Интеллектуальные формы высших животных и человека. Интеллект человека и животных. Какаду способны взламывать замки

Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

  • Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
  • Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
  • Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
  • Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.

Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие гот мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

Интеллект животного отличается от интеллекта человека и не может быть измерен обычными тестами на уровня IQ. Чтобы не путать инстинктивное поведение животных с разумным, следует понимать, что инстинкт – это прирожденная способность, а интеллект – способность, приобретенная в ходе житейского опыта.

Для проявления интеллектуальных способностей животному нужны препятствия на пути к достижению определенной цели. Но, если, к примеру, собака ежедневно в течение жизни получает пищу из своей миски, то интеллектуальные способности в данном случае не проявятся. У животного интеллектуальные действия могут возникнуть только для того, чтобы изобрести новый способ действия для достижения цели. Причем этот способ для каждого отдельного животного будет индивидуальным. В животном мире нет универсальных правил.

Животные хоть и обладают интеллектуальными способностями, но в их жизни они не играют главной роли. Больше они доверяют инстинктам, а интеллект используют от случая к случаю, причем в их жизненном опыте он не закрепляется и по наследству не передается.

Примеры интеллектуального поведения животных

Собака – самое первое животное, которое приручил человек. Она считается самой умной среди всех любимцев. Однажды знаменитый хирург, который жил в прошлом столетии, под своей дверью обнаружил собаку с поврежденной конечностью. Он излечил животное и думал, что собака в знак благодарности останется с ним. Но у животного был другой хозяин, и первая привязанность оказалась , и собака ушла. Но каково было удивление хирурга, когда спустя какое-то время на пороге его дома он обнаружил ту же собаку, которая привела к нему другую собаку со сломанной лапой в надежде, что врач поможет и ей.

И чем, как ни проявлением интеллекта, можно объяснить поведение стаи собак, которые стройной переходят дорогу по пешеходному переходу, в то время как люди, с рождения наделенные интеллектом, перебегают ее месте.

Не только собаки, но и другие животные демонстрируют свой интеллект. Даже муравьи способны решать очень сложные задачи в случае, когда нужно запомнить и передать информацию о богатом источнике пищи своим сородичам. Но проявление их умственных способностей этим и ограничивается. В других обстоятельствах интеллект не задействуется.

Было замечено, что ласточки подают тревогу своим птенцам в момент вылупления, когда поблизости гнезда находится человек. Птенец прекращает стучать клювом по скорлупе до тех пор, пока по голосу родителей не поймет, что опасность миновала. Этот пример – свидетельство того, что интеллект у животных проявляется в результате жизненного опыта. Ласточки не переняли страх к человеку у своих родителей, они научились бояться его в процессе жизни.

Точно так же и грачи избегают человека с ружьем, т.к. чуют запах пороха. Но они не могли перенять это у своих предков, потому что порох изобрели позже, чем появились грачи. Т.е. их страх – это тоже результат жизненного опыта.

У каждого хозяина кошки, собаки, попугая или крысы есть подтверждение того, что его любимец обладает интеллектом. Ясно, что животные не умнее людей, но они обладают другими качествами, которые ценны для человека.

Существуют два основных пути оценки интеллекта животных. Один из них состоит в том, чтобы оценивать поведение, а другой - в том, чтобы изучать мозг. В прошлом оба этих подхода основывались на том, что существует линейная последовательность в развитии от низших, неинтеллектуальных животных, отличающихся сравнительно простым мозгом, к высшим, интеллектуальным животным, мозг которых имеет сложное строение. Обозревая все животное царство в целом, мы, казалось бы, находим подтверждение такого впечатления (см. гл. 11), но когда мы ближе знакомимся с теми или иными особыми случаями, то обнаруживаем здесь много явных отклонений. И это не исключения из общего правила, а следствие того факта, что эволюция шла не линейно, а давала множество разветвлений, на каждом из которых происходит адаптация к своему комплексу внешних условий. Таким образом, животные могут быть весьма сложными в каких-то одних отношениях и достаточно простыми - в других. Вместе с тем животные различных видов могут достигать одинаковой степени сложности, находясь на различных ветвях эволюционного древа.

При сравнении мозга животных различных видов можно ожидать, что между относительным размером какой-то отдельной структуры и степенью сложности поведения, которое регулируется этой структурой, существует определенная связь. Чем больше какое-то животное использует определенную особенность своего поведения в процессе адаптации к окружающей среде, тем больше будет число нейронов и их взаимосвязей в соответствующих областях мозга. Это легко видеть при сравнении специализированных структур мозга, например структур, связанных с различными сенсорными процессами. Гораздо труднее разобраться в том случае, когда приходится рассматривать области мозга более общего функционального назначения, поскольку они могут быть увеличены за счет того, что разные виды животных подвергались различным давлениям отбора (Jerison, 1973).

Многие традиционные идеи в отношении эволюции мозга позвоночных были подвергнуты сомнению. Так, например, вопреки популярным представлениям выяснилось, что в эволюционном ряду рыбы-пресмыкающиеся-птицы-млекопитающие не наблюдается прогрессивного увеличения относительных размеров мозга, а в последовательности миноги-акулы-костистые рыбы-земноводные-пресмыкающиеся-птицы-млекопитающие не наблюдается увеличения относительных размеров переднего мозга (Jerison, 1973). Действительно, относительные размеры переднего мозга у некоторых акул и млекопитающих практически одинаковы (Northcutt, 1981). В течение долгого времени полагали, что конечный мозг акул и костистых рыб прежде всего связан с чувством обоняния, однако теперь считают, что обонятельное представительство в этой области мозга у немлекопитающих животных не больше, чем у млекопитающих (Hodos, 1982). Мысль о том, что низшие позвоночные обладают недифференцированным передним мозгом, также была подвергнута сомнению (Hodos, 1982).

Пытаясь осмыслить наше представление об интеллекте животных в свете современных данных нейроанатомии, Ходос (Hodos, 1982) приходит к следующему заключению: «Если мы сталкиваемся с признаками интеллекта у представителей животного мира и соотносим их со степенью развития нервных структур, мы должны отказаться от линейных, иерархически организованных, моделей, которые преобладают в обоих типах исследования. Нам следует принять более общее определение интеллекта, чем то, которое «привязано» к нуждам и оценкам человека. Мы должны признать тот факт, что история эволюции характеризуется дивергенцией и нелинейностью, и мы не можем ожидать плавных переходов от одного большого таксона к другому. Наконец, мы не можем себе позволить, чтобы наши знания о центральной нервной системе млекопитающих создавали у нас какие-либо предубеждения при поиске нервных коррелятов интеллекта у других классов позвоночных. Если мы не изменим таким образом наше мышление, у нас, по-видимому, останется мало надежды продвинуться хоть немного дальше в наших попытках понять взаимосвязи между психикой человека и психикой животного и соответствующими им нервными субстратами».

