Основы медицинской реабилитации ребенка. Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов Технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

« Соликамский социально -педагогический колледж имени А.П. Раменского»

Реферат

на тему: « Психосоциальная реабилитация инвалидов»

Выполнила:

студентка группы Ф-47

специальности Лечебное дело

Бойко Екатерина Андреевна

Проверила:

Шиверская Н. А.

Соликамск 2016

1. Психосоциальная реабилитация: сущность, принципы, направления

2. Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья

3. Психосоциальная работа с инвалидами

Заключение

Литература

1. Психосоциальная реабилитация: сущность, принципы, направления

Психосоциальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilis - удобный, приспособленный) система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д. В основе Психосоциальной реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере.

Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т.д. Особое внимание в психосоциальной реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление психосоциальной реабилитации требует создания психосоциальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация). Развитие теории и практики психологической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, клинической психологии.

Психосоциальная реабилитация - система мер по максимально полному, с учетом психосоциальных проблем (отклонений), появившихся у человека в связи с теми или иными факторами, восстановлению психосоциального состояния. Способствует созданию необходимого функционирования основных психосоциальных явлений, характерных для этого человека, его настроя на самоуправление, самореализацию.

Психосоциальная реабилитация - система психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление утраченного социального статуса человека (например, социального поведения, общения, взаимодействия), с учетом его потенциала. В процессе психосоциальной реабилитации осуществляется комплекс мер, позволяющих восстановить утраченный социальный опыт самообслуживания, поведения, общения, взаимодействия, профессиональной деятельности человека. Психосоциальная реабилитация позволяет человеку вернуться к активной социальной жизни на производстве, в обществе и в семье, обеспечить наиболее полную самореализацию.

2. Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными -- непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности.

Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий.

Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т.е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача -- как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение, прежде всего, в том, что в новой жизненной ситуации -- в условиях инвалидности -- человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х. Кандинский указывал на то, что «болезненное состояние -- это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность -- лишь биологическая предпосылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг -- социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Инвалиды с детского возраста оказываются инфантильно привязанными к родителям и не способными оторваться от родительской опеки. Иногда наблюдается трансформация отношений к наиболее близким людям, как правило, к матери и иногда к отцу. Такие отношения характеризуются напряженностью, внутренней конфликтностью. Эта напряженность и противоречивость могут не только не иметь открытого внешнего проявления, но и не осознаваться самим инвалидом. По всей видимости, у инвалидов с наиболее тяжелыми формами заболеваний, нуждающихся в повседневном уходе, зависимость от близких столь велика, что не может не тяготить их.

При установлении новых связей и отношений инвалиды оказываются социально незрелыми, остро чувствуют свою неполноценность, неприятие социальным окружением. Установлению социальных контактов мешают такие качества, как застенчивость, ранимость, обидчивость, сверхчувствительность к критическим замечаниям, эгоцентризм. Достигнув психосексуальной зрелости, инвалиды остаются пассивными и эгоистичными при установлении интимных отношений с противоположным полом, постоянно испытывают неудовлетворенность в сексуальной сфере и потребности в любви.

Для большей части инвалидов характерно сужение круга общения. Нередко инвалиды, лишенные возможности заниматься какой-либо продуктивной и творческой деятельностью, все свое время и силы отдают общению по телефону или Интернету, но круг общения ограничен лицами с подобными формами дефекта.

При оценке важных в жизни социальных качеств инвалиды отдают предпочтение пассивным, подчиненным характеристикам, таким как терпимость, честность, доброжелательность. Доминантные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгляды, непримиримость к недостаткам) находятся в конце ценностной иерархии.

То же можно сказать и о деловых качествах: более ценными для инвалидов являются исполнительские (аккуратность, исполнительность, добросовестность). Для людей, не имеющих инвалидности, предпочтительны доминантные качества личности, как социальные, так и деловые.

Некоторые инвалиды сумели найти в болезни определенные положительные моменты. Они считают, что болезнь сделала их более чуткими, отзывчивыми, добрыми. В ряде случаев именно инвалидизирующая болезнь заставила людей мобилизовать все свои силы и добиться таких успехов в некоторых областях жизнедеятельности (работа, искусство, общественная жизнь), на которые, по их собственному мнению, они не могли бы рассчитывать, будучи здоровыми.

