Безработица инвалидов причины и методы. Группы риска на рынке труда. Безработица среди инвалидов. Вопросы для самоконтроля

Права инвалида на образование, труд и защиту от безработицы закреплены в статье 37 Конституции Российской Федерации от 1993 года. Регулирование проблем в области занятости, решается на основе Трудового кодекса Российской Федерации, принятого в 2002 году. В документе закреплены особые режимы труда, времени, условий работы инвалидов. Так, деятельность граждан с ограниченными возможностями не должна превышать 35 часов в неделю, сверхурочная работа возможна только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют. Согласно законодательству работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости, органами власти всех уровней путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принятому в 1995 году.

Правовые, экономические и организационные основы политики содействия трудоустройству инвалидам, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан с ограниченными возможностями на работу и социальную защиту от безработицы определены в законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.

В нем занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Безработица в документе определяется как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается, вследствие этого, основного дохода (заработной платы).



К безработным, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. У нас в стране, лица с ограниченными возможностями, имеющие рекомендацию к трудовой деятельности составляют в среднем 4% от общего числа официально зафиксированных не работающих граждан.

В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Безработица среди инвалидов – это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

Для создания эффективных условий решения проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов содействия трудовой деятельности инвалидам. Задачи данных организаций в нашей стране по отношению к инвалиду очень велики, они занимаются не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник).

Для эффективной работы в системе занятости в ряде регионах были открыты биржи труда, службы по трудоустройству инвалидов которые оказывают содействие в постоянном или временном трудоустройстве, переобучении, переквалификации данной категории граждан. Многое общественные организации инвалидов ведут активную профоринтационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Осуществляют психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве.

Эффективным средством социальной защиты инвалида, согласно документу «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 года, является страхование от безработицы. У нас в стране на основании действующего законодательства государство гарантирует:

Свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

Охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам, в том числе инвалидам предоставляется:

Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

Обеспечение социальной поддержки;

Компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

Бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

Возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Важной составляющей государственной социальной защиты для инвалида является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

Выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

1) профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;

2) профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;

Особенностью социальной работы с инвалидами в системе занятости является наличие у них определенного количества медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, уменьшающий выбор возможных вакансий исходя из предпочтений человека.

Граждане, с ограниченными возможностями, обратившиеся в службу занятости, имеют право получить консультацию по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Инвалиды, желающие сменить место профессиональной деятельности, могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

Знакомство с банком вакансий с учетом ограничений и противопоказаний;

Информирование о возможностях получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

Сопоставление полученных сведений с имеющимися ограничениями лиц с ограниченными возможностями.

2. Профессиональное консультирование инвалидов:

Проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

Выявление характеристик профессионально важных качеств личности инвалида.

3. Психологическая поддержка лиц с ограниченными возможностями:

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний в процессе индивидуальной и групповой работы инвалидов;

Коррекция профессионально важных качеств для трудоустройства на вакантные рабочие места с учетом заключения службы медико-социальной экспертизы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний одно из основных направлений деятельности службы занятости по работе с инвалидами. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому их трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным гражданам с ограниченными возможностями, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

Социальная адаптация безработных граждан с ограниченными возможностями осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет инвалидам преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы, получить направление на профессиональное обучение. Что спасобствует повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

Содействие занятости и трудоустройству инвалидов может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Профессиональное образование инвалидов - проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: органов власти всех уровней, службы занятости населения, сферы образования и социальной защиты.

Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации. Для лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для получения образования, создаются специальные учреждения или соответствующие условия в образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

Приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

Адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

В данном направлении необходимо учитывать как индивидуальные особенности инвалида, так и специфику регионального рынка труда и перспективы его изменения в рамках кадровой политики. Это предполагает проведение допрофессиональной работы направленной на профессиональное самоопределение инвалида.

2. Содействие профессиональной подготовке инвалида. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право инвалидов на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости исходя из представленных медико-социальных рекомендаций.

Профессиональное образование безработных инвалидов решает следующие задачи:

Повышение конкурентоспособности конкретного инвалида на рынке труда:

Сокращение общего уровня безработицы;

Изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

Минимизация финансовых издержек государства и региона.

Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов в системе социальной защиты инвалидов, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная работа ведется с безработными инвалидами, если:

Гражданин не имеет профессии (специальности);

Невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

Необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют длительно не работающие граждане с ограниченными возможностями (по истечении шестимесячного периода безработицы), выпускники образовательных учреждений, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) инвалиды и др.

При этом профессиональное обучение инвалидов должно решать следующие задачи:

1. Предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения.

2. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

3. Содействие трудовой активности инвалидов, развитие предпринимательства и самозанятости.

4. Повышение конкурентоспособности определенных категорий инвалидов.

Службы занятости ведут активную работу по профессиональной подготовке граждан с ограниченными возможностями, которая базируется на организационной и финансовой поддержке соответствующих социальных программ для инвалидов, по ее методическому обеспечению. Разработке различных подходов к формам и методам повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц с ограниченными возможностями. При этом, возникает необходимость создании целостной концепции профессионального образования безработных инвалидов так как эффективность работы по данному направлению низкая.

Неэффективность работы, по данному направлению связана со сроками в течении которых, инвалид желающий работать не может быть трудоустроен. На рынке труда доля лиц с ограниченными возможностями длительно неработающих самая большая по сравнению с другими категориями безработных. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число лиц с ограниченными возможностями, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

Комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

Меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции);

Приоритетное право пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

3. Следующим направлением является принятие мер по изменению порядка приема инвалидов на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к работникам. Многие компании не видят широких возможностей для применения труда инвалидов и относятся к их способностям с большим неуважением, не находят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Основной мерой, по социальной поддержке инвалидов, может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы и др. В современных социально-экономических условиях, в целях повышения конкурентоспособности граждан, с ограниченными возможностями необходимо создать условия на предприятиях по совмещению обучение с профессиональной деятельностью инвалида. Сегодня у большинства молодых инвалидов наблюдается низкая мотивация к труду. Эффективная организация по включению граждан с ограниченными возможностями в работу будет способствовать приобщению молодых инвалидов к работе.

4. Еще одним направлением является квотирование мест для инвалидов. Законодательством в рамках вопроса социальной защиты инвалидов определяются квоты для приема на работу инвалидов. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать свои квоты для приема на работу инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. При этом, частыми являются случаи нарушения закона, или игнорирования его. Проблемой, для многих является основание для приема на работу инвалида. Профессиональная пригодность граждан с ограниченными возможностями с учетом уровня его профессиональной подготовки и рекомендациями определяется в соответствии с:

Документами об образовании;

Документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;

Записями в трудовой книжке;

Индивидуальной программой реабилитации.

Складывается ситуация, когда рабочие места определяются в пределах квот, имеется заключение о трудоспособности инвалида, а предприятие не может его принять, так как состояние здоровья граждан с ограниченными возможностями не соответствует требованиям трудового процесса. Эта ситуация во многом оборачивается против самого инвалида так как сокращает возможности его трудоустройства.

Необходимым условием для трудоустройства инвалидов является организация специализированных рабочих мест. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

5. Развитие предпринимательской деятельности, самозанятости. В системе занятости инвалидов характерной является частичная или скрытая безработица. Большое количество граждан с ограниченными возможностями готовы работать или уже трудятся на дому, при этом официальный статус безработного или работающего они не имеют. По мнению многих специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие предпринимательства, самозанятости особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

Открытие собственного дела лицами с ограниченной трудоспособностью осуществляется на тех же условиях, что и для других категорий безработных граждан. Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости оказывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства; предоставление информации о возможности и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела; ознакомление с порядком и условиями предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на организацию собственного дела.

6. Привлечение инвалидов к оплачиваемым общественным и временным работам. Элементом социально-экономической поддержки безработных является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним неконкурентоспособных категорий граждан.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, граждан с ограниченными возможностями имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки лиц, не имеющих работы. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных, временных работах имеют инвалиды, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные, при этом учитывается их согласие. Преимущественным правом на участие в данной трудовой деятельности имеют лица с ограниченными возможностями, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). При направлении на работу учитывается рекомендации отмеченные в индивидуальной программе реабелитации инвалида, возрастные и профессиональные особенности человека.

7. Организация ярмарок вакансий для граждан с ограниченными возможностями. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий для инвалидов. Данная форма работы дает возможность лицам с ограниченными возможностями ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки (исходя из категорий безработного и выбора рода деятельности).

