Александр Твардовский: биография и творчество (подробный обзор). Творческий и жизненный путь твардовского александра трифоновича

Александр Твардовский (1910-1971) — советский поэт, прозаик и журналист, основной темой его творчества стали события Великой Отечественной войны. Самый известный персонаж его одноименной лирико-эпической поэмы, известной как на Родине, так и за рубежом и рассказывающей о судьбе, жизни и личных переживаниях простого человека в условиях войны, — солдат-герой Василий Теркин, простой русский человек, ставший на защиту Родины от завоевателей, проявившей в борьбе храбрость, мужество, смекалку, неиссякаемый оптимизм и здоровый юмор.

Появился на свет Твардовский в 1910 году в крестьянской семье (хутор Загорье, Смоленская губерния), происхождение родителей: папа - кузнец, мама - из семьи так называемых однодворцев (крестьян, живших на окраине России для охраны её граничных пределов). Родители-крестьяне были людьми грамотными, в доме любили читать произведения русских классиков (Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Будущий поэт сочинил свои первые поэтические строки, еще даже не умея писать.

Учение Твардовского проходило в обычной школе в селе, к четырнадцати годам он уже несколько раз публиковал свои небольшие стихотворения в местных газетах. Редакторы положительно отзывались о его творчестве и всячески поддерживали юное дарование в его начинаниях и помогали публиковать его поэтические опусы.

Окончив школу, Твардовский переезжает в Смоленск, там он планировал учиться и работать, однако ему пришлось перебиваться случайными и непостоянными литературными заработками. Когда журнал «Октябрь» опубликовал пару его стихотворений, он в 1930 году решил перебраться в Москву, но попытка была не очень удачной и после возвращения, еще 6 лет он живет в Смоленске, поступает в педагогический университет. В 1936 году, не окончив обучение, он уезжает в столицу, поступает в Московский институт истории, философии и литературы. В этом же году он начинает активно печататься, тогда же выходит знаменитая поэма «Страна Муравия», в которой автор поддерживает проходящую в стране коллективизацию (несмотря на то, что его отец был репрессирован, а родной хутор разгромлен односельчанами). В 1939 году появляется его поэтический сборник «Сельская хроника», в тоже время поэта в рядах Красной Армии оказывается на Западно-Белорусском фронте, затем принимает участие в боевых действиях в Финляндии как военный корреспондент.

1941 год - Твардовский корреспондент газеты «Красная Армия» в Воронеже, он приступает к работе над поэмой «Василий Теркин» (одним из самых больших творческих достижений поэта, написанным простым и понятным для обычных людей слогом, которое создавалось на протяжении нескольких лет и было издано в 1945 году), поэтический сборник «Фронтовая хроника», закладывается начало поэмы «Дом у дороги». Каждая часть поэмы «Василий Теркин» периодически печаталась в военных газетах для поднятия морального и боевого духа бойцов Красной Армии.

В послевоенное время Твардовский активно ведет свою литературную деятельность. В 1947 была издана книга рассказов, посвященных военным событиям «Родина и чужбина», в период с 1950 по 1960 год была сочинена новая поэма «За далью даль».

1967-1969 года ознаменовались работой над автобиографической поэмой «По праву памяти», посвященной трагической судьбе отца, Трифона Твардовского, подвергшегося репрессиям со стороны советской власти. Эта книга в значительной мере испортила отношения автора с официальной цензурой, которая не разрешила публиковать данное произведение (читатели могли ознакомиться с ним только в конце 80-х).

Будучи долгое время редактором литературного журнала «Новый мир», Твардовский не раз боролся с представителями советской цензуры, борясь за право публикации в журнале произведений, принадлежащих авторам, не угодным советской власти (Ахматова, Солженицын, Бунин, Троепольский и другие). Таким образом, журнал «Новый Мир», знакомивший читателей с творчеством писателей-шестидесятников, представлял для власти определенную оппозиционную силу, которая высказывала явные антисталинские идеи, что, в конечном счете, привело к снятию Твардовского с занимаемой должности.

Закончил свой земной путь поэт, прозаик и публицист в небольшом городке Красная Пахра (Подмосковье) в декабре 1971 года. Он скончался от тяжелой и продолжительной болезни, рака легких, и погребен на московском Новодевичьем кладбище.

А. Твардовский стал летописцем 30—60-х годов XX столетия, биографом времени суровых испытаний, перемен, экспериментов. Он не побоялся в сложных условиях высказаться убедительно обо всем, что тревожило советских людей, начать углубленный разговор о «суде памяти » над ошибками периода коллективизации, сталинщины, о совести и ответственности живых перед мертвыми.

В рамках социалистического реализма, коммунистической идеологии писатель смог создать произведения о жизни советских людей, полной обычных и необычных забот, радостей и печалей, раскрыть их психологию, показать начавшийся в период оттепели процесс перестройки общества, человечность, веру в будущее.

Сестра поэта А. Матвеева в 1980 году писала, что дед по линии отца Гордей Васильевич Твардовский «был родом из Белоруссии, рос на берегах Березины».В «Автобиографии» поэт отмечает, что отец был грамотным человеком. Соседи звали его паном Твардовским, уважая «западные корни». Старался дать детям приличное образование. Мать была натурой впечатлительной и чуткой, ее «до слез трогал звук пастушьей трубы».

Учеба будущего поэта началась с репетиторства: для детей привезли из Смоленска гимназиста 8 класса Н. Арефьева. В 1918 году А. Твардовский учился в Смоленске в 1-ой Советской школе (бывшей гимназии), а осенью 1920 года — в Ляховской школе, но вскоре ее закрыли. Пришлось продолжить учебу в Егорьевской школе. В 1923 году А. Твардовский стал учиться за 8 километров от дома, в Белохолмской школе. В 1924 году учеба для А. Твардовского закончилась.

Любовь к литературе возрастала на почве увлечения произведениями А Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, М. Лермонтова. В 1925 году в газете «Смоленская деревня» среди других материалов о новом крестьянском быте было помещено первое стихотворение комсомольского корреспондента А Твардовского «Новая изба», в котором ниспровергались старые и славились новые боги, вместо икон вешались портреты Маркса и Ленина.

В 1928 году произошел разрыв активиста-комсомольца с отцом. А. Твардовский переезжает в Смоленск, знакомится ближе с М. Исаковским — сотрудником газеты «Рабочий путь», который поддержал молодого автора.

Окрыленный поэт едет в Москву, где М. Светлов печатает его стихи в журнале «Октябрь», а зимой 1930 года вновь возвращается в Смоленск. В 1931 году А. Твардовский женился на Марии Гореловой. В том же году отца писателя раскулачили и выслали с семьей в Зауралье, на Север, заставили строить бараки посреди тайги. Отец и 13-летний брат Павел бежали из ссылки, попросили за них заступиться, на что преданный советской власти поэт ответил: «Помочь вам могу только тем, чтобы бесплатно доставить вас туда, где были» (из воспоминаний младшего брата Ивана). Свою вину он будет замаливать, как в раннем (стихотворение «Братья», 1933), так и позднем (поэма «По праву памяти», триптих о матери) творчестве. В апреле 1936 года А. Твардовский посетил родных в высылке, а в июне этого же года помог им переселиться на Смоленщину.

