Признаки духовных явлений. Стремление к постоянному поиску истины

Психические явления - Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин "явление" пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин "психические явления" необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю - речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно "читаются" сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),

2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Психические процессы - это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция - обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть "вход" и "выход", то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений - не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью "напрягать" память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример - эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция - психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека - врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью - всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу - столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие - его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле "цементируется", - с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается "конфетка" - "цементирование" нашего поведения мы воспринимаем как "конфетку".

Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и "отключением" ощущений. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

Один из самых важных параметров психического состояния - общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида:

Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

Волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);

Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как "обладающий памятью" или "похожий на ручеек".

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения - тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

    психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,

    психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,

    объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

    предметность : психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;

    неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;

    чувственная недоступность : психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;

    спонтанная активность психики , которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

    Л.С. Выготский : психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.

    А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин : исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

    Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

    Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

    Иллюзия спонтанной активности : у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

    иллюзия отождествления образа с объектом : то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

    иллюзия отождествления объекта с его образом : реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.


(отрывок из книги Тозера, перевод В.П. Зинченко)
Понятия о духовности у различных христиан разные.
В некоторых кругах считается наиболее духовным человек с хорошими речевыми способностями, который может без умолку говорить на религиозные темы; другие считают признаком духовности шумную возбужденность, а некоторые думают, что самый духовный в церкви тот, кто молится всегда первым, длиннее и громче всех остальных.
И действительно, энергичное свидетельство, частые молитвы и громкое славословие могут вполне совмещаться с духовностью, но мы должны понимать, что эти качества сами по себе еще ничего не доказывают. Истинная духовность проявляется в некоторых преобладающих желаниях. Эти постоянные, глубокие желания становятся столь сильными, что оказывают побуждающее влияние и контролируют весь ход жизни. Я перечислю их, хотя и не ручаюсь, что порядок перечисления будет соответствовать степени важности.

1. Первое - это желание быть прежде всего святым, а потом уже счастливым. Жажда счастья среди христиан настолько превосходит стремление к святости, что часто показывает фактическое отсутствие святости. Истинно духовный человек знает, что Бог дает избыток радости лишь после того, как мы станем способны ее воспринять, не повредив нашим душам, и не раньше. Джон Уэсли сказал о членах одной из первых методистских общин, что он сомневается, будут ли они совершенными в любви, потому что они посещают собрания для того, чтобы приобщаться к религии, а не для того, чтобы стать святыми.

2. Человека можно считать святым, если он желает видеть славу Христа, умножающуюся во всей его жизни, даже если ради этого ему придется потерпеть на какое-то время бесчестье или лишение. Такой человек молится: «Да святится имя Твое» и про себя добавляет: «Чего бы это мне ни стоило, Господи». Жить для славы Божьей стало для него своего рода духовным рефлексом. Он уже сделал выбор во всем, в чем затрагивается слава Божия, еще до того, как наступит сам момент выбора. Он не торгуется со своим сердцем по данному вопросу. Слава Божья - это его жизненная необходимость, он жадно глотает ее, как задыхающийся - воздух.

3. Духовный человек желает нести свой крест. Многие христиане принимают несчастье или скорби со вздохами и называют это своим крестом, забывая, что такие вещи встречаются одинаково и у святых и у грешников. Крест - это несчастья сверх обычных, которые приходят к нам, как результат нашего послушания Христу. Этот крест не возлагается на нас насильно, мы берем его добровольно, вполне осознавая все возможные последствия. Мы выбираем для себя послушание Христу, и таким образом выбираем несение креста. Нести крест - значит быть привязанным к Личности Христа, подчиненным Христу, как Господу и послушным заповедям Христа. Человек, который таким образом привязан, подчинен и послушен и есть духовный человек.

