Боязнь совершить ошибку шаблонное поведение. Боязнь неудач и ошибок. Дисморфофобия - боязнь собственной внешности

Что вы чувствуете, когда собираетесь приступить к чему-то грандиозному и новому для себя: создать, наконец, проект, который долго обдумывали, оставить давно опостылевшую работу и найти другую, начать свой бизнес? Какое самое сильное чувство овладевает вами? Энтузиазм? Решимость? Готовность к действиям? Почему же день ото дня вы все откладываете это важное для себя дело и не предпринимаете никаких конкретных шагов? Признайтесь честно, вы просто боитесь.

При этом вы можете искать себе «веские» оправдания: чтобы начать, вам необходимы какие-то ресурсы (время, деньги, единомышленники). Пора признаться себе, что это лишь отговорки. Самое главное, что вас тормозит – страх.

Вы боитесь, что задуманное невозможно осуществить или что результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Именно страх, что «все пойдет не так и ничего не получится» заставляет вас откладывать реализацию планов на неопределенно долгий срок – проще говоря, так и не начинать осуществлять задуманное.

Без права на ошибку

Страх перед любым новым начинанием – это нормально. Каждый испытывает его при столкновении с чем-то неизведанным на уровне инстинкта: «надо посмотреть, что там, за чертой, не опасно ли это и как с этим обращаться». Но если мы, вопреки страху, все же начинаем действовать – все в порядке.

Другое дело, когда страх превращается в мощный сдерживающий фактор, который мешает начать действовать. Если перестать контролировать его, пытаясь оставаться в зоне комфорта, эта зона со временем будет все более и более сужаться. Станет мучительно страшно предпринять любое новое действие, ведь это порождает стресс и потрясение, а человек уже привык избегать этих неприятностей любой ценой.

При этом человек может думать, что все нормально, и он вполне контролирует ситуацию, не замечая, что стал заложником боязни совершить ошибку. Понять, что страх уже тотально руководит вашими действиями и управляет вашей жизнью можно по нескольким признакам:

  • Боязнь попробовать что-то непривычное, новое.
  • Избегание сложных задач и проектов.
  • Прокрастинация и привычка оставлять начатое дело незавершенным. Зачастую эти признаки – не проявление лени, а следствие боязни «сделать что-то не так» и критики со стороны окружающих.
  • Перфекционизм или способность заниматься только тем, что вы гарантированно можете сделать безупречно.

Отчего возникает страх такого рода и как его преодолеть?

Страх совершить ошибку, как и многие другие страхи и комплексы, формируются в раннем возрасте. Если родители

  • часто критиковали вашу работу, будь то школьное задание, поделка или поручение, выполненное «не так»;
  • строго наказывали за проступки;
  • категорически не поощряли инициативу и требовали «спросить разрешения» перед тем, как вы начнете делать то, что задумали –

они сделали все для того, чтобы сформировать у вас страх перед любым новым начинанием. Вы повзрослели, но ваш «внутренний ребенок» до сих пор ждет одобрения и разрешения сделать то, что ему хочется. В запущенных случаях такое родительское поведение может привести к ОКРЛ (обсесси́вно-компульси́вному расстро́йству ли́чности) .

Немалую роль в формировании этого вида страха может сыграть и пережитое однажды публичное фиаско или другой травмирующий опыт, полученный в раннем возрасте.

Следующий этап, на котором боязнь ошибок закрепляется (или формируется у тех, кому с родителями повезло больше) – школа. Система школьных оценок построена таким образом, что за учеником не признается право на ошибку: он выполняет работу и получает материальное подтверждение правильности/неправильности своих действий в виде оценки, которая влияет на общий конечный балл. При этом «исправить» оценку, конечно, можно, но она все равно будет учитываться при подведении итогов. Такая система ставит ребенка в условия, более жесткие, чем во взрослой жизни: неправильно выполнив свою работу, специалист имеет возможность переделать ее, исправить недочеты и получить одобрение. У ребенка такого права нет.

Более того, к определенному моменту отношение к ученику со стороны педагога формируется на базе суммы оценок, которые он уже успел получить во время учебного процесса. Учителя – живые люди, и им легче «ранжировать» учеников, деля их на «слабеньких» и «сильных». Попав однажды в разряд «неуспевающих», ребенку крайне трудно, порой невозможно вырваться вперед с аутсайдерской позиции. Как правило, такое происходит, если меняется учитель или школа, и ребенка начинают оценивать непредвзято, «с нуля».

При этом как-то забывается, что отметка – это только условный маркер, которым принято отмечать степень усвоения того или иного конкретного блока учебной программы. С подачи учителей, а зачастую и родителей она превращается для ребенка в самоцель. Он начинает панически бояться получить очередную «пару», т.к. твердо знает – это непоправимый шаг на пути в аутсайдеры. И такая «тренировка страха» происходит на протяжении 11 школьных лет!

Кстати, замечено, что школьные «отличники» и «хорошисты» больше боятся провала, чем «троечники». Они более натренированы в деле избегания провальных ситуаций. Неудивительно, что зачастую именно ученики со средней и даже низкой успеваемостью становятся более успешными людьми. Они с детства усвоили, что провалы и ошибки – это нормально и перестали или так и не научились боятся их. Они просто занимались тем, что им действительно интересно, не участвуя во всеобщей гонке школьных перфекционистов.

Однако взрослый человек отличается от ребенка тем, что сам способен отвечать за свое эмоциональное состояние. А значит, с детскими страхами и комплексами можно и нужно справляться. Научиться контролировать свой страх ошибок тоже можно. Наиболее эффективные пути для этого

  • Умение правильно ставить цели;
  • Способность выходить из зоны комфорта.

Правильное целеполагание

Очень часто страх перед неудачей вызывает у человека и трудности с целеполаганием. Однако навык постановки целей сформировать проще, чем начать борьбу с боязнью ошибаться. Правильная постановка цели помогает человеку разобраться, чего именно он хочет, а также найти оптимальный путь для осуществления своего желания.

