Изучаем букву ю. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой «Ю. Развитие мелкой моторики: собери пазл "Ю"

Коррекционно-образовательные цели:

  • познакомить с буквой «ю»;
  • научить детей четко произносить звук «ю»;
  • выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;
  • определять позицию звука «ю» в словах;

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание;
  • развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать навыки сотрудничества;

Оборудование:

  • листики
  • картинки со звуком «ю»;
  • зеркала;
  • карточки;
  • буква «ю» ;
  • счетные палочки;
  • ежик с картинками;
  • игрушка юла;

Организационный момент

Загадка:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...

Когда это бывает? (Осенью)

Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес - вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. И носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.

Упражнение на дыхание «Летят осенние листики»: дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони.

Самомассаж.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

«Похлопаем ушками»

«Потянем ушки»

«Погреем ушки»

знакомство с новым материалом

Кто это там шуршит?
- Это ежик. Она тащит на своих иголках для нас картинки .
(Каждый из детей подходит и берет картинку. В картинках нарисованы рисунки со звуком ю). (Юла, юбка, юрта и.т.д.).
- Сегодня мы познакомимся со звуком «ю» .

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

артикуляционная гимнастика «трубочка»

Мои губы - трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

артикуляция звука «ю»

При произнесении звука [ ю ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука “у». Звук произносится с голосом.
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах, задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).

характеристика звука «ю»

Звук «ю» - гласный звук.

ловим звук «ю»

Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «ю» :
- а, о, у, ю, ы, и, э...
- му, ми, иа, ем, юм...
- лупа, стол, юла, мыло...

позиция звука в слове

Определите, в какой вагончик посадить ежика (где находится звук «ю» в словах). (Картинки).

физминутка «листики осенние»

Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Игра с юлой.

В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!

(повторение):

Юля новую юлу

Разъюлила на полу.

Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –

Быстро кружится юла.

Ах задела башмачок,

Вжжик! – упала на бочок.

Юлечка юлу свою

Превратила в букву… (Ю).

знакомство с буквой «ю»

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.

1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Выложить букву из палочек.

итог

Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания не вызывали затруднений?

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска

Конспект

занятия с детьми старшего

дошкольного возраста

по теме

«Буква и звук Ю»

Составила:

Молчанова И.Л.

воспитатель

г. Братск

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Познакомить с буквой и звуком Ю;

Продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;

Закреплять умения подбирать слова на заданный звук

Материал: презентация, картинки, фишки, буквы.

Ход занятия

1. Мотивация.

Мой звоночек звенит, заливается.

Все ребята вокруг собираются.

Колокольчик поёт динь, динь, динь.

Он к вам гостя зовёт: «Динь-динь-динь».

А кто к нам пришёл? Догадайтесь сами.

Песня из кинофильма «Приключения Буратино»

2. Сюрпризный момент.

Игрушка – Буратино.

Буратино решил пойти всё-таки в школу, но ему очень трудно. Он многого не знает, и он решил обратиться к вам, ребята. Поможете ему? Нужно выполнить несколько заданий. Буратино – шутник, и он спрятал их в группе, а вам оставил карту.

Карта

Дети рассматривают её.

Первое задание под какой цифрой?

3. Игровое задание «Назови звуки».

Дети находят конверт с цифрой 1. В нём фишки синего и зелёного цвета.

Как вы думаете, что это такое? Что обозначает фишка синего цвета? Какие гласные буквы могут стоять после согласного твёрдого звука? (а, у, ы, о, э)

Какие гласные буквы могут стоять после согласного мягкого звука? (я, ё, е, и)

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель меняет местами буквы, а дети должны найти ошибки.

Все следующие задания в конвертах дети ищут сами.

4. Знакомство с буквой Ю (слайд 2).

Загадка о юле.

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день. (юла)

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове - йула (й). Напоминает, что звук (й) - всегда мягкий согласный. Чем будем обозначать его? Далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю.

Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю.

5. Игра «Назови имя, которое начинается на звук Ю» (слайд 3, 4).

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

1класс

Тема урока: Буквы Ю ю .

Обозначение буквой ю звуков [ y ] и [й’ y ]

в начале слова и слога.

Составление рассказа «Режим дня».

Цели: - развивать умение учащихся читать слова и предложения с буквой ю

Обогащать словарный запас

Развивать фонематический слух, речь, память, внимание

Развивать умение формулировать собственную точку зрения

Воспитывать интерес к чтению

Воспитывать умение правильно распределять своё рабочее время

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Оборудование: - презентация

Таблицы

Карточки с буквами

Индивидуальные карточки

Картинка проводника

ХОД УРОКА

I. Приветствие гостей

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится

Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

II. Сообщение темы урока. Слайд

Дети! Сегодня мы отправляемся в кругосветное путешествие на веселом поезде по стране звуков и букв, во время которого мы продолжим работу с буквой Ю , будем учится читать, выполнять интересные задания.

III. Закрепление и обобщение знаний. Слайд

    Вот мы и на вокзале.

Что нам нужно, для того чтобы попасть на поезд.

Но проводник ( рисунок на доску ) говорит, что билеты получат только те, кто правильно ответит на вопросы.

Давайте ответим на вопросы и отправимся в путь.

Слайд

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Из чего состоят слова?

    Из чего состоят слоги?

    Какие бывают звуки?

    Какими бывают гласные звуки?

    Какими бывают согласные звуки?

    Чем звуки отличаются от букв?

    Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие.

    Какие звуки обозначают мягкость согласных?

Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получают билеты. Сохраните эти билеты до конца поездки, они нам ещё пригодятся.

А сейчас в путь до станции Повторялкино .

    Станция Повторялкино. Слайд

С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

    Игра «Узнай букву»

Если увидите букву ю , хлопайте в ладоши.

( Вылетают буквы: С, Н, Ю,М,Ю,В,К,Ю,Ю,О,Я,Ю )

Слайды (вылетают буквы)


В купе едут пассажиры:

Люда, Юнона, Ксюша и Юля ( карточки )

Что между ними общего?

На какие две группы можно разделить имена

детей? По какому признаку?

Какую работу может выполнять буква ю ?

Таблица

- Сделайте звуко-буквенный анализ слов

Юля Люда

Одинаковое ли количество звуков и букв? Почему?

    Станция Зарядкино.

Слайд

В окошко мы увидели

И речку, и цветы. (Поворот головы вправо, влево )

Узнали много нового

И я, и мы и ты. (Движения руками)

Зарядкино! Зарядкино! (Прыжки с хлопками над головой )

Довольна детвора, (Руки в стороны )

Скорее все в вагоны (Бег )

Все по вагонам. Следующая станция Смекалкино.

Слайд

    Станция Смекалкино .

Работа в парах

1 ряд – «Составь слово» Карточки

и лют

са зюм

юб хо

брю дюк

ин ка

2 ряд – Анаграммы

ТГЮУ – утюг

СПЮЛ – плюс

РЮБКИ – брюки

СТЮЛАР – люстра

3 ряд – Расшифруйте предложение

реЮ месь тел.

рьпеТе раЮ ченику.

нО итход в выйреп сскла.

Молодцы! (проверяем по слайдам)

Слайды

    Станция Закреплялкино.

Слайд

Игра «Живые буквы»

Отгадайте загадку.

Ученики получают карточки с буквами и выкладывают слово.

Загадки

Слайды

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день. Юла

Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Брызги света всюду льют.

Это праздничный …. салют

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка – для хоккея

И она зовется … клюшка

    Станция Зарядкино 2. Слайд

Я буду называть слова. Если в слове есть буква ю – приседают мальчики. Если нет – приседают девочки.

Юбка, кофта, север, юг, юный, старый, девушка, юноша, январь, июнь, дом, юрта.

Какое непонятное слово вам встретилось? (юрта)

Слайд

    Станция Читайкино. Слайд

Работа по Букварю

    Чтение слов по цепочке. Что общего в словах каждого столбика?

    Развитие речи учащихся

Прочитайте слова, написанные вокруг буквы Я.

- О чём мы будем говорить?

- Расскажите о своём распорядке дня.

- Для чего человеку нужен режим дня?

3) Чтение «Пробуждальной песенки»

С каким настроением нужно просыпаться?

Каждый день, как только вы проснулись, подумайте – у меня есть бесценная человеческая жизнь, и я не буду тратить её впустую. Я буду тратить свою

энергию, чтобы развивать себя, чтобы быть полезным людям, я буду думать о других только хорошее.

    Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

Продолжите предложения:

Слайд
-Я узнал, что…
- Мне было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…

Я хочу поблагодарить вас за работу, за ваше старание, за стремление к знаниям.

У вас на партах лежат билеты. Кому понравилось сегодняшнее путешествие, сдайте их, чтобы по ним можно было ещё совершить поездку.

Спасибо за урок!


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые упражнения с буквой Ю

Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Стихотворения

Я беру дощечку

И круглое колечко.

Быстро их соединяю,

Букву «Ю» я получаю.

Юла вертится, юлит,

О букве «Ю» поёт, жужжит:

«Ю-ю-ю, ж-ж-ж!

Ю-ю-ю, ж-ж-ж!»

Шёл и напевал богач,

Жевал он вкусненький калач,

И за посошок держался,

За гласной буквой «Ю» гонялся.

Юнга плавает по морю,

На широком на просторе.

Юнга, юный морячок,

Юности большой дружок.

Дидактическая игра "Слова с буквой «Ю»

В начале слова В середине слова В конце слова

ЮНГА БРЮКИ

РЮМКА ЛЬЮ

Заданиедля детей: придумать слова с «ю». Прочитай их. К двум словам нарисуй картинки.

Игровое упражнение "Строим горку из слов"

З а д а н и е. Горку напечатай фломастерами в альбоме.

Наш фольклор

В хлеве хрюшки так играли,

Хрюкотушки напевали:

Хрюки-хрюки-хрюки!

Ну-ка все наденем брюки!

Нам завидовать хотели злюки,

Не дадим украсть им брюки!

Нюни распустил малыш.

Что же, милый, ты нюнишь?

Нюни выбрось за порог.

Песенку споёт вьюрок.

Не реви ты, Юлечка,

Юля-капризулечка.

Придёт Нюра-курочка,

Она будет кудах-тах-тать,

Юлю нашу потешать.

Юля кукле юбку шила,

Нюра кофточку кроила,

Нюша куклу одевала,

Ксюша песню напевала.

Сказка"Юла"

Жила среди игрушек Юла. Характером обладала не очень хорошим. Была вертлявой, болтливой, надоедливой. Юла считала себя самой красивой. Она об этом могла говорить целыми днями. Как заведётся прыгать на одной ноге – не остановишь. А нога-то одна, да и та острая. Крутится-вертится Юла и напевает свою несложную песню: «Ю-ж-ж-ж! Ю-ж-ж-ж!» Перепонки от этой песни болят. Хоть уши затыкай! А она своё продолжает.

Однажды собрались игрушки все вместе и решили Юле сказать, что о ней думают. А она и не подумала их слушать. Игрушки объявили ей бойкот: «Ни в одну игру с нами ты больше не будешь принята».

Притихла Юла, сидит в уголке, помалкивает. А игрушкам и без неё весело. Собралась с духом Юла, попросила прощенья у друзей, стала прислушиваться к мнению других. Вот как Юлу проучили.

Задание для детей: прочитай сказку, перескажи и нарисуй картинки.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения на прогулке для детей 2–4 лет на лето. Июль Все мы знаем, что для детей дошкольного возраста, основной вид деятельности - игра. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным.

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает,.

Игровые упражнения с буквой Я Цель:дать детям представления, что у буквы Я два звука (Й А); развивать фонетический слух, мышление;учить находить буква я в словах (в начале,.

Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с мячом для детей 3-4 лет. Рекомендации для родителей. Мяч занимает первое место в детских играх. Игровые упражнения.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.