1930-е годы стали временем становления поэта. Он пишет эпические, сюжетные стихотворения — картинки с натуры, сценки, пейзажные и бытовые зарисовки и поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933). Однако более удачными получались у А. Твардовского стихотворения, сцепки с натуры, пейзажные зарисовки. Среди них выделяется напевное стихотворение под названием «Кружились белые березки...» (1936). Автор совмещает два плана повествования: конкретный, частный случай — на берегу реки справляется хоровод, поют «девочки-подростки», играет с перебором гармонь, и общий — ведется речь о празднике, который отмечался «по всей реке, по всей стране».

Картина праздника воссоздана яркая, карнавальная: мелькают «платки, гармонь и огоньки», «поют девочки-подростки», ходит «по кругу хоровод». Самыми удачными и светлыми точками в этой карнавальной картине являются две — метафора «Кружились белые березки» и сравнение «А по реке в огнях, как город, / Бежал красавец пароход». Мастерство писателя проявляется и в удачном подборе своеобразных, новаторских рифм: «березки — подростки», «не дома — по иному», «перебором — город», «разнообразный — праздник».

Правдивыми получились стихотворения поэта о детстве, о родных местах. «На хуторе Загорье» можно назвать небольшой лиро-эпической поэмой о детстве, о жизни. Автор поднимает общеизвестное на уровень поэтического:

На белой горке солнце
Вставало поутру.

Идя путем отказа от риторики, репортажности, в 1935 году поэт написал стихотворение «Утро» — светло-прозрачное, полное белизны снега, от которого «в комнате светло». Снег, снежинки, «пушок летучий» — центральные образы произведения. Они движутся, перемещаются в просторе, словно живые существа.
Обратим внимание на олицетворение, осложненное эпитетами: снежинка не просто кружится, а кружится «легко и неумело», первая снежинка, еще робкое существо. Снег охарактеризован двумя эпитетами — густой и белый. Погода, видно, стоит довольно морозная, безветренная, а поэтому снег не утрачивает своей густоты и белизны.

В 1932 году А. Твардовский по рекомендации Смоленского Союза писателей без экзаменов поступает (как активный автор, комсомолец) в Смоленский пединститут, а осенью 1936 года переводится на 3-й курс ИФЛИ — Московского Института истории, философии и литературы. Издает в это время книги «Дорога» (1938), «Про деда Данилу» (1939), поэму «Страна Муравия» (1936), за которую получил орден Ленина.

В годы войны

А. Твардовский участвовал в войне с Финляндией в 1939—1940 годах как военный корреспондент. К лету 1939 года он закончил ИФЛИ, а уже осенью принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Навсегда запомнились ему страшные картины зимы 1940 года в Финляндии. В годы Великой Отечественной войны поэт был корреспондентом газеты «Красная Армия», прошел от Москвы до Кенигсберга. Энциклопедией о войне стала поэма «Василий Теркин». Также были написаны цикл стихотворений «Фронтовая хроника», книга очерков и воспоминаний «Родина и чужбина», поэма «Дом у дороги».

Батальные сражения в поэме «Василий Теркин» носят локальный характер, как в главе «Поединок», где Василий Теркин побеждает сильного противника. Слог поэмы — разговорный: идет откровенная, дружеская беседа о том, что происходило на войне.

Поэма «Дом у дороги» (1942—1946) названа автором «лирической хроникой». Это исповедь поэта о покинутом, не докошенном луге у дома возле дороги, об оставленной солдатом семье, своеобразный «плач о Родине», «песнь / Ее судьбы суровой». В поэме нет развернутого сюжета, она построена на лирических переживаниях событий: уход Сивцова на войну; горе жены Анюты, встречающей пленных и пытающейся увидеть среди них своего Андрея; прощание с мужем, пробирающимся из окружения к своим, а затем плен вместе с детьми в Германии.

Гуманистическая позиция А. Твардовского особенно выразительно раскрылась в его элегиях — раздумьях 1941— 1945 годов о жизни и смерти, бессмысленной жестокости войны, которая никогда не щадит. В стихотворении «Две строчки» речь идет о бесславной Финской войне 1939— 1940 годов, когда на снегу остались лежать тысячи молодых солдат и офицеров. Такими же трагедийными по содержанию являются стихотворения «Война — жесточе нету слова», «Перед войной», «Как будто в знак беды... ».

В послевоенные годы

После войны литература развивалась в условиях идеологического диктата. Критиковалось «безыдейное» творчество А. Ахматовой и М. Зощенко. Журналы «Звезда» и «Ленинград» попали под специальное постановление о допущенных «идеологических ошибках». Круг явлений, дозволенных для художественного изображения, сужался, господствовала «теория бесконфликтности». А. Твардовский старался избежать упрощенного изображения действительности.

С 1958 года и до конца своих дней писатель был главным редактором ведущего журнала страны — «Новый мир», отстаивающего принципы правдивого искусства, открывая читателям имена новых авторов: Ф. Абрамова, А. Солженицына, В. Быкова, Г. Бакланова, Е. Винокурова и др.

В это время писатель работает над произведениями о пережитом в довоенный период, о культе личности Сталина, о бюрократизме, создает поэмы «За далью — даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Лирика поэта конца 1950—1960-х годов становится монологической, исповедальной, из нее исчезают элементы описательпости.

Произведения А. Твардовского соответствуют принципам коммунистической партийности и народности, идеологически выдержаны. В них славятся ленинские идеалы, строители коммунизма, но в духе «шестидесятничества» отстаивается «социализм с человеческим лицом». Обращается поэт и к вечной проблематике («Жестокая память», «Московское утро», «О сущем», «Не хожен путь» и др.).

Стихотворение «Жестокая память » (1951), написанное в годы преобладания публицистической поэзии, и сегодня трогает наши сердца искренностью чувства, откровенностью автора, глубоким драматизмом его переживаний. Философская идея стихотворения выражается заключительными строками:

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна.
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Этот вывод возникает в стихотворении не сразу, а после талантливого, подробного описания автором природы, запомнившейся ему с детства, ее красок и звуков. Жар соснового леса, сонная речушка, лето и солнце, «пекущее в спину», «оводов звон», росистый луг — это реалии мирной жизни, наполнявшие детские годы поэта. Картина выдержана в светлых тонах. Природа звонкая, чистая... Вторая картина — трагическая: вместо прежних чистых красок и запахов появляются иные — мрачные, военные: трава пахнет «маскировкой окопной», запах воздуха тонкий, однако перемешан «с дымом горячих воронок». Столкнув картины мирной и военной жизни, поэт сообщает читателям о том, что теперь уже природа для него — источник не радости, как в детстве, а жестокой памяти о войне.

