Презентация на тему сохранить зрение. Внеклассная работа по здоровьесбережению "как сохранить хорошее зрение". Правила бережного отношения к зрению

Cлайд 1

Cлайд 2

Отдых: Пальминг Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом - как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Cлайд 3

Cлайд 4

Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Теперь попытайтесь вспомнить что-нибудь, доставляющее вам удовольствие: как вы отдыхали на море, как вас все поздравляли с днем рождения, звездное небо… Можно делать это упражнение под музыку. Сознательно расслабить глаза очень сложно (вспомните, что своим сердцем вы тоже не можете управлять). Поэтому не нужно пытаться контролировать свое состояние - это только повредит цели занятия, вместо этого подумайте лучше о чем-нибудь приятном.

Cлайд 5

"Сквозь пальцы" Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь. Если вы не можете добиться эффекта движения, попробуйте сделать так. Вытяните указательный палец. Он должен "смотреть" вверх. А ваш нос должен его касаться. Закройте глаза и поворачивайте голову вправо-влево так, чтобы нос, проходя мимо пальца, касался его. Не переставая поворачивать голову, откройте глаза (только не сосредотачивайте свое внимание на пальце, смотрите вдаль!). Вы наверняка увидете, что палец "движется".

Cлайд 6

Cлайд 7

1 упражнение Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)

Cлайд 8

Итак, вернемся снова к утру. Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно. Несколько раз широко раскройте глаза и рот. Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий. Сделайте упражнение "письмо носом". Сделайте упражнение для бровей (описание смотрите ниже). Сделайте пальцевые повороты. Сделайте пальминг.

Cлайд 9

Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь.

Cлайд 10

Cлайд 11

Упражнение для бровей Утром многим из нас хочется сказать, как гоголевскому Вию: "Поднимите мне веки!". А со временем они становятся все тяжелее и тяжелее. Упражнение для бровей не только поможет вашим глазам избавиться от давления этой тяжести, но и поможет выглядеть моложе. Поднимите брови как можно выше, при этом проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача - со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что в первый раз подняв брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к себе, и у вас все получится.

Cлайд 12

2 упражнение Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Малодербетовская СОШ №2»

Б
ерегите зрение!

Выполнила: Манджиева Элина Басанговна , 2 класс

Руководитель: Толмачёва Лариса Ивановна

Малые Дербеты

Введение

    Строение глаза

    Причины ухудшения зрения

    Правила бережного отношения к зрению

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач «О самом главном» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.

Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Лариса Ивановна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Изучить литературу по теме.

    Выяснить причины ухудшения зрения.

    Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

    Создать буклет «Береги зрение!»

Использованы соответствующие методы исследования :

    Подбор и анализ литературы.

  1. Практические опыты.

    Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

    Строение глаза

Р
азберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Глаза у Вари - карие,
У Васи с Верой - серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Т
ы закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко -
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно -
Ничего вокруг не видно.

Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Наталия Орлова [ 3 ]

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

В
есь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком . Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита . Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей . Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку . Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

В
центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком . Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик . Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки . Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Опыт № 1:

Я
посадила на стул своего старшего брата Аркадия, направила на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

С
делала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

    Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Я отправилась за помощью к нашей школьной медсестре Чижовой Оксане Николаевне.

Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 2 класса. В первом классе (сентябрь 2014г.) 8 учеников имели хорошее зрение и 2 человека имели нарушение зрения. Во втором классе (сентябрь 2015 г.) уже 9 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 3 человек. (Приложение 1)

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу, побеседовав с медсестрой, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)

На основе полученных результатов мы с Ларисой Ивановной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

    Правила бережного отношения к зрению

Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

    Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

    При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

    Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

    Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

    Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

    Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

    Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьная медсестра, Оксана Николаевна.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

    Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

    Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

    Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

    На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.

В сети «Интернет» я нашла электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули.


С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение!» (Приложение 3)

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Литература

    Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144

    Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

    http:// www .alenushka-ds.ucoz.ru/

    http:// www .lekron.ru/

    http://www.medpulse.ru/

    http:// www .sila-priroda.ru/

    http:// www .studm.md/

    http:// www .viki.rdf.ru/

    http://www.zrenimed.com/

Приложение 1

Результаты проверки зрения

Количество детей

1 класс

начало учебного года

(сентябрь 2014г.)