Считается, что эффективным способом мотивировать себя для начала движения на пути к цели – визуализация. Однако результаты исследований показывают, что если человек находится во власти страха перед провалом, такой методикой пользоваться не рекомендуется: начав визуализировать свой успех, он может еще больше укрепиться в своих страхах перед неудачей и оставит всякие попытки осуществить задуманное.

Что лучше предпринять?

Если страх неудачи слишком велик, начните с небольших целей, которые вам наверняка удастся достичь. Однако цель не должна быть слишком легкой – в этом случае у вас не возникнет радостное чувство преодоления, помогающее укрепить уверенность в своих силах.

К примеру, если вы задумали создать компьютерную игру, не пытайтесь сразу ставить себе целью достичь результата. Начните с разработки самого простого прототипа.

Все начинается в современной действительности, затем герой отправляется в доисторические времена, убивает обезьяну, которая должна была в процессе эволюции превратиться в человека, а затем отправляется в космос. На планете, живущей по законам фэнтези, он магическим образом перемещается на альтернативную Землю, где разумные существа произошли от динозавров, и уже оттуда возвращается в реальный мир и спасает свою любимую.

Но этой концепции не суждено было воплотиться. Вместо этого глобального проекта разработчики сосредоточились на одной простой идее: нормальный герой действует в ненормальном мире, причем обитатели этого мира воспринимают себя как норму. Постепенно эта идея трансформировалась и приобрела визуальное воплощение в виде мира после ядерного апокалипсиса.

Уилл Смит называет такой подход к планированию принципом «по одному кирпичу» и иллюстрирует очень наглядно:

Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи. Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним – следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов, оказывается, что ваша стена готова!

Принцип «по одному кирпичу» позволяет обрести уверенность в собственных силах и сконцентрироваться на задачах, которые человек в силах взять под свой контроль, не думая о пугающе-глобальных масштабах всего проекта в целом.

Конечно, даже маленькие задачи должны быть связаны с вашей основной целью. К примеру, это может быть овладение определенными навыками, получение знаний, которые будут полезны для реализации вашего большого замысла. Не забывайте фиксировать результаты, уделите внимание каждому «кирпичику», тогда у вас будет больше стартовых возможностей для анализа и постановки более общих задач на пути строительства вашей «стены».

Научитесь жонглировать

Когда основателю IDEO Дэвиду Келли попалась на глаза книга для начинающих жонглеров «Juggling for the Complete Klutz » Джона Кэссида, его поразила одна вещь:

Практически половина этого пособия, в отличие от прочих аналогичных книг, была посвящена не тому, чтобы научить подкидывать и ловить шары, не рассказывала, как соизмерять силу подбрасывания и вес предмета. Она была посвящена тому, как сформировать навык ронять шар. На первый взгляд, это ужасно глупо. На самом деле, привыкнув к тому, что шар непременно падает, мозг перестает воспринимать это как «ошибку» или «провал». Он привыкает к тому, что падение шара – это нормально и перестает посылать мышцам сигналы тревоги, заставляющие их излишне напрягаться.

Дэвид Келли решил, что такой подход наиболее эффективен вообще при любом обучении чему-либо. Действительно, приучите себя к мысли, что ошибки – это нормально и неизбежно.

Способ выйти из зоны комфорта

Для того чтобы выход из зоны комфорта не казался чем-то катастрофически-важным, начните с «пустяков». К примеру, почему бы не завести себе новое хобби? Выберите занятие, которое вас может заинтересовать, но, в то же время, абсолютно новое и непривычное, непохожее на то, чем вы когда-либо занимались раньше. Это может быть что угодно: рисование, игра на инструменте, вязание, вокал, резьба по дереву, плетение из лозы – словом, что-то такое, что нельзя освоить сразу, в течение одного-двух занятий.

Естественно, в процессе освоения нового умения вы столкнетесь с неудачами и ошибками. Но ведь это просто ваше увлечение, а значит, нет причин делать трагедию из каждого промаха. Стоит попробовать еще – вы ведь хотите, наконец, освоить это умение? Такое «несерьезное» отношение снизит степень тревоги по поводу возможных неудач и поможет научиться не придавать ошибкам слишком большого значения. Вы постепенно привыкните к мысли, что это нормально, как в примере с жонглированием.

Страх почувствовать себя новичком и дилетантом постепенно уступит место пониманию, что ошибки не мешают освоению нового. Достигнув определенного уровня умений, вы обретете уверенность в себе. Со временем это чувство распространится и на другие, более значимые области ваших интересов.

И не стоит считать, что неуверенность в себе и страх перед провалом – это врожденная особенность характера, которую невозможно преодолеть. Вы уже доказали, что вполне на это способны, когда приобретали навык ходьбы в возрасте от года до полутора. Поначалу вам тоже было страшно стоять на ножках и больно падать – но вы же научились ходить!

В конце концов, посвящать хотя бы несколько минут в день чему-то, что способно приблизить вас к вашей мечте – более эффективный путь, чем просто сидеть и бояться, что ничего не получится.

P. S.

Когда мы начинали работу над SmartProgress , мы тоже терзались сомнениями: стоит ли начинать? И да, нам тоже было страшно. Но страх – это нормально, его можно просто игнорировать и приступать к делу. В конце концов «интересно» и «нравится» становятся сильнее «страшно». И вот уже к проекту присоединяются новые пользователи, их становится все больше, процесс запущен, и хочется продолжать, не останавливаясь на полпути.

А подтверждением тому, что созданный нами ресурс – действительно нужное и полезное дело, служат письма наших пользователей, благодарные отзывы и, главное – реализованные цели участников проекта.

Мы далеки от мысли, что все сделанное идеально, но приобретенный опыт помогает нам развиваться, действовать более осознанно и четче формулировать задачи, которые еще предстоит решить.

Мы движемся к нашей цели, и искренне желаем вам достижения целей, которые вы ставите перед собой.

Не страшно начинать. Страшно оставаться на месте, даже не попытавшись ничего изменить.


Источник: http://briankim.net
Перевод: Балезин Дмитрий

Одним из главных препятствий, мешающих человеку предпринимать действия, является страх совершения ошибки. Если вы задумаетесь, вы поймете, что этот страх на самом деле является совокупностью других страхов:

боязнь показаться глупым в лице других людей;боязнь потерять время и ресурсы;боязнь подвергнуть удару свою уверенность в себе;

… и все эти страхи упакованы в один – страх совершить ошибку .