«Московское утро » (1957—1958) — эпическое сюжетное стихотворение о том, как лирический герой встал пораньше, чтобы купить газету, в которой, по словам главного редактора, будет опубликовано его стихотворение. Но когда газета была просмотрена, стихотворения там не оказалось — сняла его цензура из-за неприемлемой концовки. Последние строки стихотворения — это вывод о том, что главный редактор в искусстве — «великое время», которое поэт призывает учить «мудрым уроком — упреком». Благодаря такому редактору лирическому герою становится «все по плечу», он может «горы своротить».

Более глубокий разговор на тему поэта и поэзии, поэта и времени, поэта и правды, совести А. Твардовский ведет в стихотворениях конца 1950-х — 1960-х годов. «Слово о словах» (1962), «Вся суть в одном — единственном завете... » (1958), «О сущем» (1958), «Нехожен путь... » (1959), «Я сам дознаюсь, доищусь... » (1966), «На дне моей жизни... » (1967), «Допустим, ты свое уже оттопал... » (1968) и др.

«Вся суть в одном — единственном завете... » (1958) — философское размышление об индивидуальном, не зависящем от обстоятельств, неповторимом характере художественного творчества. В духе времени переоценки ценностей (хрущевская «оттепель») — это смелый вывод. И преподносит его автор лаконично, доказательно, нанизывая тезис на тезис, развивая, повторяя исходную мысль, придает характер доказательности высказыванию с помощью средств поэтического синтаксиса: повторов — «в одном — единственном завете»; «Сказать хочу. / И так, как я хочу», но в первую очередь — переносов: вторая строфа состоит из них полностью. Проводится в стихотворении параллель: Лев Толстой — автор. Поэт не может передоверить свое слово даже гению — Льву Толстому.

Стихотворение «О сущем » (1957—1958) написано в ином стилевом ключе, чем предыдущее: в нем больше эмоциональных образов — кирпичиков, которые составляют одно целое — жизнь. Отказываясь от славы и власти в первых строках («Мне славы тлен — без интереса/И власти мелочная страсть...»), в следующих поэт утверждает свою причастность к полноправной жизни природы, общества, доказывает по существу реалистическую, правдивую миссию художественного творчества. Он хочет иметь часть утреннего леса, «уходящей в детство стежки», «березовой сережки», «моря, моющего с пеной / Каменья теплых берегов», песни юности, беды и победы людской. Это все нужно ему для того, чтобы «видеть все, и все изведать, / Всему не издали учась ». В этой части стихотворения эмоциональное воздействие достигается и тропами (эпитеты — пахучая конопля, теплые берега), и повторами — единоначатиями (четырежды предложения начинаются предлогом «от»). Энергичность высказывания достигается приемом бессоюзного соединения фраз. К названным в начале произведения желаниям истинного художника слова автор добавляет в конце произведения еще одно — стремление быть честным.

В стихотворении «Не хожен путь... » (1959) продолжается разговор о поэте, его миссии. Автор считает первейшей обязанностью художника слова — успевать за временем, быть впереди, даже если путь не изведан. Эта идея высказана уже в первой строфе динамического, написанного в форме призыва, обращения к «большому или малому», любому творцу. Эффект действия создается использованием глаголов и глагольных форм, разбивкой длинных строк на более короткие доли, повторами («за ним, за ним»), обращениями, вопросами, восклицаниями («А страшно все же? »; «Еще бы нет! »), дополнительными паузами, не предусмотренными правилами («Да — сладко! »). Создается ощущение возбужденности и высокой эмоциональной настроенности автора.

В стихотворение вводятся элементы драмы как рода литературы: монолог-обращение в первых двух строках перерастает в диалог, происходящий между автором и его воображаемым собеседником. В стихотворении употребляются просторечия («сробел», «без остатка», «крышка»). Последнее слово выражает активное содержание, а потому выступает как отдельная строка. Большую идейную нагрузку несет образ «огневой вал», «вал огня» — это отзвук военной памяти, символ передовой линии обороны, фронта. С его помощью «закрепляется» идея: поэт должен быть впереди, на линии огня.

В системе произведений о сущности творчества, роли поэта и поэзии значительное место занимает стихотворение «Слово о словах » (1962). Философская мысль, заключенная в нем, — многогранная, разветвленная. Слово — первоэлемент литературы, ее строительный материал. Без точного, значительного, удачного слова, без его изобразительного, образного значения не было бы «изящной словесности», как называли литературу еще в пушкинское время. Поэт отстаивает значимость такого творчества, в котором слово имеет огромное значение, активно выступает против «краснословья» (пустословия). Его позиция — позиция мыслителя, мастера. Стихотворение представляет собой раздумье об истинных и ложных ценностях, гражданственности, честности и приспособленчестве. Поэт делит слова на две категории: слово и словеса. Слова всегда точны, пламенны, «скупо применяются» авторами.

В стихотворении «На дне моей жизни... » (1967) звучит мотив осеннего прощания-расставания с жизнью. Поэт осмысливает прожитую жизнь, задумываясь над вопросом, не был ли бренным его путь в этом мире, и отвечает на него отрицательно.

В 1946 году, в период осмысления героической победы, обострившей патриотические чувства поэта, заставившей его взглянуть по-новому на мир в целом и на свою малую родину, написано стихотворение «О родине ». Оно построено по принципу отрицания (пять первых строф) и утверждения (остальные десять). В первой части стихотворения поэт как бы предполагает, что было бы, если бы он родился «у теплого моря в Крыму», на побережье Кавказа, на Волге «в сердце Урала», в Сибири, на Дальнем Востоке. И далее это предположение последовательно, с помощью ряда доводов отвергается, потому что в таком случае автор «не смог бы родиться в родимой... стороне». Все дальнейшее описание сводится к характеристике Родины как самой дорогой, самой любимой. Поэт подбирает «ласковые» эпитеты («не такая знаменитая», «негромкая» сторона; нет в ней величавой полноты рек, горных хребтов; она незавидная). Но это сторона — труженица, обжитая отцами и дедами, с которой поэт «таинством речи родимой», счастьем правды обручен. Потому край этот незнаменитый дорог лирическому герою, что он — его составная часть. Три последние строфы подводят к философскому вы воду-обобщению: именно с горизонтов малой родины видны масштабы Родины великой.

Цикл стихотворений о матери

Тема Родины почти у каждого поэта неотделима от темы матери, женщины. Матери Марии Митрофановне поэт посвятил стихотворения «Я помню осиновый хутор... » (1927), «Песня» (1936), «Не стареет твоя красота... » (1937) и др. Но самым ярким получился цикл из четырех стихотворений под общим названием «Памяти матери » (1965), написанный после ее ухода из жизни. Этот цикл автобиографичен. Первое стихотворение — об авторе, поэте, который вспоминает свой уход из дому в другую жизнь, о том, как эта разлука кончается вызовом к матери на последнюю встречу-разлуку. Это грустная элегия о неумении (и даже нежелании) любить своих матерей, покаяние перед собой и матерью.

