Нарушение кратковременной памяти причины. Симптомы болезни - нарушения памяти Нарушение памяти в психологии

Нарушения памяти являются одними из наиболее распространённых расстройств, значительно ухудшающих качество жизни человека. Выделяют два основных их вида – количественные нарушения, которые проявляются в выпадении, ослаблении или усилении следов памяти, и нарушения качественные (парамнезия), выражающиеся в появлении ложных воспоминаний, в смешении реальности, прошлого, настоящего и воображаемого.

Виды

Проявляется этот симптом в виде следующих заболеваний:

  1. Амнезия, которая может иметь различные формы, но в общем характеризуется выпадением памяти на различные промежутки времени, утратой различных сведений или навыков.
  2. Гипомнезия - характеризуется прежде всего ослаблением способности воспроизведить и запоминать различные справочные данныее – имена, цифры, термины и названия, т.е. функции памяти поражаются неравномерно.
  3. Гипермнезия – напротив, патологическое обострение памяти. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.
  4. Парамнезии – это качественные нарушения, их довольно трудно чётко классифицировать, так как симптоматика довольно сложна. При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. Иллюзия узнавания также относится к данным нарушениям.

Причины

Причин ухудшения памяти на самом деле чрезвычайно много. Это астенический синдром – тревожное и депрессивное состояние, алкоголизм, деменции , хронические заболевания, интоксикации, недостаток микроэлементов, а также возрастные изменения. Ниже рассмотрим причины, по которым у различных возрастных групп пациентов могут возникать подобные расстройства.

У детей

Основные причины, вызывающие нарушения у детей – врождённая умственная отсталость и приобретённые состояния, выражающиеся в гипомнезии – ухудшении процесса запоминания и воспроизведения информации, или амнезии – выпадении из памяти отдельных эпизодов.

Амнезия у детей может являться последствием перенесённой травмы, психического заболевания, коматозного состояния или отравления, например, алкогольного. Однако частичные нарушения памяти у детей наиболее часто встречаются вследствие комплексного воздействия нескольких факторов, таких как неблагоприятный психологический климат в детском коллективе или в семье, астенические состояния (в том числе из-за частых ОРВИ), а также гиповитаминоз.

У взрослых

Причин, по которым могут произойти нарушения памяти у взрослых людей, пожалуй, больше всего. Это и воздействие стрессовых ситуаций на месте работы и дома, и наличие всевозможных заболеваний нервной системы, таких как болезнь Паркинсона или энцефалит . Конечно, к подобным нарушениям приводит алкоголизм и наркомания, психические заболевания – депрессия, шизофрения, неврозы .

Важным фактором, способным сильно повлиять на способность запоминать являются и соматические заболевания, в ходе которых происходит повреждение сосудов головного мозга и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения.

Как правило, при естественном процессе старения снижение памяти происходит довольно медленно. Сначала становится сложнее вспомнить события, произошедшие только что. У больных в этот период может возникнуть страх, депрессия, неуверенность в себе.

Так или иначе на ухудшение памяти жалуются 50-75% людей в пожилом возрасте. Однако, как уже было отмечено, в большинстве случаев этот процесс протекает медленно и к серьёзным проблемам или значительному ухудшению качества жизни не приводит. Однако процесс может принимать и тяжёлые формы, когда память начинает стремительно ухудшаться. Если в этом случае не прибегать к лечению, то, как правило, у больного развивается старческая деменция .

Чтобы определить, имеются ли у человека проблемы, были разработаны различные методики диагностики. Хотя необходимо понимать, что все методы являются усреднёнными, так как люди сильно отличаются индивидуальными особенностями, и что такое «нормальная» память, определить довольно трудно. Тем не менее, ниже приведём несколько методик проверки состояния памяти.

Диагностика зрительной и слуховой памяти

Для осуществления диагностики используют карточки, на которых изображены различные предметы. Всего потребуется 60 карточек, которые будут использоваться двумя сериями – по 30 в каждой.

