Государственное устройство и политическая система молдавии. Молдавия


Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство Основной отраслью экономики Молдавии являлось сельское хозяйство, которое имело ярко выраженное зерновое направление. Зерновые культуры в крае составляли в начале XX в. 96% общей посевной площади. Занимая лишь 0,21% территории царской России, Бессарабская губерния производила 3% основных зерновых хлебов страны. За 1900-1907 гг. сбор зерновых культур в год здесь в среднем составлял 113 млн. пудов. Важной отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. В 1905 г. в Бессарабии содержалось 377 тыс. лошадей, 583 тыс. голов крупного рогатого скота, 303 тыс. свиней и 1454 тыс. овец.

Большое развитие в крае получили виноградарство, садоводство и табаководство. В 1900 г. под виноградниками находились 74 тыс. га. В 1900- 1904 гг. в среднем производилось 7 млн. ведер вина в год. Бессарабия вышла на первое место в России по площади виноградников, сбору винограда и производству вина.

Садоводство было особенно развито в Бельцком, Оргеевском, Кишиневском уездах, в долинах Днестра, Прута, Дуная. Общая площадь фруктовых садов в начале XX в. превышала 40 тыс. десятин. Промышленные сады в крупных капиталистических хозяйствах плантационного типа занимали до 200- 300 десятин и приносили их владельцам солидные доходы. В этот же период увеличилось число табачных плантаций. В начале XX в. Бессарабия среди 12 губерний, областей и округов страны, в которых выращивался табак, занимала четвертое место по его посевной площади и пятое - по производству.

Наиболее плодородными землями в Молдавии владели помещики, монастыри и государство. В 1905 г. им принадлежало 51,4% лучших земель. В дворянских имениях соседствовали черты капиталистической и феодальной систем хозяйствования. Многие помещики и другие крупные частные владельцы из числа купивших землю коммерсантов, зажиточных мещан, разбогатевших крестьян вели капиталистическое хозяйство с широким применением наемного труда, сельскохозяйственных машин и достижений агротехники. Некоторые из них имели 3-7 тыс. десятин посева, до 25 тыс. голов овец, до 600 голов рабочего скота. В целом же засилье помещичьих латифундий тормозило развитие сельского хозяйства. Менее всего было обеспечено землей трудовое крестьянство края. Это обрекало крестьян на безысходную нужду и жестокую эксплуатацию со стороны землевладельцев, у которых крестьяне вынуждены были арендовать земли.

Результатом развития капитализма в сельском хозяйстве края было усиление имущественного расслоения крестьянства. В начале XX в. почти четвертая часть крестьянских хозяйств была безземельной, а около 2/5 крестьянских дворов, имея надел до 5 десятин, являлись малоземельными. Численность сельскохозяйственных пролетариев в Молдавии в начале XX в. достигала почти 190 тыс. человек, из которых более 100 тыс. были из числа местных крестьян и 85 тыс. - пришлыми из других губерний. Всего же в помещичьих и кулацких хозяйствах с учетом поденных рабочих использовался труд гораздо большего количества крестьян.

Значительное место в экономике края в начале XIX в. стала занимать промышленность. Среднее соотношение валовых объемов производства промышленности (фабрично-заводской и ремесленно-кустарной) и сельского хозяйства составило примерно 1:3. В главных отраслях промышленности (фабрично-заводской и ремесленно-кустарной) основательно утверждается фабрично-заводское производство. Его объемы возросли с 14,3 млн. руб. в 1900-1903 гг. до 26,4 млн. к 1914 г. Валовая продукция ремесленного и кустарного производства на начало XX в. равнялась 13,2 млн. руб. И все же промышленность была слаборазвитой отраслью экономики. Фабрично-заводские формы занимали небольшой удельный вес, количественное преобладание оставалось за предприятиями мануфактурного и ремесленного типа.

Под влиянием экономического кризиса и последующей депрессии в России в начале 900-х гг. многие промышленные предприятия края переживали застой. В 1902 г. в Бессарабии находились 127 крупных по тому времени предприятий, на которых было занято 3,4 тыс. рабочих, в 1907 г. - 115 предприятий с таким же количеством рабочих. Небольшая часть предприятий располагалась и в левобережном Приднестровье.

Из наиболее крупных отраслей промышленного производства заметный подъем переживали мукомольная и пивоваренная, слабее развивались спиртоводочная, коньячная и сахарорафинадная. Функционировали также фабрично-заводские предприятия кожевенной, деревообрабатывающей, полиграфической, кирпично-черепичной и металлообрабатывающей промышленности. Острая конкуренция со стороны российских промышленных корпораций привела в упадок бессарабскую табачную отрасль с ее полуремесленным производством.

В промышленность, как и в экономику края, шло проникновение иностранного капитала. Бельгийское анонимное общество владело в Кишиневе трамвайным транспортом и механическим заводом. Германский подданный был собственником крупного сахарного производства в Рыбнице. Ланге и Кольвейт владели в Кишиневе механическим, меднолитейным, гончарно-изразцовым и кирпично-черепичным заводами.

Доминировали в промышленности мелкие кустарные предприятия с числом от 2 до 9 рабочих. Они занимались изготовлением продуктов питания, одежды, обуви, домашней утвари, сельскохозяйственного инвентаря, повозок, мебели, строительных материалов. Характерным явлением для Бессарабии был постоянный рост количества мелких предприятий: с 785 в 1899 г. до 903 в 1907 г. К этому времени в Молдавии численность рабочих равнялось примерно 30 тыс. человек. Они были разбросаны преимущественно по мелким предприятиям, на которых превалировал утомительный и низкооплачиваемый труд.

Торговля В начале XX в. в крае продолжала успешно развиваться торговля. Молдавия поставляла на общероссийский и заграничные рынки зерно, скот, табак, сахарную свеклу, рыбу, шерсть и др. Ввозились металл, станки, земледельческие орудия и т.п. В экспортных операциях в крае сильные позиции занимали фирмы Петербурга, Одессы, Галаца и других центров, которые оказывали влияние на цены. В противовес им местные предприниматели с целью повышения конкурентоспособности своих товаров объединились в специализированные акционерные компании, сбытовые кооперативы (общества), ссудо-сберегательные и кредитные товарищества.

Важным феноменом в социальной структуре населения Молдавии начала XX в. было наличие новоформировавшихся социальных групп буржуазии и наемных рабочих, консолидация которых не завершилась, но растущая общественно-экономическая роль их была несомненна. Местная буржуазия состояла прежде всего из торгово-ростовщических, сельскохозяйственных предпринимателей и отчасти промышленников. Сравнительно небольшой отряд промышленных рабочих края находился в окружении тесно примыкавших к нему и численно значительно его превосходивших различных групп пролетарских и полупролетарских слоев города и деревни.

