Использование игровых приёмов в процессе организации продуктивной деятельности дошкольников. Дидактические игры для занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом

Елена Гирдзияускас

Думаю, никто не будет спорить со мной с тем, что изобразительное искусство оказывает благотворное влияние на всех людей, особенно на детей. Чтобы познакомить детей с искусством, мы, конечно, подбираем репродукции, фотографии, но этого оказывается мало для того, чтобы ребенок понял тему и ему было интересно. Поэтому в своей работе, как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, для ознакомления детей с искусством я использую ИГРЫ. Хочу предложить их Вашему вниманию.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

«Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках. Найти этот жанр среди других и обосновать свой выбор.

«Собери пейзаж»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о

признаках времени года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний,

«Времена года и краски»

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.

«Части суток и краски»

Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.


«Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)


«Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.

«Придумай и собери портрет»

Цель: Составить портрет из отдельных частей лица по собственному выбору и воображению.



«Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

"Тюменский педагогический колледж"

Курсовая работа

Использование игровых приемов для обучения детей продуктивным видам деятельности

Выполнила студентка Тасаковская В.Д.

Научный руководитель Посохова М.А.

Тюмень, 2016

Введение

Глава 1. Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия "продуктивная деятельность"

1.2 Специфика продуктивной деятельности в разных возрастных группах детского сада

Глава 2. Значение игровых приемов обучения продуктивным видам деятельности детей дошкольного возраста

2.1 Методы и приемы обучения продуктивной деятельности в детском саду

2.2 Игровые приемы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности

Заключение

Используемая литература

Введение

Дошкольный возраст как отмечается многими психологами и педагогами (В.С. Мухиной, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.П. Усовой, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным), является сенситивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (Воображения, мышления, память, восприятия), раскрывают их творческий потенциал.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого продуктивная деятельность, которая влияет на развитие творческих способностей детей в детском саду. Продуктивная деятельность является одним из важнейших средств познания мира, формирование знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

В.А. Сухомлинский писал: "В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности" .

В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного.

Игровые приемы педагогами применяются охотно. Трудности возникают в их самостоятельной разработке. Основной причиной этого является незнание особенностей игровых приемов обучения. Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.

Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.

Актуальность исследования заключается в том, что для успешного освоения детьми продуктивной деятельности, которая активно влияет на формирование умственных способностей ребенка, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, существенное значение имеют игровые приемы. Их роль заключается в том, что они делают процесс обучения интересным, позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме, дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Объект исследования: процесс обучения продуктивным видам деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: обучение детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности посредством использования игровых приемов.

Цель исследования: изучить роль игровых приемов в процессе обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу на тему использования игровых приёмов для обучения детей продуктивным видам деятельности.

2. Изучить игровые приемы и их влияние на динамику обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности.

3. Изучить влияние игровых приемов обучения на развитие у дошкольников мотивации к продуктивной деятельности.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой теме.

Теоретико-методологическая база исследования: Волкова А.А., Григорьева Г.Г., Доронова Т.Н., Запорожец А.В., Истомина З.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Неверович Я.З. , Рубинштейн М.М., Славина Л.С., Флёрина Е.А., Якобсон С.Я.

Глава 1. Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия " продуктивная деятельность "

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

1. с геометрическими объемными формами,

2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

4. Понятия о стороне, углах, центре.

5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

2. аккуратности,

3. умения работать в коллективе,

4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

1.2 Специфика продуктивной деятельности в разных возрастных группах детского сада

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

По программе Веракса "От рождения до школы" занятия по продуктивной деятельности организуются следующим образом:

С детьми второй группы раннего возраста рисование и лепка проводится по 1 разу в неделю продолжительностью 8-10 мин.

Во 2 младшей группе рисование проводится 1 раз в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью не более 15 минут.

В средней группе рисование проводится 1 раз в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью до 20 минут.

В старшей группе рисование проводится 2 раза в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью не более 25 минут.

В подготовительной группе рисование проводится 2 раза в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью не более 30 минут.

Количество занятий по конструированию не регламентируется .

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОО, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы - 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность - зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия - 10 мин для детей от 1г. 6мес и 10-12мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.

В младшей группе к детям приходят сказочные герои или отправляются к ним в гости. Например, однажды может прийти в гости к ребятам котенок Пушок, который так увлекся игрой в клубочек, что не заметил, как размотал его. Дети помогут котенку. Они наматывают нитку на клубок. В совместной деятельности с детьми закрепляется прием рисования круглой формы по спирали, цвет, величина, внешний вид котенка и его повадки.

В слитном рисовании круга может помочь снеговик. Эти приемы легко усваиваются детьми, при помощи введения в совместной деятельности игровых персонажей. В дальнейшем могут использоваться детьми на других занятиях по рисованию - "Веселые цыплята", "Воздушные шары".

В среднем возрасте детям предоставляется возможность самостоятельно решить поставленную задачу, находить несколько вариантов решения. Большое внимание уделяется работе с карандашом. В этой возрастной группе используются совместная художественная деятельность - путешествия, которые позволяли оказаться в разных местах: сказка, речка, лес и т.д. Во время проведения совместной художественной деятельности дети читают и слушают стихи, музыку, закрепляются знания об окружающем мире. Например, на занятии "Путешествие в сказочный лес" используются подвижная игра "Гори, гори ясно"; дидактическая игра "Домик для бабочки"; игра превращение "Красивая бабочка". Все эти игровые приемы помогают детям в дальнейшей работе, украшение крыльев бабочки. Это совместная деятельность поможет детям закрепить теплые и холодные тона, а так же познакомиться с зеркальным изображением.

В старшем возрасте закрепляются ранее приобретенные навыки и умения. Предоставляется возможность рисовать разными материалами, знакомиться и используют в работе новые техники рисования. Педагог знакомит с необычными средствами изображения: свеча, расческа. Зубная щетка, ватные палочки и др. Это раскрепощает детей в процессе их деятельности и помогает развить воображение и фантазию.

Глава 2. Значение игровых приемов обучения продуктивным видам деятельности детей дошкольного возраста

2.1 Методы и приемы обучения продуктивной деятельности в детском саду

Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка "метод" означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком определении метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи .

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного "Программой воспитания и обучения в детском саду".

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

наглядные;

словесные;

практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

информативно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Игровой метод направлен на то, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями .

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

От возраста детей и их развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.

В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.

Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.

Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

2.2 Игровые приемы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности

Игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно - ролевой игры.

Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей продуктивным видам деятельности:

во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;

во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: "Это бегает по дорожке мальчик", "Так бабушка мотает клубок" и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.

В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, "делают снимки", а придя в детский сад, "проявляют и печатают их", изображая воспринятое на рисунке.

При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Игровые приёмы, являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям. Применительно к руководству изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание, заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.

Близость игры и художественной деятельности как разновидностей творчества проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это даёт основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью.

Самая непосредственная связь игры и изобразительного творчества обнаруживается в ярко выраженных игровых моментах, проявляющихся в детской изобразительной деятельности и имеющих место даже в творчестве зрелых художников. Место и роль игровых элементов в детском изобразительном творчестве обнаружили их взаимосвязь с мотивами этой деятельности и развитием образа.

Существование связей игры и художественного творчества позволяет предполагать, что игровые приёмы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности и потому способствуют оптимизации процесса руководства ею.

Игровые приемы определяются - как ситуации, состоящие из игровых действий, разработанные педагогом с учётом знаний и интересов детей и способствующие решению дидактических и творческих задач путем создания игровых мотивов деятельности детей на занятии.

Под системой игровых приёмов обучения понимается - совокупность приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных; и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью. Выделение, систематизация, разработка методики применения игровых приемов осуществлялась на основе анализа специфики детской игры, характера, места и роли игровых проявлений в развивающейся изобразительной деятельности, возрастных особенностей детей и задач руководства этой деятельностью в детском саду.

Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых приёмов осуществляется:

а) во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. По своему характеру такие мотивы близки общественно-направленным, присущим зрелой художественной деятельности и оказывающим наибольшее виляние на поиск выразительных средств создания образа и его качество.

В соответствии с содержанием предложенного мотива детские рисунки (аппликации) используются в игровом плане. Возникновение таких мотивов у детей обеспечивает понимание и принятие ими поставленной педагогом цели (создание рисунка), осознание предъявляемых требований к качеству и способам изображения, от выполнения которых зависит успешность игрового использования детских работ; вызывает активность при создании изображений, а затем их осмысленный и заинтересованный анализ.

б) во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.

Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятиях, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей - мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью - качества, наличие творческого начала в детской художественной деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к обучению способствует лучшему освоению изобразительных умений, развитию творчества.

Заключение

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы, применяющиеся на занятиях, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, но и отдавать себе отчет в том, что видят и слышат

Обобщая высказанные положения о роли игровых приемов, можно определить их воспитательную функцию следующим образом: игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту), позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме; дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно-волевых качеств, ответственного отношения к учебной деятельности, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность на занятии есть выполнение учебных задач.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения усилий.

Используемая литература

1. Беляева И.Б., Макаричева О.Н. Игра в жизни детей // Дошкольное образование. -2013. - №4. - 128с.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебн. Пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 240 с.

3. Бугуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, - 2012 г. - 248с.

4. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева]; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. От рождения до школы. Примерная программа дошкольного образования [Текст] : рекомендовано Мин.образования - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика - Синтез, 2014. - 368с.

5. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2007. - 197с.

6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. - М.: Просвещение, 2005. - 225с

7. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности. - М.: Просвещение, 2007. - 245с.

8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб. - 2013 г. - 247с.

9. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, - 2007 г. - 248с.

10. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000 г. - 197с.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 416 с.

12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, - 2006 г. - 356с.

13. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М. Просвещение, - 2006 г. - 388с.

14. Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособ. для учащихся пед. Училищ; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2007 г. - 256 с.

15. Коменский Я.А. Великая дидактика // Соч.: в 2 т./ Я.А. Коменский. - М., 1982. - Т.1. - С.422-446.

16. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М. Просвещение - 2005 г. - 245с.

17. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара - 1997г. - 258с.

18. Никитин. Б.П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 2005 г. - 259с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издат. центр "Академия" 2002. - 576 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мышление человека как высшая ступень познания. Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста и его вопросы в современной психолого-педагогической литературе. Организация различных видов продуктивной деятельности детей.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Понятие и виды мышления, его развитие в онтогенезе. Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ, конструирование из бумаги (оригами).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Задачи, методика и содержание обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах. Рисунок воспитателя как один из эффективных приемов наглядного обучения детей.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2013

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Изучение особенностей формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нормально развитым и нарушенным слухом. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития познавательной деятельности слабослышащего ребенка.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие "мышление" и трактовка его сущности в научных психолого-педагогических теориях. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, разработка специальных рекомендаций и программы по его развитию.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2010

    Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

    презентация , добавлен 20.11.2015

    Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения, специфика ее развития у детей старшего дошкольного возраста. Особенности обучения детей иностранному языку. Экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2012

    Педагогические подходы к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в деле обучения и воспитания ребенка. Принцип учета возрастных особенностей и преобладания игровой деятельности в воспитании. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста.

Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

Юлия Белоносова
Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Картотека по изобразиельной деятельности для детей дошкольного возраста .

1. Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель : закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения .

Материал и оборудование : карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры : нарисовать овалами не менее 5 изображений растений , раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия : дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

2. Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки» .

Цель : учить детей сравнивать цвет , фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал и оборудование : карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.) .

Правила игры : взять по две карточки разного цвета , назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

Игровые действия : угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. Дидактическая игра «Портреты» .

Цель : научить детей рисовать голову , используя шаблоны.

Материалы и оборудование : лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей , глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Игровые действия : на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку » .

Цель : уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета» ; продолжать учить составлять картинку по памяти , используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал и оборудование : 4 картинки с изображением несложных сюжетов , геометрические формы, встречающиеся на этих картинках , цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры : внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец , по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия : изображение сюжета , дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания :

Расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым) ;

Раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. Дидактическая игра .

Цель : закрепить знания детей детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона

Правила игры : воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя : «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

6. Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички» .

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички, геометрические фигуры.

Правила игры : воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами : «Укрась варежки кружками» и т. д.

7. Дидактическая игра «Цветное лото» .

Цель : развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного цвета.

Материал и оборудование : 4 карты , разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета : красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар; бумажные квадратики таких же цветов.

Правила игры : воспитатель раздаёт детям карты , а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах , и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы художником. Например : «У меня все предметы жёлтого цвета» или : «У меня синие предметы» .

Публикации по теме:

Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Картотека игр по экологическому развитию для детей дошкольного возраста Съедобное – не съедобное Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материалы.

На современном этапе развития дошкольного образования (ФГОС, по-прежнему, актуальной задачей для образовательного учреждения, является.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) Указательный и средний, Безымянный.

Картотека стихов для детей старшего дошкольного возраста о профессиях Стихотворения для детей 4-6 лет о профессиях. Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю.

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель:

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель:

«Дорисуй узор»

Цель:

Ход игры:

«Найди друзей среди красок »

Цель:

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:

Ход игры:

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.