Способы удовлетворения потребностей. Жизненно важные потребности

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Вопрос Как соотносятся потребности человека со здоровым образом жизни?

Ответ Среди многообразия потребностей человека необходимо особо выделить так называемые жизненные (витальные) потребности. Они обеспечивают биологические нужды организма в воздухе, воде, пище, сне и т.д. Их неудовлетворение грозит человеку гибелью. Соотнося эти потребности с ЗОЖ, можно говорить о мере и способе их реализации. Иначе говоря, их оптимальное для данного индивида удовлетворение, скорее всего, существенно повысит уровень его здоровья. В то же время схематизм в этом вопросе грозит обернуться трагедией. В качестве примера можно привести результаты опытов, неоднократно проводимых учеными на двух собаках, когда одну из них кормили только черным хлебом, другую – только белым, давая обеим и воду. Если состояние первой собаки практически не менялось, то вторая – буквально погибала на третий–четвертый месяц проведения эксперимента. Другой пример: известен такой экзотический способ казни, когда приговоренного несколько дней кормят исключительно мясом (вода также дается). На девятый-десятый день несчастный умирает от сильнейшего самоотравления организма. Подобных примеров, когда имеют место отдельные извращения в удовлетворении витальных потребностей с последующими плачевными результатами, масса.

Другие многочисленные (кроме витальных) потребности человека формируются в процессе его жизнедеятельности. Среди них сразу можно выделить группу патологических потребностей (курение, наркотики, алкоголь и т.п.), которые, однозначно, разрушают организм. Когда в состоянии стресса, куража, желания выделиться или, наоборот, примкнуть к "стае" человек бездумно обращается к подобному способу самоубийства и затем вновь и вновь повторяет это, он не думает о страшных последствиях привыкания организма к этому злу и его последующем разрушении. В подавляющем большинстве случаев сформировавшаяся таким образом потребность для данного человека становится фатальной.

Оставшиеся потребности обычно делят на разумные и неразумные, хотя такое деление, безусловно, субъективно и относительно. Потребности, например, в знаниях, физической активности и т.п., безусловно, надо считать разумными, а двигательную активность – неотъемлемым элементом ЗОЖ. Однако и здесь, как впрочем и везде, необходима мера. Индивидуальность этой меры – определяющее свойство не только каждого индивида, но и конкретного этапа его жизненного пути.

Науке еще предстоит разработка концепции формирования здоровых и профилактики нездоровых потребностей человека, особенно в детском и юношеском возрасте.

Вопрос Ограничен ли набор витальных потребностей человека?

Ответ Все без исключения люди нуждаются в достаточно ограниченном наборе потребностей, без удовлетворения которых человек может находиться от нескольких минут до нескольких лет. К их числу относятся: воздух, вода, пища, сон, солнечный свет, надлежащие метеорологические условия, наличие движения, информации, человеческого общения, труда (самореализации) и отправление физиологических потребностей.

При невозможности удовлетворения этих потребностей человек сначала испытывает стресс, а затем может наступить гибель организма. Как уже отмечалось, для каждого человека существует индивидуальный оптимальный интервал по каждой потребности, выход за который как в сторону уменьшения, так и увеличения провоцирует возникновение болезней. Важно отметить, что этот интервал меняется с возрастом. Сказанное иллюстрирует рис. 1.1.

Рис. 1.1. Влияние ресурса, например, белковой пищи, на состояние организма: 1 – молодой возраст; 1" – зрелый возраст; за пределами интервала 1(1") – угнетение жизнедеятельности

Вопрос Можно ли кратко охарактеризовать особенности процессов удовлетворения жизненных потребностей?

Ответ О воздухе, воде, пище и т.д. и о том, как дышать, пить, есть и т.п. написаны сотни книг, статей, защищено множество диссертаций. Тем не менее большинство людей на рекомендации ученых обращает мало внимания и продолжает жить в соответствии с инстинктивными потребностями своего организма, семейными традициями, финансовыми возможностями, текущими обстоятельствами (бытовыми, производственными и проч.). Подобное поведение еще объясняется и противоречивостью рекомендаций, даваемых разными специалистами, их неоднозначностью для людей разного места жительства, различной профессиональной деятельности, пола, возраста, темперамента и т.д. Поэтому из-за ограниченности объема пособия ниже остановимся только на самых важных рекомендациях, выполнение которых будет полезным для каждого.