Каждая карточка из стопки последовательно показывается пациенту с интервалом в 2 секунды. После показа всех 30 карточек необходимо сделать перерыв в 10 секунд, после чего пациент повторят изображения, которые ему удалось запомнить. Причём последние допускается называть и в хаотичном порядке, то есть последовательность не важна. После проверки результата определяется процент правильных ответов.

На тех же условиях пациенту показывают и вторую стопку из 30 карточек. Если результаты будут различаться сильно, то это будет свидетельствовать о неудовлетворительной концентрации внимания и нестабильной мнестической функции. Если в ходе теста взрослый человек правильно называет 18-20 картинок, то его считают стопроцентно здоровым.

Аналогичным образом проверяется и слуховая память пациента, только изображения на карточках ему не показывают, а вслух произносят. Повторная серия слов произносится в другой день. Стопроцентный результат – верное указание 20-22 слов.

Метод запоминания

Обследуемому зачитывается десяток двусложных слов, смысловую связь между которыми установить нельзя. Врачом эта последовательность повторяется от двух до четырёх раз, после чего обследуемый сам называет слова, которые сможет вспомнить. Повторно пациенту предлагается назвать те же слова уже через полчаса. Правильные и несовпадающие ответы записываются, после чего делается вывод об уровне внимания пациента.

Существует и метод запоминания искусственных слов (например, роланд, сига и т.д.), не несущих никакой смысловой нагрузки. Пациенту зачитывается 10 таких несложных звукосочетаний, после чего обследуемый повторяет те слова, которые ему удалось запомнить. Здоровый пациент сможет воспроизвести все без исключения слова после 5-7 их повторений врачом.

Профилактика

Лучшая профилактика снижения способности запоминать – это здоровый образ жизни. Также необходимо своевременно и в строгом соответствии с врачебными рекомендациями лечить соматические заболевания – диабет, гипертонию и т.д. Важно для профилактики и соблюдение нормального режима работы и отдыха, достаточная продолжительность сна - не менее 7 часов.

Не нужно чрезмерно увлекаться всевозможными диетами. Нужно понимать, что около 20% энергии, получаемой организмом с пищей, идёт как раз на обеспечение потребностей мозга. Поэтому рацион питания нужно подбирать сбалансированный.

Приоритет следует отдавать продуктам, изготовленным из цельнозерновых злаков, овощей, жирной рыбы и т.д.

Необходимо также помнить, что крайне негативное влияние на нервную систему и, соответственно, на риск возникновения нарушений памяти оказывает и водный баланс организма. Нельзя допускать обезвоживания, для этого в день необходимо употреблять 2 литра жидкости.

Главное, помните, что нормальное позитивное общение с друзьями и родственниками, рабочая деятельность, пусть и минимальная, сохранение социальной активности – это и есть залог поддержания мозга в здоровом состоянии до старости.

Рассказ врача о рассматриваемой проблеме в следующем видеоматериале:

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Иногда на нарушение памяти в большей степени обращают внимание родственники пациента, чем он сам (обычно у пожилых людей, часто при деменции). Врачи и пациенты часто обеспокоены тем, что снижение памяти свидетельствует о развивающейся деменции. Это опасение основано на общем представлении о том, что обычно первым симптомом деменции является ухудшение памяти. Однако в большинстве случаев снижение памяти не сопряжено с началом деменции.

Наиболее частой и самой ранней жалобой, связанной с ухудшением памяти, является затруднение при вспоминании имен и мест, где лежат часто используемые в быту предметы, например ключи от машины. По мере нарастания расстройства памяти пациенты могут забывать оплачивать счета или пропускать назначенные встречи. Тяжелые нарушения памяти могут быть опасными, если пациенты забывают выключить плиту, закрыть дом на ключ или упускают из вида ребенка, за которым они должны следить. В зависимости от причины нарушения памяти могут выявляться и другие симптомы, такие как депрессия, спутанность сознания, изменения личности, сложности при выполнении повседневной деятельности.

Различают два вида памяти: декларативная, явно ориентированная память (семантическая или эпизодическая), сохраняющая воспоминания, которые могут вызываться только сознательно. Это необходимо, например, для того, чтобы распознавать определенные вещи (яблоки, животные, лица). Процедурная память не требует сознательного усилия для запоминания и воспроизведения. Это необходимо, например, для обучения игре на пианино.

