Основные проблемы людей с ограниченными возможностями. Ограниченные возможности или особые потребности Как называются люди с ограниченными возможностями

Введение

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: "Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности".

физическая культура ограниченная возможность здоровье

Определение "лицо с ограниченными возможностями здоровья"

Термин лицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российском законодательстве сравнительно недавно.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова "с отклонениями в развитии", … заменены термином "с ОВЗ".

Так было введено в действие понятие "лицо с ОВЗ". Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину "инвалиды". Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие "лица с ОВЗ" охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

В соответствии с этим, понятие "лицо с ОВЗ" позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

1) лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) лица с нарушениями речи;

4) лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) лица с задержкой психического развития (ЗПР);

6) лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) лица с множественными нарушениями.

"Инвалид" в переводе с латыни — "не представляющий ценности" . В цивилизованном мире для обозначения инвалидов вместо таких ярлыков подбирают политкорректные термины. В английском поочередно сгинули несколько слов, означающих "ущербный"; наиболее корректным считается disabled (ограниченный в возможностях), но его пытается теснить неудобовразумительное physically challenged. Последнее буквально означает "физически озадаченный" — то есть решающий задачи, поставленные собственным организмом

Что Вы думаете по этому поводу? А для разминки загляните на страничку Инвалидность сайта ИНТЕРГРАД, прочитайте статью "И все же, что такое красота?" на сайте f-abrika.ru, посмотрите обсуждение темы на сайте, спровоцированное фотографией Мы и вы и сайт Танцующая планета. А еще не поленитесь посмотреть репортаж с фестиваля "Особая мода" на сайте Тюменской областной организации всероссийского общества инвалидов. см. также : 5 октября 2004 года в Тюмени прошел первый в России Межрегиональный конкурс «Особая мода» — одежда для людей с ограниченными физическими возможностями, Модели-инвалиды участвуют в показе мод в Риме

Как же их все-таки правильнее, лучше, мягче, человечнее называть: инвалиды, люди с ограниченными возможностями, граждане с ограничениями здоровья

И что же тут смешного?! И кто бы мне объяснил, почему с годами и веками смысл остался, а отношение поменялось? Это у нас-то, у русских, которые, как уверяют некоторые, и сердобольны-то по своей натуре, и милосердны по менталитету, и вообще доброты неисчерпаемой и щедрости необозримой.

Уже который год меня мучает эта мысль, бьюсь лбом о проблему – как же их все-таки правильнее, лучше, мягче, человечнее называть: инвалиды, люди с ограниченными возможностями, граждане с ограничениями здоровья? И так коряво, и сяк не звучит. О великий и могучий русский язык, помоги, подскажи, надоумь! Не хочет помогать. Только и подсовывает что-то вроде «хоть горшком назови, только в печку не ставь!» И где-то и в чем-то он прав, наш великий и могучий.

Как правильно говорить об инвалидности

1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью , обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком , который плохо или совсем не видит , обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

Инвалиды колясочники как правильно называются

Региональная общественная организация инвалидов Перспектива недавно выпустила брошюру Инвалиды — язык и этикет . специально предназначенную для журналистов, а также брошюру Особенности различных видов инвалидности, Этическая озадаченность (Ирина ЛУКЬЯНОВА, Иностранец, 21 ноября 2000, №43)

«Семинар – это одна из форм борьбы с дискриминацией инвалидов, – рассказал «НИ» г-н Шарыпов. – Мы стараемся утвердить такие формулировки, которые подчеркивали бы возможности людей. Например, если сказать: «человек, прикованный к коляске», то акцент делается на том, что он не может двигаться. Другое дело – «человек, передвигающийся на коляске». В самой этой фразе чувствуется движение».

Директор Департамента Григорий Лекарев в интервью Московскому комсомольцу рассказал о создании доступной среды для инвалидов

— В первую очередь, начало меняться отношение к людям с инвалидностью. Так говорят сами инвалиды. Мы каждый год проводим социологические замеры - нам крайне важно знать, как сами инвалиды оценивают изменение отношения их родственников, соседей, сослуживцев к человеку с инвалидностью. Раньше этот показатель был не очень высоким, а теперь количество людей, которые дружелюбно относятся к инвалидам, составило 41% от опрошенных. Это люди, которые с точки зрения самих инвалидов не только понимают их проблемы, но и своими силами стараются помочь в преодолении барьеров. Пожалуй, это самый важный результат госпрограммы.