8. Наиболее действенным направление является создание специализированных предприятий в решении проблемы занятости инвалидов. Сегодня данные организации для граждан с ограниченными возможностями - реальное явление на региональном рынке труда, хотя доля их сокращается. Несмотря на то, что действуют эти предприятия в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные специализированные организации в отдельную категорию. При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса, спецификой их деятельности, особенностями выстраивания отношений с социальными партнерами. Вместе с тем, одной из задач создания данных организаций является, выполнение важнейших социальных функций (снижение напряженности на рынке труда, повышение социальной активности инвалидов).

9. Содействие занятости молодым инвалидам. Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости инвалидам. Большое внимание уделяется вопросу профилактики безработицы среди молодых инвалидов. Главными направления в работе с данной категорией является:

Введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодых инвалидов навыкам поиска работы;

Информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

Проведение активной политики по профориентационной работе;

Психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

Организация временной занятости безработных инвалидов;

Активное содействие молодых инвалидов в организации профессиональной деятельности;

Обучение типовым моделям трудоустройства.

Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим качественный анализ профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, переподготовка с учетом спроса и предложения на рынке труда.

9. Одним из комплексных направлений в решении проблемы содействия занятости инвалидов может выступать создание средств массовой информации для граждан с ограниченными возможностями ищущих работу. Через специализированные, доступные для инвалида источники информации, можно непосредственно влиять на повышение их социальной активности и позитивно окрасит информационное пространства. Для многих категорий безработных значимым является пример успешного выстраивания карьеры. Развитие информационного пространства позволит расширить и круг профессиональных интересов, предпочтений инвалида и учитывать потребности складывающейся рыночной ситуации.

10. Правовое регулирование социальной политики по решению проблем инвалидов. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем инвалидов, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня инвалидов, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей граждан с ограниченными возможностями недостаточно эффективны.

Основные условия по повышению социально-экономической защищенности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда являются:

Ориентация инвалидов на создание собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Ключевым аспектом выступает не государственная социальная защита, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала инвалидов в тесной связи с возможностями динамического роста их благосостояния;

Востребованность профессиональных возможностей инвалида обществом, государством, работодателями. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, если в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Нельзя допустить, чтобы прекратилось воспроизводство и поддержка кадрового потенциала страны.

Таким образом, под социальной поддержкой безработных инвалидов понимается комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

Содействие трудоустройству и занятости граждан с ограниченными возможностями сложный многоплановый процесс их приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными возможностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий обеспечивающих инвалидам полную реализацию своих конституционных прав.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности социально-экономического положения инвалидов на российском рынке труда.

2. Дайте характеристику факторов влияющих на положение инвалидов на российском рынке труда.

3. Каковы основные направления деятельности органов власти по содействию занятости и трудоустройству инвалидов?

4. Охарактеризуйте основные методы и формы социальной работы с безработными инвалидами в условиях центра занятости населения.

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Резолюция Генеральной Ассрмблеи ООН от 20.12.1993 №А/RES/48/96.

Дементьева Н.А., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.

Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.

Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

Латышева Т.Х. Труд инвалида. – М., 1997.

Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.

Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.

Социальная политика./ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.

Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.

Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. - М., 2009.

Ярская - Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

  • Официальный уровень безработицы среди инвалидов в четыре раза выше общей безработицы в стране и составляет 23,7%. Бизнесу, на который возложена обязанность их трудоустраивать, проще платить небольшие штрафы и избегать необходимости оборудовать рабочие места и обеспечивать льготы, которые положены людям с ограниченными возможностями.

    Однако с 2019 года штрафы могут вырасти в десятки раз, и станут для предпринимателей намного более ощутимы. Не исключено, что это окажет положительное влияние на трудоустройство инвалидов, которым пока что сложно найти подходящую работу.

    Как выглядит рынок труда

    В России 12 миллионов 111 тысяч инвалидов, по данным Росстата на 1 января 2018 года. Из них официально работают 13,6%.

