Безработица инвалидов причины и методы. Положение инвалидов на рынке труда. Почему инвалидов не берут на работу

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

  • Из 12,8 миллионов инвалидов, проживающих в России, работу имеют лишь 600 тысяч, несмотря на то, что трудоспособными признаны более 2 миллионов россиян с ограниченными возможностями.

    Эксперты считают, что на самом деле трудоспособных инвалидов в стране намного больше, и из-за их невключенности в экономику бюджет ежегодно теряет около полумиллиарда рублей.

    В пятницу в Сочи вслед за Олимпийскими играми открылась Паралимпиада. Спорт — важный способ самореализации людей с ограниченными возможностями, однако не главный.

    Более распространенным является обычное трудоустройство — к тому же это позволяет заработать дополнительные деньги в придачу к тем 15 тыс. рублей, которые российские инвалиды в среднем получают от государства в месяц.

    В то время как безработица среди обычных россиян по итогам 2013 года рекордно низкая (на уровне 5,5%), то безработица среди трудоспособных инвалидов рекордно высокая: порядка 70%.

    Другими словами, лишь 4,6% всех россиян с инвалидностью имеют работу. Для сравнения, в Великобритании, по некоторым данным, трудоустроены 40% людей с инвалидностью, в США — 24%.

    По мнению опрошенных Би-би-си экспертов, главной причиной такого положения дел является политика государства: несмотря на серьезные подвижки в этой сфере, некоторые принципиальные решения по-прежнему не приняты.

    Спасительный госзаказ

    «В 1991 году на предприятиях Всероссийского общества слепых работало больше 50 тыс. незрячих, сейчас работает 6 тыс. по всей России», — рассказывает Константин Лапшин, сотрудник аппарата управления Всероссийского общества слепых.

    Резкое ухудшение ситуации произошло после распада СССР, говорит он: по трудоустройству инвалидов страна до сих пор не может выйти на показатели советского времени.

    Главной причиной кризиса в этой сфере, по его мнению, стала отмена системы государственных заказов. Электропроводка, собранная на предприятиях для слепых, стоит дороже, чем китайская продукция. В условиях открытой конкуренции подобные предприятия проигрывают.

    Чтобы спасти их, считает Лапшин, им необходимо вернуть статус учебно-производственных предприятий, утраченный с распадом СССР: вернуть им льготы, широкие полномочия, возможности по собственному строительству.

    Если трудоустроить те миллионы российских инвалидов, которые сейчас хотели бы, но не могут найти работу, бюджет страны, по оценкам некоторых специалистов, мог бы получить до 530 млн рублей (14,6 млн долларов).

    Чиновники без ответа

    Другая проблема, препятствующая развитию этого рынка, — отсутствие прямых ответственных лиц в федеральных ведомствах, говорят эксперты.

    Указ президента под номером 597, предписывающий, в частности, создавать в России 14,2 тыс. рабочих мест для инвалидов в год, существует, однако отвечать за его исполнение некому.

    При министерстве труда и социальной защиты есть два «почти профильных» департамента: Департамент по делам инвалидов и Департамент по занятости. Каждый из них ведает широким кругом вопросов, но непосредственно занятостью инвалидов напрямую не занимается никто.

    «Сейчас вклад инвалидов в экономику действительно небольшой», — соглашается руководитель общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза (американка, живущая в России уже 25 лет).

    Однако, по ее словам, с каждым годом становится все больше бизнесменов, готовых трудоустраивать инвалидов на уже имеющиеся на их предприятиях места. Впрочем, речь идет именно об уже существующих вакансиях, а не о специально создаваемых рабочих местах.

    Фиктивные работодатели

    Разница здесь принципиальная, поскольку это два диаметрально противоположных и взаимодополняющих метода трудоустройства инвалидов: «защищенная занятость» и так называемый инклюзивный подход.

    Специализированные предприятия для слепых, о которых говорил Константин Лапшин, относятся к «защищенной занятости»: этот метод применим для «тяжелых» инвалидов, которых не хотят брать на работу никуда.

    Инклюзивный метод, который имела в виду Денис Роза, предполагает трудоустройство в обычных компаниях, где для инвалидов оборудуются рабочие места.