— Да. Это одно из условий программы. Если регион участвует в «Доступной среде», он не может ограничиться только установкой пандусов или закупкой низкопольного общественного транспорта. Все элементы должны быть реализованы в комплексе. Это меры в области образования, здравоохранения, связи и информации, транспорта. Минтруд эти мероприятия софинансирует после согласования с общественными организациями инвалидов. То есть деньги из бюджета идут только на то, в чем инвалиды действительно нуждаются.

Как это называется

Каждый год, на протяжении уже почти 20 лет, третьего декабря весь цивилизованный мир отмечает Международный день инвалидов. Короткое и ясное название! Но может ли оно обидеть кого-то? Вероятно. Многие мои знакомые, имеющие к понятию ИНВАЛИД непосредственное отношение, на это слово обижаются. Думаю, дело лишь во внутренней уверенности в себе. Ведь только дурак будет оправдываться и доказывать обратное, если его вдруг назовут дураком. Умному человеку ни к чему это делать. То же самое и со словом «инвалид». Общество воспринимает тебя так, как ты сам себя подаешь. Споры на тему того, как называть людей с особенными потребностями, не утихают и по сей день. Общественная организация «Перспектива» некоторое время назад даже выпускала специальную брошюру для СМИ «Язык и этикет»: в ней подробно написано, как называть и как общаться с людьми с разными видами инвалидности, чтобы не поставить их в неудобное положение.

Ведь часто одни говорят — люди с ограниченными возможностями, другие настаивают, что возможности таких людей безграничны, третьи вообще не понимают, о чем это все, зато знают слово «инвалид». В их представлении чаще всего это тот, кто просит милостыню на дороге или в метро. Поэтому и реагируют на всех людей с инвалидностью именно так – с жалостью, думая, что они постоянно в чем-то нуждаются.

Пневматические шины: инвалидные кресла-коляски на пневматических шинах сделаны как раз для передвижения по улице, за счет амортизации они с легкостью избегают небольших неровностей на дороге, делая их незаметными, одновременно повышают комфорт при передвижении больного. Но так же как и у колясок с литыми шинами, у данной модели тоже имеется один небольшой недостаток — они требуют периодической подкачки и замены шин. Современные модели кресел — колясок на пневматических шинах разработаны с новыми современными компонентами, тем самым позволяя повысить комфорт, а так же активность человека.

Площадка для ног расположена слишком низко. Возникают проблемы внешнего порядка и безопасности. Повороты туловища и плеч затрудняются и становятся небезопасными. Вращающиеся колесики могут вызвать повреждения в области лодыжек, если стопы будут свисать из-за слишком низкого положения площадки. Пациент может выпасть из кресла, если площадка заденет за какое-то возвышение.

Надо ли называть инвалидов политкорректно? или Жили-были пожилой с пожилою

Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте

Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.

Как правильно называть инвалидов

В магазинах представлены инвалидные кресла-коляски, как в более дорогом сегменте, так и более доступные и экономичные, от более простых моделей, до много функциональных: многофункциональные инвалидные коляски, коляски для дома и улицы, облегченные инвалидные коляски, для полных пациентов, инвалидные коляски с электроприводом, с санитарным оснащением, детские инвалидные коляски, а так же коляски активного типа. Коляски импортного производства зачастую практичнее, комфортнее и удобнее, они выполнены с исключительной тщательностью и продуманностью и производятся на цельнолитых дисках, при этом стоимость ненамного отличается от отечественных, если учесть тот факт, что прослужат они Вам гораздо больше времени, то это оправданный выбор.

Все кресло-коляски изготавливаются из современных легких, и в то же время прочных и износостойких материалов, что помогает увеличить их срок службы не смотря на то, что их приходится часто спускать по лестницам, эксплуатировать на неровных дорогах. Материалы не токсичны и абсолютно безопасны для здоровья. Инвалидные кресла-коляски имеют все необходимые лицензии от заводов производителей и поставщиков: сертификаты ГОСТ Р., санитарно-эпидемиологические заключения, они производятся по современным нормативным стандартам. На все инвалидные кресла предоставляется гарантия от 1 до 5 лет.