    За два года количество трудоустроенных инвалидов сократилось почти на 1 миллион человек: в 2016 году их насчитывалось 2,5 миллиона (20% общего числа). Как сказано в примечании Росстата, это, с одной стороны, связано со вступлением в силу федерального закона № 385, предусматривающего снижение и последующий отказ от индексации пенсий. С другой стороны, сокращение объясняется изменением методики подсчета работающих инвалидов (с 2018 года трудоустроенными считаются только совершеннолетние, проработавшие уже не более месяца, а более четырех месяцев в году).

    Другими словами, часть инвалидов, по-видимому, ушли в тень, отказавшись от официального трудоустройства из-за смутной пенсионной перспективы. Дело в том, что в России инвалидам платят пенсию по инвалидности независимо от достижения пенсионного возраста. То есть инвалиды, не зависимо от возраста, могут работать и одновременно получать и зарплату, и пенсию.

    По данным Росстата, в 2017 году уровень безработицы среди инвалидов трудоспособного возраста составил 23,7%, при этом в целом по стране — лишь 5,4%. По сравнению с предыдущими годами, уровень безработицы немного вырос (с 22,3% в 2015 году). В прошлом году 167 тысяч человек с ограниченными возможностями обратились в службы занятости для поиска работы, из которых только половина смогли трудоустроиться. При этом инвалидов, которые хотят работать, намного больше, но лишь 18,7% из них обращаются в службы занятости.

    Что мешает инвалидам работать

    Инвалидам не просто трудоустроиться, и тем более найти хорошо оплачиваемую работу. Об этом косвенно свидетельствуют данные опроса, проведенного Росстатом в 2016 году (более свежие данные отсутствуют). Из него следует, что 68,7% людей с ограниченными возможностями были не вполне удовлетворены или совсем не довольны уровнем зарплаты. Хотя ради справедливости стоит отметить, что среди всего населения таких не намного меньше — 62,2%.

    Росстат не ведет отдельную статистику зарплат инвалидов. В 2016 году средняя зарплата инвалидов была в три раза ниже, чем средняя заработная плата в субъекте РФ, следует из данных организации «Общероссийский народный фронт» (ОНФ).

    «Рабочие места, предлагаемые инвалидам, во многих случаях являются недостаточно качественными и низкопроизводительными: недостаточно оборудованы, малокомфортны, а оплата труда — низкая», — сказал председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.

    Почему инвалидов не берут на работу

    Сложности с трудоустройством инвалидов во многом связаны с опасениями работодателей: они не хотят тратить дополнительные средства и усилия для взаимодействия с ними. По данным опроса рекрутингового агентства HeadHunter, проведенного в 2016 году (более поздних опросов нет), 50% руководителей компаний беспокоит необходимость оборудования специальных рабочих мест при трудоустройстве инвалидов. Кроме того, 43% опрошенных пугают сложности с увольнением таких работников. А 29% работодателей считают, что проблемы со здоровьем мешают трудовому процессу. Только 13% руководителей заявили, что их ничего не смущает при работе с людьми с ограниченными возможностями.

    Контекст

    Российская экономика замедляется

    Forbes 20.08.2013

    Жизнь в «ЛНР»: безработица и преступность

    Обозреватель 19.03.2017

    Безработица: чувствовать боль других

    Die Welt 03.07.2013

    Европа: высокая безработица и 5 миллионов вакансий

    La Vanguardia 17.06.2013

    Прием на работу инвалидов в России рассматривается скорее как благотворительность, нежели привычный процесс. По данным HeadHunter, около 75% крупных компаний имеет в штате сотрудников с ограниченными возможностями здоровья и только 14% компаний размером до 50 человек принимают на работу людей с инвалидностью. Это объясняется тем, что у крупных компаний больше ресурсов, позволяющих оборудовать рабочие места, создавать программы поддержки и адаптации, считают рекрутеры.

    Тем не менее, есть примеры небольших компаний, в которых большинство сотрудников — инвалиды. Но, как правило, такие фирмы появляются благодаря личной позиции учредителей, которые изначально рассматривают создание предприятия как социально направленный бизнес.

    К примеру, петербургский предприниматель Анатолий Мовшович создал проект «Мир на ощупь», в рамках которого слепые в полной темноте проводят для зрячих посетителей экскурсии, учат готовить блюда и организуют свидания. По словам бизнесмена, проект направлен не только на получение новых ощущений, но и помогает посетителям понять, как живут слепые. Проект самоокупается, но бывают убыточные периоды, и если бы не основной бизнес Мовшовича (организация праздников), «Мир на ощупь» вряд ли выжил бы.

    Как бизнес избегает инвалидов

    Большинство компаний берет на работу инвалидов для выполнения требований законодательства — так ответили 63% опрошенных HeadHunter работодателей. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязует все предприятия с численностью сотрудников больше 35 человек создавать рабочие места для инвалидов. Квота составляет до 3% рабочих мест для предприятий численностью 35-100 человек и 2-4% для компаний численностью больше 100 человек. Точные пределы квот устанавливают региональные законы.

    Создание рабочего места между тем не всегда влечет за собой трудоустройство инвалида. Насколько известно Eurasianet.org, место может быть создано на бумаге, и при этом вечно оставаться вакантным. Формально предприятие закон выполнило, но ситуацию с трудоустройством инвалидов не изменило.

    Возможно, этим объясняется, почему в России до сих пор многие инвалиды не могут найти работу, в то время как на подведомственном Роструду сайте «Работа в России» опубликовано в рамках квотирования 42 тысячи вакансий на 79 тысяч рабочих мест. По данным Роструда, на квотируемые для инвалидов рабочие места в 2017 году устроено всего 7,7 тысячи человек.

    Компании обязаны ежемесячно представлять в центры занятости населения информацию о выполнении квоты. Статистики, сколько компаний создают рабочих мест по квотам, не ведется, также отсутствует строгий контроль за соблюдением этой меры (сейчас это возложено на территориальные центры занятости, которые не являются надзорным органом). Штрафы за отсутствие рабочих мест по квотам небольшие — всего 5-10 тысяч рублей.

    Поэтому работодателю выгоднее заплатить штраф, чем возиться с инвалидами. Тем более, что люди с ограниченными возможностями не только нуждаются в оборудовании рабочего пространства, но и имеют льготы по сравнению с остальными работниками. Например, сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю при сохранении полной оплаты труда (для всех остальных Трудовой кодекс устанавливает 40-часовую рабочую неделю). А кроме оплачиваемого отпуска сроком не менее 30 календарных дней, который инвалид может взять в любое время независимо от графика, он имеет право на отпуск без сохранения зарплаты до 60 дней в году. Инвалидов запрещено привлекать к ночному и сверхурочному труду без их письменного согласия.

    Штрафы могут вырасти

    В стадии обсуждений в Госдуме находится законопроект, подготовленный Минтрудом, который ужесточает ответственность бизнеса за невыполнение обязательств по трудоустройству инвалидов.

    Если рабочие места не созданы или работодатель отказывается принимать на работу инвалида в рамках квоты, штраф составит для должностных лиц от 10 тыс до 50 тыс рублей, для юридических лиц — от 100 тыс до 500 тыс рублей. Если же место создано, но вакантно, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7,8 тысячи рублей в месяц. Если законопроект примут, то он заработает с 1 января 2019 года. Тогда избегать трудоустройства инвалидов бизнесу станет сложнее и менее выгодно.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    «Сущность и виды безработицы» - Структурные сдвиги. Фактический и естественный уровень безработицы. Люди, не занятые в общественном производстве. Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Среднегодовой темп роста потенциального ВВП. Уровень фрикционной безработицы. Циклическая безработица. Макроэкономическая нестабильность.

    «Безработица населения» - Безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Работники, не имеющие работы. Нетрудоспособное население. Типы безработицы. Безработные. Структурная безработица. Безработица как негативное явление. Кто такие безработные. Вычислить уровень безработицы. Циклическая безработица. Труд.

    «Инфляция и безработица» - Методы борьбы с инфляцией. Кто может быть признан безработным по российскому законодательству? Уровень безработицы = безработные экономически активное население х 100%. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование пределов заработной платы. Факторы инфляции издержек. Измерение безработицы.

    «Проблема безработицы» - Единого способа борьбы с безработицей – нет! Новые показатели безработицы – данные на январь 2009 г. Данные Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? Причины, придающие остроту проблемы безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика численности зарегистрированных безработных.

    «Причины и виды безработицы» - Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Виды безработицы. Безработица. Спрос на работников. Методы сокращения безработицы. Критерии признания человека безработным. Норма безработицы. Что такое безработица. Структура населения. Экономическое развитие. Острота проблемы безработицы.

    «Виды безработицы» - Безработица, центрируемая на специфических группах. Регистрируемая безработица. Социальные последствия безработицы. Причины безработицы. Скрытая качественная безработица. Долгое время. Наличие скрытой количественной безработицы. Организация. Специфика российской безработицы. Национальные концепции учета безработицы.

    Всего в теме 14 презентаций

    Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере Волгоградской области

    В данной статье исследуется проблема безработицы среди молодых инвалидов. Трудоустройство молодых инвалидов является очень актуальной темой для России, особенно потому, что они часто оказываются в социально-опасном положении. Кроме того, рассматривается зарубежный опыт социальной работы, применение различных художественно-творческих технологий. Более того, представлены задачи, которые позволят улучшить социальное положение молодых инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения города Волгограда.

    Ключевые слова: безработица, инвалиды, молодежь, социальная профилактика, технология социальной работы

    Актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими изменениями современной России. В последнее время уровень безработицы постоянно увеличивается. Об этом сообщают исследования территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Численность безработных в Волгоградской области равна 80,4 тыс. человек в 2012 г., а в 2013 г. - 89,1 тыс. человек. В среднем за год уровень безработицы населения в Волгоградской области повысился с 6 % в 2012 г. до 6,7% в 2013 г. Безработица представляет собой социальную проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека, а так же на человека с ограниченной трудоспособностью. Положение безработицы особенно опасно для такой категории населения. Как показывают социологические исследования число граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы на 2014 г. составляет 170864 человек. Эти данные показывают, что для современной России необходимо решение такой проблемы, как безработица среди молодых инвалидов.

    Проблема трудоустройства коснулась населения всех возрастных и социальных групп. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей носит исключительно негативные социальные последствия. Среди этих последствий рост числа самоубийств, уменьшение средней продолжительности жизни, ухудшение отношений в семье, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались молодые инвалиды. Большинство из них находятся в состоянии стресса и напряжения.

    Технологии социальной работы с молодыми инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации .

    Существует ряд технологий, которые используют при работе с молодыми инвалидами. Среди них особое место занимает социальная профилактика. Важным подспорьем в изучении данной проблемы и особенностей социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов являются исследования: Н.Ф. Басова, Е.Р.Ярской-Смирновой, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.

    Анализ научной литературы позволил выявить сущностные характеристики основных понятий, используемых в работе. Опираясь на исследования М.В. Фирсова, под социальной профилактикой мы понимаем системное и своевременно предпринимаемое воздействие на объект с целью предупреждения возможных социальных проблем и сохранения его уровня и качества жизни.

    Кроме того, анализируя зарубежный опыт социальной работы, мы рассмотрели практический опыт применения художественно-творческих технологий. Можно отметить, что это направление предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. В основе этих технологий - качественное преобразование клиента или группы в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала человека, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.

    Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся адаптация, социализация, коммуникация, интеграция и т.д. Большую ценность представляют так же практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональных и профессиональных сферах, например в постановке спектакля, разработке и реализации сценария, рисовании, лепке, музыкально-драматической деятельности и многое другое .

    Социальная профилактика средствами художественно-творческой деятельности создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающиеся на приоритетных принципах морали и законности. Реализация того или иного художественного творчества может иметь и терапевтический эффект, он выступит лишь как дополнительный эффект совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента. В том числе, приоритетным является социальный эффект, выражающийся в раскрытии и активизации внутренних ресурсов клиента, для стимулировании процесса социальной коммуникации, что на практике позволяет реализовать основной принцип социальной работы - «помощь для самопомощи».

    Приведенные выше актуальность проблемы и определение понятий «социальная профилактика», «художественно-творческие технологии» позволяют разработать и внедрить технологию социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на базе ГКУ Центра занятости населения города Волгограда. В рамках технологии социальной профилактики использовались следующие методы исследования:

    • - метод информирования;
    • - письменный опрос: анкетирование;
    • - метод консультирования;
    • - художественно-творческий метод.

    Основная цель технологии социальной профилактики - предотвращение возможных нарушений прав молодых инвалидов со стороны государственных органов и работодателей. Обучение данной технологии выступает одной из наиболее результативных программ активной политики занятости населения. Ее высокая эффективность обусловлена тем, что владение технологией поиска работы позволяет воздействовать на все факторы, определяющие возможность трудоустройства: напрямую на личную готовность безработного и навыки успешного взаимодействия с работодателем, и косвенно - на профессиональный потенциал. Обучение данной технологии ведется через различные формы работы. Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные клубные программы и т.п. Выбор формы работы определяется конкретной ситуацией клиента, которую предстоит решить для успешного трудоустройства.

    Метод информирования молодых инвалидов и обучение технологии поиска работы предполагает, с одной стороны, помощь клиенту в планировании действий, необходимых для скорейшего достижения результата - решения проблемы безработицы, с другой стороны - создание возможности для отработки навыков, умений, определения и корректировки личностных особенностей и мотивации, обуславливающих успешность деятельности по поиску работы.

    На организационно-подготовительном этапе нами была решена следующая задача: определить группу лиц, на которых будет направлена социально-профилактическая работа. Сформированная группа социально-профилактического процесса состояла из 18 человек. Величина группы зависела от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание и т.п.), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе форм и методов профилактической работы с молодыми инвалидами.

    Диагностический этап направлен на выявление уровня качества жизни молодого инвалида и его уровня мотивации к профессиональной деятельности. Мы разработали анкету для сбора необходимой информации о молодом инвалиде: финансово-материальное положение, здоровье и самочувствие, профессиональные интересы.

    Нами было опрошено 18 инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Лица женского пола составили 72% респондентов, мужского - 28%. Средний возраст опрошенных составил 25 лет. По результатам анкетирования 73% оценивают состояние своего финансово-материального положения как неудовлетворительное, 20% как удовлетворительное и у 7% средний уровень доходов. В опрошенной группе отсутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к I группе, 8% имели II группу инвалидности, а 92% III группу. На вопрос о профессиональных интересах было предложено написать собственный вариант ответа. Респонденты выделяли следующие специальности/профессии: массажист, кладовщик, группу специальностей в сфере обслуживания, а так же работу на дому и т.п.

    Следующим этапом социальной профилактики безработицы являлся просветительский, основная цель которого заключалась в консультации молодых инвалидов по вопросу трудоустройства. Посредством успешной информации об условиях современного рынка труда, о количестве предоставляемых квот по рабочим местам на предприятиях, организациях города, о правах молодого инвалида мы изготовили и выпустили с группой молодых инвалидов авторский информационный буклет на тему «Ты должен знать».

    Заключительный этап направлен на включение молодых инвалидов в формы творческой деятельности. В качестве основных художественно-творческих средств на данном этапе выступали: информационные буклеты, плакаты и стенды. Кроме того, в группе была проведена художественно-творческая мастерская «Сладкие тюльпаны из гофрированной бумаги» в стиле хендмейд. Приобретенные полезные навыки художественно-творческой деятельности молодые инвалиды могут использовать как средство благотворительности и как продукт дополнительного заработка. Данная мастерская обеспечивает возможность в раскрытии внутреннего потенциала, а также помогает клиентам в снятии стресса, напряжения.

    Таким образом, для эффективной социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов особенно важно использовать комплекс методов и форм социальной работы. Методы, которые мы использовали в работе, а именно: метод информирования, метод консультирования, художественно-творческий метод и др. помогли клиентам обучиться новым навыкам, которые в дальнейшем помогут им успешно действовать в трудоустройстве. В современной России повышаются требования к специалистам, они должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью. Отметим, что особенность социальной профилактики безработицы с молодыми инвалидами заключается в предупреждении возникновении обстоятельств, а именно в предупреждении безработицы, которая ведет к социальным отклонениям. В соответствии с этим мы считаем важным проведение социально-профилактических мероприятий с молодыми инвалидами. Уникальной является социально-профилактическая работа средствами художественно-творческой деятельности.

    безработица инвалид социальный творческий

    Библиографический список

    • 1. Басова В. М., Веричева О. Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация// Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.-практ. конф., 11-14 ноября. 2013 г. / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2013. 448 с.
    • 2. Терелянская Е.В. Художественно-творческие методы в социальной работе: аспекты технологизации// Социальная работа: художественно-творческие методы и технологии: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 13-16 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, Е.В. Терелянской. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - 180 с.