    В Москве, рассказывает директор Центра содействия занятости инвалидов Дмитрий Касаткин, действует программа, по которой из бюджета выделяются деньги компаниям, берущим на работу инвалидов. В рамках еще одной программы инвалидам, устроившимся на предприятия с заработной платой до 5 тыс. рублей, городской бюджет доплачивает 8 800 рублей.

    «В прошлом году Департамент труда и занятости населения Москвы бойко отчитался, кажется о 8-9,5 тысячах трудоустроенных его стараниями. Однако в реальности эта цифра намного меньше», — сетует Касаткин.

    «Когда нет работы, ничего не интересно»

    Проблема в том, что работодатели зачастую устраивают инвалидов фиктивно, получая при этом гарантированные законом льготы, поясняет эксперт.

    Когда приходит проверка, инвалидов вызывают на работу, устраивают спектакль перед комиссией, после дают им какие-то деньги — и на этом история с трудоустройством инвалидов кончается.

    «Из 12 компаний, работу которых я проверял и где по документам работает 600 человек, реально работали 15 человек», — говорит он.

    При этом нельзя отрицать, замечают собеседники Би-би-си, что российские власти не игнорируют проблему. Например, на всероссийскую программу «Доступная среда», в рамках которой власти пытаются сделать городскую среду комфортной для инвалидов (те же автобусы с низкой посадкой) с 2011 года вложено 180 млрд рублей.

    Однако у многих представителей сообщества людей с ограниченными возможностями в России возникает ощущение, что власть принимает решения у них за спиной, не посоветовавшись с ними.

    Между тем работа для инвалидов — не столько способ зарабатывания денег, сколько способ почувствовать себя полноценными людьми, говорит Дмитрий Касаткин.

    «Когда у человека-инвалида нет возможности работать, зарабатывать, самореализовываться, то все остальное ему не интересно. Я смотрю по нашим молодым ребятам, которые хотя бы где-то как-то работают: им чаще всего интересно съездить куда-нибудь отдохнуть, сходить на концерт. А ребята, которые не работают и не учатся, им это все совсем уже не интересно», — замечает он.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере Волгоградской области

    Аннотация

    В данной статье исследуется проблема безработицы среди молодых инвалидов. Трудоустройство молодых инвалидов является очень актуальной темой для России, особенно потому, что они часто оказываются в социально-опасном положении. Кроме того, рассматривается зарубежный опыт социальной работы, применение различных художественно-творческих технологий. Более того, представлены задачи, которые позволят улучшить социальное положение молодых инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения города Волгограда.

    Ключевые слова: безработица, инвалиды, молодежь, социальная профилактика, технология социальной работы

    Актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими изменениями современной России. В последнее время уровень безработицы постоянно увеличивается. Об этом сообщают исследования территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Численность безработных в Волгоградской области равна 80,4 тыс. человек в 2012 г., а в 2013 г. - 89,1 тыс. человек. В среднем за год уровень безработицы населения в Волгоградской области повысился с 6 % в 2012 г. до 6,7% в 2013 г. Безработица представляет собой социальную проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека, а так же на человека с ограниченной трудоспособностью. Положение безработицы особенно опасно для такой категории населения. Как показывают социологические исследования число граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы на 2014 г. составляет 170864 человек. Эти данные показывают, что для современной России необходимо решение такой проблемы, как безработица среди молодых инвалидов.

    Проблема трудоустройства коснулась населения всех возрастных и социальных групп. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей носит исключительно негативные социальные последствия. Среди этих последствий рост числа самоубийств, уменьшение средней продолжительности жизни, ухудшение отношений в семье, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались молодые инвалиды. Большинство из них находятся в состоянии стресса и напряжения.

    Технологии социальной работы с молодыми инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации .

    Существует ряд технологий, которые используют при работе с молодыми инвалидами. Среди них особое место занимает социальная профилактика. Важным подспорьем в изучении данной проблемы и особенностей социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов являются исследования: Н.Ф. Басова, Е.Р.Ярской-Смирновой, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.

    Анализ научной литературы позволил выявить сущностные характеристики основных понятий, используемых в работе. Опираясь на исследования М.В. Фирсова, под социальной профилактикой мы понимаем системное и своевременно предпринимаемое воздействие на объект с целью предупреждения возможных социальных проблем и сохранения его уровня и качества жизни.

