализа.

4. Две социальные психологии.

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д.

Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается сегодня ответить такая отрасль научного знания, каксоциальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, лицом к лицу. Они бывают и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.

Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, например, разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса социального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории людей. Например, нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм и т.п.

Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодействовать для достижения общих целей - тоже социально-психологическая проблема.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

· социальная психология личности;

· социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

· социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Как видим, сфера явлений социальной психологии очень широка. Однако в конечном счете эта наука пытается выявить, как люди влияют друг на друга и как они себя ведут в различных ситуациях, т.е. различные особенности социального поведения. Известно, что ряд других областей научного знания также занят исследованием определенных сторон социального поведения людей.

В чем же состоит специфика именно социально-психологического анализа?

Социологи, экономисты, политологи и представители других общественных наук используют социальный уровень анализа (т.е. такой, который относится к характеристикам общества как целого). При этом исследователи пытаются понять общие типы социального поведения. Например, уровень убийств, поведение избирателей или потребительские расходы. В соответствии с данным подходом социальное поведение объясняется такими факторами, как экономический спад, классовые конфликты, столкновения между конкурирующими этническими группами, неурожай в отдельных регионах, политика правительства или технологические изменения. Цель социетального анализа состоит в том, чтобы выявить связи между широкими социальными влияниями и общими типами социального поведения. Изучая насилие в городах, социологи занимаются поиском взаимосвязей между уровнем жестоких преступлений и такими факторами, как бедность, иммиграция или индустриализация общества.

Индивидуальный уровень анализа обычно используется в психологии личности и клинической психологии. Здесь поведение людей объясняется исходя из уникальной истории жизни данного человека и его психологических характеристик. В соот­ветствии с этим подходом личностные черты и мотивы могут объяснить, почему тот или иной индивид ведет себя определенным образом и почему два человека могут реагировать совершенно по-разному в одной и той же ситуации. При индивидуальном уровне анализа проявляется тенденция объяснять жестокие преступления исходя из уникальной истории жизни преступника и его личностных черт.

Например, В.Л. Васильев подчеркивает необходимость исследования так называемых маргинальных личностей, основной характеристикой которых является внутренняя социальная нестабильность. "Маргиналы" отличаются неспособностью достаточно полно освоить культурные традиции и выработать соответствующие социальные навыки поведения в той среде, в которой они оказались. Так, это житель сельской "глубинки", вынужденный жить и работать в большом городе, взрослый человек, переселившийся в регион, где говорят на незнакомом ему языке, и не знающий местных обычаев и традиций. Испытывая высокий уровень эмоционального стресса, "маргинальная" личность легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой (Васильев, 2000).

Социальные психологи обращаются к иному уровню анализа - интерперсональному (межличностному ). Их внимание фокусируется на текущей социальной ситуации, в которой оказалась личность. Социальная ситуация включает в себя других людей в данной среде, их установки и поведение, а также их отношение к данной личности. Для понимания причин жестоких преступлений социальные психологи могут ставить вопрос так: какие виды интерперсональных ситуаций формируют агрессивные реакции, которые могут привести к возрастанию жестокого поведения? Одно из важных социально-психологических объяснений заключается в том, что состояния фрустрации вызывают у людей злобу и таким образом способствуют тенденции действовать агрессивно. Это называется гипотезой фрустрации - агрессии. В соответствии с ней предполагается, что человек, встретив препятствие на пути достижения желаемой цели, испытывает фрустрацию и гнев и в итоге скорее всего выйдет из себя. Такой эффект фрустрации является одним из объяснений жестоких преступлений на интерперсональном уровне.

С помощью гипотезы фрустрации - агрессии, как полагают американские психологи, можно также объяснить, как крупномасштабные экономические и социетальные факторы создают ситуации, приводящие к насилию и преступлениям. Например, неимущие люди, населяющие переполненные районы городских трущоб, несомненно, фрустрированы; они не могут получить хорошую работу, позволить себе приличное жилище, обеспечить безопасное окружение для своих детей и т.д. Фрустрация по всем этим поводам может вызывать гнев, который порой является прямой причиной жестокого преступления. Гипотеза фрустрации - агрессии сосредоточена на непосредственной социальной ситуации, чувствах и мыслях, которые данная ситуация вызывает у людей с различными социальными характеристиками, и влиянии этих субъективных реакций на поведение.

Конечно, каждый из указанных трех подходов (социетальный, индивидуальный, интерперсональный) обладает своей ценностью и является существенным, если мы хотим понять как можно более полно сложное социальное поведение. Поэтому имеется значительное совпадение в характере проводимых исследований среди указанных научных дисциплин.

