Аутичный. Признаки, симптомы и лечение аутизма у детей Что такое поведенческий аутизм

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.

Содержание

Многие родители, услышав от врачей диагноз «аутизм», воспринимают это, как смертный приговор для ребенка. Заболевание это известно давно, однако однозначного ответа на вопрос: кто такой аутист, среди детских и взрослых врачей до сих пор нет. Рождающиеся младенцы почти ничем не отличаются от здоровых детей, поскольку симптомы болезни начинают проявляться к 1-3 годам. Неправильное воспитание «особенных» малышей и некорректное поведение близкого окружения приводит к их изоляции от общества.

Что такое аутизм

В медицинских справочниках болезнь аутизм (infantile autism) трактуется, как биологически обусловленное психическое расстройство, относящееся к общим нарушениям развития. Явление сопровождается погружением «в себя», стремлением к постоянному уединению и нежеланием контактировать с людьми. Понятием, что такое аутизм и как он проявляется, заинтересовался в 1943 году детский психиатр Лео Каннер. Он ввел определение раннего детского аутизма (РДА).

Причины

Статистика последних десятилетий показывает, что синдром аутизма у новорожденных стал встречаться чаще. Существует множество стереотипов относительно данного психического состояния. Механизмы возникновения заболевания не зависят от материального достатка людей и не всегда носят психиатрический характер. К ним относятся:

Стадии

Сталкиваясь с диагнозом расстройства аутистического спектра, необходимо различать степень тяжести состояния больного. Человеку, далекому от нейропсихологии, сложно разобраться с официальной терминологией. Чтобы на практике понять, кто такие аутисты, следует ознакомиться с характеристиками каждой из стадий данного недуга:

  1. Синдром Аспергера отличается высоким уровнем интеллекта и наличием развитой речи. Из-за высокой функциональности таких людей медики испытывают сложности с диагностикой, а внешние проявления воспринимаются в качестве крайних границ нормы или акцентуации личности.
  2. Классический синдром аутизма выделяется присутствием явных признаков отклонений в трех направлениях нервной деятельности: социальный аспект, поведение и общение.
  3. Атипичный аутизм выражается далеко не всеми чертами, свойственными заболеванию. Аномалии могут касаться только развития речевого аппарата.
  4. Синдром Ретта чаще встречается у девочек, характеризуется тяжелой формой течения. Болезнь становится очевидной в младшем возрасте.
  5. Дезинтегративное расстройство у детей наступает с 1,5-2 лет и развивается до школьного возраста. Клиническая картина выглядит, как потеря уже полученных навыков (внимание, устная речь, моторика конечностей).

Симптомы

Отвечая на вопрос, кто такие аутисты, нельзя назвать точную классификацию признаков заболевания, поскольку симптомы врожденной патологии индивидуальны. По статистике, мальчики больше склонны к возникновению недуга, чем девочки. Распространенными показателями наличия расстройства являются:

  • не соответствующая возрасту или отсутствующая речь;
  • часто повторяющиеся действия, касающиеся интересов, игр;
  • социальные нарушения, проявляющиеся как неумение вести себя в окружении сверстников;
  • избегание зрительного контакта, стремление к одиночеству;
  • сильная привязанность к определенным предметам.

Тест на аутизм

Определить, страдает человек аутизмом или нет, стопроцентно способен только специалист. Существующие онлайн тесты не могут предоставить точный результат. При обследовании в условиях кабинета врача учитываются поведенческие особенности, характерные для пациента на протяжении всей его жизни. Восприятие эмоций собеседника и образное мышление берутся за основу в процессе тестирования.

Дети аутисты

Тема о том, кто такие аутисты, волнует общество с прошлого века. Связано это со всплеском заболеваемости в последние 20 лет. Аутизм у детей проявляется рано, выделяется рядом специфичных аспектов. Распознать его можно по следующей симптоматике:

  • ребенок не отзывается на собственное имя, не смотрит в глаза;
  • отсутствие интереса к сверстникам, предпочтение уединенных занятий;
  • повторение одних и тех же фраз;
  • выполнение ограниченного набора действий с частым повторением, отношение к ним, как к ритуалам;
  • наблюдаются панические атаки при смене привычной обстановки;
  • письменная речь, вербальное общение и новые навыки даются с огромным трудом;
  • склонность к конкретным занятиям (чертежное дело, математика, рисование).