Молдаване составляли большинство сельскохозяйственной буржуазии и являлись динамично растущей прослойкой городских предпринимателей, среди которых, однако, преобладали евреи, армяне, русские, греки, болгары и др. В многонациональном отряде рабочих края основные его группы наряду с молдаванами образовывали русские, украинцы, евреи, болгары и др. При этом молдаване более широко были заняты в сельскохозяйственной сфере и на отдельных видах транспорта, евреи - в ремесленных предприятиях и торговых заведениях, русские и украинцы - в фабрично-заводском производстве, на железной дороге.

Молдавия накануне и во время революции 1905-1907 гг.

Со второй половины 90-х гг. в Молдавии активизировался процесс консолидации революционно настроенной части общества. Этому благоприятствовал начавшийся тогда приток сюда политических ссыльных и поселенцев. В 1896 г. в Кишиневе образовался смешанный марксистско-народнический кружок, в котором в дальнейшем верх взяло социал-демократическое направление. Увеличившись численно, социал-демократы в начале 1901 г. объединились в кишиневскую социал-демократическую группу, с декабря 1902 г. их возглавил комитет кишиневской социал-демократической организации, а с лета 1903 г. - комитет РСДРП. Среди видных лидеров социал-демократов известны М. М. Годлевский, В. Г. Броаскэ и др. С июля 1901 г. по март 1902 г. в Кишиневе работала подпольная типография «Искры», внесшая важный вклад в дело создания РСДРП.

Заметное развитие в начале века получило рабочее движение. Только за 1901-1902 гг. на кишиневских предприятиях прошло более 20 стачек, многие из которых были организованы при участии социал-демократов.

Существенное влияние на течение общественно-политической жизни в Молдавии оказывали местные студенты, обучавшиеся в вузах Одессы, Киева, Юрьева (Дерпта) и др., где многие из них активно участвовали в революционно-демократических студенческих организациях. Возвращаясь на родину, они выступали в роли пропагандистов освободительных идей. Особое значение имело образование в 1899-1900 гг. бессарабского землячества в Юрьеве. Членов этой организации молдавских студентов И. Г. Пеливана, А. И. и В. И. Оату, Г. С. Куку и других объединяли идеи борьбы против национального и социального угнетения. Многие из них в скором будущем стали деятелями молдавского национального движения в Бессарабии.

Административная высылка из Кишинева И сентября 1901 г. студенческого лидера М. А. Домбровского послужила для революционных социал-демократов и других сторонников открытой политической борьбы с самодержавием поводом к устройству первой в истории Молдавии массовой политической демонстрации. Она прошла под лозунгами «Да здравствует политическая свобода!», «Долой самодержавие!» и объединила в своих рядах до 400 человек.

В начале 1902 г. создается кишиневская группа партии социалистов- революционеров, которая спустя год, организационно укрепившись, преобразовалась в бессарабскую организацию ПСР. Организаторами и руководителями эсеров в крае выступили И. С. Минор, Н. Я. Быховский, Н. К. Могилянский, П. Д. Гоманюк. Эсеры обращались к трудовым слоям городов и сел Молдавии с призывами бороться за 8-часовой рабочий день, за землю для крестьян, политические свободы, равноправие для всех национальностей, свержение самодержавия. Политического влияния на крестьянское движение в крае (с 1899 по 1903 г. произошло не менее 20 крестьянских выступлений) ни эсеры, ни эсдеки тогда оказать были не в состоянии. Выступления крестьян, хотя и были большей частью массовыми, оставались стихийными и разрозненными.

В начале XX в. заметно проявляют себя на политическом небосклоне Молдавии и либералы, представлявшие собой в то время еще довольно аморфную группу лиц (земский врач Л. Е. Сицинский, крупный магнат и филантроп К. Ф. Казимир, председатель губернской земской управы А. Ф. Стуарт и др.). Их оппозиционность самодержавно-бюрократическому строю проявлялась в критике действий правительства в сферах народного образования, медицины, экономики, цензуры, в сотрудничестве с либеральными изданиями, в участии в земском движении, оказании помощи ссыльным.

Активным глашатаем и идейным лидером правых сил в крае заявил себя на рубеже веков редактор кишиневской газеты «Бессарабец» П. А. Крушеван. Лейтмотивом публикаций «Бессарабца» были воинствующий антисемитизм и реакционность. Откровенно провокационно- подстрекательские статьи газеты Крушевана и попустительско-поощрительная позиция представителей царской администрации в крае, надеявшихся внесением национальной розни ослабить растущее в России революционное движение, с одной стороны, и невежество и суеверия Местных городских низов с другой, привели в апреле 1903 г. в Кишиневе к еврейскому погрому.

Расстрел царскими войсками 9 января 1905 г. мирной демонстрации петербургских рабочих вызвал глубокое возмущение по всей России. Общее негодование царским правительством быстро трансформировалось в симпатии к революционерам, в готовность к протесту. В январе в Кишиневе и других местах Молдавии прошли сходки и митинги протеста с участием рабочих и интеллигенции. Начавшиеся в феврале стачки пролетариев Кишинева с апреля идут непрерывной чередой. В мае и летом забастовочное движение широко распространяется по городам и местечкам края. Общегородская политическая стачка в Кишиневе в конце августа вылилась в многолюдный митинг и демонстрацию, в которых участвовало до 6 тыс. человек. Наряду с рабочими акции революционно- демократической направленности проводила передовая интеллигенция края. Врачи губернского центра в апреле выступили за полное устранение бюрократического строя, созыв Учредительного собрания, политические свободы и социальные реформы в стране. Учащиеся Кишинева в июне высказались за созыв Учредительного собрания и потребовали амнистии политическим заключенным, введения гражданских свобод и др.

Вслед за городскими рабочими с начала весны 1905 г. на борьбу поднимается и крестьянство Молдавии. Крестьянские выступления происходят практически во всех уездах Бессарабии и левобережных приднестровских волостях. Ярким эпизодом этой борьбы стало выступление 5 мая 1905 г. 500 крестьян с. Мокра Балтского уезда, которые во главе с односельчанином Ф. К. Антосяком разгромили помещичью усадьбу и расправились с ее владельцем. В Сорокском, Оргеевском, Аккерманском, Тираспольском уездах произошли стачки сельскохозяйственных рабочих. Революционное брожение проникло в воинскую среду гарнизонов Кишинева, Бендер, Тирасполя.

Пик революционных событий в Молдавии пришелся на октябрь 1905 г. Октябрьская всероссийская политическая стачка распространилась на Кишинев, Бендеры, Аккерман, Измаил, Тирасполь, Сороки, Резину и др. Рабочие, ремесленники, служащие, учащиеся самым активным образом выразили свою солидарность с общероссийским выступлением против царского самодержавия.