Вопрос Как формулировали свое отношение к жизненным потребностям и ресурсам для их удовлетворения видные мыслители и философы?

Ответ Святой Феофан Затворник наставлял: "Трудиться – дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье – что та лошадка. Загонишь – ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе до сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть, – и труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесные упражнения – точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей".

"Воздух – пастбище жизни", считали древние греки. Лечение свежим воздухом – одна из знаменитых заповедей Гиппократа. Наш знаменитый ученый А. Чижевский открыл исключительную роль отрицательно заряженных ионов, содержащихся в свежем природном воздухе, на здоровье людей.

"Вода – колыбель жизни", – так считают и врачи, и философы. Удивительные свойства воды до сих пор остаются загадкой для ученых. Бесспорно ее огромное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека. Не вызывает сомнений также и то, что ресурсы питьевой воды ограничены, и все больше людей на Земле начинают это ощущать.

"Питание – самое интимное общение человека с природой", – писал известный русский физиолог И. Мечников. "Употребление в пищу всех растений, произрастающих в той стране, где человек живет, есть лучший залог того, что организм получит все необходимые ему компоненты", – учил Гиппократ. Неоднозначность процессов в организме человека, происходящих при потреблении пищи, была издавна замечена, на что разные народы сформулировали емкие выражения типа: "Человек сам роет себе могилу ножом и вилкой", "Треть болезней от плохих поваров, а две трети – от хороших" и т.д.

ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

Основные теории и классификации потребностей

Основные жизненно-важные потребности пациента (определение и основные характеристики)

Примеры проблем пациента, связанные с нарушением удовлетво­рения основных потребностей человека, например, нарушение сна

Выявить способ удовлетворения потребности пациента при прове­дении сестринского обеследования и оценить его

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Определение понятия "потребность".

2. Основные жизненно-важные потребности по А. Маслоу.

3. Характеристики I, II, III, IV, V ступеней пирамиды Маслоу.

4. Определение понятий "образ жизни", "фактор риска".

5. Характеристика здорового образа жизни.

6. Условия, влияющие на способ и эффективность удовлетворения основных потребностей.

7. Действия медсестры по оздоровлению образа жизни пациента.

8. Характеристика каждой из основных потребностей человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Согласно реформе сестринского дела, в России определены четыре уровня деятельности медицинской сестры:

1) укрепление здоровья пациента;

2) профилактика заболеваний и травм;

3) реабилитация утраченных или нарушенных функций организма;

4) облегчение страданий пациента.

Таким образом, медсестра в своей профессиональной деятельности имеет дело не только с больным человеком, но и с практически здоровым. Основной целью медсестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни в болезни или здоровье, иначе говоря, соз- J дание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.

В связи с этим возникает необходимость дать четкое, понятное мед­сестре определение состояний здоровья, комфорта. Необходимо также конкретизировать понятие ухода: с чего необходимо начинать, какова его последовательность.

Итак, здоровье - это динамическое равновесие личности с окружаю­щей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равно­весие путем удовлетворения человеком потребностей.

Потребность - это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлет­ворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние диском­форта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потреб­ности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетво­рении данной потребности.

Комфорт - это состояние, при котором человек самостоятельно удо­влетворяет все свои потребности. Так как сестринский уход - это создание пациенту комфорта, то, другими словами, это создание условий, при кото­рых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.

УХОД -» КОМФОРТ -> УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворе-

ния какой-либо потребности. Например, желудочно-кишечный тракт обеспечивает удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ и ВЫДЕЛЯТЬ. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением в удовлетворении этих потребностей: у пациента возникает изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и так далее. Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента и повлиять на нее (это может только врач), а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.

Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.