Теперь вернемся к вопросу о том, каким образом можно оценить интеллект животного по его поведению. С тех пор как Бине (Binet) в 1905 г. разработал тесты для определения интеллектуального уровня человека, был сделан значительный прогресс в их улучшении и усовершенствовании. Этот прогресс был обусловлен прежде всего тем, что стало возможным дать оценку различным тестам, сопоставляя результаты этих тестов с последующими успехами испытуемых в процессе учебы. Современные тесты по определению коэффициента умственного развития (intelligence quotient - IQ) значительно точнее способны предсказать, насколько далеко продвинется данный человек в области интеллектуальных достижений. Однако остается много трудностей, особенно при попытке сравнивать общий интеллект людей, имеющих различные уровни культуры. Оценивать интеллект животных оказывается гораздо сложнее, поскольку не существует никакого способа проверить обоснованность того или иного теста и поскольку животные различных видов сильно различаются по своим возможностям с точки зрения выполнения той или иной деятельности.

До недавнего времени оценка интеллекта животных в основном базировалась на изучении тех способностей, которые обычно считаются показателем интеллекта у человека. Современный тест для определения IQ включает в себя различные разделы, предназначенные для оценки памяти человека, его арифметических и логических возможностей, способностей к языку и формированию понятий. Как мы уже видели, голуби, по-видимому, обладают удивительной способностью к формированию таких понятий, как вода, дерево и человек. Должны ли мы считать это признаком большого интеллекта? Обсуждая языковые способности животных, мы пришли к заключению, что способности человека в этом отношении намного превосходят аналогичные способности любого животного, даже хорошо обученного.

Но что это означает? Значительное превосходство человеческого интеллекта или его высокую специализированность в плане использования языка?

Для сравнения интеллектуальных способностей животных, относящихся к различным видам, трудно придумать тест, который не был бы предвзятым в том или ином смысле. Многие из прежних тестов для определения способности животного решать какие-то проблемы были ненадежными (Warren, 1973). Порой один и тот же тест, проведенный на животных одного и того же вида, в зависимости от типа используемой аппаратуры давал совершенно различные результаты.

Предпринималось много попыток выяснить, могут ли животные справиться с задачами, которые требуют научения какому-то общему правилу принятия решения. Животных можно научить выбирать из группы предлагаемых предметов такой, который соответствует образцу. Приматы быстро научаются решать такого рода задачу, а голубям для этого требуется гораздо больше попыток. Гарри Харлоу (Harlow, 1949) разработал тест для измерения способности животного следовать каким-либо правилам и делать правильные выводы. Вместо того чтобы проверить обезьян на способность решать какую-то одну задачу простой зрительной дискриминации (рис. 27.1, 4), Харлоу предлагал им последовательно ряд тестов, в которых для решения задачи нужно было следовать одному и тому же правилу. Например, животному можно предложить ряд задач на различение такого типа, как показано на рис. 27 Л,Б. Хотя в каждой задаче использовались другие предметы, правило решения было одинаковым: пищевое вознаграждение в каждом случае (в пределах данной задачи) находится всегда под одним и тем же предметом независимо от того, какое положение он занимает. Если по мере предъявления последовательности таких однотипных задач животное решает их все лучше, то в таком случае говорят, что у него сформировалась установка научения (learning set).

Как видно из рис. 27.1, при исследовании способности животных научиться тому, что общее правило решения является одним и тем же для целого набора задач и что для получения правильного решения нужно руководствоваться одним-единственным принципом, можно использовать различные типы задач. Критики этой методики замечали, что способность животных различных видов формировать установку научения сильно зависит от того, каким образом проводятся тесты (Hodos, 1970). Однако даже с учетом мнения этих критиков следует, по-видимому, признать, что животные различных видов действительно отличаются по своей способности формировать установку научения (Passingham, 1981). Когда разные виды животных ранжировали в соответствии со скоростью улучшения их ответов при последовательном предъявлении однотипных задач, то их ранг можно было угадать на основе индекса развития мозга (Ridell, 1979; Passingham, 1982). С помощью этого индекса оценивается число нервных клеток мозга, избыточных по отношению к тем, которые необходимы для регуляции соматических функций (Jerison, 1973). Итак, создается впечатление, что для оценки интеллекта животных можно разработать тесты, подобные тестам для определения интеллекта человека, и эти тесты позволяют различать психические способности животных различных видов.

Рис. 27.1. Серии задач на различение, которые были использованы для исследования установки научения. А. Простая дискриминация (стрелкой показан правильный выбор: предмет, под которым находится пища). Б. Обратная задача (решение животного должно быть противоположным тому, которое было правильным в предыдущей задаче). В. Условная задача (нужно выбрать один предмет, если оба предмета серые, и другой, если оба белые). Г. Задача на соответствие (животное должно выбрать предмет, который соответствует образцу, располагающемуся в левой части подноса). Д. Задача на несходство (нужно выбрать тот предмет, который отличается от двух других). (По Passingham, 1981.)

Мнение, что такие тесты представляют собой истинную меру интеллекта, подкрепляется данными о том, что качество выполнения этих тестов коррелирует с показателем размеров мозга. Сходные результаты были получены и при использовании тестов другого типа, представленных на рис. 27.1. Так, например, было показано, что макаки-резусы и шимпанзе в отличие от кошек гораздо быстрее улучшают свои показатели при решении серии задач по различению объектов, если у них был предварительный опыт по решению реверсивных задач, т. е. задач, в которых периодически производилась смена подкрепляемого выбора предмета (Warren, 1974). Эти два типа задач решаются на основе общих принципов, которые способны использовать макаки и шимпанзе, тогда как кошки лишены такой способности. Аналогичные различия между кошками и обезьянами можно отметить и в случае экспериментов с решением задач на несходство, в которых животное должно из группы предметов выбрать непарный (Warren, 1965). Критики этих экспериментов утверждают, что они с неизбежностью проводятся таким образом, что животным одного вида их выполнять легко, а животным другого вида - трудно (Macphail, 1982). Но даже если описанные различия принимать всерьез, они отражают только один аспект интеллектуальной деятельности, и неудивительно, что макаки и высшие обезьяны хорошо выполняют тесты, предназначенные для определения IQ человека, поскольку все они относятся к приматам.

Рис. 27.2. Формирование установки научения зрительной дискриминации у млекопитающих. Процент правильных ответов во второй пробе при решении каждой задачи как функция числа предложенных задач. (По Passingham, 1981.)

10Интеллект животных и человека

Интеллект человека

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание - основная задача человека, остальные для него - лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией - это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Интеллект животных

Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии, cравнительной психологии и зоопсихологии.