Начали стачку в Молдавии железнодорожники, остановившие с 15 октября движение поездов на линиях Кишинев-Бендеры-Рени, Бендеры-Раздельная, Новоселица-Окница-Могилев и др. С 17-18 октября в Кишиневе перестали работать промышленно-ремесленные и полиграфические предприятия, были закрыты магазины, прекратились занятия в учебных заведениях, остановился городской трамвай. Город захлестнули массовые митинги и демонстрации. Самым крупным был 10-тысячный митинг на Немецкой площади, прошедший под лозунгами «Долой царское самодержавие!», «За 8-часовой рабочий день!» и др.

Нараставшая в дни стачки в Кишиневе, Аккермане и других населенных пунктах острая конфронтация между монархически и антисемитски- настроенными слоями населения, поддерживаемыми войсками, полицией и администрацией, с одной стороны, и сторонниками революционно-демократических организаций и еврейской частью населения, с другой, вылилась в кровопролитные столкновения. Всероссийская октябрьская стачка, в развитие которой свой существенный вклад внес и народ Молдавии, заставила царизм пойти на издание манифеста 17 октября, «даровавшего» подданным империи свободу слова, совести, собраний и союзов.

Революция создала благоприятные условия, особенно после октябрьской стачки, для самоорганизации различных социальных и национальных слоев и групп населения Молдавии. Повсеместно в городах и местечках края организовывались профсоюзы рабочих, служащих и ремесленников. В 1907 г. в Бессарабии насчитывалось 17 профсоюзов. Местные профсоюзы энергично вели борьбу за защиту интересов трудящихся.

В уездах Бессарабии и Левобережья Днестра были образованы и действовали организационные структуры Всероссийского крестьянского союза (ВКС), программа которого предусматривала передачу крестьянам помещичьих, монастырских, казенных земель, причем частновладельческих - за частичный выкуп, созыв Учредительного собрания и др. В крае ВКС имел Бессарабский губернский комитет с уездными отделениями в Кишиневе, Бельцах, Оргееве, Сороках, Хоти- не и рядом ячеек на юге. Активисты крестьянского союза проводили в селах Молдавии сходы и митинги, распространяли литературу, разъясняя необходимость и обоснованность захвата помещичьих земель и раздела их между крестьянами.

Процесс организационной консолидации происходил и в среде местной интеллигенции. В конце октября 1905.*г. окончательно оформилось Молдавское общество по распространению национальной культуры. Оно объединило в основном представителей цензовой земской интеллигенции (П. Дическу, П. Горе, братья И. и Д. Суручану, М. Теодосиу и др.). Будучи по своему составу преимущественно дворянско-помещичьей, группа по распространению национальной культуры «была против каких-либо социальных потрясений» и надеялась достичь своих национально-культурных целей путем легальной пропаганды и подачи ходатайств царским властям.

Еще до манифеста 17 октября в Кишиневе функционировали две организации учащихся революционно-демократического толка, а позднее в крае действовали Бессарабский отдел центрального союза учащихся, другие организации и комитеты учащейся молодежи. После манифеста 17 октября в Молдавии развернулась интенсивная работа по созданию союза учителей и к концу года было образовано Бессарабское отделение Всероссийского союза учителей и деятелей народного образования. Оно активно выступало за радикальную реформу системы образования и поддерживало требования учащихся демократизации школы.

Революционная обстановка весьма способствовала развитию деятельности самых различных политических партий и организаций в Молдавии. Среди них наиболее значительными, начиная с левого фланга политического спектра, были социал-демократические организации

РСДРП и Бунда (лидеры С. П. Букерман, Н. П. Долгалев, Б. Д. Гринберг и др.), функционировавшие до объединения летом 1906 г. параллельно, их отделения имелись во всех уездных центрах Бессарабии, Тирасполе и ряде других населенных пунктов. Социал-демократы пользовались большим влиянием среди значительной части рабочих и ремесленников Кишинева, Оргеева, Бендер, Тирасполя и других мест, а также среди части учащихся Кишинева и Измаила. Старались они развивать свою деятельность и среди сельского населения края. Эсеры (лидеры Н. А. Дорошевский, М. И. Степанов и др.) располагали в крае кишиневским комитетом, бендерской, аккерманской и бельцкой партийными группами и более мелкими ячейками. Они имели поддержку некоторой части рабочих Кишинева и железнодорожников Бендер, групп учащихся Аккермана и Бендер. Среди крестьянства эсеры, используя структуры Крестьянского союза, более активно действовали в Кишиневском уезде, а также работали в Бельцком, Сорокском, Тираспольском, Аккерманском уездах.

Близкие к центру местного политического спектра позиции занимала политическая организация Молдавского национального движения. «Безусловно, революция 1905 г., - отмечал видный участник этого движения Ш. Н. Чобану, настоятельным образом потребовала пробуждения национального сознания в душе молдавского населения Бессарабии». По времени переход молдавского «национализма» из области идеологии в плоскость практических действий, по словам национального политического деятеля П. Н. Халиппы, примерно совпадает с изданием манифеста 17 октября. В Кишиневе тогда уже оформилась молдавская национально-демократическая группа, в которой под руководством И. Г. Пеливана объединился ряд радикально настроенных интеллигентов-разночинцев (И. Г. Резеняну, Э. Г. Гаврилица, Н. П. Бивол, А. И. Оату и др.).

В сотрудничестве с бессарабским эмигрантом в Румынии К. Е. Стере (бывшим народником, а затем либеральным политическим деятелем) члены группы подготовили издание в крае газеты «Басарабия» (май 1906-март 1907 гг.). Эта газета становится органом Молдавской национально-демократической партии, по сути, и образовавшейся вокруг нее. Программа партии включала два основных пункта: 1) восстановление автономии Бессарабии 1818 г. во главе с избираемым Верховным советом: 2) решение аграрной проблемы путем передачи крестьянам монастырских и через выкуп помещичьих земель. Идеи борьбы за национальные права, прежде всего в языковом плане, получали поддержку в среде молдавского населения края.

Местные либералы в лице земских и городских деятелей (К. Ф. Казимир, А. Ф. Алейников и др.) в августе-сентябре 1905 г. основали Партию прогрессистов Бессарабии, выступавшую за законодательное народное правительство, начальное народное образование на родном языке, расширение местного самоуправления и др. Затем в пестром либеральном лагере организационно выделилось более влиятельное левое крыло в лице губернского отделения конституционно-демократической партии (декабрь 1905 г.; глава - Л. Е. Сицинский) и консервативное правое - Бессарабская партия центра, бессарабский отдел «Союза 17 октября». Пылкие выступления местных кадетов против царской бюрократии, за введение парламентско-демократических порядков и передачу крестьянам за выкуп помещичьих земель снискали симпатии к ним среди оппозиционно настроенных городской интеллигенции и буржуазии, зажиточных крестьян юга и отчасти в селах северных и центральных уездов.