Причины нарушения памяти

Наиболее частые причины нарушения памяти включают в себя перечисленные ниже:

  • нарушения памяти, связанные со старением (наиболее частая причина);
  • умеренные когнитивные нарушения;
  • деменция;
  • депрессия.

У большинства людей с возрастом отмечается некоторое ухудшение памяти. Им становится сложно запомнить новую информацию (например, имя нового соседа, новый компьютерный пароль). Изменения, связанные с возрастом, приводят к забывчивости, возникающей время от времени (например, потеря ключей от машины), или к замешательству. Тем не менее умственные способности не страдают. Если пациенту с возрастными изменениями памяти предоставить достаточно времени, чтобы обдумать и ответить на вопрос, то он, как правило, справляется с заданием, что указывает на сохранность памяти и когнитивных функций.

У пациентов с умеренными когнитивными нарушениями имеется истинное снижение памяти, в отличие от замедления вспоминания при относительно сохранной памяти у пациентов того же возраста без когнитивных нарушений. При умеренных когнитивных нарушениях имеется тенденция к нарушению в первую очередь краткосрочной (или эпизодической) памяти. Пациентам сложно вспомнить содержание недавнего разговора, место, где лежат часто используемые предметы, они забывают о назначенных встречах. Однако память на отдаленные события обычно остается интактной, и внимание также не страдает (так называемая рабочая память - пациенты могут воспроизвести список каких-либо предметов и выполнить простые вычисления).

Пациентам сложно подобрать слова и/ или назвать предметы (афазия), выполнять уже знакомые движения (апраксия) или планировать и организовывать повседневные дела, такие как приготовление пищи, покупки и оплата счетов (нарушение исполнительной деятельности). Может измениться личность пациента -так, например, может появиться нехарактерная ранее для человека раздражительность, беспокойство, возбуждение и/или несговорчивость.

Депрессия часто встречается у пациентов с деменцией. Однако и сама по себе депрессия может привести к нарушению памяти, которая напоминает деменцию (псевдодеменция), но у таких пациентов обычно имеются и другие симптомы депрессии.

Делирий - это острое состояние изменения сознания, которое может вызываться тяжелой инфекцией, лекарственными препаратами (нежелательное явление) или их отменой. У пациентов с делирием может быть нарушение памяти, однако основной проблемой у них является не это, а тяжелые глобальные изменения психического статуса и когнитивной функции.

Для формирования декларативной памяти информация прежде всего достигает соответствующих ассоциативных зон коры головного мозга (например, вторичной зрительной коры) через определенную первичную сенсорную зону коры (например, первичную зрительную кору). Отсюда, через энторинальную область коры (28-е поле) эта информация идет к гиппокампу, который имеет большое значение для долговременного хранения декларативной информации. При посредничестве структур среднего мозга, базальных отделов переднего мозга и префронтальной коры эта информация снова запоминается в ассоциативной коре. Таким образом, сначала посредством сенсорной памяти информация сохраняется кратковременной памятью, которая способна удерживать ее всего лишь от нескольких секунд до минут. Эта информация может передаваться в долговременную память, например, путем повторений. Однако такие повторения не относятся к обязательным условиям для формирования долговременной памяти. Глутамат - наиболее важный медиатор в гиппокампе (NMDA-рецепторы). Консолидация памяти обеспечивается адреналином и ацетилхолином (никотиновые рецепторы). Нейротрофины поддерживают жизнеспособность вовлеченных в это нейронов. В конечном итоге для консолидации памяти необходимо изменение влияния задействованных синапсов.

Именно передача информации в долговременную память нарушается при поражении названных выше структур вследствие нейродегенеративных заболеваний (например, болезни Альцгеймера), травмы, ишемии, действия алкоголя, угарного газа и воспаления. Электрошок может временно остановить формирование памяти.

Поражения гиппокампа либо его связей приводят к антеградной амнезии. У таких пациентов с момента поражения больше не может формироваться новая декларативная память. Они будут помнить события до поражения, а последующие - нет.

Ретроградная амнезия, т. е. потеря уже сохраненной информации, происходит при нарушениях в соответствующих ассоциативных полях. В зависимости от степени и локализации нарушений потеря памяти может быть обратимой и необратимой. В первом случае пациент потеряет часть памяти, но она может быть восстановлена. При необратимой потере конкретные элементы утрачиваются безвозвратно.

Поражение дорсомедиального ядра приводит к потере эпизодической памяти. Транзиторные двусторонние функциональные нарушения гиппокампа могут вызывать антеградную и ретроградную (дни или годы) амнезию (транзиторную глобальную амнезию). При синдроме Корсакова (часто встречается при алкоголизме) может наблюдаться и антеградная, и ретроградная амнезия. Пациенты часто стараются прикрыть пробелы в памяти с помощью вымысла.

При поражениях гиппокампа процедурная (имплицитная) память не страдает. Это делает возможным импринтинг, приобретение навыков, сенсибилизацию, адаптацию и формирование условных рефлексов. В зависимости от стоящей задачи в этом могут участвовать мозжечок, базальные ядра, миндалевидное тело и поля коры головного мозга. При овладении навыком важную роль играют мозжечок и базальные ядра. Соответствующие импульсы через ядра оливы и моста достигают мозжечка. Объем памяти мозжечка может утрачиваться, например, при токсическом поражении, дегенеративных заболеваниях и травмах. В формировании процедурной памяти определенную роль играют также дофаминергические проекции черного вещества.

Миндалевидные тела участвуют в формировании условных реакций тревоги. Они получают информацию от коры и таламуса и через ретикулярную формацию и таламус влияют на двигательные и вегетативные функции (например, мышечный тонус, сердцебиение [предупреждение о тахикардии], гусиная кожа). Выключение миндалевидных тел (например, из-за травмы или под действием опиатов) стирает условные реакции тревоги. Двустороннее выключение миндалевидных тел вместе с частями гиппокампа и височной доли приводит к амнезии и раскрепощенному поведению (синдром Клювера-Бьюси).

Обследование при нарушении памяти

Важнее всего выявить делирий, который нуждается в неотложном лечении. Затем приоритет оценки принадлежит дифференцировке между реже встречающимися умеренными когнитивными нарушениями и ранней деменцией и более частыми изменениями памяти, связанными с возрастом, и обычной забывчивостью. Полное обследование для выявления деменции обычно требует больше времени, чем 20-30 мин, отведенных для амбулаторного приема.

Анамнез . По возможности, анамнез следует собирать по отдельности у пациента и у членов его семьи. Пациенты с когнитивными нарушениями не всегда могут сообщить подробные и точные сведения, а родственники могут испытывать сложности при беспристрастном изложении анамнеза в присутствии пациента.

Анамнез заболевания должен включать в себя описание конкретных типов нарушения памяти (например, забывание слов или имен, случаи, когда пациент терялся) и время их появления, степень тяжести и прогрессирование. Следует определить, насколько эти симптомы нарушают повседневную активность на работе и дома. Важно уточнить наличие изменений речи, приема пищи, сна и настроения.

Сведения об органах и системах могут помочь установить наличие в анамнезе симптомов, позволяющих заподозрить определенный тип деменции (например, симптомы паркинсонизма при деменции с тельцами Леви, очаговый дефицит при сосудистой деменции, парез взора вверх и падения при прогрессирующем надъядерном параличе, хореиформные гиперкинезы при болезни Гентингтона, нарушения походки при нормотензивной гидроцефалии, нарушения равновесия и мелкой моторики при дефиците витамина В 12).

Медицинский анамнез должен включать в себя сведения о перенесенных заболеваниях и полную информацию о препаратах (как отпускаемых по рецепту, так и безрецептурных), которые получал пациент.

Семейный и социальный анамнез должен включать в себя сведения об исходном уровне интеллекта пациента, его образовании, работе и социальном функционировании. Следует уточнить наличие в анамнезе или в настоящий момент злоупотребления алкоголем или наркотиками. Необходимо выяснить, имеется ли семейный анамнез деменции или ранних когнитивных нарушений.

