Способы удовлетворения потребностей. Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека

Основные потребности человека - стабильность и комфорт

Я уже упоминала в своих статьях о потребностях человека и о важности их распознания, как у себя, так и у людей, с которыми мы контактируем. Это даст нам возможность лучше понимать наши собственные целеустремления, а также мы научимся понимать поведение и поступки других людей.

Попробуем разобраться с потребностями человека подробнее. Всё, что мы делаем в жизни, все наши действия и поступки направлены на удовлетворение каких-то наших потребностей.

Стабильность и комфорт

Рассмотрим физиологические потребности . Тут собралось всё, что нам необходимо, чтобы физически выжить. Мы не сможем выжить без пищи, воды, без крыши над головой, без отдыха, без сна; нам нужно здоровье, половое влечение и т.д. Каждый человек, кем бы он ни был, бомжем или миллионером, имеет одни и те же потребности к выживанию. Наличие денег создает лишь больший комфорт проживания. Но и бомж, и миллионер хотят кушать, только один добывает еду, роясь в мусорных контейнерах, а миллионер питается в ресторане. Разница в том, что бомж вынужден предпринимать действия, чтобы удовлетворить свою нужду, а миллионер, скорее всего, вообще не сосредотачивает на еде своего внимания.

Но стоит нашему миллионеру попасть в одиночку на необитаемый остров, его неудовлетворенная потребность в пище выползает на первый план, она не даст ему покоя, ни о чем другом он не сможем думать, все остальные проблемы отойдут на задний план, пока он не отыщет хоть что–нибудь съедобное.

Потребности в безопасности - вторая по значимости группа потребностей - это всё, что обеспечивает нам безопасную жизнь, что защищает нас от различных угроз, и избавляет от различных страхов. Мы стремимся к защищенности, стабильности, к постоянству, правильности, потому что хотим быть уверены, что никто, и ничто не угрожает нашей жизни. Мы не хотим, чтобы нам на голову упал кирпич, не хотим, чтобы наш самолет захватили террористы или он вообще не приземлился, не хотим остаться без заработка, и переживаем, как бы нас не выставили на улицу. Нам нужна уверенность, что врачи нас действительно лечат, а учителя действительно учат наших детей и многое, многое другое.

Нестабильность окружающего мира, зачастую, очень негативно влияет на нашу уверенность в жизни и порождает в нас множество страхов. Поэтому мы боимся неопределенности и предпочитаем стабильность (застой) новым и непонятным переменам в жизни.

Любовь и отношения


Любовь и отношения

Это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми . Потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни с самого момента своего появления на свет. Сначала нам необходима забота и любовь родителей, иначе мы просто не выживем в этом мире - мы просто не способны выжить в одиночку. Потом с каждым днем в нашей жизни появляется все больше и больше новых лиц, с которыми у нас складываются какие–то отношения.

Именно через контакты с этими людьми мы познаем жизнь, узнаем, что мир разный и люди в нем разные. У нас начинает формироваться свое отношение к этому миру, которое проявляется в нашем поведении. Затем детский садик, школа, институт, работа - мы уже становимся частью какого-то коллектива. И мы стремимся стать частью этого коллектива, мы не хотим быть выброшенными из него. Более того, мы нуждаемся в хороших отношениях с другими людьми. Так в нашей жизни появляются и друзья и недруги, приятели и просто знакомые.

И, наконец, в нашей жизни появляется человек, который нам становится дороже всех, ближе и роднее - в нашу жизнь входит романтическая любовь. Каждый человек, даже если он пытается это отрицать, испытывает потребность в общении, и все люди стремятся друг к другу в надежде на любовь, уважение и признание.

Значимость


Значимость

Это потребность чувствовать себя значимым , каждый человек хочет быть важным, нужным. Это, во-первых, потребность в самоуважении. Мы, конечно, хотим быть уверенными в себе, хотим чувствовать себя компетентными, гордиться своим мастерством и своими достижениями, своей независимостью и свободой. С другой стороны, для нас не менее важна потребность в оценках со стороны других.

