Общественные науки и их определения. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук. Основные понятия, персоналии, образцы эссе

Классификация научной деятельности не так уж и велика, если ее разделить на те, которые имеют аксиомное подтверждение и те, которые «неточную» формулировку, то варианта всего два. Если говорить терминами, то наука делится на гуманитарные и естественные науки. Есть еще понятие общественных наук, которое не сразу находит себе объяснения у многих граждан. Разберемся чем гуманитарные науки отличаются от общественных.

Гуманитарные науки

Как уже было замечено, гуманитарные науки не имеют точного подтверждения и постулата . К ним относятся: психология, экономика, философия, социология, правоведение. Понимание и приобретение новых знаний человеческой природы и искусства — это самые главные признаки гуманитарных наук. Это нормативные знания образованного человека. Углублением науки урегулирование целостности в отношении человека и ядра природы исследуют ученые и профессора.

Хотя еще совсем недавно гуманитарные науки были ограничены в исследовании социального управления, то теперь современная наука — напротив, стремится решить проблему общественного конструирования социального населения. Главное направление которого на сегодняшний день приобрело определенный прогресс и интерес у многих ученых-гуманистов — это исследования общества и его возможностей перед технологическими открытиями, а также знаний социальной статистики.

Общественные науки

Общественные науки кроме перечисленных гуманитарных охватывают еще и социальный круг исследований — это история, юриспруденция, лингвистика, риторика, политология, педагогика, культурология, география, антропология. Столь большой спектр наук изучает исторические этапы прошлого, а также, что может произойти в истории будущего. Решает фундаментальные теоремы социального общества. Эта наука исследует человеческие взаимоотношения и позиции.

Еще в недалеком прошлом общественные науки не имели под собой основы и рассматривались только с точки зрения необходимости в той или иной области. На сегодняшний день они являются актуальными для всех слоев общества. Теория о том, что люди смогут управлять собой с помощью социальной статистики и исследований становится популярной и рассматриваемой.

Сходство двух наук

Некоторые науки такие как история, политология и социология являются в какой-то степени предвестниками будущего , т.е. руководствуясь навыками исторического прошлого и анализом общественного политического настроения общества, политологи и социологи могут предсказать оценку того, что может произойти в будущем. Таким образом, социология, история и политология тесно связаны между собой. Характерным отличием является тот факт, что политология изучает теории, а социология целые социальные корпорации.

Философия, политология и психология имеют между собой общие черты. Все эти науки главным образом исследуют общественные взгляды и человеческий образ действий в той или иной ситуации. Опыт философии консультируют политологов в некоторых вопросах касающихся отношений народов и роли государства в общественном благосостоянии. Психология тоже может являться как гуманитарной наукой, так и общественной. Мнение о том, почему так поступит человек и чем он руководствовался очень уместное и в какой-то степени необходимое для развития правильного перспективных верхов.

Науки, которые входят в состав гуманитарных не могут быть стандартными и изолированными одними теориями, они востребованы и охватывают науки общественного окружения. И наоборот — они находят общую основу в своих поисках.

Отличие гуманитарных и общественных наук

Если говорить простым языком, то гуманитарные науки направлены на изучения человека с точки зрения его внутренней натуры: духовность, нравственность, культурность, изобретательность. В свою очередь общественные направлены на изучение не только внутреннего естества человека, но и его действия в той или иной ситуации, мировоззрение на происходящее в обществе.
Есть несколько основных отличий между гуманитарными и общественными науками:

  1. Абстрактные понятия, которые выявляют признаки и свойства ориентированы в гуманитарных науках. Например, «опытный человек», в данном случае рассматривается не сам человек, а тот самый опыт, который он получил. Общественные же науки акцентируют свое внимание на человеке и его деятельности в социальном обществе.
  2. Чтобы теоретически ориентироваться в изучении социального развития общества, ученые общественных наук пользуются проверенными инструментами и правилами. В гуманитарных науках это мало практикуют.