В резкой конфронтации к революционерам и либералам находились местные крайне правые организации - Бессарабская патриотическая лига, Бессарабский отдел Союза русского народа и др. (лидеры П. А. Крушеван, В. М. Пуришкевич и др.), которые возникли при поддержке властей в первые месяцы революции. Непримиримо отстаивая незыблемость существующего государственного строя, черносотенцы опирались на монархически-, антисемистски-, шовинистически- настроенные слои бюрократии, мелкой буржуазии, помещиков, городских низов и кое-где крестьян.

Несмотря на усиление репрессий после того как революция пошла на убыль, рабочее и крестьянское движение в Молдавии в 1906-первой половине 1907 г. сохраняло значительный размах. За полтора года произошло около 70 стачек и около 100 крестьянских выступлений, а в 1905 г. соответственно более 50 и около 60 таких акций. Среди крестьянских выступлений выделяется восстание в Комрате в январе 1906 г., в ходе которого была объявлена местная республика. Она просуществовала всего несколько дней, но ее руководство успело принять решения об отмене всех налогов, о прекращении мобилизации в царскую армию, конфискации и разделе помещичьих земель. Широкую известность в крае получили нападения на помещиков, ростовщиков, царских чиновников и других дружины Г. И. Котовского.

Революция 1905-1907 гг. завершилась поражением, однако в ходе ее несколько смягчились социальные и национальные противоречия в крае - рабочие добились некоторого повышения жизненного уровня, был ослаблен произвол помещиков в отношении крестьян, расширилась культурно-просветительская работа среди молдавского населения.

Молдавия в период Первой мировой войны и февральской революции в России

После поражения революции усиленное наступление реакции в 1907-1910 гг. выразилось в жестком преследовании революционных организаций и стремлении оттеснить с местной общественной арены либералов, нарастании русификаторских тенденций в политике правящих кругов по отношению к Бессарабии. В эти годы резко сокращается количество рабочих и крестьянских выступлений, слабеют и распадаются революционные партийные группы, закрывается большинство профсоюзов, идет ответный рост националистических настроений в среде молдавской интеллигенции.

В Молдавии, как и во всей России, была проведена столыпинская аграрная реформа. За 1907-1913 гг. 12 тыс. крестьянских дворов выделились на хутора и отруба и закрепили в своей собственности до 130 тыс. десятин земли. Реформа ускорила развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве и процесс сосредоточения земель в руках зажиточных крестьян. Попытка разрядить аграрное «перенаселение» в Молдавии путем переселения малоземельных и безземельных крестьян в восточные регионы России удалась лишь отчасти, значительная часть переселенцев вернулась обратно и увеличила число социально неустроенных селян края. В 1910-1914 гг. в Молдавии наметились ускорение развития сельского хозяйства, подъем промышленности, рост товарооборота и одновременно оживление рабочего и крестьянского движения.

После объявления войны 1 августа 1914 г. и вступления в нее России Молдавия оказалась в ближайшем тылу Юго-Западного фронта. Вступление в августе 1916 г. королевской Румынии в войну на стороне держав Антанты и вскоре жестокое поражение ее армии вынудили Россию дополнительно развернуть Румынский фронт, линия которого пролегла близко к внешней границе губернии.

Хотя война и стимулировала некоторый подъем ряда отраслей экономики края, таких как мукомольное и лесопильное производства, кожевенная и обувная промышленность, переработка табака и винокурение, однако ускоренное развитие этих отраслей не улучшило благосостояние населения, как не улучшило его и усиленное железнодорожное строительство с притоком больших капиталов со всей России. Тяготы военной экономики почувствовали на себе самые широкие слои местного гражданского населения.

Из действовавших на 1 июля 1914 г. 148 наиболее крупных промышленных предприятий губернии к весне 1917 г. полностью закрылись 72, временно - 18. Война пагубно отразилась на состоянии сельского хозяйства. Массовые мобилизации в армию и на оборонные работы, неоднократные реквизиции скота привели к запустению больших посевных площадей. В губернии резко обозначился дефицит рабочих рук как в городе, так и в деревне.

Перегрузка транспорта поставками для недовольства населения фронта тяжело легла на плечи местного населения: в города и села губернии перестали доставляться мука, сахар, керосин, спички, дрова и другие самые необходимые товары. Зимой бедняцкие квартиры остались без отопления и света. Особенно тяжелое положение сложилось к началу 1917 г. с обеспечением населения хлебом.

Недовольство обывателя отличается от других форм борьбы скрытым характером протеста против существующих порядков, хотя и накапливает в самых широких массах населения потенциальную взрывную силу. Но одновременно даже в условиях прифронтовой губернии в крае имели место и открытые проявления социального протеста. В их числе экономические стачки наборщиков и сотрудников газеты «Бессарабская жизнь», рабочих сапожных мастерских и хлебопекарен Кишинева и др. Не прекращались в эти годы и крестьянские выступления. Значительно выросло число конфликтов между крестьянами и арендаторами помещичьих имений. Другим узлом нараставших аграрных конфликтов продолжал оставаться «столыпинский» передел земли с выделением хуторов и отрубов, вызывавший острый протест сельчан. Массовый характер приобрело бегство крестьян с подводами с оборонных и извозных работ по мобилизации.

Участились выступления солдат, расквартированных в губернии. В декабре 1916 г. отказались выехать на фронт и оказали вооруженное сопротивление офицерам солдаты 12-го Кавказского стрелкового полка в Аккермане. 21-23 февраля 1917 г. солдатское восстание вспыхнуло на распределительном пункте бендерского гарнизона.

В конце февраля 1917 г. России сверг самодержавие. Победив в Петрограде, революция в считанные дни охватила пределы огромного Российского государства, в том числе Молдавию. Первые вести из столицы вызвали массовые демонстрации, состоявшиеся с красными флагами 8-10 марта в Кишиневе, Аккермане, Тирасполе, Бендерах, Измаиле, Оргееве, Бельцах под лозунгами «Долой тиранов, прочь оковы!», «Да здравствует свобода!». После шествий и митингов, в которых участвовало гражданское население вместе с воинскими гарнизонами, начинались народные гуляния.

В обстановке народного энтузиазма на своих собраниях служащие, солдаты и офицеры гарнизонов, учащиеся стали выбирать делегатов в новорожденные местные низовые органы власти - Советы. В течение марта Советы рабочих депутатов были созданы во всех городах и многих других населенных пунктах Молдавии. В гарнизонах появились Советы солдатских депутатов, которые большей частью затем объединялись с местными Советами рабочих.

Во всех созданных в крае Советах решающий перевес имели представители левых партий. По инициативе масс на рассмотрение первых же заседаний Советов были поставлены вопросы, выражавшие важнейшие их требования: о войне, 8-часовом рабочем дне, борьбе с дороговизной и спекуляцией, об охране правопорядка и др. В трудовых конфликтах Советы неизменно отстаивали интересы трудящихся, вынуждая хозяев к уступкам.

