Отцы и дети-инвалиды: трудный выбор. Ребёнок - инвалид в семье Инвалидность по причине ее возникновения

Болезнь родителя может ограничивать его возможности заботиться о своем ребенке. В этом случае правильное поведение родственников может помочь больным принимать участие в жизни семьи и осваивать недостающие бытовые и социальные навыки.

Знание специалистом основных проблем, возникающих в семье, где инвалид является родителем, позволяет дать родственникам рекомендации и помочь в нормализации жизни семьи. В первую очередь в этом случае следует выделить проблемы, связанные с уходом за ребенком в повседневной жизни, определить родительские обязанности, требующие наличия социальных навыков для решения вопросов лечения, обучения, материального обеспечения семьи.

Для инвалида зачастую такие обязанности в полном объеме выполнять непосильно. Например, особенность больных шизофренией состоит в том, что у них в большей или меньшей степени снижен энергетический потенциал. Как правило, если в семье есть бабушки, дедушки, здоровый супруг и другие родственники, часть забот они берут на себя. Однако часто при этом ожидают от больного родителя более активной роли и предъявляют к нему чрезмерно завышенные требования. Попытки больного родителя выполнить свои обязанности в такой ситуации оказываются недостаточными с точки зрения родственников. Вследствие этого у больных пропадает желание проявлять активность, и в результате они делают гораздо меньше, чем могли бы. При этом отмечено, что люди, страдающие психическим заболеванием, нередко обладают потенциально большими возможностями в воспитании детей, чем им удается реализовать.

Рекомендации в подобных случаях направлены на изменение поведения родственников больного, которым следует не делать все за больного, не критиковать его, прояснять причины трудностей, возникающих у него. Важным аспектом психологической поддержки является выработка адекватных требований к больному родителю, так как завышенные требования, не учитывающие его состояния со стороны родственников, приводят к пассивности и блокируют развитие здоровой активности, приобретению опыта.

Следующей проблемой рассматриваемой ситуации являются взаимоотношения между ребенком и родителем-инвалидом. Нарушение отношений в детском возрасте может приводить к различным психологическим трудностям у детей и в семье со здоровыми родителями. Если же родитель болен психическим заболеванием, имеет интеллектуальные нарушения, детско-родительские отношения оказываются особенно уязвимыми. Для их коррекции часто оказывается необходимой помощь специалиста.

Например, в семье с психически больным родителем типичными проблемами являются:

  • o замкнутость психически больного родителя, его сосредоточенность на своем внутреннем мире, что приводит к отстранению от ребенка. Родитель может не замечать потребностей ребенка, в иных случаях воспринимая его как помеху;
  • o больные родители могут быть вовлечены в деятельность какой-либо секты, общины, политической партии, проводить время в компании собутыльников или сексуальных партнеров;
  • o физическое или эмоциональное отсутствие родителя приводит к ощущению ребенком ненужности, покинутости, виновности в происходящем;
  • o хаотичность, непоследовательность требований больного родителя к ребенку;
  • o в некоторых семьях, где психически больной родитель не справляется со своими обязанностями, на ребенка возлагают непосильные для его возраста обязанности по уходу за больным родителем, младшими братьями и сестрами.

Специалисты должны обратить внимание родственников на необходимость учитывать детские потребности ребенка или подростка, компенсируя недостающую заботу, объясняя ему, что поведение родителя обусловлено болезнью, а не плохим отношением. Это позволяет формировать у ребенка сострадание к больному родителю и препятствует появлению чувства вины за происходящее. Родственники больного с помощью специалиста могут обеспечить правильное поддерживающее поведение больного родителя. Вместе с тем следует учитывать влияние болезни на личность каждого члена семьи, потребности всех родственников семьи с инвалидом в психологической поддержке и помощи.

Понятие «инвалидность» и расшифровка этого термина. В статье пойдет речь о том, как правильно вести себя, если в семье проживает человек с ограниченными возможностями.

Расшифровка и история образования понятия «инвалид»


Прежде чем начать разбираться с ситуацией, когда в семье находится недееспособный человек, необходимо изучить значение самого этого термина. Понятие «инвалид» имеет латинские корни происхождения слова и трактуется в переводе как «неполноценный».

Если рассматривать данное определение с точки зрения нашего менталитета, то следует обратиться к эпохе Петра I. В те времена подобным образом называли всех военнослужащих, которые были отправлены на штатские должности вследствие каких-либо увечий. Однако и Западная Европа также трактовала понятие «инвалид» в узком ключе, относя его исключительно к воинам.

XIX век внес свою корректировку в обозначенное понятие, когда под этим термином уже подразумевалось и мирное население, которое пострадало от военных действий. После окончания Второй мировой войны озвученное слово еще более конкретизировало свой смысл.

Инвалидами в настоящее время называют всех людей, которые имеют какие-либо отклонения в физическом, психическом или интеллектуальном плане.

Группы инвалидности

Если детально рассматривать данное явление, то нельзя однобоко анализировать изучаемый фактор. Не существует одинаковых личностей, что также касается и людей с лимитированными возможностями.

Возрастное разграничение инвалидности


В данном случае следует понимать, что на каждом этапе своего развития человек по-разному реагирует на происходящие с ним события. В случае ранжировки по инвалидности необходимо выделить две категории объектов, которые каким-либо образом выделяются из своего окружения:
  • Инвалиды-дети . Произойти подобное могло как в утробе матери, так и вследствие травмы или тяжелого заболевания. Если взять за основу данные статистики, то половина случаев подобного явления приходится на проблемы с функционированием головного мозга. 5% пострадавших детей исследователи относят к ДТП и травмам, после которых ребенок стал частично или полностью недееспособным.
  • Инвалиды-взрослые . Некоторые люди получают подобный статус уже в более зрелом возрасте. Психологически они гораздо тяжелее переносят трагические события, потому что у них в подсознании есть сравнение со здоровой жизнью в прошлом. Причины инвалидности могут быть самого различного характера, но очень часто виной ограничения возможностей у человека становится несчастный случай.

Инвалидность по причине ее возникновения


При озвученной ситуации также идет разграничение понятий при анализе возникшей проблемы. Исследуя фактор полной или частичной недееспособности, следует обособить понятие «инвалидность» по таким аспектам:
  1. Присвоенный с детства статус . Обычно его озвучивают при каких-либо врожденных патологиях, которые имеют серьезный характер. Однако ребенок может заболеть и в период своего созревания, что приводит затем к тяжелым последствиям.
  2. Инвалиды боевых действий . На данный статус могут претендовать те люди, которым был причинен существенный вред здоровью во время войны. К подобным увечьям относят контузию, ранение, травмы и заболевания, которые были приобретены во время несения службы.
  3. Инвалиды труда . Сам термин уже говорит о том, что статус присваивается пострадавшим во время увечья на производстве. В данном случае речь может идти о несчастном случае или профессиональном заболевании, которое вызвали неблагоприятные условия труда.
  4. Инвалиды общего заболевания . Пособие по данному факту назначается всем людям, которые характеризуются как субъекты с ограниченными возможностями. Патология при этом может иметь различные причины образования, но в документах она нередко шифруется для соблюдения врачебной тайны.

Инвалидность по степени трудоспособности


Зависимо от степени трудоспособности инвалида выделяют такие группы:
  • Инвалиды I группы . Люди, которым присвоили данную категорию недееспособности, не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой. При этом у них может присутствовать дезориентация при наличии нарушения коммуникации и контроля над своим поведением. При озвученной первой группе люди считаются полностью зависимыми от ближайшего окружения по причине тяжести своего заболевания.
  • Инвалиды II группы . При вспомогательных средствах посторонней помощи данные субъекты способны обслуживать себя. Они ориентируются в пространстве и времени, но для этого им нужна установка от других лиц. Свое поведение такие люди контролируют с условием поддержки и контроля со стороны желающих им помочь. Подобная группа подразумевает частичную работоспособность, которая может соответствовать далеко не всем сферам деятельности человека.
  • Инвалиды III группы . Люди с озвученным статусом передвигаются, но это занимает у них больше времени, чем у других представителей общества. Они способны общаться со своим окружением, но делают это с не той скоростью усвоения информации, как их собеседники. В щадящих условиях труда субъекты с этим медицинским диагнозом вполне трудоспособны, что дает им шанс найти работу по своим возможностям.

Инвалидность по характеру заболевания


На этом классификация по озвученному признаку не заканчивается, потому что существует еще одна категория частичной или полной недееспособности:
  1. Мобильная группа . Само название говорит о том, что люди после оглашения решения комиссии способны передвигаться самостоятельно. Следовательно, в дальнейшем они живут практически полноценной жизнью с некоторыми ограничениями касательно здоровья и условий труда.
  2. Маломобильная группа . Передвигаться такие люди могут, но только при помощи колясок или костылей. В данном случае им вполне подойдет работа на дому, чтобы они чувствовали себя нужными обществу. Подходит им также вариант помощи в доставке на рабочее место при невозможности попасть туда самостоятельно. Однако не каждый предприниматель согласится на такое, потому что озвученный фактор несет в себе дополнительные финансовые затраты.
  3. Неподвижная группа . Прикованные к постели люди все же могут анализировать происходящие вокруг них события. К тому же они способны создавать произведения, которые надолго запоминаются читателям. Автор известной композиции «Вечерний звон» Иван Козлов писал ее, когда не мог передвигаться и ослеп.

Важно! Быт инвалидов устраивается исключительно с ориентацией на присвоенную им группу. Невозможно требовать от человека с ограниченными способностями то, что он не в состоянии выполнить.

Особенности поведения с инвалидами в семье

В данном случае ближайшему окружению стоит очень аккуратно отнестись к своему пострадавшему родственнику. Необходимо четко уяснить для себя, что можно делать в этом случае, а от чего стоит воздержаться.

Ошибочное поведение близких с инвалидом в семье


Для правильной тактики общения с человеком с ограниченными возможностями родным необходимо избегать следующих действий по отношению к больному:
  • Возведение стены от окружающего мира . Некоторые родственники при возникшей проблеме стараются создать бастион между своей семьей и знакомыми. Психологи считают это в корне неправильным решением, потому что таким образом из лучших побуждений близких людей одиночество инвалида становится наиболее ощутимым.
  • Отстранение от всех домашних обязанностей . Если человек с ограниченными возможностями лишается шанса развивать свою мелкую моторику, то это негативно скажется на его возможной реабилитации. Исключение - люди из неподвижной группы, которым нереально выполнять подобные поручения.
  • Рассуждения о злом роке . Одной из самых распространенных ошибок является подобное упущение со стороны близких потерпевшего человека. Прошлое вернуть нельзя, поэтому сетовать на «если бы...» ни в коем случае нельзя. Члену семьи, который стал инвалидом, будет невыносимо больно выслушивать подобные высказывания от близких.
  • Поиск виноватого . Хуже рассуждений о злом роке может быть только этот фактор, когда начинается глубокий анализ произошедшего. В данном случае пострадавшая сторона начнет чувствовать себя тяжким крестом для всей семьи. В конечном итоге она замкнется в себе и постарается по максимуму отгородиться от окружающих.
  • Неосторожность в словах . Некоторые психологи сам термин «инвалид» считают довольно обидным словом, заменяя его на определение в виде человека с ограниченными возможностями. Однако некоторые чрезмерно заботливые родственники четко и громко везде вещают о том, что у них в семье такая беда. Подобное некорректное поведение часто ранит людей, которые стали частично или полностью недееспособными по той или иной причине.
  • Знак «стоп» . В данном случае проблемы инвалида в семье приобретают глобальные масштабы. Самое страшное для пострадавшего человека - это отказ близкого окружения верить в его будущее. Не рекомендуется в присутствии пострадавшей стороны рассуждать о невозможности излечения. Вера придавала силы многим людям, поэтому такое поведение является в корне неправильным.
  • Неуместная поддержка . Некоторые индивидуумы считают удачным решением искать исключительно положительные стороны в инвалидности. Чтобы подбодрить пострадавшего, они описывают ему все прелести социальной помощи от государства и рассуждают о плюсах при ограничении в трудовой деятельности. При этом хочется предложить таким людям поменяться местами с инвалидом, что однозначно сразу охладит их энтузиазм.
Во всех перечисленных случаях близкое окружение хочет сделать все как можно лучше для больного, который им дорог. Однако эффект от подобных действий будет полностью противоположным, потому что нужно знать все тонкости обращения с пострадавшим человеком.

Правильное поведение родных по отношению к инвалиду в семье


После описанного неверного подхода к озвученной проблеме следует разобраться в корректном решении в данной ситуации. Психологи, понимая всю деликатность вопроса, разработали следующие рекомендации для членов семьи пострадавшего:
  1. Разрушение информационного барьера . Инвалид имеет право общаться с внешним миром, поэтому в силу своих возможностей необходимо дать ему этот шанс. К примеру, для слепых людей очень важно приобрести пострадавшим кассеты или диски с интересными для них сведениями. Полезны им будут книги с брайлевским шрифтом, чтобы они могли развиваться и получать определенное образование. Для тех же, кто просто ограничен в подвижности, можно помочь найти сообщества людей с аналогичными проблемами в интернете. Общаться с теми, кто оказался в такой же ситуации, всегда легче. Да и родным будет проще от того, что инвалид осознает, что есть еще такие же люди, но они не сдаются, а борются за свою жизнь или учатся выживать в сложившихся условиях.
  2. Отказ от гиперопеки . В особенно тяжелых случаях такая помощь однозначно нужна, потому что человеку с ограниченными возможностями без нее не справиться. При иных ситуациях не стоит лишний раз напоминать инвалиду, что он не в состоянии о себе позаботиться. Некоторые доступные ему манипуляции он в состоянии сделать самостоятельно.
  3. Желание слушать . Каждому из нас иногда необходимо выговориться, выплакать все, что накопилось. Родным необходимо говорить со своим близким, поддерживать его морально. Однако в то же время нельзя допускать полное погружение в свое состояние. Это чревато депрессиями, нервными срывами, мыслями о самоубийстве.
  4. Важный фактор для уверенности в себе - красота . Особенно это касается женщин. Для них жизненно необходимо хорошо выглядеть. Для этого не стоит пренебрегать такими простыми манипуляциями, как покрасить волосы, а перед выходом на улицу нанести самый простой макияж и помочь сделать прическу, если она сама не в состоянии. Что касается мужчин, то им хватит чистой, аккуратной одежды.
  5. Посильное трудоустройство . При возможности совершения каких-либо действий в плане трудовой деятельности необходимо дать шанс инвалиду реализовать себя. Близкому окружению следует приложить все усилия в поисках подходящего занятия человеку, за которого они переживают. Это может быть завод, на котором работают люди с ограниченными возможностями (например, по сборке розеток). Также для некоторых подойдет управление автомобилем, специально оборудованным для вождения при наличии физических ограничений.
Если человек уже не раз обжигался, сталкиваясь с отказом принять его на работу, от чего опустил руки, родным стоит поговорить с ним и утешить его, помогая вернуть веру в свои силы. Дело в том, что далеко не всегда работодатели могут взять инвалида на работу, так как это предполагает необходимость специально оборудовать рабочее место. А многим предприятиям, которые в силу финансовых проблем оказались не в лучшем положении, это просто не под силу.

Правила этикета при контакте с инвалидом для посторонних людей


Родные обычно быстро учатся тактике общения с пострадавшим членом семьи. Сложнее обстоит дело с теми, кто не входят в число людей из близкого окружения инвалида. Для них специалисты разработали целый ряд советов для устранения неловкости при контакте с человеком, у которого ограничены возможности:
  • Корректное ведение беседы . Ни в коем случае нельзя обращаться исключительно к тому, кто сопровождает инвалида. Это считается верхом бестактности, потому что таким образом лишний раз подчеркивается несостоятельность пострадавшего человека.
  • Терпение при общении . Некоторые люди с ограниченными возможностями не могут быстро усваивать ту информацию, которую преподносит им собеседник. Следует с пониманием отнестись к проблемному разговору, внимательно при этом слушая инвалида.
  • Правильные жесты . Если человек с ограниченными возможностями плохо слышит, то допустимо лишний раз привлечь внимание к своей персоне. В этом поможет помахивание рукой или легкое похлопывание собеседника по плечу. Однако подобные манипуляции по отношению к человеку, который ограничен в передвижении, недопустимы.
  • Тактичность . Следует сразу запомнить тот факт, что инвалидная коляска является личным пространством для человека и его неприкосновенной зоной. Ни в коем случае нельзя толкать или облокачиваться на нее без разрешения владельца подобного передвижного средства.
  • Предусмотрительность . Если человек плохо видит, то не стоит хватать его и тащить за собой по всем возможным ухабам и колдобинам. Необходимо заранее предупреждать инвалида о возникших препятствиях на пути, аккуратно придерживая его при этом за руку.
  • Дружелюбность . Особенно данный аспект касается того момента, когда происходит общение с инвалидом, у которого выявлены психические нарушения. Миф о затаившемся маньяке в каждой такой личности однозначно не соответствует действительности. Необходимо вести разговор на доверительной ноте, чтобы расположить к себе человека с подобной проблемой.
  • Открытость . Не нужно быть излишне корректным, если инвалид с нарушением речевой деятельности сказал невнятно. Грубить при этом не стоит, но тактично переспросить о сути сказанного не возбраняется. При желании собеседник может написать фразу на листке бумаги, что сразу же сгладит неловкую ситуацию при разговоре.
Как вести себя с инвалидом - смотрите на видео:


Ребенок-инвалид в семье или более взрослый человек с ограниченными возможностями - непростое испытание для его близких и для него самого. Однако при правильно организованном режиме дня и грамотной поддержке родных индивиды с подобной проблемой в состоянии чувствовать себя востребованными людьми в обществе.

Рождение ребенка в семье всегда радость для любящих заботливых родителей. В мир пришел новый человек, им предстоит научить его всему, подготовить ко взрослой жизни и в определенный момент отпустить… Сколько радости и слез пополам, сколько эмоций, надежд, ожиданий… Но иногда случается и так, что рождение ребенка становится стеной, которая разделит жизнь на «до» и «после», и все счастливые мечты, все надежды разбиваются о жесткое слово: «инвалид».

Ребенок родился с инвалидностью, или стал инвалидом из-за несчастного случая или заболевания. Как жить дальше? Что делать?

Такая ситуация — стресс для всех членов семьи. Фактически она означает, что всем придется очень сильно поменять свою жизнь, и все интересы семьи будут теперь направлены на реабилитационные или поддерживающие действия этого ребенка. Жизнь может поменяться настолько круто, что некоторые семьи вынуждены поменять город, а некоторые и страну проживания, чтобы быть ближе к реабилитационным центрам и клиникам. Но поменять жилье это полбеды. Главное — не сломаться самим.

Психологи отмечают, что основная масса семей с детьми-инвалидами делится на три группы:
первая — пассивные. Родители или недопонимают всей серьезности проблемы, или закрываются от нее, делая вид, что ее не существует. Им так психологически легче справиться со стрессом. К сожалению, в таких семьях мер по реабилитации ребенка-инвалида практически не применяется, родители избегают разговоров о возможном лечении и под разными предлогами ищут способы его не проводить. Такие семьи, как правило, замыкаются в себе, отказываются от обычной жизни, сводят на нет общение с друзьями.

вторая — активные. Активные родители готовы горы свернуть, чтобы если уж не вылечить, то облегчить состояние своего ребенка. Они готовы преодолеть любые препятствия на этом пути, они постоянно ищут специалистов, испытывают новые методики лечения, готовы на любые траты в поисках самых современных препаратов, они не боятся операций и процедур. Семья сохраняет широкий круг общения, продолжает вести активную социальную жизнь. Все интересы семьи будут подчинены интересам ребенка-инвалида.

третья — рациональные. Такие родители не прячутся от проблемы, но и не превращают ее в идею фикс. Они последовательно выполняют все рекомендации специалистов, проходят положенное лечение, но не проявляют сверхусилий в этом направлении. Уделяя достаточно времени ребенку-ивалиду, они не забывают и об остальных членах семьи, никого не обделяя вниманием.

Большинство семей с ребенком-инвалидом находятся в состоянии непрерывного дискомфорта, что связано с неопределенность, с постоянно испытываемым чувством тревоги за будущее больного ребенка, за будущее семьи в целом. Многие отмечают, что испытывают ощущение душевного хаоса, что им трудно переориентировать свою прежнюю «нормальную» жизнь на новую. Нередко единственным добытчиком в семье становится отец, а мать вынуждена ухаживать за ребенком. К имеющимся собственным проблемам еще могут добавиться проблемы социального характера. К сожалению, в нашем обществе на инвалидов все еще косо смотрят. Родители могут запрещать своим здоровым детям общаться с ребенком-инвалидом. Соседи по подъезду могут высказывать неудовольствие шумом, который может производить ребенок-инвалид. Если «особый» ребенок в общественном месте начинает неадекватно себя вести, то порой матери приходится выслушивать нелестные высказывания в свой адрес, либо все время приходится пояснять, что малыш особый и может повести себя не вполне адекватно. Все это очень тяжело для родителей, такие моменты создают угнетающую обстановку в семье.

Как быть родителям «особого» ребенка? Воспитателям ребенка-инвалида необходимо прежде всего не поддаваться эмоциям и панике, иначе они не смогут сделать ничего полезного ни для своей семьи, ни для своего ребенка. Как бы страшно не звучало слово «инвалидность», и с ней люди живут. Да, многое придется поменять, но это не значит, что отныне вам будут недоступны простые радости жизни.

Нельзя скатываться в два состояния: в состояние несчастной жертвы и в состояние бронетранспортера, сметающего на своем пути все.

Первые отказывают себе во всех радостях и тратят время на нытье: «Ах, мой сын (моя дочь) инвалид, как же это страшно и ужасно, как же нам тяжело, какие же мы несчастные». Такой пессимизм отнимает силы, люди вместо того, чтобы бороться, тратят силы на бесконечные жалобы, самокопание, и нередко создают ситуацию, не соответствующую истинному положению вещей в худшем смысле. Они преувеличенно остро реагируют на инвалидность своего ребенка, хотя все может быть и не настолько страшно.

Вторая группа родителей, напротив, уклоняется в другую крайность. Они живут под девизом «Я мать (отец), и я сделаю для своего ребенка все!», не видя за этим стремлением нужд других членов семьи, других своих детей, которые могут оказаться заброшенными и обделенными вниманием. Зачастую проведение реабилитационных мер и постоянные поездки по специалистам превращаются в самоцель, когда лечение уже начинают проводить не ради того, чтобы помочь ребенку, а ради самого процесса, ради самоутверждения, ради искупления вины: я делаю, я езжу, я пробиваю, значит, я хороший родитель.

Ни та, ни другая позиция не являются правильными. Инвалидность ребенка необходимо принять, как факт, в котором вы не виновны (за исключением прямых случаев, когда по недосмотру или по неосторожности родителей был нанесен вред здоровью).

Нельзя отодвигать на дальний план других членов семьи. за стремление облегчить жизнь одному ребенку вы можете не заметить, как сделаете несчастными остальных.

Не отвергайте помощь психолога и не забывайте о том, что в психологической реабилитации нуждаетесь не только лично вы, но и другие ваши дети и супруг.

Не стесняйтесь обращаться за помощью и опытом в организации родителей детей-инвалидов.

А вот советы педагога-психолога Семеновой Л.В. :

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены
семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”,
отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят
вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и
перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Многие семьи постоянно сталкиваются с рядом различных проблем, потому как далеко не всегда складываются благоприятные условия для полноценного функционирования семьи. Именно поэтому необходима защита различных категорий населения, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения. Особой проблемой является то, когда родители воспитывают детей при различных физических или умственных недостатках.

Люди с ограниченными возможностями . Что мы о них знаем? Это та категория населения, которая нуждается в особой защите со стороны государства, а также различных социальных структур. К сожалению, бывают такие ситуации, когда ребенок воспитывается в семье инвалидов, а это имеет свою специфику и требует постоянной работы специалистов. Дети могут быть полноценными особами без каких-либо физических или умственных проблем, но это значит, что полноценного воспитания они все равно не получают. Если родители ребенка ограничены физически, то в таком случае будут отсутствовать различные активные игры всей семьей, поездки за город и мероприятия с веселыми занятиями, которые отлично влияют на атмосферу в семье и ее единство.

Если у детей родители с проблемами зрения, то старшим членам семьи очень тяжело будет научить малышей читать и писать, но нет неразрешимых проблем, ведь можно нанять репетитора, что отлично разбирается в письме, литературе, а также поможет научиться считать. Но такая ситуация подходит в том случае, если у семьи есть деньги на такого педагога, поэтому власть должна помнить о таких семьях и помогать им в сложных жизненных ситуациях. Много времени можно потратить на воспитание детей, имея отклонения в физиологии или деятельности центральной нервной системы, но намного проще и эффективнее будет работа опытных педагогов.

Дети из таких семей нуждаются в работе , ведь очень часто общество ведет себя очень неадекватно по отношению к тем, кто отличается от массы, а если одноклассники увидят таких родителей, то сложно будет избежать психологической травмы ребенка. Семьи людей с ограниченными возможностями могут функционировать и развиваться полноценно, но эта категория семей как раз и называется - семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Это означает, что сами они решить свои проблемы не могут.

Дети очень быстро в таких семьях взрослеют, ведь очень рано приходится осознавать, что твоя помощь нужна родителям, а игры могут временно подождать. Но есть огромный плюс в развитии детей из семьи, где воспитание проводится родителями-инвалидами, потому как такие дети очень умные, самостоятельные очень хорошо приспособлены к жизни.

Что должны помнить окружающие о семьях инвалидов?

3. Если имеете свободное время , то обязательно задумайтесь о волонтерстве. Сегодня есть масса общественных организаций, которые богаты идеей, но не имеют достаточного финансирования. Такие организации часто помогают детям инвалидов адаптироваться в обществе. Не будьте равнодушными к проблемам окружающих.

4. Бывают также и родители-инвалиды , которые лишены родительских прав. Если вы имеете возможность, подарите такому ребенку счастливую семью. Во многих странах усыновление стало нормальным явлением, ведь, как гласят лозунги социальных реклам - "Не бывает чужих детей".


Что нужно помнить родителям-инвалидам?

1. Ваш ребенок ничем не отличается от других детей. Старайтесь максимально грамотно донести эту мысль вашему . Общайтесь по интернету или по телефону с родителями одноклассников ребенка, чтоб всегда быть в курсе того, как он ведет себя с другими детьми.

2. Если вы не имеете достаточно возможности для общего досуга с ребенком , то обратитесь за помощью к властям или в общественную организацию. Вы имеете полное право на помощь учителей по основным дисциплинам, социальных педагогов, психологов и медиков.

3. Всегда поощряйте успехи своего ребенка . Так он поймет, что имеет такие же права как и его одноклассники и друзья и у него будет повод собой гордиться.

4. Научите ребенка уважать вас . Он должен понимать, что вы, имея определенные физические ограничения, умеете быть интересным. Найдите хобби по душе, возьмите работу на дом или вступите в общество инвалидов, которые едины в своих взглядах и стремлениях.

5. Максимально уделяйте внимание вашему ребенку . Очень часто дети инвалидов страдают от недостатка внимания и чувствуют себя ущемленными. Ребенок любит вас вне зависимости от ваших физических особенностей, поэтому не отталкивайте от себя малыша, любите его и согревайте родительским теплом.

Если говорить более конкретно , то семьи, где воспитывают детей родители-инвалиды, могут функционировать отлично, но важна помощь со стороны власти, социальных служб, общественных организаций и т.п. К сожалению, во многих странах сегодня очень печальная ситуация с финансированием семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Именно поэтому родителям-инвалидам необходимо создать коалицию для защиты свои прав и прав их детей.

Это получается невольно, само собой. Но родственники человека, ставшего инвалидом, начинают возводить невидимую стену между своей семьей и остальным миром. Возможно, таким образом они пытаются защититься. Они могут отвергать чужую помощь, стесняться приглашать в дом людей, замыкаться в своем горе - не понимая, какую боль наносят этим тебе. Мало того, такая стена отделяет инвалида и от членов собственной семьи, отчего он чувствует себя еще более одиноким.

Мой тяжкий крест

В определенный момент я обнаружил, что со мной нельзя просто жить под одной крышей, за мной можно только «ухаживать». Даже когда я перестал нуждаться в памперсах, кормежке с ложечки, вновь научился ходить и стал выполнять кое-какую домашнюю работу, обо мне иначе не выражались. От ощущения того, что ты - тяжкое бремя, крест, который твои близкие вынуждены теперь тащить по жизни, радости не прибавляется. Даже если это так и есть, даже если ваш родственник, действительно, нуждается в постоянном уходе, постарайтесь, чтобы он не чувствовал себя чьей-то непосильной ношей.

Сиди, я сам

Это, наверное, самая распространенная ошибка. Когда тебе не доверяют ни картошку почистить, ни спуститься в магазин. «Я сам, я быстрее, сиди уж», — говорят инвалиду. Что ему остается? Только уткнуться в телевизор.

Мне-то так и написали тюменские доктора в ИПР (индивидуальная программа реабилитации) в графе «социокультурная реабилитация» — «рекомендуется просмотр телепрограмм»: — и смех, и грех, учитывая, что телевизор я не смотрю вообще, именно из-за его способности отуплять, усыплять и убивать желание какой бы то ни было деятельности.

Так и рождается страшное — «инвалидное мышление», когда «я — инвалид, все мне должны, а этот мир пусть крутится вокруг меня». Надо ли говорить, что мироздание живет по собственным законам.

Кстати, и понятия «мелкая моторика» никто не отменял. Бытовые, пусть самые мелкие, дела очень полезны для ее развития.

Если бы…

Рассуждения о том, что «надо было в той ситуации сделать так, а в той так», вероятно, правильны, но, увы, бесплодны. Живем-то мы не в прошлом. И сейчас есть главное — живой человек. Вдумайтесь, треть инсультов заканчиваются летально в первый же месяц. А тут — выживший человек. То есть я. Это ли не повод для радости: живой! Да, «скорая» приехала поздно, да, операцию сделали спустя несколько дней, да, толковую реабилитацию вообще начали через годы. Наверное, есть шанс, что сегодня я мог бы бегать, прыгать и делать сальто. Но прошлого не вернуть. Главное, что у меня есть настоящее.

Сам виноват

Поиски виноватого могут привести и к еще более неприятным последствиям. Поскольку прошлое может быть туманным, из-за чего очертания поисков могут быть весьма зыбкими, то сам инвалид — вот он, здесь, а, значит, всю вину за происшедшее можно свалить на него. Очень страшно услышать фразу: «И зачем я столько вложил в тебя!» Чувствуешь себя никчемным, бессильным, отравляющим все вокруг.

Человек с ограниченными возможностями далеко не всегда может постоять за себя, особенно сразу после пережитого. И он может поверить в то, что да, истинный виновник всех бед, свалившихся на его голову — он сам. Времени на подобные «плодотворные» раздумья и вскармливания разрушительного чувства вины у него более чем достаточно.

Это страшно, потому что перед человеком закрываются двери в будущее, и он начинает жить лишь прошлым, постоянным расковыриванием своей раны. Этого нельзя допускать, так что будьте повнимательнее, пожалуйста. Даже если он виноват сам (нырял в неположенном месте, предположим), он уже достаточно наказан.

Возвращение в прекрасное вчера

Наверное, это делается из самых лучших побуждений, но… Постоянное воспоминание близких о том, как было хорошо «до того, как…», не делает жизнь инвалида лучше.

По волнам своей памяти близкие инвалида плывут туда, где были пеленки-распашонки, а сегодняшний инвалид был розовощеким малышом, у которого «все было хорошо». Он учился читать, бегал в музыкалку, подавал надежды и вообще был вундеркиндом. Был. И тут тот же совет, что и выше. Почаще возвращаться в «сейчас».

Возвращение в ужасное вчера

Я всю жизнь буду благодарен своим родителям за то, что они сделали для меня, когда я находился между жизнью и смертью (ближе к последнему варианту). Но это, слава Богу, в прошлом: реанимация, мамины ночевки на стульях, папины уроки ходьбы на костылях, возня с моей кормежкой и дыхательными трубками. Ужасное время. Но почему так часто они возвращаются туда? «А помнишь, как мы летели домой из Питера и тебя не хотели «сажать» в самолет?», «Помнишь, как я три месяца спала на стульях и кормила тебя с ложечки?», «А как мы впервые дошли до автобусной остановки, и как ты радовался?». Помню. Но не хочу постоянно возвращаться мыслями в тот страшный сон.

Жена-психолог объясняет: это травма, ее надо пережить. Но ведь для инвалида это гораздо большая травма. Постарайтесь поменьше утомлять его такими воспоминаниями.

«Перед вами инвалид такой-то группы»

Так иногда говорит моя жена (психолог, как я уже и говорил), например, когда в метро кто-то желает сесть на место, которое я уже занял. Или когда еще как-то ущемляются мои права. При этом она прекрасно знает, что я могу и постоять, если нужно. Знает и то, что не надо лишний раз напоминать мне о том, что я инвалид. Даже статьи на эту тему пишет. И о том, что слово «инвалид» вообще довольно обидное - тоже пишет. Но неосознанное желание защитить пересиливает знание. Не надо меня защищать. Меня никто не обижает!

«Поехали?»

Слова вообще - страшная штука. Для кого-то - мелочь, сказали и забыли, а человеку с инвалидностью - больно и обидно. Недавно один инвалид-колясочник написал мне в письме: «Обычная, казалось бы на первый взгляд, фраза: «Ну что, пошли», — для колясочника много значит. Так хочется услышать эти слова! Но ведь нет, обязательно произнесут: «Ну что, поехали?»»
Проверяйте, сто раз проверяйте то, что вы говорите инвалиду. Прислушивайтесь к себе.

Одет - и ладно

Я долгое время не обращал на это внимания, не до того было. Но недавно понял, как важно для человека с ограниченными возможностями быть аккуратно и по возможности красиво одетым, побритым, причесанным и т.д. Даже если он сидит безвылазно дома, даже если на него некому смотреть.

К сожалению, очень часто такие люди носят какое-то рванье - и даже не обращают на это внимания, как и я в свое время. У меня были одни несуразные безразмерные джинсы (на выход и на вырост), такие же кроссовки, единственный старый свитер. Все остальное - домашнее, без слез не взглянешь и на улицу в таком не выйдешь. В такой одежде чувствуешь себя арестантом, заключенным на пожизненный срок. У него нет будущего, нет перспектив, он заперт в камере и никогда не будет ничего другого. Недаром на арестантов надевают уродливую форму. Она не просто делает более затруднительным побег, она тоже является наказанием - моральным.

Купите своему близкому нормальную одежду - удобную и даже модную. Вы увидите, что это важно для него.

Сыр или колбаса?

В жизни инвалида свободы гораздо меньше, чем у прочих людей. В том числе — и свободы выбора. Он живет по распорядку, как Человек дождя, и со временем привыкает к этому. Дайте ему возможность выбирать хотя бы что-то. Меню завтрака, фасон куртки, которую вы ему купите, цвет обоев в его комнате, если собрались делать ремонт. Когда меня, наконец, начали спрашивать о чем-то, я понял, что совсем разучился выбирать. Сейчас учусь - и мне это нравится.

Дайте чихнуть!

«На каждый чих не наздравствуешься», — гласит поговорка. Как бы не так. Близкие находят для этого силы и время. Стоит мне просто откашляться, я тут же слышу град вопросов о своем здоровье. Но от обычного першения в горле до больничной койки — огромный путь. Как бы донести эту мысль до моих близких: не стоит волноваться понапрасну!

«Нормальный человек может чихать сколько тебе угодно, — скажут мне, — но ты должен учитывать … и т.д. и т.п.» Впору выть от этих лекций. Ведь ничего на свете нам не хочется больше, чем быть «нормальными».

Не стоит постоянно напоминать близкому о здоровье - есть гораздо более интересные темы. К тому же, есть опасность, что устав от того, что его постоянно дергают, он будет просто скрывать от вас свое самочувствие, а это, действительно, может быть чревато.

Дочки-матери

«Не жмут ли нам ботиночки? Не холодно ли нам было на улице? Не горяча ли кашка?» Обычные люди слышат эти вопросы только в раннем детстве. Мы обречены отвечать на них всегда - и в 30, и 40, и 50 лет… Даже для самых близких часто инвалид — не такой же человек, как они, просто с физическими особенностями, а младенец. Но как же не хочется впадать в детство, становиться живой куклой!

Ликбез

Не все родственники людей с инвалидностью разбираются в тонкостях реабилитации, хотя необходимый ликбез проходить, безусловно, необходимо, потому что процесс этот должен быть непрерывным. Но часто, особенно в провинции, реабилитируют тебя твои домашние исключительно исходя из собственных представлений о болезни и здоровье. Мой отец уверен, что лучшая реабилитация для инсультника - баня и силовые тренажеры. Моя мать уверена, что парез пройдет, едва окрепнут мышцы и всякий раз при встрече пытается срочно откормить меня. Видимся мы нечасто, она живет в другом городе. Она закупает все новые и новые продукты, не замечая, что они уже не помещаются в холодильнике, а в моем желудке - и подавно. Обижается, когда я пытаюсь сопротивляться: «Если не будешь есть, откуда же силы возьмутся на выздоровление?» К сожалению, от такой «реабилитации» здоровья не прибавляется - одни только лишние килограммы, которые мне совершенно ни к чему.

Океюшки

Маме можно все простить, но от чего порой действительно коробит, так это от наигранного бодрячества.

Летом я лежал в больнице и к моему соседу - бывшему таксисту — пришли друзья. «Ничего, какие наши годы, самое большее через годик снова ездить вместе будем! И Новый год отметим по-настоящему, не с лимонадом». Он молчал и лишь вздыхал тихонько, понимая, что никогда сам уже не сядет за руль, а выпивка его просто убьет.

А мой школьный товарищ нашел такие слова поддержки: «Не так уж плохо быть инвалидом. На работу тебе не надо, да ничего тебе не надо, занимайся своими делами, в интернете сиди, государство тебя поит-кормит». Позитивное мышление в действии! Я предложил ему поменяться местами…

Знак стоп

Ну, и самый страшный пункт. Когда близкие отказываются видеть в тебе - таким, каким ты стал — все того же человека, каким ты был раньше. А главное, не видят твоего будущего. И, самое ужасное, если в эту чепуху ты поверишь сам. «Чепуху», говорю я, потому что через это сам прошел. Будущее всегда есть. Даже если говорят со скепсисом: «Будущее? У больных?! Когда здоровый человек не уверен в завтрашнем дне!» Тут открывается широкий простор для дискуссии, но это уже совсем другая история…

Я совсем не уверен в том, что эти пункты устранят непонимание в семье. Более того, у каждого инвалида будет свой собственный список того, что нужно и чего не надо делать. Но в одном я не сомневаюсь, если будет любовь и уважение — это главное. Впрочем, наличие/отсутствие любви — это особая тема, касающаяся отнюдь не только инвалидов…