Теперь мы должны конкретно определить, какие потребности мы имеем в виду. Их у человека очень много, они разные, в зависимости от возраста, здоровья и внешней среды. Выделяют группу потребностей, ко­торые есть всегда у любого человека, независимо от каких-либо условий. Эти потребности называются ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ, или УНИВЕРСАЛЬНЫЕ. Их необходимо удовлетворять каждому человеку в первую очередь.

Существует несколько классификаций потребностей человека. На­пример, классификация Орэм, Рой, Маслоу.

Наиболее простой, удобной для нас, в данных условиях, является классификация основных жизненно-важных потребностей по А.Маслоу.

Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:

2. ЕСТЬ З.ПИТЬ

4. ВЫДЕЛЯТЬ

5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ

6. БЫТЬ ЧИСТЫМ

7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ

8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ

10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

11. ДВИГАТЬСЯ

12. ОБЩАТЬСЯ

13. ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

14. ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ

Маслоу расположил 14 основных жизненно-важных потребностей че­ловека в порядке первоочередности их удовлетворения от низших физио­логических врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды.

Пирамида выбрана не случайно, так как это здание с очень большим и прочным фундаментом. Маслоу расположил в основании пирамиды низ­шие физиологические потребности, так как они являются основой, фунда­ментом жизни человека.

Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиоло­гические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в вы­живании. К ним относятся потребности:

4. ВЫДЕЛЯТЬ

Человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, посто­янно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возни­кают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потреб­ности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потреб­ности:

5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ

6. БЫТЬ ЧИСТЫМ

7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ

8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ

9. ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ, или БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

11. ДВИГАТЬСЯ

Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.

К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в при­надлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим об­ществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:

12. ОБЩАТЬСЯ

Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармо­нии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирами­ды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.

И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Под­робную характеристику каждой потребности см. ниже.

Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N 1), и мы уви­дим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ниж­ние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психо­социальные потребности.

Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и твор­ческого благополучия.

Если проанализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что не­смотря на то, что потребности у каждого человека и у всех людей одина­ковы, способ их удовлетворения у всех разный. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни. Образ жизни зависит от:

1) возраста человека;

2) социокультурного окружения человека; 3)экологии;

4) знаний, умений, желания и здоровья человека.

Рассмотрим подробно каждый пункт.

1) Человек в своем развитии проходит несколько периодов от мла­денчества до старости, и в каждый период способ удовлетворения потреб­ностей у него будет разный. Например: потребность ЕСТЬ ребенок груд­ного возраста удовлетворяет, употребляя в пищу молоко матери через определенные интервалы времени, а у человека в зрелом возрасте перио­дичность приема пищи и качественный состав пищи будут совершенно другими.

2) Под социокультурным окружением понимают общество, в котором живет человек (семья, коллектив на работе, в школе и т.д.), с его тради­циями, законами, культурой. Это общество обучает человека образу жиз­ни, оно оказывает на образ жизни огромное влияние, которое может быть как отрицательным, так и положительным. Например: в одной школе заня­тиям спортом уделяют большое внимание, а в другой к этому относятся формально. Поэтому у учеников этих школ сформируется соответствую­щее отношение к спорту. Другой пример: на многих предприятиях ведется активная борьба с курением и алкоголем, а на других предприятиях на это не обращают никакого внимания, и человек, попадая в то или иное обще­ство, приобретает опыт удовлетворения основных жизненно-важных по­требностей, присущий данному обществу.

3) Экологическая обстановка, окружающая человека, также оказывает влияние на способ удовлетворения его потребностей, т.е. на его образ жизни. Например потребность ДЫШАТЬ: один человек живет в сельской местности и дышит чистым воздухом, а другой - в крупном промышлен­ном городе, где во вдыхаемом воздухе находится много вредных для здо­ровья веществ.

Способ удовлетворения потребности ДЫШАТЬ у этих людей будет разный в силу экологической ситуации.

4) Сам человек тоже оказывает огромное влияние на свой образ жиз­ни.

Только имея знания, умения, желания, человек будет вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.