История развития представлений об интеллекте животных

Способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в 5 веке др нашей эры обнаружил у животных способность к научению и даже допускал наличие у животных разума. Начало серьёзному научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов и естественный отбор». Его ученик Джон Роменс продолжил изучение, результатом которых стала книга «Ум животных». Подход Роменса отличается антропоморфизмом и недостаточным вниманием к строгости методологии. «Ум животных» основан на отдельных случаях, которые показались достойными внимания автору, его читателям или друзьям, а не на систематическом целенаправленном наблюдении.

Сторонники подобного «анекдотического подхода» подвергались суровой критике со стороны научного сообщества, главным образом в связи с ненадёжностью метода. В начале XX века в науках о поведении животных прочно и надолго утвердился прямо противоположный подход. Это было связано с возникновением научной школы бихевиоризма. Бихевиористы придавали большое значение научной строгости и точности используемых методов. Но вместе с тем, они в принципе исключали возможность изучения психики животных. Одним из основателей бихевиоризма является Конви Ллойд Морган, британский психолог. Ему, в частности, принадлежит знаменитое правило, известное как «Канон Моргана».

… то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Интеллектуальные способности животных

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга.

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость. Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. В качестве примера можно привести широко известный пчелиный танец. Форма его элементов (виляние, перемещение по кругу) отделены от содержания (направление, расстояние, характеристики источника корма).

Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, действия говорящих птиц (майны, попугаи ара) не отвечают этому определению.

Одним из подходов к изучению языка животных является экспериментальное обучение языку-посреднику. Большую популярность приобрели подобные эксперименты с участием человекообразных обезьян. Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, первые попытки обучения их человеческому языку потерпели неудачу.

Математические способности

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов. Более того, приматы способны производить арфиметические операции.

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса - лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления, и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов.

Шкала Портмана

Все началось с работ профессора А. Портмана из Зоологического института города Базель (Швейцария). Исходя из последних научных данных, Портман создал так называемую "шкалу разума", которая в свою очередь расставила всех живых обитателей планеты по местам, согласно их интеллекту.

И вот что получилось: на первом месте, несомненно, человек (214 баллов), на втором - дельфин (195 баллов). Третье место безоговорочно занял слон (150 баллов), а наши младшие братья - обезьяны заняли только четвертое место, заработав при этом всего 63 балла. За ними идут зебра (42 балла), жираф (38 баллов), лиса (28 баллов) и так далее. Самым недалеким в плане интеллекта, согласно шкале Портмана, оказался бегемот - он набрал всего 18 баллов.

Дельфины

Многие утверждают, что дельфины достойны внимания, а их разум опередил человека. Доказано, что дельфины обладают абстрактным мышлением, отождествляют себя с изображением в зеркале и имеют хорошо развитую и до сих пор толком не изученную систему сигналов.

Дельфин по имени Полорус Джек двадцать пять лет "работал"... лоцманом в Новой Зеландии. Он настолько профессионально проводил суда через опаснейшие проливы, что капитаны кораблей доверяли ему гораздо больше, чем профессиональным лоцманам-людям.

Еще одна знаменитость - дельфин Таффи, сначала долгое время работавший почтальоном, проводником и подносчиком инструментов в одной американской подводной экспедиции. Затем смышленого дельфина приняли на работу ракетчики. Он успешно выполнял задания, связанные с поиском в океане и доставкой к берегу отработанных ступеней ракет.

Пару лет назад в морской аквариум неподалеку от Майами ученые доставили нескольких только что пойманных в океане дельфинов и подсадили их к уже одомашненным особям, разделив на всякий случай перегородкой. По свидетельству сторожей, всю следующую ночь из аквариума доносился шум - это старожилы завязали разговор с вновь прибывшими. Причем дельфины общались через перегородку, не видя друг друга.

Каково же было удивление ученых, когда утром они обнаружили, что новички уже прекрасно знают и отлично выполняют все те трюки, которым перед этим обучались их пойманные раньше собратья.

На третьем месте, согласно шкале Портмана, находятся слоны. Здесь в первую очередь хочется отметить прекрасную память этих могучих животных. Они на всю жизнь запоминают людей, обходившихся с ними плохо или наоборот - хорошо, но и даже местность, в которой произошло достойное запоминания событие.

Ученые идентифицировали по крайней мере семьдесят различных сигналов, которыми обмениваются слоны. Они, как и киты, главным образом общаются посредством низкочастотных шумов, не слышимых человеческому уху. И вот исследователи, используя специальное оборудование, в том числе особые микрофоны, выяснили, что у слонов, оказывается, очень тонкий музыкальный слух. Известен случай, когда слона приучили узнавать и соответственно реагировать на двенадцать музыкальных мелодий. И несмотря на то, что с момента последней дрессировки прошло уже много времени, слон по-прежнему продолжает распознавать когда-то выученные песенки.

Слоны часто по собственной инициативе проявляют заботу о человеке. Нескольким детям, находившимся во время наводнения на пляже острова Пхукет (Таиланд), удалось спастись, потому что их вывел в безопасное место слон. Животное было ручным и очень популярным среди туристов. Его каждый день приводили на берег, чтобы развлекать детишек. Когда огромная волна накрыла пляж, все дети, какие только смогли поместиться на спине животного, залезли туда, и слон очень быстро безо всяких погонщиков покинул опасное место, доставив детей в безопасную зону.

Еще у слонов есть удивительное сходство с человеком - они никогда не забывают своих мертвых. Обнаружив обглоданные гиенами кости своего соплеменника, слоны приходят в необычайное волнение: они подхватывают останки хоботом и носят их некоторое время с места на место. Иногда легко наступают на кости и начинают мягко катать их по земле, как будто прощаясь с усопшим другом.

Обезьяны

Но обезьян роднят с нами не только социальные аспекты. В Вашингтонском университете долгое время жила, пожалуй, самая умная обезьяна в мире, шимпанзе по кличке Мойя. С момента рождения Мойи ученые стали обращаться с ней, как с немым человеческим детенышем, и довольно скоро достигли интереснейших результатов. Через несколько лет Мойя легко общалась со своими наставниками с помощью языка жестов для глухонемых, имея при этом в запасе сто восемьдесят слов и понятий. Шимпанзе умела считать, очень любила одеваться в человеческую одежду, всегда выбирая яркие тона, и имела добрый, покладистый характер. Прожила Мойя двадцать девять лет, что немало для обезьяны, и умерла от старости. Но эксперимент на этом не закончился. Сейчас на попечении университета находятся еще четыре шимпанзе, чей багаж человеческих знаний уже гораздо выше, чем у знаменитой Мойи.

Забавно, что возможности обезьян вовсе не ограничиваются умением объясняться на языке жестов и владением простыми действиями арифметики. Не так давно ученые обнаружили у бабуинов... склонность к программированию! Под чутким людским руководством группа подопытных бабуинов за короткий срок усвоила язык программирования "Бейсик 3.0".

