Установление Советской Власти на Кавказе и Средней Азии. Завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке. «31 спорный вопрос» русской истории: басмачество как результат просчетов большевиков

«Лента.ру» продолжает изучать «спорные вопросы», сформулированные экспертами, готовящими «единый учебник» по русской истории. Тема №19 посвящена «характеру национальной политики большевиков и ее оценке». К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым - усмирить национальные окраины. Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением - басмачеством - продолжалась до 1930-х. «Лента.ру» попыталась понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом - закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) - это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Население Туркестанского края к 1917 году превышало 11 миллионов человек, при этом в городах жили только 14 процентов из них. Более 90 процентов жителей региона исповедовали ислам. Уровень грамотности в Туркестане колебался в районе двух-трех процентов, в то время как, например, в Центральной России он составлял около 35 процентов. Часть населения вела полукочевой образ жизни - максимально традиционный и несовременный. Национальное самосознание также было чрезвычайно низким - многие местные народности еще не успели сформироваться в нации.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м - Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) - протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году - именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» - как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу - подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было - в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать - вплоть до расстрела.

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения - часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже - немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача - удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты - когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков - там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.

Сергей Лазо - герой гражданской воины на Дальнем Востоке. В 1920 году т. Лазо был заживо сожжён интервентами-японцами в топке паровоза.

В октябре 1922 года Красной Армией был освобождён и Владивосток.

Японское иго над Дальним Востоком было сброшено.

Но долго будут помнить трудящиеся Сибири и Дальнего Востока насилия и грабежи, которые творила японская армия. Никогда не забудут рабочие и крестьяне, как в топках паровозов японцы сжигали живыми красных партизан. Так погиб за освобождение Дальнего Востока герой Сергей Лазо .

Создание СССР. Теперь вся страна была очищена от белых войск и интервентов. Надо было обеспечить страну и от дальнейших вооружённых нападений буржуазных стран. Надо было поднять хозяйство в стране и строить социализм. Надо было оказать помощь в подъёме национальной культуры всем народам Страны Советов. Для всего этого необходимо было создать объединённое союзное государство. С этой целью в 1922 году но предложению Ленина и Сталина съехались в Москву делегаты от союзных республик на I Всесоюзный съезд Советов и образовали добровольное государственное объединение народов, союзное государство под названием Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Вначале в СССР объединилось несколько советских республик: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), с главным городом Москвой, Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР), со своей столицей сначала Харьковом, а потом Киевом, Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), с главным городом Минском. Закавказские Советские Социалистические Республики: Азербайджанская, Грузинская и Армянская, составляли одно объединение - Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР), с главной столицей Тбилиси. Немного позднее в Средней Азии организовались три самостоятельные советские республики: Узбекская , со столицей Ташкент, Туркменская , со столицей Ашхабад, и Таджикская , со столицей Сталинабад, которые также вошли в СССР.

В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках во время болезни В. И. Ленина.

Народы СССР зажили дружной семьёй. Много народностей, при царизме вымиравших, забитых, неграмотных, теперь ожили и начали в братском союзе народов строить социализм. Развитие национальной культуры пошло быстрыми шагами вперёд во всех республиках. Было открыто много школ, университетов, библиотек, построены театры, много книг стали печатать на национальных языках. Народы СССР, не имевшие раньше письменности, получили свой алфавит. Культура народов пышно расцвела.

61. Ленин умер, но дело его живет

Смерть Ленина. 21 января 1924 года, на 54-м году жизни, после долгой и тяжёлой болезни, в Горках, под Москвой, умер великий Ленин. Трудящиеся всего мира потеряли своего вождя, который подготовил, осуществил пролетарскую революцию, спас её в тяжёлые годы от бесчисленных врагов. Умер человек, больше которого никто не сделал для человечества.

Глубочайшая скорбь охватила миллионы трудящихся. В жестокие январские морозы вереницы трудящихся Москвы шли проститься с прахом своего гениального вождя. Они были охвачены глубокой печалью и твёрдой решимостью идти по пути, указанному Лениным.

Трудящиеся Москвы идут проститься с прахом В. И. Ленина в Колонный зал Дома союзов.