Нам не безразлично, как нас оценивают, каков наш престиж и репутация, признаются ли наши достижения, как нас принимают в обществе и какие нам оказывают знаки внимания. Значимость - это наша лакмусовая бумажка, с помощью которой мы проверяем свои целеустремления и правильность их направления. Значимость проявляется, когда мы сравниваем себя с другими. Мы можем чувствовать себя значимыми, потому что мы достигли чего-либо, построили что-то, преуспели в чём-то или, наоборот, мы можем добиваться важности, разрушая все на своем пути и опровергая кого-либо или что-либо.

И даже нашему бомжу совсем небезразлично, как отреагируют его «коллеги по несчастью», если ему удастся добыть продуктов гораздо больше.

Разнообразие


Разнообразие

Это потребность в любознательности , в желании узнавать и понимать что–то новое для себя. Другой аспект этой потребности – это внесение разнообразия в свою повседневную жизнь. Наша жизнь станет совершенно однообразной и скучной, если мы будем каждый день выполнять одни и те же действия. Если мы каждый вечер на ужин будем подавать жареную картошку, то, какой бы аппетитной она ни была, буквально на 3-4 день наша семья откажется ужинать. Сюда же относится и потребность в периодической смене какой-то нашей деятельности.

Если мы выполняем долгое время одну и ту же работу, она превращается в рутину, и у нас пропадает желание ее выполнять, эффективность наша падает, и мы переключаемся на что-нибудь более приятное для себя, разнообразим свое бытие. Это может быть и перерыв на чашечку кофе, просмотр какой нибудь телевизионной передачи, а может и отпуск на Лазурном берегу или прогулка по улицам в Париже. К разнообразию относится и наше стремление к преодолению препятствий и решению сложных ситуаций. Мы все нуждаемся в удовлетворении всех этих потребностей, но ценим их по-разному. Если для нас более ценным является потребность в стабильности, то в нашей жизни всё будет подчиняться этой потребности. Мы будем работать на одном месте много лет, жить в дорогих нашему сердцу стенах, мы не меняем друзей, как перчатки, не меняем супругов, но любые кардинальные изменения в жизни выводят нас из зоны комфорта и приносят душевные боли.

И, наоборот, если мы больше ценим разнообразие, то у нас будет совершенно другой стиль жизни и другие цели. Мы легки на подъем, меняем много профессий, не любим все, что привязывает наши действия, устаем от постоянных отношений, любим путешествовать. Когда, например, в супружеской паре - один супруг любит стабильность, а второй разнообразие, в семье закономерно будут возникать нерешаемые ситуации. Простой пример - один хочет приобрести дачу, а другому супругу жутко становится от перспективы все выходные проводить на грядках, и он всячески будет сопротивляться подобному приобретению. Но дискомфорт может возникнуть и внутри самого человека, если у него одновременно есть большая потребность в стабильности, так и потребность в разнообразии. Человек не будет знать, какую из потребностей удовлетворять в первую очередь, поэтому будет топтаться на месте.

Потребность в значимости также плохо совместима с потребностью в отношениях. Тяжело любить того, кто постоянно считает себя важным. Поэтому много успешных людей, которые, удовлетворяя свою потребность в значимости, имеют проблемы в личных отношениях и часто ощущают, что они сами любят неискренне и неглубоко. Как только мы определимся, какие самые важные потребности мы удовлетворяем, мы сможем чётко увидеть, что нужно изменить для повышения уровня счастья нашей жизни и чувства удовлетворения нашими отношениями.

Состояния и потребности людей, возникающие, когда они в чем-либо нуждается, лежат в основе их мотивов. То есть именно потребности являются источником активности каждого индивида. Человек - желающее существо, поэтому в реальности вряд ли окажется так, чтобы его нужды были удовлетворены в полной мере. Природа потребностей человека такова, что, как только какая-либо надобность удовлетворяется, на первое место выходит следующая.

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека - они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей - это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Возможны ли нарушения иерархии?