Мартышки научились самостоятельно менять программные настройки и параметры файлов. Более того, достаточно было один раз показать бабуину путь к интересующей его картинке, как в дальнейшем он мог уже добраться до нее самостоятельно, запоминая при этом до семи уровней в меню.

Интересно, что как только мартышка становилась способной самостоятельно нажимать на клавиши или пользоваться компьютерным меню, ее статус среди сородичей резко возрастал.

Бобры работают посменно

В одном Вайомингском ущелье американские ученые обнаружили плотину шестиметровой высоты при ширине 10 м. Но это не предел - самая большая из всех известных бобровых плотин была найдена в американском штате Нью-Хэмпшир вблизи городка Берлин. В ее строительстве участвовало не менее 40 бобровых семей, а длина плотины достигала 1200 м! Как бобры "договариваются" между собой, кому и что делать, остается неясным. Для возведения и починки плотин, требуются усилия многих животных. Бобры работают посменно, и каждая "смена" состоит из небольшой группы особей. А некоторые бобры вообще любят работать поодиночке, но при этом четко придерживаются общего плана.

Как обучаются свиньи

Свинье, которая была меньше и слабее остальных, то место, где можно найти пищу, а затем подключил к эксперименту свинью-конкурента. Осведомленная свинья обычно направлялась прямо к ведру с едой, в то время как свинья, которая ничего не знала, ходила вокруг, осматривая пустые ведра. Затем свинья-конкурент научилась следовать за осведомленной свиньей к ведру в пищей. Она, видимо, понимала, что осведомленной свинье известно нечто, что она также может использовать. Когда она подходила к ведру, то благодаря своим более крупным размерам просто отталкивала от него осведомленную свинью и съедала пищу. Затем осведомленная свинья стала вести себя так, чтобы свести к минимуму шансы свиньи-конкурента. Она не шла сразу к ведру с едой, а старалась приближаться к нему, когда свинья-конкурент находилась вне поле зрения.

У подобного поведения есть два объяснения. Или осведомленная свинья могла предполагать наличие конкурента, что говорит о зачатках мышления, или ее поведение было результатом опыта, накопленного в результате проб и ошибок.

10..1.интеллекта животных. Общепризнано, что интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. В ходе многочисленных экспериментов доказано, что интеллектуальная деятельность характерна только для высших позвоночных, но, в свою очередь, не ограничивается одними приматами. Следует помнить, что интеллектуальное поведение животных является не чем-то обособленным, из ряда вон выходящим, это лишь одно из проявлений единой психической деятельности с ее врожденными и благоприобретаемыми аспектами. По мнению К. Фабри, «...интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врожденной основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Поэтому интеллектуальное поведение дает наибольший приспособительный эффект... при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания».

Основной предпосылкой развития интеллекта является манипулирование. В первую очередь это относится к обезьянам, для которых данный процесс служит источником наиболее полных сведений о свойствах и структуре предметных компонентов среды. В ходе манипулирования, особенно при выполнении сложных манипуляций, обобщается опыт деятельности животного, формируются обобщенные знания о предметных компонентах окружающей среды, и именно этот обобщенный двигательно-сенсорный опыт составляет главнейшую основу интеллекта обезьян. При манипулировании животное получает информацию одновременно по ряду сенсорных каналов, но преобладающее значение у обезьян имеет сочетание кожно-мышечной чувствительности рук со зрительными ощущениями. Кроме того, в обследовании объекта манипулирования участвуют обоняние, вкус, тактильная чувствительность околоротовых вибрисс, иногда слух. Животные получают комплексную информацию об объекте как о едином целом, обладающем разнокачественными свойствами. Именно в этом и заключается значение манипулирования как основы интеллектуального поведения.

Первостепенное значение для интеллектуального поведения имеют зрительные обобщения, также хорошо представленные у высших позвоночных. По экспериментальным данным, кроме приматов, зрительное обобщение хорошо развито у крыс, некоторых хищных млекопитающих, из птиц – у врановых. У этихживотных зрительное обобщение зачастую близко к абстрагированию, свойственному мыслительным процессам.

Другой элемент интеллектуального поведения, направленный в двигательную сферу, подробно изучается у позвоночных с помощью метода проблемного ящика. Животные вынуждены решать сложные предметные задачи, находить последовательность отпирания различных запоров и задвижек, чтобы выбраться из клетки или добраться до лакомства. Доказано, что высшие позвоночные решают предметные задачи гораздо хуже, чем задачи, основанные на применении локомоторных функций. Это можно объяснить тем, что в психической деятельности животных преобладает познавание пространственных отношений, постигаемых ими с помощью локомоторных действий. Только у обезьян и некоторых других млекопитающих за счет развития манипуляционной деятельности прекращают доминировать локомоторные действия, животные легче абстрагируются и соответственно лучше решают предметные задачи.

Важной предпосылкой интеллектуального поведения, по мнению К. Фабри, является способность к широкому переносу навыков в новые ситуации. Эта способность вполне развита у высших позвоночных, хотя и проявляется у разных животных в разной степени. Основные лабораторные эксперименты в данном направлении проводились на обезьянах, собаках и крысах. По словам К. Фабри, «способности высших позвоночных к разнообразному манипулированию, кширокому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта являются важнейшими элементами интеллекта животных. И все же сами по себе эти качества еще недостаточны, чтобы служить критериями интеллекта, мышления животных».

Какими же основными критериями обладает интеллектуальное поведение животных? Одной из основных особенностей интеллекта является то, что при этой деятельности в дополнение к обычному отражению предметов возникает также отражение их отношений и связей. В зачаточных формах это было представлено еще при формировании сложных навыков. Любое интеллектуальное действие состоит как минимум из двух фаз: фазы подготовки действия и фазы осуществления действия. Именно наличие фазы подготовки является характерной чертой интеллектуального действия. По мнению А.Н. Леонтьева, интеллект впервые возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

В ходе эксперимента можно четко разграничить основные фазы интеллектуального действия. Например, обезьяна берет палку и в следующее мгновение с ее помощью пододвигает к себе банан, или же она предварительно строит пирамиду из пустых ящиков, чтобы сорвать с веревки подвешенную под потолком приманку. Н.Н. Ладыгина-Котс детально изучала у шимпанзе процесс подготовки и даже изготовления орудия, необходимого для решения технически несложной задачи – выталкивания приманки из узкой трубки. На глазах у шимпанзе в трубку закладывалась приманка таким образом, что ее нельзя было достать просто пальцами. Одновременно с трубкой животному давали различные предметы, пригодные для выталкивания корма. После того как проводилось некоторое усовершенствование предмета, используемого для доставания корма, подопытная обезьяна вполне (хотя и не всегда немедленно) справлялась со всеми поставленными задачами.

