Андрей зубов уволен из мгимо. Профессор зубов как идеолог новой власовщины Наименование зубов человека в стоматологии

У большинства взрослых людей во рту имеется 32 постоянных зуба. У детей , и количество их равняется 20.

При посещении стоматологического кабинета врач производит осмотр ротовой полости пациента. В случае обнаружения неких дефектов или признаков разрушения стоматологу необходимо зафиксировать эту информацию.

Встает закономерный вопрос – как описать больной зуб таким образом, чтобы его нельзя было спутать ни с одним другим?

Зачем нужна нумерация зубов

Правая и левая части человеческой челюсти абсолютно идентичны и симметричны. Как впрочем, и имеющиеся на ней зубы. Кроме того, ими образуется верхний и нижний ряд.

Каждая пара схожих зубов имеет строго ограниченные функции и индивидуальное строение. Какие-то из них предназначены для откусывания кусочков пищи – резцы, а какие-то для измельчения, пережевывания – коренные зубы. Для того чтобы каждый зуб можно было безошибочно идентифицировать и были созданы системы нумерации.

Разработанная нумерация серьезно облегчает задачу точного обозначения и описания. Это своеобразный алфавит, созданный для ротовой полости.

Именно благодаря одной из них стоматолог может занести в карту пациента подробную информацию о каком-то конкретном зубе. Причем так, что любой другой специалист в этой области непременно поймет, о чем именно идет речь. Как же считают зубы в стоматологии?

Система Виола

В 1971 году членами Международной стоматологической ассоциации была принята система обозначения зубов под названием Виола. Она представляла собой двухцифровой метод идентификации каждого зуба и получила очень широкое распространение у стоматологов всего мира.

Нумерация постоянных зубов

На фото схема зубов взрослого человека с номерами

Система Виола основывается на делении каждой из челюстей пополам. То есть в итоге образуется четыре части (сегмента) из 8 зубов каждая. Применимо к взрослым людям каждому из сегментов присваивается номер от 1 до 4.

В соответствии с этой системой каждому зубу присваивается двузначный порядковый номер.

Первая цифра в нем обозначает нумерацию соответствующего сегмента, например, 1 или 2. А вторая – порядковый номер определенного зуба начиная от середины челюсти.

В результате, вопреки тому, что у человека имеется всего 32 зуба, некоторым из них присваиваются такие номера, как 38 или 45. То есть первый сегмент (верхняя челюсть, правая часть) будет содержать зубы с 11 по 18, второй (верхняя челюсть, левая часть) с 21 по 28, третий (нижняя челюсть, левая часть) с 31 по 38 и четвертый (нижняя челюсть, правая часть) с 41 по 48.

Слева, схема расположения зубов по номерам у взрослых.

Нумерация молочных зубов

На фото схема системы Виола для молочных зубов

Для детей принята нумерация сегментов челюсти от 5 до 8. Это связано с тем, что когда у ребенка полностью прорезаются молочные зубы, под ними уже имеются .

Поэтому «детские» зубы имеют последующую за ними нумерацию: с 51 по 55, с 61 по 65, с 71 по 75 и с 81 по 85. Нумерация частей детской челюсти также осуществляется по часовой стрелке от 50-х до 80-х. Молочных зубов у ребенка вырастает всего 20.

Система обозначения Виола достаточно проста в применении. Вероятно, в связи с этим она так популярна в стоматологической сфере всей планеты.

В системе Хадерупа нижней и верхней челюсти присваиваются знаки «-» и «+». Зубы нижнего ряда имеют отрицательный знак, а верхнего – положительный.

Обозначение осуществляется путем совместного использования арабской цифры и соответствующего знака, например, 5+. При этом зубы каждой половины челюсти нумеруются от 1 до 8. Для зубов правой стороны знак размещается справа от цифры, для левой – слева. Например, +2 и 2+.

Молочные зубы в соответствии с этой системой имеют номера от 1 до 5, при этом в написании перед соответствующей цифрой ставится 0 (ноль). Именно он указывает на то, что . Обозначение конкретного нахождения зубов также обозначается знаками «+» и «-».