4. Далее, христианин является духовным тогда, когда он видит все с Божьей точки зрения. Способность все взвешивать на Божественных весах и оценивать так, как оценивает это Бог, является признаком жизни в Духе. Бог смотрит не только снаружи, но также и насквозь. Его взгляд не останавливается на поверхности, но проникает в истинную суть вещей. Плотской христианин смотрит на предмет или на ситуацию снаружи и, поскольку он не видит дальше этого, то все его радости и горести зависят только от видимого. Духовный человек способен смотреть насквозь, как смотрит Бог, и думать о вещах так, как думает Бог. Он стремится видеть все так, как видит Бог, даже если при этом приходится смиряться и с мучительной болью осознавать свое невежество.

5. Следующее желание духовного человека - лучше праведно умереть, чем неправедно жить. Признак истинной зрелости человека Божьего - его равнодушие к земным благам. Христианин, сознание которого порабощено любовью к земному и телесному, смотрит на смерть с замирающим от ужаса сердцем, но живущий по Духу становится все более безразличным к числу своих земных лет и, в то же время, все более озабоченным тем, какой образ жизни он здесь ведет. Он не покупает себе немногие счастливые дни жизни ценой компромисса или падения. Он не боится в любой момент умереть, потому что пребывает во Христе, зато боится позволить себе неправедные поступки, и это сознание, словно гироскоп, держит в равновесии его мысли и дела.

6. Желание видеть успех других за свой счет - еще один признак духовного человека. Он желает видеть других христиан выше себя и счастлив, когда они идут на повышение, а его самого обходят. В его сердце нет зависти, и ему приятно, когда его братья в почете, потому что такова воля Божия, а воля Божья - это для него небо на земле. Если так угодно Богу - значит, и ему хорошо, и если Бог желает возвысить над ним кого-либо другого, он этим вполне доволен.

Шевченко Ольга Викторовна 2010

Шевченко О. В.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Духовные традиции являются одним из важнейших факторов стабильности, преемственности и упорядоченности жизни социума. Как любое общественное явление, они обладают большим количеством свойств и признаков: главных, второстепенных, общих, единичных, специфических и т.д. Анализ духовных традиций позволяет выделить их наиболее существенные признаки.

Одним из важных признаков является преемственность - способность духовных традиций передаваться от поколения к поколению, которая выражает собой механизм трансляции социального опыта. В этой способности традиций отражается диалектический процесс их развития, выраженный в законе отрицания отрицания, который предполагает сохранение накопленного опыта, передачу его новому поколению и воспроизведение этого опыта на новом витке развития общества с учетом реалий обновленной действительности. Например, духовная традиция православия, которая была заложена в 988 г. князем Владимиром, существенно определила культуру, уклад общественной жизни и мироощущение русского человека.

Преемственность является способом, механизмом передачи ценного и значимого для жизнедеятельности российского общества и армии опыта предыдущих поколений своим потомкам.

Другим существенным признаком духовных традиций выступает повторяемость, которая сопровождает любое развитие. В данном случае повторяемость понимается не как бессмысленное и обязательное повторение прошлого, а как необходимое для социального развития обращение к прошлому опыту в современных условиях деятельности Российского государства. Это особенно актуально в наше время, когда мы пытаемся найти в прошлом пути и способы разрешения сегодняшних проблемных ситуаций в целях успешной модернизации российской государственности.

Следует отметить, что изменение социокультурных форм бытия человеческого общества ведет к переосмыслению традиций, но оно не может уничтожить традиции вообще, а только придает им новое содержание методом аксиологической интерпретации.

Так, представитель феноменологического направления философии П. Рикер определяет традицию как некую живую бытийственность, развивающуюся благодаря непрекращающемуся процессу интерпретации. Непрерывность традиции допустима только как возможность ее интерпретации, как непрекра-щающаяся работа с традицией. Он считает, что если передается лишь формальная сторона традиции, без осмысления ее содержания, с учетом современных реалий или настоящего времени, то это приводит к гибели традиции. «Традиция, понятая даже как перемещение депозитного вклада, остается мертвой традицией, если не является непрерывной интерпретацией этого вклада: «наследие» есть не запечатанный пакет, который, не вскрывая, передают из рук в руки, но сокровищница, из которой можно черпать пригоршнями и которая лишь пополняется в процессе этого исчерпания. Всякая традиция живет благодаря интерпретации -такой ценой она продлевается, то есть остается живой традицией» .