Науки, занимающиеся изучением общества и человеческих отношений. К общественным наукам относятся психология, экономика, политология, социология, география. Назначение О.н. подразумевает использование тех же принципов, которые применяются… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - см. НАУКА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, динамику, развитие, историю, так и его отдельных подсистем (экономику, политику, государство, гражданское общество, правовое устройство, духовную жизнь). Основные категории… … Философия науки: Словарь основных терминов

Общественные науки - см. Социальные науки … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Общественные науки - ОБЩÉСТВЕННЫЕ НАУ́КИ. Накануне войны сов. философы, историки, экономисты, правоведы, языковеды, литературоведы и другие. на основе марксистско ленинского учения разрабатывали проблемы социалистич. базиса и надстройки, преобразования социальной… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

«Общественные науки и современность» - научный междисциплинарный журнал РАН, с 1976 (первоначально выходил под названием «Общественные науки», с 1991 современное название), Москва. Учредитель (1998) Президиум РАН. 6 номеров в год … Энциклопедический словарь

«Общественные науки - Sosial Sciences» - «Общественные науки Sosial Sciences», ежеквартальный научный журнал РАН на английском языке, с 1970, Москва. Печатает подборку оригинальных статей, подготовленных учёными 30 институтов РАН. Выходит и распространяется также в США … Энциклопедический словарь

СССР. Общественные науки - Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Норма (общественные науки) - В наиболее общем смысле норма правило поведения. В социологии нормой или социальной нормой является признанная данным обществом форма поведения. В некоторых группах норма предписывает поведение, отличающееся от общепринятого в обществе. Такая… … Википедия

Науки - Науки, 25 Это статья о казино «Гудвин» в Санкт Петербурге. О других значениях этого термина см. Гудвин. Это статья о кинотеатре «Современник» в Санкт Петербурге. О других значениях этого термина см. Современник. Это статья о памятнике на месте… … Википедия

Книги

  • Купить за 1094 грн (только Украина)
  • Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов , . Науки общественныя и естественныя в историческом взаимоотношении их методов, очерки по истории и методологии общественных наук. Ученые записки императорского Московского университета. Отдел…

Социальные науки, их еще часто называют общественными, изучают законы, факты и зависимости общественно-исторического процесса, а также цели, мотивы и ценности человека. От искусства они отличаются тем, что для исследования общества используют научный метод и стандарты, включая качественный и количественный анализ проблем. Результатом данных исследований является анализ общественных процессов и обнаружение в них закономерностей и повторяющихся событий.

Науки об обществе

В первую группу входят науки, дающие наиболее общие знания об обществе, прежде всего, и социология. Социология изучает общество и законы его развития, функционирование социальных общностей и отношения между ними. Эта мультипарадигмальная наука рассматривает социальные механизмы как самодостаточные средства регулирования социальных отношений. Большую часть парадигм делят на два направления - микросоциологию и макросоциологию.

Науки об определенных сферах общественной жизни

К данной группе социальных наук относят экономику, политологию, этику и эстетику. Культурология занимается изучением взаимодействия культурных в индивидуальном и массовом сознании. Объектом исследования экономики является экономическая действительность. Из-за ее широты данная наука представляет собой целый дисциплин, которые отличаются друг от друга предметом изучения. К экономическим дисциплинам относятся: макро- и , эконометрика, математические методы экономики, статистика, отраслевая и инженерная экономика, история экономических учений и множество других.

Этика занимается исследованием морали и нравственности. Метаэтика изучает происхождение и значение этических категорий и понятий, используя логико-лингвистический анализ. Нормативная этика посвящена поиску принципов, регулирующих поведение человека и направляющих его поступки.

Науки обо всех сферах общественной жизни

Данные науки пронизывают все сферы общественной жизни, это правоведение (юриспруденция) и история. Полагаясь на различные источники, история изучает прошлое человечества. Предметом изучения правоведения является право как социально-политическое явление, а также совокупность общеобязательных установленных государством определенных правил поведения. Юриспруденция рассматривает государство как организацию политической власти, которая обеспечивает управление делами всего общества с помощью права и специально созданного государственного аппарата.

Социальные науки форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

1) философская антропология

2) экономика

3) социология

4) социальная

5) психология

Ответ: 2.

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание ; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.

Социальное познание процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают . Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов‑субъектов познания . Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание . Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества , которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин .

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент . Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

– рассматривать социальную действительность в развитии;

– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое‑либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка , которая зависит от следующих факторов:

– свойства изучаемого объекта (события, факта);

– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;

– познавательные задачи, которые поставил исследователь;

– личная позиция исследователя (или просто человека);

– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.