Под звуки скорбного марша похоронил народ Ленина у кремлёвской стены. Там и сейчас лежит он, как живой, в мраморном мавзолее, в стеклянном гробу, с орденом Красного Знамени на груди.

И трудящиеся со всех концов нашей страны, приезжая в Москву, идут в мавзолей, чтобы запечатлеть образ вождя, который привёл народ к свободной и счастливой жизни.

Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина в Москве на Красной площади.

Клятва Сталина. 26 января, когда собрались делегаты со всех концов СССР на II Всесоюзный съезд Советов , Сталин по поручению большевистской партии произнёс клятву перед народом от имени партии. Он говорил:

"Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии. Клянёмся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь!"…

"Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство нашей партии, как зеницу ока. Клянёмся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним и эту твою заповедь!"…

"Только в нашей стране удалось угнетённым и задавленным массам трудящихся сбросить с плеч господство помещиков и капиталистов и поставить на его место господство рабочих и крестьян"…

"Этой гигантской борьбой руководил товарищ Ленин и его партия"…

"Имя Ленина стало самым любимым именем трудящихся и эксплуатируемых масс".

"Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить и укреплять диктатуру пролетариата. Клянёмся тебе, товарищ Ленин, что мы не пощадим своих сил для того, чтобы выполнить с честью и эту твою заповедь!"…

Иосиф Виссарионович Сталин (1879–1953 гг.).

"Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять всеми силами союз рабочих и крестьян. Клянёмся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним и эту твою заповедь!"…

"Русские и украинцы, башкиры и белорусы, грузины и азербайджанцы, армяне и дагестанцы, татары и киргизы, узбеки и туркмены - все они одинаково заинтересованы в укреплении диктатуры пролетариата"…

"Товарищ Ленин неустанно говорил нам о необходимости добровольного союза народов нашей страны, о необходимости братского их сотрудничества в рамках Союза Республик".

"Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять и расширять Союз Республик. Клянёмся тебе, товарищ Ленин, что мы выполним с честью и эту твою заповедь!"…

"Ленин не раз указывал нам, что укрепление Красной Армии и улучшение её состояния является одной из важнейших задач нашей партии"…

"Поклянёмся же, товарищи, что мы не пощадим сил для того, чтобы укрепить нашу Красную Армию, наш Красный флот".

XV. Пятилетки социализма и Великая Отечественная война

62. Социалистическая промышленность и коллективные хозяйства в земледелии (колхозы)

Строительство социалистической промышленности. Пущенные в ход старые фабрики и заводы были очень отсталыми и с устаревшими машинами. Их было немного, и они производили очень мало товаров, нужных стране. Мало выплавлялось чугуна. Мало добывалось нефти, угля. Многих товаров у нас совсем не производили. Их нужно было привозить из-за границы.

Вячеслав Михайлович Mолотов.

В 1925 году на XIV съезде партии товарищ Сталин указал, по поручению партии, что нам надо в самое короткое время превратить нашу сельскохозяйственную страну в страну промышленную. Для этого нужно построить много новых фабрик, заводов и электростанций; переделать все старые заводы по последнему слову науки и техники. Нам нужно строить тракторы, комбайны, автомобили, новые станки для заводов, аэропланы. Нам нужно создать много хорошо обученных рабочих и специалистов. Нам надо догнать и перегнать самые передовые капиталистические страны, "иначе они нас затрут". Это и называется индустриализацией.

Григорий Константинович Орджоникидзе (1886–1937 гг.).

Но против этого плана строительства социализма в нашей стране выступили находившиеся в это время в рядах партии предатели - Троцкий, Зиновьев и Каменев. Они всеми мерами стремились сорвать строительство социалистической промышленности. Они утверждали, что в СССР невозможно построить социалистическое общество, что рабочие и крестьяне не могут обойтись без капиталистов и кулаков. Их борьбу с партией использовала иностранная буржуазия для клеветы на Советский Союз и борьбы с ним. Она подкупила часть старых специалистов и остатки меньшевиков и эсеров, из которых создала контрреволюционные группы вредителей для срыва растущей промышленности СССР. Вредители портили машины, устраивали обвалы шахт, где добывают уголь и руду. Они взрывали и сжигали заводы, фабрики и электростанции. Вредителей поймали, и они были сурово наказаны. Но троцкисты свою борьбу с партией и народом продолжали. Партия изгнала из своих рядов троцкистов. Троцкого народ выгнал из Советского Союза, и он открыто перешел на службу к буржуазии.