Так как же преодолеть этот страх?

Необходимо избавить от клейма страха такое событие, как ошибка. Как? Очень просто.

Раз и навсегда примите БЕССПОРНЫЙ, ТВЕРДЫЙ КАК КАМЕНЬ, ВЕРНЫЙ НА МИЛЛИОН ПРОЦЕНТОВ ФАКТ, что в своей жизни вы ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТЕ ОШИБВАТЬСЯ.

Вы будете их совершать и точка.
Ощутите, как груз свалился с ваших плеч.
Прочувствуйте, насколько легче теперь двигаться вперед с этим убеждением.
Осознайте так же, что совершение ошибки – это естественно.

Вы — неидеальный человек, соответственно, вполне разумным будет предположение, что действия неидеального человека также будут неидеальны. Поэтому нет нужды делать большое событие из обычной ошибки. Дело не в ошибках…

Все дело в ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК.

С помощью ошибок, вы можете увидеть свой следующий шаг. Именно для этого они и созданы. Если вы боитесь ошибок, вы не сможете понять, что вам необходимо делать, чтобы добраться до желанной цели.

Кое-кто может возразить: «Мол, любой может справиться с ошибкой в технической стороне дела, никто их не боится. А как на счет социальной стороны?»

Как на счет боязни показаться смешным в глазах других людей, в момент совершения ошибки? Как преодолеть это?

В этом поможет моя любимая цитата Теодора Рузвельта:

«Не имеют значения ни критики, ни те, кто указывает на то, насколько сильно ошибся сильный человек, ни те, кто указывают на то, где вершитель дел мог бы сделать что-то лучше. Похвала достается тому, кто был в деле; тому, чье лицо испачкано в пыли, поте и крови; тому, кто яростно стремиться к чему-то; тому, кто ошибается снова и снова, так как не бывает усилий без ошибок; тому, кто все же испытал великий энтузиазм и великую преданность делу; тому, кто посвятил себя достойной цели; тому, кто при наилучшем исходе испытает триумф от великого достижения, а при наихудшем – поражение от дерзновенной попытки. Место этого человека никогда не будет рядом с теми хладными и робкими душонками, которые не знают ни побед, ни поражений».

Далее рассуждая над этой цитатой, вы поймете, что именно люди, совершающие ошибки, в конечном итоге неминуемо растут и учатся. При движении к цели они ни раз споткнутся, но научатся подстраиваться под новую ситуацию. В определенный момент эта череда ошибок превратиться для них в тот багаж, который очень хорошо поможет им в случае, откуда не пойми взявшегося, шторма.

Те, кто не совершает ошибок, очень сильно пострадает от подобного шторма, лишь по той причине, что у них не будут развиты «мышцы адаптации»… им придется намного труднее.

Достаточно часто вижу на приеме детей, которые огорчаются, допуская ошибки; сильно переживают из-за учебных неудач; плачут из-за тройки или четверки. У младших школьников ошибки могут привести к торможению мыслительного процесса.

Диктанты и контрольные работы для таких детей представляет собой серьёзное испытание. Они начинают волноваться заранее; у них болит голова, живот.

Такие дети ставят себе высокую планку и огорчаются, если их результаты оказывается ниже желаемого. При этом они не завидуют другим, а просто сами хотят успеха (на уроке, в олимпиаде, спортивной игре) и очень-очень стараются.

Стараясь не допускать ошибки, находятся в постоянном напряжении и поэтому устают быстрее других сверстников. Таким детям учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает их внимание, и они делают ошибки не по невнимательности, а из-за боязни ошибиться. Иногда страх ошибиться на уроке ребёнок переносит в другие значимые для себя сферы жизни, например, отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях или выступить на сцене, опасаясь несовершенства…

Самое удивительное, что такие дети воспитываются только в очень хороших семьях, родители отдают им много сил и внимания. Сами родители хорошо образованны и социально успешны, поэтому не только хотят, но и знают, как растить и воспитывать детей.

В таких семьях дети очень любят своих родителей, гордятся ими, хотят походить на них. Они видят своих родителей уже состоявшимися и успешными личностями. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, не знаком детям, не наполнен эмоциональным смыслом. Поэтому любое сравнение себя с родителями сегодняшними – не в пользу детей. Они кажутся себе недостаточно успешными. Сделанные ими ошибки подтверждают это, указывая им на их никчёмность, на то, что они недостойны любви таких замечательных родителей…

Как правило, большинство родителей не ругают и не наказывают детей за ошибки, однако они ругают и наказывают себя сами. Запомните: чем теснее между ребёнком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребёнок боится огорчить их, и каждая допущенная им маленькая ошибка превращается для него в громадную ошибку. А если ребёнок к тому же внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания по поводу ошибки сильно мешают ему жить.

Хочется родителям детей, испытывающим страх ошибки, порекомендовать:

  • Искусственно создавать ситуации, в которых они будут выглядеть несовершенными, и демонстрировать это ребёнку. Увидев родительские ошибки, ребенок позволит самому себе быть таким, каков он есть.
  • Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребёнок услышит противоположное: «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику, исключив частицу «не», например: «Всё нормально», «будь спокойнее», «потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребёнок сильно переживает по поводу какой-либо ошибки, нужно найти способ похвалить его за что- то другое: «Ты ошибся, зато красиво писал, видно как ты старался».
  • Нужно учить ребёнка искать причины совершения ошибок, например: «Ошибка может произойти из-за того, что ты перепутал право и лево, подумай сам».
  • Необходимо осознавать обучающее воздействие ошибок. Имеет смысл поднять их обучающую роль до уровня жизненной философии, чтобы не просто огорчаться по поводу любой совершённой в жизни ошибки, а осмысливать их и приобретать опыт, побуждающий к самоизменению, повторяя слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а ошибка учит», «Умный стремится не избегать ошибок, а исправлять их» и т.п.
  • Нужно приучать ребёнка анализировать причины ошибок, совместно с ном осознавать полученный опыт.

