Безработица инвалидов причины и методы. Группы риска на рынке труда. Безработица среди инвалидов. Паралимпийцы уходят в бизнес

Полных и объективных данных о количестве безработных инвалидов в нашей стране нет. Официальная статистика часто оперирует цифрами Федеральной государственной службы занятости населения. Но в соответствии с действующими правилами признание гражданином безработным носит заявительный характер. Человек должен самостоятельно обратиться в территориальный центр занятости и в случае отсутствия или потери работы получить статус «безработного гражданина» и пособие по безработице. Получается, что признание человека безработным содержит в себе сильный субъективный элемент. Не каждый человек готов признать себя таковым, особенно в России.
Подобная система является общепринятой в мировой практике. По методологии Международной организации труда безработный ищет работу и готов к ней приступить. Российский Госкомстат ввел это определение в 1994 году. Но этот «субъективизм» имеет социальную подоплеку, несет некоторые негативные моменты и особенно актуален в Российской Федерации для людей с инвалидностью. Мы перечислим четыре основные проблемы, которые не позволяют говорить о государственной системе учета инвалидов в качестве безработных граждан, как об отражении реальной ситуации в этом вопросе.
Во-первых, для инвалидов процедура постановки на учет в службе занятости усложнена по сравнению с другими гражданами. От них требуется оформить и представить индивидуальную программу реабилитации, где обязательно должны быть отражены рекомендации к условиям и характеру труда. Отметим, что уже на этом этапе немалая часть людей с инвалидностью выпадает из официального статуса «безработных граждан». Одни - из-за нежелания проходить столь длительную и неприятную процедуру (оформление индивидуальной программы реабилитации требует около месяца времени и получения заключений большого количества медицинских специалистов). Другие - из-за того, что получают третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, что в соответствии с действующими правовыми нормами означает для инвалида понятие «нетрудоспособность или противопоказанность труда», а таких людей с инвалидностью на учет в службе занятости не поставят. Вместе с тем понятие «нетрудоспособность» в нашей стране имеет больше социальный характер. Этим шагом наше государство расписывается, что неспособно обеспечить трудовую занятость большому количеству инвалидов, хотя при создании определенных условий выполнять какую-либо работу сможет практически каждый человек. Наиболее ярко это видно на примере людей с ментальной инвалидностью (Даун- синдром, аутизм, психические заболевания и т. д.). В ведущих зарубежных странах эти люди успешно работают, а в нашем государстве их автоматически признают «нетрудоспособными».
Все перечисленное подтверждается данными, приведенными в таблице 1. Количество инвалидов трудоспособного возраста в любом регионе значительно превышает количество инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации (а тем более - имеющих в ней рекомендацию к труду). А число людей с инвалидностью, обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения, совсем мало.

Таблица 1
(данные за 2005 год)

Данные за 2004 год
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт.
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт. Далее, практически все учреждения Федеральной государственной службы занятости населения архитектурно недоступны для лиц с инвалидностью. В них также нет специальных коммуникативных технологий для общения с инвалидами по зрению и слуху (сурдоперевод и азбука Брайля), что сильно ограничивает возможность пользоваться данной государственной службой.
В-третьих, сильно недоверие к возможностям Федеральной государственной службы занятости и инвалиды предпочитают к ней просто не обращаться. Список предлагаемых вакансий очень ограничен и в большинстве случаев не позволяет реально трудоустроиться. А просто состоять на учете как безработный гражданин и получать пособие по безработице для многих инвалидов не интересно, так как они не имеют трудового стажа и могут претендовать только на выплаты в размере одного МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
В целом, служба занятости в процессе трудоустройства безработных граждан с инвалидностью оказывает только информационные услуги. Соискатель направляется к работодателю на имеющуюся вакансию по принципу «подходит - не подходит». О том, чтобы адаптировать требования рабочего места к возможности конкретного инвалида (а большинству инвалидов для трудоустройства требуется именно это), то есть изменить график работы, служебные обязанности или обеспечить создание специальных условий труда, не идет и речи. Это сильно ограничивает возможности трудоустройства граждан с инвалидностью. Если посмотреть на таблицу 2, то становится очевидным, что государственная служба занятости с большим успехом трудоустраивает инвалидов третьей группы. Это связано с тем, что эти люди имеют наименьшие ограничения в физических возможностях, и для их трудоустройства не требуется создание специальных условий труда.

