Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы «Земля наш дом. Космос. Семейный портрет "изнутри" Солнечной системы

Наша планета состоит из сложных и еще до конца не изученных систем: земли, воды и воздуха. От пустынного, безжизненного, но манящего и загадочного космоса нас отделяет атмосферный слой.

Первые формы жизни зародились на Земле более 3 млрд. лет назад, планета же образовалась еще раньше. Само слово «земля» очень старое, праиндоевропейское. Основной перевод - «низкий». Скорее всего, такое название возникло в те времена, когда считалось, что Земля плоская, низкая и стоит на трех китах. Сейчас уже никого не удивляет то, что «планета круглая, планета вертится». Все знают, что у Земли единственный спутник - Луна.

Исследования Земли из космоса активно ведутся, поэтому с каждым годом раскрывается все больше «тайн третьей планеты».

Внутренне ядро

Состоит из тех же металлов, что и внешнее, но, несмотря на различие температур, внутреннее ядро твердое - из-за колосального давления, которое оно испытывает.

Внешнее ядро

Жидкое, образованное из расплавленного железа и никеля.

Верхний слой мантии

Из-за высоких температур вещество расширяется и пребывает в постоянном восходящем движении, которое порождает конвективные потоки и создает силу, вызывающую изменения в земной коре.

Гидросфера и литосфера

К литосфере относится земная кора и часть верхнего слоя мантии, а к гидросфере - вода, или же 71% земной поверхности, покрытый пятью океанами, озерами и реками.

Экзосфера

Термосфера

Мезосфера

Стратосфера

Тропосфера

12 невероятных фактов о Земле

    Смена времен года объясняется наклоном оси вращения на 24 градуса.

    За погоду на планете отвечает распределяемый в атмосфере водяной пар.

    В центре Земли - расплавленное ядро из железа и никеля.

    На орбите самое большое количество космических аппаратов.

    Магнитное поле вместе с озоновым слоем защищают нас от пагубной космической радиации.

    Наша планета - пятая по величине в Солнечной системе.

    Плотность выше, чем у остальных планет.

    Скорость вращения замедляется с каждым годом.

    От нас до Солнца примерно 150 млн. км.

    Океаны занимают 70% поверхности Земли.

    У Земли более 8 тысяч искусственных спутников.

    Диаметр планеты - почти 13 тысяч километров.

Високосный год и другие интересные особенности

Обычный земной год длится 365,24 дня. Люди округляют до целого, срезая небольшой временной «хвост». Но в науке все считается точно, и поэтому раз в четыре года предусмотрен дополнительный день в феврале.

Ни в одном другом месте Вселенной науке не удалось обнаружить малейшие условия для жизни, похожие на те, в которых живем мы с вами. Земля - единственная планета, на которой есть кислород и вода в жизненно необходимых формах.

Истинным патриотам своей планеты, ценителям глубинных тайн космоса предлагаем стать обладателем звезды. В древности люди с замиранием сердца смотрели на небо. А сегодня у вас есть возможность буквально «дотянуться» до него рукой. Выбирайте красочную виртуальную звезду. Посетите наш с яркими и красивыми звездами.

Плутон решением MAC (Международный Астрономический Союз) больше не относится к планетам Солнечной системы, а является карликовой планетой и даже уступает в диаметре другой карликовой планете Эрида. Обозначение Плутона 134340.


Солнечная система

Ученые выдвигают множество версий возникновения нашей Солнечной системы. В сороковых годах прошлого столетия Отто Шмидт выдвинут гипотезу о том, что Солнечная система возникла потому что холодные пылевые облака притянулись к Солнцу. С течением времени облака сформировали основы будущих планет. В современной науке именно теория Шмидта является основной.Солнечная система представляет собой лишь малую часть большой галактики под названием Млечный Путь. В Млечный Путь входит более ста миллиардов различных звезд. Для осознания столь простой истины человечеству понадобились тысячелетия. Открытие солнечной системы произошло не сразу, шаг за шагом, на основании побед и ошибок, формировалась система знаний. Основной базой для изучения Солнечной системы были знания о Земле.