Признаки аутизма у младенцев

По внешним признакам распознать болезнь у новорожденного невозможно, однако на протяжении первых двух лет родители могут заметить отклонения от нормы. Ребенок аутист крайне не эмоционален, не плачет при уходе матери, редко улыбается и не требует внимания. Основным симптомом аутичного расстройства считается задержка в развитии речи. Отмечается самоагрессия и навязчивое поведение по отношению к другим детям. Нередко малыш испытывает чувство страха и неадекватно реагирует на обычный свет, звуки.

Как жить с ребенком аутистом

После постановки соответствующего диагноза родители начинают интересоваться: что такое аутизм у ребенка и возможна ли социальная адаптация детей с подобным отклонением? В этом вопросе огромное значение имеет степень тяжести аномалии. Нужно научиться воспринимать малыша, как личность. В быту придется тщательно все планировать, избегая неприятных для аутиста моментов. Полагаться на реакцию дитя следует даже в вопросах еды и одежды. Если болезнь протекает в легких формах, то следует приложить все усилия для раскрытия потенциала больного ребенка.

Обучение детей с аутизмом

Узнав о том, кто такой аутист, взрослые задаются целью максимально приспособить своего подопечного к самостоятельной и полноценной жизни. Создано множество методик коррекции поведения аутичных деток, домашних систем обучения, базирующихся на глубоких познаниях первых этапов детского развития. Одним из эффективных обучающих инструментов считается программа «Игровое время», в основу которой легло установление контакта с больным с помощью своеобразной игры.

Аутизм у взрослых

Современное сообщество стало чаще задаваться вопросом: кто такие аутисты, поскольку эти люди встречаются в самых разных областях жизнедеятельности. Взрослый аутизм – плохо изученная патофизиология, сопровождающаяся отрешенностью от реального мира, не способностью к простой коммуникации и восприятию. Регулярная терапия может дать хорошие результаты, позволив больному вести полноценную жизнь и занимать высокую социальную позицию.

Как проявляется

Выраженность признаков аутичности напрямую связана с формой ее протекания. Внешне больные аутисты в легкой стадии не отличаются от здоровых людей. Самыми распространенными симптомами, указывающими на присутствие расстройства, выделяют следующие:

  • заторможенная реакция, минимальная жестикуляция и мимика;
  • чрезмерная замкнутость, тихая, зачастую, несвязная речь;
  • отсутствие восприятия эмоций, намерений окружающих;
  • разговорный процесс напоминает поведение робота;
  • неадекватное реагирование на смену обстановки, посторонний шум, свет;
  • коммуникативная функция и чувство юмора практически отсутствует.

Как видят мир аутисты

Сегодня в разных уголках планеты ученые все чаще говорят об эпидемиологии аутизма. Понять, кто такой аутист, нормальному человеку трудно, ведь картина мира этих людей выглядит совсем иначе. Из-за генетического сбоя мозг становится чрезмерно активным, не успевая соединять и анализировать все происходящее. Окружающая среда видится фрагментарно и искаженно. Сенсорное восприятие выражается в прикосновениях, например, дотронувшись до мягкой ткани, больной может отскочить от нее, как от огня.

Как живут взрослые аутисты

При достаточной развитости интеллектуальных способностей пациенты ведут самостоятельную жизнь без помощи опекунов, могут освоить профессию, завести семью, родить вполне здоровое потомство. Однако основная часть аутичного сообщества ведет закрытую жизнь и не способна обходиться без частичной или полной опеки со стороны родственников и врачей.

Как работать с аутистами

Некоторые формы патологии открывают пациентам возможность реализовать себя в профессиональном и творческом плане. Аутисты способны освоить такие специальности, как бухгалтерский учет, веб-дизайн, программирование, различные ремесла, скрининг. Им подходит работа с архивами, ремонт бытовой техники, ремонт компьютеров, работа в лаборатории. Среди аутистов встречается ветеринарный техник, программист. Людям, работающим с такого рода больными, нужно научиться не обращать внимание на проявления болезни и помнить, что у них имеется задержка в обработке информации.

Сколько живут аутисты

Делать точные прогнозы о продолжительности жизни конкретного аутичного человека не возьмется ни один специалист. Диагноз «аутизм» не оказывает влияния на этот показатель. Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность ребенка-аутиста, родители должны создать максимально благоприятную среду с учетом его коммуникативных и сенсорных особенностей.

Состояния, имитирующие аутизм

Задержка психоречевого развития с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, ребенок развивается не по установленным нормам: он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. Словарный запас малыша очень скуден. Такие дети иногда гиперактивны и плохо развиты физически. Окончательно диагноз устанавливается врачом. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно учиться в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте это состояние частично остается. Людям с таким диагнозом сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться выявить это состояние как можно раньше,­практико.вать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У ребенка, который плохо слышит, отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. В связи с этим родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат­ - это выход из ситуации.­

Аутизм – это врожденное неизлечимое заболевание, характеризующееся нарушением психического развития, приводящим к ослаблению или потере контактов с окружающим миром, глубокому погружению в мир собственных переживаний, отсутствию желания общения с людьми.

Такой ребенок не способен ни свои эмоции выразить, ни понимать эмоции другого человека. При этом часто отмечаются нарушения разговорной речи и даже снижение интеллектуального развития.

Аутизм многие специалисты не расценивают как психическое заболевание в строгом понимании. Просто такие дети по-другому воспринимают окружающий мир. Поэтому детей-аутистов называют детьми дождя. Дождь в этом случае символизирует особенность детей (аналогично фильму «Человек дождя»).

Все проявления аутизма встречаются у 3-5 ребят из 10000 детей, а в легкой форме – у 40 детей на 10000. У девочек он отмечается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.

Причины возникновения

Научных работ по детскому аутизму много, так же, как много существует теорий о предположительных причинах его возникновения. Но точная причина до настоящего времени не установлена, так как ни одна гипотеза полностью не обоснована.

Некоторые ученые предполагают наследственную передачу болезни. Подтверждением такой точки зрения считают то, что аутизм часто наблюдается у членов одной семьи. Но в таких случаях не исключено, что дети родителей с аутизмом, став родителями, тоже отличаются педантизмом, «тяжелым характером» в силу воспитания и уклада в семье, что и сказывается на отличительных особенностях их детей.

Более того, намного чаще дети-аутисты рождаются в семьях с благополучным семейным климатом. А отклонения, выявляемые в поведении родителей таких деток, связаны, скорее, с психологическим истощением вследствие повседневной борьбы с болезнью.

Некоторые психиатры пытались увязать аутизм с очередностью рождения ребенка в семье. Предполагали, что аутизмом страдает чаще малыш, родившийся первым в семье. Однако подверженность аутизму возрастает с количеством рождений в семье (т.е. у восьмого по счету ребенка вероятность возникновения аутизма выше, чем у седьмого).

Исследования показали, что при рождении одного ребенка с аутизмом риск развития его у следующего, родившегося в семье, малыша выше в 2,8 раза. Возрастает вероятность возникновения болезни и в случае наличия аутизма хотя бы у одного из родителей.

Больше всего доказательств получила теория о значимости вирусной инфекции у матери в период беременности ( , ), что вызывает нарушение формирования головного мозга плода. Подтверждений о развитии аутизма вследствие вакцинаций не найдено, как не подтверждено и предположение о его возникновении при неправильном питании.

Вероятнее всего, имеет значение сочетание генетических факторов и неблагоприятного воздействия на плод (инфекции или токсических веществ).

Признаки заболевания

Клинические проявления аутизма многогранны, как сама личность. Нет единых ключевых симптомов: у каждого пациента симптомокомплекс формируется под влиянием самой личности и окружающей среды, каждый ребенок-аутист уникален.

Аутизм – уход из мира реальности в мир внутренних трудностей и переживаний. У ребенка нет бытовых навыков и эмоциональной связи с близкими. У таких детей возникает дискомфорт в мире обычных людей, ведь они не понимают их эмоций и чувств.

Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста. Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.

Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:

  • малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);
  • дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;
  • отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;
  • дитя предпочитает играть в одиночествес одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;
  • пристрастие к игрушкам отличается своеобразием: обычные детские игрушки малоинтересны, ребенок-аутист может длительно рассматривать или передвигать какой-либо предмет перед глазами, следя за его движением;
  • не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
  • не привлекает внимание других лиц к предмету, вызвавшему его интерес;
  • не нуждается во внимании или какой-либо помощи;
  • обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;
  • отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;
  • малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;
  • отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;
  • сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;
  • аппетит снижен;
  • развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;
  • неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).

Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):

  • в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);
  • развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;
  • с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);
  • ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;
  • изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
  • характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
  • ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
  • любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;
  • у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;
  • в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.

Проявления аутизма у детей после 11 лет:

  • хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;
  • мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
  • словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;
  • затрудняется первым вступить в разговор;
  • непонимание эмоций и чувств другого человека;
  • неспособность строить дружеские (романтические) отношения;
  • спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;
  • большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;
  • многие дети отличаются двигательной и психомоторной возбудимостью, расторможенностью, нередко в сочетании с агрессией и импульсивностью. Другие, наоборот, пассивные, вялые, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;
  • период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;
  • в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения. Дополняет впечатление «гениальности» сосредоточенное «умное» лицо, будто ребенок над чем-то думает.

Наличие перечисленных признаков не обязательно свидетельствует об аутизме. Но при их обнаружении следует обратиться за консультацией к специалисту.

Разновидностью аутизма (более легкой его формой) является синдром Аспергера. Отличительной особенностью его является то, что у детей отмечаются нормальное умственное развитие и достаточный словарный запас. Но при этом общение с другими людьми затруднено, дети не способны понимать и выражать эмоции.

Диагностика


Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.

Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет. Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру. Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира.

Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и рекомендациями по лечению их.

В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»). Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  2. Малыш интересуется другими детьми?
  3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  4. Малышу нравятся игры с родителями?
  5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.

Что делать родителям, если диагноз «аутизм» ребенку установлен?

Многие родители долго не могут смириться с таким диагнозом, объясняя для себя изменения в поведении ребенка его индивидуальностью, характерологическими особенностями.

Что можно посоветовать родителям?

  1. Не нужно отрицать диагноз. Ведь для постановки диагноза врачи проводили оценку по многим критериям.
  2. Понять и принять, что эта патология не пройдет с годами и не излечится, она – на всю жизнь.
  3. С ребенком нужно много работать, чтобы нивелировать проявления аутизма. Могут помочь в этом не только советы специалистов, а и родители других детей с аутизмом: можно использовать чужой опыт в развитии ребенка, встречаясь в кружках таких родителей или на форуме в интернете.
  4. Понимать, что дорого время в работе с ребенком, т.к. с возрастом проявления только усугубятся. Чем раньше начато коррекционное лечение, тем выше шансы на успех.
  5. Диагноз «аутизм» – не приговор. В 3-5 летнем возрасте трудно сказать о степени тяжести процесса и его развитии. Во многих случаях возможна социальная адаптация, приобретение профессии.
  6. Следует использовать помощь специалистов в проведении логопедических, корригирующих, педагогических приемов для изменения интеллектуального развития, психомоторного и эмоционального поведения ребенка. Консультации психологов, дефектологов, логопедов помогут в формировании навыков, коррекции коммуникативных нарушений и социальной адаптации.

Лечение аутизма у детей

Медикаментозное лечение аутизма не разработано. Основным способом лечения является психотерапия и адаптация ребенка к жизни в социуме. Лечение при аутизме – длительный и тяжелый (в психологическом и физическом плане) процесс.

Предположение об эффективности использования в лечении безглютеновой диеты в исследованиях ученых подтверждения не получило. Исключение продуктов с казеином и глютеном из рациона ребенка с аутизмом к излечению не приводит.

Основные правила лечения:

  1. Необходимо выбрать психиатра, имеющего опыт работы с детьми-аутистами. Нежелательно менять врачей, т.к. каждый будет применять свою программу, что не позволит ребенку закрепить полученные навыки.
  2. В лечении должны участвовать все родственники ребенка, чтобы оно продолжалось и дома, на прогулке и т.д.
  3. Лечение заключается в беспрерывном повторении полученных навыков, чтобы они со временем не терялись. Стрессы и болезни могут привести к первоначальному состоянию и поведению.
  4. У ребенка должен быть четкий режим дня, который следует неукоснительно соблюдать.
  5. Нужно сохранять максимальное постоянство окружающей обстановки, каждый предмет должен иметь свое место.
  6. Следует стараться привлекать внимание ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени, но не повышая голос.
  7. Нельзя использовать силовое принуждение и наказания: ребенок-аутист не в состоянии увязать свое поведение с наказанием и просто не поймет, за что он наказан.
  8. Поведение с ребенком должно быть логичным и последовательным у всех членов семьи. Изменение модели поведения может неблагоприятно сказаться на его состоянии.
  9. Разговор с ребенком должен быть спокойным, медленным, короткими ясными предложениями.
  10. На протяжении дня у ребенка должны быть перерывы, чтобы он мог побыть один. Следует лишь позаботиться, чтобы обстановка была для него безопасной.
  11. Физические упражнения помогут ребенку снять стресс и дадут положительные эмоции. Большинство таких деток любят прыжки на батуте.
  12. Обучив ребенка новым навыкам, следует показывать, в какой ситуации можно их применять (например, пользоваться туалетом не только дома, а и в школе).
  13. Необходимо хвалить ребенка за успех, используя и слова, и другие способы поощрений (просмотр мультфильма и др.), постепенно он найдет связь между поведением и похвалой.

Важно и самим родителям иметь перерыв и отдых от этих занятий, т.к. они вызывают психологическое истощение: хотя бы 1 раз за год нужно уезжать на отдых, а уход за ребенком поручить бабушке и дедушке (или отдыхать по очереди). Не лишним будет и посещение психолога самими родителями.


Как учить ребенка общаться?

  1. Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
  2. Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
  3. Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
  4. Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
  5. В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
  6. Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
  7. Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
  8. Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).

Как учить повседневным навыкам?

  1. Обучение малыша чистить зубы может занять длительный период, но это возможно. Единого для всех детишек правила обучения нет. Это может быть игровая форма с обучением при помощи картинок, или личный пример, или любой другой вариант.
  1. Обучение посещению туалета может быть особенно трудным и занять несколько месяцев. Лучше начинать обучение тогда, когда малыш будет осознавать необходимость посещения туалета (что можно понять по его поведению или мимике).

Для малыша-аутиста прекращение использования памперсов уже вызовет недовольство. Поэтому, чтобы не пришлось потом отучать его от пользования горшком, лучше сразу после подгузников формировать привычку пользования туалетом.

Вначале памперсы менять нужно в туалете, чтобы ребенок мог связать посещение туалета с физиологическими отправлениями. В процессе наблюдения за малышом рекомендуется заметить примерное время опорожнения кишечника и мочеиспусканий у ребенка. Во время этих естественных отправлений нужно показать малышу туалет сначала на фотографии и произнести слово «туалет».

В примерное время отправлений у ребенка следует отвести его в туалет, раздеть и посадить на унитаз. Не отчаивайтесь, если мочеиспускание или дефекация не произошли. Даже в этом случае надо использовать туалетную бумагу, одеть малыша и вымыть руки. В тех случаях, когда нужда справлена вне туалета, нужно как можно быстрее отвести ребенка в туалет. Каждый случай пользования туалетом должен сопровождаться похвалой или наградой (дать игрушку, печенье и др.).