Второе стихотворение цикла — «В краю, куда их вывезли гуртом... » — описание трагической страницы жизни семьи Твардовских в ссылке, в Зауралье. Образ матери предстает уже во внутреннем, духовном состоянии: она любит свой край, не мыслит себя без него. Для нее даже родное кладбище — символ Родины. Мать не могла равнодушно смотреть на чужое таежное кладбище. Его образ — противоположный веками созданному образу белорусского кладбища, которое всегда выделялось своими «воздушными» чертами.

Третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют.. .» переводит рассказ в философский план: сравнивая неспешный труд садовников, засыпающих корневища яблонь в яме грунтом так, «Как будто птицам корм из рук, / Крошат его для яблони», по горсточке его отмеривают, и труд могильщиков — поспешный, «рывками, без передышки», ибо он оправдан чувством вины живых перед мертвыми, суровостью и магией подобного ритуала. Так сцена погребения матери перерастает в монолог автора о жизни и смерти, их взаимозависимости, о благородстве любого труда, о вечности и мгновении. Это философская элегия, раздумье о вечных истинах.

Завершается цикл о матери стихотворением «Ты откуда эту песню... », в котором звучит мелодия с повторяющимся эпиграфом (одновременно и рефреном, несколько видоизмененным в конце) из народной песни:

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону домой...

Когда-то пела ее в юности мать А. Твардовского. Вспоминала она ее, переезжая в сибирский край, где «леса темнее», «зимы дольше и лютей».

Мелодия грустная далее переходит в трагическую. Песня матери, высказавшей боль разлуки и с родными в юности, и с родителями в зрелом возрасте, и с жизнью, завершается за две строфы до окончания стихотворения рефреном-эпиграфом. В двух последних строфах песня продолжает звучать в исполнении автора. Это поэт пишет свой реквием, молитвенно повторяя песню матери.

Стихотворением-реквиемом А. Твардовского можно назвать отклик на смерть первого космонавта Земли — «Памяти Гагарина » (1968). До этого поэт написал стихотворение «Космонавт» (1961), в котором восхитился подвигом своего земляка, совершенном «во имя наших и грядущих дней». Но то была торжественная ода, гимн. Второе стихотворение дополняет содержание первого. Поэт пишет о подвиге, благодаря которому мир «стал добрее», потрясенный этой победой. Морально-этическое значение подвига Гагарина доводится до мировых масштабов, а сын смоленского края показывается сыном всей планеты, космоса. Еще одна идея утверждается в стихотворении: первый космонавт — посланец мира, ибо после его полета Земля кажется такой маленькой, беспомощной, что возникает вопрос: «...маленькой Земле — зачем же войны, / Зачем же все, что терпит род людской?». Третья идея стихотворения — автор утверждает, что великий подвиг совершил обычный юноша, «хлеботочец», затем — сам кормилец, не чета древнему княжескому роду. И последняя мысль произведения — констатация бессмертия подвига, славы, скорбь о том, что ушел из жизни не только герой, но и человек, «свойский парень, озорной и милый, / Лихой и дельный, с сердцем не скупым».

Поэтический эпос А. Твардовского. Поэма «По праву памяти»

В начале своего творческого пути А. Твардовский заявлял, что его влечет эпическое повествование. Его поэтический эпос конца 1950—1960-х годов становится более лирическим, публицистическим, по-философски углубленным, с элементами фантастики («Теркин на том свете»).

Тематически поэмы А. Твардовского многообразны: героика труда, энтузиазм созидателей «строек коммунизма», воспоминания о прошлом и мечты о будущем («За далью — даль»), критика пороков социалистического строя — бюрократизма, подхалимства, невежества чиновников («Теркин на том свете»), суд памяти, совести, ответственности за прошлое, антитоталитаризм («По праву памяти»).

Поэма «За далью — даль » писалась с 1950 по 1960 год на основе наблюдений от послевоенных поездок по стране — в Сибирь, Якутию, на Урал, на Дальний Восток. Написана она в форме дорожного дневника, созданного в поезде, следующем из Москвы во Владивосток. В главе «Так это было» поэт выносит приговор сталинщине, диктатору, огражденному еще при жизни кремлевской стеной от народа.

Идейный пафос поэмы «Теркин на том свете » сам автор определил так: «Пафос этой работы... — в победительном, жизнеутверждающем осмеянии всяческой мертвечины, уродливостей бюрократизма, формализма, казенщины и рутины...». Пороки советской бюрократической системы, подчинявшей своей воле и чиновников всех рангов, и народ в целом, приведшие к отрыву руководителей от масс и процветанию угодничества, блата, взяточничества, кумовства, в открытой, публицистической форме поэт не мог показать по цензурным соображениям. Поэтому он написал поэму-сказку, поэму-фантазию, пришлось прибегнуть к вымышленному сюжету: герой прежней поэмы оживает, попадает на тот свет, где его принимают за мертвеца. «Тот свет» спроецирован на советскую государственную систему. Все черты (то (укрупненные, шаржированные) повторяют черты бюрократического государства сталинского типа.

Поэма «По праву памяти » готовилась к печати в «Новом мире» в 1970 году, однако из-за бескомпромиссной правды, заключенной в ней, вышла в свет только в 1987 году. Поэт оценивает трагические события, произошедшие с его другом, с выселенной в тайгу семьей, выносит приговор сталинщине, тоталитаризму, превращающим людей в бесправные существа, калечащим их духовно и физически. Одновременно в ней выносится приговор и себе — частично виноватому в том, что трагически сложилась судьба его близких. С болью, «по праву памяти», рассказывает поэт страшную правду о тиране, прозванном отцом народов:

Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.

Эти строки измученного, исстрадавшегося сердца взяты из второй, центральной главы поэмы. Они отодвигают на второй план фигуру железного вождя — отца всех народов, расшифровывают брошенную им фразу, вынесенную в название главы — «Сын за отца не отвечает». Отвечает! Да еще как! Потому и страдает поэт, который в юности пережил трагедию отречения от отца, а затем получил реабилитацию из уст вождя «Сын за отца не отвечает». А как же не отвечать? Как забыть руки отца «в узлах из жил и сухожилий», которые не могли сразу ухватить маленький черенок ложки, поскольку на них была сплошная мозоль («один мозолистый кулак»)? Как забыть его, горбевшего «годами над землей» и названного кулаком? Поэт, отвергая сталинский лозунг, воссоздает образ своего отца-труженика Трифона Гордеевича, проникает в психологию человека, который уже в вагоне, отъезжая в Сибирь, «держался гордо, отчужденно / От тех, чью долю разделял».

Третья глава — «О памяти» призывает человечество помнить трагедию народа. ГУЛАГи, тюрьмы, репрессии — об этом нужно писать, так как молодое поколение должно помнить «отметки» и «рубцы» трагической истории. Поэты должны домолвить «все былые недомолвки», поскольку каждый оказался в ответе за «всеобщего отца».