Гражданская война на третьем этапе продемонстрировала стратегическое преимущество большевиков – победа была на их стороне, и ничто не могло помешать планам Красной Армии.

В 1920 году боевые действия активно велись на территории Средней Азии. На протяжении 1920 года власть Советов была установлена в Бухаре, Армении, Азербайджане. «Красные» войска нанесли поражение «белым» в Семиречье.

В конце апреля – в начале мая Красная Армия успешно осуществила наступательную операцию, главной целью которой было установление власти Советов в Азербайджане.

Еще в 1918 года, после свержения власти Советов, образовалась Азербайджанская Демократическая Республика – первое государственное образование в мусульманском мире, где женщины имели право голосовать на выборах. Коммунисты действовали из подполья – удалось организовать Бакинскую организацию, Гуммет и Адалат. В 1919 году коммунисты выдвинули идею независимого Азербайджана и установления советской власти.

Подготовка к восстанию началась в 1919 году. В середине февраля 1920 года бакинские коммунисты официально образовали местную коммунистическую партию – в ответ на это были усилены репрессии со стороны центральной власти страны.

В апреле произошел переворот, следствием которого стала передача власти Азербайджанскому революционному комитету. Во время переворот произошел рейд бронепоездов, ставший наиболее знаковым событием в истории советизации страны.

Значительную роль в установлении власти советов сыграли кемалисты. Турция рассчитывала на поддержку России в борьбе с Антантой, поэтому участвовала в Бакинской операции – в основном, проводя идеологическую работу с населением Азербайджана. До конца мая советизация произошла практически на всей территории страны.

Война с Грузией

Историография располагает несколькими вариантами наименований событий в Грузии – «советизация», «советская оккупация» и другие. Различные формулировки используют отечественные и зарубежные историки.

Сторонами конфликта были:

  • Большевики – с одной стороны;
  • Народная гвардия и ополчение, армия Грузинской Демократической Республики – с другой. Противникам большевиков оказывали поддержку иностранные интервенты.

Советизации Грузии предшествовал ряд событий – установление власти Советов в Азербайджане и Армении. В 1920 году попытка большевицкого переворота в Грузии была безуспешной – меньшевики при поддержке Антанты подавили восстание. Сложной для России была ситуация с Польшей, поэтому было принято решение заключить мир с Грузией:

  • Грузинская Демократическая Республика признавалась независимой;
  • Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела страны;
  • Коммунистическая партия Грузии была легализирована.

Осень 1920 года – время армяно-турецкой войны, в результате которой власть Советов была установлена в Армении, а Грузия была окружена странами с большевицким режимом. Мнения большевистских лидеров по поводу Грузии разделились: одни выступали за немедленную оккупацию страны, другие были против этого. Активное вмешательство в события в Грузии проявляла Турция.

В феврале 1921 года новопровозглашенная Грузинская СР обратилась за помощью в укреплении власти большевиков к советской России.

Операция в Бухаре

Накануне операции наметился перелом в борьбе за советскую власть в Азии. Важным моментом стал переход на сторону большевиков одного из лидеров местной «третьей силы» – басмачей – Мадамин-бека. Весной 1920 года большевики восстановили связь с советским Туркестаном – с этого момента важной задачей стала охрана границ этого государственного образования.

Главными целями операции под руководством М.Фрунзе была поддержка бухарских коммунистов и свержение власти эмира. События происходили в конце августа – начале сентября 1920 года в рамках обширных военных действий Гражданской войны.

Операция началась с восстания в Чарджуйском бекстве. Идеологи восстания – бухарские коммунисты, которые обратились за поддержкой к Туркестанской советской республике. «Красные» совместно с восставшими штурмом взяли Старый Чарджуй, в котором образовали революционный комитет. Ревком призвал местное население бороться с властью эмира – уже в начале сентября была взята Бухара, а в начале октября провозгласили Бухарскую НСР.