Таблица 2

Программы профессионального обучения и переобучения по уже названным причинам не всегда доступны для инвалидов с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Единственной государственной программой, в полной мере ориентированной на решение проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, остается программа «Временной занятости социально-незащищенных слоев населения». Ею предусматривается трудоустройство на два месяца граждан, попадающих под понятие «социально-незащищенные слои населения» (в том числе, инвалиды), с выплатой работникам через работодателя за счет службы занятости определенного социального пособия. Сейчас его размер составляет 2 МРОТ. Инвалид для участия в программе должен состоять на учете в службе занятости как безработный гражданин, а работодатель должен заключить со службой занятости соответствующий договор. Данная программа не является популярной среди коммерческих структур, так как требует заполнения большого количества документации, что абсолютно несопоставимо с теми выгодами, которые можно получить. Для работодателя нет никаких возможностей получить от государственных структур финансовые средства на создание специальных условий труда для людей с инвалидностью, что снижает практическое значения программы для реального трудоустройства инвалидов. В результате «осваивать выделенные средства» на эту программу зачастую приходится общественным объединениям инвалидов. Что впрочем, для многих из них является возможностью хоть в минимальном размере, но оплачивать труд своих сотрудников- инвалидов. Региональные службы занятости населения вынуждены это делать, не имея возможности потратить финансы на другие цели.
В-четвертых, за чертою «безработных» оказываются «отчаявшиеся» люди. Здесь следует учесть инвалидов, которые некогда имели работу, но потеряли ее, а в процессе поиска новой работы потеряли и всяческую надежду. К «отчаявшимся» можно отнести также тех людей с инвалидностью, кто в силу негативного социального опыта (или его отсутствия) даже и не думает о возможном приложении своих физических или творческих способностей к трудовой деятельности.
В качестве иллюстрации состояния людей, некогда имевших работу и теперь длительное время пребывающих в состоянии безработицы, можно привести «классическую» теорию Харрисона (рисунок 1). Эта модель отражает разные эмоциональные состояния человека в ситуации безработицы.
Сначала люди находятся в состоянии шока и не могут поверить в то, что они остались без работы, но, в конце концов, смиряются с ситуацией. Потом они проходят стадию оптимизма и надежды и активно ищут работу. Однако, если они не найдут ее, надежды начнут исчезать, и стремление поиска работы пойдет на убыль. За этой стадией следует фатализм и восприятие ситуации как неизбежной. Поиски работы могут прекратиться совсем. Зарубежные исследования показывают, что стадия пессимизма наступает уже примерно через шесть месяцев и уровень мотивации к поиску работы неуклонно стремится к «нулю», что негативным образом сказывается и на эмоциональном состоянии безработного.

Рисунок 1

У людей с инвалидностью в процессе поиска работы возникают и серьезные психологические комплексы из-за явной и скрытой дискриминации при трудоустройстве. Эта дискриминация может строиться на предубеждениях со стороны работодателя к тем, кого он считает «ненормальными», либо на его мнении о том, что инвалиды не могут эффективно трудиться. Формы дискриминации могут быть различны. Начиная от прямого отказа и создания такой психологической обстановки во время собеседования, при которой инвалид сам отказывается от возможности трудоустройства, до сознательного завышения критериев для представленной вакансии под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы или утверждая, что другие работники не захотят трудиться рядом с инвалидом. В любом случае, негативный опыт при трудоустройстве, особенно когда со стороны работодателя подчеркивается «ущербность» человека с ограничениями в физических или ментальных возможностях, формирует значительные психологические комплексы у инвалида и становится сдерживающим фактором в дальнейшем поиске работы, повышая общий уровень безработицы среди людей с инвалидностью.
Отдельно следует отметить тех инвалидов, у которых не сформировалось необходимое «экономическое сознание». Отношение общества и существующая государственная социальная политика способствуют созданию у них иждивенческих настроений и препятствуют поиску какой-либо материальной и психологической независимости от родственников и социальных служб. Ограниченный жизненный опыт, невозможность получить полноценное образование в среде своих сверстников, агрессивность окружающей среды (куда входят недоступность инфраструктуры, средств коммуникации и общий психологический климат) лишают их каких-либо перспектив в сфере трудовой деятельности. У нас этих людей даже не рассматривают как «трудовой ресурс». Отсутствие работы в их среде воспринимается как «нормальная» ситуация, не требующая какого-либо решения.
В целом можно отметить, что официальная статистика безработицы среди людей с инвалидностью отнюдь не отражает существующей ситуации. По наблюдениям, реально трудятся в нашей стране не более 10% инвалидов и, что наиболее печально, безработица не имеет тенденции к снижению. Видится, что без изменения в этом вопросе государственной социальной политики, а также отношения общества к проблемам инвалидности, сложившееся положение не улучшится.