В окружающей человека среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни. Эти факторы называют факторами риска. Различают две группы факторов риска. 1-я группа - генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность. Их устранить невозможно, они всегда присутствуют в жизни человека. 2-я группа - выборочные факторы риска, их можно устранить, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ней относятся факторы риска: гиподинамия, избыточный вес или нерациональное питание, стресс, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка.

Факторы риска не только отрицательно влияют на удовлетворение потребностей, но могут даже привести к нарушению удовлетворения по­требностей.

Например: многие городские жители имеют фактор риска - гиподи­намия. Это связано с частым использованием транспорта, малой долей фи­зического труда и так далее. Этот фактор риска отрицательно влияет на удовлетворение потребности двигаться. Но один человек старается больше ходить пешком, физически работает на своей даче, делает по утрам заряд­ку, катается на велосипеде, ходит на лыжах. Другой все свое свободное время проводит у телевизора, активно пользуется транспортом. У обоих есть фактор риска - гиподинамия. Но первый приспособился (адаптировал­ся) к условиям жизни с факторами риска и они оказывают на него меньшее отрицательное влияние, чем на второго. Поэтому, если невозможно устра­нить факторы риска, то необходимо максимально адаптироваться (приспособиться) к жизни в окружающей среде с факторами риска.

Способность к адаптации будет выше, если человек будет:

а) знать о факторах риска, их влиянии на здоровье;

б) иметь желание и волю к адаптации.

1. Способ удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека зависит его социокультурного окружения, возраста и окружаю­щей его среды и состояния здоровья человека.

2. Чем лучше человек адаптирован к условиям жизни с факторами риска, тем ближе он к здоровью и дальше от болезни.

3. На образ жизни и социокультурное окружение человека можно ак­тивно влиять с целью приблизить его к здоровью, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.

Для этого медсестре необходимо:

1. Оценить образ жизни пациента - способ удовлетворения 14-ти основных потребностей;

2. Оценить социокультурное окружение пациента, его влияние на удовлетворение потребностей, определить факторы риска для это­го пациента, степень адаптации к условиям жизни с факторами риска;

3. Определить необходимость коррекции образа жизни с целью до­стижения здоровья;

4. Мотивировать, убедить пациента в необходимости здорового обра­за жизни;

5. Оказать помощь пациенту в его действиях, направленных на под­держание здоровья или выздоровление (или спокойную смерть), которые он выполнил бы сам, будь у него достаточно сил, воли, знаний.

Помощь эта может быть:

^а) непосредственная помощь медсестры в удовлетворении нарушен­ной потребности: например, у пациента перелом верхней конеч­ности, медсестра будет кормить пациента, осуществлять личную гигиену и так далее;

б) восстановление удовлетворения нарушенной потребности: в нашем примере, восстановление движения в верхних конечностях, ис­пользуя ЛФК, массаж, простейшие методы физиотерапии;

в) обучение пациента и его окружения в условиях измененного сте­реотипа навыкам повседневной жизни дома, например, обучение пациента с переломом нижней конечности хождению на костылях.

г) создание условий для спокойной смерти, если все возможности ис­черпаны.

ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ Потребность ДЫШАТЬ:

Понятие о потребности

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жа­лоб).

При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

Боль в грудной клетке

В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:

Курение;

Работа, проживание в условиях загазованной или запыленной ат­мосферы.

2. Объективное обследование:

(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента). При объективном обследовании может быть:

Изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)

Затруднение дыхания через нос

Изменение частоты, ритма или глубины дыхания

Лихорадка

1) одышка;

2) кашель;

3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

4) удушье;

5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

6) высокий риск от удушья.

1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где на­ходится пациент;

2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облег­чающее пациенту дыхание (при необходимости -дренажное);

3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;

4) медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных пу­тей;

5) медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Нарушение аппетита

Отрыжка

Тошнота

Боли в животе

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:

Погрешность в диете

Нарушение режима питания

Переедание

Злоупотребление алкоголем

Отсутствие зубов, кариозные зубы

2. Объективное обследование:

Запах изо рта

Наличие кариозных зубов

Рвота во время обследования

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) боль в животе;

2) тошнота;

4) нарушение аппетита;

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

6) ожирение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыж­кой;

5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюде­ния.

Понятие ПИТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку во­ды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Сухость во рту

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:

Употребление недоброкачественной воды

Потребление недостаточного или избыточного количества воды

2. Объективное обследование:

Сухость кожи и слизистых

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

2) сухость во рту;

3) обезвоживание.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употреб­ления доброкачественной воды.

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма федные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, >тработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пи-цеварительной систем, кожи и органов дыхания.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Вздутие живота

Нарушение мочеиспускания и мочеобразования

Отсутствие мочи

Малое количество мочи

Увеличенное количество мочи

Частое болезненное мочеиспускание

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:

Нарушения в диете

Малоподвижный образ жизни

Переохлаждение

2. Объективные обследование:

- отеки явные;

Отеки скрытые;

Изменение характера стула;

Сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

Изменение количества мочи;

Визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

3) отсутствие мочи (анурия);

4) острая задержка мочи;

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и моче­приемником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит са­ма гигиенические мероприятия после физиологических отправле­ний;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о харак­тере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабочен­ность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нерв­ной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вред­ные воздействиями восстанавливает силы организма.

1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Бессонница

Нарушение сна

Прерывистый сон

Сонливость

Засыпание под утро

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫ­ХАТЬ:

Отсутствие отдыха в течение дня

Чрезмерная загруженность работой

Отсутствие отпуска и выходных

2.Объективное обследование:

- выражение лица (усталость, утомленность, потухший взгляд, бед­ная мимика);

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1) отсутствие сна; 2)J нарушение сна.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулиро­ванию сна;

Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга

3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежеднев­ного отдыха;

4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.

Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУ­РУ ТЕЛА:

Понятие о потребности

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечи­вается:

1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи орга­низма;

2) одеждой по сезону;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Потливость

Чувство жара

Головная боль

Ломота в теле, суставах

Сухость во рту

2.Объективное обследование:

Гиперемия лица

Появление "гусиной кожи"

Горячая на ощупь кожа

Сухость кожи и слизистых

Трещины на губах

Изменение температуры тела

Учащение пульса и ЧДД

Влажная кожа

Отклонение в температурном режиме помещений

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) субфебрильная лихорадка второй период;

2) пиретическая лихорадка первый период;

3) переохлаждение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетвор е­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту покой;

2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;

3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное пи­тье;

4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;

5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;

6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела паци­ента;

7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;

8) медсестра будет контролировать температуру помещения.

Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:

Понятие о потребности.

Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чис­тыми.

Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологи­ческому комфорту человека.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Кожный зуд

Боль и жжение в области естественных складок

2.Объективное обследование:

Изменение кожи в области естественных складок

Гиперемия

Нарушение целостности

Неприятный запах

Неприятный запах изо рта

Грязное белье

Неухоженные ногти

Сальные волосы

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит знаний о личной гигиене;

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий па­циенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациен­том гигиенических навыков.

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1.Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с: " - болью

Слабостью

Отсутствием конечности

Наличием параличей

Расстройство психической деятельности

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

Гиподинамия

Сидячая работа

Постоянная езда на транспорте

2.Объективное обследование:

- болезненность при движении

Изменения в области суставов

Гиперемия

Местное повышение температуры

Изменение конфигурации

Пассивное положение в кровати

Отсутствие конечности

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

4) пролежни.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соот­ветствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплек­су ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнени­ем;

4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее по­следствиях.

Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезо­ну, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлет­ворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании: 1. Субъективное обследование: ЖАЛОБЫ -

Невозможность самостоятельно раздеться или одеться

Боль при движении

Паралич конечностей

Резкая слабость

Психические расстройства

2. Объективное обследование:

Пациент не может самостоятельно одеться или раздеться

Одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение

Одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высокий риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

i 4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подо­бранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одевать­ся по сезону.

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жиз­ненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в ухо­де. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нару­шению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример - па­циент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кол­лапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворе­ния потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъектное обследование:

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.

Например:

Может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия лич­ной гигиены;

Нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправ­лениях (довести до туалета, подать судно);

Может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться?

Может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

Может ли самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием па­циента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неот­ложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов: 1. дефицит самоухода.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в актив­ности повседневной жизни:

Умывает

Кормит. ... h

Подает судно

Одевает, раздевает

2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоя­тельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:

По мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаст ему умывальные принадлежности в по­стель

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в услови­ях его ограниченных возможностей.


Похожая информация.


Основные потребности человека - стабильность и комфорт

Я уже упоминала в своих статьях о потребностях человека и о важности их распознания, как у себя, так и у людей, с которыми мы контактируем. Это даст нам возможность лучше понимать наши собственные целеустремления, а также мы научимся понимать поведение и поступки других людей.

Попробуем разобраться с потребностями человека подробнее. Всё, что мы делаем в жизни, все наши действия и поступки направлены на удовлетворение каких-то наших потребностей.

Стабильность и комфорт

Рассмотрим физиологические потребности . Тут собралось всё, что нам необходимо, чтобы физически выжить. Мы не сможем выжить без пищи, воды, без крыши над головой, без отдыха, без сна; нам нужно здоровье, половое влечение и т.д. Каждый человек, кем бы он ни был, бомжем или миллионером, имеет одни и те же потребности к выживанию. Наличие денег создает лишь больший комфорт проживания. Но и бомж, и миллионер хотят кушать, только один добывает еду, роясь в мусорных контейнерах, а миллионер питается в ресторане. Разница в том, что бомж вынужден предпринимать действия, чтобы удовлетворить свою нужду, а миллионер, скорее всего, вообще не сосредотачивает на еде своего внимания.

Но стоит нашему миллионеру попасть в одиночку на необитаемый остров, его неудовлетворенная потребность в пище выползает на первый план, она не даст ему покоя, ни о чем другом он не сможем думать, все остальные проблемы отойдут на задний план, пока он не отыщет хоть что–нибудь съедобное.

Потребности в безопасности - вторая по значимости группа потребностей - это всё, что обеспечивает нам безопасную жизнь, что защищает нас от различных угроз, и избавляет от различных страхов. Мы стремимся к защищенности, стабильности, к постоянству, правильности, потому что хотим быть уверены, что никто, и ничто не угрожает нашей жизни. Мы не хотим, чтобы нам на голову упал кирпич, не хотим, чтобы наш самолет захватили террористы или он вообще не приземлился, не хотим остаться без заработка, и переживаем, как бы нас не выставили на улицу. Нам нужна уверенность, что врачи нас действительно лечат, а учителя действительно учат наших детей и многое, многое другое.

Нестабильность окружающего мира, зачастую, очень негативно влияет на нашу уверенность в жизни и порождает в нас множество страхов. Поэтому мы боимся неопределенности и предпочитаем стабильность (застой) новым и непонятным переменам в жизни.

Любовь и отношения


Любовь и отношения

Это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми . Потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни с самого момента своего появления на свет. Сначала нам необходима забота и любовь родителей, иначе мы просто не выживем в этом мире - мы просто не способны выжить в одиночку. Потом с каждым днем в нашей жизни появляется все больше и больше новых лиц, с которыми у нас складываются какие–то отношения.

Именно через контакты с этими людьми мы познаем жизнь, узнаем, что мир разный и люди в нем разные. У нас начинает формироваться свое отношение к этому миру, которое проявляется в нашем поведении. Затем детский садик, школа, институт, работа - мы уже становимся частью какого-то коллектива. И мы стремимся стать частью этого коллектива, мы не хотим быть выброшенными из него. Более того, мы нуждаемся в хороших отношениях с другими людьми. Так в нашей жизни появляются и друзья и недруги, приятели и просто знакомые.

И, наконец, в нашей жизни появляется человек, который нам становится дороже всех, ближе и роднее - в нашу жизнь входит романтическая любовь. Каждый человек, даже если он пытается это отрицать, испытывает потребность в общении, и все люди стремятся друг к другу в надежде на любовь, уважение и признание.

Значимость


Значимость

Это потребность чувствовать себя значимым , каждый человек хочет быть важным, нужным. Это, во-первых, потребность в самоуважении. Мы, конечно, хотим быть уверенными в себе, хотим чувствовать себя компетентными, гордиться своим мастерством и своими достижениями, своей независимостью и свободой. С другой стороны, для нас не менее важна потребность в оценках со стороны других.

Нам не безразлично, как нас оценивают, каков наш престиж и репутация, признаются ли наши достижения, как нас принимают в обществе и какие нам оказывают знаки внимания. Значимость - это наша лакмусовая бумажка, с помощью которой мы проверяем свои целеустремления и правильность их направления. Значимость проявляется, когда мы сравниваем себя с другими. Мы можем чувствовать себя значимыми, потому что мы достигли чего-либо, построили что-то, преуспели в чём-то или, наоборот, мы можем добиваться важности, разрушая все на своем пути и опровергая кого-либо или что-либо.

И даже нашему бомжу совсем небезразлично, как отреагируют его «коллеги по несчастью», если ему удастся добыть продуктов гораздо больше.

Разнообразие


Разнообразие

Это потребность в любознательности , в желании узнавать и понимать что–то новое для себя. Другой аспект этой потребности – это внесение разнообразия в свою повседневную жизнь. Наша жизнь станет совершенно однообразной и скучной, если мы будем каждый день выполнять одни и те же действия. Если мы каждый вечер на ужин будем подавать жареную картошку, то, какой бы аппетитной она ни была, буквально на 3-4 день наша семья откажется ужинать. Сюда же относится и потребность в периодической смене какой-то нашей деятельности.

Если мы выполняем долгое время одну и ту же работу, она превращается в рутину, и у нас пропадает желание ее выполнять, эффективность наша падает, и мы переключаемся на что-нибудь более приятное для себя, разнообразим свое бытие. Это может быть и перерыв на чашечку кофе, просмотр какой нибудь телевизионной передачи, а может и отпуск на Лазурном берегу или прогулка по улицам в Париже. К разнообразию относится и наше стремление к преодолению препятствий и решению сложных ситуаций. Мы все нуждаемся в удовлетворении всех этих потребностей, но ценим их по-разному. Если для нас более ценным является потребность в стабильности, то в нашей жизни всё будет подчиняться этой потребности. Мы будем работать на одном месте много лет, жить в дорогих нашему сердцу стенах, мы не меняем друзей, как перчатки, не меняем супругов, но любые кардинальные изменения в жизни выводят нас из зоны комфорта и приносят душевные боли.

И, наоборот, если мы больше ценим разнообразие, то у нас будет совершенно другой стиль жизни и другие цели. Мы легки на подъем, меняем много профессий, не любим все, что привязывает наши действия, устаем от постоянных отношений, любим путешествовать. Когда, например, в супружеской паре - один супруг любит стабильность, а второй разнообразие, в семье закономерно будут возникать нерешаемые ситуации. Простой пример - один хочет приобрести дачу, а другому супругу жутко становится от перспективы все выходные проводить на грядках, и он всячески будет сопротивляться подобному приобретению. Но дискомфорт может возникнуть и внутри самого человека, если у него одновременно есть большая потребность в стабильности, так и потребность в разнообразии. Человек не будет знать, какую из потребностей удовлетворять в первую очередь, поэтому будет топтаться на месте.

Потребность в значимости также плохо совместима с потребностью в отношениях. Тяжело любить того, кто постоянно считает себя важным. Поэтому много успешных людей, которые, удовлетворяя свою потребность в значимости, имеют проблемы в личных отношениях и часто ощущают, что они сами любят неискренне и неглубоко. Как только мы определимся, какие самые важные потребности мы удовлетворяем, мы сможем чётко увидеть, что нужно изменить для повышения уровня счастья нашей жизни и чувства удовлетворения нашими отношениями.