Однако при этом мы должны отметить, что невозможно провести четкие демаркационные линии, отграничивающие социальную психологию от других наук. Известный французский социальный психолог С. Московичи характеризовал социальную психологию как "мост" между другими отраслями знания (Moscovici, 1989). Он имел в виду, что социальная психология обращается к открытиям социологии, антропологии, политической науки, экономики и биологии, чтобы лучше понять, как индивид включается в большую социальную систему.

С начала прошлого века стали оформляться, прежде всего в США, две основные ветви социальной психологии - психологическая и социологическая. Различия между проблематикой этих двух направлений и их теоретическими основами порой выглядят весьма существенно. Свидетельство такого положения дел приводит американский социолог А.С. Томарс. В одном из известных ему колледжей социальная психология преподавалась в курсе психологии. На протяжении ряда лет она читалась оба семестра, но двумя различными преподавателями. Один из них тяготел к социологии, другой - к индивидуальной психологии. Курсы этих преподавателей не имели между собой почти ничего общего, и в итоге студенты выносили "совершенно различные представления о прочитанном им предмете в зависимости от того, слушали ли они его в осенний или в весенний семестр" (Томарс, 1961).

Прежде всего, отмечается, что, хотя оба направления социально-психологического знания рассматривают социальное поведение, они делают это с различных теоретических позиций.

В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности. Предполагается, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их личностными различиями. Даже при изучении групповой динамики проявляется тенденция объяснять данные процессы на индивидуальном уровне. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент.

Сторонники социологической социальной психологии , наоборот, преуменьшают роль индивидуальных различий и влияний непосредственных социальных стимулов на поведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уделяется характеристикам больших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких социетальных проблем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение.

Основными исследовательскими методами здесь являются опросы и включенное наблюдение.

Общепризнано, что оба направления современной социальной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь.


Похожая информация.


Основные разделы социальной психологии

Согласно взглядам отечественных ученых, в структуре социальной психологии как науки можно выделить следующие основные разделы.

  • 1. Социальная психология личности.
  • 2. Социальная психология общения и межличностного взаимодействия.
  • 3. Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом (вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на поведение).

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания (восприятие, понимание и оценка людьми друг друга).

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Структура современной социальной психологии: дифференциация социальной психологии, интеграционные процессы в социальной психологии

По мнению исследователей в области социально-психологического знания, структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации, т.е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.

Дифференциация науки есть прогрессивный итог ее внутреннего становления, которое совершается объективно, и способствует развитию науки. Дифференциация является критерием самостоятельности научной дисциплины, ее differentia specifica – аспект действительности, который только данная наука может исследовать, поскольку обладает для этого необходимыми средствами: теорией и методом. В историческом плане дифференциация науки происходит в результате более или менее длительного развития. Так, на протяжении веков психология развивалась в лоне философии, затем выделилась в самостоятельную науку и только в конце XIX – первой половине XX в. начался период интенсивного разветвления психологических наук, который продолжается и в наши дни. "Благодаря дифференциации психологической науки вычленяются все новые и новые стороны психики, раскрываются многообразие и многокачественность ее проявлений. В каждой отдельной области психологической науки накапливаются такие специфические данные, которые не могут быть получены в других областях..."

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, среди главных направлений выделяют следующие.

  • 1. Ведущая ориентация на различные методы анализа социально-психологических явлений порождает теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию.
  • 2. В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и проч.
  • 3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни. Социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.
  • 4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на разделы: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений.

На сегодняшний день в социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать "психологией общества", еще одного качественно специфического объекта изучения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения – это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социальной психологии.

Интеграция (от лат. integer – целый) – это согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутренних процессов. При рассмотрении процессов интеграции социальной психологии в системе других наук важно учитывать два основных контура ее интеграции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур интеграции относится к объединению социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, в результате чего на стыке образуются относительно самостоятельные подотрасли – части социальной психологии. Например, социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социальная психология труда – социальной психологии с психологией труда, возрастная социальная психология явилась результатом интеграции социальной психологии с возрастной психологией и др. В результате такой интеграции к концу 90-х гг. XX в. уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии. В настоящее время процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.

Внутренний социально-психологический контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии, проявляется в процессах объединения разделившихся в результате дифференциации ее составных частей. Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и проч. Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т.д. В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных и полезных научно-практических направлений, таких как: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования ведутся исследования под руководством Р. X. Шакурова), социальная психология творчества инженеров (Э. С. Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Аллахвердян и др.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т.д.

Современный человек принадлежит сразу к нескольким социальным группам: он член семьи, участник рабочего коллектива, представитель общественного класса, нации…

Как принадлежность к определенной группе влияет на личные качества и особенности человека? Как формируются психологические связи между участниками группами? Что такое внутригрупповая иерархия? Почему одни члены группы манипулируют другими? Что лежит в основе массовых психических явлений?

На эти и многие другие вопросы пытается ответить социальная психология - наука, которая изучает отношения меду людьми, а также явления, которые возникают в процессе взаимодействия их как членов общественных групп.