А. Твардовский заявляет, что сокрытие правды приведет к трагедии — общество окажется не в ладу с будущим, «неправда будет нам в убыток». Причиной прежнего молчания поэт считает страх, который вынуждал людей «хранить безмолвье / Перед разгулом недобра».

Глава «Перед отлетом», открывающая поэму, — лирическое воспоминание о юности, о светлых мечтах, о новых далях, столичной жизни, мире науки и знаний.

«По праву памяти» — итоговое произведение прозревшего и призвавшего к прозрению других писателя, верившего в социалистические идеалы, в коммунизм и боровшегося за их «чистоту». Служа утопическим идеалам, поэт служил одновременно народу, надеялся на лучшую участь для Отечества.

А. Твардовский — классик русской литературы советского периода. Заслуга его как летописца своего сложного времени велика. Именно ему удалось показать не только героические, но и трагические события, происходившие в стране, приоткрыть правду сталинской эпохи, бросить вызов забвению гуманистических принципов жизнестроения, наступившему в конце 1960-х — в 1970-е годы. Поэт раскрыл дополнительные возможности социалистического реализма, достиг большей правдивости образного отражения действительности, расширил тематические горизонты словесного искусства.

Вступление

Глава 1 Становление поэта

1.1.Детство поэта

1.2. Первые шаги в литературе

Глава 2 Жизнь - одна, и смерть - одна

2.1 Создание поэмы “Василий Тёркин”

2.2. Вперёд за будущим днём, как за огневым валом

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.

Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл “началом всех начал”, - о детстве. А было оно далеко не “золотым”.

Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах (о которых будет сказано ниже), был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.

И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывались так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советского гражданина и русского поэта.

Предоставим слово самому Твардовскому.

“Родился я в Смоленщине, - пишет он, - в 1910 году, 21 июня, на “хуторе пустоши Столпово”, как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта - десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, “Оборках”, как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.

И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему “имению”, как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему то и дело приходилось обращаться к молотку: арендовать в отходе чужой горн и наковальню, работая исполу.

Отец был человеком грамотным и даже нач4танным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским” Пушкина, с “Тарасом Бульбой” Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. В. Толстого, Никитина произошло таким именно образом.

Отец и на память знал много стихов". “Бородино”, “Князя Курбского”, чуть ли не всего ершовского “Конька-Горбунка” (“Автобиография”).

Тогда-то, должно быть, и западали в сердце мальчика, еще еле-еле читавшего по складам, неприязнь и отвращение к коронованному палачу Ивану Грозному, к изменнику Мазепе, к самодуру Кириле Петровичу Троекурову. Здесь, вероятно, истоки всем известной жажды справедливости Твардовского, начало его “детской мстительной мечты”. И, может быть, нет ничего ни удивительного, ни случайного в том, что самое первое его стихотворение, сочиненное в таком возрасте, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обличало мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд.

Большое влияние в детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, и, прежде всего “учёба” в отцовской кузнице, которая для всей округи была “и клубом, и газетой, и академией наук”. “Эстетику труда”, о которой Твардовский впоследствии говорил на учительском съезде, ему не нужно было постигать специально - она входила в его жизнь сама, когда он “ребенком малым” видел, как под кузнечным молотом отца “рождалось все, чем пашут ниву, корчуют лес и строят дом”. А часы ожидания заказчика заполнялись яростными сопорами людей, жаждавших потолковать с грамотным человеком.

На восемнадцатом году жизни Александр Трифонович Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете “Смоленская деревня” была опубликована его заметка “Как происходят перевыборы кооперативов”. 19 июля эта же газета напечатала его первое стихотворение “Новая изба”.

В последующие месяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденции, стихов Твардовского в различных газетах Смоленска; а в начале 1926 года, когда поэт специально приехал в этот город, чтобы познакомиться с М. В. Исаковским, он снова публикует свои стихи в газете “Рабочий путь”. Художник И. Фомичев рисует карандашный портрет “селькора Александра Твардовского”, который напечатан на одной газетной странице с его стихами. В апреле 1927 года смоленская газета “Юный товарищ” помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его стихов и фотографией - все это объединено общим заголовком “Творческий путь Александра Твардовского”. А было Александру 17 лет.

По свидетельству Исаковского, “это был стройный юноша с очень голубыми глазами и светло-русыми волосами. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Шапку он держал в руках”.

Юноша переселился в Смоленск. Но в редакции “Рабочего пути” никакой штатной должности для Твардовского не нашлось. Предложили писать заметки в хронику, что, естественно, не гарантировало постоянного заработка. Но он согласился, хотя прекрасно понимал, что обрекает себя на полуголодное существование.

Летом 1929 года, когда многие сотрудники “Рабочего пути” ушли в отпуск, Твардовского загрузили работой, посылая его с корреспондентскими заданиями и районы. Прибавились заработки, расширился круг знакомств, в том числе и литературных. Поэт осмелился послать свои стихи в Москву, в редакцию журнала “Октябрь”. И - о счастье! Михаил Светлов напечатал стихи девятнадцатилетнего Твардовского. После этого события смоленские горизонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали, кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня всё заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск...”, - так с предельным лаконизмом рассказал поэт о своем пребывании в Москве многие годы спустя.

Трудно сказать, как бы складывалась литературная судьба Твардовского, если бы он остался в Москве, что было вовсе не исключено, имей он постоянное и надежное жилье. Но, надо думать, главная причина его возвращения в Смоленск все-таки в ином. У Твардовского возросла требовательность к. Себе как поэту, и он сам стал все чаще испытывать неудовлетворённость своими стихами. Вероятно, он понимал, что пока родной стихией, питавшей его поэзию, была только жизнь села: его быт, природа, коллективизация и все с нею связанное. Но все эта осталось позади. Позднее он писал: “Был период, когда я, уйдя из деревни, одно время был, по существу, оторван от жизни, вращаясь в узколитературной среде”.

В течение первого года обучения в институте он обязался сдать экзамены за среднюю школу по всем предметам и успешно с этим справился. “ Эти годы учебы и работы в Смоленске - писал впоследствии Твардовский, - навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом... Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни, писал статьи, корреспонденции и вел всякие записи, за каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном процессе становления колхозной жизни” (“Автобиография”).

Начиная с 1929 года Твардовский стал писать по-новому, добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать “естественно, просто”, и он изгонял “всякий лиризм, проявление чувства”. Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях (“Яблоки”, “Стихи о всеобуче”) наряду с подлинно поэтическими стали появляться и такие, например, строчки:

И сюда

Ребят больших и малых

Соберётся школьный коллектив.

Впоследствии Твардовский понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, “в насыщении стихов прозаизмами, “разговорными интонациями” до того, что они переставали звучать как стихи и все в общем сливалось в серость, безобразность... в дальнейшем эти перегибы доходи подчас до абсолютной антихудожественности”

Александр ТрифоновичТвардовский (1910 - 1971гг).

Твардовский родился в 1910 году в деревне ЗагорьеПочинковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца.

Отец поэта,Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах был строг до суровости, честолюбивдо болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности- бывало с ним порой очень нелегко.

