Психология житейская, научная, прикладная и практическая: значение, сходство и отличия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования РФ

Саратовский Государственный Университет

Факультет Психологии

На тему « Психология житейская, научная, прикладная и практическая: значение, сходство и отличия»

Выполнил: студентка 1 курса,

162 группа

Дружинина Наталья Михайловна

Проверил: доцент

Гумилева Ольга Михайловна

г. Саратов, 2013 год

Введение

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом. Данные термин образован из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Поэтому всё же своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Со временем наука развивалась, появилось много отраслей и видов психологии. Однако мало кто может похвастаться своими знаниями об основных отраслях психологии. Каково же их значение? В чем их сходство и отличия? В данном реферате вспомним об основных знаниях, без которых не обходится ни один психолог.

Житейская психология - совокупность расхожих взглядов и верований о людях и жизни, характерных для основного населения. Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, сильно подвержены моде, настроениям и слухам, часто иррациональны. Они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология - психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Научная психология -- это система теоретических (понятийных), экспериментальных и методических свойств познания, исследования психических явлений; перeхода oт неограниченных и разнородных oписаний этих явлений до их точного предметного определения, к возможности методегистрации, обеспечения преемственности своих результатов, экспериментального установления причинных закономерностей и связей.

Научных подход направлен на производство и применение на практике объективных, максимально достоверных знаний о природе, обществе, человеке и его психике. В поиске таких знаний наука использует:

эмпирический метод;

теоретический метод;

особую систему организации познания.

Прикладная психология - психология, направленная на практику, но ориентированная на СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ. Прикладная психология - с одной стороны, раздел академической психологии, с другой - граничит с психологией практической.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории фундаментальной психологии на практике в смежных областях, или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. Специалисты-психологи объединены научной психологией и стоят на ее фундаменте. Прикладная психология - это приложение разработок фундаментальной психологии к практике в смежных с психологией областях.

Это образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п.

Важно, что эти практические приложения делаются не для специалистов в этих областях, а только для психологов, которые имеют отношения к этим областям. Практические приложения пишутся на профессиональном психологическом языке, на языке научных статей, с обязательной опорой на научную базу.

Прикладная психология расшифровывает положения фундаментальной психологии к применению их на практике специалистами-психологами.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Сходство и различия

Условно можно выделить два подхода к рассмотрению психологии: научно-практический и житейский. Научно-практической психологией занимаются специалисты - психологи. Продукт научно-практической психологии - исследование проблемы с последующими рекомендациями по их решению, воздействие или взаимодействие с целью решения психологической проблемы. Житейская психология формируется на основе повседневного общения людей. В житейской психологии есть специалисты. Они всегда готовы вас выслушать, посочувствовать и дать совет. В чём же основные отличия научной психологии от житейской? Во-первых, опытом житейской психологии является индивидуальный опыт. Он приобретается в конкретной ситуации, стихийно, носит эмоциональную окраску. Психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него интуитивно. Научная психология базируется на опыте понятийно оформленном. Она ищет и находит понятия, которые позволяют увидеть общие закономерности развития личности и её индивидуальные особенности. Отличны пути и методы познания. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии основной метод получения знаний - это эксперимент. Второе отличие - это сохранение опыта. Обширный опыт житейской психологии может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если конкретные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, она безразлична к логике. В научной психологии знания - это логическая система аксиом и проверенных гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей.

Третье отличие между житейской и научной психологией состоит в возможности передачи, воспроизведения опыта. Обыденные психологические знания, казалось бы, легкодоступны. Советы бывалых людей, афоризмы полны житейского опыта. Однако воспользоваться этими знаниями непросто, так как они не отражают условий, в которых эти знания были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать уже известное другим человеком и в новой ситуации. Вечная проблема «отцов и детей» состоит в том, что дети часто повторяют ошибки отцов. Собственный опыт приходится переживать и накапливать заново.

Опыт научной психологии предполагает полный учёт условий, что обеспечивает накопление знаний. К. Бернар говорил: «Мы пигмеи, стоящие на плечах гигантов». Пигмеи, может быть гораздо меньше ростом, но видят гораздо дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах.

Таким образом, научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем: -житейские знания более конкретны, приобретаются интуитивно, научная психология имеет некоторое обобщение, позволяющее увидеть закономерности развития личности; -результатом житейского опыта является ситуативно-контекстное утверждение, не стремящееся к однообразию, научная психология систематизирует знания в форме логических положений, гипотез и аксиом; - житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации, так как не содержит учёта условий, в которых приобретаются знания.

Практическая психология - не синоним термину "прикладная психология". Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.

В чем основные отличия прикладной и практической психологии?

И практическая, и прикладная психология - направлена не на теорию, а на практику. Разница между ними в том, что прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, а практическая - на не-специалистов, на широкие круги населения.

Прикладная психология пишется строго на академической языке, на языке научных статей. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Прикладная психология занимается образованием профессионалов. Практическая - направлена на образование людей, для которых она не является профессиональным знанием.

Заключение

Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.

В строгом смысле слова психолог -- это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии. Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться профессиональной психологической работой. Владение психологическими знаниями других типов может обогатить профессиональный опыт психолога. Но опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.

психология прикладной практический житейский

Список литературы

Дубровина И.В. Практическая психология образования

Гальперин П., Ждан А. История психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в Сибири. Социальная, научная и практическая ценность проекта, его цели. Основные стратегические линии – компоненты становления психологии в Сибири. Пути развития научной психологии.

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке. Этапы становления научной психологии, ее место в системе наук. Методы психологического исследования. Сознание - высшая форма психического отражения. Теория бессознательного в теории Фрейда.

    учебное пособие , добавлен 15.03.2010

    Области психологического знания: научная и житейская (обыденная) психология. Взаимосвязь психологии и научно-технического прогресса. Теснейшее взаимоотношение психологии с педагогикой. Структура и отрасли современной психологии, ее в системе наук.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Отрасли фундаментальной психологии. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Психология различных видов трудовой деятельности. "Психологические приложения" гуманитарных наук и другие ветви прикладной психологии.

    реферат , добавлен 18.04.2011

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Концептуальная психология как прикладная наука и ее составные: инновационная психология, глобальная психология, стратегическая и тактическая психология, креативная и интерпритирующая психология. Практическое применение психологических концептов.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2007

    Предмет и объект, структура экономической психологии, сущность и история развития данного научного направления, его роль и значение. Анализ и оценка современных достижений. Важнейшие направления исследования и основные проблемы экономической психологии.

Раздел психологии, в рамках которого происходит изучение практического применения этой науки. Таким образом, научная практическая психология - это не синоним популярной, житейской, бытовой и уж тем более не паблик "ВКонтакте". Она находит применение на практике - в работе с пациентами и обеспечении социальных сфер.

Терминология

Практическая психология - это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним "прикладная". Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.

Использовать эпитеты "прикладная" и "практическая" в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология - это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.

Проблематика

Теория зачастую опережает практику, из-за чего в науках появляются слабообоснованные предположения и гипотезы. Эти пробелы необходимо чем-то заполнять. В психологии для практических целей и заполнения пробелов используются так называемые метафоры - не подкрепленные, но работающие приемы, являющиеся специфической частью рассматриваемой дисциплины.

Проблема, которая остро ставится перед практической психологией, заключается в том, что запросы реального мира не соответствуют теоретической базе. Из этого выходят основные задачи этой науки.

Основные задачи практической психологии

Основые задачи, с которыми сталкивается практическая психология, продиктованы теоретической базой и условиями реального мира:

  • индивидуальное психологическое консультирование пациентов, чьи расстройства частично или полностью не поддаются лечению;
  • проведение групповых тренингов (в том числе в корпоративной и бизнес-среде);
  • психологическое обеспечение социальных сфер.

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими - такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Практическая психология и другие отрасли науки

Чем занимается практическая социальная психология? Сейчас станет понятно. Дело в том, что для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.

Методы практической психологии

Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.

Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:

  • Индивидуальные - используются при работе психолога с пациентом один на один. В этот раздел включается психоанализ.
  • Групповые - психологические консультации в виде тренингов, образование гештальт-групп и др. виды коррекции в группах.

Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.

Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.

Школы

Следующие школы имеют большое значение для практической психологии:

  • Психоанализ - впервые предложен и введен Зигмундом Фрейдом и используется до сих пор. Основан на выявлении и изучении бессознательных внутренних и иррациональных влечений.
  • Бихевиоризм - направление, по которому основным предметом изучения является не сознание, но поведение пациента. В настоящее время в большинстве своем замещается когнитивной психологией.
  • Когнитивная психология - сосредоточена на познавательных процессах человеческого сознания: памяти, внимании, воображении. Также исследования связаны с изучением логического мышления, принятиями решений и проблемой выбора.
  • Гуманистическая психология - за основу берется, как понятно из названия, гуманизм, то есть любовь к человеку как личности, признание этой уникальной и целостной системы. Исходя из этого, изучаются проявления самоактуализации и развития личности, ее адаптации в обществе, творческого самовыражения и др.

Обучение

Интересующиеся практической психологией могут получить образование по этой специализации. Бакалавров и магистров в соответствующем направлении готовят как государственные, так и частные, высшие учебные заведения. Кроме того, это направление может быть дополнительным к основному профилю обучения. Именно по этому принципу готовит выпускников, например, Кировский институт практической психологии.

Профессии

Практическая психология - это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования - обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями - перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках задача - разобраться непосредственно с проблемами пациента - также ставится точно и ясно.

Практическая психология: книги

Книги в рассматриваемой области относятся к научному и научно-популярному жанру. Зачастую они отвечают на конкретные вопросы: как понять, что чувствуют и думают другие люди; как относиться к себе и людям? Кроме того, есть только учебные издания (Т. В. Гудкевич, "Практическая психология: вступление к специальности"; М. Гулина, "Консультативная психология: учебник") и практические руководства (Д. Райгородский, "Психологическое консультирование"; Н. В. Тарабрина, "Практическое руководство по психологии посттравматического стресса").

Последнее обновление: 12/12/2018

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом - именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология - наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Стоит отметить: в 1875 году - за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла - свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг . Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах - так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби . Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин . Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк . Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже . Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер . Основоположник современной когнитивной психологии - в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер . «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт . Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных. Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию. Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология - не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать.

Фундаментальная наука - это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Психологическая помощь может быть бытовой и профессиональной.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотера-певтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Профессионально грамотное ведение беседы подразумевает качественное слушание, уме-ние держать паузу, задавать вопросы и отвечать на вопросы другого человека, владение навыками искреннего сочувствия другому. Обязательно нужны знания психологии личности, общения, малых групп, в том числе и семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей и, следовательно, высокую эффективность деятельности специалиста. Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей за счет повышения самоуважения и самопринятия, повышения уважения и принятия им других людей. Если клиент психологически готов, то психолог может вместе с ним выявить происхождение его психологических проблем; поможет убедиться в неадекватности используемых им невротических способов взаимодействия с окружающими; поможет приобрести навыки истинно человеческого, не манипулятивного общения, которое позволит клиенту в дальнейшем строить действительно здоровые взаимоотношения со своим «Я» и с другими людьми. Работа с психологом может помочь клиенту более эффективно использовать собственные психологические ресурсы.