Тесты на отношения в коллективе. Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе. Мне нравятся коллективы, в которых

  • 2.6. Конфликт: понятие, виды и стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 2.7. Понятие социально-психологического климата коллектива
  • 2.8. Организация социально-психологического исследования
  • 3. Методы социальной психологии
  • 3.1. Наблюдение
  • 3.2. Эксперимент
  • 3.3. Анализ документов
  • 3.4. Опросные методы
  • 3.4.1. Беседа
  • 3.4.2. Интервью
  • 3.4.3. Анкетный опрос
  • 3.4.4. Экспертный опрос
  • 3.5. Метод социометрических измерений
  • 3.6. Тесты в социально-психологическом исследовании
  • 3.7. Методы обработки данных
  • 4. Методики социально-психологического изучения
  • 4.1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «социометия» дж. Морено
  • 4.2. Анкета для изучения социально-психологического климата коллектива
  • 1. Нравится ли Вам Ваша работа?
  • 3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя:
  • 5. Предположим, что по каким-либо причинам Вы временно не работаете; вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?
  • 6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
  • 7. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
  • 9. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива?
  • 10. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?
  • 11. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
  • 13. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
  • 14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены различными условиями Вашей работы?
  • 15. На сколько хорошо, по Вашему мнению организована Ваша работа?
  • 16. Как вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
  • Протокол опроса
  • 4.3. Методика самооценки коллектива
  • 4.4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по а.Ф.Фидлеру)
  • 4.5. Методика «определение индекса групповой сплоченности сишора»
  • 4.6. Тест общей оценки психологического климата
  • 4.7. Методика субъективной оценки межличностных отношений (с. В. Духновский)
  • 4.8. Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
  • I. Авторитарный
  • II. Эгоистичный
  • III. Агрессивный
  • IV. Подозрительный
  • V. Подчиняемый
  • VI. Зависимый
  • VII. Дружелюбный
  • VIII. Альтруистический
  • 4.9. Методика «q-сортировка» в. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • 4.10. Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (л.Г. Почебут)
  • 4.11. Методика определения стиля руководства трудовым коллетивом
  • 4.12. Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки
  • Характеристики индивидуального стиля управления
  • 4.13. Методика «самооценка стиля руководства»
  • 4.14. Методика «определение уровня лидерского потенциала»
  • 4.15. Методика «самооценка лидерства»
  • 4.16. Диагностика лидерских способностей
  • 4.17. Экспертная оценка психологических характеристик руководителя
  • Обобщенные экспертные оценки пхлр
  • 4.18. Тест описания стратегий поведения в конфликте к. Томаса (в адаптации н.В. Гришиной)
  • 4.6. Тест общей оценки психологического климата

    Методика применяется для оценки сложившейся к моменту обследования специфики межличностных отношений в коллективе и их динамики, выявляемой в периодически повторяющихся обследованиях, а также для анализа индивидуальных оценок основных вопросов и проблем совместной деятельности.

    В опросном бланке приводятся 13 оснований для диагностики различных сторон функционирования деловых и социально-психологических явлений в коллективах. В методике используется 7-бальная оценочная шкала.

    Инструкция: Оцените, пожалуйста, психологический климат в Вашем коллективе. Вам необходимо выбрать правое или левое утверждение. Для этого следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого вычеркнуть ту оценку, которая наиболее соответствует истине:

    3 – свойство, указанное слева проявляется в коллективе всегда;

    2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

    1 – свойство проявляется достаточно часто;

    0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

    –1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

    –2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

    –3 – свойство проявляется всегда.

    На каждой строчке должно быть только одно зачеркивание. Анкета анонимна. Данные будут обрабатываться в общем виде.