2 класс

начало учебного года

(сентябрь 2015 г.)

норма

зрения

нарушение

зрения

норма

зрения

нарушение

зрения

10 - 12 учеников

Приложение 2

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Приложение 3

Буклет

Упражнения для глаз

1. У пражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. У пражнение для глаз "Восьмерка" . Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. У пражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Правила

    Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

    Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.

    Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

    Бедное полезными веществами питание


  • Составитель
  • Мерзлякова Валентина Леонидовна, учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ №87
  • МБОУ СОШ №87 г. Ижевск
Цель занятия:
  • -выяснить, отчего ухудшается зрение;
  • - научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.
Человеческий глаз – уникальный оптический прибор Орган зрения
  • Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать.
Строение глаза
  • Для начала мы немножко познакомимся со строением глаза. Вы все знаете, как устроен фотоаппарат. Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нем открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно так же устроен наш глаз. Посредине круглое цветное пятнышко, у одних оно коричневое, у других – синее, зеленоватое. Это радужная оболочка. А в центре видна черная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие, оно называется зрачком. Именно через него лучи света попадают внутрь глаза и как бы рисуют в нашем мозгу изображение того, на что направлен глаз.
Заботливая природа
  • Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, ее тотчас слизнет непрерывно мигающее веко.
  • Ну, если уж природа заботится о нас, то мы и сами должны заботиться о своем здоровье.
Причины ухудшения зрения Причины ухудшения зрения
  • 2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги или компьютера
Причины ухудшения зрения
  • 3. Чтение лежа.
Причины ухудшения зрения ПОВТОРИМ: Причины ухудшения зрения
  • 1. Работа при плохом освещении.
  • 2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги или компьютера.
  • 3. Чтение лежа.
  • 4. Длительный просмотр телепередач.
  • Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30 – 35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).
Забота о сохранении нашего зрения
  • Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Во время работы за столом настольную лампу следует располагать слева или спереди так, чтобы при письме на тетрадь не ложилась тень от руки
  • В школьном кабинете освещение должно падать слева.
Забота о сохранении нашего зрения
  • Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.
  • Необходимо исключить нагрузку, связанную с работой на компьютере.
  • Телевизор.
  • 1) Смотреть не более 2 – 3 передач в неделю (по 1 – 1,5 ч) (не считая коротких мультиков).
  • 2) Располагаться от телевизора не ближе 2 – 3 м, не дальше 6 – 8 м.
  • 3) Место для сидения должно быть удобным.
  • 4) Изображение на экране должно быть четким.
Забота о сохранении нашего зрения
  • - при работе с компьютером соблюдайте правила для глаз:
Забота о сохранении нашего зрения
  • при работе с компьютером соблюдайте правила для глаз:
  • – делайте перерывы в работе и выполняйте упражнения для глаз;
  • – через каждые два-три минуты отводите взгляд от экрана и смотрите вдаль;
  • – старайтесь чаще моргать. Это улучшает естественную защиту глаз слезой.
Забота о сохранении нашего зрения
  • Необходимо употреблять полезные продукты , которые улучшают зрение. Рацион питания должен быть не только вкусным, но и полезным и разнообразным. Акцент стоит делать на фрукты, овощи, мясо и рыбу.
Отдых для глаз
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Узнаем как же можно дать отдохнуть глазам?
  • Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.
Гимнастика для глаз
  • Упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3 – 5 с. Затем открыть на такое же время (6 – 8 р.).
Гимнастика для глаз
  • Упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6 – 8 р).
Гимнастика для глаз
  • Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20 – 30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
Гимнастика для глаз
  • а) Указательный палец на расстоянии 25 – 30 см.
Гимнастика для глаз
  • А какие упражнения вы знаете для отдыха глаз?
Гимнастика для глаз
  • 1. Упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3 – 5 с. Затем открыть на такое же время (6 – 8 р.).
  • 2. Упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6 – 8 р).
  • 3. а) Указательный палец на расстоянии 25 – 30 см.
  • б) Смотреть на конец пальца 3 – 5 с.
  • в) Прикрыть левой рукой левый глаз на 3 – 5 с.
  • г) Убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3 – 5 с. (Потом правой рукой.)
  • 4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20 – 30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
ЗАПОМНИ!
  • Не рекомендуется смотреть на яркий свет (солнце, на яркую лампу перед глазами и так далее). Такие действия очень плохо действуют на клетчатку глаз. Яркий свет выжигает клетчатку. Поэтому носите солнцезащитные очки.
Чему мы научились?
  • 1. Узнали, как устроен глаз.
  • 2. Выяснили причины ухудшения зрения.
  • 3. Научились заботиться о сохранении зрения.
  • 4. Научились делать гимнастику для глаз.
  • Ребята!
  • Берегите зрение!
  • Чаще делайте физминутки
  • для глаз!

Какие меры нужно принимать родителям, о чем нужно помнить, чтобы потом не пришлось лечить зрение ребенку? Если момент упущен и зрение начало ухудшаться, следует попытаться остановить или хотя бы притормозить этот процесс.

Причины снижения зрения у ребёнка

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения. К сожалению, эти причины плохо поддаются коррекции со стороны родителей. Но и доля их влияния на зрение не так высока. как иногда кажется.

Есть и другой перечень: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, усиленное раннее развитие, образовательные перегрузки в школе и даже неумеренное чтение недетских по своей полиграфии книг. Этот перечень факторов приводит к ухудшению зрения гораздо большего количества детей, но практически все перечисленное в нем может и должно быть скорректировано родителями.

1. Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. По мнению офтальмологов, тип его (электронно лучевой, жидкокристаллический или плазменный) не влияет на переносимость зрительных нагрузок.

2. Компьютер

Офтальмологи единодушны: до школы никакого компьютера.

Естественно, в современном мире, где компьютер есть практически в каждой семье, запретить его использование очень трудно, но ограничить необходимо. Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

3. Учебные нагрузки и/или слишком усердное раннее развитие

Раннее обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе. В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.

Что здесь могут сделать родители?

Во-первых, не следует ругать за оценки, усугубляя стресс ребенка.

Во-вторых, в конце каждой четверти ребенка должен обследовать офтальмолог.

В-третьих, необходимо соблюдать зрительную гигиену дома.

Учителям и родителям не мешало бы знать, что ребенок рождается с низкой остротой зрения. Пресловутая «единица» достигается только примерно в семилетнем возрасте. Это одна из причин, почему занятия в школе начинают с семи лет. Но эта граница у всех индивидуальна, а если в наличии плохая наследственность или в анамнезе, к примеру, вегетососудистая дистония, то без консультации офтальмолога перед школой не обойтись.

4. Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.

Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

5. Неправильный режим дня

Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Ребенок должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием, а не шахматами).

6. Бедное полезными веществами питание

Аккомодационные мышцы ребенка (которые работают попеременно, когда человек смотрит то вдаль, то вблизи) очень слабые, их нужно укреплять специальными упражнениями и, конечно же, их нужно «подкармливать».Фаворит всех офтальмологов - морковь. Надо только помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, нужно морковочку тушить или делать салатики с маслом или сметаной. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

Статья из журнала "Стопроцентное зрение"









Близорукость по Гельмгольцу Симптомы близорукости: быстрая утомляемость глаз; повышенная чувствительность глаз к свету; частые головные боли; расплывчатость объектов; находящихся на большом расстоянии. Причины возникновения близорукости: 1.возрастные изменения зрения; 2.наследственность; 3.работу, требующую пристального внимания; 4.работу за компьютером; 5.изменение зрения в результате травм.


Дальнозоркость по Гельмгольцу Симптомы дальнозоркости: размытые близко расположенные предметы; отсутствие четкости при взгляде на предметы, расположенные вдали; быстрая утомляемость глаз; развивающееся косоглазие; воспаление глаз. Причины возникновения дальнозоркости: 1.наследственность; 2.возрастные изменения; 3.травмы головы и в частности, глаз; 4.длительная работа с мелкими предметами; 5.постоянное напряжение зрения.


История очков В 14 веке появился монокль. В 15 веке появился лорнет. 16 век. Монокль лишился рукоятки, удерживался у глаза напряжением мышц лица. В очках-ножницах линзы складывались в рукоять. 16 век. В 16 веке жесткое соединение линз было заменено на шарнирное. Затем появились очки на дужке. 15–18 вв. 16 век. Очки, которые металлическим обручем крепились на лбу. В 16 же веке появилось и пенсне. К концу 16 века очки крепили на голову с помощью ленты


Очки Плюсы не соприкасаются непосредственно с глазами, не провоцируют возникновение глазных заболеваний. при помощи очков можно изменить свой имидж. очки не требуют постоянного, тщательного ухода. очки – это самый простой и распространенный способ коррекции зрения. Минусы нужно постоянно носить неправильно подобранные очки часто становятся причинами расстройства нервной системы, головных болей и обморочных состояний. зрение в очках искажает форму и размер предметов дужки очков ограничивают боковое зрение. очки отражают свет. может возникнуть временное ослепление. запотевают при изменении температуры.


Контактные линзы Классификация: В зависимости от сроков замены линзы бывают: 1. однодневные - замена линз каждый день 2. плановой замены - замена от 2 недель до 3 месяцев 3. традиционные - срок ношения месяцев. По режиму ношения линзы существуют: 1. дневного ношения (со снятием на ночь) 2. продленного ношения (от нескольких дней до 1 месяца непрерывного ношения без снятия на ночь) 3. гибкого ношения (иногда можно оставить на ночь).


Контактные линзы Плюсы контактные линзы не сужают угол обзора и не ограничивают боковое зрение; линзы двигаются вместе с глазным яблоком, из-за этого не меняются формы предметов; линзы не меняют внешность. Минусы могут спровоцировать развитие заболевания роговицы. регулярные проверки зрения у офтальмолога. не заменяют очки полностью. Необходимы в дополнение к линзам хотя бы одни очки. контактные линзы каждый день необходимо надевать и снимать, тщательно дезинфицировать. контактными линзами нельзя пользоваться во время простуды и некоторых других заболеваний. контактные линзы нужно периодически менять.








Анкета Класс_________ 1.У вас зрение: а.хорошее б.плохое 2. Вы носите а.очки б.линзы в.ничего 3.В каком классе ухудшилось зрение?__ 4.При выполнении домашнего задания Вы пользуетесь а.только верхним освещением б.комбинированным (с настольной лампой) 5.У Вас есть вредные привычки а.да б.нет 6.Назовите 5 причин ухудшения зрения: а. г. б. д. в. 7. Назовите 5 методов улучшения зрения: а. г. б. д. в. 8. Какие способы снятия усталости глаз Вы знаете? 9. Какие способы снятия эмоционального напряжения Вы знаете?












Эксперимент В экспериментальной части я пользовалась Люксметром- прибором, предназначенным для измерения освещенности. Эксперимент проходил вечером (чтобы не мешал дневной свет), именно в то время, когда наибольшее количество учеников садятся выполнять своё домашнее задание. Для проведения данного эксперимента мне понадобились 2 лампы накаливания на 100 Вт, 2 лампы накаливания на 60 Вт и 2 энергосберегающие лампы на 100 Вт.




Результаты эксперимента Освещенность Только верхнее освещение Только Настольная лампа Верхнее освещение и Настольная лампа Верхнее освещение и Монитор компьютера Настольная лампа и монитор компьютера Лампы накаливания 100 Вт лк____ лк ____ Люминесцентные лампы 60 Вт лкболее 1000 лк лкболее 1000 лк Люминесцентные лампы 100 Вт 160 лкболее 1000 лк 162 лкболее 1000 лк


Как правильно подобрать освещение стола? Свет на рабочем столе должен быть не слишком ярким, чтобы не ослеплять, но и не слишком темным, чтобы в процессе работы глаза не напрягались. Желательно, чтобы освещение было равномерным, исключая дискомфорт при переводе взгляда от более яркого предмета к более темному. Наиболее целесообразно комбинированное освещение. Свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо должны оставаться в тени. Используя смешанное освещение (дневное и искусственное) в комнате, обратите внимание на то, чтобы световые потоки не воспринимались глазом, как раздельные. Отсутствие перепадов в свете – будет идеальным для здоровья. Если Вы проводит много времени за компьютером, учтите, что местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана компьютера и увеличивать освещенность экрана. Исключите из поля зрения во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Стараясь правильно расположить источники света на рабочем столе, помните, что немаловажную роль играет используемый вид ламп.




Витамины для глаз Название витамина Для чего служитГде содержится А (ретинол)Необходим для нормальной работы сетчатки Печень, желток куриного яйца, молоко, сливки, сливочное масло, рыбий жир, морковь, томаты, листовые овощи, петрушка, абрикосы, плоды рябины, семечки подсолнуха СПоддерживает тонус мыщцСвежая белокачанная капуста, картофель (особенно осенью), красный и зеленый перец, морковь, помидоры, листовые овощи, яблоки, черная смородина, высушенные плоды шиповника, рябины В1 (тиамин)Способствует нормальной работе нервной ткани Мясо, печень, почки, дрожжи, орехи, цельное зерно (кукуруза, рожь, пшеница), мед, все виды овощей В2 (рибо- флавин) Помогает клеткам потреблять кислород, с помощью которго крахмал и сахар превращаются в энергию Зеленые листовые овощи, яблоки, дрожжи, пшеничные зерна В6Природный транквилизаторКапуста, зерна пшеницы, ржи, кукурузы, яичный желток, рыба В12Необходим для нормального кровоснабжения Яичный желток, виноград, виноградный сок, черника, черничный сок, чернослив, абрикосы, финики, салат, петрушка КалийНеобходим мягким тканям так же, как костям необходим кальций Мясо, рыба, молоко, злаки, картофель, чернослив, курага, изюм, мед














Как снять опухоль с глаз 2.Не забывайте про крепкий здоровый и достаточный сон. Ведь именно недосыпание, также как и сидение за компьютером является одной из основных причин, вызывающих частую усталость глаз. 3.Хорошо будет приложить к уставшим, опухшим и покрасневшим глазам холодный использованный пакетик чая на минут. Или же можно сделать холодный компресс из отвара ромашки или шалфея. 1.Хорошо снимает опухлость и красноту век свежий огуречный сок, или же сок, отжатый из зелени петрушки. Просто обильно смочите ватный тампон в соке или отваре, и приложите к закрытым глазам. Как только тампон начнет высыхать, смачивайте его снова.


Физкультминутки Комплекс упражнений гимнастики для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 -4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


Факты: Моргание. Человек моргает один – два раза каждые 10 секунд. Каждое моргание длится треть секунды. Это значит, что за 12-часовой день вы тратите на моргание 25 минут. Расширение зрачка. У людей, страдающих головной болью, спазмами кишечника, приступами холецистита, как правило, зрачок всегда очень узкий, бывает буквально с булавочную головку. У людей очень спокойных по натуре, флегматичных, у них зрачок или нормального диаметра (3 мм), или немного расширенный максимум 5 мм.



Игры и тесты для глаз: bin/index.cgi?ext=content&pid=382&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=382&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=419http:// bin/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=419 bin/index.cgi?ext=content&pid=410&lang=1http:// bin/index.cgi?ext=content&pid=410&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&pid=437&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=437&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&pid=492&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=492&lang= bin/index.cgi?ext=content&pid=382&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=382&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=419http:// bin/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=419 bin/index.cgi?ext=content&pid=410&lang=1http:// bin/index.cgi?ext=content&pid=410&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&pid=437&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=437&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&pid=492&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=492&lang= bin/index.cgi?ext=content&pid=382&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=382&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=419http:// bin/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=419 bin/index.cgi?ext=content&pid=410&lang=1http:// bin/index.cgi?ext=content&pid=410&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&pid=437&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=437&lang=1 bin/index.cgi?ext=content&pid=492&lang=1http://excimerclinic.ru/cgi- bin/index.cgi?ext=content&pid=492&lang=


Литература: Большой Энциклопедический Словарь (Москва Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» Санкт-Петербург «Норинт» 2002) Справочник школьников (Москва «АСТ-ПРЕСС» 2004) СанПиН 2.2.2/ Панков О.П., Радуга прозрения. – М.: Метафора, – 240 с.: ил. – (Серия «Российские методики самоисцеления») Лихачевская О.С., Как сохранить зрение при работе на компьютере / Лихачевская О.С. – М.: Эксмо, – 256 с.: ил.