    Кроме того, анализируя зарубежный опыт социальной работы, мы рассмотрели практический опыт применения художественно-творческих технологий. Можно отметить, что это направление предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. В основе этих технологий - качественное преобразование клиента или группы в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала человека, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.

    Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся адаптация, социализация, коммуникация, интеграция и т.д. Большую ценность представляют так же практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональных и профессиональных сферах, например в постановке спектакля, разработке и реализации сценария, рисовании, лепке, музыкально-драматической деятельности и многое другое .

    Социальная профилактика средствами художественно-творческой деятельности создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающиеся на приоритетных принципах морали и законности. Реализация того или иного художественного творчества может иметь и терапевтический эффект, он выступит лишь как дополнительный эффект совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента. В том числе, приоритетным является социальный эффект, выражающийся в раскрытии и активизации внутренних ресурсов клиента, для стимулировании процесса социальной коммуникации, что на практике позволяет реализовать основной принцип социальной работы - «помощь для самопомощи».

    Приведенные выше актуальность проблемы и определение понятий «социальная профилактика», «художественно-творческие технологии» позволяют разработать и внедрить технологию социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на базе ГКУ Центра занятости населения города Волгограда. В рамках технологии социальной профилактики использовались следующие методы исследования:

    Метод информирования;

    Письменный опрос: анкетирование;

    Метод консультирования;

    Художественно-творческий метод.

    Основная цель технологии социальной профилактики - предотвращение возможных нарушений прав молодых инвалидов со стороны государственных органов и работодателей. Обучение данной технологии выступает одной из наиболее результативных программ активной политики занятости населения. Ее высокая эффективность обусловлена тем, что владение технологией поиска работы позволяет воздействовать на все факторы, определяющие возможность трудоустройства: напрямую на личную готовность безработного и навыки успешного взаимодействия с работодателем, и косвенно - на профессиональный потенциал. Обучение данной технологии ведется через различные формы работы. Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные клубные программы и т.п. Выбор формы работы определяется конкретной ситуацией клиента, которую предстоит решить для успешного трудоустройства.

    Метод информирования молодых инвалидов и обучение технологии поиска работы предполагает, с одной стороны, помощь клиенту в планировании действий, необходимых для скорейшего достижения результата - решения проблемы безработицы, с другой стороны - создание возможности для отработки навыков, умений, определения и корректировки личностных особенностей и мотивации, обуславливающих успешность деятельности по поиску работы.

    На организационно-подготовительном этапе нами была решена следующая задача: определить группу лиц, на которых будет направлена социально-профилактическая работа. Сформированная группа социально-профилактического процесса состояла из 18 человек. Величина группы зависела от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание и т.п.), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе форм и методов профилактической работы с молодыми инвалидами.

    Диагностический этап направлен на выявление уровня качества жизни молодого инвалида и его уровня мотивации к профессиональной деятельности. Мы разработали анкету для сбора необходимой информации о молодом инвалиде: финансово-материальное положение, здоровье и самочувствие, профессиональные интересы.

    Нами было опрошено 18 инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Лица женского пола составили 72% респондентов, мужского - 28%. Средний возраст опрошенных составил 25 лет. По результатам анкетирования 73% оценивают состояние своего финансово-материального положения как неудовлетворительное, 20% как удовлетворительное и у 7% средний уровень доходов. В опрошенной группе отсутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к I группе, 8% имели II группу инвалидности, а 92% III группу. На вопрос о профессиональных интересах было предложено написать собственный вариант ответа. Респонденты выделяли следующие специальности/профессии: массажист, кладовщик, группу специальностей в сфере обслуживания, а так же работу на дому и т.п.

    Следующим этапом социальной профилактики безработицы являлся просветительский, основная цель которого заключалась в консультации молодых инвалидов по вопросу трудоустройства. Посредством успешной информации об условиях современного рынка труда, о количестве предоставляемых квот по рабочим местам на предприятиях, организациях города, о правах молодого инвалида мы изготовили и выпустили с группой молодых инвалидов авторский информационный буклет на тему «Ты должен знать».