    Регистрационный бланк

    Преобладает доброе жизнерадостное настроение

    Преобладает подавленное, пессимистическое настроение

    Доброжелательность во взаимоотношениях, дружеское расположение

    Конфликтность в отношениях, агрессивность, апатия

    Взаимное расположение и понимание между микрогруппами внутри коллектива

    Группировки конфликтуют между собой

    Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время

    Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах

    Неудачи или успехи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива

    Неудачи или успехи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают недобрую зависть и злорадство

    Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

    Критические замечания носят характер явных и открытых выпадов

    Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

    В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других

    В трудные минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда «один за всех, и все за одного»

    В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

    Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как их собственные

    Достижения или неудачи коллектива не находят отклика у его членов

    Отношение к новичкам доброжелательное и участливое

    Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

    Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело

    Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

    В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту

    Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», слабых нередко высмеивают, относятся к ним снисходительно

    У членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

    К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

    Обработка результатов

    1. Оценки, отмеченные опрошенными, необходимо перекодировать следующим образом:

    2. Для каждого опрошенного вычисляется коэффициент субъективной оценки социально-психологического климата (К ): складываются баллы по всем 13 пунктам анкеты и полученная сумма делится на количество этих пунктов, то есть на 13.

    3. Вычисляется средний коэффициент субъективных оценок социально-психологического климата (К ср): складываются коэффициенты субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество опрошенных. Полученный К ср может изменяться от 1,0 до 7,0. Чем выше коэффициент, тем благоприятнее оценка психологического климата (ОПК).

    4. Для получения вывода о наиболее проблемных точках коллектива, трудностях его становления необходимо вычислить средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 13 пунктов ОПК: К ср 1, К ср 2, К ср 3

    Интерпретация

    1. Средний коэффициент субъективных оценок ОПК позволяет охарактеризовать климат коллектива следующим образом:

    От 5,5 до 7,0 – благоприятный, здоровый;

    От 4,7 до 5,4 – неустойчивый, но достаточно благоприятный;

    От 3,9 до 4,6 – средне благоприятный;

    От 1,0 до 3,8 – неблагоприятный.

    2.Чем ниже оценивается коллективом тот или иной пункт ОПК, тем больше неудовлетворенность сотрудников этой стороной взаимоотношений.

    Интерпретация общего психологического климата

    «Благоприятный»

    Общий психологический климат в коллективе благоприятен. Это свидетельствует о следующих позитивных результатах процесса становления коллектива: сформированности положительных коллективистских отношений и активного ядра коллектива; гармоничном балансе делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия; согласованности сложившегося общественного мнения по основным вопросам жизнедеятельности и распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; отсутствии явных или скрытых группировок, негативно настроенных по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; малой вероятности тяжелых конфликтных ситуаций в коллективе, которые не переходят в затяжные и острые, поскольку сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства адекватен объективным требованиям дела, возможностям и ожиданиям подчиненных; удовлетворенности сотрудников своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста, что как следствие, свидетельствует о закрепленности кадров в подразделении (органе управления).

    Вместе с тем в стратегии и тактике руководства коллективом необходимо сохранять достигнутый положительный результат, как важный психологический потенциал его дальнейшего успешного функционирования. Для этого, в частности, целесообразен постоянный, но действенный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: поощрением достижений подчиненных, и, в особенности актива коллектива по реальному вкладу в общее дело, стимулированием дальнейшего их роста; объективной оценкой сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно к распределению ролей между лидерами в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного их комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

    «Неустойчивый, но достаточно благоприятный»

    Общий психологический климат в коллективе в целом благоприятен, но неустойчив. Это должно стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с возможностью его дальнейшего развития.

    Выявленная неустойчивость коллектива обусловлена внутренними противоречиями между сложившимися положительными деловыми и эмоциональными взаимоотношениями среди наиболее активных его членов, с одной стороны, и, с другой – остающимся отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя.

    Следует обратить внимание на самочувствие каждой личности в группе, его связь с неудовлетворенностью деловыми или эмоциональными отношениями; на социально-психологический статус каждого сотрудника в группе и на то, по каким аспектам жизнедеятельности он принимается или отвергается коллективом; поощряются ли материально или морально все достижения наиболее активных его членов, все ли сотрудники реализуют свои жизненные планы в соответствии с реальными возможностями и притязаниями.