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

  • В Москве создана и в целом успешно функционирует система социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

    Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

    Организационная структура социальной помощи нуждающимся в ней гражданам включает в себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами.

    Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В 1995 г. в Москве действовало 623 отделения социальной помощи на дому, которые обслуживали 74 721 человека. Для сравнения - в 1990 г. такую помощь получали 30 085 человек.

    В 1989 г. в Москве был всего один центр социального обслуживания, в конце 1995 г. их стало 54. Центры социального обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов. . В организационной структуре столичной системы социального обслуживания инвалидов и престарелых имеется 40 отделений дневного пребывания, которые в 1995 г. приняли 14 730 человек.

    В Москве действует 45 отделений срочной социальной помощи. За 1995 г. в этих отделениях оказана различная помощь 88 602 нуждающимся.

    Правительство Москвы приняло «Программу медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов на 1995-1997 гг.».

    Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной нормы проживания», составляющей 150 тыс. рублей, осуществляетсядоплата к пенсии из городского бюджета. Таким образом, инвалиды I группы к минимальной пенсии, установленной государством, получали ежемесячно еще 23,1 тыс. рублей; инвалиды II группы - 66,9 тыс. рублей, а инвалиды III группы - 81,5 тыс. рублей. А в среднем инвалиды получали ежемесячно не менее 150 тыс. рублей, в то время как максимальная пенсия по старости равнялась 196,8 тыс. рублей.


    Существенную роль в комплексе мер по социальной поддержке имеетсанаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. В течение 1995 г. в Москве этим правом воспользовались около 14 тыс. человек.

    В Москве полностью решены все вопросы, связанные с протезированием и обеспечением инвалидов креслами-колясками.

    Если учесть все расходы, связанные о оказанием социальной поддержки нуждающимся категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

    Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить их однозначно положительное мнение о деятельности московских властей. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ».

    Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% малоимущих пенсионеров и инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не касались. Санатбрно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

    Почему такая неудовлетворенность?

    Объяснение найти легко. Когда большие суммы делят на столь же большое количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много. В Москве более 5 млн. человек нуждается в социальной помощи: на каждого в среднем приходится немногим более 43 тыс. рублей в месяц, а батон белого хлеба стоит 3 тыс. рублей. Ответ лежит, что называется, на поверхности.

    Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнении, нужна. Но только тем, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен обеспечить минимальные потребности сам, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность работать и зарабатывать. Но в этом направлении правительство Москвы делает не очень много. Более того, можно говорить об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

    Социальное обеспечение и социальная работа с лицами, имеющими инвалидность, базируются на необходимости обеспечения им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранении ограничений в их жизнедеятельности и препятствий при реализации права на труд, при получении образования, что в конечном счете позволяет данной категории людей активно участвовать во всех сферах жизни общества.

    Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

    Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являютсяфедеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

    Заслуживает внимания опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов на 1995-1996 годы. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов;

    безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.

    В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь аномальным детям и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки: информационный блок - создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, защиты и развития детей инвалидов и их семей; учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис аномального ребенка: «Помоги мне сделать все самому»; блок прагматической школы - предпро-фессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду; блок медицинского оздоровления - создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления аномальных детей, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.