Как и по всей стране, в Молдавии в эти мартовские дни параллельно с созданием Советов шло строительство органов управления Временного правительства - губернского и уездных комиссариатов и их исполкомов. Комиссарами, как правило, назначались местные председатели земских управ. Губернские и уездные структуры царского правительства, исключая полицию, жандармерию и др., остались без особых изменений. В обществе установилось двоевластие: на одной стороне были Советы рабочих и солдатских депутатов, на другой - органы Временного правительства.

Культура

Сформировавшееся у молдавского населения национальное самосознание и усиливавшееся воздействие на общественную жизнь края российского революционного движения наложили свой отпечаток на развитие молдавской литературы начала XX в., в которой отразился протест трудящихся против эксплуатации и национального угнетения. Под действием конкретных исторических условий художественная литература края по содержанию и форме становится поистине народной, в ней присутствуют элементы реализма, романтизма и крестьянского демократизма. Своеобразной особенностью молдавской литературы являлась ее просветительская направленность, пропаганда произведений классиков молдавской и русской литературы. В начале XX в. в творчестве местных литераторов слабо была представлена художественная проза, почти отсутствовала оригинальная драматургия. Преобладали поэзия и публицистика, которые более оперативно реагировали на происходившие события и явления, способствуя решению задач исторического момента.

Преобладание крестьянского населения в обществе определило и господство в молдавской литературе крестьянской тематики. В ряде стихов молдавских поэтов Тудосе Романа («Судьба крестьянина», «Песни пахаря», «Жизнь крестьянина», «Любовь молдаванина», «Дайте свет», «К свободе», «Поэт», «Жизнь»), Василия Оату («Кто-что?», «Песня работника»), Владимира Фиалческу («Новый год», «Плач крестьянина» и др.), Георге Тодорова («Факелы страны», «Фрагмент», «К борьбе») отражены страдания, боль и стремления молдавского крестьянства, выражен протест против его эксплуатации. Особенно ярко эти идеи были выражены в произведениях талантливого молдавского поэта Алексея Матеевича («Я славлю», «Песня зари», «Крестьяне», «Родина» и др.). Как писатель и мыслитель он сложился под влиянием молдавской и русской культуры, призывал к завоеванию гражданских и национальных прав для всех народов России. Вместе с тем он оставался патриотом, выразителем дум своего народа. Стихотворение А. Матеевича «Наш язык» стал вдохновенным гимном родному молдавскому языку, который поэт считал высшим выражением сущности народа, его истории.

В результате первой российской буржуазно-демократической революции значительно улучшились условия для развития духовной культуры края. Особенно ярко это проявилось на примере периодической печати. Под давлением освободительного движения царизм был вынужден пойти на некоторые уступки, разрешив, в частности, издание ряда газет и религиозной литературы на молдавском языке.

В 1900-1917 гг. в крае выходило около 250 периодических изданий, в том числе 136 газет, 78 журналов, альманахов, литературных приложений, 40 ведомственных сборников, справочников, календарей по сельскому хозяйству, школьному образованию и др. На молдавском языке издавались 10 газет, четыре журнала и два календаря. Идейная и политическая направленность периодических изданий была весьма неоднозначной: от реакционно-черносотенной до либерально-буржуазной и национально-демократической.

Пресса стала больше публиковать материалов, освещавших экономическую и общественно-политическую жизнь в крае, борьбу трудящихся за социальные и национальные права. Буржуазно-либеральная и национально-демократическая печать выступала за создание благоприятных условий для развития крестьянских хозяйств и национальной культуры, введение в школах преподавания на молдавском языке, восстановление автономии Бессарабии.

В начале XX в. продолжались и углублялись наметившиеся в предшествующий период положительные изменения в музыкальной жизни края. Во многом они были обусловлены деятельностью открывшихся музыкальных школ - кишиневского филиала русского музыкального общества и частной школы

В. Гутора (1900 г.). В них начальное музыкальное образование получили будущие композиторы Шт. Няга, Е. Кока, С. Златов, П. Шербан. Выходцами из Бессарабии являются известные оперные певицы Л. Липковская, М. Чиботарь, Е. Лучезарская, А. Дическу, позже выступавшие на многих оперных сценах мира. Заметную роль в музыкальной жизни края играл хор под руководством М. Березовского. Организовывались музыкальные вечера молдавской песни, пользовавшиеся большой популярностью.

Существенный вклад в пропаганду классической музыки внесли выступления в крае выдающихся русских композиторов и певцов С. Рахманинова, А. Скрябина, Л. Собинова, Ф. Шаляпина. Местная публика знакомилась с выступлениями «Русской оперы» М. Валентинова, оперных трупп Одесского и Харьковского театров, балета Петербургского императорского театра, итальянских оперных трупп и др.

Заметным явлением в культурной жизни края стало открытие в 1900 г. в Кишиневе театрального здания «Пушкинская аудитория». Однако из-за отсутствия местного профессионального коллектива публика знакомилась с театральными представлениями лишь во время гастролей приезжих трупп В. Форкатти, X. Петросяна, П. Муромцева и др. Здесь периодически гастролировали видные русские актеры М. Дальский,

В. Давыдов, К. Варламов, М. Савина, В. Комиссаржевская и др. В репертуар гастролировавших театров входили пьесы Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького.

Усилилась тенденция к демократизации театра. Она проявилась в возникновении в крае любительских театральных кружков, среди которых были и молдавские. В 1908 г. в Кишиневе возникла любительская труппа, осуществившая постановку пьес В. Александри, К. Негруцци и других молдавских писателей. Определенными успехами характеризовалось развитие изобразительного искусства. В 1903 г. при Кишиневском художественном училище было создано Общество любителей искусства - первая профессиональная организация бессарабских художников. До 1915 г. оно организовало семь выставок, на которых были представлены полотна И. Репина, а также местных художников Н. Богданова- Бельского, И. Бродского, К. Костанди, Н. Пимоненко и др. Дважды выставляли свои произведения передвижники.

В рассматриваемый период начали творческий путь художники Е. Малешевская, П. Шиллинговский, Ш. Коган, П. Пискарев, запечатлевшие на своих полотнах картины родного края. В это же время начал творческую деятельность широко известный архитектор А. Щусев, по проектам которого были возведены в Молдавии оригинальные сооружения: дом Карчевского, церкви в селах Нишканы и Верхние Кугурешты и др. В эти же годы проявляется незаурядное мастерство скульптора и художника А. Плэмэдялэ.

Просвещение С начала XX в. заметно расширилось школьное образование, возросло число школ, что объясняется потребностями социально-экономического и культурного развития края. В 1914 г. в Бессарабии насчитывалось 1846 начальных школ всех типов, где обучалось около 115 тыс. детей, в Приднестровье - соответственно около 100 начальных школ и примерно 10 тыс. учащихся. Примечателен тот факт, что расширилась сеть начальных школ в молдавских селах. В 1897-1917 гг. их число возросло с 236 (40% от общего числа) до 839 (61,8%), в которых учились около 53% школьников.