Бухарская операция была проведена быстро и успешно, благодаря тщательному планированию. События в Бухаре стали начальным этапом военных действий большевиков в этом регионе. Конечной целью было закрепление советской власти и влияния в регионе. Особенностями региона были национальные и природные отличия – они делали военные действия сложнее и дольше.

События в регионе подытожил Карсский мир или договор, подписанный в 1922 году. стороны: советские Армения, Азербайджан, Грузия и Турция. Подписан в рамках конференции, на которой рассматривали положения Московского договора между Турцией и Россией, подписанного годом ранее. Соглашения регулировали экономические и территориальные противоречия.

В события в Закавказье активно вмешивались представители стран Антанты. Наиболее ощутимыми были действия интервентов в Туркестане. Ставку Антанта сделала на эмират в Бухаре – выделяли финансовую помощь борцам с большевиками, поставляли оружие, поддерживали басмачество.

Боевые действия в Азии на третьем этапе Гражданской войны завершились установлением в Азербайджане, Армении и Грузии советских режимов.

Колониализм — это социальный порядок, основанный на бес-пощадной эксплуатации ресурсов и потенциала народов, территория проживания которых захвачена метрополией или присоединена к ней каким-либо иным путём.

Первый этап колониализма России в Средней Азии начался в середине XIX века. Второй этап колониализма (в составе СССР), хотя и протекал своеобразно, по-советски, в сущности, был про-должением первого периода. В настоящее время многими при-знается нецивилизованность не только советской власти, но и вообще марксистско -ленинского социализма . Изменения, про-изошедшие в хозяйственной и культурной сферах, были одно-сторонними.

Военно-политические цели

Захватническая политика России в Центральной Азии пре-следовала не только экономические выгоды, как это было в колониальной политике стран Западной Европы, но и военно--политические цели. Учитывая опасность столкновения интере-сов России и Великобритании в Центральной Азии и на Сред-нем Востоке, северная колониальная империя собиралась также взять реванш за проигрыш в Крымской войне . Поэтому установ-ление колониальных порядков в Туркестане (Средней Азии) осуществлялось очень жёсткими методами.

Экономические цели

Экономический аспект колониализма заключался в том, что-бы присвоить как можно больше богатств. Для этого использо-вались все средства от налоговой политики до строительства железных дорог. Поскольку вывозить прошедшие первичную обработку сырьевые материалы обходилось дешевле, колони-заторы строили здесь хлопкоочистительные и маслозаводы. В экономической сфере метрополией создавались финансово--банковские учреждения, бурно развивалось ростовщичество, строились предприятия по изготовлению винно-водочной про-дукции и т.д.

Россия рассматривала Туркестан (Среднюю Азию) как рынок сбыта промыш-ленной продукции. На вырученные деньги по установленным колонизаторами ценам покупались и вывозились шёлк, хлопок, каракулевые смушки, сушёные фрукты и другая продукция.

Местные народы, предки которых создавали цивилизации общемирового уровня, отнеслись ко всему этому однозначно. Трудо-вой народ, стихийно выражая своё недовольство, все чаще стал подниматься на борьбу.

Относительно небольшая часть ранее политически, эконо-мически и духовно господствовавших деятелей вела идейно--практическую борьбу против христианизации, русификации и вообще любой формы колонизации. Для неё главная цель за-ключалась в восстановлении национально-государственной не-зависимости. Пример тому — народное восстание под руковод-ством Мухаммада Али .

Как известно, колониализм в Туркестане (Средней Азии) спо-собствовал устойчивости социального застоя. Оторванность от происходивших в мире общественно -политических процессов привела к разобщённости прогрессивных сил в Центральной Азии. Если Февральская революция ускорила эти процессы, то в результате Октябрьского переворота они резко обострились.

Русификация

Чтобы навечно закрепиться в Средней Азии, колониальная админи-страция России не ограничилась только экономическими мерами. Она считала опасным дальнейшее функционирование существую-щих мактабов (школ) и медресе и решила начать именно с этой сферы, а именно русификацию — создание русско-туземных школ. Началось активное вмешательство в дела мусульманских учреждений, организаций религиозного управления, системы брака и семьи.