  1. Мыть руки нужно учить обязательно после туалета, после возвращения с прогулки, перед едой. Обучая, важно выполнять все действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например: подтянуть рукава; открыть кран; увлажнить руки водой; взять мыло; намылить руки; положить мыло; смыть с рук мыло; закрыть кран; вытереть руки; поправить рукава. В начале обучения следует подсказывать очередное действие словами или картинками.


Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Прогноз

Прогноз в каждом конкретном случае разный. Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.

Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.

При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.

Резюме для родителей

К сожалению, ни причина развития, ни способы излечения при аутизме не известны. У большинства детей-аутистов нормальный интеллект. Более того, некоторые из них имеют незаурядные способности в музыке, математике, рисовании. Но воспользоваться ими они не смогут.

Работать с детьми в любой стадии аутизма нужно как можно раньше. Нельзя отчаиваться! Используя множество разработанных методик по коррекции, во многих случаях можно достичь успеха. Главный враг ребенка – время. Каждый день без занятий – шаг назад.

К какому врачу обратиться

При наличии у ребенка аутизма он должен наблюдаться у психиатра, желательно у одного. Дополнительную помощь в лечении и реабилитации таких детей оказывают невролог, логопед, массажист, психолог.

1 , среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма :

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если , то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых , то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки , которые можно разделить на 3 основные группы :


Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма . Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

  1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
  2. не любил, когда его обнимали;
  3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
  4. возможна задержка речи.

Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами : педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить (если перед врачом подросток), олигофрении. Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Мажор - это кто или что (все значения слова) Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет Что такое развитие: определение, характеристика и виды Что такое повествование (с примером текста) Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Что такое буллинг - причины и способы борьбы с буллингом в школе Что такое дислексия - это заболевание или небольшое нарушение Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое собственность и какие формы собственности различают Что такое инфантильность: признаки инфантильного поведения у мужчин и женщин, причины инфантилизма Что такое человечность - примеры из жизни и литературы, как формируется человечность и каковы причины ее отсутствия Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали

Все признаки аутизма описать однозначно невозможно, так как они весьма многогранны и формируются у каждого человека в прямой зависимости от особенностей его личности и среды, в которой он живет.

Но мы все же попытаемся понять, кто такой аутист, и определить основные симптомы этого тяжелого и до конца не изученного заболевания.

Отчего возникает аутизм

Исследователи до сих пор не имеют четкого ответа на вопрос о том, какие именно предпосылки могут стать причиной развития аутизма у ребенка.

В попытке понять, кто такой аутист, на сегодняшний день твердо выяснено лишь то, что данное заболевание носит наследственный характер. Но его могут спровоцировать и перенесенные матерью во время беременности корь, краснуха или ветрянка. Опасными также могут оказаться и вирусные инфекции, подхваченные уже во время родов.

Все перечисленные проблемы приводят к тому, что у ребенка нарушается функционирование лобных отделов головного мозга - а именно они и отвечают за познавательный процесс. Поэтому одной из основных отличительных особенностей аутизма и является утрата интереса к окружению и людям, что, кстати, влечет за собой и другой признак - страх перед любыми переменами и невозможность понять чужие эмоции.

Дети-аутисты: признаки заболевания

Попробуйте протестировать своего ребенка

Но, как уже было сказано выше, нельзя до конца быть уверенным, что перед нами дети-аутисты. Признаки этого заболевания в каждом отдельном случае варьируются. В медицине до сих пор нет понятия «типичный аутист», так как существует слишком много вариантов данной патологии.

Помочь в такой ситуации в некоторой мере может тест, разработанный для детей 1,5 лет в США. В нем предлагается ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка. Если большее число утверждений относится к нему, то у малыша высок риск оказаться аутистом.

  • Ребенку не нравится, если его берут на руки или укачивают.
  • Ему не интересны другие дети.
  • Он не любит играть с родителями.
  • Ребенок не имитирует в игре действия взрослых.
  • Не пользуется указательным пальцем, чтобы указать на что-то.
  • Не приносит родителям заинтересовавший его предмет.
  • Ребенок не смотрит в глаза незнакомым.
  • Если вы предлагаете ребенку посмотреть куда-то, он не поворачивает голову.
  • Не может ответить (жестом) на просьбу показать какой-то предмет.
  • Не может построить башенку из кубиков.

Как ставится диагноз «аутизм»

Если вы заподозрили, что ваш ребенок аутист (признаки патологии были перечислены выше), то в первую очередь вам следует обратиться к педиатру.

Для постановки точного диагноза требуется не один врач, а комиссия. В нее входят психолог или психиатр, педиатр, наблюдающий ребенка, невролог и другие специалисты. Часто в нее включают и родителей или воспитателей ребенка, так как они могут дать информацию о развитии его с грудного возраста.

Очень важно при этом отличить аутизм от других заболеваний, выражающихся нарушением развития. Если у ребенка до трех лет возникли проблемы хотя бы в одной из областей: в общении, в речи, в умении воспроизводить действия взрослых или совершать символические действия, а также замечено повторяющееся, стереотипное поведение, то наличие аутизма считается подтвержденным.

Оказывается, есть и физиологические проявления аутизма

В медицине были отмечены изменения не только в поведении, но и в состоянии физического здоровья, которыми отличаются дети-аутисты (фото таких детей вы можете увидеть в статье). Но не стоит относить их ко всем больным, имеющим этот диагноз. Это лишь определенная тенденция к перечисленным ниже особенностям организма.

  • Ребенок обладает чрезмерно обостренным или же, наоборот, сильно притупленным сенсорным восприятием (то есть он может либо болезненно реагировать на любое прикосновение, либо не замечать сильной боли).
  • Наличие судорог.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Нарушения функций поджелудочной железы.
  • Синдром раздраженного кишечника.

Если ребенок аутист, лечение возможно

К сожалению, лечение аутизма - это процесс, который практически не имеет конца. Ритм жизни человека с диагнозом «аутизм», а также деятельность его близких будут посвящены одной цели - избавлению больного от тех признаков патологии, которые мешают ему адаптироваться в окружающем мире и стать относительно независимым от родителей или опекунов.

Сразу нужно отметить, что медикаментозное лечение этого заболевания не имеет эффекта. Лекарственная терапия аутистов проводится лишь для купирования сопутствующих симптомов, чтобы облегчить возможность психотерапевтического воздействия, которому и придается решающее значение в борьбе с аутизмом.

Правила для родителей аутистов

Психологическое лечение, как уже было упомянуто выше, продолжается в семье непрерывно. И главным его условием является то, что все благополучно приобретенные навыки нужно постоянно повторять, иначе они могут утратиться в результате стресса или же болезни.

Четко понимая, кто такой аутист, его близким следует соблюдать и другие правила.

  • Не наказывайте ребенка, больного аутизмом. Он не в состоянии соотнести ваш гнев со своим плохим поведением и поэтому просто не поймет, что же вас разозлило.
  • Обязательно в течение дня давайте ребенку возможность побыть в одиночестве в детской комнате или во дворе. Правда, при этом побеспокойтесь о том, чтобы он не навредил себе чем-то.
  • Часто ребенок-аутист не может пользоваться приобретенными навыками вне своей привычной обстановки. Так, научившись пользоваться туалетом дома, он не сможет сделать то же самое в детском саду или в школе. Обязательно показывайте ребенку, где и как он может пользоваться своими навыками.
  • В случае, когда вашему ребенку слишком трудно общаться с вами словами, придумайте другие способы. Например, при помощи рисунков или готовых картинок.
  • И, конечно же, хвалите ребенка за каждый успех. Это можно сделать как словами, так и подарком в виде просмотра любимого мультфильма или угощения любимым лакомством.

Аутист - человек, живущий в своем, созданном только для него одного, мире. Не стоит бесцеремонно врываться туда, так как вы можете вызвать агрессию и желание защищаться.

Старайтесь быть предсказуемыми и педантичными - эти качества сделают вас понятным для своего ребенка. Точно соблюдайте распорядок дня.

Старайтесь привлекать внимание ребенка, для чего ровным голосом несколько раз обращайтесь к нему по имени, пока он не отреагирует. А играя или занимаясь с ним, следите за тем, чтобы ребенок не устал от общения.