И все-такиусловия, в которых протекало детство будущего поэта, складывалось так, что онмог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитыватьстихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческоготруда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью кжадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своимбезудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще напороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекссоветского гражданина и русского поэта.

Большое влияниев детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, ипрежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая для всей округи была « иклубом, и газетой, и академией наук».

К этому времени Саша Твардовский успелпрочесть уже немало книг, но тогда-то, еще совсем малышом, он открыл своюпервую книжку и стал ее самостоятельно читать. Это была «Капитанская дочка»Пушкина. Много позднее он писал: «Я помню формат книги, ее запах, помню, как ябыл счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был охваченею и засиделся у окна избы дотемна…»

Самой дорогой,самой заветной своей книгой Твардовский называет томик стихотворений Некрасова,который отец в голодном 1920 году приобрел на Базаре в Смоленске, выменяв пакартошку.

С детствавобрал в себя поэт безбрежность родимых пространств, с детства глубокозадумался о ценности человеческой жизни и неизбежности смерти (стихотворение «Мнепамятно как умирал мой дед». С детства выработал он в своем сознании высокиеморальные принципы. Потому, не поняв и не узнав Твардовского-подростканевозможно понять и познать его как зрелого поэта.

Навосемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родное Загорье. К этомувремени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомилсяс М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

В 1924 году Твардовский вступает вкомсомол. С 1925 года начинается еголитературная (точнее сказать, селькоровская) деятельность. В смоленских газетахпечатаются его заметки, главным образом критикующие местные власти за ихбезответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди из Загорья иокрестных деревень, просят написать оместных неполадках, разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такоеотношение людей ко многому его обязывает, и начинает себя готовить к болееширокому поприщу.

Впервые имяТвардовского увидело свет 15 февраля1925 года. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Какпроисходят перевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первоестихотворение «Новая изба». В последующиемесяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденций, стихов Твардовского вразличных газетах Смоленска; а в начале 1926года он снова публикует свои стихи в газете «Рабочий путь». В апреле 1927 года смоленская газета «Юныйтоварищ» помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой егостихов и фотографий - все это объединено общим заголовком «Творческий путьАлександра Твардовского». А было Александру 17 лет.

Летом 1929 года поэт осмелился послатьсвои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». И - о счастье! МихаилСветлов напечатал стихи 19-летнего Твардовского. После этого события смоленскиегоризонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. «Нополучилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали,кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям,и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящейучебы и настоящей жизни. Зимой 30 года я вернулся в Смоленск…»

Трудно сказать,как бы складывалась литературная судьба Тв., если бы он остался в Москве, чтобыло вовсе не исключено, имей он постоянное и надежное жилье. У Твардовскоговозросла требовательность к себе как к поэту, и он сам стал все чаще испытыватьнеудовлетворенность своими стихами.

В 1932 году Тв., уже имея семью,становится студентом Смоленского Педагогического Института. Учиться решил послетого, как прочитал первую книгу романа Н. Островского «Как закалялась сталь».Роман, по его собственному признанию, «поглотил залпом».

Попробуем внимательнее присмотреться ктворчеству Тв. 1925-1935 гг. Еслисопоставить его прозу, стихи и поэмы начального периода, то можно прийти ктаким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; его поэмы несколькослабее, чем лирические стихи. Существенность содержания, ясность и прозрачностьформы, красота меткого и умного русского слова-в этих постоянных свойствахлирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились внашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова.

ЛирикаТвардовского-это по преимуществу выражение самых простых, доступных любомутруженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Онаоткрывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь,земля...

Ранние стихиТв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда (особенно этоотносится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметить невольное подражание поэтамстарших поколений - Бунину, Есенину, Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность,что и в прозе, свойственны ранней лирике поэта, что справедливо отметил в своихмемуарах Н. В. Исаковский. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночнойсторож», «Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителясельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и болеетрудной жизни. Картины родной природы проникнуты грустью:

Дорог израненные спины,

Тягучий запах конопли…

До заморозков в город не пробраться

Сквозь не живой болотный полукруг.

Тоскливойкажется поэту повседневная работа жителей этой глуши, хотя он прекраснопонимает ее необходимость. «Незаменимый, как замок», ночной сторож

Совсем готовым встретил вечер,

Оделся, осмотрел ружье…

Всю ночь другим заняться нечем -

Чубук с досадою жует.

Темнеет стешка у постройки,

Вперед, назад - и никаких!

Трезор - и тот давно притих,

А ты ходи, а хочешь стой тут.

Начиная с 1929 года Тв. стал писать по-новому,добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал,хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявлениечувство». Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях(«Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими стали появлятьсяи такие, например, строчки:

Ребят больших и малых

Соберется школьный коллектив.

Это представитель городской,

Машет он уверенно рукой.

ВпоследствииТв. понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность,повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, какпризнал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорнымиинтонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общемсливалось в серость, безобразность… Вдальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютной антихудожественности».

Твардовскийобладает неослабеваемо острым и постоянным чувством родины.

Еще в 30-егоды он написал несколько прекрасных стихотворений, полных чувства любви кродному краю («Друзьям», «За тысячи верст...», «Поездка в Загорье»). Война, захватСмоленщины врагом вызвали в его сердце, переполненном оскорблением, гневом иболью, новый прилив этой сыновней любви.

В«Автобиографии» Тв. писал, что с третьего курса института он ушел «по сложившимсяобстоятельствам». «В те годы, - подтверждает А. Кондратович, - началась работанад «Страной Муравией»,потребовавшая таких сил, что пришлось оставить учебу». Дата выхода в свет этойпоэмы (1936), самым малым разрывомво времени, стало началом все более широкого осознания того немаловажного длянашей литературы факта, что в ней появился поэт, обещающий стать истиннонародным.

Ее герой, Никита Моргунок, мечтавшийо счастье и свободном труде на своей земле,

понял и осознал, что счастьеможет быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открыласьправда о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самыхумных и трудолюбивых хозяев, страшновато.

«Со «СтраныМуравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счетсвоим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определили в «Автобиографии» значениеэтой поэмы сам автор.

Следующимэтапом творчества Тв. по праву называют его работу над знаменитымстихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «Страны Муравии» пятьлет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие встановлении личности поэта.

Вскоре, с осени1936 года, Тв. становится студентомтретьего курса МИФЛИ и поселяется в столице. Все знавшие его студентомподчеркивали его собранность и целеустремленность, аккуратность исосредоточенность, привычку рано вставать и тут же приниматься за дело. Любыепроявления богемности были ему всегда отвратительны.

А. Кондратович,учившийся в те же годы в МИФЛИ двумя курсами раньше Тв., свидетельствует:«Учебы, не составлявшая главного содержания жизни Тв., была для него деломочень важным, не проходным и уж, конечно, не средством для получения диплома.Чем бы ни занимался Тв., он занималсятолько всерьез и основательно, отдавая этому делу в данный момент все своисилы».