Во всех этих опытах хорошо видны две фазы интеллектуального действия: первая, подготовительная фаза – подготовка орудия, вторая фаза – доставание приманки с помощью этого орудия. Первая фаза вне связи со следующей фазой лишена какого бы то ни было биологического смысла. Вторая фаза – фаза осуществления деятельности – в целом направлена на удовлетворение определенной биологической потребности животного (в описанных опытах – пищевой).

Еще одним важным критерием интеллектуального поведения является то обстоятельство, что при решении задачи животное пользуется не одним стереотипно выполняемым способом, а пробует разные способы, которые являются результатом ранее накопленного опыта. Животные пытаются произвести не различные действия, а различные операции и в конечном счете могут решить задачу разными способами. Например, из ящиков можно построить пирамиду, чтобы сорвать висящий банан, а можно разобрать ящик на части и попытаться сбить лакомство отдельными дощечками. Операция перестает быть неподвижно связанной с деятельностью, отвечающей определенной задаче. Именно этим интеллект заметно отличается от любых, даже самых сложных, навыков. Так как интеллектуальное поведение животных характеризуется отражением не просто предметных компонентов среды, а отражает отношения между ними, здесь осуществляется и перенос операции не только по принципу сходства вещей (например, преград), с которыми она была связана, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает.

Несмотря на высокий уровень развития, интеллект млекопитающих, в частности обезьян, имеет четкую биологическую ограниченность. Наравне с другими формами поведения он всецело определяется образом жизни и биологическими закономерностями, за рамки которых животное перешагнуть не может. Это показывают многочисленные наблюдения за человекообразными обезьянами в природе. Так, шимпанзе сооружают довольно сложные плетеные гнезда, в которых проводят ночь, но никогда не строят даже простейших навесов от дождя и во время тропических ливней нещадно мокнут. В природных условиях обезьяны редко пользуются орудиями, предпочитая при необходимости добывать более доступные корма, чем тратить время и силы на добычу труднодоступных.

Ограниченность интеллектуального поведения была показана и в многочисленных экспериментах, проводимых Ладыгиной-Котс над человекообразными обезьянами. Например, самец шимпанзе допускал порой глупые ошибки при употреблении предметов, предоставленных ему для выталкивания приманки из трубы. Он пытался втолкнуть в трубу кусок фанеры вопреки явному несоответствию ее ширины диаметру трубы и принимался обгрызать его лишь после ряда таких неудачных попыток. По мнению Ладыгиной-Котс, шимпанзе «не в состоянии схватить сразу существенные особенности в новой ситуации».

Даже самые сложные проявления интеллекта обезьян представляют собой в конечном итоге не что иное, как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. Обезьяны способны притягивать к себе плод с помощью палки только потому, что в природных условиях им часто приходится пригибать ветку с висящим на ней плодом. Именно биологическая обусловленность всей психической деятельности обезьян, включая антропоидов, является причиной ограниченности их интеллектуальных способностей, неспособности к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы. Неспособность мысленно оперировать представлениями приводит обезьян и к неспособности понимать истинные причинно-следственные связи, поскольку это возможно лишь с помощью понятий, которые у обезьян, как и у всех других животных, полностью отсутствуют.

Между тем на данном этапе развития науки проблема интеллекта животных изучена недостаточно. По существу до сих пор проведены обстоятельные экспериментальные исследования только над обезьянами, преимущественно высшими, в то время как возможность интеллектуальных действий у других позвоночных практически не подтверждена доказательными экспериментальными данными. Вместе с тем ошибочно считать, что интеллект присущ только приматам. Скорее всего, объективные исследования будущих зоопсихологов помогут пролить свет на этот непростой, но очень интересный вопрос.

Этологические адаптации представляют собой все поведенческие реакции, направленные на выживание отдельных особей и, следовательно, вида в целом. Такими реакциями являются:

Поведение при поиске пищи и полового партнера,

Спаривание,

Выкармливание потомства,

Избегание опасности и защита жизни в случае угрозы,

Агрессия и угрожающие позы,

Незлобивость и многие другие.

Некоторые поведенческие реакции наследуются (инстинкты), другие приобретаются в течение жизни (условные рефлексы). У различных организмов соотношение инстинктивного и условнорефлекторного поведения неодинаково. Например, у беспозвоночных и низших хордовых преобладает инстинктивное поведение, а у высших млекопитающих (приматов, хищных) - условнорефлекторное. Высший уровень поведенческой адаптивности, основанный на механизмах высшей нервной деятельности, имеется у человека.

Особенно большое значение имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства от врагов.

Забота о потомстве может проявляться в разной форме. Многие рыбы охраняют икру, откладываемую между камнями, активно отгоняя и кусая приближающихся возможных врагов. Азовские и каспийские бычки откладывают икру в ямки, вырытые в дне, и охраняют её затем в течение всего развития. Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом. Некоторые американские сомы прилепляют икру на брюхо и носят её на себе все время развития. Многие рыбы вынашивают икру во рту или даже в желудке. В это время родитель ничего не ест. Вылупившиеся мальки некоторое время держатся вблизи самки (или самца, в зависимости от вида) и при опасности прячутся в рот родителя. Существуют виды лягушек, у которых икринки развиваются в специальной выводковой сумке на спине или в голосовых мешках самца.

Наибольшая безопасность потомства достигается, очевидно, в тех случаях, когда зародыши развиваются в теле матери. Плодовитость в этих случаях снижается, однако это компенсируется возрастанием выживаемости молоди.

У членистоногих и низших позвоночных образующиеся личинки ведут самостоятельный образ жизни и не зависят от родителей. Но в некоторых случаях забота родителей о потомках проявляется в форме обеспечения их пищей. Знаменитый французский естествоиспытатель Ж.А.Фабр впервые описал такое поведение у одиночных ос. Осы нападают на жуков, пауков, сверчков, богомолов, гусениц различных бабочек, обездвиживают их, погружая жало точно в нервные узлы, и откладывают на них яйца. Вылупляющиеся личинки ос обеспечены пищей: они питаются тканями живой жертвы, растут и затем окукливаются.

Описанные примеры заботы о потомстве у членистоногих и низших позвоночных встречаются у очень небольшого числа видов. В большинстве случаев оплодотворённые яйца бывают брошены на произвол судьбы. Именно этим объясняется очень высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование вида.

Значительно более сложные и многообразные формы заботы о потомстве наблюдаются у высших позвоночных. Сложные инстинкты и способность к индивидуальному обучению позволяют им со значительно большим успехом выращивать потомство. Так, птицы откладывают оплодотворённые яйца в специальные сооружения - гнёзда, а не просто в наружную среду, как поступают все виды нижестоящих классов. Яйца развиваются под влиянием тепла, сообщаемого им телом родителей, и не зависят от случайностей погоды. Гнездо родители защищают от врагов теми или иными способами. Выведенных птенцов не оставляют на произвол судьбы, а длительное время выкармливают и охраняют их. Всё это резко повышает эффективность размножения у птиц.

Наивысшей степени развития достигают формы поведения у млекопитающих животных. Это проявляется и в отношении к детёнышам. Звери не только кормят своё потомство, но и обучают ловить добычу. Ещё Ч.Дарвин отмечал, что хищные звери учат своих детёнышей избегать опасностей, в том числе охотников.

Таким образом, особи с более совершенными формами заботы о потомстве выживают в большем числе и передают эти черты далее по наследству.

Видовые адаптации обнаруживаются при анализе группы особей одного вида, по своему проявлению они весьма разнообразны. Основными из них являются различные конгруэнции, уровень мутабильности, внутривидовой полиморфизм, уровень численности и оптимальная плотность населения.

Конгруэнции представляют собой все морфофизиологические и поведенческие особенности, которые способствуют существованию вида как целостной системы. Репродуктивные конгруэнции обеспечивают размножение. Некоторые из них непосредственно связаны с репродукцией (соответствие половых органов, приспособления к вскармливанию и др.), тогда как другие лишь опосредованно (различные сигнальные признаки: зрительные - брачный наряд, ритуальное поведение; звуковые - пение птиц, рев самца оленя во время гона и др.; химическими - различные аттрактанты, например, феромоны насекомых, выделения у парнокопытных, кошачьих, собачьих и др.).

К конгруэнциям относят все формы внутривидовой кооперации,-- конституциональной, трофической и репродуктивной. Конституциональная кооперация выражается в согласованных действиях организмов в неблагоприятных условиях, которые повышают шансы на выживание. Зимой пчелы собираются в шар, и выделяемое ими тепло расходуется на совместное согревание. При этом самая высокая температура будет в центре шара и особи с периферии (где холоднее) будут постоянно стремиться туда. Таким образом происходит постоянное перемещение насекомых и они совместными усилиями благополучно перезимуют. Также сбиваются в тесную группу пингвины во время насиживания, овцы в холодное время и др.

Трофическая кооперация состоит в объединении организмов с целью добывания пищи. Совместная деятельность в этом направлении делает процесс более продуктивным. Например, стая волков гораздо эффективнее охотится, нежели отдельная особь. При этом у многих видов имеет место разделение обязанностей - одни особи отделяют выбранную жертву от основного стада и гонят ее в засаду, где затаились их сородичи и т. д. У растений подобная кооперация выражается в совместном затенении почвы, что способствует удержанию в ней влаги.

Репродуктивная кооперация повышает успешность размножения и способствует выживанию потомства. У многих птиц особи собираются на токовищах, и в таких условиях облегчается поиск потенциального партнера. То же самое происходит на нерестилищах, лежбищах ластоногих и др. Вероятность опыления у растений повышается, когда они растут группами и расстояние между отдельными особями невелико.

Мутабильность - представляет собой частоту возникновения мутаций в единицу времени (количество поколений) и на один ген. Для каждого вида характерна своя частота, которая определяется уровнем стабильности генетического материала и устойчивостью к мутагенам. Мутации делают популяции гетероморфными и дают материал для осуществления отбора. Для вида опасна как чрезмерно высокая, так и недостаточная мутабильность. В первом случае возникает угроза целостности вида, а во втором -- невозможно осуществляться отбору.

Внутривидовой полиморфизм обусловливает уникальность сочетания аллелей у разных особей. Причиной полиморфизма служат половое размножение, которое обеспечивает комбинативную изменчивость, и мутации, изменяющие субстрат наследственности. Поддержание внутривидового полиморфизма обеспечивает устойчивость вида и гарантирует его существование в различных условиях среды.

Уровень численности определяет крайние значения количества особей вида. Снижение численности ниже порогового уровня ведет к гибели вида. Это связано с невозможностью встречи партнеров, нарушением внутривидовых адаптации и др. Чрезмерное увеличение численности также губительно, поскольку подрывает кормовую базу, способствует накоплению в популяции больных и ослабленных особей, у некоторых это приводит к развитию стресса.

Оптимальная плотность населения показывает специфические для каждого вида особенности сосуществования особей. Многие организмы предпочитают одиночный образ жизни и встречаются лишь для спаривания. Так ведут себя, например, тигры, леопарды, самцы слонов и др. У других сильно выражен инстинкт коллективности, поэтому они нуждаются в высокой численности. Например, самые многочисленные группы среди позвоночных образовывали американские странствующие голуби, стаи которых насчитывали миллиарды (!) особей. После того как человеком была подорвана их численность, странствующие голуби перестали размножаться и вид исчез.


Похожая информация.


Проблема мышления и интеллекта животных не дает ученым спокойствия вот уже многие годы. Словари определяют присущий представителям животного мира интеллект как высшую форму активности психики, свойственную обезьянам и некоторым другим позвоночным. Особенность интеллекта в способности существа отображать компоненты мира, в котором оно живет, а также отношений, ситуаций, связующих событий. Об интеллекте говорят, если животное в силах разбираться со сложными задачами, пользуясь нестереотипными подходами, разными вариантами, включая перенос. Интеллект позволяет прибегать к различным сведениям, полученным особью ранее в личном опыте.

О чем идет речь?

Ученые, пытаясь оценить уровень интеллекта животных, поняли, что такая особенность психической активности особи проявляется в основном мыслительными процессами. При этом присущее представителям животного мира мышление не всегда имеет двигательный или чувственный конкретный характер. Мышление протекает относительно предметов, на практике выражается способностью анализировать связи явлений и синтезировать их. Мышление имеет место применительно к некоторой конкретной ситуации, в которой особь оказалась, которую животное наблюдает.

Как показали дальнейшие исследования, интеллект обусловлен закономерностями биологии. Это позволяет выделить его на фоне присущего человеку. Даже сравнительно близкие к нашему виду особи не в силах мыслить абстрактно. Представителям животного мира недоступно понятийное мышление. Проведенные в настоящее время исследования позволяют с уверенностью говорить, что животные неспособны воспринимать коренные связи причины и последствия.

Что думали раньше?

С давних времен люди задумывались о том, как и какими категориями мыслят представители животного мира. Довольно любопытные выкладки, посвященные этому, можно найти в арабских книгах. В те времена считалось, что интеллект и язык животных и человека хоть и отличаются, но при этом присущий первым достаточен, чтобы понять превосходство второго. Некоторые представители арабских племен всерьез считали, что львы, глядя на представителей человечества, видят не просто иное живое существо, но божественный образ, из-за которого животное наполняется покорностью. Некоторые считали, что при виде человека лев начинает раздумывать о возможных методах действия, понимает, что для него непредсказуемы способы защиты, поэтому следует удалиться из зоны видимости, дабы не пострадать. В те времена арабы считали, будто бы львы думают точно так же, как человек, способны анализировать наличие опасных изделий, оружия у встретившегося человека, а также оценивать риски, взвешивая факты.

Впоследствии такие идеи не были забыты. Например, психологи, занимавшиеся исследованием и сравнением интеллекта животных и человека, еще в прошлом столетии создавали приблизительно такие же опусы, в которых детально объясняли линию размышлений представителя животного мира. Стоит отметить, что подобные работы пользовались популярностью и ценились аудиторией. В прежние времена обычно исследование психики нечеловека сводилось к гаданиям и суждениям о том, какими мыслями думают животные. Люди даже не задумывались, присущи ли братьям нашим меньшим мысли как категория. Ранее практически не находили различий между животным и человеком.

Зоопсихология: всерьез и не очень

Сегодня это направление (почти научное, но не совсем) называют анекдотичной зоопсихологией. В рамках таких исследований карты интеллекта диких животных, способности мыслить у представителей животного мира, обитающих вблизи человека, составлялись и оценивались, исходя из случайных наблюдений, кем-то подмеченных фактов, которым не было дано адекватного объяснения. Во многом повлияли даже анекдоты, бытовавшие в среде охотников - удивительно, но и они в какой-то момент стали базой для научных выкладок. Свою роль сыграли умозрительные спекуляции. Анекдотичная казалось бы, не могла никому повредить, но такие представления замедлили развитие научного прогресса и на долгое время дискредитировали зоопсихологию как сферу серьезных исследований. Люди начали говорить о том, что изучение животной психики принадлежит зоне абсурда, психология животных невозможна и невероятна в принципе.

Дальнейший прогресс научных исследований в области навыков и интеллекта животных показал, что зоопсихология имеет место. Более того, ответственные ученые, посвятившие себя этому вопросу, наглядно показали важность проведения адекватных исследовательских работ. Истинный подход не подразумевает очеловечивания представителей животного мира, но специализируется на изучении психики - упрощенной в сравнении с человеческой. Как показали испытания, присущая животным психика организована и структурирована совсем не так, как человеческая, что сделало определение присущей ей структуры еще более любопытной задачей.

Отличия: есть ли?

Проводя сравнение интеллекта животных и человека, установили, что психика представителей нашего вида обусловлена особенностями формирования, принципиально отличными от всех остальных. Для человека базой стал труд, а также общественные практики. У животных такие явления отсутствуют в принципе. При этом психика человека и сознание представителей вида зародились в древние времена, еще до появления человечества - у наших предков. Чтобы сориентироваться в этом вопросе, ученые проводили сравнительные исследования.

Во многом успехи в изучении присущего представителям животного мира интеллекта обусловлены работами советского ученого Северцова. Изучение интеллекта особей, принадлежащих к разным эволюционным ступеням, необходимо, дабы сориентироваться в закономерностях эволюции. Северцов доказал, что психика - это один из ключевых аспектов животной эволюции.

Имена и идеи

О том, как важны животные, обладающие интеллектом, говорил еще Ленин. В его работах можно найти указание на мнение о том, что развитие ума представителей животного мира - это сфера научного исследования, которая должна быть диалектической базой и фундаментом познавательной теории. В общем случае говорят, что тематика зоопсихологических научных работ распространяется вне узкоспециализированной сферы психологов, работающих с животными. Впрочем, лица, не согласные с материалистическими идеями, считают, что познать мир невозможно. Это затронуло сферу изучения психики животных и их интеллектуальных возможностей.

Дюбуа-Реймон в своих работах обозначил семь ключевых загадок, которые никогда не будут исследованы наукой. Он говорил о бессилии науки и неспособности человека познать мир. Пятым пунктом из семи стало появление сознания, а шестым - развитие мышления, а вместе с ним и способности связно говорить. Прочие пункты ученый посвятил биологическим, физическим общим проблемам. Дюбуа-Реймон писал свои работы как представитель реакционного идеологического движения, которое оказалось сильнее стремления естествоиспытателей того времени изучить психику человека и животных. В конечном счете в тот момент интеллект был признан даром всевышних сил.

Знать: возможно ли?

Сегодня очевидно доказано, что постулаты Дюбуа-Реймона были некорректными. Стало ясно, что неправы были и те, кто считал исследования, призванные определить, есть ли интеллект у животных, далекими от реальности, бесполезными. Впрочем, изучение этих сфер для ученых наших дней представляет собой немалую сложность, ведь невозможно влезть в душу представителю живого мира, кем бы и каким бы он ни был, а значит, крайне сложно судить о проявлениях, проводя простые аналогии с тем, что уже доподлинно известно. Еще более недопустимо гадать, дабы не вернуться к прежней анекдотической науке.

Довольно любопытны в этом вопросе работы Фишеля, посвященные тому, есть ли интеллект у животных, каков он и откуда появился. Этот ученый рассказывает о личном исследовательском опыте. Фишель ценится за свой большой вклад в изучение психологии и животных, и человека. Его первый известный труд увидел свет в 1938-м, позднее выпустили еще несколько работ. Из года в год по инициативе ученого организовывали коллоквиумы, посвященные интеллекту, психологии животных. Это оказалось полезным для представителей агрокультурного сектора национальной промышленности.

Шаг за шагом

Изучая проблему интеллекта животных, Фишель делал особенный аспект на выявлении наличия целей у представителей этого мира. Не меньшее внимание уделено эмоциональному состоянию испытуемого, переживаниям, с которыми сталкиваются животные. Эмоции ассоциированы с поведенческой мотивацией, так как усиливают некоторые физиологические функции тела, приводят к росту жизнедеятельности. Такая активность направляется на конкретные объекты или процессы в среде, в которой особь обитает. Посвященные этой проблеме исследования были опубликованы в первичной форме, затем переизданы, и в настоящее время наиболее любопытным кажется труд, увидевший свет в 1967-м.

Изучая проблему интеллекта животных и нюансы мозговой активности, Фишель прибегал к кибернетическим достижениям. При этом ученый не стремился к ассоциации биологических процессов в ЦНС и физических, свойственных моделям в кибернетике. Он поставил себе задачей наглядно доказать, что одинаков лишь результат, а вот сами процессы, приводящие к нему, сильно отличаются. Специфика протекающего считается одним из важнейших аспектов изучения мозговой функциональности. Для ученых важен итог, но еще более значимым считается исследование процессов в головном мозге, приводящих к нему. Предположительно, зоопсихологические научные исследования в будущем наконец раскроют особенности происходящего в ЦНС животных на разных уровнях.