3. Психосоциальная работа с инвалидами

Долгое время в нашем обществе существовал стереотип: инвалид - это неполноценный человек. Лишь совсем недавно к проблеме инвалидности стали относиться как к проблеме всего общества.

В соответствии с Законом «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР»: Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов (общественная мораль, психологический климат, социальная организация, инфраструктура и т.д.), т.е. инвалиды рассматриваются скорее, как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности - в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав.

Содержание психосоциальной работы - это психосоциальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых прав. Содействие процессу адаптации, реабилитации, интеграции детей-инвалидов в систему социальных отношений: на равных условиях получать образование, профессиональную подготовку, рабочее место, доступ к объектам для занятий творческой деятельностью, расширение сферы общения, досуга ребенка и т.д.; защита прав и интересов детей-инвалидов и их семей; формирование в обществе среди взрослого населения цивилизованного взгляда на отношение к таким детям и их семьям.

Одним из приоритетов социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации.

Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.

При всех методах социально-психологическая реабилитация, прежде всего, апеллирует к личности индивида, активно пытаясь добиться у него гармонии с самим собой и обществом, повысить компетентность в анализе ситуации, вселить веру в свои силы и возможности, восстановить нарушенные болезнью социальные связи. Успешность реабилитации во многом определяют такие психологические факторы, как уровень зрелости личности, установки и структура ценностных ориентации, внутренняя картина болезни, стереотипы психологической защиты, адекватное восприятие социума, гармоничные отношения с окружающими. Отношение больного или инвалида к процессу реабилитации, к возвращению к трудовой деятельности, его оценка своего состояния и перспектив формируют субъективную оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную активность.

Методы поведенческой терапии, которые применяются в психосоциальной работе, опираются на способность человека к целенаправленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведенческих задач, человек учится справляться с жизненными трудностями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.

Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы психокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.

Основные направления психосоциальной работы составляют.

· социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);

· психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

· информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.

Социотерапия -- это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу социотерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.

Психокоррекция направлена на исправление недостатков в психическом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.

Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:

· ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни трудности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих

· перед собой цель повысить способность к самореализации;

· ориентация на здоровые стороны личности независимо от

· степени нарушения (может применяться как у психически здоровых, так и у больных людей при сохранении критики к собственной личности и поведению);

· направленность на изменение поведения, межличностных

· отношений (семейных, коллективных) и развитие личности клиента.

Психокоррекционная социальная работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем: социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осуществляться с одним пациентом или группой лиц (например, членами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких случаях понимается как особая форма индивидуальной работы.

К основным этапам индивидуальной работы относятся открытие случая, контакт, диагностика (определение потребностей клиента), установление целей, планирование работы (с оценкой барьеров), осуществление интервенции, мониторинг и контроль, оценка вмешательства, закрытие случая.

Наиболее распространенный метод индивидуальной психосоциальной работы -- консультирование, при котором основным средством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача -- помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.

Психосоциальная групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отличие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных взаимоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе определенный лечебный потенциал и является активным помощником социального работника в психокоррекционном процессе.

Специфика групповой терапии заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы в процессе работы.

Выбор метода и техник групповой работы зависит от цели терапевтического воздействия, проблем, возраста, личностных особенностей и количества пациентов, а также-от тактики специалиста.

Существуют следующие виды психокоррекционных групп:

1. Группы социально-психологического тренинга, которые по

2. своему целевому назначению составляют:

· группы тренинга социальных навыков и умений;

· группы развития коммуникативных навыков;

· группы тренинга ассертивного поведения;

· группы межличностных отношений (проблемы семьи, производственные конфликты).

2. Группы встреч (или самопомощи);

3. Группы, в которых работа направлена на изменение ценностных ориентации;

4. Другие виды групп: группы совместной деятельности, музыкотерапии, библиотерапии, арттерапии, танцевальной психотерапии, терапии творческим самовыражением и т.д.

Психокоррекционные группы, так же, как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимодействия облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний.

В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:

1. проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;

2. предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т. п.

В образовательные программы, или, как их еще называют, «школы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предотвращения обострений, современные достижения в лечении и реабилитации. Особое внимание уделяется вопросам диетического питания, особенно при таких заболеваниях, при которых диета становится жизненно необходимым условием поддержания здоровья (например, сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания). Проводится обучение правильному дыханию, психофизической саморегуляции.

Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные области. В первую очередь человеку, получившему статус инвалида, необходима информация о его правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где он может получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки.

С развитием компьютеризации все больше повышается роль Интернета в распространении информации подобного рода. Актуализируется задача по созданию сайтов и баз данных, содержащих любую информацию, интересующую инвалидов. Информационные услуги должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и любые социальные ситуации -- вплоть до возможности удовлетворения интересов хобби, поиска друзей или группы по совместному турпоходу.

Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изоляция инвалидов в специализированных учреждениях или в собственных семьях привела к тому, что общество как бы забыло об их существовании, оно не готово к встрече с ними ни психологически, ни в плане обеспечения им полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам. Лица, имеющие физические дефекты или психические отклонения, подвержены стигматизации.

Стигма -- это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества. Дословно этот термин означает метку, клеймо, которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников. Уровень распространенности и формы стигматизации меняются в зависимости от степени цивилизованности общества и его культуры, господствующих на каждый исторический момент представлений. Социальное сознание имеет свойство отражаться в сознании индивидуальном, поэтому неудивительно, что и сами инвалиды, и члены их семьи склонны к самостигматизиции, что влечет за собой самоизоляцию и ограничение социальной активности.

Одним из условий успешной реализации политики по интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум служит проведение программ, направленных на повышение толерантности общества к этой категории лиц. В решении проблемы дестигматизации профессионалами и самими инвалидами могут быть использованы разные пути.

Большую пользу могут принести правильно построенные информационно-образовательные программы, издание научно популярных книг, журналов, информационных брошюр, которые должны способствовать повышению уровня осведомленности населения о социальных, медицинских, экономических и психологических проблемах инвалидов. Необходимы программы, содействующие вовлечению сообщества в решение этих проблем.

психосоциальный реабилитация инвалид

Заключение

Главная цель психосоциальной реабилитации инвалидов на сегодняшний день -- это запуск культуральных изменений и формирование эмоционального климата, способного улучшить нынешнее положение дел, генерировать солидарность и поддержку, создать новые взаимоотношения между людьми.

Катализаторами программ по психосоциальной реабилитации инвалидов могут выступать общественные организации инвалидов и их родственников, а помощниками этих организаций -- политические и общественные деятели в сфере искусства, литературы, музыки, спорта, журналисты, священнослужители, ученые, педагоги, руководители в сфере бизнеса и финансов.

Для привлечения внимания общества к наболевшим вопросам, связанным с инвалидностью, необходимо широко использовать возможности средств массовой информации, проведения пресс-конференций, выступлений по радио и телевидению, обращений к населению во время церковной службы, организации открытых уроков в средних и высших учебных заведениях, благотворительных базаров и выставок, участия инвалидов в специальных заседаниях парламента.

Общественные организации инвалидов должны принимать участие в формировании политики, планировании деятельности служб медико-социальной реабилитации, совершенствовании законодательных актов в отношении инвалидов. Потребители знают, что им нужно для выживания в современном обществе, они способны точно определять собственные нужды с точки зрения удовлетворения жизненных потребностей, охраны здоровья и устранения барьеров.

Только изменение общественного отношения к проблеме инвалидности станет гарантией совершенствования государственной политики в этой области и, главное, ее реализации.

Литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. -- М., 2002.

2. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. -- Л., 1980.

3. http://nashaucheba.ru

4. http://analiz4.by/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2017

    Обзор теоретических аспектов осуществления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате. Исследование индивидуальных потребностей клиентов Климковского интерната в рамках программы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2012

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Общие формы психосоциальной работы с семьей. Комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Понятие и сущность профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт использования новых информационных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов. Разработка модели отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Основные задачи психоневрологического учреждения. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с психическими заболеваниями различного генеза. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Значение индивидуальной программы.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2009

    Инвалидность как социальная проблема. Трудности инвалидов и их семей. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник". Меры, направленные на восстановление трудоспособности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал Российского государственного социального университета

в г-к Анапе

Кафедра "Социальной работы и социального права"

Специальность "Социальная реабилитация"

" Медико-социальная реабилитация детей инвалидов "

Выполнила студентка 4 курса

направления подготовки "Социальная работа"

Удовенко Евгения

  • Введение
  • 1. Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. В настоящее в РФ 587 тысяч детей-инвалидов, В Краснодарском крае свыше 16 тысяч детей с ограниченными возможностями.

