Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память. Во сне мозг может запоминать большие объемы информации Возможно ли обучение во сне

Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.

Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.

Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

Запоминание информации во сне: учим иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.

Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.

Как вспоминать забытые вещи

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».

Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.

Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.

Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.

Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.

Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.

Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.

Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.

Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.

Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.

Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

Гипнопедия - миф или реальность

В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать ему учебник. Во сне, мол, всё записывается «на корочку». Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.

Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века, учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. Это явление называется гипнопедия.

Первые исследователи полагали, что естественный сон идентичен гипнотическому, будто спящий так же восприимчив к внушениям, как человек под гипнозом. Но в 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно».

Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке. Современные учёные считают сон важным физиологическим процессом, во время которого происходит специфичная мозговая деятельность.

Что происходит с нашим мозгом во сне

Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.

Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.

В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны.

Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа.

Чему можно научиться, пока спишь

Через звуковые сигналы у спящего человека можно сформировать рефлексы. В 2012 году израильские учёные провели эксперимент: пока испытуемые спали, они включали им различные звуки и подавали запахи. Если аромат был неприятный, дыхание спящего становилось менее глубоким. Опыт провели несколько раз. Вскоре, чтобы изменить дыхание испытуемого, было достаточного одного только звука, и эта реакция сохранялась во время бодрствования.

Психологи из Иллинойсского университета в 2013 году провели эксперимент со звуками и пространственной памятью. Испытуемые в бодрствующем состоянии получали задание: переместить предмет на экране компьютера, и во время этого раздавался характерный звуковой сигнал.

Затем участники эксперимента ложились спать. Одни спали в тишине, а сон других сопровождал тот самый сигнал. Проснувшись, все должны были снова перемещать предметы на экране. Те, кто слышали во сне заветный звук, справлялся с заданием лучше.

Вывод

Английский или историю с помощью гипнопедии не выучить. Во сне мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться во сне, - это выработать некоторые рефлексы. Только вот зачем?

Тем не менее, хороший сон очень важен для обучения. Помните, что происходит во время фазы быстрого сна? Правильно - мозг «перезагружается».

Но эта фаза трудноуловимая. Бессонная ночь перед экзаменом - верный способ его завалить. Чтобы мозг разложил всё по папочкам, необходимо не менее восьми часов качественного сна.

Как правильно спать, чтобы хорошо учиться

  • Соблюдай режим. Старайся засыпать и просыпаться в одно и то же время.
  • Следи, чтобы температура в спальне была не больше 21 ºС.
  • Старайся перед сном гулять или делать лёгкую зарядку.
  • Не наедайся на ночь!
  • Не пользуйся гаджетами перед сном и не смотри телевизор: свет экранов подавляет выработку гормона сна и мешает заснуть.

Добрых снов и успехов в учёбе!

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Экология жизни. Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Пожалуй самым часто встречающимся курсом для сна, является изучение иностранных языков. Поди как здорово, за неделю освоить новый язык практически без усилий, но почему-то тотального перехода на новый формат обучения не происходит.

Возникает вопрос - а можно ли на самом деле обучаться во время сна?


В США шт. Коннектикут есть Центр изучения нарушений сна. Ученые утверждают, что подобного рода рекламные заявления являются ничем иным, как обманом. Во время сна, наш мозг работает в несколько ином режиме. В это время он отделяет и классифицирует полученную информацию. И он же определяет что положить в долговременную память, а что можно позабыть. Поэтому, ученые советуют учиться чему-то в тот момент пока вы бодрствуете и мозг настроен на восприятие информации.

Интересное открытие сделали и израильские ученые. Они показали, что некоторые области мозга работают во время сна точно так же как и во время бодрствования. Именно поэтому мы помним наши сны и можем воспроизвести их порой до мельчайших подробностей. Однако, что касается новой информации, то, пребывая в состоянии сна, мозг человека перекрывает все пути её получения и усвоения.

Разделяют три основные стадии активности мозга во время сна. Стадия засыпания - в этот момент активность мозга начинает угасать. Стадия быстрого сна - глаза начинают быстро двигаться, в этот момент человек видит сновидения.

Затем наступает стадия глубокого сна - клетки мозга в этой стадии работают очень интересно и напоминают волну футбольных фанатов на стадионе. На долю секунды клетки возвращаются к активности, а потом снова погружаются в состояние покоя. Именно на этой стадии мозг переваривает и классифицирует новую информацию. Если на этой стадии прервать сон, скажем аудиозаписью, то человек проснется, т.к. мозг перейдет в режим активности и разбудит человека.

Но не все так плохо. Новорожденные же спят по 18 часов в сутки и при этом умудряются развиваться. Причем темпы этого развития превышают темпы развития взрослого человека! Уже другие ученые из США постановили, что именно во сне проходит адаптация к современному миру.

Американские ученые, провели занятный опыт. Они проигрывали не громкий звук, а затем осторожно дули на спящего младенца. Из 26 детей 24 связали звук с ветерком и уже через 20 минут стали плотнее смыкать веки, ожидая его. Несмотря на то, что детишки спали, обучение произошло прямо во сне.

Получается интересная вещь. С одной стороны мы не можем обучаться во сне, с другой стороны - да. Жаль что последний опыт был поставлен на младенцах. Быть может взрослый человек повел бы себя как-то иначе. Есть первооткрыватели желающие повторить опыт с ветерком на своих родственниках? опубликовано

Известно, что школьники и студенты накануне экзаменов кладут под подушку конспекты, чтобы лучше усвоить материал. И это вовсе не суеверие. Израильские нейрофизиологи выяснили, что наш мозг способен запоминать новую информацию, не только бодрствуя, но и во время сна — допустим, устанавливать ассоциации между определенными запахами и звуками.

Группа исследователей во главе с Анат Арзи из Института наук Вайцмана в городе Реховот провела серию опытов с командой из 28 добровольцев, отличавшихся крепким сном. Когда испытуемые засыпали, им проигрывали один из нескольких звуковых сигналов, после чего подносили к носу палочки с образцами тех или иных запахов. Среди запахов были как приятные — скажем, аромат шампуня или дезодоранта, так и неприятные — экстракт тухлой рыбы и гнилого мяса.

Ученые следили за работой мозга своих подопечных при помощи энцефалографа. В тех случаях, когда раздражители будили людей, их "дисквалифицировали" — выводили из команды, так как здесь уже не шла речь о чистоте эксперимента.

Оказалось, что при воздействии раздражителей на мониторах появлялись характерные линии, свидетельствующие о том, что мозг обрабатывает полученную информацию. Кроме того, если испытуемые ощущали неприятные запахи, у них снижалась глубина дыхания, а если приятные — они начинали "принюхиваться".

На следующий день исследователи только "проигрывали" добровольцам звуки, ранее предшествовавшие запахам. Реакция была такая же, как и в случае с запахами: мозг запомнил, чему предшествовал тот или иной звуковой сигнал, наподобие тому как пресловутые собаки Павлова связывали начало кормления с зажиганием лампочки.

По словам Арзи и ее коллег, подобное запоминание возможно лишь в фазе так называемого медленного сна. Если эксперименты проводились, когда люди пребывали в фазе быстрого сна, никаких ассоциаций между звуками и запахами у них не возникало. Как утверждают ученые, это связано с так называемой "сонной амнезией": мы теряем память о сновидениях, которые посещают нас в данный период. Запомнить то, что нам снилось во время быстрого сна, можно, если нас в этот момент резко разбудить.

"Теперь, понимая, что обучение и усвоение новой информации во время сна возможно, мы желаем понять, как далеко простираются пределы этой способности, а именно — что можно запомнить во время сна, а что нельзя", — говорит Арзи.

Кстати, в свое время практиковался метод обучению иностранным языкам во время сна — людям просто включали запись с голосом преподавателя. Считалось, что обучение эффективно благодаря работе нашего подсознания. Однако большинство специалистов отнеслись к ноу-хау весьма скептически.

Очевидно, что информацию во время сна можно запомнить, но для этого необходимо не просто класть учебник под подушку и засыпать на нем. Просто, если мы читаем какой-то материал перед экзаменом, то за ночь он лучше укладывается в голове…