    «Среднеблагоприятный»

    В коллективе сохраняется или наметилась тревожная обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руководством. Это может отражаться на надежности и эффективности работы коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать срывы в оперативно-служебной деятельности и конфликты, а также снижать удовлетворенность личного состава своей работой, приводить к его текучести, заболеваемости и травматизму. Такая неблагоприятная обстановка обусловливается чаще в том случае, если в коллективе имеют место следующие негативные явления: не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива; отсутствует баланс, а вследствие этого и адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия; нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; вероятны явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; не исключаются конфликтные ситуации в коллективе, имеется тенденция перехода их в затяжные и острые, поскольку не все сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровню достигнутого развития коллектива и учитываются, главным образом, только объективные требования дела; руководителем нередко упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных; многие сотрудники имеют низкий социально-психологический статус в группе, не удовлетворены своей профессией, условиями службы (работы), ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами, как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста, что как следствие, свидетельствует о недостаточной закрепленности кадров в подразделении (органе управления).

    Руководителю в этой ситуации в своей стратегии и тактике необходимо, прежде всего, накапливать психологический потенциал дальнейшего развития коллектива. Для этого целесообразен постоянный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: формированием активного ядра коллектива, распределением работы с учетом профессиональной компетенции и лидерских ориентаций личного состава; поощрением достижений подчиненных по реальному вкладу в общее дело, в особенности наиболее активных из них, стимулированием дальнейшего их роста; объективной оценкой сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно к лидерам в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного их комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

    «Неблагоприятный»

    В коллективе имеет место крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством. Это отражается на надежности и эффективности служебной деятельности коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцирует срывы в работе и конфликты, а также снижает работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводит к неоправданно высокой текучести, заболеваемости и травматизму. Такая картина обуславливается следующими причинами: не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива; нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; отсутствует баланс, а вследствие этого и адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия, поскольку сотрудники не сплочены ни делом, ни эмоционально; имеются явные или скрытые группировки, крайне негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; очень часто и воспроизводимы конфликтные ситуации в коллективе, большинство из них затяжные и острые, так как не все сотрудники сплочены и дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства не гибок, а неоправданно односторонен, не соответствует уровню достигнутого развития коллектива и учитывает главным преимущественно только формальные стороны дела вопреки требованиям конкретной социально-психологической ситуации; руководителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности, ожидания и настроения сотрудников; большинство сотрудников имеют низкий социально-психологический статус в группе, не удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами, как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.

    Руководителю в этой ситуации необходимо принять срочные меры по стабилизации положения, радикально пересмотреть свою информированность об основных социально-психологических явлениях в коллективе и приемлемости своего стиля руководства, нацелиться на постепенное накапливание психологического потенциала здорового развития коллектива. Для этого необходим постоянный действенный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: формированием активного ядра коллектива, распределением работы с учетом профессиональной компетенции и лидерских ориентаций кадров; поощрением достижений подчиненных, и в особенности активных из них, по реальному вкладу в общее дело, стимулированием дальнейшего их роста; объективным оцениванием сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно распределению ролей между лидерами в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

    Кроме того, необходима работа с теми, кто не разделяет мнения актива, установок руководителя, находится в явной или скрытой конфронтации с руководителем или лидерами, не удовлетворен распределением ролей или системой оценки и стимулирования оперативно-служебной деятельности. Руководителю в своей работе нужно учитывать то, что напряженность психологического климата может также провоцироваться несовпадением официальных и неофициальных лидеров, тем, насколько реальным авторитетом они обладают, или же враждебным настроем группировок, примыкающих к своим деловым или эмоциональным лидерам. В этом случае необходимо обратить внимание на то, насколько обоснованно распределены функции между сотрудниками, в особенности между активом коллектива; допустимая ли часть полномочий руководителя делегирована его заместителям и оставлена ли необходимая на осуществление им основных функций управления.