Три этапа развития

История развития социальной психологии начинается еще в античную эпоху, хотя четкую периодизацию представить почти невозможно: дисциплина оформлялась на основе разных источников. Можно говорить о трех условных периодах, которые прошла в своем развитии социальная психология. Со времен Платона и Аристотеля вплоть до середины XIX века ее идеи формировались в рамках философии, общей психологии и общей социологии.

Так, Платон предпринял попытку обосновать поведение людей, принадлежащих к различным общностям, связав их принадлежность к группе и степень развития у них того или иного органа или качества. Например, у философов развит ум, в сердце рождается мужество воинов, живот, телесные желания подчиняют себе образ жизни ремесленников. Подобными критериями мыслитель пользовался и для отделения одного народа от другого. Аристотель называл человека «общественным животным», подчеркивая, что отдельная личность не может полноценно развиваться вне социума.

Эпоха Возрождения дает два противоположных взгляда относительно влияния общества на человека. Реалистическое течение говорило о том, что человек изначально подвержен порокам и дурным привычкам; романтики, наоборот, утверждали, что в людской натуре доброго гораздо больше, чем злого, и именно общество воспитывает в людях отрицательные черты.

Вторая половина позапрошлого столетия и первые годы прошлого считаются следующим периодом. Тогда социальная психология как наука исключительно описательная представляла собой лишь фиксацию явлений, которые наблюдали исследователи. Тогда стали возникать теории, которые объясняли все социально-психологические феномены одной-единственной причиной.

Такие теории доминирующего фактора в социальной психологии включают, например, концепцию внушения Гюстава Лебона, идею привычки Уильяма Джеймса. Уильям Мак-Дугалл рассматривал как движущую силу социального поведения человека . Мак-Дугалл, кстати, и ввел сам термин «социальная психология».

Сейчас история социальной психологии переживает свой третий этап - экспериментальный. Запросы бизнесменов и торговых агентов, бурное развитие рекламы и средств массовой коммуникации, широкое применение политической пропаганды - все это в 20–30-е годы XX века обосновало актуальность изучения механизмов формирования общественного мнения, массового сознания, влияния группы на психику отдельного ее члена. Эти прикладные задачи социальной психологии имеют большое значение и в наше время.

Что это за наука

Каковы основы социальной психологии? Что представляют собой объект, предмет и методология науки? С какими дисциплинами она теснее всего связана?

Понятно, что интересующая нас дисциплина возникает на стыке психологических и социальных исследований. По линии психологии она испытывает влияние биологии, медицины, физиологии. Со стороны социологии родственными выступают такие отрасли знаний, как философия, педагогика, антропология и другие.

Пожалуй, педагогика связана с социальной психологией особенно тесно. Педагогическая практика невозможна без знаний о принципах взаимодействия внутри коллектива, о влиянии коллектива на личность, о групповых методах обучения и многих других социально-психологических аспектах.

Объект социальной психологии - это сообщества, социальные группы, а ее предмет - психологические процессы, свойства и состояния, свойственные отдельному члену группы и группе в целом. В зависимости от того или иного взгляда на предмет изучения формируются разные разделы социальной психологии.

Социальная психология личности, групп и, наконец, общения и межгруппового взаимодействия - такова структура социальной психологии, по мнению Галины Михайловны Андреевой, одной из основоположниц отечественных исследований в этой области.

В поле изучения первого раздела входят такие вопросы, как социализация личности, влияние на ее психику общественных ролей, статусов и установок, влияние групповых норм на поведение и характер человека и другие. Исследования групп посвящены возникновению, жизнедеятельности и распаду различных общностей, формированию структуры группы. Третий раздел охватывает способы и виды коммуникации между людьми, возникающие между людьми отношения, проблемы оценки и восприятия человека человеком.

Широкое понимание предмета науки объясняет обширный список проблемных вопросов, стоящих перед ней. Наиболее значимые проблемы социальной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • Отношения внутри группы.
  • Групповая иерархия и лидерство.
  • Социализация человека.
  • Адаптация личности внутри группы.
  • Факторы, определяющие поведение личности при групповом взаимодействии.

Как показывает перечень, проблема личности в социальной психологии занимает одно из ведущих мест. Второй наиболее актуальной проблемой можно назвать проблему группы, обозначив таким образом два самых актуальных направления исследований в этой области.

Методы социальной психологии схожи с методами общей психологии. Это, конечно же, беседа, анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, моделирование. Основные методы науки также обязательно дополняются специфическими. Таким будет, например, метод социометрии, который использует специалист, изучающий межличностные отношения внутри группы.

Функции социальной психологии направлены на сохранение общественных ценностей и норм, а также на приведение поведения человека в соответствие с ними без возникновения у него психологического напряжения. Автор: Евгения Бессонова

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...