Физикальное обследование . Помимо общего физикального обследования проводится полный неврологический осмотр с подробной оценкой психического статуса.

Оценка психического статуса включает в себя выполнение пациентом определенных инструкций с целью проверить следующие аспекты:

  • ориентированность (пациента просят назвать свое имя, дату и место, в котором он находится);
  • внимание и собранность (например, пациента просят повторить несколько слов, сделать простые вычисления, произнести наоборот слово «земля»);
  • краткосрочная память (например, пациента просят запомнить и воспроизвести через 5, 10 и 30 мин список из нескольких слов);
  • речь (например, назвать обычные предметы);
  • праксис и исполнительные действия (например, выполнить действие, состоящее из нескольких этапов);
  • конструктивный праксис (например, скопировать рисунок или нарисовать часы).

Для оценки этих аспектов могут использоваться различные шкалы.

Настораживающие признаки. Следует обратить особое внимание на перечисленные ниже изменения:

  • нарушения повседневной активности;
  • снижение внимания или измененное сознание;
  • симптомы депрессии (например, снижение аппетита, заторможенность, суицидальные мысли).

Интерпретация результатов обследования. Наличие фактического снижения памяти и нарушение повседневной активности и других когнитивных функций позволяет отделить возрастные нарушения памяти от умеренных когнитивных нарушений и деменции. Дифференцировать депрессию от деменции может быть сложной задачей до тех пор, пока нарушения памяти не станут более выраженными или не разовьются другие неврологические нарушения (например, афазия, агнозия, апраксия).

Снижение внимания позволяет отличить делирий от ранних стадий деменции. У большинства пациентов с делирием снижение памяти не является ведущим симптомом.Тем не менее для установки диагноза «деменция» необходимо исключить наличие делирия.

Если сам пациент обратился за медицинской помощью,т.к. его стала беспокоить забывчивость, наиболее вероятной причиной является возрастное снижение памяти. Если медицинское обследование было инициировано членом семьи пациента, а сам он в меньшей степени озабочен снижением памяти, то в этом случае более вероятно наличие деменции.

Дополнительные методы исследования. Диагноз устанавливается в первую очередь на основании клинической картины. Тем не менее на результаты любого краткого исследования психического статуса влияет уровень интеллекта и образования пациента, и поэтому такие тесты не очень точны. Так, пациенты с высоким уровнем образования могут набрать завышенное количество баллов, а улиц с низким уровнем образования оно может быть заниженными. Если диагноз неясен, следует провести формальное нейропсихологическое тестирование, результаты которого обладают высокой диагностической точностью.

Если возможной причиной нарушений является применение лекарственного препарата, то он может быть отменен или пациенту можно назначить другой препарат.

Если у пациента имеется неврологическая симптоматика (например, парез, нарушение походки, непроизвольные движения), то необходимо провести МРТ или КТ.

Если у пациента выявлен делирий или деменция, то для уточнения их причин необходимо дальнейшее обследование.

Лечение нарушения памяти

Пациентам с возрастными нарушениями памяти необходима поддержка. Пациенты с депрессией нуждаются в лекарственной терапии и/или психотерапии. По мере устранения депрессии отмечается тенденция к нивелированию расстройства памяти. Делирий необходимо лечить в соответствии с его причиной. В редких случаях деменция поддается обратному развитию с помощью специфической терапии. Остальные пациенты с нарушением памяти получают поддерживающее лечение.

Безопасность пациента. Специалисты по реабилитации и физиотерапии могут оценить дом пациента с нарушением памяти на предмет безопасности с целью предотвратить падения и другие инциденты. Может потребоваться предпринять меры безопасности (например, спрятать ножи, отключить плиту, убрать автомобиль и ключи от него). В некоторых странах требуется уведомлять регуляторные органы по надзору за дорожным движением о пациентах с деменцией. Если пациент может заблудиться, можно использовать систему слежения или зарегистрировать пациента в программе безопасного возвращения.

Наконец, можно использовать постороннюю помощь (например, работника по дому или социального работника на дому) или изменить окружающую среду (например, переехать в дом без ступеней или поместить пациента в специальное учреждение с общим уходом или с квалифицированным сестринским уходом).

Меры по изменению окружающей среды. Пациенты с деменцией более комфортно чувствуют себя в привычном окружении, в обстановке, помогающей сориентироваться, в ярком и жизнерадостном окружении и при условии регулярной активности. Комната пациента должна содержать источники сенсорной стимуляции (например, радио, телевизор, ночник).

Медицинский персонал в учреждениях по уходу должен иметь большой бейдж с именем и повторно представляться пациенту при необходимости.

Особенности у пациентов пожилого возраста

Распространенность деменции увеличивается приблизительно с 1% у лиц в возрасте от 60 до 64 лет до 30-50% у людей старше 85 лет. Распространенность деменции у лиц, находящихся в домах-интернатах, составляет около 60-80%.

– это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

МКБ-10

R41.1 R41.2 R41.3

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром , вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов , инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ . Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона , хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях , шизофрении . Эпилепсия , являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении .

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции , криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга , ЭЭГ , дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна . Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Ежедневно в наш мозг поступает огромное количество различной информации. Ещё пару десятков лет назад практически любой человек спокойно с этим справлялся. Но нынче объём поступающих данных в связи с быстрым научно-техническим прогрессом возрос на порядок. Это неудивительно - ведь очень много используемых сегодня в обиходе и находящихся всегда рядом устройств всё время несут нам разнообразные, непрерывно обновляющиеся вести - о погоде, о пробках, о текущих новостях, о поступивших письмах или комментариях в социальных сетях и так далее.

Конечно же, есть люди, которые намеренно ограждают себя от этого потока, но далеко не всегда подобное удаётся, потому что плотность и скорость передачи информации в социуме тоже нешуточно возросла. Таким образом, даже не пользуясь мобильными устройствами, мы вынуждены впитывать гораздо больше различных знаний, чем наши предки. Посему неудивительно, что наш мозг порой не успевает за всем этим, рассредоточивая внимание и накопляя усталость. И, как неизбежное следствие, развиваются и памяти, иногда слабые, а иногда и такие, которые тянут за собой нешуточные проблемы. Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что такое память, и какие бывают её расстройства.

По некоторым оценкам человеческий мозг способен хранить до 7 терабайт информации, но этот показатель может быть сильно занижен.

Что такое память?

Память - это способность сохранять в головном мозге те или иные отражения объективной реальности в виде знаний и навыков. Как это происходит - до конца не выяснено, есть множество теорий по данной теме. Что точно известно - запоминание происходит благодаря формированию нейронных связей-паттернов, которые обладают различным уровнем стабильности.

Также разнобой существует в имеющихся вариантах классификации, поэтому мы немного упростим для понимания. Итак, по длительности запоминания память бывает кратковременной и долговременной. По методике запоминания есть механическая и ассоциативная память. В первом случае человек запоминает нечто, никак не подкреплённое предыдущим опытом (тем, что уже находится в долговременной памяти). Во втором мы «подвязываем» новую информацию к уже имеющейся - или схожей, или кардинально противоположной. Второй тип запоминания более надёжный - например, легко запомнить, что происходило в какой-то редко бывающий праздник, чем в любой обычный день, переполненный рутиной. Грамотное образование ассоциаций лежит в основе технологии качественного запоминания - мнемоники.

Нарушения памяти

Теперь поговорим о расстройствах памяти. Они бывают количественными (гипомнезия, гипермнезия и амнезия) и качественными (парамнезии).

Количественные расстройства

Гипомнезия, или ослабление памяти - самое распространённое её расстройство. Человек полностью или частично утрачивает способность как запоминать новую информацию, так и воспроизводить старые воспоминания. По характеру ослабления памяти врач может предположить примерную причину. Например, при атеросклерозе сосудов головного мозга, из-за которого страдает память у пожилых людей, наибольшие затруднения возникают при воспроизведении новой, свежепоступившей информации, тогда как события давно минувших дней больные могут помнить очень отчётливо. Гипомнезия, помимо атеросклероза, может быть следствием травмы, инфекционного процесса, синдрома хронической усталости, анемии, (включая алкоголь) и многих других заболеваний. Поэтому, если Ваша память начала ухудшаться - нелишним будет проконсультироваться с лечащим врачом. Бороться с гипомнезией помогает интеллектуальная деятельность - кроссворды, арифметические операции в уме, запоминание стихотворений и т.п. Также есть продукты питания, благотворно влияющие на память - орехи, черника, пшено, рыба и морепродукты, шалфей и т. д.

Гипермнезия - это усиление памяти. Она бывает как маркером появившихся расстройств функционирования мозга, так и вариантом нормы. Гипермнезия может возникнуть при некоторых психических болезнях, например при биполярном аффективном расстройстве (старое название - маниакально-депрессивный психоз), при лихорадочном состоянии во время инфекционных болезней, и даже при стрессе (пресловутое «жизнь пронеслась перед глазами»). Проявляться гипермнезия может как повышенной способностью к запоминанию, так и наплывами воспоминаний, ранее казавшихся забытыми. В любом случае - гипермнезия, если она не является врождённым талантом, является очень серьёзным поводом, требующим визита к врачу, причём сразу к неврологу или психиатру.

Амнезия - термин, хорошо известный социуму. Ещё бы - едва ли не в каждом популярном телесериале есть герой, страдающий подобным расстройством. Как Вы уже догадались, амнезия - это пробел в памяти. Чаще всего она охватывает строго ограниченный отрезок жизни больного - например, время, когда человек находился в бессознательном состоянии во время обморока. Амнезия бывает ретроградной (выпадают из памяти события перед болезненным состоянием; подобный вид амнезии част при ), конградной (выпадает событие во время болезненного состояния; те же травмы, а также обмороки или психотравмирующие ситуации) или антеградной (утрачивается способность к запоминанию новых впечатлений; такое бывает при травме, инфекционном процессе в мозге и ряде других состояний). Бывают также комбинации различных видов амнезий, например ретроантеградная. Также амнезия может быть следствием ухудшения состояния больного, до этого страдавшего гипомнезией. Увы, подобное бывает часто при уже упомянутом атеросклерозе. Особняком стоит амнезия ранних лет жизни, в той или иной мере присутствующая у каждого, и поэтому считающаяся нормой.

Качественные расстройства

Парамнезия - это не что иное, как ложное воспоминание. При парамнезиях способность к запоминанию и удержанию информации не меняется, но нарушается порядок хранимых в мозге сведений.

Наиболее распространённый вид парамнезий - это псевдореминисценции. В этом случае человек неверно помнит время события, хранимого в памяти, при том, что само событие он помнит правильно. Подобный вид парамнезий может быть как вариантом нормы, так и признаком дебюта какой-либо болезни. Другое название псевдореминисценций - иллюзии памяти.

При всей внешней схожести широкоизвестный феномен дежавю не относится к нарушениям памяти - тут задействованы механизмы восприятия и обработки информации на различных уровнях

Также парамнезия может проходить по типу конфабуляции - когда имеющийся провал в памяти (амнезированный период) «заполняется» событиями, на деле никогда не происходившими в жизни больного. Этот уровень качественного расстройства памяти, хоть и является более глубоким, чем псевдореминисценции, но всё же ещё может быть вариантом нормы. Но надо помнить, что есть довольно широкий спектр патологий, при которых наличествуют конфабуляции, начиная от отравления психоактивными веществами и заканчивая шизофренией и другими .


Есть ещё такой вариант расстройства как криптомнезия. Это такой обман памяти, при котором чужая мысль воспринимается как своя собственная.
Так бывает, если события, способствовавшие запоминанию чужой мысли, не были важными для индивидуума на тот момент, но при этом через длительное время возникла насущная задача, «освежившая» считавшуюся ранее неактуальной информацию. При этом чужое авторство мысли трактуется мозгом как несущественная деталь и амнезируется. Однако криптомнезии следует отличать от настоящего сознательного плагиата.