Ваши дети будут очень успешны, если вы будете бережно относиться к их хрупкой эмоциональной душе!

Это защитная эмоциональная реакция организма, которая побуждает человека избегать опасности.

При фобии человек испытывает чувство тревоги и паники, это называется фобической реакцией. При фобии человек пытается полностью избегать фобического стимула, чтобы не реагировать на него. В случае когда избежать стимула не удается, обычное поведение человека меняется. Это главная причина, почему фобии представляют проблему – они мешают нормально жить.

Причиной для развития фобии может быть все что угодно. Любой предмет, животное, явление, любая сущность может стать для кого-то истинным ужасом.

Чем отличается страх от фобии?

Работая со страхами и фобиями, важно уметь их отделять. В отличие от психологии, в медицинской психотерапии эти понятия не отделяют. Но они отличаются тем, что страх, это всегда нечто реальное, а фобия - воображаемое, то чего в реальности еще нет.

Если вы боитесь, сидя в самолете, когда у него вибрируют крылья и он идет через зону турбулентности, то это страх. А когда при одной мысли, что вы будете в самолете, который попадет в зону турбулентности, вас уже трясет - это фобия.

Сегодня известно порядка 600 разновидностей фобий. К самым распространенным относятся фобии пространства: клаустрофобия – страх закрытых пространств, агорафобия – страх открытых пространств и транспорта, страх высоты, страх глубины. Также часто встречаются страхи света, темноты, грязи, пауков, микробов и т.д.

Стимулом для фобии может быть все что угодно. В статье « » указано около 900 видов различных фобий.

То, что пугает большинство людей, скорее всего не является фобией. То, что других не пугает, в отличие от вас, скорее всего, является фобией. Общее правило в отношении фобий гласит: если что-то существует, то, вероятно, это может быть причиной того, что кто-то когда-то где-то придет от этого в ужас.

По данным исследований порядка 5% людей страдают фобиями. У женщин это самое частое психическое заболевание, у мужчин фобии стоят на втором месте по частоте. Как правило, фобиям чаще подвержены люди после 25 лет.

Фобии можно условно поделить на несколько групп:

Страхи пространства (открытого, закрытого, высоты, глубины)

В эту группу входят боязнь замкнутого пространства – клаустрофобия, боязнь открытого пространства – агорафобия, с которой тесно соприкасается также боязнь толпы – демофобия. Эти страхи, как правило, связаны с пережитыми неприятными переживаниями. Более всего подвержены таким страхам люди со слабой нервной системой.

Клаустрофобия часто развивается после перенесенной аварии, особенно это распространено в профессии шахтеров и подводников, но также может сформироваться и после того, как человек имел случай застрять в лифте.

Также к страхам пространства относятся боязнь высоты – акрофобия и страх глубины, он же боязнь воды – аквафобия. Страх высоты часто характеризуется головокружением и слабостью в ногах.

Социофобии

Социальные фобии – страхи, которые связанны с общественной жизнью. В эту группу входят, например, страх покраснеть , когда человек боится своей физиологической реакции на волнение в присутствии людей или страх совершить какое-либо действие, например, страх выйти в туалет . Известный в Средние века астроном, Тихо Браге, постеснявшись выйти во время пира из-за стола, умер от разрыва мочевого пузыря.

К наиболее распространенным социальным страхам относят страх сцены и страх публичных выступлений . По данным исследований, страх публичности стоит на втором месте после страха смерти, по силе пережитых ощущений.

Большинство социальных страхов не представляют больших трудностей в преодолении. В том числе страх сцены существенно снижается после регулярных тренировок и репетиций. Впрочем, многие популярные артисты признаются, что страх сцены не проходит даже спустя многие годы. Так ли важно пытаться от него полностью избавляться? Как сказала Алла Пугачева: «Когда я перестану бояться выходить на сцену, я перестану выступать» .

К социальным страхам также относится и страх познакомиться с понравившимся человеком противоположного пола , что является ничем иным как страхом быть отвергнутым. Но так ли это страшно на самом деле? Известная поговорка гласит: «Разочарование – слишком малая плата за возможное счастье».

Распространенным социальным страхом является страх потерять близкого человека , страх быть брошенным. В основе этого страха лежит заниженная самооценка, и негативный предшествующий опыт. Человек, которого уже однажды бросили, будет ждать, что это повторится вновь.

Особой женской фобией является боязнь секса , который связан с появлением заболевания . Этот страх может возникнуть как после реальной испытанной боли при половом акте, так и после услышанных рассказов, если женщина отличается повышенной мнительностью.

Страх людей

Фобия боязни людей называется антропофобией. Это социальный страх, который характеризуется желанием максимально отстраниться от людей. Чаще всего боязнь людей появляется в детстве в результате психической травмы из-за насилия, обиды, сильного испуга. Нередко главными виновными оказываются родители малыша. Из детского негативного переживания страх людей переходит во взрослый невроз.

Страх перед экзаменами

Этот страх также относится к социальным страхам. Он возникает от необходимости доказывать другим свою социальную самостоятельность, уровень интеллекта, физическую выносливость или материальное благополучие. Страх экзаменов может коснуться не только школьников, но также и студентов; водителей, при получении прав; хирурга, перед операцией; безработного, который проходит собеседование.

Типичные физические симптомы страха перед экзаменами – снижение аппетита, тревожность, дрожь в конечностях, учащенный пульс. Подобное состояние влияет на вегетативную регуляцию сердечно-сосудистой системы и повышение артериального давления. Кроме этого, нарушается баланс отделов вегетативной нервной системы.

Страх животных и насекомых

Большинству людей свойственна боязнь насекомых, в частности, боязнь пауков, которая называется арахнофобия. Как любой иррациональный страх он является отражением неприязни и брезгливости. К подобным страхам стоит отнести и боязнь змей. Если страх выходит за пределы нормы и принимает панические формы, то речь идет о психическом расстройстве, которое следует корректировать.

Страх клоунов

Боязнь клоунов называется коулрофобией и является современной фобией, получившей распространение всего 20-30 лет назад. Чаще всего фобия развивается в детстве, после встречи с клоуном. На ребенка производит пугающее действие яркая раскраска, неестественные эмоции и шумное поведение ряженого шута.

Образ клоуна-маньяка прочно закрепился в сознании людей, после экранизации романа Стивена Кинга «Оно». Однако переодетых преступников в масках клоунов можно встретить не только в кинематографе. В реальной жизни зафиксировано множество случаев бандитских и разбойных нападений, которые были совершены под прикрытием клоунского наряда.

Страх отверстий

Боязнь отверстий или по научному – трипофобия означает дискомфорт при виде скопления отверстий. Боязнь дырок и отверстий является в большей степени генетической. На подсознательном уровне человек определяет вид отверстий как опасный, сулящий серьезную угрозу. Известны случаи, когда сильную неприязнь вызывали такие безобидные на первый взгляд вещи как губка, пористый блин, поры на лице или сыр с дырками.

В случае когда человек испытывает сильные физические симптомы страха, такие как дрожь в конечностях, сползание кожи, тошноту, нервный зуд, головокружение или температуру, следует лечить заболевание у .

Страх заболеть

Этот вид страха особенно широко проявляется во время эпидемий. В этот период страдают все – одни от болезни, другие от страха заболеть. Даже в Средние века люди знали, что страх болезни только повышает риск заболеть и снижает шансы на выздоровление. В настоящее время исследования психологов подтверждают это. Позитивный настрой и оптимизм снижают риск заболеть во время вспышек заболеваний гриппом.

Страх смерти

Боязнь смерти – один из вечных страхов человека. Люди боятся смерти, потому что в человеке заложен древнейший инстинкт самосохранения. Кроме того, нас пугает неизвестность, которая ждет впереди.

Долгие размышления о смерти способны глубоко затронуть любого человека, а творческого даже вдохновить на написание произведения о смысле смерти. Только сильные духом способны рассуждать о смерти спокойно. Победить смерть значит перестать ее бояться. Понять, что смерть – это удел каждой жизни, мы все равны перед смертью. Однако тот человек, который принимает это знание спокойно, обретает истинную свободу.

Страх темноты

Боязнь темноты объясняется тем, что физиологически органы чувств человека плохо приспособлены к жизни в темное время суток. Вторая причина – это особенности работы нашего мозга, который при недостатке информации заполняет ее воображением и часто представляет опасность там, где ее нет. Третья причина – ослабление социального контроля ночью, что увеличивает соблазн совершать преступления именно в темное время суток. Читайте также:

Каждый здоровый человек способен испытывать естественный страх, заложенный в него природой как защитный механизм инстинкта самосохранения. Нормальный страх предупреждает человека о возможной опасности. Боязнь, не имеющая связи с инстинктом самосохранения, является надуманной и часто патологической. Фобии – это и есть патологические страхи с неадекватной реакцией.

В психиатрии их относят к навязчивым состояниям , отличающимися расстройствами мышления. Навязчивые состояния возникают помимо воли человека и, несмотря на то, что сам человек относится к ним критически, самостоятельно избавиться от них не способен.

Фобия – это навязчивый страх, который отличается четкой фабулой, упорным течением и сохранением у человека критического отношения к своему состоянию. Сохраненное сознание и отсутствие бреда являются признаками, которые дифференцируют фобии от серьезных психических расстройств (шизофрения, маниакально-депрессивный синдром).

Классификация

На сегодня специалистами зафиксировано и описано более 300 видов фобий. Существует несколько способов классифицировать фобические расстройства по определенному признаку. Например, классификация психиатра Карвасарского, составленная по фабуле страха, содержит восемь групп основных фабул.

  1. В первую группу входит боязнь пространства в различных ее проявлениях. Наиболее известные фобии этого типа – клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) и ее противоположный тип – агорафобия (боязнь открытых пространств). Клаустрофобия часто развивается у шахтеров, переживших обвал, подводников после аварии, у обычных людей после подобных ситуаций.
  2. Вторая группа – это социофобии. Эти виды панической боязни связаны с общественной жизнью: страх публичных выступлений, каких-либо действий на публике (к примеру, выйти из-за стола по нужде), боязнь покраснеть в присутствии окружающих. Сюда же относится боязнь «потерять» любимого человека.
  3. К третьей группе относятся нозофобия или страх перед возможностью чем-либо заболеть, который особенно обостряется в период эпидемий.
  4. Четвертая группа – это танатофобия или навязчивый страх смерти.
  5. Пятая группа включает боязнь разного рода сексуальных проявлений, например, коитофобия или паническая боязнь полового акта, свойственна в основном женщинам и сопровождается синдромом вагинизма.
  6. Шестая группа включает боязнь нанести вред себе или своим близким.
  7. Седьмая – «контрастные» фобии (к примеру, опасение благовоспитанного человека сделать что-то «непристойное» на публике).
  8. Наконец, восьмая группа – это фобофобии, боязнь самого чувства страха.

Более упрощенная классификация включает несколько основных типов:

  • детские, к которым относятся и социофобии,
  • подростковые, включающие боязнь пространства, танатофобию, нозофобию, интимофобию (боязнь мужчины заводить близкие отношения с женщиной, причем, не только интимные),
  • родительские – навязчивый страх родителей, что с их ребенком произойдет что-то плохое.

Для выявления фобий существуют специальные тесты. Если результат тестирования указывает на фобическую симптоматику, стоит проконсультироваться у психолога.