Делопроизводство велось на русском языке . Это было связано не только с тем, что направленные из метрополии чи-новники не владели местным языком, но и с проводимой шовинистической политикой.

Сельское хозяйство

В результате приспособления хозяйственной жизни Турке-стана (Средней Азии) к нуждам промышленности Центра здесь была введена хлопковая монокультура. Построенные заводы и фабрики также были связаны с этой отраслью. На них работали в основном русские специалисты.

Коллективизация нанесла невосполнимый ущерб аграрной сфере. Традиционная система орошаемого земледелия здесь всегда способна была обеспечить хотя бы минимальный уро-вень производства продовольствия. Однако в результате совет-ской политики и в Туркестане были неоднократные вспышки голода. Материал с сайта

Репрессии

Являвшаяся цветом нации интеллигенция была репрессиро-вана. А у тех, кто пришёл на её место, потенциал во многих слу-чаях был на уровне требований колонизаторов. Проводившаяся насильственно, не считаясь с вековыми традициями, кампания «Худжум» (Наступление) по освобождению женщин приводила к многочисленным жертвам.

Духовная культура

Просвещение, наука и другие отрасли духовной культуры , финансируясь по остаточному принципу, были направлены на пропаганду совершенно далёких от местных условий утопиче-ских коммунистических идей, наносивших вред традиционному образу жизни людей . В результате пренебрежительного отноше-ния к личности и её интересам, стремления уравнять всех люди не развивались в соответствии с национальными потребностя-ми и становились безразличными.

Советская власть в Туркестане (Средней Азии) была установлена большеви-ками насильственным путём. Придя к власти, они как в Центре, так и в национально-колониальных окраинах стали проводить в жизнь несколько видоизменённые

Красная Армия вплотную подошла к границам Закав­казья . В это время в Азербайджане у власти находилась национально-демо­кратическая партия «Мусават» («Ра­венство»), в Грузии правили меньше­вики, в Армении — социалистическая партия «Дашнакцутюн» («Союз»).

Красной Армии , по замыслу руковод­ства большевиков , предстояло устано­вить в этих республиках Советскую власть. 27 апреля 1920 г. красные перешли азербайджанскую границу. Местные большевики созда­ли Революционный комитет, который обратился к Советской России с прось­бой прислать войска. Эта просьба должна была узаконить пребывание советских военных сил на территории республики. 28 апреля в Баку на бро­непоезде прибыли представители но­вой власти — , Сергей Киров и Анастас Микоян.

Сходным образом развивались собы­тия и в Армении. В ноябре 1920 г. Ре­волюционный комитет, образованный коммунистами, потребовал передать ему власть. Сами члены ревкома ещё находились за пределами Армении, но опирались на мощную поддержку Крас­ной Армии. В течение нескольких дней в конце ноября советские войска поч­ти без единого выстрела заняли терри­торию Армении.

Значительно сложнее было утвердить Советскую власть в Грузии . В. Ленин считал её самым серьёзным противни­ком в Закавказье. В мае 1920 г. Совет­ская Россия официально признала не­зависимость Грузии. На выборах здесь победили меньшевики - они получи­ли 640 тыс. голосов (большевики - 24 тыс.). Правительство возглавил меньшевик Ной Жордания. В январе 1920 г. он в нескольких словах ярко об­рисовал свой политический курс: «Наш путь идёт к Европе, путь России — к Азии. Я должен решительно заявить, что предпочитаю империалистов Запа­да фанатикам Востока».

Однако в январе 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение устано­вить в Грузии Советскую власть. 16 февраля в селении Шулавери обра­зовался Революционный комитет Гру­зии. Тотчас Красная Армия пришла ему на помощь. После нескольких дней боёв 25 февраля в республике также установилась Советская власть.

Последняя вспышка Гражданской вой­ны в Закавказье произошла три года спустя, в августе 1924 г. Грузинские меньшевики организовали восстание шахтёров, которое быстро распростра­нилось на всю республику. Но уже че­рез несколько дней восставших полно­стью разгромили части Красной Армии и войска ОГПУ. При этом потери пов­станцев, по некоторым данным, соста­вили примерно 7 тысяч человек.