Примерно такими же темпами развивалось среднее образование. Открывались государственные и частные общеобразовательные и специальные средние учебные заведения: мужские и женские гимназии в Кишиневе, Бельцах, Оргееве, Бендерах, Сороках, Кагуле, Хотине, Ново- селице, реальные училища в Кишиневе, Бендерах и Тирасполе, мужские и женские учительские семинарии в Кишиневе и Сороках, сельскохозяйственное и техническое училища в Сороках и др. В результате к 1917 г. в крае насчитывалось более 50 средних учебных заведений с числом обучающихся свыше 11 тыс. Несмотря на существенный количественный рост начальных и средних школ, большинство детей не было охвачено учебой.

Обучение во всех школах края, за исключением некоторых «инородческих», велось на русском языке. Прогрессивно настроенные учителя и общественность все настойчивее ставили вопросы о демократизации системы народного образования, введении всеобщего обучения, преподавании на родном языке. Этому способствовал выход в свет отдельных пособий и книг на молдавском языке: букваря П. Браги, русско-молдавских словарей Г. Кодряну, М. Чакира и др.

Подъем экономической и общественно-политической жизни, развитие образования сопровождались заметным оживлением научных изысканий в крае.

В 1904 г. было образовано Бессарабское общество естествоиспытателей и любителей естествознания (с отделениями физики, математики, антропологии, агрономии, географии и этнографии), а также Бессарабское церковно-археологическое и историческое общество. В 1908 г. Н. До- нич организовал в с. Старые Дубоссары астрофизическую обсерваторию для изучения Солнца и спектров звезд. В 1910 г. по инициативе И. Красильщика в Кишиневе начала действовать биоэнтомологическая станция. Научные изыскания местных исследователей были тесно связаны с практическими задачами края. Свидетельством тому являются работы И. Красильщика «Саранча в дельте Дуная», «Отчет о работе по борьбе с филлоксерой...», Ф. Поручика «Геология Бессарабии» (1916 г.), в которой рассмотрена геологическая история Молдавии, сделан ряд ценных выводов, касающихся недр Приднестровья.

Среди наиболее интересных работ по географии и сельскому хозяйству края выделяются публикации Н. Могилянского и др. Широкой известностью пользовались труды агронома П. Боканчи, которые были высоко оценены научной общественностью. Результаты исследований по сельскому хозяйству публиковались в журналах «Виноградарство и виноделие» и «Бессарабское сельское хозяйство». Значительными успехами характеризуется развитие медицинской науки в крае. Исследования в этой области осуществлялись видными молдавскими и русскими учеными А. Коцовским, И. Шептелич-Херцеско, Т. Чорба, П. Тутышкиным и др.

Следующий шаг вперед сделали гуманитарные науки. Доказательством тому служат труды Н. Пашкова, А. Кассо, Шт. Чобану, А. Яцимирского, И. Халиппы, А. Матеевича, П. Сырку и др. В рассматриваемое время начинали свою научную деятельность позже ставшие видными учеными уроженцы края Л. Берг, К. Гедройц, Н. Димо, Н. Донич, Н. Зелинский, К. Паффенгольц, Л. Писаржевский, Л. Тарасевич и др.



Положение крестьянства и крестьянское движение. На экономическое развитие Молдавии в первой половине XIX в. имела влияние близость Чёрного моря, через порты которого производился экспорт продуктов сельского хозяйства за границу. Спрос на зерновые продукты на заграничных рынках служил стимулом к увеличению продуктивности помещичьего хозяйства.

Законодательной регламентации крестьянского вопроса в Бессарабии предшествовало обнародование в 1831 г. П. Д. Киселёвым кодекса барщинных работ для придунайской Молдавии и Валахии. Маркс подверг детальному анализу этот кодекс (так называемый «Органический регламент») и пришёл к выводу, что установленное законом отношение барщинного труда к необходимому составляло в Валахии 662/3%.

В Бессарабии законодательной регламентации крепостниче­ских отношений был посвящен закон 1834 г. об обязательном заключении, начиная с 1836 г., так называемых «добровольных» контрактов между бессарабскими землевладельцами и жившими на их землях царанами. Издание этого закона вызвало большое недовольство в среде сельского населения. Сотни царан, желая избегнуть необходимости вступать в письменные договоры с помещиками, стали подавать заявления в Казённую палату о перечислении их в мещане. Тогда правительство, защищая классовые позиции феодалов, издало в марте 1846 г. «правила», определявшие взаимные обязанности бессарабских землевладельцев и царан на основах так называемого «нормального контракта». Барщина была определена в 12 условных «пунктовых» дней в году, причём один такой «день» значительно пре­вышал по объёму труда обычный трудовой день.

Из изложенного видно, что Молдавия после присоединения её к России подвергалась, как и вся Россия того времени, крепостническому угнетению. Тем не менее присоединение Молдавии к России имело большое прогрессивное значение, так как её положение под властью крайне отсталого турецкого правительства тормозило экономическое развитие страны. Население Молдавии, буквально отданное Турцией на откуп хищным господарям и их многочисленным ставленникам, систематически подвергалось грабежу, сходному с военным разорением. Не существовало границ этой безудержной и ничем не регламентированной эксплуатации. Постоянно возникавшие на территории Молдавии длительные, часто многолетние военные столкновения соседних держав дополнительно разоряли население. Всё это прекратилось с установлением в крае власти России. Чрезвычайно оживились торговые сношения укрепились хозяйственные связи Левобережья Днестра и Бессарабии с внутренними русскими губерниями.

Накануне Крымской кампании Бессарабия ежегодно отпускала за границу 600 тыс. четвертей зёрна (главным образом пшеницы).

В Центральную Россию и за границу сбывались многочисленные гурты рогатого скота. Высокие цены на овечью шерсть в 20-х годах XIX в. дали толчок развитию тонкорунного овцеводства. Вывоз из Бессарабии за границу лошадей, рогатого скота и овечьей шерсти в 50-х годах XIX в. производился на сумму более 1,5 млн. руб серебром ежегодно.

Большое значение в экономике Молдавии получило производство табака. Ежегодный доход Бессарабии от табачной промышленности достигал в середине века 240 тыс. руб. серебром.