Как правильно уволить инвалида 2 группы

Уход с работы по инициативе сотрудника осуществляется аналогично и для инвалида, и для здорового подчиненного. Сначала составляется заявление на увольнение, в котором указывается дата, причина и подпись сотрудника. Что касается обязательной отработки двухнедельного периода, то здесь все зависит от того, как решит руководство. Он может, как сразу рассчитать работника, так и оставить на доработку четырнадцать дней, положенных по закону.

В этом материале мы поговорим о том, как правильно уволить инвалида 2 группы , ведь довольно часто возникает ситуация, когда по тем или иным обстоятельствам рабочий сталкивается с полной или частичной утратой трудоспособности, что подтверждает справка из медицинского учреждения. Как же поступить начальнику в такой ситуации: может ли он увольнять работника-инвалида 2-й группы, или же он может и дальше трудиться на благо фирмы?

30 Июл 2018 830

Язык влияет на поведение и отношение к другим. Слова из повседневной речи могут обижать, вешать ярлыки и дискриминировать. Это особенно важно, когда речь идет об определенных сообществах: людях с инвалидностью, детях без опеки родителей или людях с ВИЧ.

Материал написан в партнерстве с Коалицией за равенство, которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека в Кыргызстане.

Как стоит обращаться к людям с инвалидностью?

Именно это выражение - «люди с инвалидностью» - самое нейтральное и приемлемое. Если сомневаетесь в корректности ваших слов - спросите, как лучше обратиться. Например, слово «инвалид» допустимо в использовании, но обижает некоторых людей.

Пользователи коляски считают, что такие слова, как «колясочник» и «спинальник» корректны, а самое распространенное словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» использовать нежелательно.

Это обусловлено тем, что человека с инвалидностью часто ограничивает именно инфраструктура, а не его особенности.

«Человек с ограниченными возможностями здоровья - это не совсем правильно, ведь мы говорим о том, что инвалидность не всегда связана только с физическим здоровьем», - говорит гражданская активистка Укей Мураталиева.

Такого же мнения придерживается активист Аскар Турдугулов. Он считает, что некоторым людям могут не понравиться даже такие нейтральные слова, как «инвалид» или «человек с инвалидностью».

«Человек, в особенности получивший инвалидность при жизни, а не от рождения, всё равно внутри себя остаётся прежним. Поэтому он не любит лишний раз слышать слово «инвалид» в свой адрес. Много наблюдал такого в окружении», - говорит Турдугулов.

Дарья Удалова / сайт

Активисты отмечают, что не лишним будет уточнить и гендер человека. Например, женщина с инвалидностью или мальчик с инвалидностью.

Распространенная ошибка - говорить с позиции жалости и использовать такие слова, как «жертва». Человек с инвалидностью не нуждается в жалости и часто не одобряет такого отношения к себе.

Другой грубый промах - это говорить о людях, не имеющих инвалидности, как о «нормальных». Само понятие «нормальности» у людей разное, и не существует единой нормы для всех.

Правильно

Человек с инвалидностью

Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью

Пользователь коляски; Человек на коляске

Неправильно

Человек с ограниченными возможностями

Прикованный к коляске;
Жертва инвалидности

Нормальные люди; Обычные люди

Спорно

Колясочник; спинальник

Как правильно называть людей с различными особенностями?

Здесь действует правило, которое в английском языке называют «People first language». Идея в том, что сначала вы говорите о самом человеке, и только потом о его особенностях. Например, девушка с синдромом Дауна.

Но лучше всего познакомиться с человеком и обратиться по имени.

Распространенные слова «даун», «аутист» и «эпилептик» некорректны. Они акцентируют и ставят на первое место особенность, вместо самого человека. А еще такие слова воспринимаются как оскорбления.

Если в контексте разговора важно упомянуть такое отличие, лучше обойтись нейтральным выражением, например, «человек с эпилепсией». На тему слова «аутист» в мире до сих пор идут споры. Одни просят использовать выражение «человек с аутизмом», другие - термин «человек-аутист».

Первые считают, что сначала нужно выделить самого человека, ведь аутизм - это всего лишь особенность. Их оппоненты говорят, что аутизм во многом определяет их как личность.