Основы и теории

Основными вехами в изучении Солнечной системы являются современная атомарная система, гелиоцентрическая система Коперника и Птолемея. Наиболее вероятной версией происхождения системы считают теорию Большого взрыва. В соответствии с ней, формирование галактики началось с «разбегания» элементов мегасистемы. На рубеже непроглядного хауса зародилась наша Солнечная система.Основу всего составляет Солнце – 99,8% от всего объема, на долю планет приходится 0,13%, оставшиеся 0,0003% составляют различные тела нашей системы.Учеными принято деление планет на две условные группы. К первой относятся планеты типа Земля: собственно сама Земля, Венера, Меркурий. Основными отличительными характеристиками планет первой группы является относительно небольшая площадь, твердость, небольшое количество спутников. Ко второй группе относятся Уран, Нептун и Сатурн – их отличают большие размеры (планеты гиганты), их формируют газы гелия и водорода.

Помимо Солнца и планет к нашей системе относятся также планетарные спутники, кометы, метеориты и астероиды.

Особое внимание следует обратить на астероидные пояса, которые находятся между Юпитером и Марсом, и между орбитами Плутона и Нептуна. На данный момент в науки нет однозначной версии возникновения таких образований.
Какая планета не считается сейчас планетой:

Плутон со времён своего открытия и до 2006 года считался планетой, но позже во внешней части Солнечной Системы было открыто множество небесных тел, сопоставимых по размером с Плутоном и даже превышающих его. Во избежание путаницы было дано новое определение планеты. Плутон не попал под это определение, так что ему был присвоен новый «статус» — карликовая планета. Так что, Плутон может служить ответом на вопрос: раньше он считался планетой, а теперь — нет. Однако, некоторые учёные продолжают считать, что Плутон должен быть переклассифицирован обратно в планету.

Прогнозы ученых

На основании исследований ученые говорят о том, что солнце приближается к середине своего жизненного пути. Невообразимо представить себе, что будет если Солнце погаснет. Но ученые говорят, что это не только возможно, но и неизбежно. Возраст Солнца определили при помощи новейших компьютерных разработок и выяснили, что насчитывает он около пяти миллиардов лет. По астрономическим законом жизнь звезды, подобной Солнцу, длится около десяти миллиардов лет. Таким образом, наша солнечная система находится на середине жизненного цикла.Что же ученые подразумевают под словом «погаснет»? Огромная солнечная энергия представляет собой энергию водорода, который в ядре становится гелием. Каждую секунду около шестисот тонн водорода в ядре Солнца перерабатывается в гелий. По подсчетам ученых, Солнце уже израсходовало большую часть своих запасов водорода.

Если бы вместо Луны были бы планеты Солнечной системы:

Экологический проект «Планета Земля – частица огромного космоса ».

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность : долгосрочный (январь-май).

Участники: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность темы: позволяет детям научиться различать планеты Солнечной системы по их внешнему виду, умению определять их место расположения во Вселенной. Во время проведения, проект позволяет развивать у детей творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вливаться в образ того или иного персонажа в определённую роль. Проект побуждает к бережному отношению к природе, которая нас окружает.

Цель проекта: изучение и расширение представления детей о космосе, воспитывать интерес к планетам Солнечной системы: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон. Закрепить знания детей по теме «Планета Земля – частица огромного космоса». Дать начальное представление о происхождении Солнца, Земли и других планет Солнечной системы.

Задачи проекта: образовательные:

    сформировать у детей представление о том, что планета Земля – наш дом во Вселенной

    расширять знания и представления детей о строении Солнечной системы

    ввести новые термины и понятия, научить правильно их применять

объяснять, что представляет собой Солнечная система

    рассказать о том, что люди мечтали и мечтают покоить космос и как эти мечты воплощаются в жизнь.

Воспитательные:

    воспитывать дружеские отношения, любовь к Родине, планете Земля, окружающему миру и ответственности за них

    побуждать интерес к познанию окружающего мира, космоса, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Развивающие:

связную речь, интерес к театрализованной деятельности, а также память, внимание, творческое воображение,

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный:

    подбор иллюстраций, рассказов о космосе, планетах, созвездиях

    подготовка материала и оборудования для опытов: глобус, настольная лампа, гномон).

    Подготовка материала для изобразительной деятельности

    Книги для чтения, рассматривания

2. Провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с Космосом.

3. Этап создания продукта по проекту: создание альбома наблюдений (рисунки созвездий Северного полушария в разное время года, разных фаз луны).

4. Заключительный:

    Обобщение результатов работы

    Оформление выставки детского рисунка

    Анкетирование родителей по проблеме экологии

    Информационные листки – домашние задания для родителей и детей.

5. Реализация проекта

6. Подведение итогов.

Способы организации работы:

    Работа проводится в организованное время, во 2-ой половине дня.

    Принцип добровольного участия.

    Воспитанники работают под руководством педагога

Практический выход:

    Выставка детского рисунка

    Досуг «Путешествие в космос».

    Праздник с родителями «День Земли».

Программное содержание по проекту:

1.Занятие «Дом под крышей голубой»

Цель: формировать у детей общее представление о планете Земля, современном состоянии природы на ней. Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сопереживать.

Материал: глобус, карта звездного неба, контуры 2-х домов живой и неживой природы.

* составление коллажа «Земля наш общий дом».

2.Занятие «Луна – спутник Земли»

Цель: формировать у детей представление о луне, как о спутнике Земли. Её освещает солнце, поэтому луну называют «небесным светилом». Познакомить детей с разными фазами луны. Лунным затмением. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Материал: макет Луны, иллюстрации. Листки наблюдения – домашнее задание.

3. Занятие «Солнце – большая звезда»

Цель: дать представление о Солнце как о звезде. Познакомить детей с понятием света и тени. Показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

Материал: плакаты: «Планеты солнечной системы», карта звездного неба, рисунки с изображением обычного дома и дома-природы (см. Рыжова «Наш дом природа»), настольная лампа, зеркало, лист белой бумаги.

4. Занятие «Сестры планеты»

Цель: познакомить детей с планетами Солнечной системы. Формировать представления о том, что планеты сами не светятся, они «светят» только потому, что горит солнце. Все они навеки связаны с солнцем. Эта одна дружная семья называется Солнечной системой.

Игра «Солнечная система» (роль планет исполняют дети).

5.Занятие «Планета Земля в опасности. Как помочь?»

Цель: дать детям представление о том, что планета Земля сейчас в опасности. Закрепить у детей знания о необходимости природоохранной деятельности человека; о катаклизмах, происходящих на планете из–за вмешательства человека. Учить детей самостоятельно находить пути решения экологических проблем.

Материал: глобус, грамзаписи Д.Лолей «Одинокий пастух», Э.Марикони «капли дождя», карточки с изображением живых организмов, живущих в воде, на суше, в воздухе. Два символических рисунка планеты Земля (один – планета голубая, второй-планета серая).

6. Занятие «День рождения Земли»

Цель: сообщить детям, что 22 апреля – День Земли. Предложить поздравить нашу планету: изготовить поздравительные открытки. Развивать способности и потребности изучать и понимать окружающий мир. Воспитывать любовь к Родине, нашей планете. Окружающему миру и ответственности за них.

7. Физкультурное сюжетно-игровое занятие «Встречи в космосе».

Цель: учить детей метать мешочек в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3м. Закреплять умения ходить по скамейке, на середине пролезая в обруч и спрыгивая в конце.

8.Занятие по РЭМП «С нами небо говорит»

Цель: актуализация и дополнение знаний о частях суток, обобщение и использование результатов наблюдения за небом и созвездиями. Закрепить знания о частях суток, прямой и обратный счёт в пределах 10.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9.Рисование «Ракета летит к звёздам»

Цель: учить детей получать цветовой оттиск в технике монотипия, изображать звездное небо, ракету в полёте. Продумывать композицию и содержание рисунка. Передавать в рисунке характерные особенности космического корабля.

10.Рисование «Лунный пейзаж»

Цель: учить детей рисовать фигуру космонавта в скафандре, использовать пространство переднего и заднего плана. Закрепить умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания. Развивать умение дополнять рисунок интересными и необходимыми деталями.

11.Лепка «Марсиане»

Цель: учить детей лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке. Развивать творческую фантазию детей, навыки работы с пластилином, мелкую моторику рук.

12.Аппликация «Марсиане»

Цель: учить детей задумывать содержание аппликации, использовать разнообразные приемы вырезывания. Развивать творческую активность, эстетические чувства. Продолжать учить детей оценивать свои работы и работы других детей.

13.Конструирование «Летающая тарелка».

Цель: учить детей делать постройку, используя бросовый материал. Учить работать коллективно, распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы. Учить находить интересные, необычные конструктивные решения. Видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей.

ИГРЫ: «Звёздный путь». «Медвежонок в космосе». «Живая, неживая природа». «Солнечная система». «Узнай и назови планету». «Путешествие на Марс». «Догони свою тень». «Мы – космонавты». «Гром и молния». «Почему на Луне видно лицо». « День и ночь».