Другими словами, новшества входят в традицию посредством переосмысления прошлого опыта и придания первичным традициям нового смысла, который органически вплетается в бытие традиций современного российского социума.

Например, укоренена духовная традиция сострадательного отношения к ближнему, который нуждается в помощи. Причем помощь человеку, попавшему в беду, могут оказывать совершенно посторонние для него люди. Устоявшаяся духовная традиция совместно переживать чье-то горе, проявлять сочувствие к чужой физической или душевной боли, сострадать, готовность «отдать последнюю рубаху» имеет глубокие исторические корни и берет свое начало в общинном быте народа.

В современный период развития общества действие данной духовной традиции проявляется с особенной силой, чаще всего в дни социальных потрясений. Так, террористические акты 29 марта 2010 г. в Московском метро объединили людей общим горем. Лесные пожары летом этого же года и их последствия для населения многих областей России в значительной мере способствовали проявлению таких духовных традиций, как жертвенность, милосердие, сострадание, взаимопомощь и др.

Повторяемость духовных традиций отражает потребность общества в преемственности необходимых ему норм поведения, духовных качеств, ценностей, которые позволят ему выжить в периоды катастрофических потрясений и сохранить духовную целостность.

Значимым признаком духовных традиций выступает их устойчивость, которая определяется закрепленностью и живучестью различных духовных образований в данной социокультурной среде. Традиции становятся устойчивыми при условии обретения формы массовых привычек и поддержки их общественным мнением. Они проявляются в общественной и индивидуальной жизни людей и регулируют взаимоотношения и быт людей. Именно в традиции человек во многом находит ответы на те вопросы, которые стояли перед предшествующими поколениями и которые ему самому предстоит решать на протяжении всей своей жизни .

Одной из важных для социального единства духовных традиций является долготерпение как разумное спокойствие и способность выживать в самых сложных условиях.

Например, филолог А.В. Сергеева, проводя компаративистский анализ ментальных особенностей русских и французов, отмечает, что сервильную (чинопо-читательную) психологию русских можно осуждать, «но можно попытаться понять это как вынужденную модель поведения, как результат фаталистического отношения к жизни и конформизма русских» . Она предлагает задуматься над тем, «почему в современной России, несмотря на ужасающие условия труда и несправедливую систему жизни, несмотря на невыплаты зарплаты, несмотря на явную деформацию отношений между работником и работодателем (какая и не снилась западному человеку), крайне редки выступления с социальными протестами? Вот, например, аргентинские граждане в начале 2002 г. из страха перед девальвацией своей валюты на 50% устроили по всей стране погромы и заставили уйти в отставку одного за другим пятерых (!) президентов. А в России после кризиса 1998 г., когда рубль обесценился на 400% и миллионы людей потеряли свои сбережения, рабочие места и надежду вернуть свой прежний материальный статус, никому в голову не пришло идти на баррикады или легально использовать существующие инструменты демократии: например, отозвать своего депутата, потребовать от него хоть каких-то действий...» . Такая безынициативность снова и снова воспроизводит в либеральной прессе штамп об извечной покорности русских.

Однако подобное поведение русского народа объяснимо его стремлением к устойчивому, стабильному развитию, так как объективные условия для развития социума самые неблагоприятные: экономическая нестабильность, духовный нигилизм, значительное социальное расслоение, устаревший и изношенный материально-технический комплекс, неблагоприятные природные условия и др.

Таким образом, устойчивость духовной традиции определяется ее значимостью и необходимостью для общественной жизни, укорененностью в массовом сознании и сознании личности, в том числе и военнослужащих Российской армии.

Существенным признаком духовных традиций выступает также массовость их распространения, которая определяется количеством носителей - представителей единой социокультурной среды.

Так, возникший еще в языческий период праздник Масленицы, который символизировал для арийских и славянских племен новый год с проводами зимы и встречей весны, с чествованием бога весны - Ярилы (Яра, также он именуется и как Купала - божество жизни и плодородия). «Масленица - праздник, мистерия, действо, служба (и жертва) во имя Яра. Блины - образ Солнца, образ бога Ярилы, икона Богу, предметное, живое слово древнего русича, молитва ему. Человек вкушал ярые блины в масле - хлебное тело Бога Ярилы, с глубокой верой в причащение к мировому светилу, животворящему Солнцу, Мужу Земли, ее оп-лодотвлорению» .

С принятием христианства на Руси праздник Масленицы получил новую аксиологическую интерпретацию. Празднование его проводится в последнюю седмицу перед Великим постом. Это не просто дозволение употребления блинов, масла, сыра, яиц и других продуктов. Каждый день Масленицы имеет свое назначение: понедельник - встреча; вторник - заигрыш; среда - перелом, разгул, лакомка; четверг - широкий, разгуляй-четверток; пятница - тещины вечера; суббота - проводы, золовкины посиделки; воскресенье - прощеный день .

Практически в каждом крупном городе России имеется традиционное место для проведения Масленицы, которая перерастает в массовые народные гуляния. В Москве традиционно праздник проводится на Васильевском спуске, куда приезжает немало иностранцев. Все чаще звучат мысли о том, что празднование Масленицы должно стать визитной карточкой России, а блины как символ праздника - ее брендом.

Следует отметить, что степень распространения традиций зависит от их общественной признанности и личной значимости. Передаваясь из поколения в поколение и адаптируясь в больших группах в новых исторических реалиях, традиции приобретают массовый характер.

Выразительным признаком духовных традиций является высокая эмоциональность их проявления. Для превращения традиции в массовый символ, кроме ее понимания и признания, необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции у ее носителя - субъекта. Это достигается путем проведения соответствующих обрядов, церемоний и ритуалов. Например, свадебный ритуал, крещение ребенка, венчание. Эмоциональный компонент духовных традиций проникает глубоко в души людей, что делает духовные традиции привлекательными для них и способствует осознанному исполнению ритуальных предписаний.

Существенным признаком духовных традиций российского общества и армии является их социальная детерминированность, то есть зависимость от совокупности факторов общественного развития. Можно назвать две основные группы факторов: внешние, к которым относятся государственная политика, идеология, согласованные с ними цели воспитания подрастающего поколения и духовной направленности развития социума, и внутренние, которые фиксируют в традициях «причинно-следственную связь между утверждаемыми действиями и формируемыми этими действиями духовными качествами» .

Если рассмотреть сегодняшнюю жизнедеятельность социума, то необходимо отметить, что прежняя идеологическая и основанная на ней мировоззренческая система, на которой воспитывалось не одно поколение граждан, оказалась невостребованной, а новая, которая имела бы не декларированный, а действеннопрактический характер, пока еще не создана. Это существенное обстоятельство затрудняет построение жизненной перспективы в сознании молодежи и ведет к утрате ее социальной активности.

Наконец, важным признаком духовных традиций выступает их ценностный характер, который проявляется в том, что в содержании любой традиции заложена значимая для жизни личности и общества ценность. Например, любовь к Родине на личностном уровне выражается в любви к «маленькой» Родине, а на общественном - в любви к Отечеству. Это связано прежде всего с психологическими особенностями сознания человека, в памяти которого в первую очередь удерживаются конкретно-предметные понятия и глубоко - психологические явления, процессы и события. Этим обусловливается то обстоятельство, что ценно-

стный характер духовных традиций является их ядром и во многом определяет мотивы действий и поступки людей.

В структурном плане духовные традиции, пользуясь терминологией И. Лакатоса , можно определить двумя взаимосвязанными элементами. Во-первых, это жесткое ядро, куда включены ментальные ценности россиян, такие как патриотизм, толерантность к представителям других национальностей и вероисповеданий, патернализм, гостеприимство, сострадательность к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и др. Во-вторых, защитный пояс - это исторически подвижная составляющая, служащая для аксиологической интерпретации духовных ценностей в те или иные исторические периоды развития общества на основе господствующей идеологии и востребованности социумом.

Необходимо заметить, что некоторые духовные образования, заложенные в жестком ядре, приобретают в современный период противоположный характер. Например, духовная традиция честности и порядочности, которая в советский период поддерживалась не только идеологией, но и обществом в целом, выражалась в том, что предприимчивость, принимавшая форму перепродажи материальных ценностей и предметов первой необходимости, считалась спекуляцией и была государственно-наказуемым явлением. В условиях рыночного общества такая форма деятельности называется предпринимательством и поощряется государством. Рыночное общество проводит идеологию социал-дарвинистического плана, основанную на приспособляемости и выживаемости, в которой названная духовная традиция не может реализоваться в должной мере.

Однако в современный период предпринимательство в некоторых сферах деятельности вызывает озабоченность у российского руководства. Так, в фармацевтической сфере наблюдается необоснованное многократное повышение цен на лекарственные средства жизненно необходимые для граждан. Зачастую отрасль контролируется антимонопольной службой государства.

Капиталистическо-рыночное общество стремится к максимальной выгоде и сверхприбыли, что было подмечено еще древними греками в афоризмах: «Для кого война, а для кого - мать родная»; «Для кого смерть - горе, а для кого - бизнес» и др. Экономический базис общества определяют общественные отношения и, если некоторые компании стремятся получить максимальную экономическую прибыль, за счет ущемления интересов народа, и это одобряется правительством, то происходит утрата духовных ценностей. Такая нездоровая ситуация заметно усложняет жизнь социума и способствует социальной напряженности, так как

значительная часть общества надеется на социальную и материальную помощь со стороны государства.

В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. жесткое ядро духовных традиций российского социума и армии подверглось существенной деформации под натиском «шоковой вестернизации» времен перестройки. Однако уже к концу 90-х гг. произошло «возрождение» традиционализма. Разочаровавшись в размытых и имеющих двойственный характер «общечеловеческих ценностях американского образца», российское общество, в особенности его интеллектуальная составляющая, находясь на социальном изломе, почувствовали насущную потребность обратиться к отечественным ментальным духовным ценностям россиян и по-иному взглянуть на механизм передачи значимых для российского общества ценностей, т.е. по существу на духовные традиции как фактор национальной самоидентификации и жизнеспособности социума. Другими словами, деструктивный духовный релятивизм подтолкнул общество к обращению к духовным традициям, которые соответствуют российской ментальности и обеспечивают духовное оздоровление нации.

Необходимо отметить, что традиции по своей сути имеют конструктивный и позитивный характер, проявляющийся в онтологическом существовании человека и социума. История развития любого общества без учета традиционного начала немыслима, иначе личность не может полноценно сформироваться в отсутствие государственно-признанных и общественно значимых и личностнонеобходимых идеалов, которые определяют ее национальную идентичность и способствуют самоконтролю человека: «Обращение к традиции, рассмотрение ее как онтологического основания бытия человека позволяет найти в его потоке стабильное, непреходящее, устойчивые, значимые ценности. Традиции в этом случае становятся тем духовно-практическим онтологическим полем, в пределах которого жизнь, бытие отдельного индивида приобретает свою стабильность, способность проявляться в качестве необходимого» .

В настоящее время традиционалистская парадигма мышления находит свое воплощение в проектах духовного и социального ориентира развития общества. Так, президент России Д.Медведев и российское правительство, реализуя духовную традицию уважительного отношения к ветеранам, в частности Великой Отечественной войны, стремится выполнить те социальные проекты, которые должны подчеркнуть значимость их подвига во имя России. Например, в честь Великой Победы каждый ветеран войны, нуждающийся в жилье, должен его получить

вне зависимости от имеющихся формальных условий, например от времени постановки на учет для получения жилплощади.

Конечно, если данная духовная традиция будет продолжена и ветераны других войн (афганской и чеченской), смогут иметь такую же социальную защищенность, и это будет поддержано политической элитой страны и освещаться в средствах массовой информации, если об их подвигах будут говорить с «высоких трибун», а не извиняться за непродуманные со стороны политического и военного руководства ошибки, уважение со стороны общества к военному труду и к человеку в погонах будет только расти. В свою очередь, это будет влиять на готовность военнослужащих самоотверженно служить Отечеству.

Таким образом, существенными признаками духовных традиций, составляющими их содержание как социокультурного феномена, обеспечивающего стабильность жизни российского социума являются преемственность, повторяемость, устойчивость, массовость их распространения, высокая эмоциональность проявления, социальная детерминированность и ценностный характер.

1. Андреев В. Современный этикет и русские традиции. М., 2005.

2. Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.

3. КаировВ.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология исследовательских программ. М., 1995.

5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике /пер. с фр. И. Вдовиной. М., 2002.

6. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2005.

7. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Сейчас ведется множество разговоров о духовности, но мало кто может объяснить, в чем она выражается. Человек, обладающий духовной зрелостью, не может быть злым, завистливым, лицемерным, он не стремится к деньгам и власти, не ищет оправдания плохим поступкам.

Его единственное и неистребимое желание – нести добро и свет.

Можно ли дать определение духовности

Духовность – это высшая природа человека, его сознание, воля и образ мыслей. Он сам наполняет себя духовным содержанием в процессе...

Когда человек читает, слушает, участвует в чтении книги Зоар, и делает это более-менее правильно, он должен проверить меру своего продвижения. Разумеется, мы не можем точно оценить наше продвижение, поскольку не понимаем, в каких начальных условиях находимся, каковы наши свойства, чего мы должны достичь.

Ни начало, ни конец пути нам не раскрыты. Но в любом случае этапы продвижения и разницу между состояниями мы можем примерно определить – по своим ощущениям.

Человеку должно быть все легче...

1. Боли в теле, особенно в шее, плечах и спине. Это результат интенсивных изменений на уровне ДНК, во время пробуждения внутри «Христова Семени». Это пройдет.

2. Чувство глубокой печали без особых причин. Ты высвобождаешь свое прошлое (эту жизнь и все остальные), и это вызывает чувство печали. Это похоже на чувство, которое мы испытываем, когда покидаем дом, где мы жили много-много лет, и переезжаем на новое место.

Не важно, как сильно мы хотим въехать в новый дом, всегда присутствует печаль...

Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго.

Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все люди проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству...

Вопросы духовного развития интересовали наиболее видных ученых и философов на протяжении всей истории человечества. На сегодняшний день мы имеем огромное количество трудов и точек зрения, которые пытаются объяснить протекающие в Духовном Мире процессы, и показать человеку дорогу в Духовный Мир.

Но как обычному непосвященному разобраться во всех этих теориях, если они порой противоречат друг другу?

За всю свою предыдущую историю человечество наработало так называемое мифологическое сознание...

Признаки истинных Ахмади ПРИМЕЧАНИЕ: Нижеприведенный текст является кратким изложением Пятничной Проповеди. После «Ташаххуда», «Тааввуза», «Тасмии» и суры «Аль-Фатиха», Пятый Халиф Обетованного Мессии и Имама Махди Хазрат Мирза Масрур Ахмад, да пребудет с ним могучая помощь Всевышнего Аллаха, сказал: Родиться Ахмади или принять учение Ахмадията не достаточно для того, чтобы стать истинными Мусульманами-ахмади. Действительно, принятие Хазрата Обетованного Мессию (мир ему) является первым шагом на...

Мы теряем маленькие частички нашей души каждый раз, когда игнорируем наши инстинкты или желания. Чем больше мы пытаемся угодить другим, тем большую часть своей души мы теряем, пишет Higher Perspective.

Духовная смерть наступает после того, как мы переживаем травмирующие события или теряем себя настоящих.

Наша душа сгибается под весом ответственности, стресса, обстоятельств и трагических событий. Все это, а также другие трудности на нашем жизненном пути, наносят урон душе.

Вот 7 признаков того...

Есть еще другая форма лечения, очень редко наблюдаемая, в которой человек, обла-дающий особыми духовными способностями, может так подействовать на больного человека, что вся система последнего внезапно как бы переменяется и, раскрывшись действию высших сил, в то же время приходит в нормальное состояние.

Это истинное духовное лечение встречается так редко, что очень мало кому приходится с ним стал-киваться. Очень часто “духовным лечением” называют другие формы оккультного ле-чения, но люди...