Бессарабия занимала первое место в России по виноделию. Центром виноделия был район Аккермана. В середине XIX в. из Бессарабской области вывозилось ежегодно не менее 500 тыс. вёдер виноградного вина. Таким образом, после присоединения Молдавии к России, несмотря на крепостническое угнетение и вопреки ему, в Молдавии произошло несомненное развитие производительных сил. Под оболочкой крепостных отношений созревали новые, капиталистические отношения. Правда, Молдавия в первой половине XIX в. представляла собой ещё чисто земледельческую страну, в которой промышленность находилась на самой низкой ступени развития. Причиной промышленной отсталости Молдавии являлась колониальная политика царизма, использовавшая край в качестве источника сырья и рынка сбыта товаров. Статистика 1857 г. отмечает в Бессарабии всего 138 мелких предприятий по переработке местного сырья (винокуренных, свечных, мыловаренных, восковых заведений и пр.), на которых числилось 724 рабочих. В том же году в Тираспольском уезде и прилежащих к нему районах было 29 незначительных промышленных заведений (салотопенных, свечных, мыловаренных, винокуренных, пивоваренных и пр.).

Рост товарно-денежных отношений в Молдавии выразился в появлении значительного количества ярмарок и базаров, на которых производились большие закупки хлеба и скота крупным купечеством. Из Центральной России на молдавские ярмарки привозились текстильные и металлические изделия, галантерея и другие произведения русской промышленности. Привоз товаров и пригон скота на всех ярмарках Бессарабии в середине XIX в. выражались в сумме 400 тыс. руб. серебром в год. В связи с развитием торговли росло и крепло местное купечество. В 1858 г. в Бессарабии было объявлено 992 гильдейских купеческих капитала на сумму около 3 млн. руб. серебром. Прасолы, офени, ходебщики служили посредниками между непосредственными производителями и крупными оптовыми торговцами.

Таким образом, и в земледельческой Молдавии, несмотря на её экономическую отсталость, создавались предпосылки для перехода к новому, капиталистическому строю. Капиталистические отношения формировались в сельском хозяйстве.

Протест широких народных масс Молдавии против феодального гнёта проявлялся в своеобразной форме - организации повстанческих отрядов, совершавших нападения на помещиков и купцов. Руководители таких отрядов - гайдуки - в глазах народа были окружены ореолом героизма как защитники угнетённой бедноты от притеснения помещиков и властей. Особенно популярным героем молдавского народа был один из гайдуков Кишинёвского уезда, Бессарабской области, конца XVIII - начала XIX в., Бужор, гроза феодалов и купцов. По преданию, Бужор ходил по городам и сёлам и отыскивал бедняков, помогал им средствами, отнятыми у богачей.

Классовый облик другого гайдука начала XIX в., Войку, ярко отражён в фольклоре. Войку отвечает судьям:

Погатотва вам я не отдам;

Вы Войку ведь всё равно повесите

И возьмёте его червонцы;

Их проиграете в карты,

Израсходуете на экипажи или промотаете на женщин! Я спрятал их в деревьях,

Чтобы нашли их бедные и купили себе волов да коров.

Теми же мотивами борьбы с феодально-крепостническим гнётом проникнута и деятельность знаменитого Урсула, казнённого в Бессарабии в 1823 г.

На территории Левобережной Молдавии получил известность уже упомянутый выше Кармалюк, хотя главной ареной его деятельности была Украина.

Массовое движение в Молдавии не ограничивалось выступлениями гайдуков. Имелись и более высокие формы крестьянского движения. В 1803 г. в помещичьих имениях Тираспольского уезда произошло антифеодальное движение крестьян, возникшее на почве закрепощения землевладельцами выходцев из -придунайской Молдавии. Во втором десятилетии XIX в. в связи с организацией в Новороссии военных поселений многие крестьяне отводимых под поселение деревень ушли оттуда со всем своим имуществом и скотом. Волнения и побеги крестьян не прекращались в Молдавии в течение всей первой половины XIX в. В то же время в Бессарабию в большом количестве направлялись беглые крестьяне из соседних губерний. Побеги особенно усилились в 1856 г. в связи с переходом части Бессарабии к придунайской Молдавии, где крестьяне рассчитывали получить волю. С 1858 г. начались серьёзные волнения в помещичьих владениях Бессарабской области: царане требовали у местного начальства разрешения на переселение на казённые земли, ссылаясь на то, что помещики злоупотребляют своей властью. Получив отказ, царане решили самовольно осуществить переселение. Движение было подавлено воинской силой.

    См. также: Конституция Молдавской ССР Конституция Республики Молдова (молд. Constituţia Republicii Moldova) основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования… … Википедия

    Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

    Конституционный суд Республики Молдова Curtea Constituţională Republicii Moldova … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Политическая система Молдавии - Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика. Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров МССР Совет Министров Правительство МССР (СМ МССР) Совет Министров Молдавской Советской Социалистической Республики … Википедия

Молдова - унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы. Конституция Молдовы устанавливает особый статус автономии, согласно которому населенным пунктам юга Республики Молдова могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическими законами. 23 декабря 1994 г. Парламент Республики Молдова принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). Однако в отношении левобережья Днестра это положение не может быть реализовано, поскольку существующая в этом районе Приднестровская Молдавская Республика является с 1991 г. таким же суверенным государством, как и сама Молдова.

Действующая Конституция Республики Молдова принята 29 июля 1994 г. и вступила в силу 27 августа 1994 г. Законом от 5 июля 2000 г. в нее были внесены существенные изменения, главные из которых связаны с изменением формы правления. В место республики смешанного типа (полупрезидентской) в Молдове была учреждена парламентская республика. Политический режим демократия в процессе становления.

Высшим представительным органом народа, осуществляющим законодательную власть, является однопалатный Парламент. Он состоит из 101 депутата, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий - 4 года.

Парламент принимает законы, постановления и резолюции; ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает референдумы; дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства; утверждает военную доктрину государства; осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом.



Законодательная инициатива в соответствии с Конституцией принадлежит самим депутатам Парламента, главе государства и Правительству. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях. Ординарные (обычные) законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Принятые законы передаются для промульгации Президенту Республики. Последний, если у него есть замечания по закону, не позднее чем в двухнедельный срок должен направить его Парламенту для пересмотра. Если Парламент проголосует за прежнее решение, Президент промульгирует закон.

В целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принять специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы в областях, не являющихся предметом органических законов.

Парламент может быть распущен досрочно Президентом после консультаций с парламентскими фракциями в случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение 3 месяцев принятия законов. Парламент также может быть распущен в случае, если он в 45-дневный срок не выразил Правительству вотум доверия, отклонив предложение не менее 2 раз. В течение 1 года Парламент может быть распущен только 1 раз. Его нельзя распустить в последние 6месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики, а также в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения.

Глава государства - Президент Республики, который представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в июле 2000 г., он избирается Парламентом тайным голосованием (прежде - непосредственно гражданами). Срок полномочий Президента РМ - 4 года. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

В области внешней политики Президент ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. По предложению Правительства Президент аккредитует и отзывает дипломатических представителей Молдовы и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий. Президент также принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Молдове.

Президенту принадлежит определенная роль в формировании Правительства. После консультаций с парламентскими фракциями он выдвигает кандидатуру на должность Премьер-министра. На основании вотума доверия, выраженного Парламентом, Президент назначает Правительство. Вслучае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в Правительстве по предложению Премьер-министра он освобождает от должности и назначает отдельных членов Правительства.

Президент является главнокомандующим вооруженными силами, вводит военное положение в случае агрессии, может принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним.

В сфере отношений с Парламентом Президенту принадлежит право законодательной инициативы, право требовать созыва Парламента на внеочередную или специальную сессию, а также право роспуска Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией (см. выше). Помимо этого Президент промульгирует законы и может требовать их повторного рассмотрения Парламентом.

При осуществлении своих полномочий издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. В ряде случаев, предусмотренных в Конституции, указы должны быть контрасигнованы Премьер-министром.

Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением, следуя программе деятельности, одобренной Парламентом. Правительство возглавляется Премьер-министром, кандидатура которого выдвигается Президентом. В 15-дневный срок после выдвижения кандидат на должность Премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов депутатов.

Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром и контрасигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение. Постановления принимаются для организации исполнения законов. Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.

Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы. Парламент по предложению не менее 1/4 депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов.

Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона. Оно уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принимается Парламентом. В противном случае представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера - обязательными для Правительства.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система современной Молдовы входит в романо-германскую правовую семью, сохраняя элементы прежнего социалистического права.

Молдова имеет самобытную и достаточно богатую историю права. Основным источником средневекового молдавского права были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах, издаваемых молдавскими господарями. Кроме того, на территории Молдовы было реципировано (воспринято) византийское право, представлявшее собой переработанное для нужд феодальной Византийской империи римское право. Так, было очень распространено и действовало до начала XX в. Шестикнижие фессалоникского (ныне Салоники) судьи Константина Арменопуло (1345 г.). Эта сокращенная переработка Прохирона - византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданского, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям Молдавии. Книга первая Шестикнижия содержала процессуальные нормы, вторая - нормы вещного права, третья - нормы вещного и обязательственного права, четвертая - нормы брачного права, пятая - нормы наследственного права, шестая - нормы уголовного права.

Широко распространенным в Молдавии был также славянский перевод византийского свода, известного под названием Синтагмы Матвея Властаря, содержащего не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана (VI в.) и его преемников.

Хотя с XVI в. Молдавия попала под иго Турции, последняя не вмешивалась в развитие молдавского законодательства. В 1646 г. при господаре Василии Лупу был составлен и утвержден первый свод молдавских феодальных законов. Уложение Василия Лупу представляло собой цельную систему феодального законодательства, по своей структуре оно состояло из 96 глав, разбитых на 1245 статей. Строгого разделения различных правовых институтов не проводилось. Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. В основу первых одиннадцати глав кодекса был положен "Земледельческий закон", изданный во второй половине VIII в. в Византии. Он являлся своеобразной кодификацией славянского обычного права в сочетании с византийским, применявшимся во многих славянских поселениях на территории империи.

Уложение Василия Лупу послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г. Оно было действующим уголовным кодексом до середины XVIII в. В области гражданского права Уложение Василия Лупу применялось вплоть до распространения на территории Бессарабии общерусского законодательства в первой половине XIX в.

Присоединившись к России, Бессарабия сохранила местные законы (Шестикнижие Арменопуло, собрание законов А. Донича и соборная грамота А. Маврокордато), переведенные в 1831 и 1854 гг. на русский язык. Предпринятые особой комиссией попытки составить свод этих законов не имели практического результата. В 1847 г. общерусское право было введено в Бессарабии в качестве дополнительного источника, применявшегося при недостаточности местных законов. Однако постепенно оно почти целиком заменило устаревшее бессарабское право. Тем не менее даже в конце XIX в. в судебной практике встречались ссылки на византийское право, включая Свод Юстиниана VI в. (Corpus juris civilis).

После воссоединения Бессарабии с Союзом ССР и образования Молдавской ССР на территории последней механически было введено законодательство Украинской ССР. С этого момента и до 1990 г. правовая система Молдавии ничем не отличалась от правовых систем других союзных республик. С начала 1960-х гг. в Молдавской ССР были приняты "собственные" УК, УПК, ГК, ГПК и другие кодексы, большинство из которых оставались в силе к 2000 г.

В 1990 г. в Молдавии началась коренная правовая реформа, направленная на возвращение в романо-германскую правовую семью. Общие ориентиры этой реформы такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий. Особенностью правового развития Молдовы по сравнению с другими государствами СНГ является стремление законодателей привить в Республике романскую правовую культуру, что объясняется лингвистическим родством молдован с романскими народами. С этой целью при написании новых законов старательно копируется романская (прежде всего, французская) юридическая техника и стилистика, последовательно заимствуются присущие романским странам государственные и правовые институты. Так, прообразом для Конституции Молдовы 1994 г. в значительной мере послужила Конституция Французской Республики 1958 г. У французов заимствован институт Высшего совета магистратуры, Высшей судебной палаты, понятия "органический закон", "промульгация", "контрасигнатура"; внутренние войска на итальянский манер получили название "карабинеров" и т.д. Политика искусственной "имплантации" романской правовой культуры приводит к постепенному отдалению Молдовы от общего правового пространства СНГ.

Несмотря на огромное количество современных законов, принятых в 1990-е гг., Молдова пока сильно отстает от других государств СНГ по темпам кодификации нового права. К 2000 г. из новых кодексов были приняты только Земельный (1991), Кодекс арбитражного производства (1992), Таможенный кодекс (1993), Уголовно-исполнительный кодекс (1994), Кодекс конституционной юрисдикции (1995), Лесной (1996) и Налоговый (1997), Кодекс торгового мореплавания (2001). Лишь в 2002 г. Парламент одобрил новые Уголовный и Гражданский кодексы.

Основным источником права являются законодательные и иные нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, конституционные, органические и ординарные законы, указы Президента Республики, постановления и распоряжения Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Конституционными в правовой системе Молдовы называются законы по пересмотру Конституции. В свою очередь, конституционные законы в Молдове по романской терминологии именуются "органическими". Конституция (ст.72) устанавливает перечень вопросов, которые регулируются органическим законом (избирательная система, организация и деятельность Парламента, Правительства, судов и т.д.). Кроме того, Парламент может признать необходимым принятие органических законов и в других областях.

В отличие от большинства государств СНГ Конституция Молдовы не содержит общего правила о приоритете норм ратифицированных международных договоров над нормами внутренних законов. Такой приоритет, согласно Конституции (п.2 ст.4), имеют только международные нормы пактов и договоров об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова.

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. М. фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория М. делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. М. возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и прима-ры. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия - 2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В М. сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и

др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика М. определяется национальными интересами страны. По Конституции М. соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета М. на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром РФ и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции М. - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с РФ (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.