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей "дети с ограниченными возможностями") - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-социальными экспертизами.

Цель работы является: изучение специфики медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.

Объект: дети-инвалиды.

Предмет: работа социального работника, направленная на медико-социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:

- исследовать особенности медико-социальной реабилитации;

- исследовать особенности деятельности социального работника с категорией детей инвалидов;

- изучить индивидуальную программу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

1. Основная часть

ребенок инвалид реабилитация социальный

Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного. Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и другие.

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, дети-инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель - научить ребенка инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины, готовиться к рабочей жизни.

Восстановительное лечение детей-инвалидов не ограничивается оперативным вмешательством, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием, оно слагается из длительных и многообразных этапов медицинской, социальной психологической коррекции. В понятие реабилитации детей, имеющих психофизиологические отклонения, входят следующие важнейшие моменты: развитие жизненно необходимых навыков, обучение, по возможности, чтению и письму, адаптация к детскому коллективу, которые должны осуществляться повседневно и ежеминутно.

В настоящее время признана эффективной система круглогодичного оздоровления и реабилитации детей-инвалидов на базе специализированных детских учреждений. Данная организационная форма позволяет использовать не только традиционные способы терапии, но и методы лечебной педагогики, психологической коррекции в сочетании с адаптацией детей в коллективе. Однако следует отметить недостаточное количество учреждений подобного типа, а также тяжесть нарушений, имеющих место у большого числа детей, наличие которых может служить противопоказанием для посещения специализированных детских садов.

Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др.

Социальный работник в пределах своей деятельности должен содействовать решению основных коррекционных задач, реализация которых в учебно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зачастую нарушена. К таким задачам относятся:

- комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности;

- обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

- установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении;

- определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- разработка специальных технических средств, помогающих детям с физическими недостатками в развитии, более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми;

- определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

- нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортно жизнь лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

В психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность - это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

Инвалиды с детства - наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим инвалидам.

Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума.

В связи с ростом в последнее время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях - психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

В целях реализации социальной адаптации медико-социальной экспертизой ежегодно разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

- об образовательном уровне (общем и профессиональном);

- о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

- о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие разделы:

1) медицинская реабилитация;

2) социальная реабилитация;

3) профессиональная реабилитация;

4) психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе " социальная реабилитация " предусмотрены:

1. Информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,

2. Оказание юридической помощи,

3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,

4. Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,

5. Технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,

6. Психологическая реабилитация,

7. Социокультурная реабилитация,

8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда,

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. Содействие в трудоустройстве,

5. Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения,

2. Получение общего образования,

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. Технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

Заключение

Таким образом, дети с ограниченными возможностями - наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Несмотря на множество проблем медико-социального и психолого-педагогического характера у детей с ограниченными возможностями, разрешить их невозможно без изменений в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам, а также устранения их дискриминации в обществе.

В ходе исследования удалось изучить особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, исследовать особенности деятельности социального работника с категорией детей инвалидов и изучить индивидуальную программу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 368 с.

2. Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 160 с.

3. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.

4. Основы социальной работы: Учебник для вузов/ Под. Ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М, - 2005. - 393 с.

5. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2008. - 334 с.

6. Теория и методика социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2007.

7. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Общие формы психосоциальной работы с семьей. Комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Социальная реабилитация как эффективная технология в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Оказание юридической помощи и решение личных проблем.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Инвалидность как социальная проблема. Трудности инвалидов и их семей. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник". Меры, направленные на восстановление трудоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Основные задачи психоневрологического учреждения. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с психическими заболеваниями различного генеза. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Значение индивидуальной программы.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2009

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основных функций. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений. Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи: общие черты и отличие.

После оформления инвалидности гражданин или его представитель получает на руки индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Этот документ разрабатывают эксперты бюро медико-социальной экспертизы.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлены на компенсацию нарушенных функций организма и возвращение человека в социум. Не все лица с хроническими заболеваниями знают, обязательно ли следовать рекомендациям, указанным в программе, какие виды помощи можно получить бесплатно, кто отвечает за исполнение программы.

Что такое абилитация и реабилитация

В федеральном законе (ФЗ) № 181 от 1995 года под названием «О социальной защите инвалидов…» даны понятия абилитации и реабилитации. Реабилитация для инвалидов – деятельность, направленная на полное или частичное восстановление способности к всевозможным видам деятельности (здоровье, быт, профессиональная сфера). Абилитация – процесс формирования ранее отсутствующих навыков в различных сферах.

К основным направлениям этой деятельности относят:

  • меры медицинской реабилитации;
  • профессиональную помощь инвалидам;
  • социальные меры реабилитации;
  • физкультурно-оздоровительные меры.

Реабилитацию осуществляют различные подразделения: медицинские учреждения, центры занятости, филиалы социальной защиты, школы, техникумы.

Правильный подход к восстановительным мероприятиям включает оснащение инвалидов нужными техническими средствами реабилитации, создание возможности беспрепятственного доступа к различным объектам инфраструктуры, транспорту, предоставление полной и актуальной информации по интересующим вопросам.

Своевременная реабилитация помогает восстановить функции организма

Инвалиды и члены их семей должны знать о своих правах, иметь возможность добраться до учреждений, где оказывают помощь, и без лишних усилий встраиваться в социум. Для более полного изучения вопроса восстановления инвалидов российские специалисты изучают опыт зарубежных коллег из стран, создавших комплексные программы реабилитации (Германия, Швеция, Польша).

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

Инвалид может применять самостоятельно приобретенные устройства (велотренажеры, кресла, слуховые аппараты) и в ряде случаев получать компенсацию за потраченные деньги. Также он может прибегать к услугам проката, если то или иное устройство необходимо на непродолжительное время.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально


Образец заявления о предоставлении компенсации

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Медицинские меры

Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.

При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.

Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2019 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.

Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную физкультуру;
  • бальнеолечение.

В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.

При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.

Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.


Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь

Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.

Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:

  • об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
  • о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
  • о выполненных реконструктивных операциях;
  • о полученном санаторно-курортном лечении.

Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.

Технические средства

Перечень необходимых для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации указан в Приказе Минтруда № 998н от 09 декабря 2014 года. В этом же документе можно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к их использованию в каждом отдельном случае. Согласно Приказу 998, к техническим средствам реабилитации (ТСР) относят различные устройства и приспособления, помогающие компенсировать утраченные или нарушенные жизненные функции инвалида.

Обеспечение этим видом помощи осуществляет ФСС за счет федерального бюджета. При необходимости возможно привлечение финансирования из других источников.

Следует знать, что технические средства передают инвалидам для безвозмездного и бессрочного использования. При выходе из строя следует обратиться к врачу по месту жительства для направления на МСЭ и выдачи нового ТСР или провести ремонт. Списание пришедшего в негодность приспособления происходит при участии лица из ФСС с заполнением акта.

Для лиц с заболеваниями опорно-двигательной, нервной системы с нарушением функции передвижения полагаются различные виды кресел-колясок, каталок, трости, ходунки, опоры, поручни, устройства, помогающие в одевании и захвате предметов. Для компенсации функции утраченных конечностей в ИПРА включают протезы (кроме зубных), ортезы. Этой же группе пациентов могут порекомендовать: специальную обувь, реабилитационные костюмы и одежду для инвалидов.

При сложностях в перемещении по квартире инвалидам выписывают кресла с туалетным оснащением. Для лиц с нарушением зрения полагаются тактильные трости, глюкометры, тонометры, термометры, смартфоны, телефоны, персональные компьютеры с речевым выходом, устройства для чтения незрячими инвалидами «говорящих» книг.


Также к ТСР относят специально обученных собак-поводырей с компенсацией на содержание и оплату ветеринарных услуг до 17000 рублей в год

Инвалиды с тугоухостью или глухотой получают слуховые аппараты с вкладышами, сигнализаторы звука со световым или вибрационным оповещением, телевизоры с функцией телетекста. При необходимости этой группе лиц предоставляют услуги сурдопереводчика. Для лежачих больных выписывают противопролежневые и ортопедические матрацы, подушки. Лицам с недержанием бесплатно выдают гигиенические средства – адсорбирующее белье и подгузники.

При наличии стомы инвалид получает моче- и калоприемники. При оформлении ИПРА на инвалида 1 группы или ребенка-инвалида в месяц полагается до 90 единиц гигиенических средств. В зависимости от индивидуальной потребности для больного с нарушением контроля мочеиспускания и дефекации можно выбрать оптимальное соотношение подгузников и пеленок, например 30 и 60, 45 и 45 (рекомендуемые значения должны быть кратны 5, по количеству средств в упаковке).