Почему у человека в течении жизни два набора зубов и зачем нужны молочные зубы:

Система Зигмонди-Палмера

Эта система активно применяется на практике врачами-протезистами, и хирургами в области стоматологии и лицевой хирургии. В ней постоянные зубы обозначаются при помощи арабских цифр (1 – 8), а молочные – римских (I-V). Система Зигмонди-Палмера существует с 1876 года.

система Зигмогди — Палмера для постоянных зубов

Универсальная цифровая буквенная система

Название этой системы говорит само за себя. Она основана на обозначении зубов при помощи латинских букв и арабских цифр. Буквы присваиваются зубам в зависимости от их назначения в процессе приема пищи, а цифры в соответствии с последовательным расположением на челюсти:

  • I – зубы в середине нижней и верхней челюсти – резцы , всего их 8, по 2 в каждом челюстном сегменте;
  • C – клыки , они обозначаются только буквами, так как на каждый сегмент их приходится всего по одному;
  • P – премоляры , как и резцов их 8, по два на каждый сегмент;
  • M – моляры , их в ротовой полости взрослого человека больше всего – 12 (при условии, что прорезались все зубы мудрости).

Зубы взрослого человека обозначаются заглавными буквами, молочные – прописными. Универсальная цифровая буквенная система в некоторых случаях допускает обозначение схожих по функции зубов одной цифрой (порядковым номером).

К молочным зубам также применима система обозначения только с использованием букв. Исчисление начинается по часовой стрелке начиная с буквы А на верхней челюсти, и с К на нижней.

Эта система была принята Американской ассоциацией стоматологов. Ее особенностью является то, что при присваивании номера конкретному зубу никак не указывается его расположение относительно правой или левой стороны.

Как стоматологи нумеруют зубы, если систем так много?

Все эти системы применяются стоматологами разных стран в своей практике по настоящее время. Но наиболее совершенной и «молодой» среди них считается система Виола. Она же рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения для использования в лечебных учреждениях.

Открытое письмо профессору МГИМО А.Б. Зубову по поводу поддержки им новой фашистской «власти» в Киеве

Андрей Борисович, к Вам обращается Ваш бывший студент, который слушал Ваши лекции по истории религии в стенах Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова (РПУ) - высшего учебного заведения Русской Православной Церкви, которое и имел честь закончить. Конечно же, Вы вряд ли вспомните меня, но дело не в личном знакомстве (хотя Вы даже подписали мне свою книжку). Учась в РПУ, слушая лекции и читая некоторые Ваши публикации, я не строил насчет Вас никаких иллюзий: Вы всегда были и остаетесь либералом до мозга костей - это Ваша, как принято сейчас говорить, гражданская позиция. Слово «либерал» я использую в самом понятном и главном смысле: индивидуальное «я» дороже и выше любых форм коллективной идентичности (государства, Церкви, народа, семьи и т. п.). Прекрасно осознавая, что Вы, Андрей Борисович, являетесь либералом и в философском, и в политическом, и в церковном смыслах, я уважал Ваш научный статус, ценил Ваши знания в области религиоведения, Вашу прекрасную ораторскую манеру, видел, какой энтузиазм Вы вызываете в студенческой среде. Я был внутренне не согласен с Вашей либеральной позицией, но уважал Вас как русского профессора.

После того, как Вы поддержали два года назад богохульниц из Pussy Riot, уважение Вы в моих глазах утратили. Потом Вы поддержали Болотную, стали мелькать на РБК в милом сообществе г-жи Прохоровой, достойное, видимо, для либерального профессора место Вы получили на телеканале «Дождь», вместе с Кураевым Вы составили прозападную околоцерковную оппозицию нашей Церкви (наверное, только этим можно объяснить исключение Вас из Синодальной библейско-богословской комиссии в декабре прошлого года). В целом Ваши «подвиги» (и Ваших единомышленников) в борьбе за гражданское европейско-содомитское общество с моделью американской оккупационной демократии окончательно укрепили меня в мысли, что либерализм - это самая антихристианская и тоталитарная идеология . Жаль, что Вы не читаете в рамках истории религии (наряду, например, с зороастризмом, исламом или буддизмом) отдельный курс «религии прав человека» или «богословие толерантности». Это было бы очень даже познавательно.

После того, как Вы стали «церковным» оппозиционером, оправдывая грех кощунства демократическими ценностями, я перестал считать Вас, Андрей Борисович, православным человеком. Для Церкви Вы так и останетесь не более чем светским религиоведом - не зря в свое время Вас попросили уйти из Московской Духовной семинарии и не смущать умы православных студентов. Однако, Вы оставались до последнего времени еще и политическим оппозиционером. Но в эти дни резко изменилась обстановка в мире и в России - и политическая, и духовная.

События на Украине рассеяли туман либеральной лжи у нас в России. Ваша реакция, г-н Зубов, на готовность нашего Президента Владимира Путина спасти украинский народ и все пространство исторической Руси (Крым, Киев, Восточная Украина - это наша земля, за которую проливали кровь наши предки!) от неофашистской проамериканской интервенции - реакция, которую Вы озвучили 2 марта на «Дожде» и в личном блоге украинского информационного ресурса LB.ua (http://blogs.lb.ua/andrey_zubov/257887_.html) под названием «Это уже было», превращает оппозиционера в предателя своей страны. Быть в оппозиции к власти можно в мирное время. Когда же идет явная война, причем не с кучкой бандитов, засевших в киевской Раде, а с мировой американской гегемонией, которая стремится превратить весь мир в свою колонию, тогда говорить о какой-то российской агрессии, нарушении суверенитета другой страны, демократической законности и прочей чепухе (США плюют на суверенитет и демократию, когда речь идет об их стратегических интересах в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, теперь - на Украине), говорить и писать об этом в прозападных СМИ - это означает служить врагу. Вы - сторонник атлантистов и бандеровцев. Вы - предатель России , господин Зубов! В Великую Отечественную войну Вас бы расстреляли за пособничество врагу по законам военного времени. Думаю, что подобное с Вами сделали бы и сейчас спецслужбы Пентагона, если бы Вы посмели «быть в оппозиции» политическому курсу Обамы.

Вы сравнили Путина с Гитлером, помощь русской армии Крыму - с аншлюсом Австрии в 1938 году, воспели мифическую угрозу Крыму от соседней Турции (угроза оттуда, на мой взгляд, - это несвежие мандарины) и нарисовали лучезарную картинку, будто русскоязычному населению Крыма и Восточной Украины ничего не угрожает (может быть и не будет угрожать, если они все заговорят по-английски) - все это Вы подали с авторитетом, «как историк». Но Вы - идеолог. Потому что неидеологизированных историков не существует, как не существует внеконфессиональных богословов. Андрей Борисович, Вы использовали весь классический набор либеральных штампов и страшилок, беззубых и бездейственных в русском народе. Гитлер, Сталин, Петр I давно перестали быть для таких историков, как Вы, реальными историческими персонажами, они для вас либералов - страшные мифы, символы ненавистного вам государства: не Третьего Рейха, не Советской или Российской империи, а государства вообще. Вы ненавидите государство, оправдываете белых генералов, предавших царя, реабилитируете изменника Власова, сейчас встаете на защиту украинского неофашизма только ради того, чтобы утвердить произвол индивида - интернационального, без рода и племени, без Отечества; безрелигиозного, ведь религия - частное дело; мультикультурного, т. е. всеядного до любого глобального гамбургера, наконец, бесполого, ибо смена пола и содомия есть тоже «права человека». Эту модель постмодернистского импотента Вы, Андрей Борисович, как и все либералы защищаете, осознано или бессознательно. Ради нее вы и предаете, сначала веру, а потом и империю.


Но русское православное сознание - имперское по своей сути, поэтому В.В. Путин как наш державный вождь, Святейший Патриарх Кирилл как Предстоятель Церкви на всем пространстве исторической Руси, наконец, мы, простые русские патриоты не оставим наш народ ни в Крыму, ни в Харькове, ни в Одессе, ни в Донецке - везде, где единство русской веры, русского языка, культуры и истории важнее границ, проведенных неверной рукой Ельцина и Кравчука в предательском 1991 году. Господин профессор, Вы уже проиграли, потому что проиграла либеральная идеология в России - это видно хотя бы по количеству людей, которые пришли на митинг «против войны» (а значит за резню наших братьев) и на шествие в поддержку Крыма 2 марта, накануне Великого поста. Пост - это война, духовная брань, а то, что происходит сейчас на Украине - это тоже война за Православие и Россию. На нашей стороне святые, на протяжении всей русской истории благословлявшие освободительные и праведные войны государства Российского, - Сергий Радонежский, святитель Алексий, священномученик Ермоген, святитель Филарет Московский. На Вашей - стареющая прозападная интеллигенция и диссиденты, сделавшие себе имя на развалинах Советского Союза. Вы служили западной либеральной идеологии, разваливая страну и предавая империю, которая воспитала вас, но теперь ваше время кончилось, вы проиграли, господа либералы.

В конце дерзну обратиться к Вам, господин Зубов, с таким предложением: откажитесь от звания русского профессора (думаю, Вам дадут аналогичный статус в каком-нибудь британском или американском университете). Свою мысль я поясню, призвав на помощь, как и Вы, авторитетных мыслителей прошлого века. Вы обратились к Солженицыну - символу всех советских диссидентов и купленной интеллигенции, я же позволю себе процитировать русского патриота и философа Ивана Александровича Ильина. Он обращает к современной России, к Президенту Путину, к Крыму, к Восточной Украине, к нам, русским людям, свой вопрос, который и через почти 90 лет актуален с еще большей силой: «Если я вижу подлинное злодейство или поток подлинных злодейств и нет возможности остановить его душевно-духовным воздействием, а я подлинно связан любовью и волею с началом божественного добра не только во мне, но и вне меня, то следует ли мне умыть руки, отойти и предоставить злодею свободу кощунствовать и духовно губить, или я должен вмешаться и пресечь злодейство физическим сопротивлением, идя сознательно на опасность, страдание, смерть и, может быть, даже на умаление и искажение моей личной праведности?» («О сопротивлении злу силой»). Вам, Андрей Борисович, поздно отвечать на этот вопрос - Вы сделали уже свой выбор. Однако, Ильин был тоже русским профессором, профессором Московского Императорского Университета. И Вы... Профессор МГИМО, русский профессор, хотя лучше сказать: профессор в России. Вы не заметили противоречия?

Ваш бывший студент

диакон Илья Маслов , преподаватель кафедры теологии ИСОУКиТ

Образование

Профессор кафедры «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Философско-богословского факультета .

Профессор кафедры философии МГИМО . Генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

«История России. XX век»

Андрей Борисович Зубов - ответственный редактор двухтомника «История России. XX век » (1 том: 1894-1939 и 2 том: 1939-2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx .)

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <...> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.
Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот - это первый наш девиз. И он исторически обоснован - ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даем некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным - оно ставило общее как главное, а человека - как второстепенное и служебное по отношению к общему.

Оценки творчества Зубова

Полемика вокруг книги «История России. XX век»

Заведующий кафедрой философии МГИМО, д.фил.н., профессор А. В. Шестопал так оценил книгу:

В то же время этот труд вызвал целый ряд критических статей части общественности из-за явной антисоветской направленности.

Полемика Зубова с Аверинцевым

Христианину естественно, даже неизбежно искать христианского осмысления истории - отечественной и всеобщей. Но он должен ясно отдавать себе отчет, к какому делу он приступает. Ибо христианство - сразу и проще всего на свете, и сложнее всего на свете. …К сожалению, за духовный и мистический подход к истории уважаемый автор принимает самый тривиальный, обыденный, одномерный морализм. К вящему сожалению, морализм этот до того агрессивен, что слишком часто заставляет вспомнить, как русский простонародный ум производил встарь слово „мораль“ („мараль“) от глагола „марать“ („мараль пущать“).

Деликатная категория грамматического лица, которая в определенных контекстах просто безразлична с точки зрения формальной логики, сплошь да рядом определяет корректность или некорректность высказывания внутри христианского дискурса. Мытарь сказал о себе: «я грешник», - и был прав; Фарисей сказал об этом же Мытаре: «он грешник», - и поступил дурно… Переход к третьему лицу все портит .

Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм » - «сотерия »:

Кроме того, Аверинцев не согласился с утверждения, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»:

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» .

Когда, стоя на исповеди у аналоя, говоришь о соседе, жене или начальнике как об источнике твоих бед, то тем самым ты обессмысливаешь и хулишь таинство, ни на йоту не приближаясь к освобождению от греха. Когда, переживая историю отечества, полагаешь, что кто-­то иной, не ты сам, виновен в его бедах, то этой самой мыслью продолжаешь разрушение России.

[…] И потому так убедительны слова Сергея Аверинцева о «собственном бытии» и «личном подвиге», о том, что введение «третьего лица» портит оценку и превращает покаянный самоанализ души в «уныло агрессивное морализаторство».

В своем ответе Зубов высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова :

…для меня, сына и внука русских офицеров, нет большего позора, чем измена Власова и поступок генерала Краснова , благословившего казачество русской эмиграции на службу в частях СС. Именно такое согласие на войну с отечеством на стороне нацистов, ни на мгновение не дававших повода считать себя освободителями России, но только ее безжалостными поработителями и бесчеловечными мародерами, - полнейшее проявление нашей падшести. И если бы не было кроме них в русском народе генералов Карбышевых и Деникиных , отвергнувших все соблазны нацистов, то не было бы уже России, и право же не стоило бы и «мараль пущать».

Я не ведаю, и не смею фантазировать по поводу материала той пружины, которая вывела генерал-­лейтенанта Карбышева под струи лагерных брандспойтов, но я верно знаю, что в душе другого русского генерала, героя кровавых галицийских полей Антона Деникина, вертикаль веры и долга властно подчинила себе горизонталь земных расчетов, примитивную логику, объявляющую любого врага твоего врага твоим другом. И в этой его победе над собой я радостно ощущаю и толику своей победы, как в измене Власова - бездну своего предательства .

Позднее Зубов кардинально изменил свое отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло свое выражение и в книге «История России. XX век»).

Эта дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992-2011» , что дополнительно подчеркивает ее значимость.

Общественная деятельность

Выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot .

Труды

Книги

  • «Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики» . М., Наука: Главная ред. восточной литературы, 1982.
  • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока» . М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • L’Euroasia del Nord: Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo.- Turin - Milano, 1994.
  • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель» . Москва: Группа Гросс, 1997.
  • «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии» . М., «Планета детей», 1997.
  • Под ред. Зубова: «История России. XX век» . М., АСТ, 2009 .

Некоторые статьи

  • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Опыт метанойи» . «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
  • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
  • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
  • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа» . // «Знамя», № 4, 2000 г.
  • «Переписка из двух кварталов» . // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
  • «Россия 1991-2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
  • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта» . // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
  • «Ислам и христианство: проблемы диалога» . // «Континент», № 119, 2004.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
  • «Циклы русской истории» . // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного» . // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
  • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
  • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
  • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.

В сети

  • «Восточноевропейский и послесоветский пути возвращения к плюралистической государственности» // Публичные лекции Полит.ру . 3 сентября 2009 г . - 04.11.2009.

Примечания

Ссылки

  • Официальная страничка на сайте МГИМО . - 13.05.2010.
  • «История религиозных идей» , курс лекций в Православном университете апостола Иоанна Богослова.

Частые вопросы


Прежде всего, та, которая в ходе использования не ранит десна. При этом качество гигиены ротовой полости больше зависит от того, правильно ли чистятся зубы, чем от формы или разновидности зубной щетки. Что касается электрических щеток, то для неосведомленных людей они – более предпочтительный вариант; хотя качественно почистить зубы можно и простой (мануальной) щеткой. Помимо этого, одной только зубной щетки зачастую недостаточно – для чистки между зубами должны использоваться флоссы (специальные зубные нити).

Ополаскивателя являются дополнительным гигиеническими средствами, которые эффективно очищают всю ротовую полость от вредных бактерий. Все эти средства можно условно разделить на две большие группы – лечебно-профилактические и гигиенические.

К последним относят ополаскиватели, которые устраняют неприятный запах и способствуют свежему дыханию.

Что касается лечебно-профилактических, то к таким относят ополаскиватели, оказывающие противоналетное/противовоспалительные/противокариозное действие и способствующие снижению чувствительности твердых зубных тканей. Это достигается благодаря наличию в составе разного рода биологически активных компонентов. Следовательно, ополаскиватель необходимо подбирать для каждого конкретного человека в индивидуальном порядке, равно как и зубную пасту. А ввиду того, что водой средство не смывается, оно лишь закрепляет эффект действующих компонентов пасты.

Такая чистка совершенно безопасна для зубных тканей и меньше травмирует мягкие ткани ротовой полости. Дело в том, что в стоматологических клиниках подбирается особый уровень УЗ колебаний, оказывающий действие на плотность камня, нарушающий его структуру и отделяющий от эмали. Кроме того, в местах, где ткани обрабатываются УЗ скейлером (именно так называется прибор для чистки зубов), возникает особый кавитационный эффект (ведь из водных капель выделяются молекулы кислорода, которые поступают в зону обработки и охлаждают наконечник инструмента). Клеточные мембраны патогенных микроорганизмов разрываются этими молекулами, из-за чего микробы погибают.

Получается, что чистка ультразвуком воздействует комплексно (при условии, что используется действительно качественное оборудование) как на камень, так и на микрофлору в целом, очищая ее. А о механической чистке этого не скажешь. Более того, ультразвуковая чистка более приятна для пациента и занимает меньше времени.

По мнению стоматологов, лечение зубов необходимо проводить вне зависимости от вашего положения. Тем более что беременной женщине рекомендуется посещать стоматолога каждые один-два месяца, ведь, как известно, при вынашивании малыша зубы существенно ослабляются, страдают от дефицита фосфора и кальция, а потому в разы возрастает риск развития кариеса или даже выпадения зубов. Для лечения беременных необходимо использовать безвредные средства анестезии. Наиболее подходящий курс лечения должен подбираться исключительно квалифицированным стоматологом, он же выпишет и требуемые препараты, укрепляющие зубную эмаль.

Лечить зубы мудрости достаточно сложно ввиду их анатомического строения. Тем не менее, квалифицированные специалисты успешно их лечат. Протезирование зубов мудрости рекомендовано в том случае, когда один (или несколько) соседний зуб отсутствует либо его нужно удалить (если вы при этом удалите еще и зуб мудрости, то жевать станет попросту нечем). Кроме того, удаление зуба мудрости нежелательно, если в челюсти он располагается на правильном месте, имеет своего зуба-антагониста и принимает участие в процессе жевания. Также следует принимать во внимание тот факт, что некачественное лечение может привести к самым серьезным осложнениям.

Здесь, безусловно, многое зависит от вкуса человека. Так, существуют абсолютно незаметные системы, крепящиеся к внутренней стороне зубов (известны как лингвальные), а существуют и прозрачные. Но самыми популярными являются все же металлические брекет-системы, имеющие цветные металлические/эластические лигатуры. Это действительно модно!

Начать следует с того, что это просто непривлекательно. Если вам этого недостаточно, приведем следующий аргумент – камень и налет на зубах нередко провоцируют неприятный запах изо рта. И этого вам недостаточно? В таком случае двигаемся дальше: если зубной камень будет «разрастаться», это неизбежно приведет к раздражению и воспалению десны, то есть создаст благоприятные условия для пародонтита (заболевания, при котором образуются зубодесневые карманы, из них постоянно вытекает гной, а сами зубы стают подвижными). А этой уже прямой путь к потере здоровых зубов. Более того, количество вредных бактерий при этом увеличивается, из-за чего наблюдается повышенная кариозность зубов.

Срок службы прижившегося имплантата будет составлять десятки лет. В соответствии со статистическими данными, минимум 90 процентов имплантатов отлично функционируют спустя 10 лет после установки, в то время как срок эксплуатации составляет в среднем 40 лет. Что характерно, данный срок будет зависеть как от дизайна изделия, так и от того, насколько тщательно пациент за ним ухаживает. Именно поэтому во время чистки в обязательном порядке необходимо использовать ирригатор. Кроме того, необходимо минимум раз в год посещать стоматолога. Все эти меры существенно снизят риск потери имплантата.

Удаление кисты зуба может производиться терапевтическим либо хирургическим методом. Во втором случае речь идет об удалении зуба с дальнейшим вычищением десны. Кроме того, есть и те современные методы, которые позволяют сохранить зуб. Это, прежде всего, цистэктомия – довольно сложная операция, которая заключается в удалении кисты и пораженной верхушке корня. Другим методом является гемисекция, при которой удаляется корень и фрагмент зуба над ним, после чего она (часть) восстанавливается коронкой.

Что же касается терапевтического лечения, то оно заключается в вычищении кисты посредством корневого канала. Тоже трудный вариант, тем более не всегда эффективный. Какой из методов выбрать? Это будет решать врач вместе с пациентом.

В первом случае для изменения цвета зубов используются профессиональные системы, в основе которых – пероксид карбамида или перекись водорода. Очевидно, что предпочтение лучше отдавать именно профессиональному отбеливанию.

Несмотря на все индивидуальные особенности каждого человека, расположение зубов и их название одинаково для всех. Это объясняется тем, что зубные элементы начинают формироваться еще задолго до появления на свет (примерно на 2-3 месяце эмбриогенеза), и при рождении у ребенка имеются все зубные зачатки, расположенные глубоко в челюсти.

У малышей старше двух лет в зубном ряду имеется 20 молочных зубов

Как у взрослых, так и у детей зубные ряды симметричны — верхняя и нижняя челюсть имеет одинаковое количество одноименных зубов (точкой отсчета при этом берется срединная линия лица).

В таблице приведен порядок расположения зубов и их правильное название.

Порядковый номер Молочные Постоянные
1 центральный резец центральный резец
2 боковой резец боковой резец
3 клык клык
4 первый моляр первый (малый) премоляр
5 второй моляр второй (малый) премоляр)
6 первый (большой) моляр
7 второй (большой) моляр
8 третий (большой) моляр

У взрослых количество постоянных зубов может варьировать от 28 до 32 (это зависит от того, прорезались ли «зубы мудрости» или нет)

Как видно из таблицы, у детей и взрослых совпадают названия и расположение лишь передних зубов (резцов и клыков). Задние (или «коренные») имеют существенные отличия.

Зачем необходима нумерация зубов?

Все зубы человека имеют свое определенное расположение по номерам. Но как понять на верхней или нижней челюсти он располагается, а также слева или справа? Можно пользоваться полными формулировками (например, первый постоянный моляр верхней челюсти справа) Но такие громоздкие названия создают определенные трудности для работы стоматологов и часто могут стать причиной ошибок, которые особенно опасны, если пациент идет на удаление больного зуба.

С целью оптимизации труда врачей и максимального упрощения обозначения номеров зубов и были придуманы специальные нумерации.

Схемы нумерации зубов в стоматологии

В настоящее время номера зубов в стоматологии систематизированы в соответствии с несколькими схемами:

  1. Универсальная система нумерации.
  2. Квадратно-цифровая или система Зигмонди-Палмера.
  3. Система Хадерупа.
  4. Американская нумерация или буквенно-цифровая система.
  5. Европейская нумерация Виола или система по ВОЗ.

Рассмотрим подробнее особенности каждой из них.

Универсальная система

В основе такой схемы нумерации лежит присвоение каждому постоянному зубу определенного номера от 1 до 32. В молочном прикусе каждому зубику соответствует своя буква. Подсчет в таком случае ведется с правой половины верхней челюсти по часовой стрелке от зуба мудрости.

Зубная формула постоянного комплекта по универсальной системе выглядит так:


Схема: номера постоянных зубов верхней и нижней челюсти

Молочные зубики маркируются по тому же принципу, но только с использованием букв латинского алфавита:


Система Зигмонди-Палмера

Такая нумерация является самой несовершенной, поскольку в ней по старому указываются зубы под номерами без более точного указания их локализации. При этом для постоянного комплекта используются арабские цифры от 1 и до 8, а при нумерации молочных применяют цифры римские (I-V).


Цифровая система не исключает ошибки при проведении диагностических или лечебных мероприятиях, поэтому, сегодня ею пользуются только врачи-ортодонты (например, при установке и маркировке брекетов) или челюстно-лицевые хирурги. И записи по ней в медицинской карте пациента делаются только на специальной схеме.

Система Хадерупа

Нумерация по системе Хадерупа также относится к цифровым. Для обозначения зубов взрослого человека применяются арабские цифры 1-8 со знаком плюс или минус перед ними. Знак «+» проставляется для нумерации верхних, а знак «-» для обозначения нижних.

Номера детских зубиков аналогично прописываются арабскими цифрами со знаками «+» или «-», но при этом спереди к ним приставляется цифра «0».

Неудобство такой системы заключается в необходимости указывать расположение зуба в левой или правой стороне на челюсти.

Американская буквенно-цифровая система

Такая нумерация широко распространена в США. Буквенно-цифровая система основана на присвоении каждой группе зубов буквенного значения (заглавные для постоянного комплекта, а прописные — для молочного), а также цифрового кода, который обозначает расположение зуба при правильном прикусе.

Буквенные значения зубов:

  • I (i) — постоянные (молочные) резцы;
  • С (с) — постоянные (молочные) клыки;
  • P — премоляры (в молочном прикусе отсутствуют);
  • M (m) — постоянные (молочные) моляры.

Американская нумерация также не учитывает лево- или правостороннее расположение зуба, что может вызывать определенные трудности.

Европейская международная нумерация Виола

На сегодняшний день — это самая новая и совершенная система нумерации зубов. Ее суть заключается в том, что челюсти разделяются на сегменты (по 2 сверху и снизу), каждому из которых присваивается свой номер. У взрослых используются цифровые значения 1-4, а у детей — 5-8. В результате каждый зуб получает двузначный номер, первая цифра которого обозначает определенный сегмент, а вторая — порядковый номер.


Удобство системы Виола заключается в отсутствии громоздких названий при точном указании расположения необходимого зуба и в минимальном риске ошибки. Такая нумерация незаменима при направлении пациента на рентген, а также при обозначении зубов на панорамном снимке.

Как определить номер зуба — практикуемся на примерах

Определить какие номера у зубов достаточно просто, необходимо лишь немного потренироваться на примерах.

Зуб номер 37 — это какой?

Незнающему человеку, который не знаком с системами нумераций в стоматологии, может показаться, что речь идет о лишних 5 зубах во рту. Но это не так. По системе Виола зубы с номерами, начинающимися на тройку, располагаются на нижней челюсти слева. А порядковому номеру 7 соответствует второй моляр. Значит 37-й зуб — это второй нижний моляр слева.

Какой номер соответствует верхнему правому зубу мудрости (восьмерка)?

В различных системах третий моляр будет обозначаться по-разному.

  • В универсальной числовой схеме — номер 1.
  • По схеме Зигмонди-Палмера — «верхняя правая восьмерка».
  • По системе Хадерупа — «+8 справа».
  • В американской схеме — «верхний М3 справа».
  • По системе Виола — цифрой 18.

У ребенка школьного возраста в зубной формуле написано, что рядом с 21 зубом располагается зуб 62. Как такое может быть?

У детей в 6-7 лет (реже в 8-9 лет) начинается смена молочных зубов. Поэтому во рту одновременно могут располагаться как зубы из временного комплекта, так и уже прорезавшиеся постоянные. В данной ситуации они пронумерованы по системе Виола, а их номера обозначают, что центральный верхний резец слева (номер 21) уже успел смениться на коренной зуб, а вот боковой резец еще из молочного прикуса (поэтому он маркируется под номером 62).

Нумерация при аномальном количестве зубов

Если у человека во рту располагается нормальное количество зубов, то их нумерация не вызывает затруднений и остается постоянной как в молодом возрасте, так и после 60 лет.

Если же некоторые зубы утеряны (например, вследствие различных заболеваний или аномалий развития), то в зубной формуле рядом с соответствующим номером просто указывается его отсутствие.

Но бывают заболевания зубной системы, для которых характерно увеличение количества зубов с атипичным их расположением. При таких вариантах использование любых схем нумерации затруднительно и чаще всего стоматологи отказываются от их использования. В этом случае в медицинскую документацию пациента вносится полная информация о количестве зубов, их описание и расположение.