C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Основные понятия, персоналии, образцы эссе

(Справочное пособие для выпускников школ и преподавателей)

Общество. Науки об обществе 3

Развитие взглядов на общество 6

Исторический процесс 13

Познание 18

Человек 21

Социология 26

Политология 33

Духовная сфера 42

Правовая сфера 46

Экономическая система 57

Кто есть кто 68

Памятка работы с текстом 82

Литература 83

Предисловие

Быть выпускником школы и абитуриентом прекрасно! Это означает, что Вы молоды, энергичны, что у Вас все впереди. Быть студентом ещё лучше, так как тогда Вы станете на шаг ближе к своей мечте. Давайте путь от выпускника до студента пройдем вместе.

Книга, которую Вы держите в руках, является пособием – справочником для всех желающих успешно сдать выпускные и вступительные экзамены по обществознанию. Данное пособие имеет ряд достоинств. Во-первых, оно полностью соответствует проекту нового Государственного стандарта, одобренного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. За основу взята программа Л.Н. Боголюбова, которая сегодня является одной из базовых. Именно на неё опираются составители заданий ЕГЭ. Во-вторых, автору удалось доступно изложить основные понятия всего курса обществознания. Весь материал дан таким образом, что систематически представлена вся панорама знаний о человеке, обществе, сферах общественной жизни. Особый раздел посвящен биографиям известных обществоведов. Теперь в поисках нужного понятия Вам не придется покупать множество словарей. Все понятия, встречающиеся в заданиях, ЕГЭ находятся здесь. В-третьих, пособие поможет Вам подготовиться к написанию эссе. Это задание вызывает у выпускников и абитуриентов наибольшие затруднения. Алгоритм работы, образцы эссе станут хорошими помощниками при подготовке к выполнению данного задания.

Пособие также будет полезно учителям, которые руководят подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.

Успехов Вам!

Раздел 1

Общество. Науки об обществе

Обществознание – наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования и включает в себя комплекс разнообразных дисциплин.

Социология – наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется особым правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала совершенно не предсказуемой. Социологи как раз и изучают то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.


Философия – наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

Политология – наука о государстве, власти, властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства.

Культурология – наука, изучающая совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой.

Этика – наука о нравственности, морали. В дословном переводе этика означает «искусство повседневного поведения». Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку? Имеют ли понятия «добро» и «зло» объективную, не зависящую от человека основу?

Эстетика – наука о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики – научить человека наслаждаться своими чувствами. Точнее – наслаждаться миром, открываемым с помощью органов чувств, открывать для себя космос – красоту и гармонию мирового порядка.

Экономика – наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно по своему усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений.

Гуманитарные дисциплины – языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, история. Гуманитарные науки близки общественным наукам, т.к. основным объектом их интереса является человек. Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками очень сложно.

Общество (в узком смысле) – 1) группа людей, объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например: Смутное время, эпоха Возрождения).

Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Это некая социальная система, объединяющая всё население Земли

Общество (с философской точки зрения) – это динамически саморазвивающаяся система , состоящая из-под систем – сфер общественной жизни (экономическая политическая, духовная, социальная), имеющих свои элементы.

Система – целое, состоящее из частей

Подсистемы – это и есть сферы общественной жизни. Они находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Каждая из сфер может видоизменяться. С изменением подсистем, изменяется и сама система.

Экономическая сфера имеет такие элементы: фирмы, предприятия, рынки, деньги, обороты капиталов т.п. Основной вопрос экономической сферы – производство материальных благ для обеспечения нормального функционирования общества.

Политическая сфера имеет такие элементы: государство, партии, политические объединения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какой-либо группе или классу. Задача партий – выражать многообразие различных интересов различных, часто противоположных групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера имеет такие элементы: мораль, наука, искусство, образование, религия. Главной задачей духовной сферы является производство духовных благ общества.

Социальная сфера имеет такие элементы: нации, сословия, классы. Социальная сфера включает в себя организации и учреждения, отвечающие за благосостояние народа.

Природа (в широком смысле) – это все сущее, весь мир в многообразии его форм ипроявлений (Вселенная, материя).

Природа (в узком смысле) – это биосфера , естественная среда обитания человеческого общества, включающая в себя атмосферу, гидросферу, литосферу.

Типология обществ: а) письменные и дописьменные;

б) простые и сложные (уже существует государство);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное . Концепцию постиндустриального (информационного) общества разрабатывали Д.Белл, О. Тоффлер, И.Маслоу.

г) по К. Марксу: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое(социализм – первая стадия коммунизма)