Какие у школьников социальные роли. Человек в малой группе. Социальные роли мальчиков

Географическое положение является сложной категорией и характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой и всегда индивидуализирует географический объект. В географическом положении отображается следующая его признак, как позиционность. Это шагайте каждом географическом объекта уникальности. В мире нет двух объектов, например, государств, которые должны одинаковое географическое положение. Можно утверждать, что географическое положение - это всегда свойство объекта, в котором одновременно отображается отношение к другим объектам и территориальных систем. Таким образом, географическое положение - это всегда свойство объекта зависит как от самого объекта, положение которого определяется, так и от того окружения, с которым он взаимодействует ли взаимодействовать.

Географическое положение является результатом предшествующего развития государства. Оно существенно влияет на развитие всех ее подсистем - экономической, социальной, политической и демографической. В географии положение страны рассматривается как важный фактор ее перспективного развития и функционирования. Например, приморское положение Франции, ее выход в Средиземное море и Атлантический океан было благоприятным фактором развития промышленного производства на дешевой заморской сырье, стимулировало колонизационной политику вне Европы.

Ученые-географы к основным признакам географического положения относят: дистанцированность, детерминированность и потенциальность. Дистанцированность - это выгодность (или невыгодность) географического положения в зависимости от изменения расстояния между объектами, взаимодействуют. При этом расстояние может выражаться не только в единицах длины, но и в виртуальных показателях, характеризующих отношения между абстрактными понятиями. Географическое положение можно считать определенным (без учета случайных факторов), то есть детерминировано. Оно в той или иной степени является главным, определяющим фактором развития человеческого общества. Потенциальность географического положения заключается в его неисчерпаемых возможностях, которые могут быть использованы для обеспечения общественных потребностей.

Н.Мироненко выделяет три главных свойства (атрибуты) категории географического положения:

- Отношение - следует из определения географического положения. Основная методологическая трудность при изучении географического положения заключается в выявлении причинно-следственных связей, то есть в выяснении, насколько фактор географического положения определяет становление, функционирование и развитие объекта;

- Потенциальность - это фактор, предпосылка и одновременно следствие развития связей, разделения труда, а также развития самого региона. Часто выгодное географическое положение превращаются в ресурс развития территории. Например, на развитие страны - "микротопа" Сингапура положительно влияет умелое использование его выгодного экономико-географического положения в современной хозяйственной системе. Размещение на пересечении мировых торговых путей в условиях феноменального экономического роста азиатских новых индустриальных стран стало основным объективным фактором социально-экономического прогресса

Сингапура;

- Дистанцированность - характеризуя географическое положение, необходимо указывать на значение расстояния между объектами. В то же время сама расстояние не характеризует вполне географического положения. Оно определяется совокупностью свойств среды, в которой находится объект, а расстояние - лишь одна из этих свойств.

Американские географы В. Бунге и Р. Морилл одной из основных категорий общественной географии считают близость.

Понятие "географическое положение" анализируется по двум направлениям: 1) географическое положение как фактор развития территории и 2) географическое положение как условие развития территории.

Анализ географического положения как фактора предполагает выявление и оценку реальных и потенциальных связей и определения их влияния на развитие территории, ее специализацию, особенности организации и технологии.

Анализируя географическое положение как условие, необходимо раскрыть основные предпосылки развития территории.

Некоторые ученые определяют географическое положение как принадлежность к определенной территории.

Совокупность всех сведений о географическом положении формируют географическая среда, пространство, в которых функционирует государство, страна. Это пространство определяет характерные признаки и свойства любой территории.

Среди них наиболее научно обоснованным является понятие эконо-микогеографичного положения, которое характеризуется совокупностью географических, экономических и исторических факторов. Экономико-географическое положение обладает количественными и качественными характеристиками, может быть выгодным или невыгодным. Экономико-географическое положение является стратегическим ресурсом государства.