За годы учебыон выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника».

В 1938 году Тв. стал кандидатом в членыВКП(б), а в январе 1939 года вместес некоторыми другими писателями награжден орденом Ленина. В одном спискес ним оказались такие ветераны советской литературы, как Н. Асеев, Н. Тихонов,В. Катаев, Е. Петров, Я. Купала, Я. Колас, М. Шолохов. Позднее Тв. признавался:«Конечно, я не ожидал такой награды, вообще не ожидал никакой награды. И когдамне сказали, что я награжден орденом Ленина, я вначале не поверил… И былочувство и радости, и неловкости - столько стариков получили награды меньшеговеса или не получили вовсе».

Едва успевокончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принял участие восвобождении Западной Белоруссии (1939г.).Затем был демобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженногоконфликта призван вновь - так же, как и раньше, в должности спецкорреспондентавоенной газеты, но уже в офицерском звании («писатель с двумя шпалами», - говорит он о себе, - т.е. батальонный комиссар),

За исключениемнескольких дней, проведенных в Ленинграде, Тв. всю войну был на Карельскомперешейке. Испытал винтовочный и орудийный обстрел, замерзал на ледяном ветру,видел множество убитых и раненных, узнал быт фронтовых землянок и блиндажей.Чуть не ежедневно в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины»появляются его очерки, корреспонденции, стихи, а также куплеты о Васе Теркине,которые писались совместно с А. Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем идругими как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре послеокончания войны, весной 1940 года,Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован.

Первое утроВеликой Отечественной войны застало Тв. в Подмосковье, в деревне ГрязиЗвенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был вМоскве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где емупредстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый светна жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина ичужбина», а также воспоминания Е. Доматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О.Верейского, знавших Тв. в те годы. Так, Е. Воробьеву он рассказал, что «в 1941году под Киевом … он едва вышел из окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом,из которого, по словам И. С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине42-го года Тв. был перемещен с Юго-Западного на Западный, и теперь до самогоконца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейскаяправда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

Повоспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Тв. и иллюстрировавшегоего произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, стонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягкоступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма оченьшла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы,зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлыеглаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались,иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но вочертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость».

Во время войнывыявилось еще одна характерная черта Тв.: он не только никогда не щеголял своейхрабростью, но, напротив, не редко подчеркивал те моменты, когда испытывалчувство страха. Но по свидетельству А. Аборского это был человек недюжиннойличной храбрости. Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал такжеизрядной физической силой (видно, не зря в детстве время в отцовской кузнице),твердостью руки и верностью взгляда. Неудивительно, что он стал чемпиономгарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «он очень любил проявлятьсвою недюжинную физическую силу, т.е. не показывать ее, а просто выпускать наволю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускалслучая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся снемногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие взастольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народныепесни».

СтихиА.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не толькоиз героических подвигов, но и из армейского, военного быта и лирические взволнованныевоспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, истихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарасталистежки-дорожки...». В стихах поэта военных лет звучит и философскоеосмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии

В годы войнысоздана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русскогосолдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер влучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, аживой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились ибогатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографическиечерты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину,который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решенообозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой,совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типуповествования гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он извинтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе«Переправа» рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку,чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки.Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам авторобозначил, как творческую задачу:

«Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке».

В 1944 году вся редакция «Красноармейскойправды» вошла в состав третьего Белорусского фронта. Вместе с бойцами иофицерами этого фронта Тв. встретил День Победы.

В сентябре 1945 года подполковник Тв.демобилизованный первым из своей писательской группы, покидает Бобруйск, гденаходилась после войны редакция. Впереди - Москва, встреча с семьей и новыестраницы жизни, творчества.

В свои 35 летон знаменит и занимает ряд ответственных постов: избран в правление союзаписателей; является членом Комитета по Государственным премиям СССР; назначенпредседателем Комиссии по работе с молодыми авторами; назван во всех учебникахсоветской литературы.

Тем не менее,самому Тв., «любителю жизни мирной», как выразился он о себе в «Книге пробойца», было очень нелегко и непросто в послевоенные годы вновь обратиться кмирным темам: то, что было пережито за четыре года кровавой войны, цепко удерживалоего музу. Неслучайно именно в эти годы, когда война стала событием недавнегопрошлого и уже стало возможно осмыслить ее с позиций послевоенных, он создаеттакой шедевр, как «Я убит подо Ржевом».Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самойтрагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, егообращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет праволишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико пообъему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколькораз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традициидревнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение«братья».

В эти же годы пишет стихи такойсилы, как «Москва», «Сыну погибшего воина», «в тот день, когда окончилась война».Все они - о войне. То, что не войне, как правило, значительно слабее.

В 1950 году Тв. был назначен главным редактором «Нового мира». В этоже время, несмотря на значительно сократившееся количество времени, начал своеновое крупное произведение - поэму «За далью - даль».

Поэма «За далью - даль» состоит из 15 глав.Писалась она десять лет (1950-1960 гг.).Ее трудно назвать эпическим произведением. Описаний здесь очень мало (виды, мелькающиеза окном, вагонные соседи, Александровский централ). Событий всего два (перекрытиеАнгары и встреча с другом детства). Все остальное - авторские воспоминания илираздумья, или, как выразился сам Тв., «отступленья, восклицанья, да оговорокэтих тьма». Основное событие, описываемое в поэме, величественно и грандиозно.Это - работа по строительству Иркутской ГЭС.

Любителямпроизведений исключительно остросюжетных читать «За далью - даль» покажетсяскучным, да автор и не старался для них «плетень художества плести». Поэмарассчитана на мыслящего читателя, на читателя-гражданина, которого волнуют иобщественные, и государственные, и мировые проблемы. Писать для такого читателянелегко, но, быть может, потому и достигла такого уровня поэма, что авторничего не таил от читателя:

Что горько, мне, что тяжко было

И что внушало прибыль сил,

С чем жизнь справляться торопила -

Я все сюда и заносил.

В последниедесять - пятнадцать лет своей жизни Тв. был для множества своих собратьев поперу своеобразным духовным отцом благодаря своему исключительному таланту, а главнымобразом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности засудьбы литературы, да и не только ее. «Он был нашей поэтической совестью» - такпредельно точно определит нравственное значение Тв. Кайсын Кулиев.

Лет запятнадцать до смерти Тв. писал, что жизнь его «не обделила … и столько в сердцепоместила, что диву до поры - какие жесткие под силу ему ознобы и жары».

До поры…

Но вот поранастала.

Умер еще одинвеликий поэт.

Осиротелапоэзия.

Стремлениесказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главноесвойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбы народа, его пути кобщему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерныйтрудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность,общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которыевдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. А. Твардовского отличаетпревосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинногореалиста, убежденного сторонника «правды сущей, правды, прямо в душубьющей». Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в сутьпредмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себянаиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русскихпоэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. А. Твардовский - выдающийсяпредставитель социалистического реализма в нашей литературе.