Для лежачего пациента МСЭ предлагает от 30 единиц адсорбирующего белья. Инвалид и его семья могут самостоятельно приобретать товары для облегчения ухода и жизнедеятельности по рекомендации специалиста. Инвалиду полагается компенсация на изготовление и ремонт ТСР. В 2019 г планируется увеличение финансирования и расширение списка ТСР.

Важно! С 2015 года эндопротезы исключены из списков ТСР: их относят к медицинским средствам реабилитации. Поэтому при нуждаемости в них лица, признанного инвалидом бессрочно до декабря 2014 года, требуется оформление новой индивидуальной программы реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов считают их социализацию. Даже лица с хроническими заболеваниями могут проходить обучение и трудоустраиваться. Профессиональная реабилитация – это:

  • получение специальности;
  • помощь в трудоустройстве;
  • адаптация в производственных условиях.

Первичное получение профессии инвалидами с детства происходит в различных условиях. Для лиц с заболеваниями органов слуха, зрения, психическими расстройствами рекомендуют специализированные школы. В старших классах подростки получают начальное профессиональное образование в соответствии со своими возможностями. Затем они могут трудоустраиваться или продолжать обучение вместе со здоровыми людьми или в училищах для инвалидов.

Рекомендации по направлению на ту или иную профессию выдает реабилитолог МСЭ после прохождения медицинской психолого-педагогической комиссии (ПМПК). Эти сведения также указывают в ИПРА. Они служат основанием для поступления в учебное заведение.


Порой родители особенных детей негативно относятся к направлению на ПМПК. Важно представлять себе, что прохождение комиссии может открыть двери к получению образования и трудовой занятости

Лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте, также выдают профессиональные рекомендации. По направлению МСЭ их определяют на бесплатное обучение новым специальностям. При необходимости инвалиды могут повторно пройти профессиональные курсы и получить новую квалификацию.

Последующее трудоустройство возможностями возможно благодаря совместной деятельности социальной защиты, центров занятости населения, организаций разных форм собственности. Так, некоторые негосударственные компании берут на работу инвалидов и получают за это материальную компенсацию. Рабочие места оснащают специальной мебелью и оборудованием.

Возвращение к труду не всегда происходит гладко. Инвалид переживает, как его могут принять в коллективе, испытывает сложности с началом деятельности после длительного перерыва, не всегда может справляться с режимом и выполнением плана. Это требует работы с психологом для получения мотивации и поддержки.

Социальная реабилитация

Помощь в возвращении в общество и разработка методов обучения навыкам самообслуживания возможны благодаря социальной реабилитации инвалидов. В нее входят:

  • социально-бытовая реабилитация;
  • социокультурная реабилитация;
  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-педагогическая реабилитация.

Некоторым инвалидам требуется специальное обучение навыкам самообслуживания и помощь по обустройству квартиры в соответствии с имеющимися ограничениями здоровья. При необходимости обучения лиц навыкам гигиены, применению технических средств говорят о социально-бытовой реабилитации. Она будет необходима для людей с ограничениями в передвижении, инвалидов по психическому заболеванию.

Социокультурная реабилитация включает комплекс мероприятий, направленных на создание правильного досуга инвалида, обеспечение его общения с окружающими. Она заключается в организации групповых занятий, просмотров фильмов, спектаклей, поездок на экскурсии, посещения выставок, музеев, обеспечение инвалидов аудиозаписями, книгами со шрифтом Брайля.

В ряде случаев этот вид деятельности осуществляют некоммерческие общественные организации. Они изыскивают возможности бесплатного посещения мероприятий в определенные дни или занимаются поиском спонсоров для приобретения материалов и поездок.К методам социально-психологической реабилитации относят работу с психологом или психотерапевтом.

Она помогает пациентам:

  • выявить «слабые места» и реабилитационный ресурс инвалида;
  • перестать относиться к себе как к бесполезным калекам;
  • снизить риск пассивного поведения при стрессах;

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество) .

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска» , то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни .

Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями , медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями , г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра . Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов , построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации , разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация , обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни , является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации : социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья .

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной . Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям :

Музыкотерапия;

Арт-терапия;

Сказкотерапия;

Билиотерапия;

Деятельность семейного клуба «Надежда» ;

Проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации ;

Участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками , и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.