    Центр медико-социальной реабилитации в Курской области создан для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.

    Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге создана для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (цен-тральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабо-

    видящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника - детям-инвалидам».

    В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).

    Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

    Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованыкомнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т.п.

    К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемыепоезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, быто-

    вого и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

    Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

    Из 12,8 миллионов инвалидов, проживающих в России, работу имеют лишь 600 тысяч, несмотря на то, что трудоспособными признаны более 2 миллионов россиян с ограниченными возможностями.

    Эксперты считают, что на самом деле трудоспособных инвалидов в стране намного больше, и из-за их невключенности в экономику бюджет ежегодно теряет около полумиллиарда рублей.

    В пятницу в Сочи вслед за Олимпийскими играми открылась Паралимпиада. Спорт — важный способ самореализации людей с ограниченными возможностями, однако не главный.

    Более распространенным является обычное трудоустройство — к тому же это позволяет заработать дополнительные деньги в придачу к тем 15 тыс. рублей, которые российские инвалиды в среднем получают от государства в месяц.

    В то время как безработица среди обычных россиян по итогам 2013 года рекордно низкая (на уровне 5,5%), то безработица среди трудоспособных инвалидов рекордно высокая: порядка 70%.

    Другими словами, лишь 4,6% всех россиян с инвалидностью имеют работу. Для сравнения, в Великобритании, по некоторым данным, трудоустроены 40% людей с инвалидностью, в США — 24%.

    По мнению опрошенных Би-би-си экспертов, главной причиной такого положения дел является политика государства: несмотря на серьезные подвижки в этой сфере, некоторые принципиальные решения по-прежнему не приняты.

    Спасительный госзаказ

    «В 1991 году на предприятиях Всероссийского общества слепых работало больше 50 тыс. незрячих, сейчас работает 6 тыс. по всей России», — рассказывает Константин Лапшин, сотрудник аппарата управления Всероссийского общества слепых.

    Резкое ухудшение ситуации произошло после распада СССР, говорит он: по трудоустройству инвалидов страна до сих пор не может выйти на показатели советского времени.

    Главной причиной кризиса в этой сфере, по его мнению, стала отмена системы государственных заказов. Электропроводка, собранная на предприятиях для слепых, стоит дороже, чем китайская продукция. В условиях открытой конкуренции подобные предприятия проигрывают.

    Чтобы спасти их, считает Лапшин, им необходимо вернуть статус учебно-производственных предприятий, утраченный с распадом СССР: вернуть им льготы, широкие полномочия, возможности по собственному строительству.

    Если трудоустроить те миллионы российских инвалидов, которые сейчас хотели бы, но не могут найти работу, бюджет страны, по оценкам некоторых специалистов, мог бы получить до 530 млн рублей (14,6 млн долларов).

    Чиновники без ответа

    Другая проблема, препятствующая развитию этого рынка, — отсутствие прямых ответственных лиц в федеральных ведомствах, говорят эксперты.

    Указ президента под номером 597, предписывающий, в частности, создавать в России 14,2 тыс. рабочих мест для инвалидов в год, существует, однако отвечать за его исполнение некому.

    При министерстве труда и социальной защиты есть два «почти профильных» департамента: Департамент по делам инвалидов и Департамент по занятости. Каждый из них ведает широким кругом вопросов, но непосредственно занятостью инвалидов напрямую не занимается никто.

    «Сейчас вклад инвалидов в экономику действительно небольшой», — соглашается руководитель общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза (американка, живущая в России уже 25 лет).

    Однако, по ее словам, с каждым годом становится все больше бизнесменов, готовых трудоустраивать инвалидов на уже имеющиеся на их предприятиях места. Впрочем, речь идет именно об уже существующих вакансиях, а не о специально создаваемых рабочих местах.

    Фиктивные работодатели

    Разница здесь принципиальная, поскольку это два диаметрально противоположных и взаимодополняющих метода трудоустройства инвалидов: «защищенная занятость» и так называемый инклюзивный подход.