Список фобий

  • абаннумофобия - боязнь заброшенности
  • аблютофобия (аблутофобия) - боязнь умывания, купания, стирки или чистки
  • абортивуфобия - боязнь аборта, выкидыша
  • авиафобия - боязнь полетов в воздушных транспортных средствах
  • авидсофобия - боязнь быть превращенным в птицу
  • аврорафобия - боязнь полярного сияния
  • австралофобия - боязнь австралии, австралийцев, всего австралийского
  • автокинетофобия (амаксофобия, моторофобия, охофобия) - боязнь автомобилей, мотоциклов и т. д.
  • агиофобия - боязнь святынь
  • агирофобия (дромофобия) - боязнь улиц, пересекать улицу
  • агнософобия - боязнь неизвестности
  • агонофобия - боязнь изнасилования
  • агорафобия - боязнь пространства, открытых мест, площадей, толп людей, рынков
  • аграфобия (контрелтофобия) - боязнь сексуальных домогательств, секса
  • агризоофобия - боязнь диких зверей
  • аддицерофобия - боязнь дурной привычки
  • азиафобия - боязнь всего азиатского
  • аибофобия - боязнь палиндромов
  • айлурофобия (галеофобия, гатофобия) - боязнь кошек
  • айхмофобия - боязнь острых предметов
  • акарофобия - боязнь клещей
  • аквафобия - боязнь воды, утопления, см. гидрофобия
  • аккультурафобия - боязнь ассимиляции
  • аклиофобия - боязнь глухоты
  • аконсциусиофобия - боязнь впасть в беспамятство
  • акротомофобия - боязнь ампутации
  • акрофобия - боязнь высоты
  • акусапунгерефобия - боязнь акупунктуры
  • акустикофобия (лигирофобия, фонофобия) - боязнь громких звуков
  • алгофобия - боязнь боли
  • алекторофобия - боязнь петухов
  • алкефобия - боязнь оленей
  • аллиумофобия - боязнь чеснока
  • аллодоксофобия - боязнь противоположного мнения
  • альбуминурофобия - боязнь заболеваний почек
  • альтокальцифобия - боязнь туфель, обуви на каблуках
  • амаксофобия - боязнь вагонов
  • амаруфобия - боязнь горечи
  • аматофобия - боязнь пыли
  • амаурофобия - боязнь слепоты
  • амбулафобия - боязнь движения тела
  • америфобия - боязнь всего американского
  • амихофобия - боязнь почесывания
  • амнезиофобия - боязнь амнезии
  • анаблепофобия - боязнь смотреть вверх
  • анастеэмофобия - боязнь разницы в росте
  • англофобия - боязнь всего английского
  • ангрофобия - боязнь разгневаться самому, гнева
  • андромиметофобия - боязнь женщин, подражающих мужчинам
  • андрофобия - боязнь мужчин
  • андротиколобомассофобия - боязнь мужских ушей
  • анекофобия - боязнь бездомности
  • анемофобия - боязнь ветра
  • аниматофобия - боязнь мультипликационных персонажей
  • анкилофобия - боязнь неподвижности суставов
  • антикофобия - боязнь антиквариата
  • антлофобия - боязнь наводнения
  • антофобия - боязнь цветов
  • антропофобия - боязнь людей или компании людей, форма социальной фобии
  • ануптафобия - боязнь холостого образа жизни
  • апейрофобия - боязнь бесконечности
  • апифобия - боязнь пчёл, ос; частный случай зоофобии
  • апокалипсофобия - боязнь конца света
  • апотемнофобия - боязнь ампутации
  • аппробарефобия - боязнь одобрения
  • арахибутирофобия - боязнь арахисового масла (в том числе того, что оно прилипнет к нёбу)
  • арахнофобия - боязнь пауков; частный случай зоофобии
  • аргентофобия - боязнь серебра
  • арипофобия - боязнь чистоты
  • арканофобия - боязнь магии
  • арктофобия - боязнь плюшевых игрушек
  • аркусофобия - боязнь арок
  • арсонофобия - боязнь поджога
  • ассиметриофобия - боязнь ассиметрии
  • астенофобия - боязнь слабости
  • астрафобия - боязнь звездного неба
  • астрологиофобия - боязнь астрологии, астрологов
  • асфиксиофобия - боязнь самоудушения
  • асцендарофобия - боязнь подъемов
  • атазагорафобия - боязнь забвения со стороны других
  • атаксиафобия - боязнь атаксии
  • атаксиофобия - боязнь беспорядка
  • атанфобия - боязнь овса
  • ателофобия - боязнь несовершенства
  • атефобия - боязнь разрушения
  • атихифобия - боязнь совершить ошибку, потерпеть неудачу
  • атомософобия - боязнь атомной энергетики и ядерной войны
  • аукторитофобия - боязнь представителей власти
  • аулофобия - боязнь духовых инструментов
  • аурофобия - боязнь золота
  • аутизмофобия - боязнь аутизма (а также синдромов Аспергера и Туретта)
  • аутоассассинофобия - боязнь самоубийства
  • аутогонистофобия - боязнь съемки на камеру
  • аутодисомофобия - боязнь запаха собственного тела
  • аутомисофобия - боязнь загрязнить свое тело
  • аутофобия - боязнь самого себя
  • ауранжефобия - боязнь оранжевого цвета
  • афефобия - см. гаптофобия
  • афронемофобия - боязнь иррационального мышления
  • афрофобия - боязнь всего африканского
  • ахлуофобия - боязнь темноты, см. никтофобия
  • ацерофобия - боязнь кислоты
  • ацидусригарефобия - боязнь кислотного дождя
  • аэроакрофобия - боязнь открытых пространств на высоте
  • аэронаусифобия - боязнь воздушной болезни
  • аэро поллуэрефобия - боязнь загрязнения воздуха
  • аэрофобия - боязнь полетов, а также воздуха
  • аэроэмфиземофобия - боязнь кессонной болезни
  • аэсофобия - боязнь меди
  • аэтатемофобия - боязнь старения
  • батеофобия - см. акрофобия
  • белонофобия - см. айхмофобия
  • бронтофобия - боязнь грома, см. астрафобия
  • верминофобия - боязнь бактерий, микробов, заразиться
  • веспертилиофобия - боязнь летучих мышей
  • вомитофобия - см. эметофобия
  • галеофобия, гатофобия - см. айлурофобия
  • галитофобия (англ.) - боязнь неприятного запаха изо рта
  • гаптофобия (афефобия, гафефобия, гафофобия, гапнофобия, гаптефобия, тиксофобия) - боязнь прикосновения окружающих людей
  • гексакосиойгексеконтагексафобия - страх числа 666
  • гелиофобия (англ.) (гелеофобия) - боязнь солнца, солнечного света
  • гелотофобия - страх оказаться объектом юмора, насмешек
  • гемофобия (гематофобия, гемафобия) - боязнь крови
  • генофобия (англ.), коитофобия - страх секса, сексуальных контактов
  • геронтофобия (гераскофобия) - страх или ненависть к пожилым людям или собственному старению
  • гермофобия - см. мизофобия
  • герпетофобия - боязнь рептилий, пресмыкающихся, змей; частный случай зоофобии
  • гетерофобия - боязнь противоположного пола
  • гефирофобия - боязнь мостов
  • гидрозофобия - боязнь вспотеть
  • гидрофобия (аквафобия) - боязнь воды, сырости, жидкостей
  • гилофобия (ксилофобия, никтогилофобия, хилофобия) - боязнь леса, заблудиться в лесу
  • гимнофобия (англ.) - боязнь наготы
  • гинекофобия (англ.) (гинефобия, гинофобия) - боязнь женщин
  • гипенгиофобия - боязнь взять на себя ответственность
  • гиппофобия - боязнь лошадей; частный случай зоофобии
  • глоссофобия (пейрафобия) - боязнь публичного выступления
  • гнозиофобия (эпистемофобия) - боязнь знания/познания
  • гомофобия - боязнь и, как следствие, неприятие и негативная реакция на проявления гомосексуальности
  • гоплофобия (хоплофобия) - боязнь оружия
  • гравидофобия - боязнь встречи с беременной, беременности
  • демофобия (охлофобия) - боязнь скопления людей, толпы
  • дентофобия (одонтофобия) - боязнь стоматологов, лечения зубов
  • децидофобия - боязнь принимать решения
  • дисморфофобия - боязнь физических недостатков в собственной внешности
  • дромофобия - см. агирофобия
  • зоофобия - боязнь животных
  • иатрофобия - см. ятрофобия
  • инсектофобия - боязнь насекомых; частный случай зоофобии
  • канинофобия - боязнь собак
  • канцерофобия (карцинофобия, кацерофобия) - боязнь заболеть раком, злокачественной опухолью
  • катагелофобия - боязнь насмешки
  • кераунофобия - боязнь молний, см. астрафобия
  • кинофобия - боязнь собак
  • клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства
  • клептофобия - боязнь украсть, либо страх быть обокраденным
  • климакофобия (климактофобия) - боязнь ходьбы по лестнице, лестниц
  • коитофобия - см. генофобия
  • контрелтофобия - см. аграфобия
  • копрофобия - боязнь фекалий
  • коулрофобия (англ.) - боязнь клоунов
  • ксенофобия - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному
  • ксилофобия - см. гилофобия
  • лигирофобия - см. акустикофобия
  • логофобия (вербофобия) - страх говорить публично или с незнакомыми людьми
  • мегалофобия - боязнь больших (огромных, гигантских) предметов/объектов
  • мизофобия (гермофобия) - боязнь заразиться инфекционным заболеванием, грязи, прикосновения к окружающим предметам
  • мирмекофобия - боязнь муравьев; частный случай зоофобии
  • мониторофобия - боязнь наблюдения, слежки
  • некрофобия - боязнь трупов и похоронных принадлежностей
  • неофобия (англ.) - боязнь нового, перемен
  • никтогилофобия - см. гилофобия
  • номофобия - боязнь остаться без мобильного телефона, без связи
  • нозофобия (англ.) - боязнь заболеть
  • нозокомефобия (англ.) - боязнь больниц
  • никтофобия (англ.) (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) - боязнь темноты, ночи
  • одонтофобия - см. дентофобия
  • ойкофобия (англ.) - боязнь дома, возвращения домой
  • омнибусофобия - боязнь автобусов
  • осмофобия (англ.) - боязнь телесных запахов
  • орнитофобия - боязнь птиц и их перьев; частный случай зоофобии
  • офидиофобия (англ.), или офиофобия - боязнь змей; частный случай герпетофобии
  • охлофобия - боязнь толпы, см. демофобия
  • панфобия (англ.) (панафобия, панофобия, пантофобия) - боязнь всего или постоянный страх по неизвестной причине
  • парурез - боязнь мочеиспускания на людях
  • педиофобия (англ.) - боязнь кукол
  • педофобия - любой навязчивый страх детей или имитирующих их изделий
  • пейрафобия - см. глоссофобия
  • пирофобия - боязнь огня, пожаров, гибели от огня
  • полициофобия - боязнь полицейских
  • пнигофобия - боязнь удушения
  • радиофобия - боязнь радиации
  • ранидофобия - боязнь лягушек
  • реектофобия - боязнь получить отказ
  • рипофобия - боязнь грязи
  • родентофобия - боязнь крыс
  • селахофобия - боязнь акул
  • скелерофобия - боязнь плохих людей
  • сколецифобия - боязнь червей, заразных насекомых; частный случай зоофобии
  • скопофобия (англ.) (скоптофобия) - боязнь пристального разглядывания другими
  • скотофобия - см. никтофобия
  • сомнифобия - боязнь спать
  • социофобия - боязнь общества, контактов, неловкого поведения в обществе, оценки окружающими
  • спектрофобия (англ.) - 1) боязнь призраков
  • спектрофобия - 2) то же, что эйсоптрофобия
  • танатофобия (англ.) - боязнь смерти
  • тафофобия - боязнь быть погребенным заживо, похорон
  • телефонофобия (англ.) - боязнь телефона, ожидания телефонного звонка
  • терророфобия - боязнь терроризма
  • тетрафобия - боязнь числа 4
  • тиксофобия - см. гаптофобия
  • токофобия (малевзиофобия) - страх перед родами
  • тонитрофобия - см. астрафобия
  • травматофобия (англ.) - боязнь травмы
  • трансфобия - боязнь и, как следствие, неприятие и негативная реакция на проявления трансгендерности
  • трипанофобия (англ.) - боязнь игл и уколов
  • трипофобия - страх перед кластерными отверстиями (не признана в Диагностической Американской Психиатрической Ассоциации).
  • трискаидекафобия (тердекафобия) - боязнь числа 13
  • трихофобия (англ.) - боязнь попадания волос в пищу, на одежду, на поверхность тела
  • фагофобия (англ.) - боязнь глотания, подавиться пищей
  • фармакофобия - боязнь лечиться, принимать лекарства
  • фелинофобия - боязнь кошек
  • филофобия (англ.) - боязнь влюбиться
  • фобофобия (фобиофобия) - боязнь фобий (страхов), появления симптомов страха, боязнь испытать испуг
  • фонофобия - см. акустикофобия
  • фриггатрискаидекафобия - см. параскаведекатриафобия
  • хилофобия - см. гилофобия
  • хемофобия - боязнь химии
  • хоплофобия (гоплофобия) - боязнь оружия
  • хронофобия - боязнь времени
  • эйсоптрофобия (спектрофобия) - боязнь собственного отражения в зеркале
  • эклуофобия - см. никтофобия
  • эметофобия (англ.) (вомитофобия) - боязнь рвоты
  • энтомофобия - боязнь насекомых
  • эргазиофобия (англ.) - боязнь оперировать (у врачей-хирургов)
  • эргофобия (англ.) - боязнь работать, совершать какие-либо действия
  • эремофобия - боязнь одиночества
  • эритрофобия (англ.) - боязнь покраснения лица (боязнь покраснеть на людях)
  • эротофобия - боязнь секса или вопросов о сексе
  • эфебифобия - боязнь подростков
  • ятрофобия - боязнь врачей

Механизмы появления фобий до конца не исследованы, но известны категории людей, предрасположенных к их развитию. Значительная роль отводится генетическому фактору. Более, чем в 80% случаев фобические расстройства возникают у детей, чьи родители сами отличаются тревожностью и в процессе воспитания невольно формируют у ребенка восприятие мира, как опасной среды. То есть, преимущественно фобии порождаются семьей и устойчиво поддерживаются ею.

Склонны к фобиям, как правило, эмоционально чувствительные типы людей с богатым воображением. Установлено, что в основной массе панические страхи провоцируются одним единственным случаем, когда возникла опасная (или мнимо опасная) ситуация.

Однажды пережив такую «страшную» ситуацию, испытав паническую атаку , люди всячески стараются не допустить повторения этого. В результате такого культивирования негативных воспоминаний и образов развивается заболевание.

Зачастую выясняется, что пугает человека уже не сам объект боязни, а собственно переживание страха и ужасные и мучительные ощущения, которые он испытывает во время приступа. Люди могут страдать иногда годами и не знать, что выход из ситуации достаточно простой.

Интересно, что в пожилом возрасте страхи встречаются крайне редко, к этому периоду люди, как правило, их изживают. Зарождаясь в детстве или юности, панические явления продолжаются (если их не лечить) до 45-50 лет. Более подвержены им женщины – в 65% случаев, что можно объяснить влиянием гормонального фактора. После 50 лет фобические расстройства ослабевают и исчезают вовсе.

Признаки

Основным признаком фобий является навязчивое избегание ситуаций, которые провоцируют чувство страха и наступление приступа или панической атаки. Такой приступ легко распознается по следующим симптомам:

  • спазмы в горле и удушье,
  • учащенное сердцебиение,
  • слабость и оцепенение во всем теле,
  • предчувствие обморока,
  • обильный холодный пот,
  • ощущение ужаса,
  • дрожь в теле,
  • расстройство желудка, возможна рвота,
  • чувство потери контроля над телом, оно становится «не своим»,
  • ощущение, будто сходишь с ума.

Наличие четырех симптомов из данного списка может свидетельствовать о развившейся фобии.

Для фобической ситуации характерно не контролируемое разрастание страха по мере разрастания опасности в воображении человека. Он все глубже сосредотачивается на неприятных ощущениях, вызванных фобической реакцией, не пытаясь переориентировать себя на то, что может успокоить. Паническое состояние настолько мучительно, что заставляет больного избегать любых стимулов (слов, воспоминаний, образов), способных спровоцировать фобическую реакцию. Нередко обнаруживается, что симптомы ослабевают или исчезают совсем в присутствии близкого человека, вызывающего доверие.

Лечение

Основное лечение фобий – психотерапия. Методов психотерапии существует несколько: когнитивно-бихевиоральная терапия, поведенческая терапия, гипноз, систематическая десенсибилизация, гештальтпсихология, методики релаксации и аутотренинга. Выбор методики подбирается индивидуально в процессе беседы врача с пациентом. Причем выявление причины заболевания считается половиной успеха в лечении. Главной целью терапии является формирование у человека способности встречаться с фобической ситуацией лицом к лицу и существовать в ней, не теряя самообладания, убедить его на опыте (не методом умственных заключений), что в действительности эта ситуация для него совсем не опасна.

Метод погружения пациента в реальную фобическую ситуацию – метод когнитивно-поведенческой терапии, – признан наиболее эффективным. Он позволяет восстановить более реалистичные и естественные способы реагирования на источник фобии, повысить чувство реальности и снизить уровень страха.

Врач вооружает страдающего фобией человека набором психологических инструментов, которые помогут ему в работе над собой.

Применение лекарственной терапии при легких формах фобий не оправданно и не эффективно. Кроме того, существует риск формирования у пациента лекарственной зависимости от психотропных препаратов. Поэтому медикаментозное лечение используется только в случаях панических атак или острых приступах фобий, когда без их помощи трудно обойтись.

Как помочь себе самостоятельно

Преобладающее большинство случаев доказывает, что при верном подходе к проблеме страхи исчезают навсегда. Постоянные попытки уклоняться от встречи с источником фобий только усугубляют болезнь и способствуют ее прогрессированию. Выход в том, чтобы проявить смелость, пойти навстречу страху и дать ему «накрыть» себя. И ничего плохого не случится. Тогда мозг начнет, условно выражаясь, понимать, что нет необходимости активировать механизм страха в данной ситуации, поскольку реально она не опасна. Ведь за всю историю изучения фобий не зафиксировано случая, чтобы приступ панической атаки нанес явный вред здоровью человека.

Ниже представлен видеоблог о психологии страхов: