Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат. Звуки речи. Классификация гласных и согласных

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.

Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , ноглавную роль играетязык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

    ряд (движение языка погоризонтали ),

    подъем (движение языка повертикали ),

    а также работа губ .

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 7 .

Английские фонетисты Бэлл иСуит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet(1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

    3 положения языка при движении по горизонтали,

    3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

    переднего ,

    среднего (смешанного ),

    заднего ряда.

    При произнесении гласных переднего ряда ктвердому небу поднимаетсясредняя часть языка, акончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:

    При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимаетсявесь язык , вытянутый вдоль полости рта:

    При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , илизакрытость иоткрытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

    верхнего ,

    среднего ,

    нижнего подъема .

    При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:

    [и], [у], [ü].

    При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:

    При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.

Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:

И ы у э о а

По участию губ гласные делятся на

    лабиализованные (огубленные) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];

    нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].

Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .

Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

нем. über

y

норв. hus

каз. r ыз

э , ε

эта фр. les

фр. seul

англ. sun

англ. man

ангел

α :

англ. part

англ. dog

[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]

Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:

немецкий французский

Kiefer ‘сосна’ –K ü fer ‘бондарь’dire ‘говорить’–dure ‘твердый’

edel ‘благородный’–Ö de [ø:] ‘пустыня’f é e ‘фея’ –feu ‘огонь’

Helle [ε] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’p è re ‘отец’peur ‘страх’

Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 9 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

По словам Л. Р. Зиндера , «от [i] к [а]… ведетнепрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].

Тема: Гласные звуки и их классификации

Гласные – это музыкальные тоны, образующиеся в результате прохождения слабой воздушной струи без препятствия при общей разлитой напряжённости речевого аппарата.

К лассификации гласных

Основанием классификации гласных звуков служит

1) положение языка (т. е. место и степень подъёма языка);

2) участие или неучастие губ;

3) участие или неучастие нёбной занавески;

4) длительность звучания, или долгота;

5) полнота артикуляции и нек. др.

При образовании гласных наиболее активным органом речи является язык, который совершает движения в двух направлениях – горизонтальном , перемещаясь вперёд или назад, и вертикальном, поднимаясь или опускаясь.

Эти направления в движения языка взаимосвязаны: продвигаясь вперёд или отодвигаясь назад, язык одновременно в большей или меньшей степени поднимается к твёрдому нёбу. Однако для более чёткой характеристики гласных целесообразно учитывать каждое направление движения языка в отдельности.

1) По положению языка:

А) по месту подъёма языка (по ряду) выделяют гласные

а) переднего,

б) среднего и

в) заднего ряда.

При образовании гласных переднего ряда всё тело языка продвигается вперёд, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твёрдому нёбу. К таким гласным относятся русские [и] [э], немецкие [ ü ] [ ü ber ]; [ ö ][ ö ffnen ].

При образовании гласных среднего ряда тело языка несколько отодвинуто назад, а вся его спинка высоко поднята к нёбу. При этом несколько приподнимается и кончик языка. Так образуются русские гласные ] и [а ]:в слове [сад ].

При произнесении гласных заднего ряда всё тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки приподнимается к мягкому нёбу, а кончик языка опускается и несколько отходит от нижних зубов. Гласными заднего ряда являются русские [у ] и [о], немецкое [а:] в слове [ k а: m ] «пришёл».

и], [ы] [у ] и вы ощутите разницу между гласными переднего, среднего и заднего ряда.

Б) по степени подъёма языка, или по степени раскрытия рта (по подъёму) различают

а) гласные верхнего подъёма , или закрытые, узкие гласные: [и], [ы], [у ];

б) гласные среднего подъёма - [э], [о ];

в) гласные нижнего подъёма, или открытые, широкие гласные - ].

Произнесите последовательно звуки [и], [э], [а]. Обратите внимание на то, как рот постепенно раскрывается всё шире и шире, а нижняя челюсть опускается. Если мы произнесём звуки в обратной последовательности, то рот постепенно будет закрываться, а нижняя челюсть приблизится к верхней губе. Ощутите при этом, как язык в разной степени приподнимается той или иной своей частью к нёбу.

Таблица 1. Классификация русских гласных

Подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

Средний

Нижний

Примечание: Общие таблицы гласных по Свифту и по МФА (Международной фонетической ассоциации) см. на стр. 185 и 188-189 учебника по введению в языкознание (М., 2002).

3) По положению губ все гласные делятся на две группы:

а) лабиализованные, или огублённые . При образовании их губы вытягиваются вперёд и округляются: [о], [у ], немецкие: [ ü ], [ ö ];

б) нелабиализованные, или неогублённые . При образовании их губы не вытягиваются вперёд и не округляются: [и], [э], [а ].

4) По положению мягкого нёба, или нёбной занавески:

а) назализованные , или носовые , при образовании которых нёбная занавеска опущена, т. е. находится в нейтральном положении, и проход в носовую полость открыт. Носовые гласные встречаются в некоторых современных романских (например, во французском, португальском), и славянских (польском) языках; в древности все славянские языки имели носовые гласные. В современном русском языке носовые гласные возможны только при деформации носоглотки.

б) чистые (ротовые, неназализованные, или неносовые). При образовании чистых гласных нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке зева, проход в полость носа закрыт, и она не служит дополнительным резонатором. Большинство гласных в языках мира – чистые.

5) По длительности, или долготе гласные бывают:

а) долгие и

б) краткие .

В русском языке обычно ударные гласные более долгие. В немецком, английском, чешском долгота и краткость – очень важный дифференциальный признак гласных: англ.: it [ it ], eat [ i : t ]; нем.: im [ im ], ihm [ i : m ].

6) по сложности артикуляции (или по составу) гласные делятся на

а) монофтонги и

б) полифтонги ì дифтонги [ ai ], [ a u ]: [ nai t ] night ; [ da u n ] down

î трифтонги fire

Монофтонгам свойственна артикуляционная и акустическая однородность; при артикуляции гласного органы речи не меняют своего положения.

Дифтонг – это сложный звук, результат слияния двух, а иногда и трёх гласных в одном слоге. Дифтонг – это звук, произносимый единым артикуляторным движением; дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги. Дифтонги имеются в английском, немецком, французском языках .

Трифтонг – слияние в пределах одного слога трёх гласных.

Дифтонги могут быть нисходящие и восходящие. У нисходящих дифтонгов слогообразующим является первый элемент; напряжённость произнесения сначала сильная, потом ослабевает; у восходящих дифтонгов слогообразующим является второй гласный; напряжённость произнесения сначала слабая, потом увеличивается.

Дифтонги бывают истинные и ложные. У истинных дифтонгов - оба составных элемента равноправные, оба чётко произносятся, но не распадаются на два слога. У ложных дифтонгов только один элемент является слогообразующим: май

Характеристика гласных

[и] - гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно характеризовать и классифицировать по разным признакам – физическим, или акустическим, и физиологическим, или артикуляционным. При классификации звуков речи, при характеристике отдельных звуков или определенных групп звуков следует строго различать их акустические и артикуляционные признаки, которые в современном языкознании не всегда достаточно последовательно разграничиваются. На это в свое время обращал внимание еще Л. В. Щерба, который в 1912 г. в статье "Русские гласные в качественном и количественном отношении" писал: "Впрочем, самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях. – В. Н.) – это незнание связи между акустическими и физиологическими качествами" . Это не в меньшей степени относится и к описаниям согласных звуков. Сравним, например: "Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу образования шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации" .

Предлагаемая здесь классификация звуков речи (фонем) основана на их артикуляционных, физиологических признаках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным признакам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков – гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. "Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные" . Артикуляционные различия между гласными и согласными звуками состоят в следующем:

  • 1. При образовании (произношении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, открыт, воздушная струя проходит свободно, беспрепятственно; при образовании согласных в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи (ср., например, произношение звуков а и б).
  • 2. Названным различительным признаком определяется различие силы выдыхаемой струи воздуха: при образовании гласных струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных – более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, произнося отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных оно колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
  • 3. Когда мы произносим гласные, напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на протяжении всего их звучания; при произношении согласных напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления. Это связано с необходимостью преодоления при образовании согласных препятствия, которое при образовании гласных отсутствует. (Под препятствием здесь понимается преграда, затрудняющая прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т.е. всех согласных, кроме сонорных), отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, чем и объясняется преобладание шума над голосом, на что уже обращалось внимание при акустической характеристике звуков речи.

По названным выше артикуляционным признакам разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в неодинаковой степени. Наиболее резко противопоставлены гласным взрывные согласные, особенно глухие (п, т, к). Менее ярко проявляются артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или щелевыми, шумными согласными (такими, как в, ф, х, з, с, ш). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по своей артикуляции приближаются к гласным; по положению голосовых связок (следовательно, и по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; именно поэтому они могут выступать в качестве слоговых (слогообразующих) звуков, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее об этом говорится в § 53). На этом основании сонорные согласные иногда выделяются в особую группу звуков речи, занимающую промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных звуков

§ 44. В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба.

Язык при образовании гласных может занимать разное место по отношению к передней или задней части полости рта и по отношению к нёбу. В зависимости от этого осуществляются две классификации гласных звуков: а) по месту подъема языка, или по месту образования, и б) по степени подъема языка, или по способу образования.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу, различаются гласные переднего ряда, или передние, заднего ряда, или задние, и среднего, смешанного ряда, или средние. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор. В качестве примеров гласных переднего ряда можно привести русские и, э. При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; к ним относятся, например, русские гласные о, у. При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы. Примером такого гласного звука может служить русский гласный ы.

В зависимости от положения языка но отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются гласные верхнего, высокого подъема, или верхние; нижнего, низкого подъема, или нижние; среднего подъема, или средние. При образовании гласных верхнего подъема язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми. К ним относятся, например, русские гласные и, ы, у. При образовании гласных нижнего подъема язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести русский звук а. При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т.е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема. Такими гласными являются, например, русские э, о.

В зависимости от положения губ, от степени их участия в образовании гласных звуков, различаются гласные губные, огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – "губа"), и негубные, нелабиализованные. При образовании губных гласных губы выпячиваются вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха. Губными являются, например, гласные о, у русского и многих других языков, немецкие гласные, обозначаемые на письме буквами б, й, употребляющиеся в словах horen (слышать), mogen (мочь), f!!!iiren (вести), f!!!iinf (пять), Fr!!!iihing (весна) и других подобных. При образовании негубных гласных губы находятся в обычном разомкнутом положении и образуют более широкое отверстие. Можно привести, например, произношение любого русского гласного, кроме названных выше губных (за исключением случаев, когда рядом с гласным произносится носовой согласный, под воздействием артикуляции которого гласный приобретает носовой оттенок).

В зависимости от положения нёбной занавески различаются гласные носовые, или назализованные (от лат. nasalis – "носовой"), и ртовые (ротовые), неносовые, неназализованные, или чистые. Ртовые гласные произносятся тогда, когда нёбная занавеска находится в обычном, приподнятом положении и закрывает проход в полость носа, а поэтому вся струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта. К ротовым относятся, например, все гласные русского языка, а также большинство гласных других языков. Когда нёбная занавеска опускается, открывается проход в полость носа, в которую при произнесении звуков направляется часть воздушной струи. В результате этого гласные приобретают определенный носовой призвук, получаются носовые гласные.

В современном русском языке, как отмечено, все гласные ртовые, т.е. носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных м, н (о чем речь пойдет ниже, в § 69). Носовые о, э употреблялись в общеславянском, древнерусском языках; в древнерусских текстах они обозначались буквами, называемыми юсами – юсом большим (носовое о) и юсом малым (носовое э) (ср., например: зѫбъ (зуб), пѧть (пять)). Из современных славянских языков носовые о, э хорошо сохранил польский язык, где эти гласные обозначаются на письме, соответственно, буквами q и q (ср. некоторые примеры слов современного польского языка с данными гласными: dqb (дуб), zqb (зуб), rqka (рука), jqzyk (язык)). Употребляются носовые гласные и в других современных языках. Широко распространены они, например, во французском языке. Носовые i и и употребляются в португальском языке. В некоторых диалектах литовского языка сохранились носовые а, е, i, и, которым в литературном литовском языке соответствуют ртовые долгие гласные, обозначаемые на письме особыми знаками (ą, ę, į, ų), например: kqsti (кусать), kqsti (терпеть), gtjsti (мостить), skqstis (жаловаться).

§ 45. Звуки речи, в том числе и гласные, различаются не только но характеру преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Иными словами, звуки речи различаются не только качественно, но и в количественном отношении, т.е. возможны звуки краткие и долгие.

Уже говорилось о том, что долгота (длительность) звуков речи определяется разными факторами, в частности фонетическими условиями их употребления – местом словесного ударения, характером соседних согласных и др. В то же время во многих языках краткость и долгота звуков речи, прежде всего гласных, является их постоянным, неизменным признаком, различается независимо от фонетических и иных условий употребления: краткий и долгий гласные определенного качества могут употребляться в одних и тех же фонетических условиях (ср., например, в литовском языке: pilis (за́мок) и arklys (прыжок); в чешском – pas (паспорт) и pas (пояс); в литовском – bukas (тупой) и biikas (бук), didis (большой, великий) и dydis (величина, размер), linas (лен) и lynas (линь), kasti (копать, рыть) и kqsti (кусать), siusti (беситься) и siysti (посылать, отправлять), mano (мой) и mano , соцдоговор , алчба [ʌldzba], начдив , учгиз ).

Во многих языках звонкие аффрикаты, так же как и глухие, употребляются в качестве самостоятельных фонем (ср., например, в польском языке: dzban (жбан, кувшин), dzwon (звон), wiedza (знание), dzien" (день), dziura (дыра), dzokej (жокей), dzungla (джунгли); в литовском: dziazas (джаз), dziungles (джунгли) и др.

Кроме названных переднеязычных аффрикат в некоторых языках произносятся аффрикаты губные; ср., например, в немецком языке: Apfel (яблоко), Pferd (лошадь), Pfiff (свист, свисток).

Смычно-проходными называются согласные, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости минуя смычку. В зависимости от того, каким путем проходит воздушная струя, среди смычно-проходных согласных различаются носовые и боковые. Носовыми , или назальными (от лат. nasalis – "носовой"), называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это согласные типа русских м, н. Боковыми , или латеральными (от лат. lateralis – "боковой"), называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках – с одной его стороны). Примером таких звуков может служить русский согласный л.

Во многих языках среди смычно-проходных согласных различаются свистящие и шипящие согласные, которые называются по акустическим свойствам (ср. в русском языке з и ж, с и ш и др.). Артикуляционно они различаются по характеру создаваемой органами речи щели. При образовании свистящих согласных создается "узкая щель со сложной конфигурацией" , в результате чего возникает "резкий высокочастотный шум" . При образовании шипящих согласных создается щель более широкая, чем при произношении свистящих. Промежуточное положение между шипящими и свистящими занимают употребляющиеся в некоторых языках шепелявые согласные. Такие звуки нередко произносятся при определенных дефектах речи.

Щелевые (щелинные) согласные, иначе фрикативные (от лат. fricare – "тереть"), или спиранты (от лат. spirans , родительный падеж spirantis – "дующий, выдыхающий"), представляют собой звуки, при образовании которых преграда создается путем сближения речевых органов (без полного их смыкания, что происходит при произнесении смычных), между которыми остается узкое пространство (щель) для прохождения воздушной струи; такие звуки возникают в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Щелевыми являются такие согласные, как, например, русские в, ф, з, ж, с, ш, х и др.

Дрожащие согласные, или вибранты (от лат. vibrans , родительный падеж vibrantis – "дрожащий, колеблющийся"), – это звуки, которые образуются в результате повторения смычки и щели, что происходит при вибрировании (дрожании) кончика языка или другого активного органа речи. К дрожащим относятся русский переднеязычный сонорный согласный р и некоторые другие звуки близкой артикуляции, употребляющиеся в разных языках, например губно-губной шумный, произносимый в русском и в других языках в междометном слове тпру (возглас, которым останавливают лошадь), переднеязычный шумный, обозначаемый в графике чешского языка буквой!!!г, например в словах!!!feka (река), !!!femen (ремень), !!!rasa (ресница), !!!псЬку́ (редкий), !!!pfenesti (перенести).

§ 47. Кроме рассмотренных артикуляционных признаков согласных (места и способа образования), при их классификации учитываются и другие признаки, например положение (поведение) голосовых связок, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие. При произношении звонких согласных голосовые связки сближены, напряжены и находятся в состоянии колебания, вибрируют, в результате чего образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, русские согласные б, в, г, д, з и др. Когда же голосовые связки расслаблены и находятся в неподвижном состоянии, т.е. не участвуют в артикуляции, образуются глухие согласные, представляющие собой чистые шумы, например русские п, ф, к и др. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому они называются также сильными; глухие согласные произносятся при более слабой воздушной струе, поэтому их называют еще слабыми.

Большинство согласных в разных языках образуют пары по звонкости – глухости (ср., например, в русском языке: б – п, д – т, г к, з с, ж – ш). Члены таких пар различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции разных парных согласных одинаковы.

По этому же признаку (т.е. по положению голосовых связок) различаются также согласные шумные и сонорные (от лат. sonorus – "звучный"), или сонанты (от лат. sonare – "звучать", sonans, родительный падеж sonantis – "звучащий"), В лингвистической литературе две названные группы согласных чаще всего характеризуются по акустическим признакам: шумные согласные определяются как звуки, при произношении которых преобладает шум, сонорные – как звуки, у которых преобладает голос. По этому (акустическому) признаку сонорные согласные ближе к гласным, чем к согласным.

В русском языке к сонорным относятся согласные л, м, н, р и соответствующие парные мягкие (иногда к ним относят также звуки в и j ), к шумным – все остальные. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие; сонорные же согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, в конце некоторых слов (словоформ) в положении после глухих согласных: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь, косм (родительный падеж множественного числа от косма); в повышенно-эмоциональной речи может произноситься и глухой j, например, в словоформах отдай, открой .

В некоторых языках отдельные глухие сонорные согласные употребляются как самостоятельные фонемы, например глухое l в хантыйском языке, глухие носовые в эскимосском .

По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции, а именно дополнительного подъема языка к нёбу, различаются согласные твердые и мягкие . Артикуляция мягких согласных отличается от артикуляции твердых тем, что при произношении первых "передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу" или, по другому определению, мягкие согласные образуются "при сближении средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперед" .

Большинство согласных в разных языках образуют пары по твердости – мягкости (ср. произношение начальных согласных в следующих парах русских слов (словоформ): быть бить, выть – вить, мал – мял, нос нёс, пыл пил и т.п.). Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые ж, их, мягкий ч (который в определенных фонетических условиях может произноситься твердо, как, например, в положении перед твердым ш в словоформе лучше), твердые д и т в белорусском языке, эти же согласные в польском и др. Различие в положении языка при образовании твердых и мягких согласных нетрудно обнаружить произнося парные по твердости – мягкости звуки один вслед за другим.

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со спо­собом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуля­ционным движением является размыкательное, тогда как при об­разовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; сло­гообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выды­хаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий на­зывал их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.

В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артику­ляции которых язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широ­кими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании кото­рых язык занимает самое высокое положение в полости рта, при­чем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-


лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках ми­ра делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) глас­ные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко­торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделя­ются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).

При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла­биализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения глас­ные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) не­лабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.

По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:

1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.

В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются дол­гие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские дол­гие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в не­которых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").

В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные


признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за ко­торое происходит изменение, регистр и др.

Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противо­поставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и ла­биализованное™, все остальные признаки являются уже специфи­ческими, отличительно характеризующими тот или иной язык.

С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и моно­фтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходя­щие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого сло­гообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немец­кий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все диф­тонги, как правило, обладают большей длительностью, чем моно­фтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в сло­вах now "сейчас" и pound "фунт").

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно не­однородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или к у).

Кроме артикуляционных, существуют акустические характери­стики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,


что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем час­тота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте пер­вую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наибо­лее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую фор­манту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наи­более низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков проти­востоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречаю­щийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласно­го в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватс­кий, македонский, словенский и др., где согласные, но только со­норные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действую­щего органа, образующего преграду; 3) способ образования пре­грады и ее место; 4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артику­ляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций при­водится акустический признак - степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.


В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.

Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).

В язычных согласных активным действующим органом, созда­ющим шумообразующую преграду, является язык, артикулирую­щий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зу­бов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязы­чные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дор­сальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); рет­рофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).

В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создает­ся сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).

Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").


В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые

и дрожащие.

При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается мед­ленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и ме­жду ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух сво­бодно протекает в носовую полость (рус. н, м).

Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).

Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и бо­ковые (рус. л).

При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.

В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции ко­торых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость но­са (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).

В зависимости от того, происходит ли наложение дополнитель­ной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твер­дые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании кото­рых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.


Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные про­износятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).

Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передне­небные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).

Кроме артикуляционной, существует акустическая классифика­ция согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указыва­лось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При арти­куляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумо­выми составляющими, что с акустической точки зрения прибли­жает их к гласным, при образовании шумных согласных преоб­ладающим является шум.

Важнейшим акустическим признаком согласных является харак­тер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому при­знаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также харак­тер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артику­ляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акус­тические признаки, использующиеся в акустической классифика­ции согласных.

Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало раз­работке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена амери­канскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-


ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произно­сительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень на­пряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерван­ный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохож­дении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учены­ми Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основ­ных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классифи­кации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.

СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения дру­гие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.

С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная еди­ница речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуля­ционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в про­цессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная тео­рия слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетель­ствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.

Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определя­ют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-


зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучнос­тью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слого­образующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.

Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).

В русском языке (как и во многих других языках) слогообра­зующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются соглас­ные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи со­норные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).

Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обо­значить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим об­разом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчи­ваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетае­мости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех соглас­ных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во фран­цузском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия остро­вов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).


В истории русского языка существовали разные тенденции в по­строении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенден­ция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свиде­тельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуци­рованный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее вы­раженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).

Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько тео­рий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходя­щей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и после­дующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Ава­несов предложил следующие правила слогораздела:

1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;

2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;

3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отхо­дит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;

4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, по­скольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.

5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.

Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучно­сти нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая


теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после глас­ных (Л.В. Бондарко).

Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском язы­ке тесно связана с ударностью слога:

1) если ударным является первый слог, то следующий за ним со­гласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;

2) если ударным является второй слог, то оба согласных в моде­ли VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в рус­ском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;

3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласны­ми принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.

Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.

Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во француз­ском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут раз­личаться в диалектах даже одного языка (ср., например, северно­русское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).

В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсут­ствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбе­жали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим сле­дующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнам­ском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь про­слеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".

Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетиче­ское слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фо­нетических, функциональных, смысловых и интонационных.


Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединен­ный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отре­зок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").

Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объеди­ненный интонационно-смысловым единством входящих в него зна­менательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ воз­вращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла выска­зывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером ту­ристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).

Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризу­ющийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).

    Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

    Принципы классификации согласных

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорностии силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

    Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

      1. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные исогласные . Совокупность гласных образуетвокализм (лат.v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных –консонантизм (лат.consonantis ‘согласный’).Согласных в языках мирабольше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

    акустический критерий,

    три артикуляционных,

    функциональный.

    Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

    либо тон ,

    либо шум ,

    либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

┌──────┴─────┐┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки –максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникаеттон , а в полости глотки и рта воздушная струяне встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат.sonans ‘звучащий’), илисонорные (< лат.sonorus ‘звучный’) – этоособо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуетсятон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречаетпреграду , создающуюшум :

    [м], [н], [л], [р], [j], [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

    [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участиемголосовых связок в гортани, там образуется тон, ношум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду,преобладает над тоном . Звонкие согласныеменее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – этошумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак, с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежиттон , асогласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т кп

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

    [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш. v l k ‘волк’),

    он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

    ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].

«Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

    Характер артикуляции (1-ыйартикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

    гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),

    а согласные –благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

    Различие в напряженности речевого аппарата (2-ойартикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создаетсяпреграда , и напряженность речевого аппараталокализована в месте создания преграды, а при образованиигласных преграды нет , и напряженностьраспределена по всему речевому аппарату.

    Различие в интенсивности воздушной струи (3-ийартикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

    Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

    чеш.: p r st , v l k ,

    англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.:тсс! ),но

    слогообразующая функция для них нехарактерна и

    в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].