ОПЫТЫ:

ЭКСКУРСИИ, НАБЛЮДЕНИЯ, ОПЫТЫ: Летающие семена. Гром и молния. Почему на Луне видно лицо. День и ночь. Волшебный лучик. Экскурсия в библиотеку на тематическую выставку иллюстраций книг в День космонавтики.

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Информационные листки – домашние задания.

Родительское собрание: «Земля – наш дом во Вселенной».

Изготовление костюмов к совместному празднику «День Земли».

Консультации в родительском уголке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Выставка детских работ.

Праздник «День Земли».

Оформление альбома «Поздравляем Землю с Днём рождения».

Воспитатель: Бедарева Е.Н.

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы

«Земля наш дом. Космос»

Период 1-2 нед. апреля

Цели:

3. Учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных.

Изменения в предметно-развивающей среде:

    Выставка в уголке «Тема недели» картинок с изображением планет Солнечной системы.

    Уголок художественной деятельности пополняется материалами для рисования, аппликации, лепки по теме «Земля наш дом. Космос»

    Внесение сюжетно-ролевых игр: «Космодром», ««Юные исследователи космоса», «Исследователи новой планеты», «Путешественники».

4. Выставка детских работ по данной тематике.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

    Выставка книг для чтения детям по данной тематике

    Изготовление макета «Планеты Солнечной системы»

    Консультация «Расскажите детям»

Взаимодействие с социумом:

1.Экскурсия в краеведческий музей.

Задачи

Совместная деятельность педагога и детей:

Предполагаемая самостоятельная деятельность с использованием развивающей среды

Используемая литература

в организованной образовательной деятельности педагога с детьми

в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментах

Познавательное развитие

1.Уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения относительно Солнца

2.Дать детям представление об океанах и материках планеты Земля.

Познавательное развитие:

- Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть;

Совершенствовать навыки счета в пределах 10

Умение обозначить число цифрами;

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления;

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперёд- назад, направо - налево)

(стр.55)

Познавательное развитие:

- Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;

Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов;

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-80 с.

(стр.56)

Тема: «Покорение космоса»

ПС

1. Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство.

2. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

3. Развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Тема: «Земля – наш общий дом»

ПС

1. Воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту.

2. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране.

3. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Дидактические игры: «Найди ошибку» - закреплять представления детей о Солнечной системе; закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине, развивать логическое мышление, внимание, память, учить объяснять свой выбор, развивать познавательный интерес.

«Звезды на небе» - учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным, познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

« Сложи по порядку», «Чего не стало?» - Закрепить последовательность частей суток и времен года, закрепить умение ориентироваться во времени, развивать внимание, память, логическое мышление, развивать умение проводить классификацию по существенным признакам.

«Когда это бывает?» - уточнить представление детей о времени года и частях суток, расширить представление о деятельности людей в разное время года и суток, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.

«Какое время года?» - Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Наблюдения на прогулке.

1) Наблюдение за луной– развивать внимание и наблюдательность, формировать умение проводить целенаправленный анализ явлений, развивать познавательные процессы, уточнить представление детей о Солнечной системе и Луне как спутнике Земли.

2) Наблюдение за солнцем – расширить знания детей о том, что солнце весной светит ярче и греет, весной день теплее и длиннее, а ночи короче. Показать, что темный цвет позлащает больше солнечного света, лучей, чем светлые цвета.

3) Наблюдение за облаками – объяснить детям механизм образования кучевых облаков.

4) Наблюдение за частями суток – закрепить умение более четко различать части суток, формировать умение различать части суток, опираясь на явления неживой природы, расширять словарный запас детей: сумерки, полдень, закат, восход.

5) Наблюдение «Что необходимо для жизни на Земле»– подвести детей к пониманию того, какое влияние данные факторы имеют на существование жизни на планете, учить устанавливать причинно- следственные связи; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и мыслительную деятельность.

Строительные игры: «Космодром» - закрепить умение строить различные сооружения космодрома, закрепляя навыки самостоятельной творческой работы с конструктором.

«Готовим ракету к полету» - закрепить умение детей создавать объемные постройки из конструктора лего и обыгрывать их.

В развивающей зоне «Уголок природы» приготовить альбомы «Космос»,»Земля наша планета».

О.Б. Дыбина «Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов»;

О.Б. Дыбина «Ребенок и окружающий мир»;

Соломенникова

Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-80 с.