    Важно обеспечить формирование единого коллективного мнения для того, что объединить вокруг него всех сотрудников и ввести в повседневную практику демократические формы выработки коллективных решений с уважением индивидуальных мнений и обязательностью принятого общего решения. В то же время не следует оставлять без санкций случаи нарушений служебной дисциплины или серьезных срывов в оперативно-служебной деятельности; однако публично налагать дисциплинарные взыскания следует только на злостных нарушителей. Нецелесообразно также и попустительское отношение руководителя к давлению еще не созревшего коллективного мнения, особенно если оно явно противоречит требованиям.

    Особое внимание следует обратить на самочувствие каждой личности в группе, его связь с неудовлетворенностью деловыми или эмоциональными отношениями; на социально-психологический статус каждого сотрудника в группе и на то, по каким аспектам жизнедеятельности он ею принимается или отвергается; поощряются ли материально или морально все достижения наиболее активных его членов, все ли сотрудники реализуют свои жизненные планы в соответствии с реальными достижениями, притязаниями и способностями.

    На основе полученных данных у руководителя появляется возможность сделать вывод о наиболее проблемных моментах в межличностных отношениях по всем характеристикам социально-психологического климата, оцениваемого опрашиваемыми.

    Задачи

    Создать дружный «долгоиграющий» коллектив без конфликтов и «текучки». Подобрать типы личности в команде под стиль и деятельность компании

    Решение

    Тест для определения типа личности по типологии Майерс-Бриггс разработан на основе концепции . Основан он на выделении четырех ведущих функций, комбинации которых определяют 16 типов личности. Вопросы составляются так, чтобы определить, какое из каждой пары противоположных качеств человеку ближе:

    • Экстравертный или Интровертный;
    • Сенсорный или Интуитивный;
    • Логический (Мыслящий) или Этический (Чувствующий);
    • Рациональный (Решающий) или Иррациональный (Воспринимающий).

    Пройти тест по типологии Майерс-Бриггс можно , а вот по этому адресу есть таблица, которая помогает определить склонности, а затем с помощью автоматического калькулятора вычислить соционический тип. Подробные описания типов можно посмотреть . Классификации типов различаются в рамках одного подхода (по Вайсбанду, Панченко, Гуленко и Стратиевской). Чаще всего, речь идет о такой классификации, но трактуется она по-разному.

    • Логико-интуитивный экстраверт - «Джек Лондон»;
    • Логико-сенсорный экстраверт - «Штирлиц»;
    • Этико-интуитивный экстраверт - «Гамлет»;
    • Этико-сенсорный экстраверт - «Гюго»;
    • Логико-интуитивный интроверт - «Робеспьер»;
    • Логико-сенсорный интроверт - «Максим Горький»;
    • Этико-интуитивный интроверт - «Достоевский»;
    • Этико-сенсорный интроверт - «Драйзер»;
    • Интуитивно-логический экстраверт - «Дон Кихот»;
    • Сенсорно-логический экстраверт - «Жуков»;
    • Интуитивно-этический экстраверт - «Гексли»;
    • Сенсорно-этический экстраверт - «Наполеон»;
    • Интуитивно-логический интроверт - «Бальзак»;
    • Сенсорно-логический интроверт - «Габен»;
    • Интуитивно-этический интроверт - «Есенин»;
    • Сенсорно-этический интроверт - «Дюма».

    Есть еще и такой вариант классификации:

    • Логико-интуитивный экстраверт - «Предприниматель»;
    • Логико-сенсорный экстраверт - «Администратор»;
    • Этико-интуитивный экстраверт - «Наставник»;
    • Этико-сенсорный экстраверт - «Энтузиаст»;
    • Логико-интуитивный интроверт - «Аналитик»;
    • Логико-сенсорный интроверт - «Инспектор»;
    • Этико-интуитивный интроверт - «Гуманист»;
    • Этико-сенсорный интроверт - «Хранитель»;
    • Интуитивно-логический экстраверт - «Искатель»;
    • Сенсорно-логический экстраверт - «Маршал»;
    • Интуитивно-этический экстраверт - «Советчик»;
    • Сенсорно-этический экстраверт - «Политик»;
    • Интуитивно-логический интроверт - «Критик»;
    • Сенсорно-логический интроверт - «Мастер»;
    • Интуитивно-этический интроверт - «Лирик»;
    • Сенсорно-этический интроверт - «Посредник».