Примеры нарушения иерархии в удовлетворении необходимостей известны каждому. Наверное, если бы духовные потребности человека испытывали только те, кто сыт и здоров, то само понятие подобных нужд уже давно кануло бы в лету. Поэтому организация потребностей изобилует исключениями.

Удовлетворение потребностей

Крайне важным фактом является то, что удовлетворение нужды никогда не может происходить по принципу «все либо ничего». Ведь если бы это было так, то физиологические необходимости насыщались бы один раз и на всю жизнь, а потом следовал бы переход на социальные потребности человека без возможности возврата. Нет необходимости доказывать обратное.

Биологические потребности человека

Нижний уровень пирамиды Маслоу - это те нужды, которые обеспечивают выживание человека. Разумеется, они являются наиболее неотложными и обладают мощнейшей побудительной силой. Для того чтобы индивид смог почувствовать потребности высших уровней, биологические нужды должны удовлетвориться хотя бы минимально.

Потребности в безопасности и в защите

Этот уровень витальных или жизненно важных потребностей - необходимость безопасности и защиты. Можно смело утверждать, что если физиологические потребности тесно связаны с выживанием организма, то необходимость в безопасности обеспечивает его долгую жизнь.

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви. Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности.

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека - учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все - выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что - частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой - очень в них нуждаются.

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник - это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви - чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности самоактуализации

Высший уровень в пирамиде потребностей - нужда в самоактуализации. Абрахам Маслоу определял эту надобность как стремление человека стать тем, кем он может стать. Например, музыканты пишут музыку, поэты сочиняют стихи, художники рисуют. Почему? Потому что они хотят в этом мире являться самими собой. Им необходимо следовать своей природе.

Для кого важна самоактуализация?

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений - культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  • III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  • Вопрос Как соотносятся потребности человека со здоровым образом жизни?

    Ответ Среди многообразия потребностей человека необходимо особо выделить так называемые жизненные (витальные) потребности. Они обеспечивают биологические нужды организма в воздухе, воде, пище, сне и т.д. Их неудовлетворение грозит человеку гибелью. Соотнося эти потребности с ЗОЖ, можно говорить о мере и способе их реализации. Иначе говоря, их оптимальное для данного индивида удовлетворение, скорее всего, существенно повысит уровень его здоровья. В то же время схематизм в этом вопросе грозит обернуться трагедией. В качестве примера можно привести результаты опытов, неоднократно проводимых учеными на двух собаках, когда одну из них кормили только черным хлебом, другую – только белым, давая обеим и воду. Если состояние первой собаки практически не менялось, то вторая – буквально погибала на третий–четвертый месяц проведения эксперимента. Другой пример: известен такой экзотический способ казни, когда приговоренного несколько дней кормят исключительно мясом (вода также дается). На девятый-десятый день несчастный умирает от сильнейшего самоотравления организма. Подобных примеров, когда имеют место отдельные извращения в удовлетворении витальных потребностей с последующими плачевными результатами, масса.

    Другие многочисленные (кроме витальных) потребности человека формируются в процессе его жизнедеятельности. Среди них сразу можно выделить группу патологических потребностей (курение, наркотики, алкоголь и т.п.), которые, однозначно, разрушают организм. Когда в состоянии стресса, куража, желания выделиться или, наоборот, примкнуть к "стае" человек бездумно обращается к подобному способу самоубийства и затем вновь и вновь повторяет это, он не думает о страшных последствиях привыкания организма к этому злу и его последующем разрушении. В подавляющем большинстве случаев сформировавшаяся таким образом потребность для данного человека становится фатальной.

    Оставшиеся потребности обычно делят на разумные и неразумные, хотя такое деление, безусловно, субъективно и относительно. Потребности, например, в знаниях, физической активности и т.п., безусловно, надо считать разумными, а двигательную активность – неотъемлемым элементом ЗОЖ. Однако и здесь, как впрочем и везде, необходима мера. Индивидуальность этой меры – определяющее свойство не только каждого индивида, но и конкретного этапа его жизненного пути.