Твардовский родился в 1910 г. в деревне Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. До 18 лет он жил в деревне: учился в школе, работал в поле и в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки, а в 1928 г. переехал в Смоленск, где два года учился в педагогическом институте. Позднее, в 1939 г., Твардовский закончил Московский институт философии, литературы и истории.

Писать стихи Твардовский начал очень рано. В детские годы он познакомился с народным творчеством, с произведениями Некрасова и других русских классиков, которые произвели на него глубокое впечатление. Еще из деревни Твардовский посылает свои стихи в смоленские газеты. Первые литературные опыты Твардовского были горячо поддержаны его земляком М. Исаковским, жившим в Смоленске, в те годы уже известным поэтом.

В 1931 г. отдельной книжкой вышла поэма Твардовского «Путь к социализму», а в 1935 г. – первый сборник стихов. В 1936 г. была напечатана поэма Твардовского «Страна Муравия», которая принесла ему широкую известность и литературное признание.

«Страна Муравия» . С самых первых шагов в литературе Твардовский берется за трудные и ответственные темы большого общественного значения. В годы, когда в стране решался вопрос о судьбе крестьянского уклада жизни, молодой поэт (ему было тогда 25 лет) написал поэму «Страна Муравия». Ее герой – крестьянин Никита Моргунок не решается вступать в колхоз, так как боится потерять свою самостоятельность. Единоличная крестьянская жизнь и труд полны в его глазах особой привлекательности и своеобразной поэзии. Он слышал когда-то старинную легенду о стране Муравии – стране крестьянского счастья, где живут богато и независимо. Моргунок отправляется на поиски этой сказочной страны:

И в стороне далекой той -

Знал точно Моргунок -

Стоит на горочке крутой,

Как кустик, хуторок.

Земля в длину и в ширину

Кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та – твоя.

И никого не спрашивай,

Себя лишь уважай.

Косить пошел – покашивай,

Поехал – поезжай.

И все твое перед тобой,

Ходи себе поплевывай.

Колодец твой, и ельник твой,

И шишки все еловые.

Нетрудно заметить связь поэмы «Страна Муравия» с русской классической литературой. Когда-то Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» изобразил крестьян, ищущих по всей России счастливого человека и встречающих на своем пути горе и страдания народа. В поэме Твардовского Моргунок тоже ищет счастливых людей и находит их на колхозных полях. Сюжет «Страны Муравии» связан и с мотивами народных сказок, в которых речь идет о поисках клада, богатства, счастливой страны и т.п. Свои последующие поэмы Твардовский также посвятил важным историческим этапам в жизни нашего народа и государства.

«Василий Теркин» . Еще во время войны с белофиннами (1939 – 1940) Твардовский вместе с другими поэтами писал стихотворные фельетоны о бывалом солдате Васе Теркине, творившем на фронте чудеса храбрости. В годы Великой Отечественной войны Твардовский сделал Василия Теркина героем задуманной им «книги про бойца». Образ Теркина приобрел при этом неизмеримо более серьезное содержание и глубокий смысл. Так возникла поэма «Василий Теркин». Она писалась поэтом в течение всей войны – с 1941 по 1945 год.

В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма и развивается, так она и построена.

Эти строки и страницы -

Дней и верст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной, беспросветный ужас. Во вступлении к «Василию Теркину» Твардовский так определил свой подход к теме войны:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Понятно, что война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода – все это показано в «Теркине», как того требует правда.

Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует сила жизнеутверждения, вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями, люди радуются и смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Святой и правый бой воспевает в своей поэме Твардовский. Этот бой способен поднять дух, вызвать готовность к самопожертвованию, вдохновить и на труд, и на подвиги. И это тот бой, по сути дела, на который звали старые революционные песни: «На бой кровавый, святой и правый!»

«Василий Теркин» – это «книга про бойца». Ее герой – рядовой советский солдат Василий Теркин. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами, переживаниями. Это тот «святой и грешный русский чудо-человек», который выстоял и победил в величайшей из войн.

В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа.

«Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

На всех фронтах знали героя поэмы Твардовского – Василия Теркина.

Я мечтал о сущем чуде,

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей… -

писал Твардовский, и надежды его оправдались.

«Дом у дороги» . Вскоре после победы над гитлеровской Германией Твардовский написал новую поэму о войне – «Дом у дороги» (1946).

Но если в «Василии Теркине» действие происходит в основном на фронте, то в новой поэме – преимущественно в тылу. «Дом у дороги» – это поэма о бедствиях одной семьи, которую война обездолила, разъединила и несет по разным дорогам, это поэма о народном горе.

Поэма открывается глубоко поэтическим описанием сенокоса. Колхозник Андрей Сивцов ранним утром косит траву в цветущем саду, он счастлив, труд его радостен:

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло, и дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и мы домой.

Но мирная жизнь советских людей нарушена фашистским нападением. Андрей Сивцов в первый же день войны отправляется на фронт («Не докосил хозяин луг, в поход запоясался…»).

Фашисты приносят опустошение в родное село Андрея. Они угоняют в фашистскую неволю его жену Анюту и детей, обрекают их на страшное, голодное существование. Жена Андрея работает в Восточной Пруссии батрачкой, но она не падает духом и вселяет в детей веру: «Вот наш отец придет сюда и нас возьмет отсюда».

Закончилась война. Андрей Сивцов возвращается в родное село. Он ничего не знает о своей семье, у него «ни двора, ни дома»:

И там, где канули в огне

Венцы, столбы, стропила, -

Темна, жирна по целине,

Как конопля, крапива…

Глухой, нерадостный покой

Хозяина встречает.

Калеки-яблони с тоской

Гольем ветвей качают…

Присел на камушек солдат

У бывшего порога.

Больную с палочкою в ряд

Свою устроил ногу.

Но жизнь берет свое. Андрей знает: отчаиваться, складывать руки нельзя, и опора у людей в труде. Он надеется на возвращение семьи и строит новый дом:

Перекурил, шинель долой,

Разметил план лопатой -

Коль ждать жену с детьми домой.

Так надо строить хату.

В поэме не рассказывается, как вернулась домой семья Андрея, но это предугадывается само собой. Кончается поэма тем, чем началась, – сенокосом:

Чтоб горе делом занялось,

Солдат вставал с рассвета

И шире, шире гнал прокос -

За все четыре лета.

Прекрасна жизнь, торжествующая над смертью, прекрасен труд, залечивающий раны войны, прекрасна любовь, не угасшая ни на войне, ни в плену, – таков смысл этой проникновенной, самой лиричной поэмы Твардовского.

«По праву памяти» . Это последняя поэма Твардовского. Она была написана в 1969 г., однако увидела свет через 18 лет, только в 1987 г. В этом произведении поэт осмысливает видение прошлого, показывает подлинную трудную историю страны в годы культа Сталина. «По праву памяти» – это лирическая исповедь. То, о чем пишет поэт, очень личное, оно кровно касается его собственной судьбы, связано с его биографией.