В октябре 1917 г., через несколько дней после победы больше­виков в Петрограде, власть в Ташкенте также перешла в руки Со­вета. Опирался Совет в основном на железнодорожных рабочих и солдат, почти исключительно русских. Несколько лет спустя коммунист Г. Сафаров отмечал: «С первых же дней революции Советская власть утвердилась в Туркестане (так называлась тогда большая часть Средней Азии) как власть тонкого слоя русских рабочих по линии железной дороги. Ещё и до сих пор здесь широко распространён тот взгляд, что единственным носителем пролетарской диктатуры в Туркестане может быть только русский».

Одно из первых постановлений новой власти запрещало мусульманам занимать государственные должности . Правда, спустя полгода это решение формально отменили, но на деле по­ложение осталось прежним. Советскую власть население Турке­стана рас­сматривало как «власть русских». Это побуждало многих местных русских, например богатых крестьян («кулаков») и даже священ­ников, становиться сторонниками Советов. В 1920 г. в Туркеста­не никого не удивляло такое, например, объявление на улице: «По случаю того, что сегодня богослужение исполняется коммуни­стическим батюшкой, все члены коммунистической партии при­глашаются на это богослужение».

Политическое господство русского населения вызывало не­довольство коренных жителей Туркестана. Враждебность порож­дали также такие меры «военного коммунизма», как продразвёр­стка, запрет базаров и свободной хлебной торговли. Но самое сильное возмущение вспыхнуло в связи с ограничениями и за­претами, наложенными на многие мусульманские обряды и тра­диции.

Уже в 1918 г. в Ферганской долине против большевиков сра­жалось около 40 повстанческих отрядов. Красноармейцы окре­стили повстанцев басмачами . Это слово, означающее «вооружён­ные всадники», приобрело новое значение — бандиты. Повстан­ческие отряды применяли партизанскую тактику борьбы и оста­вались почти неуловимыми для Красной армии.

Тогда власти перешли к традиционным способам борьбы с партизанским движением: брали заложников, уничтожали целые селения. «Мы думали одно время ликвидировать басмачество ог­нём и мечом, — вспоминал в 1922 г. председатель Совнаркома Туркестана К. Атабаев. — В этих целях более или менее крупные кишлаки, «поражённые басмачеством», уничтожались беспощад­но, вследствие чего население уходило от Советской власти всё дальше и дальше.

Не помогла нам и общая оккупация всей Фер­ганы . В одно время в Фергану было переброшено до 30 тысяч войск, и все крупные кишлаки были заняты гарнизонами из крас­ноармейцев. Население оставалось враждебным к нам, басмачи легко справлялись с нашими гарнизонами, и мы, наконец, вынуж­дены были убрать войска из кишлаков».

Басмачи выступали под лозунгом «защиты исламской веры». В этом они встречали полное сочувствие местного крестьянст­ва. «В результате всего этого, — говорил К. Атабаев, — сложилось у командования и красноармейцев мнение, что всё население яв­ляется басмачами…» В ряде случаев басмачам удалось одержать ряд крупных побед над частями Красной Армии.

Переход Советской власти к нэпу несколько смягчил недо­вольство крестьян. Ещё больше ослабили басмаческое движение определённые уступки некоторым религиозным традициям мусуль­ман. Тем не менее, в 1921 — начале 1922 гг. в рядах басмачей ещё насчитывалось до 50 тыс. вооружённых всадников, Но это число быстро уменьшалось. В мае 1922 г. басмачей, по официальным со­ветским оценкам, было свыше 26 тыс., в октябре — лишь около 7 тыс. человек. Немногочисленные вооружённые группы продол­жали бороться против Советской власти вплоть до 1933 г., когда их сопротивление было окончательно подавлено.

До 1920 г. наряду с Советским Туркестаном в Сред­ней Азии существовали независимые Хивинское ханство и Бухар­ский эмират . В феврале 1920 г. части Красной Армии заняли Хиву, после чего в апреле здесь была провозглашена Хорезмская На­родная Советская Республика. В сентябре 1920 г. советские вой­ска вступили и на территорию Бухарского эмирата. После свер­жения эмира здесь в октябре того же года образовалась Бухар­ская Народная Советская Республика. Таким образом, Советская власть победила на всей территории Средней Азии , принадлежавшей прежде Российской империи.