    По полученной комбинации предпочтений можно довольно точно определить склад личности, сильные и слабые стороны человека, а также благоприятные для него типы и те, с которыми отношения проблемные, потому что интеллектуальные программы очень разные и противоречат друг другу. На сайте Socionics.Your-Wave.com множество разнообразных онлайн-тестов для определения соционического типа.

    Стоит отметить несколько моментов. Во-первых, с возрастом и под влиянием разных факторов тип человека может меняться, например, от экстраверсии он переходит к интраверсии. Во-вторых, в Интернете можно начитаться совершенно адских историй о конфликтах между негармонирующими типами. Тут важно сознательно отказаться от «мещанского» подхода к тестированию и от программирования своего сознания и подсознания результатами теста. Иначе тесты станут самоисполняющимися пророчествами: в порыве увлечения тестированием вы поверите, что взаимодействие с кем-то обречено на конфликты. Попытка подвести рациональную инструментальную базу под построение команды - это отлично. Но еще важнее - независимость и гибкость мышления, критическое осмысление действительности. Имеет смысл помнить и о такой интересной вещи, как «химия» общения: человек может быть не близок вам по многим пунктам, но что-то делает его симпатичным для вас. Эта «химия» симпатии превращает людей в команду и даже в коллег-друзей, сглаживает шероховатости в работе, помогает решать задачи быстро и дружно - и становится «добавленной стоимостью», нематериальной мотивацией, которая удерживает людей. В общем, «скорее бы домой, скорее бы на работу».

    Какое сочетание типов личностей оптимально? Формирование коллектива из людей одного и того же типа малоэффективно. Ключевым является вопрос: «Для какой цели создается команда?». Стабильная работа и генерирование прорывных идей - это разные вещи, хотя и не взаимоисключающие, вопрос в приоритетах. Именно цель определяет, какие типы личности должны превалировать в команде. После определения «курса» нужно изучить, по каким схемам обычно взаимодействуют разные типы, - станет понятно, у кого интеллектуальные программы могут успешно взаимодействовать, а у кого - вряд ли.

    Но опять же, тесты - это каркасы и фреймы, основанные на наблюдениях и анализе. Имеет смысл учитывать, что человек устроен сложно, он весь в нюансировке и индивидуальном ландшафте личности, сформированном уникальными чертами, опытом, тезаурусом, личным обаянием и т. д.

    Онлайн-тесты можно пройти, например, или : в Сети достаточно много инструментов для тестирования с автоматической калькуляцией и без оплаты. О других тестах, которые могут быть полезны в работе, мы расскажем в блоге Zillion в будущем.

    Данный тест рассчитан на группу детей старшего возраста. Целесообразно расшифровать незнакомые детям слова.

    Инструкция. Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик («X») (зачеркните соответствующую цифру) ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:

    Вопросы Оценка Вопросы
    У вас инертная группа. 1 2 3 4 5 У вас активная группа.
    В вашей группе преобладают материальные интересы и ценности. 1 2 3 4 5 В вашей группе преобладают духовные интересы и ценности.
    В деятельности вашей группы преобладают социальные цели. 1 2 3 4 5 В деятельности вашей группы преобладают общественно-полезные цели.
    В группе преобладают сходные цели каждого члена группы. 1 2 3 4 5 В группе преобладают наличие общей цели.
    В группе уважением пользуются те, кто работает на себя. 1 2 3 4 5 В группе уважением пользуются коллективисты.
    У группы эпизодический уровень общения. 1 2 3 4 5 У группы постоянный уровень общения.
    Группа общение ищет в себе. 1 2 3 4 5 Группа стремится общаться с дру-гими.
    Группа отличается частой сменой интересов. 1 2 3 4 5 Группа отличается устойчивостью интересов.
    Группа не стремится к осущест-влению своих интересов. 1 2 3 4 5 Группа осуществляет на деле свои интересы.
    Активность ведет группу на ассо-циальные дела. 1 2 3 4 5 Активность ведет группу на обще-ственно-полезные дела.
    Группа заметно разделена на при-вилегированных и пренебрегаемых. 1 2 3 4 5 В группе преобладает стремление к общению на равных, справедливое решение спорных вопросов.

    Формула подсчета результатов.

    К = S / A * n; K – коэффициент состояния данного параметра.

    S – сумма баллов по данному параметру, полученная от всех направлений.

    A – постоянное число, которое соответствует числу показателей по каждому параметру и равен 55.

    n – число испытуемых.

    Карта группы.

    1-0,8 – высока зона сплоченности: «горящий факел».

    0,78-0,62 – среднее значение: «мерцающий маяк».

    0,60-0,42 – зона недостаточности: «мягкая глина».

    0,40-0,20 – зона негативного развития.

    ШКАЛА ОЦЕНКИ «СТИЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ГРУППЫ

    Данный тест дает возможность определить насколько комфортно членам в данном коллективе. Диагностику целесообразно проводить с подросткового возраста и старше. Чтобы определить динамику развития комфортности в группе, рекомендуем несколько раз за смену использовать данную методику (2-3).

    Инструкция. В предлагаемой схеме опроса прочтите сначала утверждения слева, затем справа и после этого знаком «X» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Причем, следует иметь в виду, что оценки означают:

    3 – это свойство проявляется в коллективе всегда;

    2 – это свойство проявляется в большинстве случаев;

    1 – это свойство проявляется нередко;

    0 – ни свойство слева, ни свойство справа не проявляются достаточно выразительно;

    1 – это свойство проявляется достаточно заметно;

    2 – это свойство проявляется в большинстве случаев;

    3 – это свойство проявляется всегда.

    Свойство + 3 + 2 + 1 -1 -2 -3 Свойство
    Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой
    Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, агрессивность антипатии
    Членам коллектива нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в коллективе, участвовать в совместной деятельности в свободное время Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
    Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие или сочувствие всех членов коллектива Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
    Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
    В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда один – за всех и все – за одного В трудных ситуациях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения и т.п.
    У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители К похвалам и поощрениям коллектива в целом здесь относятся равнодушно
    Коллектив активен, полон энергии Коллектив инертен, пассивен
    Совместные дела увлекают всех, здесь велико желание трудиться активно Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах и делах
    В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»

    Обработка результатов. Подсчитывается общее количество баллов, зачеркнутых знаком «X». Максимальное количество баллов + 30 (идеальный «стиль жизнедеятельности» коллектива, повышенная комфортность у его членов), минимальное количество баллов - 30 (неоптимальный «стиль жизнедеятельности» коллектива, заниженная комфортность у его членов).

    МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»

    «Социометрия» переводится как «социальное измерение». Данная диагностика позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. Не секрет, что полученные данные дадут возможность педагогу определить степень сформированности группы, вовремя корректировать свою внутригрупповую работу с детьми.

    Различают несколько вариантов проведения этой диагностики. Но все предложенные методики адаптированы к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.

    Вариант 1 . Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

    Инструкция. Ребятам раздаются листочки. Дети подписывают каждый свой лист. Далее предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

    1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?

    2. С кем из членов отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?

    Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Их фамилии пишутся в именительном падеже.

    Обработка результатов. Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

    Таблица 16. Пример заполненной матрицы

    Кого выбирают Кто выбирает Иванов Петров Сергеев Алексеев Николаева Славина Семенова ВС
    Иванов х
    Петров х
    Сергеев х
    Алексеев х
    Николаева х
    Славина х
    Семенова х
    ВП -
    ВВ -

    Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и другом случае фамилии изложены в одном и том же порядке.

    Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра – «2», который был выбран вторым, «3» – третьим.

    В итоговых строках и столбцах:

    ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;

    ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;

    ВВ – количество взаимных выборов.

    Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.

    Если человек получил наибольшее количество выборов – он относится к числу «звёзд».

    Если получил среднее количество выборов – к «предпочитаемым».

    Если меньше среднего числа выборов – к «пренебрегаемым».

    Если не получил ни одного выбора – к «изолированным».

    Удовлетворённость ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

    Так, если ВВ =0, а число выборов, сделанных человеком 3, и К =0/3=0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношений.

    Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ ) вычисляется по следующей формуле:

    Низкий : «звёзды»+ «предпочитаемые» < «пренебрегаемые» + «изолированные».

    Средний : «звёзды»+ «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

    Высокий : «звёзды»+ «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

    Результаты трех составленных матриц оцениваются совместно. Для этого необходимо просуммировать полученные значения ВП , ВВ , ВС – по всем трем матицам.

    Пример интерпретации результатов. В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Сергеев, Алексеев, Николаева, Славина, Семенова (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

    Варианты выборов представлены в составленной матрице для данного вопроса (Таблица 16).

    Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

    Меньше всего выборов у Семеновой (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Семенову можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Семеновой – вероятно, у нее могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у нее нет ни одного взаимного выбора.

    Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Николаеву. А она его – нет.

    В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

    «звезд» – 1;

    «предпочитаемых» – 5;

    «пренебрегаемых» – нет;

    «изолированных» – нет.

    Таким образом: 1+5>1

    Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит о том, что, скорее всего, дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, т.к. их приоритетные выборы совпали.

    Методические рекомендации. Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Для большей эффективности методики внимательно приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.

    Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например, формирование команды для полета на Луну. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, источником психологической травмы.

    Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение отряда и используются вожатым только в целях корректирования воспитательной деятельности.

    Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, определить, как подросток воспринимает окружающий его коллектив (как помеху своей деятельности; как средство, способствующее достижению личных целей; как самостоятельную ценность), и объяснит мотивы его поведения в коллективе. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

    Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим» .

    Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

    Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

    Тест состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

    По каждому пункту теста испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

    1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

    А – знает больше, чем я;

    Б – все вопросы стремится решать сообща;

    В – не отвлекает внимание преподавателя.

    2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

    А – используют индивидуальный подход;

    Б – создают условия для помощи со стороны других;

    В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

    3. Я рад, когда мои друзья:

    А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

    Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

    В – помогают другим, когда представится случай.

    4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

    А – некому помогать;

    Б – не мешают при выполнении задачи;

    В – остальные слабее подготовлены, чем я.

    5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

    А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

    Б – мои усилия достаточно вознаграждены,

    В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

    6. Мне нравятся коллективы, в которых:

    А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

    Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

    В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

    7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

    А – создают дух соперничества между учениками;

    Б – не уделяют им достаточного внимания;

    В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

    8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

    А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

    Б – возможность получения новой информации от других людей;

    В – возможность сделать полезное другим людям.

    9. Основная роль должна заключаться:

    А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

    Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

    В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

    10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

    А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

    Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

    В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

    11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

    А – имел ко мне индивидуальный подход;

    Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

    В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

    12. Нет ничего хуже того случая, когда:

    А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

    Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

    В – тебе не помогают окружающие.

    13. Больше всего я ценю:

    А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей,

    Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

    В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

    14. Я хотел бы:

    А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

    Б – работать индивидуально с преподавателем,

    В – работать со сведущими в данной области людьми.

    Инструкция:

    На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл.

    Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.

    Ключ для обработки анкеты

    Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

    aИ + bП + cК

    где
    И - «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы;

    П - «прагматический»;

    К - «коллективистический».

    a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия,
    b – «прагматическому»,

    c – «коллективистическому»,

    например: 4И + 6П + 4К.