Воспитатель: Кузнецова И.Б.
Место работы: БОУ «Андреевская СОШ»,
Цель: расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.
Задачи:
Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду
Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом
Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формировать желание заботится о птицах в зимний период.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц, модели с видами питания зимующих птиц, конверт.
Раздаточный материал: изображения птиц, разрезанных на части (голова, туловище, хвост)
Ход занятия:
Дети сидят на ковре в группе, звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: – Дети, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой веселой песенкой?
Дети: - Птицы.
В: - Когда вы слышали такое пение птиц?
Д: - Летом.
В :- А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?
Д : - Нет.
В : - А почему? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну.
Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какое время года?»- Зима. Месяц? – Январь. Вам нравится зима? Почему? Какая погода бывает зимой?
Дети садятся за столики.
В: Зима бывает разная. Она умеет проказничать. Послушайте, что однажды произошло. (отрывок из сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»).
Появляется Сорока
С: Здравствуйте, дети! Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
В: Дети, давайте поможем Сороке разобраться. Каких ты птиц встретила в лесу?
С: А вот отгадайте мои загадки:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут её…. (Ворона)
Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня…(Синичка)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке
Словно кошки не боится –
Собирает крошки
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик - черик!»
(Воробей)
Вертится стрекочет, весь день хлопочет.
(Сорока садится на стул).
Одновременно с отгадкой появляются иллюстрации птиц. Воспитатель сообщает краткие сведения о них.
В: эти птицы остались зимой с нами. Как их можно назвать, одним словом?
Д: Зимующие, они остаются с нами зимовать.
В: А ещё, Сорока, послушай, какие стихи знают дети о птицах.
Дети рассказывают стихи:
Особа всем известная,
Она – крикунья местная
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона
Крикливая ворона.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести,
Может, в них и мало прока
Но горда собой сорока.
По тропинкам по дорожкам
Скачет серый воробей
Что он ищет? Ищет крошки
Для себя и для друзей.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится-
Поет не уставая
Синица расписная.
Чуть живой. Не чирикает даже
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный
И летит к чердаку своему
А гляди, не становится вредным
Оттого что так трудно ему.
В: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давай - те поиграем в игру «Узнай голоса птиц».
Игра:
Как – Кар - Ворона.
Чик – Чирик - Воробей.
Синь-Синь - Синичка.
А теперь самое трудное задание: Рюм – рюм - рюм – Снегирь
В: Молодцы! Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?
Ответы детей.
В: Правильно. Зима очень трудное время года для птиц. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птички голодные, они сильнее мерзнут и даже могут погибнуть. Как выдумаете. дети, как можно помочь птицам зимой?
Ответ детей.
В: Правильно, птиц нужно подкармливать. А чем питаются птицы?
Ответы детей.
В: Верно. Хотите, я вам расскажу по секрету, чем ещё питаются птицы?
Воробьи – зернышками, крошками. Обозначим их так:
Синицы – зернышками, крошками, а самое любимое лакомство синичек – сало:
Снегири едят семена, ягоды, у нас любят клевать рябину:
Вороны, сороки – очистками, остатками пищи:
В: А теперь давайте, ещё поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите кто чем питается. Теперь я перемешиваю карточки, кто хочет их расставить? (Дети по одному выходят, берут карточку – модель корма, называют что на ней обозначено и говорят какая птица этим питается). Воспитатель хвалит детей.
В: А вы знаете,дети, птицы тоже умеют играть. Один раз подсмотрела, как играют вороны Давайте и мы поиграем с вами в эту игру.
Физкультминутка. (Дети выходят из-за столиков)
Вот под ёлкою зеленой (Дети бегаю, машут руками, скачут)
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают (Дети приседают, закрывают глаза, затихают)
И все вместе засыпают
Кар - кар-кар (тихо).
Во время игры воспитатель находит конверт
В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай - те сядем за столики и посмотрим. Да это конверт от старичка - лесовичка! Интересно, что в нем лежит?
Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.
В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Лесовичек просит у вас помощи. Давайте ему поможем – сложим птичек и накормим их. Старшие дети сложат птицу, а младшие накормят. Вот у нас подсказка, кто чем питается. (Модели корма).
Работа в парах.
В: Кого угостим салом?
Семечками?
Кусочком яблока?
Вот молодцы, дети! То-то удивится лесовичок, когда увидит, что все у птиц в порядке!
В: А не поможете вы мне, тоже разобраться, для чего здесь лежит коробочка, веревочка, семечки.
Д: Чтобы сделать кормушку и покормить птиц.
В: Верно. А давайте мы вечером смастерим кормушку, а завтра на прогулке, мальчики нам помогут её повесить, а девочки насыплют корм в кормушку. За окном у нас одна кормушка уже есть, а эту повесим на площадке. У кого дома сделаны кормушки для птиц? Как вы за ними наблюдаете? У кого ещё нет кормушки, сделайте дома вместе с родителями и для всех ещё есть у меня домашнее задание.
Ну, вот, теперь мы с вами помогли птицам. Давайте угостим нашу сороку семечками. Её тоже не легко живется зимой.
С: Спасибо, дети. Теперь я поняла, почему не все птицы улетели и что они едят. До свиданья, ребята!
В: Молодцы, ребята! Теперь мы сороке все рассказали о зимующих птицах, хорошо потрудились.
Наталья Долгих
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ухтуйский детский сад «Тополёк»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
на тему :
"ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ "
для детей старшего дошкольного возраста
Долгих Н. Ю 2013г
Тема : «Зимующие птицы »
Цели :
формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи :
Развивающие :
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам ;
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам .
Образовательные :
Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах ;
формировать умения и навыки наблюдения за птицами .
Оборудование :
Картинки зимующих птиц ; кормушка; корм для птиц ; цветные карандаши, бумажные силуэты птиц ; картинка кормушки; презентация «Зимующие птицы » ;
Ход непосредственно образовательной деятельности :
I. Организационная часть.
Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)
II. Основная часть.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами . О зимующих птицах мы будем читать стихи, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы .
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение) :
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.
Воспитатель : Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края , а переживают зиму , укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного , и птицам приходится нелегко . В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение) :
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Воспитатель :Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение) :
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.
Воспитатель :Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение) :
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.
Воспитатель :Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение) :
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель :Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение) :
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.
Воспитатель :Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель : Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу , а дети называют её)
Воспитатель : Как можно назвать этих птиц одним словом ? (зимующие )
Гимнастика для глаз
(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)
1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.
Повторить 5-6 раз.
2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.
Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
Воспитатель : Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало?»
(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц . Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза : «Какой птички не стало» )
Физкультминутка
Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам
В красных майках снегири – 4 наклона головы
Распушили пёрышки – частые потряхивания руками опущенными вниз
Головой вертят, улететь хотят –2 поворота головы на каждую сторону
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.
Среди белых голубей – идут по кругу, руки за спину (голуби)
Скачет шустрый воробей – в центре на корточках скачет один ребёнок
Воробушек – пташка, серая рубашка – встают лицом в круг,
берутся за руки
Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей – идут приставным шагом,
воробей пытается «вылететь» , а голуби его не пускают.
Презентация «Зимующие птицы »
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы » . Я буду называть только птиц , но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.
Прилетели птицы : голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – макароны это продукты.
Прилетели птицы : голуби, куницы (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – куницы это животные.
Прилетели птицы : голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)
Что неправильно и почему? - комары это насекомые.
Практическая часть
Пальчиковая гимнастика
Зимой холодной, посмотри,
Вновь появились снегири (соединять пальцы обеих рук,начиная с больших)
А с ними свиристели
К нам в гости прилетели (сжимание и разжимание кулачков)
Раскрашивание силуэтов птиц .
ИГРА - СТИХОТВОРЕНИЕ «НА КОРМУШКЕ»
Воспитатель :Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы . Я читаю стихотворение, та птица , которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску - кормушку ) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель : Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют) . А как их назвать одним словом? (зимующие ) .
Воспитатель : Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу . А летом птицы помогут нам , они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится .
Для корма птицам пригодны семена различных растений : семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза;
овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.
(Дети насыпают в кормушку корм для птиц , после занятия вывешивают её на улицу и наблюдают за птицами .)
Воспитатель : Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей) . Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Физическое развитие»
Задачи:Коммуникации: Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида птиц. Закреплять умение детей правильно называть птиц при отгадывании загадок. Закреплять представление детей о местах обитания птиц, их внешних качествах, строении. Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.
Познание: 1. Расширять представления детей о птицах, их внешнем виде. Закреплять представления о птицах, их образе жизни в зимний период. Продолжать учить сравнивать птиц, обозначать сравнение словами. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Физическое развитие: Упражнять детей в выполнении разных видов движений по сигналу: хлопки, приседание, махи руками. Ходьба друг за другом в заданном направлении, прыжки с продвижением вперёд, через препятствие.
Материал: Разрезные картинки с изображением птиц, карточки к заданию «Покормим птиц», медали «Знатоки птиц» Конверт с изображением Лесовичка.
Практическая часть : Заготовки кормушек из пластиковых бутылок, геометрические фигуры разного цвета на клеящей основе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу, что сегодня случилось утром. Пришла я сегодня на работу, а у меня на подоконнике лежит письмо.Вы когда – нибудь получали письмо?
Давайте посмотрим от кого оно?
Письмо пришло от Лесовичка.
Давайте прочитаем наше письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Лесовичок. Я знаю, что зимой многие птицы селятся поблизости к человеку, и мне хочется узнать, как вы можете помочь им? Я приготовил для вас задания. Думаю, что вы с ними справитесь» (карточки с заданиями лежат в конверте).
Дети, посмотрите, карточки все одинаковые?
(разного цвета, с разными номерами). Значит задания будут тоже разные. Давайте попробуем на них ответить?
С какой цифры мы начнём выполнять задания? (№1)
Карточка №1
Лесовичок: Чтобы ответить на первое задание, Вам нужно найти в группе полянку, где расположена цифра 1. До полянки вы пройдёте по узенькой тропинке.
Вчера в лесу был сильный втер, он перепутал все карточки, помогите мне пожалуйста, разложите карточки так, чтобы получились картинки.
Воспитатель : Все выложили картинки? Кто изображён на твоей картинке? (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь…)
Как всех этих птиц можно назвать одним словом? (зимующие)
Молодцы, вы справились с первым заданием.
Карточка №2 Чтобы добраться до цифры 2, вам нужно преодолеть препятствие. На пути у вас будет ручей, перепрыгнув через ручей вы доберётесь до цифры 2. Молодцы! Вот мы добрались до цифры 2. Усаживайтесь поудобнее, слушайте. «Конкурс-загадок».
Воспитатель: Лесовичок приготовил вам загадки. Кто знает ответ, поднимает руку, не выкрикивает. Если вы отгадаете правильно загадку, то сможете эту птичку посадить на дерево. Слушайте первую загадку:
1.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Ну, скорее, не робей, Я бывалый...(воробей)
Воспитатель: Правильно, воробей, а как ты догадалась, что это воробей? Подойди, найди воробья и посади его на дерево. Молодец! Следующая загадка:
2.Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата.
Догадались, кто это?.. (синичка)
Воспитатель: Правильно Синица, а как ты узнала, что это синица? Посади синичку на дерево.
3. Эта птица всем знакома
Важно ходит возле дома
Очень громко закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …(варона)
Воспитатель: Расскажи, как узнала, что это ворона? Посади ворону на дерево.
4. Я вчера гулял в саду,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Воспитатель
: Молодец, правильно отгадал. Посади снегиря на дерево. Итак, слушайте последнюю загадку:
Эта птица сизокрылая
любит семечки клевать
И тихонько ворковать…(голубь)
Воспитатель: Как догадалась, что это голубь? Посади голубя, на дерево. Остались ещё птицы на тарелочке? (нет) .Значит задание мы выполнили! Молодцы! Будем отвечать на следующее задание?
Карточка №3
Лесовичок: Посмотрите вокруг, где расположена цифра 3. (На полу в центре группы). Давайте сделаем большой шаг вперёд, чтобы подойти к цифре 3. Дети, в этом задании, Лесовичок, предлагает поиграть. Игра называется: «Прилетели птицы».
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите другое слово, то хлопните в ладоши. Слушайте:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Дети хлопают.
Воспитатель:
Какое слово было лишнее?(Макароны) Молодцы! Продолжаем, если услышите неправильное слово, то вы будите махать руками.
Прилетели птицы:
Голуби, лисицы.
Дети машут руками.
Воспитатель:
Что неправильно?
Дети: Лисицы.
Воспитатель:
Почему?
Дети: Потому что лисицы - это животные.
Воспитатель:
Правильно, молодцы внимательно слушали! Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы все присядьте.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки.
Дети: приседают.
Воспитатель
: Правильно. Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы будите топать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Воспитатель:
- Молодцы, вы справились с этой игрой. Значит мы можем доставать следующую карточку.
Карточка №4
«Покормите птиц»
Воспитатель:
- Послушайте внимательно, что рассказывает Лесовичок «-У каждой птицы есть свой любимый корм. Но зимой, им очень трудно найти его. Я прошу вас провести стрелочки от птиц к корму, покормить птиц».
(Каждому ребенку выдаётся карточка. В центре листа изображены силуэты птиц, а в углах листа изображен корм. Ребёнку необходимо провести линию, от птицы к корму).
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы, и с этим заданием вы тоже смогли справиться. Играем дальше?
Карточка №5
Лесовичок: А сейчас последнее, самое трудное задание. Вам нужно встать друг за другом, положить руки на пояс впереди стоящему м и пройти до цифры 5. Готовы? Отправляемся. Мы дошли до цифры 5. Задание называется «мастерская». У нас есть заготовки кормушек. Но если мы их повесим такими, то смогут ли их увидеть птицы? Правильно их плохо видно. А что мы можем сделать, чтобы птицы заметили наши кормушки?(украсить) Давайте сядем за столы. Сегодня задание вы будите выполнять в парах. У вас на столах есть геометрические фигуры разного цвета, украсьте свои кормушки так, как вам нравится.
Воспитатель: Какие удивительные получились работы! Давайте рассмотрим наши кормушки, потом мы их повесим на участке детского сада. Вот молодцы. Карточки в конверте закончились, значит можно подвести итог. Много заданий нам задал Лесовичёк? Вы с заданиями справились? На загадки вы ответили, корм для птиц подобрали, даже кормушку смастерили. Вот какие молодцы! Интересные задания приготовил Вам Лесовичок? А сейчас, Все участники игры за свои знания получат медалями «ЗНАТОКИ ПТИЦ»
Воспитатель:
По небу весело скользя, Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая: «Спасибо, вам великое!»
На этом наша игра подошла к концу, благодарим всех за внимание!
Благодарим за внимание!
Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы »
Цель :
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах ;
Формировать понятия «зимующие птицы » ;
Познакомить с условиями жизни птиц ;
Воспитывать желание заботиться о птицах , подкармливать их зимой.
Демонстрационный материал.
Картинки с птицами (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, свиристель)
1. Организационный момент
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной :
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
2. Основная часть
А) Беседа
Про каких птиц говорится в стихотворении :
«И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг….» (перелетных)
Почему они улетают (наступают холода, еды становится мало)
Что говорится в стихотворении о зимующих птицах ?
…«Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи….»
Каких птиц называют зимующими (которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.
Каких зимующих птиц вы знаете (ворона, воробей, голубь)
А какие птицы появляются с приходом зимы (синица, снегирь, свиристель)
Б)Игра «Угадай птицу »
Маленький, пестрый, шустрый, зимующая птица , городская (воробей)
Маленький, яркий, красногрудый, быстрый; зимующая птица , городская (снегирь)
Большая, серая, чернокрылая; зимующая птица , городская (ворона)
Маленькая, желтогрудая, быстрая; зимующая птица , городская (синица)
Тельце покрыто серовато-розоватым оперением, с хохолком на голове, не маленькая (свиристель)
Голубь –крупная птица с короткой шеей , маленькой головой, пестрый или однотонный с сероватым отливом, городская, зимующая (голубь)
Б) Строение птицы
Расскажите, что общего есть у всех птиц ?
У птиц есть …туловище , …. голова, ….крылья, ….клюв, …хвост, …оперение, …две лапки, …шея)
Г) Физминутка
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари (пощипывают щеки) .
Это красные фонарики («фонарики» )
Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)
Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки» )
Воду пьют из родника («пьют» ).
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .
3. Закрепление пройденного материала
А)Игра «Четвертый лишний»
Воробей, ворона, синица, ласточка
Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)
Синица, воробей, голубь, грач
Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)
Снегирь, ворона, свиристель, трясогуска (улетает в теплые края)
Б)Игра «Каждой птице –свой корм »
Воробей питается- крошками
Синица питается –салом
Снегирь- ягодами рябины
Свиристель- насекомыми, ягодами рябины
Голубь- семенами растений, различными зернами
Ворона-(всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….
В) Игра «Из чего сделаны кормушки»
Рассмотри кормушки и скажи, из чего они сделаны?
(предлагаются детям картинки с кормушками,сделанные из дерева, пластиковой бутылки,из пакета молока, картона, металла)
Г) Подведение итогов
В :-О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (зимующих )
В :-как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)
В :-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода . Поэтому озябшие воробьи, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей!
Публикации по теме:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.
Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР «Зоопарк» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР. Тема: «Зоопарк» Цель: Формировать у детей представление о разнообразии.
Задачи: 1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; 2. совершенствовать диалогическую речь; 3. обогащение и уточнение, активизация.
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы». Программное содержание: - закрепить и уточнить представления.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»
Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ
по формированию целостной картины мира в старшей группе:
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
воспитатель Соколова О.Г.
Программное содержание:
- Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
- Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
- Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.
Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели
А выдержат мороз?
Показать свиристеля и свирель, дать послушать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.
Ответы детей:
Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).
Ответы детей:
Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?
Ответы детей:
Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)
Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.
Новая столовая (по ролям)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний
Путешественник - скворец
Вот и песенке конец.
В руках у детей иллюстрации птиц.
Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)
Ответы детей:
Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.
Я по дереву стучу
Червяка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Все равно ты будешь мой.
Вывесить иллюстрации (дятел)
Рассказ детей о дятле.
Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.
(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)
Кто там прыгает, шуршит.
Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)
Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.
Рассказ детей о клесте.
Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).
Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»
Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.
Чик - чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей).
Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:
Чтение стихотворения (ребенок).
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей-
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
Физкультминутка:
Среди белых голубей (круг)
Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).
Воробушек - пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)
Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)
Задание:
Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)
Закрепление:
Воспитатель:
О ком сегодня мы говорили на занятии?
Почему птицы остаются у нас зимовать?
Как мы можем помочь птицам зимой?
Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
Сколько гибнет их - не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Не богаты их корма -
Горсть зерна нужна
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.