Теория и практика

Современные исследования интеллекта человека и животных во многом базируются на проведенном ранее Павловым изучении обезьян. Особенно любопытны работы, организованные с привлечением человекообразных видов. Как удалось установить доподлинно, обезьяны отличаются от прочих представителей животного мира своеобразным ручным мышлением, которое, вероятно, выступает предпосылкой к пониманию, первичной работе над задачей. Ручным мышлением назвали способность животного получать информацию и мыслить посредством рук. Соответственно, опыт появляется как итог практического анализа объектов, которыми особь манипулирует. Такое мышление имеет место в действии, оно появляется при ощупывании, попытке сломать, открыть некое изделие. Интеллект, мышление активны при питании, во время игры, а особь изучает предмет и осознает связи его элементов.

Изучая интеллект человека и животных, установили, что для вторых доступно лишь осознание отношений, которые можно потрогать, увидеть. Это - базовое условие мышления обезьяны, которое ограничивает интеллектуальные возможности особи. Впрочем, у прочих животных даже таких качеств не обнаружено, поэтому ручное мышление считается присущим исключительно обезьянам. Это не исключает наличия зачатков интеллекта у представителей иных видов.

Причины, следствия и мышление

Изучая интеллект животных, ученые, безусловно, особенное внимание уделяют обезьянам, но это не означает, что стоит переоценивать их способности мыслить. Это особенно актуально, если рассматривать низшие разновидности. Проводились наблюдения за некоторыми особями, которые, казалось бы, создавали из подручного материала какое-то орудие, которым могли добиться желаемой цели. Адекватная оценка наблюдений показала, что животное не понимало настоящих возможностей использования того, что оно создало. Следовательно, причинно-следственные связи для него оставались недостижимыми. Все несколько сложнее у человекообразных разновидностей, которые в силах оценить, какие причины приводят к конкретным следствиям, но их возможности такого анализа ситуации сильно ограничены.

Нельзя сказать, что интеллект животных не имеет ничего общего с человеческим, поскольку, как установили ученые, первоначально нашим предкам была доступна возможность мыслить только руками. Труд - это первоисточник разума человека, он же - фундамент интеллектуальных способностей. Речь идет о ручном труде. Он не представляется без использования орудий, а пользоваться ими может лишь тот, у кого есть руки, полученные от обезьян. Руки работали орудиями труда, и это стало фундаментом прогресса - ручное мышление преодолели, и появились новые перспективы развития интеллекта. Одновременно руки особей приобрели особенности, присущие современному человеку.

А кто самый умный?

Отвлекшись от теоретической базы, стоит обратиться к работам современных исследователей, посвященным животным с высоким интеллектом. Как показали проведенные наблюдения и изучение особенностей реакций, некоторым представителям животного мира, окружающего нас, присущи достаточно мощные умственные способности. Многие наши соотечественники с детства помнят черепаху Тортиллу. Это животное в нашей стране ассоциируют с мудростью. Как считают многие современные исследовали, такое отношение имеет абсолютно логичное обоснование: некоторым разновидностям черепах присущи неплохие интеллектуальные способности. Эти представители животного мира могут учиться, без труда находят выход, оказавшись в лабиринте. Черепаху легко превратить в домашнее животное, она быстро обучается навыкам, присущим другим особям того же вида. Известно, что черепахам присуща способность быстро преодолевать страх перед человеком, поэтому они начинают есть прямо из рук.

Изучая интеллект животных, ученые обратили внимание на мир моллюсков и выявили, что исключительные возможности присущи головоногим. Среди всех своих родичей они наиболее умны. Многие разновидности способны мимикрировать. Осьминоги без труда проходят тестирование на запоминание. От природы им даны отличные способности к навигации. Кальмары живут в стаях и, как считают ученые, располагают особенным кодифицированным языком, позволяющим особям взаимодействовать.

Такие разные, но все умные

Если наличие интеллекта у домашних животных многим кажется очевидным, ведь окружающие нас представители животного мира легко и быстро учатся, у насекомых эта особенность не столь ярко выражена. И все же пчелы, как считают некоторые, обладают неплохими способностями. Они сильно выделяются на фоне прочих насекомых. Известно, что пчелы способны ориентироваться по светилу, воспринимать электромагнитные волны планеты. Они запоминают увиденные предметы. Это социальные существа, взаимодействующие между собой посредством танца.

Изучая интеллект животных, обратили внимание на крокодилов. Некоторое время назад за этими млекопитающими закрепился образ истинных демонов во плоти, но проведенные сравнительно недавно исследования доказывают, что он ошибочен. Представителям этого вида присуща игривость. Кроме того, крокодила можно многому научить. Известно, что однажды такое млекопитающее вплоть до смерти обитало у человека, излечившего его от раны. Крокодил плавал в бассейне вместе с тем, кого признал другом, вступал в игры, а иногда даже имитировал нападение, но не всерьез. Владелец мог гладить своего питомца, целовать, обнимать.

Любопытные: какие еще?

Не менее привлекательны овцы. Традиционно принято думать, что это очень и очень глупые животные, однако последние посвященные этой теме научные работы показывают отличную память на лица, присущую овечкам. Это социальные особи, которые могут строить отношения. Ключевая особенность представителей этого вида - склонность всего бояться. При этом овцы стремятся скрывать свои слабости и стараются прятать любые болезни. В этом аспекте их поведение сравнимо с присущим человеку.

Довольно интересны и голуби. Об использовании этих птиц для доставки почты известно довольно давно. Его придумали, потому что этим птицам присущ природный инстинкт стремления домой. Из отечественной истории мы знаем, что княгиня Ольга прекрасно знала о таком качестве птиц и пользовалась им для достижения своих политических целей. Голубиный мозг в силах обработать большой информационный объем и сохранить его на долгое время. Голубь получает информацию посредством всех органов чувств. Его зрительная система такова, что отрезается все бесполезное, при этом зрение острое, отлично сочетается с безупречной памятью. Благодаря такому качеству голубь без труда составляет маршрут, ориентируясь на полученные зрительно картинки.

Живущие рядом с нами

Изучая присущий животным интеллект и мыслительные способности, ученые обратили внимание на лошадей. Многие представители этого вида хитры, сообразительны, отлично запоминают происходящее. Ахалтекинские виды известны как однолюбы. Раз выбрав хозяина, они посвящают ему свою жизнь. Все лошади способны учиться. Умный конь не наступит на ногу своему владельцу. А вот специальным образом обученные на разгон толпы животные церемониться не будут.

Очень любопытны еноты, нередко обитающие вблизи человеческого дома. В последние годы к ним привлечено внимание общественности. очень сообразительные. Стремясь к еде, они способны использовать подручные инструменты, строить логические последовательные цепочки. Решение задачки енот запоминает в среднем на три года.