Речевое развитие

Расширить знания детей о Солнечной системе, о планетах. Развивать навыки творческого рассказывания, добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Учить давать четкие, краткие ответы на конкретно поставленные вопросы

Тема: Чтение рассказов о космосе.

1. Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звезды, созвездия.

2. Расширить представления детей о космических полетах

3. Закрепить умения детей отвечать на вопросы по содержанию произведения.

4. Закрепить умения выслушивать друг друга.

Дифференциация звуков Л_Р

«Реч. разв.» - Упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Стр. 98

Тема: Чтение рассказов о планете Земля.

1.Расширить представления детей о Земле и жизни людей на Земле.

2. Развитие внимания, усидчивости, сосредоточенности.

3. Закрепить умение детей, отвечать на вопросы воспитателя, цитатами из текста.

Дифференциация звуков Ц_Ч

«Реч. разв.» - Учить детей дифференцировать звуки Ц – Ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах.

Занятия по развитию речи В. В. Гербова

Стр. 96

Дидактические игры: «Что изменилось» - на тренировку наблюдательности, развитие зрительной памяти..

«Похож – не похож» - на развитие логического мышления, умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, угадывать предметы.

« Нарисуй орнамент» - на развитие мелкой моторики руки, упражнение в ориентировании на листе бумаги.

«Зашифрованное слово» - на закрепление умения делить слова на слоги, развитие фонематического слуха.

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по данной тематике, выставка книг, энциклопедий

Беседы:

Чтение литературных произведений:

Н. Носов «Незнайка на Луне», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», В. Медведев «Звездолет Брунька», В. Кащенко «Найди созвездие», В. Бороздин «Первый в космосе», К. Булычев «Тайна третьей планеты», А. Леонов «Шаги над планетой», Албанская сказка «Как Солнце и Луна в гости друг к другу ходили», Л.Обухова главы из книги «Как мальчик стал космонавтом», В. Бороздин «Гагарин», Н.А. Куна «Мифы и легенды древней Греции», Американская народная сказка «Звездное падение кайота», Сказки народов Сибири «Небесный олень».

Стихотворения: А. Усачев «Астрономическая считалка», Ж. Парамонова «Солнце», И. Мазина «Давайте дружить».

В развивающей зоне «библиотека» приготовить книги, картинки о космосе.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Занятия по развитию речи в детском саду»

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Занятия по развитию речи В. В. Гербова

Социально-коммуникативное развитие

1.обобщить социальный опыт ребенка через его творческую активность, воспитывать положительное отношение к своим сверстникам и взрослым

2. Развивать умение детей обсуждать совместные игровые действия, приходить к общему мнению

3. Упражнять умение детей придумывать свой игровой сюжет и развивать его.

Тема: Ракета летит к звездам

1. развитие фонематического слуха и закрепление знания букв; развитие навыков слогового чтения.

2. Развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в сюжетном рассказывании.

3.Обучение построению высказываний типа суждений.

4. Учить четко и внятно произносить слова, регулировать силу голоса.

Тема: Космонавты

1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам

2. Учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек.

3. Расширять представления детей о космических полетах.

Сюжетно-ролевые игры: «Исследователи новой планеты» - побуждать детей широко и творчески использовать в играх знания об окружающем; воспитывать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

«Космодром», «Юные исследователи» - закреплять представления детей об освоении космоса; закреплять знания детей об исследователях космоса, космических полетах, космонавтах.; уточнить представления детей о том, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.

Беседы: «Неизвестная вселенная» - сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», объяснить, что представляет собой Вселенная.

«Планеты солнечной системы» - объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия «спутник», «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»..

«Земля – какая она?» - подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара, познакомить с представлениями древних людей о форме Земли.

«Первооткрыватели космоса» - расширить представления детей о космических полетах: познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К.Э. Циолковским, С.П. Королевым.

«Земля – планета, на которой мы живем» - закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу; закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля.

О.Б. Дыбина «Ребенок и окружающий мир» Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольника с окружающим и социальной деятельностью»..

Художественно-эстетическое развитие

1.Развивать навыки рисования различными видами материала

2. Закрепить умение располагать сюжет, рисунок на всем листе бумаги, развивать чувство композиции.

3. Развивать навыки работы с пластилином, умение делить его на части, передавать форму, размер, пропорцию частей.

4. Упражнять в умении соединения деталей разными способами.

5.Закрепить умение детей работать с ножницами, складывать бумагу несколько раз пополам и вырезать из нее симметричные детали, закрепить правила наклеивания изображения на лист

Рисование:

Тема «Путь к звездам»

П.С.:

1. Учить рисовать цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа тушью или гуашью

2. Закреплять навыки работы с гуашью

3. Учить изображать звездное небо, его вид в безвоздушном пространстве с помощью приема набрызга

4. Учить изображать ракету в полете, характерные особенности космического корабля.

5. Учить продумывать композицию и содержание рисунка.

6. Учить использовать пространство переднего и заднего плана.

Рисование

Тема «Лунный пейзаж»

П.С.:

2. Закреплять навыки работы гуашевыми красками по цветному фону; умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания.

4. Учить рисовать фигуру космонавта

5. Учить передавать в рисунке характерные детали строения космического корабля, лунохода, роботов.

Рисование

Тема: «Солнце- огненный шар»

П.С.:

1. Закреплять навыки создания фона с помощью рисования «по-сырому»

2. Закреплять навыки работы акварельными красками по цветному фону; умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания.

3. Развивать умение дополнять рисунок интересными и необходимыми деталями.

Рисование

Весеннее небо (в технике «по мокрому»: цветовая растяжка, лессировка)

Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.).учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, воображение. Закреплять технические навыки рисования разными материалами.

Рисование по замыслу

2. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами; учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений; развивать творческое воображение.

Лепка

Тема «Космонавт»

П.С.:

1.Учить детей передавать в лепке образ Космонавта.

2. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей.

3. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры)

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

5. учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

Конструирование

Тема: «Ракета».

П.С.:

1. учить детей создавать изображение космического корабля.

2. развивать умение детей самостоятельно доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки.

3. Развивать умение оценивать результат.

Аппликация

Звезды и кометы

Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лсит бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые); вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани; провести аналогию между разными видами звезд (морские, космические, елочные, декоративные символы); развивать внимание, чувство формы.

Лыкова И.А….Старш. гр…с.180

Дидактические игры: «Что забыл художник» - развитие внимания, закрепить умения детей определять каких деталей не хватает.

«Солнечная система», «Ракета на старте», «Солнце в зените» - закрепить умение детей вырезать симметричные предметы из бумаги слоенной пополам, упражнять в умении аккуратного наклеивания.

Игра-рисование

«Нарисуй чего не хватает», «Раскрась рисунок», «Дорисуй половинку», «Раскрась планеты правильно» - развитие творческого воображения, закрепить умение детей выбирать необходимый материал для рисования; закрепить навыки закрашивания, умение рисовать акварелью.

Творчество детей: Работа в развивающем уголке с пластилином, красками, карандашами по изображению предметов по данной тематике. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

В развивающей зоне «Юный творец» приготовить цветные карандаши, фломастеры, краски для творчества детей.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Н.П. Саккулина Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию

Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском» саду.

Л.В.Куцакова «Творим и мастерим» ручной труд в детском саду и дома М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

Физическое развитие

Расширить представление детей о том, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.

Приобщать детей к физкультуре и спорту.

Пальчиковые игры

«Моя семья», - развитие мелкой моторики рук, закрепить умение детей выполнять движения согласно слов, четко проговаривая слова, не мешать друг другу.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке.

«Космонавты» - развитие внимания, быстроты реакции, закрепить бег без наталкивания, умение соблюдать правила игры.

«Хорошо-плохо» - развитие внимания, быстроты реакции, закрепить умение бросать и ловить мяч двумя руками.

«Волны» - развивать умение выполнять имитирующие движения, реагировать на сигнал.

«Полет на луну» - закрепить бег с ускорением, навыки имитационных движений, развитие внимания и ориентировки в пространстве.

«Кто быстрее» - развитие быстроты внимания, умения выполнять строго названые движения.

«Планеты стройся» - развитие внимания, быстроты реакции, закрепить умение строиться в колону по одному.

Рассматривание иллюстраций

Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми»

Комплексы закаливающих мероприятий, корригирующей гимнастики после сна.

Земля является третьей планетой от Солнца и самой большой из планет земной группы. При этом она всего лишь пятая по величине планета с точки зрения размера и массы в Солнечной системе, но, что удивительно, самая плотная из всех планет в системе (5,513 кг/м3). Примечательно также, что Земля является единственной планетой в Солнечной системе, которую сами люди не называли в честь мифологического существа, — ее название происходит от старого английского слова «ertha», что означает почву.

Считается, что Земля образовалась где-то около 4.5 миллиарда лет назад, а в настоящее время является единственной известной планетой, где возможно существование жизни в принципе, а условия таковы, что жизнь в буквальном смысле кишит на планете.

На протяжении всей истории человечества люди стремились понять свою родную планету. Тем не менее, кривая обучения оказалась очень и очень сложной, с большим количеством ошибок сделанными по пути. Например, еще до существования древних римлян, мир понимался как плоский, а не сферический. Вторым наглядным примером является вера в то, что Солнце вращается вокруг Земли. Лишь только в шестнадцатом веке, благодаря работе Коперника, люди узнали, что на самом деле Земля просто планета, вращающаяся вокруг Солнца.

Возможно, самым главным открытием относительно нашей планеты в течение последних двух столетий является то, что Земля является как обычным так и уникальным местом в Солнечной системе. С одной стороны, многие из ее характеристик довольно заурядны. Возьмем, например, размер планеты, ее внутренние и геологические процессы: ее внутренняя структура практически идентична трем другим планетам земной группы в Солнечной системе. На Земле происходят практически те же геологические процессы, формирующие поверхность, которые свойственны подобным планетам и многим планетарным спутникам. Однако при всем при этом, Земля обладает просто огромным количеством абсолютно уникальных характеристик, которые разительно отличают ее от практически всех известных на сегодняшний день планет земной группы.

Одним из необходимых условий для существования жизни на Земле без сомнения является ее атмосфера. Она состоит из примерно 78% азота (N2), 21% кислорода (О2) и 1% аргона. Также в составе есть совсем незначительное количество двуокиси углерода (CO2) и других газов. Примечательно, что азот и кислород необходимы для создания дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и производства биологической энергии, без которой невозможно существования жизни. Кроме того, кислород присутствующий в озоновом слое атмосферы, защищает поверхность планеты и поглощает вредное солнечное излучение.

Любопытно то, что Значительное количество кислорода, присутствующего в атмосфере, создается на Земле. Образуется он в качестве побочного продукта фотосинтеза, когда растения превращают углекислый газ из атмосферы в кислород. По существу, это означает, что без растений количество углекислого газа в атмосфере было бы гораздо выше, а уровень кислорода значительно ниже. С одной стороны, если уровень углекислого газа повысится, вполне вероятно, что Земля будет страдать от парникового эффекта как на . С другой стороны, если процентное содержание углекислого газа станет даже немного ниже, то уменьшение парникового эффекта привело бы резкому похолоданию. Таким образом, текущий уровень углекислого газа способствует идеальному диапазону комфортных температур от -88 °С до 58 °С.

При наблюдении Земли из космоса, первое что бросается в глаза — океаны жидкой воды. С точки зрения площади поверхности, океаны покрывают примерно 70% от Земли, что является одним из уникальнейших свойств нашей планеты.

Подобно атмосфере Земли, наличие жидкой воды является необходимым критерием для поддержания жизни. Ученые полагают, что впервые жизнь на Земле возникла 3,8 миллиарда лет назад и именно в океане, а возможность передвигаться по суше появилась у живых существ намного позже.

Планетологи объясняют наличие на Земле океанов двумя причинами. Первой из них является сама Земля. Существует предположение, что во время формирования Земли атмосфера планеты смогла захватить большие объемы водяного пара. Со временем, геологические механизмы планеты, в первую очередь ее вулканическая активность, выпустила этот водяной пар в атмосферу, после чего в атмосфере,этот пар сконденсировался и упал на поверхность планеты в виде жидкой воды. Другая версия предполагает, что источником воды были кометы, которые падали на поверхность Земли в прошлом, лед который преобладал в их составе и образовал существующие на Земле водоемы.

Поверхность Земли

Не смотря на то, что большая часть поверхности Земли расположена под ее океанами, «сухая» поверхность имеет много отличительных черт. При сравнении Земли с другими твердыми телами в Солнечной системе, ее поверхность разительно отличается, так как на ней нет кратеров. По мнению планетологов, это не говорит о том, что Земля избежала многочисленных ударов малых космических тел, а скорее указывает на то, что доказательства подобных воздействий были стерты. Возможно существует множество геологических процессов, ответственных за это, но ученые выделяют два наиболее важных — выветривание и эрозия. Считается, что во многом именно двоякое воздействие данных факторов повлияло на стирание с лица Земли следов от кратеров.

Так выветривание ломает поверхностные структуры на более мелкие куски, не говоря уже химических и физических способах атмосферного воздействия. Примером химического выветривания являются кислотные дожди. Пример физического выветривания — истирание русел рек, вызванное породами, содержащимися в проточной воде. Второй же механизм — эрозия, по своей сути является воздействием на рельеф движением частиц воды, льда, ветра или земли. Таким образом, под воздействием выветривания и эрозии, были «стерты» ударные кратеры на нашей планете, за счет чего были образованы некоторые особенности рельефа.

Также ученые выделяют два геологических механизма, которые, по их мнению, помогли сформировать поверхность Земли. Первым таким механизмом является вулканическая активность — процесс выделения магмы (расплавленной породы) из недр Земли через разрывы в ее коре. Возможно, именно по причине вулканической активности земная кора была изменена и были сформированы острова (наглядным примером являются Гавайские острова). Вторым механизмом определяют горообразование или образование гор в результате сжатия тектонических плит.

Структура планеты Земля

Подобно другим планетам земной группы, Земля состоит из трех компонентов: ядра, мантии и коры. В настоящее наука уверена, что ядро нашей планеты состоит из двух отдельных слоев: внутреннее ядро из твердого никеля и железа и наружного сердечника из расплавленного никеля и железа. При этом мантия представляет собой очень плотную и почти полностью твердую силикатную породу, — ее толщина составляет примерно 2850 км. Кора также состоит из силикатных пород и разница по своей толщине. В то время как континентальные диапазоны коры составляют от 30 до 40 километров в толщину, океаническая кора намного тоньше, — всего от 6 до 11 км.

Еще одна отличительная черта Земли относительно других планет земной группы это то, что ее кора делится на холодные, жесткие плиты, которые опираются на более горячую мантию, расположенную ниже. Кроме того, эти пластины находятся в постоянном движении. Вдоль их границ как правило осуществляется сразу два процесса, известных как субдукция и спрединг. Во время субдукции две пластины вступают в контакт производя землетрясения и одна пластина наезжает на другую. Второй процесс представляет собой разделение, когда две пластины отходят друг от друга.

Орбита и вращение Земли

Земле требуется примерно 365 дней для того, чтобы сделать полный оборот по орбите вокруг Солнца. Длина нашего года связана в значительной степени со средним орбитальным расстоянием Земли, которое составляет 1,50 х 10 в степени 8 км. При таком орбитальном расстоянии солнечному свету требуется в среднем около восьми минут и двадцати секунд для достижения поверхности Земли.

При орбитальном эксцентриситете.0167 орбита Земли является одной из самых круговых во всей Солнечной системе. Это означает, что разница между перигелием Земли и афелием относительно мала. В результате столь небольшой разницы интенсивность солнечного света на Земле остается практически неизменной круглый год. Тем не менее, положение Земли на своей орбите определяет тот или иной сезон.

Наклон оси Земли составляет приблизительно 23,45 °. При этом Земле требуется двадцать четыре часа для того, чтобы завершить один оборот вокруг своей оси. Это самое быстрое вращение среди планет земной группы, но немного медленнее, чем у всех газовых планет.

В прошлом Земля считалась центром Вселенной. 2000 лет древние астрономы считали, что Земля статична, а другие небесные тела путешествуют по круговым орбитам вокруг нее. К такому мнению они пришли наблюдая очевидное движение Солнца и планет при наблюдении с Земли. В 1543 году Коперник опубликовал свою гелиоцентрическую модель Солнечной системы, в которой Солнце находится в центре нашей Солнечной системы.

Земля это единственная планета в системе, которую не назвали в честь мифологических богов или богинь (остальные семь планет в Солнечной системе были названы в честь римских богов или богинь). Имеется ввиду пять видимых невооруженным глазом планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Все тот же подход с именами древнеримских богов был использован после открытия Урана и Нептуна. Само же слово «Земля» происходит от старого английского слова «ertha» означающее почву.

Земля является самой плотной планетой в Солнечной системе. Плотность Земли отличается в каждом слое планеты (ядро, например, является более плотным, чем земная кора). Средняя плотность планеты составляет около 5,52 грамма на кубический сантиметр.

Гравитационное взаимодействие между Землей и вызывает приливы на Земле. Считается, что Луна заблокирована приливными силами Земли, поэтому ее период вращения совпадает с Земным и она обращена к нашей планете всегда одной и той же стороной.