    Науке еще предстоит разработка концепции формирования здоровых и профилактики нездоровых потребностей человека, особенно в детском и юношеском возрасте.

    Вопрос Ограничен ли набор витальных потребностей человека?

    Ответ Все без исключения люди нуждаются в достаточно ограниченном наборе потребностей, без удовлетворения которых человек может находиться от нескольких минут до нескольких лет. К их числу относятся: воздух, вода, пища, сон, солнечный свет, надлежащие метеорологические условия, наличие движения, информации, человеческого общения, труда (самореализации) и отправление физиологических потребностей.

    При невозможности удовлетворения этих потребностей человек сначала испытывает стресс, а затем может наступить гибель организма. Как уже отмечалось, для каждого человека существует индивидуальный оптимальный интервал по каждой потребности, выход за который как в сторону уменьшения, так и увеличения провоцирует возникновение болезней. Важно отметить, что этот интервал меняется с возрастом. Сказанное иллюстрирует рис. 1.1.



    Рис. 1.1. Влияние ресурса, например, белковой пищи, на состояние организма: 1 – молодой возраст; 1" – зрелый возраст; за пределами интервала 1(1") – угнетение жизнедеятельности

    Вопрос Можно ли кратко охарактеризовать особенности процессов удовлетворения жизненных потребностей?

    Ответ О воздухе, воде, пище и т.д. и о том, как дышать, пить, есть и т.п. написаны сотни книг, статей, защищено множество диссертаций. Тем не менее большинство людей на рекомендации ученых обращает мало внимания и продолжает жить в соответствии с инстинктивными потребностями своего организма, семейными традициями, финансовыми возможностями, текущими обстоятельствами (бытовыми, производственными и проч.). Подобное поведение еще объясняется и противоречивостью рекомендаций, даваемых разными специалистами, их неоднозначностью для людей разного места жительства, различной профессиональной деятельности, пола, возраста, темперамента и т.д. Поэтому из-за ограниченности объема пособия ниже остановимся только на самых важных рекомендациях, выполнение которых будет полезным для каждого.

    Вопрос Как формулировали свое отношение к жизненным потребностям и ресурсам для их удовлетворения видные мыслители и философы?

    Ответ Святой Феофан Затворник наставлял: "Трудиться – дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье – что та лошадка. Загонишь – ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе до сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть, – и труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесные упражнения – точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей".

    "Воздух – пастбище жизни", считали древние греки. Лечение свежим воздухом – одна из знаменитых заповедей Гиппократа. Наш знаменитый ученый А. Чижевский открыл исключительную роль отрицательно заряженных ионов, содержащихся в свежем природном воздухе, на здоровье людей.

    "Вода – колыбель жизни", – так считают и врачи, и философы. Удивительные свойства воды до сих пор остаются загадкой для ученых. Бесспорно ее огромное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека. Не вызывает сомнений также и то, что ресурсы питьевой воды ограничены, и все больше людей на Земле начинают это ощущать.

    "Питание – самое интимное общение человека с природой", – писал известный русский физиолог И. Мечников. "Употребление в пищу всех растений, произрастающих в той стране, где человек живет, есть лучший залог того, что организм получит все необходимые ему компоненты", – учил Гиппократ. Неоднозначность процессов в организме человека, происходящих при потреблении пищи, была издавна замечена, на что разные народы сформулировали емкие выражения типа: "Человек сам роет себе могилу ножом и вилкой", "Треть болезней от плохих поваров, а две трети – от хороших" и т.д.

    Потребности человека.

    Отсутствие мотивации - величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

    Потребность - это нужда, необходимость чего - либо для жизнедеятельности человека.

    Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

    Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро - и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

    Ориентировки,

    Любопытства,

    Направленного интереса,

    Склонности,

    Осознанного самообразования,

    Творческого поиска.

    Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

    Состояние нужды в чем - либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что - то предпринимать, что бы снять напряжение.

    Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

    Удовлетворение потребностей - процесс возвращение организма в состояние равновесия.