    Специализированные предприятия для слепых, о которых говорил Константин Лапшин, относятся к «защищенной занятости»: этот метод применим для «тяжелых» инвалидов, которых не хотят брать на работу никуда.

    Инклюзивный метод, который имела в виду Денис Роза, предполагает трудоустройство в обычных компаниях, где для инвалидов оборудуются рабочие места.

    В Москве, рассказывает директор Центра содействия занятости инвалидов Дмитрий Касаткин, действует программа, по которой из бюджета выделяются деньги компаниям, берущим на работу инвалидов. В рамках еще одной программы инвалидам, устроившимся на предприятия с заработной платой до 5 тыс. рублей, городской бюджет доплачивает 8 800 рублей.

    «В прошлом году Департамент труда и занятости населения Москвы бойко отчитался, кажется о 8-9,5 тысячах трудоустроенных его стараниями. Однако в реальности эта цифра намного меньше», — сетует Касаткин.

    «Когда нет работы, ничего не интересно»

    Проблема в том, что работодатели зачастую устраивают инвалидов фиктивно, получая при этом гарантированные законом льготы, поясняет эксперт.

    Когда приходит проверка, инвалидов вызывают на работу, устраивают спектакль перед комиссией, после дают им какие-то деньги — и на этом история с трудоустройством инвалидов кончается.

    «Из 12 компаний, работу которых я проверял и где по документам работает 600 человек, реально работали 15 человек», — говорит он.

    При этом нельзя отрицать, замечают собеседники Би-би-си, что российские власти не игнорируют проблему. Например, на всероссийскую программу «Доступная среда», в рамках которой власти пытаются сделать городскую среду комфортной для инвалидов (те же автобусы с низкой посадкой) с 2011 года вложено 180 млрд рублей.

    Однако у многих представителей сообщества людей с ограниченными возможностями в России возникает ощущение, что власть принимает решения у них за спиной, не посоветовавшись с ними.

    Между тем работа для инвалидов — не столько способ зарабатывания денег, сколько способ почувствовать себя полноценными людьми, говорит Дмитрий Касаткин.

    «Когда у человека-инвалида нет возможности работать, зарабатывать, самореализовываться, то все остальное ему не интересно. Я смотрю по нашим молодым ребятам, которые хотя бы где-то как-то работают: им чаще всего интересно съездить куда-нибудь отдохнуть, сходить на концерт. А ребята, которые не работают и не учатся, им это все совсем уже не интересно», — замечает он.

    Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

      осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального окружения;

      сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;

      правовая помощь при трудоустройстве инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;

      консультации юриста.

    Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:

      Использование наглядных пособий

      Мини-лекция, сообщение

      Методика вопросов и ответов

      Мозговой штурм

      Дискуссии.

      Работа в малых группах

      Обсуждение конкретных случаев

      Интервью

      Разминки

      Ролевая игра

      Демонстрация

      Моделирование реальной ситуации

      Скетч, сценка

    Два основных направления:

    оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу.

    В задачу социально-медицинской работы входят:

      психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности трудоустройства;

      трудовая реабилитация и определение его реабилитационного потенциала;

      составление карт комплексной реабилитации инвалида;

      проведение диагностических мероприятий;

      организация необходимой консультативной помощи специалистов.

    Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

    Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:

    1. В какой области и по какой специальности хотелось бы работать?

    2. Есть ли соответствующее образование и опыт работы?

    3. Нужно ли получить дополнительное образование для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?)

    4. Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором будет комфортно работать?

    5. Какой график работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни?

    6. Работа на дому обязательно, возможно часть работы делать на дому, работа исключительно вне дома?

    7. Сколько времени инвалид готов тратить на дорогу на работу и с работы? Каким общественным транспортом готов каждый день пользоваться?

    8. Какая заработная плата будет наиболее приемлема?

    В настоящее время специалисты все больше склоняются к тому, что остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена исключительно на профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. Особенность отделения должна состоять в том, что специалисты в отделении проводят целенаправленную профессиональную подготовку и содействуют трудоустройству и занятости инвалидов в комплексе с психологическими и медицинскими мероприятиями. Необходимо так же укреплять взаимодействие государственных и общественных структур.Это позволитускорить процесс помощи нуждающимся инвалидам и сделает работу государственных органов более прозрачной.

    Глава 2. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и пути их решения.

    2.1 Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска

    Общее число инвалидов среди взрослого населения составило 10, 3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста было 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа). Представленные данные свидетельствуют о том, что в населении накапливаются инвалиды трудоспособного возраста вследствие болезней системы кровообращения, а также вследствие психических расстройств, травм, болезней нервной системы и других внешних воздействий, где естественная убыль (смертность небольшая). Далее изучена социально-гигиеническая характеристика общего контингента инвалидов трудоспособного возраста. Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Более детально изучена возрастно-половая структура. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом.

    По информации Департамента социальной защиты населения, в нашем регионе почти 134 тысячи человек. Из них 3,9 тысяч - инвалиды по зрению, 1,3 тысячи - по слуху, 1,4 тысячи человек прикованы к коляскам.

    На базе нескольких организаций (Центра Занятости Населения Ульяновского Городского Отдела по Засвияжскому району (адрес: г. Ульяновск, ул. Орская, д.1); Управления Департамента Социальной Защиты Населения Ульяновской Области по Засвияжскому Району г. Ульяновска (адрес: г. Ульяновск, просп. 50 лет ВЛКСМ, д. 22А); Ульяновской городской общественной организации "Центр по защите прав потребителей" (адрес: г. Ульяновск, ул. Белеля, д. 34), Общественной приемной Депутата Ульяновской Городской Думы четвертого созыва Калёнова Г.В. (адрес: г. Ульяновск, ул. Автозаводская, д. 31, каб. 101), Общественной приемной Председателя Партии "Единая Россия" В.В. Путина в Ульяновской области (адрес: г. Ульяновск, ул. Ленина, д.146.) ) было проведено исследование – анкетирование, касающееся проблем занятости инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и путей их решения.

    На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

    Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы (и не только в этом) и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

    Социальный факт - люди с ограниченными возможностями трудоспособны.

    Социальная проблема – противоречие между тем, что государство и общественные организации оказывают поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

    Исследовательская проблема - знание о том, что среди инвалидов есть трудоспособные, и незнание, почему большинство трудоспособных людей с ограниченными возможностями нетрудоустроено.

    Таким образом, в процессе исследования необходимо выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве; определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве; описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов; выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенным инвалидом; определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенным инвалидом; исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту; определить места желаемого трудоустройства инвалидов; исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве; очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве; описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам.

    При этом следует учитывать следующие исходные данные.

    В анкетировании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет. Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин.

    Из них инвалидов:

    I группы 16,1 %

    II группы 56, 1%

    III группы 27,8 %

    Главной целью анкетирования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

      ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

      несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

      их отношением к работе;

      способностью адаптации в коллективе;

      знанием прав в области трудового законодательства

      иные вопросы

    В результате анкетирования при ответе на вопрос "Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?" выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы. Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места их жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все. Из 264 ответивших на этот вопрос – 81 человек (диаграмма 1) назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 анкетируемых указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность", 18 анкетируемых выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть анкетируемых инвалидов назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). Таким образом, из вложившейся картины можно проследить наиболее негативные факторы, являющиеся причинами безработицы у большинства инвалидов.

    Однако 85 инвалидов из 264 (32%), то есть около трети из анкетированных на другой вопрос: "С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?"отметили "ограничения по труду" (Диаграмма 2).

    Диаграмма 1. Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?

    Столько же – "дискриминация, получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем). Оставшиеся отметили иные причины (ни разу не пытались устроиться на работу, предлагаемый работодателем график и условия работы в организации были заведомо неподходящими для устраивающегося на работу человека с ограниченными возможностями)

    На вопрос "При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?" 85 респондентов из 264 (32%) ответили, что предпочитали скрыть инвалидность т.к. это явилось бы препятствием для трудоустройства. Остальные не скрывают т.к. "инвалидность скрыть невозможно".