Дарья Удалова / сайт

Неправильно говорить, что человек «болеет» или «страдает» аутизмом, синдромом Дауна или ДЦП, хотя вышеперечисленное есть в списке Международной классификации болезней.

Такие слова вызывают жалость и сочувствие к «страдающим», но это распространенная ошибка: люди с особенностями развития хотят равного отношения к себе.

Некоторые специалисты считают некорректным акцентировать внимание на заболевании.

«Нельзя говорить, что это недуг, и нельзя говорить - «люди, страдающие синдромом Дауна». Потому что эти люди не страдают от такого состояния. Они рождаются с этим и не знают каково быть другими», - говорит Виктория Токтосунова, директор фонда «Луч добра».

«Нельзя говорить «даун» - по сути, это фамилия ученого, открывшего этот синдром, и вы называете человека чужой фамилией», - говорит она.

Правильно

Человек с синдромом Дауна

Женщина с аутизмом

Мужчина с эпилепсией

Люди с особенностями развития

Живет с эпилепсией / аутизмом

Живет с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна

Неправильно

Эпилептик

Больные, неполноценные

Страдает от эпилепсии / от аутизма

Мучается от болезни Дауна

Даунята, даунёнок

А как обращаться к людям с ВИЧ/СПИД?

Для начала разберёмся: ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, самая поздняя стадия ВИЧ.

Самая приемлемая формулировка - «люди, живущие с ВИЧ». Такое определение рекомендуется и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Дарья Удалова / сайт

По словам Чынары Бакировой, директора ассоциации «АнтиСПИД», ВИЧ-инфицированный - это медицинский термин, указывающий на наличие вируса иммунодефицита.

При этом, Бакирова отметила, что лучший вариант - обращаться к человеку просто по имени.

«Если говорить о снижении дискриминации, то лучше вообще не упоминать наличие вируса, не напоминать человеку и не акцентировать на этом внимание», - говорит она.

Правильно

Человек с ВИЧ-позитивным статусом

Люди, живущие с ВИЧ

Обратиться по имени

Неправильно

Больные ВИЧ;

Зараженные СПИДом

Вичовый / Спидозник

Спорно

ВИЧ-инфицированный

Как говорить о детях, у которых нет родителей?

В общении с детьми, главное - учитывать их мнение, считает представитель ассоциации по защите прав детей Мирлан Медетов. По его словам, не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок лишился родителей.

«Если вы будете обращаться к ребенку и все время говорить «сирота» - это скорее не дискриминирует человека, а ненадлежащее отношение к нему. Такие слова могут обидеть и расстроить», - объясняет он.

Дарья Удалова / сайт

Лира Джураева, директор Общественного Фонда «SOS Детские Деревни Кыргызстана» рассказала, что термин «сироты» не используют в их организации. Этому есть свои причины - в момент, когда ребенок попадает к ним, он «перестаёт быть сиротой и обретает семью».

Джураева считает, что наиболее корректный вариант - «ребёнок, лишившийся родительской опеки», именно опеки, а не родителей. По ее словам, в Кыргызстане множество социальных сирот, у которых жив один из родителей, который не может позаботиться о своем ребенке. Причины этому разные - финансовые проблемы, алкогольная/наркотическая зависимость, социальная незрелость.

Джураева пояснила, что слово «сирота» имеет негативный оттенок и порождает стереотипы, которые сегодня очень сильны.

С ней согласна и Назгуль Турдубекова, руководитель фонда «Лига защитников прав ребёнка», который 10 лет продвигает права и свободы детей.

«Если в разговорной речи, напрямую или мимоходом, сказать слово «сирота» - это неэтично в отношении ребенка. Но такая терминология используется в госорганах. Например, в Нацстаткоме, в статистике так и пишут - «условное количество процентов детей-сирот»», - говорит она.

Турдубекова считает, что если журналист ссылается на Нацстатком, то допустимо использовать слово «сирота». Но лучшее обращение к такому ребёнку - просто по имени, без акцента на то, что он остался без родителей.

«Если мы посмотрим на историю русского государства, а потом и советского, то ценность человека стояла на самом последнем месте, а это соответственно отражается и на языке», - считает профессор.

Дарья Удалова / сайт

Другой филолог Мамед Тагаев добавил, что в русском языке существуют циклы, в течение которых смысл слова может меняться. Профессор считает, что даже такое слово, как «калека», изначально было нейтральным, а с течением времени стало оскорбительным. Тогда на замену ему пришло иностранное слово «инвалид».

«Но и слово «инвалид» с течением времени в сознании людей начинает вбирать тот же уничижительно-оскорбительный смысл», - рассказывает Тагаев.

Активистка Сыйнат Султаналиева считает, тема политкорректного обращения стала активно подниматься только в недавнее время. По ее мнению, в этом помогает культурный обмен.

«Я бы посчитала это следствием все большей открытости граждан нашей страны глобальным процессам через программы обучения, стажировки, знакомства и дружбу с людьми из других стран. Мы учимся по-другому смотреть на вопросы, которые раньше казались непоколебимыми», - говорит Султаналиева.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема: «Людей с ограниченными возможностями не бывает, ограничены только лишь технологии»

Цель : привлечь внимание общественности к созданию условий для приобщения детей-инвалидов к более активной жизни.

Гипотеза: даже физические недостатки не могут помешать человеку с ограниченными возможностями жить активной и полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.

Задачи:

    узнать, кто такие инвалиды;

    изучить причины появления инвалидности;

    выяснить, какие люди с ограниченными возможностями в нашей стране сумели внести огромный вклад в развитие спорта;

    оценить имеющиеся современные оснащения гимназии для улучшения жизни инвалидов-колясочников;

    провести анкетирование гимназистов по данной проблеме и сделать выводы.

Ожидаемые результаты: совершенствование системы социальной и материально-технической поддержки детей-инвалидов.

Актуальность темы

Проблема потери здоровья, инвалидности на сегодняшний день одна из самых острых. Особая трагедия и боль нашего государства - это дети-инвалиды. В нашей гимназии тоже обучается такой ребёнок. Он инвалид-колясочник. Ограниченные возможности здоровья делают жизнь-инвалида чрезвычайно сложной, зачастую, негативно определяет его настоящее и будущее. И это несмотря на то, что среди инвалидов достаточно много талантливых людей. Но из-за ограниченных возможностей здоровья им часто затруднен доступ к здравоохранению и обучению, что ведет к их изоляции и дискриминации. Поэтому, в своём проекте мы хотим выяснить, каковы шансы таких людей включиться в обычную трудовую деятельность и каковы возможности гимназии для обучения детей-инвалидов.

Методы исследования

Был проведён комплексный подход к использованию методов исследования.

1. Теоретические (изучение научной литературы по данному вопросу)

2.Социологические (беседы, анкетирование гимназистов)

3. Анализ современного оснащения гимназии для детей-инвалидов

3.Математические (построение диаграмм)

4. Метод фотосъёмки.

2.Основная часть

2.1. Кто такие инвалиды

Инвали́д — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Инвали́дность (лат. invalidus — букв. «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности.

В современном обществе понятие «инвалид» принято считать более корректным термином «лицо с ограниченными возможностями». Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом вклю-чающее только лиц, имеющих статус инвалида. В ми-ровой практике существуют разные, деликатные под-ходы к определению людей с ограниченными возмож-ностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями». Он используется в настоящее время в стра-нах Западной Европы и США; они не ставят крест на чело-веке в целом, этот подход по-прежнему фиксирует определен-ную изначальную ущербность, не позволяющую ста-вить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми. В последние годы в ми-ре и в России много сделано для того, чтобы стало возможным обучение людей, обладающих способнос-тями и достаточно высоким умственным потенциа-лом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных заведениях. С точки зрения пе-дагогики и этики, для людей, имеющих «ограничен-ные возможности здоровья», но обладающих доста-точно высоким уровнем интеллекта, необходимо вве-дение нового, более корректного определения, не ограничивающего понимание свободы личности, не указывающего на ущербность.

2.2. Причины инвалидности

Официально могут быть указаны следующие причины:

    Общее заболевание - это может быть хроническая болезнь или травма.

    Профессиональные заболевания. Как правило, связаны с воздействием тех или иных профессиональных вредностей.

    Ранения, которые были получены во время участия в боевых действиях, несения военной службы.

    Инвалидность с детства. Может быть связана с врожденными аномалиями развития, последствиями заболеваний, перенесенных в детском возрасте. Такая причина устанавливается всегда, если изначально инвалидность наступила до 18-летнего возраста.

    Воздействие радиации, в том числе у людей, принимавших участие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

2.3. Статус инвалидности

определяется по нескольким группам:

    по заболеваниям двигательных функций (связанные с нарушением функций спинного мозга, стволовой части головного мозга, патологией моторных нейронов и др.);

    по заболеваниям кровообращения (связанные с нарушением внутриутробного развития, инфекциями: врождённые пороки сердца, миокардиты, эндокардиты, перикардиты и др.);

    по заболеваниям пищеварительной и дыхательной систем (связанные с инфекциями, аллергенами: цирроз печени, туберкулёз, бронхиальная астма, идиопатический фиброзирующий альвеолит, и др.);

    по нарушениям обменных процессов (связанные с патологиями уровня обмена веществ: рахит, сахарный диабет, спазмофилия и др.);

    по нарушениям функций слуха (связанные с нарушениями внутриутробного развития, инфекциями типа менингит и др.);

    по нарушениям психического состояния (связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику).

К сожалению, получение инвалидности сегодня является не редким случаем, она может возникнуть вследствие несчастного случая, профессионального или врожденного заболевания.Существует три группы инвалидности:

1-я группа - когда человек не может сам о себе позаботиться, ему постоянно требуется помощь со стороны. Установление 1 группы инвалидности включает в перечень заболеваний стойкие нарушения органов зрения, горла, носа и слуха, дефекты и деформации конечностей, некоторые нервно-психические заболевания, стойкие нарушения в работе функций внутренних органов.

2-я группа - характеризуется средней тяжестью заболевания, когда человеку не всегда требуется помощь других людей. Для инвалидов 2-й группы доступны некоторые виды деятельности, при условии предоставления специально оборудованного рабочего места и с соблюдением определенных условий труда. Для установления инвалидности 2 группы перечень заболеваний включает в себя стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата, функциях желудочно-кишечного тракта, некоторые нервно-психические и хирургические заболевания, анатомические дефекты, некоторые заболевания органов слуха и зрения, сердечная и почечная недостаточность.

3-я группа - когда человек не нуждается в помощи других людей, но вместе с тем, не может осуществлять трудовую деятельность по основной специальности, ограничен в выборе места работы. Для установления 3 группы инвалидности перечень заболеваний также включает некоторые заболевания ЦНС и сердечнососудистой системы, почечная недостаточность, ряд заболеваний, ставших следствием травм, полученных в ходе профессиональной деятельности или в быту, заболевания функций опорно-двигательного аппарата, легких и ЖКТ.

2.5. Каким образом люди с ограниченными возможностями сумели внести огромный вклад в развитие спорта

История Олимпийских игр хорошо известна многим. К сожалению, гораздо меньше известны Параолимпийские игры — олимпиады для людей с физическими недостатками, ограниченными возможностями. А между тем уже более полувека, как они проводятся. Последние годы масштабы, роль и значение Паралимпийских игр значительно возросли. Сегодня они стали своеобразной гуманистской философией ХХI века. Моральный потенциал того факта, что Россия стала одним из лидеров мирового Паралимпийского движения оказался чрезвычайно высок. Об этом говорят результаты российских спортсменов на последних зимних Паралимпийских играх в Сочи. Эта Паралимпиада показала, что эти люди с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ!

Для участия в соревнованиях отобрали 78 российских спортсменов. Из нынешнего состава паралимпийской сборной 13 спортсменов принимали участие в Играх-2010, причем четверо выиграли "золото" - Ирек Зарипов, Мария Иовлева, Михалина Лысова и Кирилл Михайлов. 66 спортсменов сборной впервые приняли участие в Играх. Средний возраст спортсменов паралимпийской сборной - 27 лет. Самому молодому спортсмену - 16 лет (горные лыжи), самому взрослому - 48 лет (керлинг). В паралимпийскую команду России вошли спортсмены из 17 субъектов Российской Федерации.

В итоге Россия выиграла зимние паралимпийские игры и заняла на них первое место! В нашей копилке 80 медалей и сборная России на первом месте с ГРОМАДНЫМ отрывом по золотым медалям. Для этих людей страшный диагноз не стал преградой для завоевания медалей в спорте. Эти люди — настоящий пример, на который стоит равняться.

Необходимость единомоментно принять в Сочи десятки тысяч людей с инвалидностью дала старт крупному проекту по формированию безбарьерной среды. Вся городская среда Сочи была приспособлена для комфортного использования людьми с разными видами инвалидности.

3. Практическая часть

3.1. Безбарьерная среда гимназии

На сегодняшний день у многих инвалидов-колясочников, обучающихся на дому, возникает психологическая проблема после окончания школы. Когда речь заходит о поступлении в различные профессиональные учебные заведения, выясняется, что у них качество образования страдает, общаться они не умеют, речь у них не развита.

Сейчас в нашем городе более 100 инвалидов, из которых есть и дети инвалиды-колясочники, которые занимаются на дому. У них почти в три раза меньше занятий, чем в обычных школах. Таким образом, страдает качество образования. Хотя большинство могут легко справиться с общей школьной программой. Но, увы, не могут справиться с лестницами и другими неудобствами в школе.

3.1.1. Изучение оборудования для инвалидов - колясочников в МОУ «Гимназия № 10»

Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении. Мы узнали, как обстоят дела в нашей гимназии и может ли полноценно обучаться у нас инвалид-колясочник Степан Яворский, ученик 4-го класса. Пока он занимается в классной комнате (находится на первом этаже) со своими одноклассниками. А что будет на следующий год, когда ему придётся передвигаться на инвалидной коляске по всей школе в разные кабинеты?

Как приспособлено здание гимназии, чтобы такой ученик в ней себя чувствовал наиболее комфортно?

Начнём с входа в гимназию . Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у её входа (см. Приложение № 1). В нашей гимназии он есть и это первый плюс . Кроме того, он соответствует всем необходимым нормам: его уклон, ширина (не менее 90 см), ограждающие бортики и поручни круглого сечения.

Внутреннее пространство школы. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Изучение дверных проёмов нашей гимназии показал, что они соответствуют норме. Иэто второй плюс (см. Приложение № 2).

Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи в школьном здании должен быть предусмотрен подъёмник. В нашей гимназии это дорогостоящее оборудование также имеется. И хотя Степан сейчас занимается в начальной школе и его классная комната находится на первом этаже, в будущем, то есть на следующий год, он сможет им воспользоваться. И это третий плюс. (см. Приложение № 3)

В школьных туалетах должна быть предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Наши исследования подтвердили и наличие этих элементов гимназии. И это ещё один - четвёртый плюс (см. Приложение №2)

Конечно, гимназия ещё не полностью оборудована под таких детей, но много шагов на пути к нормальному обучению детей-инвалидов уже сделаны.

3.1.2. Исследование психологического климата в классе как одного из факторов создания комфортной и успешной образовательной среды для инвалида

Дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Но это не в нашем варианте. Проведя беседу со Степаном, мы выяснили, что он очень любит посещать школу, любит учиться, а главное, что у него в классе много друзей. По его словам, они ему часто помогают с трудными уроками, очень доброжелательны и гордятся его успехами, как и учителя. А это очень немаловажно, это - залог успеха: Степан не только хорошо учится, много читает, он ещё и очень творческая личность. Ребёнок занимается музыкой (играет на флейте) и делает по заготовкам картины (см. Приложения № 4,5).

3.2. Анкетирование гимназистов

Что же думают о детях-инвалидах ученики нашей гимназии? Для того, чтобы это нам узнать мы составили анкету исследования. которая состояла из 6 вопросов. Было опрошено 40 человек. Средний возраст опрошенных составил 11 лет - 15 лет, это вполне сознательные люди, которые могут иметь личное мнение и изложить его в доступной форме. Несмотря на непростую тему, не было ни одного уклонившегося от ответа и проигнорировавшего вопроса человека.

o Человек с ограниченными возможностями - 33 чел.

o Просто несчастный человек - 2 чел.

o Человек, которому требуется помощь - 5 чел.

o Обычный человек, такой же, как и я - 0 чел.

Таким образом одни считают инвалидов людьми с ограниченными возможностями, другие - людьми, которым требуется помощь окружающих, третьи, что это просто несчастный человек. Официально инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Каждый десятый житель России - инвалид (см. Приложение №6, вопрос 1).

    Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов, поделились при ответах на следующий вопрос:

o Довольно часто - 6 чел.

o Иногда - 18 чел.

o Редко - 16 чел.

o Ни разу не встречал - 0 чел.

Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида. Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство - редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется помощь (см. Приложение № 6, вопрос 2).

    Ваше отношение к инвалидом. Гимназисты относятся к инвалидам:

o С жалостью, сочувствием - 27 чел.

o С неприязнью - 0 чел.

o Безразлично - 2 чел.

o Доброжелательно - 9 чел.

o Другое - 2 чел.

Несколько человек относятся к инвалидам доброжелательно, а подавляющее большинство опрошенных читателей - с жалостью и сочувствием, что вполне понятно. С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид - такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу простым людям (см. Приложение № 6, вопрос 3).

    Интересно мнение учащихся и о том, как по их мнению сами инвалиды относятся к здоровым людям.

o С неприязнью, с обидой - 5 чел.

o Безразлично - 4 чел.

o Настороженно - 3 чел.

o Доброжелательно - 24 чел.

o Другое - 4 чел.

Большинство считают, что инвалиды относятся к физически здоровым людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных нами читателей думает, что инвалиды настороженно относятся к другим людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду (см. Приложение № 6, вопрос 4).

    Поскольку мы опрашивали школьников, то спросили, как они отнесутся к тому, что вместе с ними будут учиться инвалиды. Вот их ответы:

o Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться -37чел.

o Настороженно, надо будет присмотреться - 2 чел.

o Отрицательно, постараюсь покинуть класс - 1 чел.

Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий, проблем. Небольшая часть опрошенных отнесётся к появлению в своем классе инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Один человек из опрошенных ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно (см. Приложение № 6, вопрос 5).

    На последний вопрос «Если инвалид попросит у вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?», отвечали так:

o Да, конечно -34чел.

o Сперва подумаю - 3чел.

o Нет- 0 чел.

o Затрудняюсь ответить- 3 чел.

Почти все опрошенные при первом же обращении помогли бы инвалидам, ответили на ту или иную просьбу с их стороны. С другой стороны, среди инвалидов не распространены жалобы, просьбы. Важно всегда быть готовым оказать необходимую помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в этом. (см. Приложение № 6, вопрос 6).

Выводы

Большая часть опрошенных не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые учащиеся высказывали определенные опасения во взаимодействии с инвалидами, некую настороженность и опаску, которая проявляется к ним. По отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость.

    Воспринимать инвалидов как активных членов общества.

    Помогать понять инвалидам, что они могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.

    Проводить в школах классные часы на тему «Наши друзья - дети с ограниченными возможностями» и совместные мероприятия с детьми-инвалидами.

    Организовать сотрудничество гимназии со спец.интернатами и детскими домами для оказания благотворительной помощи детям-инвалидам.

5.Заключение

Нам хотелось бы, чтобы приспособлений в гимназии для детей-колясочников было как можно больше. Для ребенка-инвалида обучение в школе — способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.

При подготовке этого проекта мы убедились в том, что физические недостатки не могут помешать человеку с ограниченными возможностями жить активной и полноценной жизнью. Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все мы. И не стоит отделять этих людей.

Работа, которая проводилась в рамках проекта, важная и нужная для

понимания и правильного оценивания перспектив дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе.

Список литературы

    1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психол. основы: учеб. пособие для вузов / -М.: ВЛАДОС, 2003. -364 с.

      Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. / - М., Инфра-М, 2001

      Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / - Оренбург, 1996.

      Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инва-лидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциаль-ной психологии: Материалы сообщений / — М.: Смысл, 2010.4. Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. / - Хабаровск. 2007. - 120 с.

Приложение № 1. Изучение входа в гимназию. Наличие пандуса.

Приложение № 2. Изучение внутреннего пространства школы, оборудованное для инвалидов-колясочников.

Приложение № 3. Подъёмник.

Приложение № 4. Беседа о психологическом комфорте в классе

Приложение № 5. Творческие работы Степана.

Приложение № 6. Результаты анкетирования.