    Можно выделить три вида потребностей :

    Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

    Материальные, или предметно - вещные,

    Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

    Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных.

    Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

    1. Физиологические потребности - пища, дыхание, сон, и т.п.
    2. Потребность в безопасности - стремление защитить свою жизнь.
    3. Социальные потребности - дружба, любовь, общение.
    4. престижные потребности - уважение, признание членами общества.
    5. Духовные потребности - самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

    Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

    Потребности - это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

    1. Социальные установки.
    2. Убеждения.
    3. Интересы.

    Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
    Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
    Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

    Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

    Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

    Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

    Существует несколько классификаций потребностей . Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

    · ВЫДЕЛЯТЬ

    · ДВИГАТЬСЯ

    · БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

    · ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

    · СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

    · ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

    · БЫТЬ ЧИСТЫМ

    · ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

    · ОБЩАТЬСЯ

    · ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    · РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

    Любое заболевание , то есть наличие в организме патологического процесса , сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

    Поскольку конечная цель работы медсестры - комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

    Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

    Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

    Потребность ДЫШАТЬ:

    Понятие о потребности :

    Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

    О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

    1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

    При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

    · одышку,

    · кашель,

    · боль в грудной клетке.

    В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДЫШАТЬ :

    · курение;

    · работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.

    2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.


    При объективном обследовании может быть:

    · изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность);

    · затруднённое дыхание через нос;

    · изменение частоты, ритма или глубины дыхания;

    · лихорадка.

    :

    1) одышка;

    2) кашель;

    3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

    4) удушье;

    5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

    6) высокий риск от удушья.

    :

    1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

    2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

    3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию ;

    4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;

    5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

    Потребность ЕСТЬ:

    Понятие о потребности :

    Удовлетворяя потребность ЕСТЬ , человек осуществляет доставку в организм пищу - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

    Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ :

    · нарушение аппетита;

    · отрыжка;

    · тошнота;

    · боли в животе.

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ЕСТЬ :

    · погрешность в диете;

    · нарушение режима питания;

    · переедание;

    · злоупотребление алкоголем;

    · отсутствие зубов, кариозные зубы.

    2. Объективное обследование :

    · запах изо рта;

    · наличие кариозных зубов;

    · рвота во время обследования.

    :

    1) боль в животе;

    2) тошнота;

    4) нарушение аппетита;

    5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

    6) ожирение.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

    2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

    3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

    4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;

    5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

    Потребность ПИТЬ:

    Понятие о потребности :

    Употребляя потребность ПИТЬ , человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

    :

    1. Субъективное обследования :

    ЖАЛОБЫ :

    · сухость во рту.

    ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ :

    · употребление недоброкачественной воды;

    · потребление недостаточного или избыточного количества воды.

    2. Объективное обследование :

    · сухость кожи и слизистых.

    Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

    2) сухость во рту;

    3) обезвоживание.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

    2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

    Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

    Понятие о потребности :

    Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ , человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

    Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ :

    · вздутие живота;

    · нарушение мочеиспускания и мочеобразования;

    · отсутствие мочи;

    · малое количество мочи;

    · увеличенное количество мочи;

    · частое болезненное мочеиспускание;

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ :

    · нарушение в диете;

    · малоподвижный образ жизни;

    · переохлаждение.

    2. Объективное обследование :

    · отёки явные;

    · отёки скрытые;

    · изменение характера стула;

    · сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

    · изменение количества мочи;

    · визуальное изменение мочи.

    Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

    4) острая задержка мочи;

    5) риск появления опрелости в области складок промежности.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

    2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;

    3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;

    4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

    5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

    Потребность СПАТЬ:

    Понятие о потребности :

    Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.

    Удовлетворяя потребность СПАТЬ , человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · бессонница;

    · нарушение сна;

    · прерывистый сон;

    · сонливость;

    · засыпание под утро.

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ :

    · отсутствие отдыха;

    · чрезмерная загруженность работой;

    · отсутствие отпуска и выходных.

    2. Объективное обследование :

    · выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);

    · зевота.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) отсутствие сна;

    2) нарушение сна.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

    2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

    Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга .

    3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;

    4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.

    Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:

    Понятие о потребности :

    Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

    1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;

    2) одеждой по сезону;

    3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · потливость;

    · чувство жара;

    · головная боль;

    · ломота в теле, суставах;

    · сухость во рту.

    2. Объективное обследование :

    · появление «гусиной кожи»;

    · горячая на ощупь кожа;

    · сухость кожи и слизистых;

    · трещины на губах;

    · изменение температуры тела

    · учащение пульса и ЧДД;

    · влажная кожа;

    · отклонение в температурном режиме помещений.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    · нарушение целостности;

    · неприятный запах;

    · неприятный запах изо рта;

    · грязное бельё;

    · неухоженные ногти;

    · сальные волосы.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) дефицит знаний о личной гигиене;

    2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

    3) недостаточность самогигиены;

    4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;

    2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

    3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

    4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

    Потребность ДВИГАТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

    Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

    Слабостью;

    Отсутствием конечности;

    Наличием параличей;

    · расстройство психической деятельности.

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ :

    · сидячая работа;

    · постоянная езда на транспорте.

    2. Объективное обследование :

    · болезненность при движении;

    · изменения в области суставов;

    · гиперемия;

    · местное повышение температуры;

    · изменение конфигурации;

    · пассивное положение в кровати;

    · отсутствие конечности.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) ограничение физической активности;

    2) отсутствие физической активности;

    3) риск возникновения пролежней;

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

    2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

    3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;

    4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.

    Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · невозможность самостоятельно раздеться и одеться;

    · боль при движении;

    · паралич конечностей;

    · резкая слабость;

    · психические расстройства.

    2. Объективное обследование :

    · пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ ;

    · одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;

    · одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

    2) высоки риск переохлаждения;

    3) высокий риск перегревания;

    4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

    2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

    3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

    Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

    Понятие о потребности :

    Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

    1. Субъективное обследование :

    В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

    Например :

    · может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;

    · нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);

    · может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

    · может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

    · может ли пациент самостоятельно есть и пить.

    Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) дефицит самоухода.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:

    · умывает,

    · кормит,

    · подаёт судно,

    · одевает, раздевает;

    2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;

    3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

    Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:

    Понятие о потребности :

    Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

    1. Субъективное обследование :

    1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

    · наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;

    · знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;

    · есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

    2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.

    3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) безразличие к состоянию своего здоровья;

    2) беспокойство за состояние своего здоровья;

    3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

    4) отсутствие адаптации к стрессу;

    5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

    6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;

    2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

    3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

    4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;

    5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:

    · физическая активность;

    · ежедневное распределение времени и его запас;

    · открытый «шлю» для эмоций;

    · планирование режима дня;

    · аутотренинг , расслабление;

    6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;

    7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

    Потребность ОБЩАТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ . Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).

    Виды общения:

    · разговор;

    · чтение;

    · музыка;

    · телевидение;

    · религия.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:

    · родственники;

    · медицинский персонал;

    · соседи по палате;

    · средства массовой информации;

    2. Объективное обследование :

    Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ :

    · нарушение слуха;

    · нарушение зрения;

    · нарушение движения;

    · нарушение интеллекта.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) дефицит общения с семьёй;

    2) недоверие медицинскому работнику;

    3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

    4) стремление к самоизоляции.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

    Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

    Понятие о потребности :

    В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

    Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

    Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

    1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

    2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

    3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

    4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.

    5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

    6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

    7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) безразличие:

    · к жизни;

    · к своему здоровью;

    2) необходимость духовного участия и сочувствия.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;

    2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.

    Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

    Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ . Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ , необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

    · как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;

    · есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;

    · какую социальную роль в жизни он играет;

    · как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:

    · в работе;

    · в семье;

    2) принижение чувства собственного достоинства;

    3) дефицит организованного досуга.

    Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

    Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

    Неудовлетворённые потребности пациента - это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

    ЗАДАЧАМИ медсестры является:

    1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
    2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
    3. Провести планирование необходимой помощи пациенту: