Графический диктант старшая группа образцы. Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты. Метод развития пространственного воображения

Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк, аккуратность и, самое главное — научить его письму — очень сложно. Многократное и долгое письмо приводит к нежеланию учиться, отнимает у ребенка всю радость от учебы. А ведь в детском саду, где на занятиях много времени и нет жестких требований к ребенку и границ успеваемости, можно научить детей не только ориентироваться на тетрадном листе и не бояться тетради, но и правильно держать карандаш, ручку, укрепить мелкие мышцы руки и развить мелкую моторику.

Графические диктанты, проводимые в интересной, игровой форме имеют возможность поспособствовать развитию всего вышеперечисленного.

Фрагмент урока математики в 3 классе (школа VIII вида):

Работая с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе, я применила несколько приемов и форм графических диктантов, которые разработала еще в работая школе и где они принесли ощутимый результат и существенную поддержку в развитии навыков письма, счета, моторики и т.д. Моя цель была, прежде всего:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие понятий «левое / правое», «верх / низ»;
  • закрепление навыков счета;
  • развитие внимания;
  • развитие воображения;

Попутно мы проводили наблюдения за положением солнца на небе в течение всего дня, значит дети еще:

  • развивали наблюдательности;
  • расширяли знаний о природе.

Этап 1. Подготовительная работа. Закрепление знаний левой и правой руки

Берем альбомный лист и складываем его вдвое по высоте, перегибая лист слева направо (на другой день — справа налево), равняя края. Согнутый таким образом лист перегибаем еще раз, но уже сверху вниз (потом снизу вверх). Получился прямоугольник. Развертываем его. У нас лист из 4 прямоугольников. Проводим по сгибам карандашом. В дальнейшем начинаем использовать для этого линейку. Считаем прямоугольники, обращая внимание на то, что у нас по два прямоугольника справа и слева и по два прямоугольника вверху и внизу.

Этап 2. Задания

Нарисуйте круг в нижнем правом прямоугольнике, треугольник — в нижнем левом, квадрат — в верхнем правом, треугольник — в верхнем левом.

Этап 3. Наблюдения за солнцем

Где солнце утром? Покажите. Назовите (нижний левый прямоугольник). Днем? Покажите. Назовите (верхний левый). После сна? Покажите. Назовите (верхний правый). Идем на прогулку. Покажите. Назовите (нижний правый).

Этап 4. Усложнение заданий

Поставьте красную точку в середине левого нижнего прямоугольника, синюю — в верхнем правом углу нижнего правого прямоугольника. Эту работу выполняем поэтапно: покажите нижний правый прямоугольник пальчиком, теперь найдите в нем верхний правый угол, поставьте там точку синим карандашом.

Этап 5. Наблюдения за солнцем

Рисуем солнце в разное время суток, глядя в окошко. Окошко ведь тоже разделено на прямоугольники.

Отмечу, что данная работа велась мною всего 4 месяца практически каждый день, в разных формах сложности. Но, тем не менее, через 2 недели после первого занятия мы начали выполнять работу в тетрадях в клеточку. Дети уже имели к тому времени понятие о клетке и немного ориентировались на листе бумаге.

Проводим линии «от руки», по тетрадным линиям по моим образцам. Образцы чертила каждому. Можно использовать занимательные игровые моменты подготовки: крупные цветные клетки, различные фигуры, которые дети обводили карандашами разного цвета и др.

Перед началом работы с графическим диктантом нарисуйте на доске крупно — зрительный образец, поставьте в каждой тетради большую красную точку. Начинайте работать: 3 клетки вниз, 3 клетки вправо — это слуховой образец, ориентир точки, от которой начинаем «плясать», строить фигуру.

Первый графический диктант.

Фигура — клетка. Я говорю: поставьте кончик карандаша на красную точку. Не отрывая кончик карандаша от листа, ведите линию вправо на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию вниз на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию влево на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию вверх на 2 клетки. Соединили линии. Что у нас получилось? Квадрат. Молодцы.

Возьмите красный карандаш, обведите квадрат по начерченным линиям и закрасьте его.

Несложные фигуры мы выполняли каждый день, пока дети не перестали бояться листа. Материал для начала работы я взяла из пособия «Развиваем руки — чтоб учиться и писать и красиво рисовать», авторы С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. (Ярославль, «Академия Развития», «Академия и К», 2000 г.).

  • Не ставить красную точку, обозначая начало работы.
  • Выполнять не одну, а 2-3 фигуры.

Каков был результат со стороны детей? Дети начали уверенно ориентироваться на тетрадном листе. Они старались четко следовать моим инструкциям, внимательно меня слушали. Им было очень интересно знать, что же получится в результате диктанта, какая фигура.

Путь солнышка мы уже обозначали так:

И рассказывали так: Утром солнышко находится в нижнем углу нижнего левого прямоугольника, потом оно поднимается к правому верхнему углу левого верхнего прямоугольника. После обеда солнце начинает опускаться вниз до середины правого верхнего прямоугольника. Перед вечерней прогулкой оно спускается еще вниз к нижнему углу правого нижнего прямоугольника.

Результатом такой работы с группой дошкольников стало то, что почти все выпускники дети не боялись выполнять работу в тетради, стали понимать, что в тетради нужно работать не в произвольном месте листа, стали уверенно держать карандаш и ручку, не путали правую и левую сторону, научились отмечать погоду. Также у них улучшилось внимание и начало развиваться воображение, появился интерес к учебе в школе.

Задача данной методики: выявить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучить возможности в области перцептивной и моторной организации пространства.

Содержание: нарисовать линию карандашом согласно инструкции: "поставь карандаш на верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отводя карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее попробуйте нарисовать такой же узор самостоятельно.

На выполнение данного узора предлагается примерно две минуты. А всё время выполнения этой задачи может составлять примерно 15 минут.

Анализ полученных итогов.

Выполнение данного задания без ошибок - 4 балла. За одну или две ошибки можно поставить 3 балла. За большее количество ошибок - 2 балла. В том случае, если недочётов больше, чем верно изображённых участков, то выставляется 1 балл.

В том случае, если верно изображённых участков нет, то ставят 0 баллов. Данным способом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных результатов возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий; 6-9 баллов - хороший;

3-5 баллов - средний; 0-2 балла - низкий.

Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы №3 ДОУ

В группе девять человек: пять мальчиков и четыре девочки.

Выбранная нами диагностика позволила оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены следующие результаты.

Методика «Бусы».

Вывод: прохождение методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половины группы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно треть испытывает затруднения при его выполнении.Исследование сформированности предпосылок учебной деятельности будущих первоклассников реализовано на базе подготовительной группы №3 ДОУ №544.

Количество человек в группе -девять: из них пять мальчиков и четыре девочки.

Данная диагностика даёт возможность оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены такие результаты.

Методика «Бусы».

Таблица 1 - Результаты проведения методики «Бусы»

Вывод: проведение методики, способной определить количество условий, которые способен запомнить ученик в процессе деятельности при запоминании на слух заданий, позволило выявить, что более половины группы выполнило предложенное задание на хорошем уровне, и в среднем треть испытывает трудности при выполнении данного задания. Методика «Домик».

Таблица 2 - Результаты проведения методики «Домик»

Заключение: выявляется умение ориентироваться на образец, точно копировать его, а также определяется степень развития произвольного внимания. Формирование пространственного восприятия в достаточной степени развита у половины детей, хотя некоторым дошкольникам требуется коррекция для развития данных умений.

Методика «Узор».

Таблица 3 - Результаты проведения методики «Узор»

Заключение: 3 ученика продемонстрировали довольно высокую степень умения работать согласно правилам, то есть в своей деятельности в одно и тоже время использовали несколько правил. У 5 детей стремление работать по правилам отработано не в полном объёме, они способны ориентироваться только на одно правило. У 1 дошкольника выявили низкий уровень умения работать по определённому правилу, он неоднократно делал ошибки, путался в выполнении задания. Способность функционировать по определённому правилу на данной стадии не сформировано.

Таблица 4 - Результаты проведения методики «Графический диктант»

Заключение:устанавливая степень развития и формирования произвольной сферы ученика, а также изучая возможности в области перцептивной и моторной организации пространства, выявлено, что 4 ребёнка имеют значительную степень развития, 2 ученика - хорошую, 2 ученика - среднюю, 1 ученик - низкую.

Самой главной проблемойвобразовательных учреждений в данный период, считается создание некой системы мониторинга достижений. Прогноз промежуточных результатов усвоения школьной программы. Она обязана гарантировать грамотный подход к оцениванию итоговых и промежуточных результатов, что позволяет реализовать оценку движения достижений первоклассников. Психологический мониторинг развития это особая комплексная программа, которая призвана оценивать необходимую информацию о психологическом состоянии учащихся, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях диагностики, исправлении и корректирования в рамках данной образовательной системы.

В соответствии с новейшими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга необходимо изучать физические, интеллектуальные и личностные качества школьника. Самое главное это, некие интегративные качества, такие как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и так далее. Основной ключевой образующей системы мониторинга становится проблема установления уровня и индивидуальных особенностей подготовки будущего первоклассника к обучению в образовательном учреждении.Результат мониторинга готовности учащихся к обучению в школе помогает нам:выявить характерные черты психологического развития учащихся, для более полного определения индивидуального подхода к каждому ученику в процессе моделированиявоспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе; выявить детей, с низким уровнем готовности к обучению в школе, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации; отсрочить на один год обучение детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования - нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения.

В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы:

1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

Необходимо принимать во внимание то, что одним из необходимых требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, которые позволяют получить необходимый объем информации.Анализируя взгляды различных авторов на эту проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это комплекс физического, психического и социального развития, который необходим школьнику для усвоения им школьной программы в полном объёме. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе обязательно включает: диагностику физиологической подготовки, диагностику психологической подготовки, диагностику социальной, или личностной подготовки.

Имеется огромное количество методик оценки психологической готовности. Здесь важно понимать, что от того, какими методами пользуется каждый психолог, в полной мере зависят и полученные им результаты исследования.

Одной из важных характеристик методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности. Не все из известных программ для определения психологической готовности имеют положительные психодиагностические показатели.

Несмотря на это к широкому профессиональному применению должны быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых показало их диагностическую ценность. Готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру и требует от нас комплексного исследования его физического, психического и социального развития. Анализ огромного количества имеющихся в настоящее время методик оценки уровня готовности к школьному обучению,ведёт нас к выбору диагностики

«Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р., Барчук О . Которая в настоящее время является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Потому, что, в привычной для ученика игровой форме позволяет отследить уровень развития огромного количества «учебно-важных качеств», в достаточно короткие сроки. В дополнение к этой диагностике, необходимо использовать методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

В дополнение к главному минимуму, при необходимости, нужно использовать спектр вариативных диагностик, включающих в себя:

Перечень диагностических методик, направленных на исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе;

Диагностический материал по работе с родителями детей 6-7 лет, по вопросам их «готовности к школе». При формировании системы мониторинга, необходимо обращать внимание на то, что определение готовности детей к школьному обучению обязательно требует учета «готовности» и самих родителей обучающихся. Одним из дополнительных, важных факторов, является также изучение отношений между детьми и их родителями, нарушение этих отношений является важным факторов риска школьной дезадаптации. Здесь в систему мониторинга готовности детей к обучению в школе должны быть включены:

Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет; Тест - опросник родительского отношения к школе (А.Я Варга, В.В. Столин); Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».

Объект мониторинга: это физические (координация, уровень развития мелкой моторики), личностные (эмоции, коммуникативные навыки, самооценка, мотивационная сфера) и психологические (слуховое внимание, зрительное внимание, уровень притязаний, произвольность, речь, мышление, память, воображение) качества ребенка старшего дошкольного возраста.

Периодичность: октябрь, апрель.

Форма проведения: подгрупповая, примерно 5-6 человек. Содержания системы мониторинга:

Диагностика «Дошкольная зрелость»БитяновойМ.Р., Барчук О.. Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

Ведущие: 1 участник ведет игру, 1-2 участника выполняют работу по заполнению карты наблюдений.

Место и время проведения: зал (групповое помещение), желательно освобожденные от мебели. Проведение исследования согласно режиму дня старших дошкольников. Проводится в первой половине дня и желательно во вторник, среду или четверг.

Описание системы мониторинга:

ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО

ВОЛШЕБНИКА» -- про доброго волшебника Ням-Няма, который охраняет все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка отобрал у мороженого цвет, вкус, запах... Это мороженое также оберегал добрый волшебник Ням-Ням. Перед игроками встают различные испытания, проходя которые они спасают из беды мороженое. Выполняя различные задания, учащиеся демонстрируют наличие тех качеств и процессов, необходимых для показа рабочей модели дошкольной зрелости. Игроки совместно с ведущим совершают путешествие по карте. А наблюдатели тем временем, не вмешиваясь в процесс игры, вносят записи в карту наблюдения и иногда помогают ведущему. В ход этой игры вводится, как одно из заданий.

МЕТОДИКА «Мотивы УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбурга.

Обработка результатов: за правильное выполнение любого задания, участникам вручаются осколочки (которые в дальнейшем переходят в баллы). Максимальное количество баллов, которое может получить участник -- 51.

Примечание: Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга количественно не оценивается. По результатам участниковнеобходимо разделить на три группы.

Вторая группа -- ученики с высокой дошкольной зрелостью, которые получили 75-100% из возможного количества баллов: 38-51 балл. Первая группа -- ученики со средней дошкольной зрелостью, которые получили 50-75% из возможного количества баллов: 26-37 баллов. Нулевая группа -- ученики с низкой дошкольной зрелостью, которые получили 0-50% из возможного количества баллов: 0-25 баллов.

Таким образом, представленная система мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяет:

· Посмотреть уровень сформированности каждого из основных компонентов готовности к обучению в школе детей, увидеть сильные стороны его развития, своевременно диагностировать некоторые отклонения и на этой основе указать пути индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

· Понять общую картину развития группы, с целью грамотного построения всей последующей воспитательно-образовательной работы, а также для оценки эффективности педагогического процесса в условиях данной группы.

Диагностика ведётся в форме игры, которая является самостоятельной, цельной структурой. Игровая форма перед началом проведения исследования может помочь настроить учащихся на доброжелательное отношение к участникам диагностики. В это время игровая форма проведения помогает прививать интерес участников к различной деятельности. Она помогает создать целостную картину у ученика, который в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он может себя по-разному проявить. Эта диагностика имеет подробное описание технологии проведения обследования, процедуры первичной обработки и индивидуального анализа данных, процедур качественной и количественной оценки результатов обследования, что в свою очередь заметно облегчает работу специалиста с данной методикой. Подгрупповая форма проведения диагностики даёт возможность получить необходимый объем информации в определённые сроки.

Минусами данной диагностики является:

Эта диагностика затруднительна из-за присутствия помощников ведущего (1 или 2 человека). Это не всегда удобно. В представленной методике практически нет заданий на сформированность у детей таких обязательных составляющих готовности к обучению в школе, как: общее физическое развитие ребенка; круг знаний и представлений о некоторых предметах и явлениях окружающей среды; мотивация к обучению (с этой целью в систему мониторинга включена методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга).

Ведущей деятельностью учащихся начальных классов является учение. Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, обусловлен наличием положительных мотивов: желанием, стремлением, интересом, которые и являются составными частями потребностей этой деятельности. Формирование учебныхмотивов является одной из самых трудных задач в работе учителя. Учитель должен четко представлять всю сложность этой работы. Она требует от него глубокого знания принципов психологического влияния на учащихся. С целью развития у детей высокого уровня учебной мотивации целесообразно предложить следующие рекомендации:

1. Читайте больше психолого-педагогической литературы, которая поможет подготовить ребенка к школе.

2. Консультируйтесь у специалистов (педагогов, психологов).

3. Уделяйте больше времени, внимания своему ребенку.

4. Наблюдайте за тем, как ребенок общается со сверстниками, со взрослыми. Трудно ли вливается в новый коллектив.

Главной задачей психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста - является использование более полной информации об индивидуальных особенностях развития дошкольников. При получении этих данных, можно разработать рекомендации для воспитателей и родителей, по оптимизации процесса воспитания и развития детей.

1. По итогам мониторинга вырабатываются определённые советы для педагогов групп, в которых перечислен перечень (и способы развития) «слабых мест », именно тех качеств, которые у огромного количества детей не соответствуют возрастной норме.

2. По итогам мониторинга вырабатываются советы построения работы с воспитанниками, имеющими низкий уровень дошкольной зрелости.

3. По итогам мониторинга рекомендуется провести консультации и родительское собрание (в октябрь-ноябрь), где педагог-психолог до каждого родителя доводит результаты достижений его ребенка (конфиденциально); здесь же даются краткие рекомендации родителям как они могут организовать дома работу по оптимизации того или иного психического процесса.

4. В родительском уголке группы педагог-психолог размещает папку рекомендаций по оптимизации процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Ступеньки к школе».

5. Педагог-психолог распространяет на группы подборки наглядной агитации (обзор методической литературы, материалы для оформления информационных стендов, буклеты, памятки) - по предшкольной тематике «В школу уверенным шагом».

6. По итогам мониторинга педагог-психолог находит детей - кандидатов в «группу риска», проводит углубленную диагностику, оказывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение, составляется комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка.

7. По итогам повторного проведения мониторинга «Дошкольная зрелость» М. Битяновой, О. Барчук», также проводится аналогичный комплекс мер . Дети, повторно показавшие низкий уровень дошкольной зрелости, направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию, для определения дальнейшего образовательного маршрута.Применение данной системы мониторинга, позволяет эффективно организовывать воспитательно- образовательный процесс в подготовительных к школе группах ГБОУ СОШ 544

Об этом можно судить на основании следующих критериев:

· Анализ результатов исследования уровня дошкольной зрелости у детей 6- 7 лет (См. диаграммы № 1 и № 2).

· Анализ степени удовлетворенности родителей детей 6-7 лет, качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (См. диаграммы № 3 и

Диаграмма № 1. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет за 2015 -2016 учебный год.

Диаграмма № 2. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 летза 2014-2015учебный год.

Диаграмма №3. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2015-2016 учебный год

Диаграмма №4. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2014-2015 учебный год

Система мониторинга:

В феврале-марте 2016 года было проведено психологическое обследование детей подготовительной школы по методикам «Определение мотивов учения» - М.Р.Гинсбурга, в сентябре-октябре 2016 года - по цветовому тесту Люшера.

По результатам обследования детей в начале учебного года, по методикеМ.Р.Гинсбурга, было выявлено, что 1 (8,3 %) ребенок подготовительной «Б» группы, 1 (5%) ребенок подготовительной «А» группы, имеют 4 - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

1 (5 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 5 - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

По результатам обследования детей в начале учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что 4 (19%) детей испытывают тревогу, беспокойство при мыслях о школе, у 1 (14,3%) ребенка отрицательное эмоциональное отношение к школе.

В связи с низким уровнем учебной мотивации и негативным отношением к школе, некоторых детей, с детьми запланированы следующие виды деятельности:

Проводить игры, упражнения, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, ребусов на школьную тематику;

Проводить просветительскую и консультативную работу с педагогами, родителями по развитию учебной мотивации дошкольников.

По результатам проведенной работы, в конце учебного года - май - июнь 2015, было проведено повторное диагностическое обследование детей на выявление уровня мотивационной готовности к школе и выявление эмоциональных установок по отношению к школе.

Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования, по методике М.Р.Гинсбурга, показал, что 8 (73%) детей подготовительной «Б» группы, 10 (71%) детей подготовительной «А» группы, имеют 1 - очень высокий уровень мотивации, у этих детей преобладание учебных мотивов;

3 (27%) детей подготовительной «Б» группы, 3 (21%) детей подготовительной «А» группы, имеют 2 - высокий уровень мотивации, преобладание учебного мотива, возможно присутствие социального и позиционного мотивов;

1 (7 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 3 - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов.

По результатам обследования детей в конце учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что у 1 (8,3%) ребенка чувство тревоги, страха по отношению к школе.

Результат:

Увеличилась степень учебной мотивации у дошкольников.

Изменилось отрицательное эмоциональное отношение учащихся к учёбе и к школе в целом на позитивное.

В лучшую сторону изменилась педагогическая компетентность преподавателей, и родителей по проблемам формирования учебной мотивации у будущих школьников. Картотека игр и заданий для дальнейшего развития психологической готовности к школьному обучению.Использование диагностических методик на разных этапах исследования (констатирующем на этапе адаптации и контрольном в конце учебного года) показало, что результаты среднего уровня младших школьников, улучшились. Высокий уровень так же, несомненно, повысился. У всех детей низкий уровень после развивающего этапа полностью отсутствует.

Для стабильности высокого уровня мотивации следует побуждать интерес детей к учебной деятельности.

1.11. Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Область применения: определение готовности к обучению, сформированности пространственных представлений и уровня саморегуляции, разработка рекомендаций.

Описание методики. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того, как детям розданы карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата обследования, психолог даёт предварительные разъяснения, после предъявления которых, переходят к рисованию тренировочного узора. Во время рисования тренировочного узора нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора психолог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. В случае необходимости психолог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12. 1.13, 1.14, 1.16, 1.17. 1.20.

Предварительные разъяснения:

« Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

Инструкция для рисования тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция для рисования проверочного узора.

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слово влево опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Образцы диктуемых узоров.

Обработка и интерпретация данных.

Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребёнок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трёх оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Людмила Кошанская
Конспект занятия «Заяц. Графический диктант: рисование по клеточкам» (подготовительная группа)

Тема «Заяц »

Графический диктант – рисование по клеточкам »

(подготовительная группа )

Цели : Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку

(актуализировать пространственные представления : вверх, вниз,

вправо, влево.);

Задачи : Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном

направлении;

развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую

моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять

указания взрослого;

работать над развитием правильной, четкой и связной речью;

активизировать слуховое восприятие и память.

Оборудование :

наглядный материал : иллюстрация зайца, схема зайца

раздаточный материал : простые карандаши, ластики, тетради в клетку .

Ход занятия

I. Оргмомент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем рисовать по клеткам .

II. Постановка целей.

Вам интересно, что мы будем рисовать ? Это секрет, но чтобы его узнать, отгадайте загадку.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц )

Правильно, это заяц .

Сегодня мы научимся рисовать корову по клеточкам .

III. Беседа. Рассматривание иллюстрации с изображением зайца.

– Давайте вспомним, что мы знаем о зайце.

– Какое это животное? Почему?

– Опишите внешний вид зайца.

– Какие действия он может совершать?

– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать зайца?

– Как называется детёныш зайца?

IV. Пальчиковая игра.

– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.

(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.

(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры) .

Руку вправо, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руку влево, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик» )

За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)

VI. Посадка перед началом работы

Сели прямо, ноги вместе

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

– Возьмите в руку карандаш и поставьте его на точку, которую я вам поставила заранее. От этой точки начнем рисунок. Слушаем внимательно и выполняем задание.

VII. Диктант «Зайчик»

Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху , поставь точку. Будем рисовать от этой точки . Нарисуй 1 клеточку вправо , 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

VIII. Дорисовка .

– Посмотрите, получился ли у вас заяц ?

Она вам нравиться?

По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза.

Посмотрите какой заяц получилась у меня . Вам нравиться? Я очень рада.

IX. Подведение итога

Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались?

У вас получился рисунок, который мы сегодня делали?

Благодаря чему получился рисунок?

(потому что внимательно слушали и выполняли все задания)

Публикации по теме:

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкая ярмарка» (подготовительная группа) Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкая ярмарка» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство с городецкой.

Фрагмент занятия в подготовительной группе «Кругосветное путешествие по клеточкам» Фрагмент занятия в подготовительной группе " Кругосветное путешествие по клеточкам" Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего.

Рисование «Придумай, чем может стать красивый осенний листок» подготовительная группа Задачи: - развивать воображение, творчество; - формировать.

ЕМА: Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома. ЦЕЛИ: Обучающие цели: - познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи;.

Конспект занятия по ФЭМП подготовительная группа МБДОУ №40 воспитатель Коломиец Галина Александровна. «Тема Остров Цифроград». Совершенствовать умение детей считать от 1 до 10 и обратно.

Конспект занятия. Рисование поролоновой палочкой «Плюшевый медвежонок». Средняя группа Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Разделы: Логопедия

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.

У учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.

Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев в этой связи говорят о недостаточности пальцевогопраксиса.

Вопрос о повышении эффективности коррекционно – педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.

Для решения данной проблемы мною разработаны серии графических диктантов по клеткам двух видов:

  1. ведение линий в заданном направлении от исходной точки (Приложение 1 );
  2. построчное раскрашивание клеток (Приложение 2 ).
  • Сформировать слуховое восприятие и память;
  • Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
  • Улучшить зрительно-моторную координацию;
  • Укрепить зрительную память;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • Продолжить работу по закреплению речевых навыков.

В соответствии с памятками представлены образцы конспектов занятий.

Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, чистоговорок, логоритмических упражнений, загадок и пр., который позволит учителю – логопеду или воспитателю продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков и употребления форм слов за границами традиционных логопедических занятий и обеспечит вариативность коррекционно – педагогической работы.

Так как графические диктанты по клеткам являются элементом пропедевтической работы по предупреждению возникновения оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, то выполнение предлагаемых заданий поможет повысить качественный уровень подготовки их к школьному обучению.

Памятка для проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки

  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5 – 6 упражнений);
  • Определение исходной точки рисования;
  • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта от исходной точки

Тема: Корова.

Цели:

    • учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении;
    • улучшать зрительн-моторную координацию посредством копирования фигур;
    • актуализировать знания о домашнем животном – корове;
    • автоматизировать произношение [р] во фразах и связной речи;

Оборудование: репродукция коровы, простые карандаши, стирательные резинки, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Постановка целей.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем рисовать по клеткам.

Рыжий молокозавод
День жуёт и два жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.

Сегодня мы научимся рисовать корову по клеточкам.

III. Беседа. Рассматривание репродукции с изображением коровы.

– Давайте вспомним, что мы знаем о корове.

– К какой группе относится корова?

– Какое это животное? Почему?

– Опишите внешний вид коровы.

– Какие действия она может совершать?

– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать корову?

– как называется детёныш коровы? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

По мосту корова шла. (ладони соединить средними пальцами – мост, собрать кисть в кулак, выдвинуть указательный палец и мизинец)
Молоко она несла. (ладони чашечкой)
Воробью, синице, зайчику, лисице, (разгибать по порядку пальцы)
Котику усатому, тигру полосатому,
Белке и кунице, ёжику и львице.
Накормила всех опять. (гладить живот)
И на луг пошла гулять. (пальцы идут по столу)

Вот ладошка левая.
Вот ладошка правая.
Руки вверх мы поднимаем
И зарядку делаем.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут пальчики у нас
Ловкие, умелые.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Мы рисуем лучше всех.

VI. Определение исходной точки рисования.

– Отсчитайте от полей две клеточки и на пересечении голубых линий поставьте точку. От неё начнём рисовать. (На начальных этапах обучения точку ставит логопед).

VII. Диктант. Схематическое изображение коровы.

1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

VIII. Дорисовка.

– Посмотрите, получилась ли у вас корова такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, рога, хвост, пятна.

IX. Оценка результатов (взаимопроверка).

X. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Рова – рова – рова (хлопки) – на траве стоит корова (руки на поясе, повороты туловища).
Рову – рову – рову (хлопки) – мы смотрим на корову (руки «биноклем» поднести к глазам).
Рова – рова – рова (хлопки) – хороша корова (руки в стороны).

XI. Копирование.

– Скопируйте ниже (или справа) такую же корову.

Была у вас одна корова, а станет…(две коровы), у всех у нас будет … (много коров), целое … (стадо коров).

XII. Проверка выполнения задания.

XIII. Подведение итога занятия.

Памятка для проведения графического диктанта по строчному закрашиванию клеток

  • Определение предмета (объекта) рисования по вычленению наложенных силуэтных картинок;
  • Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
  • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
  • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5–6 упражнений);
  • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
  • Актуализация понятия «цвет»;
  • Знакомство с рабочим полем, поделённым на клетки, расположенные строчками;
  • Привлечение внимания к нумерации строк;
  • Указание направления и количества раскрашиваемых клеток заданного цвета;
  • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
  • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
  • Оценка результатов графического диктанта;
  • Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
  • Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
  • Оценка самостоятельной работы;
  • Выставка работ, обсуждение;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта по строчному закрашиванию клеток (подготовительная группа детского сада)

Тема: Жук.

Цели:

  1. формировать графомоторные навыки:
    • продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
    • учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке;
    • развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
    • продолжать работу над развитием пальцевогопраксиса: координацией движений и силы;
    • улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур;
  2. работать над развитием и коррекцией речи:
    • актуализировать знания о насекомом - жуке;
    • автоматизировать произношение [ж], [ч] во фразах и связной речи;
    • работать над просодической стороной речи – ритмизацией посредством чистоговорок;
    • активизировать слуховое восприятие, память.

Оборудование: наложения насекомых, репродукция жука, цветные карандаши, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят около двери кабинета.

– На своё место пройдёт только тот, кто любое насекомое назовёт.

(Дети называют слова и занимают свои места.)

II. Постановка целей.

Рассматривание наложений, узнавание, называние.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого из этих насекомых мы будем рисовать по клеткам.

Жу – жу – жу, я на ветке сижу,
И звук [ж] я твержу.

Сегодня мы научимся рисовать жука по клеточкам.

III. Беседа.

Рассматривание репродукции с изображением жука.

– Давайте вспомним, что мы знаем о жуке.

– К какой группе относится жук?

– Опишите внешний вид жука.

– Какие действия он может совершать?

– Каких жуков вы знаете?

– Чем питаются жуки? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.

Жуки бежали по тропинке, (пальцы бегут по столу)
Блестели шёлковые спинки. (поглаживание тыльных сторон ладоней)
Их опрокинул ветерок. (ладони положить тыльной стороной на стол)
Кто бы тем жукам помог? (быстрые движения пальцами)

V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры).

Руку вправо, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руку влево, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик»)
За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)

VI. Актуализация понятия цвет.

– Какого цвета вы встречали жуков? Где можно часто их увидеть?

Нам понадобится два цвета: коричневый и зелёный.

Что бывает коричневым? Что бывает зелёным?

VII. Знакомство с рабочим полем.

(Рассматривание, называние цифр, которыми пронумерованы строчки.)

VIII. Диктант. Схематическое изображение жука.

  • 1 р. – 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 2 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные.
  • 2 р. – 4 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 4 клетки зелёные.
  • 3 р. – 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая.
  • 4 р. – 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 5 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 6 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 7 р. – все клетки коричневые.
  • 8 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 9 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 10 р. – 1 клетка зелёная,1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 11 р. – 1 клетка коричневая, 8 клеток зелёных, 1 клетка коричневая.

IX. Дорисовка.

– Посмотрите, получился ли у вас жук такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза и линию крыльев.

X. Оценка результатов выполнения графического диктанта (взаимопроверка).

XI. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Чок – чок – чок (хлопки) – на листе сидит жучок (присесть на корточки).
Чка – чка – чка (хлопки) – не боимся мы жучка (руки на пояс, повороты головы).
Чка – чка – чка (хлопки) – мы посмотрим на жука (ладонь козырьком к глазам, повороты туловища).
Чка – чка – чка (хлопки) – на ладонь возьмём жука (поочерёдно руки в стороны).
Чок – чок – чок (хлопки) – улетел с руки жучок (взмахивание руками).

XII. Выставка детских работ, выбор самой аккуратной.

XIII. Копирование .

– Скопируйте ниже (или справа) такого же жука.

Был у вас один жук, а станет…(два жука), у нас с вами будет … (много жуков).

XIV. Проверка выполнения задания.

XV. Подведение итога занятия.