Для государства очень важно его политическим географическое положение - геопространственной отношение к политическим объектов, находящихся вне ее и непосредственно влияют на нее. Это влияние может приобретать не только политического характера. Например, положение Греции в системе стран Средиземноморья влияет на ее экономику, которая и определяет характер политических процессов в этой стране. Часто употребляемый термин "геополитическое положение" отражает влияние на политические процессы и структуры государства не только внешней политической среды, но и природных, экологических, экономических, социальных систем. Например, положение страны в континентальных условиях очень часто является фактором ее политического стремления к выходу на морские коммуникации и часто делает ее агрессивной.

Оценивая политико-географическое положение государства, необходимо учитывать как ресурсную (отраслевую), так и пространственно-территориальную его составляющие. Физико-географическая составляющая выделяется тем, что географическая среда продолжает играть существенную роль в жизни общества, влияет на эффективность функционирования той или иной страны. Даже самые мощные государства бессильны перед такими стихийными силами природы, как цунами, землетрясения, наводнения, ураганы, торнадо и тому подобное. Качественные земли или другие природные ресурсы, непосредственный выход к незамерзающим морям, климат и рельеф местности, полноводные реки и множество других факторов физико-географической составляющей политико-географического положения были, есть и будут важными для развития, а иногда и самого существования той или иной страны.

Значение экономико-географической составляющей в оценке политико-географического положения все время растет. Все больше стран испытывают потребность в ресурсах развития, которые они не способны обеспечить по собственной территории. И это не только полезные ископаемые или продовольствие, но и трудовые ресурсы. Поэтому открытый доступ к регионам, которые обладают излишками ресурсов социально-экономического развития, становится решающим фактором политико-географического положения. Не менее важным является размещение относительно основных рынков сбыта товаров, производимых в стране.

Постоянно возрастает значение транспортно-географической составляющей (в широком понимании этого термина) политико-географического положения, основными показателями которой является пропускная способность, скорость доставки грузов, стоимость перевозки, информационные и миграционные потоки, их изменчивость в пространстве и времени.

Не менее, а иногда и более важны геополитическая и гео-стратегическая составляющие политико-географического положения страны. Политическая нестабильность, вооруженные конфликты и т.д. надолго "закрывают" определенные страны и даже регионы мира, меняют направление и силу транзитных товаропотоков, разрушают устоявшиеся системы межгосударственных отношений.

Географическое положение может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей у государства, тем центральнее ее положение. Признаки центральности и периферийности географического положения очень часто связывают с категориями его выгодности или невыгодности. Обычно, центральное положение выгоднее периферийное. Многие страны имеют периферийное положение, однако они расположены на судоходном побережье. Следовательно, их положение лучше, чем соседних с ними континентальных государств, близких к "центральных". Среди "окраинных" государств особенно выгодное положение имеют расположенные на побережьях незамерзающих морей. Государство не может омываться морем (например, Великобритания, Шри-Ланка, Исландия, Кипр), быть полуостровной (Дания, Италия, Южная Корея, Турция), выходить на море в большей или меньшей своей частью (Египет, Алжир, Румыния, Болгария, Албания), располагаться на двух морях различных бассейнов (Франция, США, Канада, Мексика).

Центральность географического положения - важный фактор общественной жизни, который влияет на оперативность функций управления, географическое освоение территории, на размещение главных предприятий, учреждений. Центральность положения региона влияет и на образ жизни его населения.

Итак, анализируя экономико-географическое положение страны, необходимо учитывать:

Площадь страны и длину его сухопутных границ;

Экономико-социальную оценку стран-соседей;

Наличие у страны выхода к морю;

Особенности рельефа, климатического режима и природных ландшафтов страны;

Расстояние между крайними точками территории государства;

Положение страны на карте мировых сухопутных, морских и воздушных транспортных коридоров.

По пространственным масштабом географическое положение разделяют на глобальное, региональное и соседское. Глобальное положение - это геопространственной отношение государства к мировой экономической и политической систем и их подсистем, в частности групп высокоразвитых стран, стран "третьего мира", стран бывшего "коммунистического блока", в мировых геополитических осей, геостратегических интересов и тому подобное. Региональное положение является геопространственной отношением к системе стран и политико-государственных структур того континента, на котором расположено государство. Соседское положение предусматривает картографии отношения с государствами, которые граничат с определенной страной. Определяют соседей первого и второго порядка. Непосредственные соседи - это соседи первого порядка, а соседи соседей соседствуют второго порядка. Например, соседями первого порядка для Венгрии являются Украина, Румыния, Хорватия, Словения, Австрия, Сербия, Словакия, а соседями второго порядка являются Россия, Беларусь, Польша, Чехия, Германия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Босния и Герцеговина, Албания, Македония, Болгария и Молдова, то есть их почти вдвое больше. Чем больше соседей имеет определенное страна, тем при прочих равных условиях выгоднее ее политико-географическое положение. Это придает этой стране определенные преимущества в выборе близких внешнеполитических и экономических партнеров. В военно-политическом аспекте соседи соседей очень часто являются стратегическими партнерами (например, когда непосредственный сосед проявляет агрессивность). Классическим примером является отношения "Польша - Франция", между которыми находится Германия: в двух мировых войнах эта пара выступала в одном антинемецкая блоке.

Таким образом, географическое положение имеет чрезвычайно большое значение в страноведении, оно в определенной степени определяет образ жизни и даже характер народа.

Контрольные вопросы и задания

2. Дайте определение понятия "географическое положение страны".

4. Раскройте содержание понятия "географическое положение".

5. Выделите составляющие политико-географического положения.

6. Что такое соседское положение?

7. В чем сущность регионального положения территории государства?

8. Охарактеризуйте глобальное географическое положение Украины.

9. Охарактеризуйте особенности центрального и периферийного географического положения.

10. Объясните различия между понятиями "географическое положение" и "местоположение".

11. Охарактеризуйте три основных свойства географического положения как научного понятия.

Настоящий педагог не только учит, но и учится сам. И прежде всего у детей. А трудные дети – странные, неблагополучные, выбивающиеся из общей колеи – становятся для него учителями вдвойне.
Именно такие дети вольно или невольно бросают педагогу вызов – и особенно классному руководителю. Ему ведь приходится постоянно разгребать и улаживать конфликты, вспыхивающие то и дело по вине того или иного «изгоя».
Именно дети-изгои больше других напоминают учителю, каково значение индивидуальности. У каждого из них – свой мир, своя логика действий. С ними хочешь не хочешь, а без индивидуального подхода отношений не наладить. Так и будут уроки срывать да в классе провоцировать то бойкот, то травлю, то смешки…
Так какие же они, дети-парии? Откуда берутся? И можно ли подыскать к ним ключик, разобраться в их поведении и привычках?
Труднее всего, наверное, преодолеть собственное предубеждение. Различить в баламутящем класс и внешне отталкивающем ребенке – боль и беду.

Татьяна Алексеева,
кандидат филологических наук

Мишени для бойкота

По материалам работы известного социолога А. Сперанского «Система социальных ролей в ученическом классе»

Ученики могут найти повод для бойкота даже там, где для него, казалось бы, нет видимых причин. В каждом классе неизбежно распределение по ролям. Есть роль лидера, но есть и роль изгоя. И тут уже не личные качества определят, быть бойкоту или не быть, а особенности роли.

О тношения ученика и учителя достаточно формализованны. А между самими учениками отношения свободны и допускают большой набор вариантов. Социальные роли в классе распределяются не только под влиянием психофизиологических возможностей учеников. Разделение по ролям зачастую происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.
Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно. Но учителю очень важно знать закономерности развития межличностных отношений в классе.
Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей.
1. Система социальных ролей формируется под воздействием эмоциональной сферы класса.
2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов.
3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль.
Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.

ТРИ ТИПА ИЗГОЕВ

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. Ну а учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага».
Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.
Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.
Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

«Клоун»

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.
Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклас­сников, снижает уровень негативизма.
Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

«Белая ворона»

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.
Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.
У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

«Антагонист»

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.
Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Неудавшиеся лидеры

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.
В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.
Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

ТРИ ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Если признается наличие трех типов изгойства, то следует признать и три типа педагогического взаимодействия с изгоями.
Выстраивая свою работу с изгоями, учителю необходимо помнить, что изгой – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. На практике изгойство нередко оборачивается травлей одного или двух учеников целым классом. В разгар травли многие поступки учеников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции. Но на индивидуальном уровне с этим можно справиться.
Классному руководителю, который рано или поздно обязательно столкнется с этой проблемой, важно знать о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде.

Переиграть «клоуна»

Клоунада до последнего времени не рассматривалась педагогами как изгойское поведение. Но подтверждением тому, что клоунада – часть изгойства, может стать публичность поведения клоуна. Привлекая к себе внимание, клоун через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе.
Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на учителе, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации.
Попытка учителя дать действиям «клоуна» негативную эмоциональную оценку, критиковать или унижать его, только лишь укрепляет его тип поведения. Педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу «клин клином вышибают», ставя такого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Помочь «белой вороне»

При работе с изгоем-белой вороной важно помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклас­сниками не заходят дальше вербальной агрессии.
Как правило, агрессия в отношениях между «белой вороной» и классом бывает односторонней, нередко со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в «белые вороны».
Необходимость особого отношения к сверстнику, имеющему видимые физические недостатки, понимается подростками довольно быстро. Но необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующего другую религию и др.), подростками воспринимается далеко не сразу.
В целом проблема «белой вороны» решается вербальными средствами. Поэтому достаточно эффективны дискуссионные формы педагогической работы, помогающие ученикам правильно воспринять различия между ними. Современная педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на всех остальных.

Спасти «антагониста»

Изгой-антагонист не только сам активно не воспринимает класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности.
Наиболее распространенная ошибка учителя в подобной ситуации – это попытка занять чью-либо сторону. Как правило, он встает на сторону класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход лишь ухудшает ситуацию. Педагог, по сути, становится орудием своих учеников и теряет профессиональные качества.
Если учитель обладает достаточным авторитетом и при этом встает на защиту изгоя, то иногда он даже может привести его к лидерству в классе. Тогда бывший изгой начинает мстить одноклассникам, прикрываясь мнением и авторитетом учителя.
Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны. С уходом ученика в классе остается социальное место, на которое попадет другой одноклассник.
Сам изгой, переходя в другой класс, нередко снова начинает провоцировать негативное отношение в свою сторону. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, связанные с ситуацией появления нового изгоя-антагониста.
Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Образцово-показательный лицей и коррекционная школа мало чем отличаются, когда речь идет о распределении социальных ролей. Каким бы ни был дружным класс, каким бы хорошим – классный руководитель, всегда есть среди учеников сильные и слабые, троечники и зубрилы, любимчики учителей и индивидуалисты. Разберемся, стоит ли переживать из-за этого расслоения, можно ли изменить образ ребенка в глазах сверстников и как научиться правильно использовать его.

Почему роли не равны

Француз Дидье Дезор двадцать лет назад опубликовал результаты опыта над крысами, определяющего социальные роли в коллективе. Шестерых пушистых питомцев помещали в клетку с водоемом, причем корм клали в ту часть, которая отделена водой. Через какое-то время группа разделилась: две крысы просто ждали, когда три других вернутся с кормом и отнимали его, а еще один индивидуалист отбивался от нападок агрессоров, сам плавал за кормом и сам его съедал. И так происходило каждый раз, даже если крыс было в десятки раз больше. Слушая рассказы детей о распределении социальных ролей в школе, начинаешь понимать смысл опыта, проведенного над крысами.

Ситуация обостряется неравенством в обществе. Для уравнивания социального положения родителей вводят школьную форму, которая должна стирать грань между богатыми и бедными. Но ситуации это не меняет. Дети стремятся выделиться если не при помощи одежды, то за счет модных канцелярских принадлежностей, обуви, рюкзаков и даже дорогих украшений. Поэтому в классе почти наверняка образуется элита и те, кто к ней не принадлежит.

Часто родители думают, что ребенок попадает в ту или иную группу именно из-за финансового состояния семьи, но на самом деле куда сильнее влияют особенности его личности и характера. Уверенный в себе, спокойный и независимый, если вспомнить опыт с крысами, скорее станет индивидуалистом, чем прогнется под других или сам будет кого-нибудь угнетать. А чем больше разных характеров, тем сложнее школьная иерархия, тем более многообразно распределение ролей.

Уже на первом уроке мы с вами выяснили, что человек - существо биологическое (природное) и социальное (общественное). Последнее связано с тем, что человек живёт среди людей, в обществе, где существуют определённые культурные правила (нормы) поведения.

Всю свою жизнь, от младенчества до старости, человек усваивает их. То есть учится социальному, учится жить среди людей. Как это происходит? Прежде всего в результате усвоения культурных норм.

Культурные нормы

Обычно культурным называют человека воспитанного и много знающего.

Что такое культура? Это всё, что создано человеком, - одежда, машины, компьютеры, произведения искусства, заводы, здания и т.д. А всё остальное, что человеком не создано - моря и океаны, деревья и травы, реки, птицы, горы, - относится к природе.

Кроме того, культура - это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, ценностей, присущих данному народу. Нормы вежливого поведения, ценности свободы и патриотизма, традиции уважения старших, обычай встречать Новый год и многое другое составляет культуру того или иного народа.

    Советуем запомнить!
    Культура - всё, что создано человеком; это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.
    Культурные нормы - это правила поведения человека в обществе.

Какие способы приобщения к культуре вам известны?

Культурные нормы начинают формироваться в детстве и совершенствуются в течение всей жизни.

Например, разговаривать повернувшись лицом, а не затылком к собеседнику - это культурная норма. Равно как и не перебивать беседующих неуместными вопросами (как это часто делают дети, стремясь обратить на себя внимание).

Для усвоения культурных норм необходима ежедневная тренировка, чтение соответствующей литературы, наглядные примеры. Всё это происходит в процессе воспитания. Ваши первые воспитатели - эго родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры.

Низкий уровень воспитанности смело можно называть бескультурьем. Его проявления многочисленны: вмешательство в чужой разговор, рисование на стенах лифта или подъезда, выкручивание лампочек в чужом доме, грубость, унижение достоинства других людей, чавканье за столом, порча школьного имущества.

Плохо воспитанный ребёнок иногда демонстрирует примеры хорошего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребёнок соблюдает правила поведения и тогда, когда за ним наблюдают и когда он остаётся один.

Воспитание будет успешным лишь в том случае, когда культурные нормы станут для вас очень значимыми, важными, т.е. ценностями. Например, не обманывать других людей.

    Советуем запомнить!
    Ценности - одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Самой высшей ценностью является человеческая жизнь. Её нужно охранять.

Одни нормы для нас очевидны, мы исполняем их не задумываясь. Выполнение других требует от нас усилия над собой. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми должно стать для вас обязательным.

Наши социальные роли

Жить в обществе - значит не только усваивать различные культурные нормы, но и осваивать социальные роли.

Человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Им нельзя научиться по книгам, поскольку каждая роль включает в себя определённые модели поведения, обязанности, отношения и т.д. Человек осваивает роли в реальных жизненных условиях. Роли ученика и учителя - среди наиважнейших.

Действительно, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей: работника, покупателя, родителя, ребёнка, защитника Отечества и др.

«Весь мир - театр, все люди в нём - актёры, и каждый не одну играет роль», - сказал великий английский драматург Уильям Шекспйр. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене множество ролей. Мы все - сыновья и дочери, мужья и жёны, подчинённые и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители и т.д.

Какие социальные роли могут быть у персонажей этой фотографии?

Когда родители просят вас вернуться домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение уроков или напоминают вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий. Но вот когда вы достаточно подрастёте, станете вести себя точно так же. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше.

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Как родители, бабушки и дедушки способствуют вашей социализации?

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

    Подведём итоги
    Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе - участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

    Основные термины и понятия
    Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. К сожалению, попадаются люди, которые не снимают головной убор при входе в школу или библиотеку, на улице бросают обёртки от конфет, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? Как вы можете объяснить их поведение?
  2. Всегда ли вы ведёте себя так, как этого от вас ожидают другие люди? Напишите несколько предложений о том, что вам мешает вести себя хорошо, и о том, что помогает.
  3. Попросите родителей или других взрослых вспомнить случай из жизни, когда хорошее воспитание (поведение) помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Запишите этот случай и поделитесь на уроке с одноклассниками и учителем.