    Заключительный этап направлен на включение молодых инвалидов в формы творческой деятельности. В качестве основных художественно-творческих средств на данном этапе выступали: информационные буклеты, плакаты и стенды. Кроме того, в группе была проведена художественно-творческая мастерская «Сладкие тюльпаны из гофрированной бумаги» в стиле хендмейд. Приобретенные полезные навыки художественно-творческой деятельности молодые инвалиды могут использовать как средство благотворительности и как продукт дополнительного заработка. Данная мастерская обеспечивает возможность в раскрытии внутреннего потенциала, а также помогает клиентам в снятии стресса, напряжения.

    Таким образом, для эффективной социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов особенно важно использовать комплекс методов и форм социальной работы. Методы, которые мы использовали в работе, а именно: метод информирования, метод консультирования, художественно-творческий метод и др. помогли клиентам обучиться новым навыкам, которые в дальнейшем помогут им успешно действовать в трудоустройстве. В современной России повышаются требования к специалистам, они должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью. Отметим, что особенность социальной профилактики безработицы с молодыми инвалидами заключается в предупреждении возникновении обстоятельств, а именно в предупреждении безработицы, которая ведет к социальным отклонениям. В соответствии с этим мы считаем важным проведение социально-профилактических мероприятий с молодыми инвалидами. Уникальной является социально-профилактическая работа средствами художественно-творческой деятельности.

    безработица инвалид социальный творческий

    Библиографический список

    1. Басова В. М., Веричева О. Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация// Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.-практ. конф., 11-14 ноября. 2013 г. / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2013. 448 с.

    2. Терелянская Е.В. Художественно-творческие методы в социальной работе: аспекты технологизации// Социальная работа: художественно-творческие методы и технологии: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 13-16 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, Е.В. Терелянской. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - 180 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные понятия, определения и теоретические аспекты социализации молодых инвалидов. Повышение уровня социальной зрелости общества. Официальная социальная политика в Российской Федерации. Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир.

      дипломная работа , добавлен 24.07.2012

      Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

      дипломная работа , добавлен 17.12.2014

      Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2011

      Современное состояние инвалидности молодых людей с нарушением интеллекта. Анализ и обобщение опыта социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов в общество. Анализ работы социально-трудового отделения на базе ГБУ "ЦСРИ и ДИ Невского района".

      дипломная работа , добавлен 21.07.2014

      Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

      контрольная работа , добавлен 25.02.2011

      Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Функция оживляющего посредника социальной жизни общества. Уровень безработицы среди молодых людей. Роль социальных служб в решении молодежных проблем.

      курсовая работа , добавлен 22.10.2012

      Рост числа инвалидов среди трудоспособного населения в Челябинской области. Инвалиды как объект социальной защиты. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты. Содержание деятельности специалиста по социальной работе.

      дипломная работа , добавлен 26.08.2012

      Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".

      дипломная работа , добавлен 14.03.2015

      Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

      реферат , добавлен 16.01.2009

      Современные направления социальной реабилитации детей-инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Систематический анализ реабилитационных методик проведения досуга детей в Волгоградской области.

    Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

      осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального окружения;

      сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;

      правовая помощь при трудоустройстве инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;

      консультации юриста.

    Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:

      Использование наглядных пособий

      Мини-лекция, сообщение

      Методика вопросов и ответов

      Мозговой штурм

      Дискуссии.

      Работа в малых группах

      Обсуждение конкретных случаев

      Интервью

      Разминки

      Ролевая игра

      Демонстрация

      Моделирование реальной ситуации

      Скетч, сценка

    Два основных направления:

    оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу.

    В задачу социально-медицинской работы входят:

      психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности трудоустройства;

      трудовая реабилитация и определение его реабилитационного потенциала;

      составление карт комплексной реабилитации инвалида;

      проведение диагностических мероприятий;

      организация необходимой консультативной помощи специалистов.

    Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

    Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:

    1. В какой области и по какой специальности хотелось бы работать?

    2. Есть ли соответствующее образование и опыт работы?

    3. Нужно ли получить дополнительное образование для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?)

    4. Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором будет комфортно работать?

    5. Какой график работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни?

    6. Работа на дому обязательно, возможно часть работы делать на дому, работа исключительно вне дома?

    7. Сколько времени инвалид готов тратить на дорогу на работу и с работы? Каким общественным транспортом готов каждый день пользоваться?

    8. Какая заработная плата будет наиболее приемлема?

    В настоящее время специалисты все больше склоняются к тому, что остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена исключительно на профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. Особенность отделения должна состоять в том, что специалисты в отделении проводят целенаправленную профессиональную подготовку и содействуют трудоустройству и занятости инвалидов в комплексе с психологическими и медицинскими мероприятиями. Необходимо так же укреплять взаимодействие государственных и общественных структур.Это позволитускорить процесс помощи нуждающимся инвалидам и сделает работу государственных органов более прозрачной.

    Глава 2. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и пути их решения.

    2.1 Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска

    Общее число инвалидов среди взрослого населения составило 10, 3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста было 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа). Представленные данные свидетельствуют о том, что в населении накапливаются инвалиды трудоспособного возраста вследствие болезней системы кровообращения, а также вследствие психических расстройств, травм, болезней нервной системы и других внешних воздействий, где естественная убыль (смертность небольшая). Далее изучена социально-гигиеническая характеристика общего контингента инвалидов трудоспособного возраста. Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Более детально изучена возрастно-половая структура. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом.

    По информации Департамента социальной защиты населения, в нашем регионе почти 134 тысячи человек. Из них 3,9 тысяч - инвалиды по зрению, 1,3 тысячи - по слуху, 1,4 тысячи человек прикованы к коляскам.

    На базе нескольких организаций (Центра Занятости Населения Ульяновского Городского Отдела по Засвияжскому району (адрес: г. Ульяновск, ул. Орская, д.1); Управления Департамента Социальной Защиты Населения Ульяновской Области по Засвияжскому Району г. Ульяновска (адрес: г. Ульяновск, просп. 50 лет ВЛКСМ, д. 22А); Ульяновской городской общественной организации "Центр по защите прав потребителей" (адрес: г. Ульяновск, ул. Белеля, д. 34), Общественной приемной Депутата Ульяновской Городской Думы четвертого созыва Калёнова Г.В. (адрес: г. Ульяновск, ул. Автозаводская, д. 31, каб. 101), Общественной приемной Председателя Партии "Единая Россия" В.В. Путина в Ульяновской области (адрес: г. Ульяновск, ул. Ленина, д.146.) ) было проведено исследование – анкетирование, касающееся проблем занятости инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и путей их решения.

    На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

    Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы (и не только в этом) и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

    Социальный факт - люди с ограниченными возможностями трудоспособны.

    Социальная проблема – противоречие между тем, что государство и общественные организации оказывают поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

    Исследовательская проблема - знание о том, что среди инвалидов есть трудоспособные, и незнание, почему большинство трудоспособных людей с ограниченными возможностями нетрудоустроено.

    Таким образом, в процессе исследования необходимо выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве; определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве; описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов; выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенным инвалидом; определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенным инвалидом; исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту; определить места желаемого трудоустройства инвалидов; исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве; очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве; описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам.

    При этом следует учитывать следующие исходные данные.

    В анкетировании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет. Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин.

    Из них инвалидов:

    I группы 16,1 %

    II группы 56, 1%

    III группы 27,8 %

    Главной целью анкетирования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

      ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

      несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

      их отношением к работе;

      способностью адаптации в коллективе;

      знанием прав в области трудового законодательства

      иные вопросы

    В результате анкетирования при ответе на вопрос "Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?" выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы. Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места их жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все. Из 264 ответивших на этот вопрос – 81 человек (диаграмма 1) назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 анкетируемых указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность", 18 анкетируемых выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть анкетируемых инвалидов назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). Таким образом, из вложившейся картины можно проследить наиболее негативные факторы, являющиеся причинами безработицы у большинства инвалидов.

    Однако 85 инвалидов из 264 (32%), то есть около трети из анкетированных на другой вопрос: "С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?"отметили "ограничения по труду" (Диаграмма 2).

    Диаграмма 1. Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?

    Столько же – "дискриминация, получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем). Оставшиеся отметили иные причины (ни разу не пытались устроиться на работу, предлагаемый работодателем график и условия работы в организации были заведомо неподходящими для устраивающегося на работу человека с ограниченными возможностями)

    На вопрос "При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?" 85 респондентов из 264 (32%) ответили, что предпочитали скрыть инвалидность т.к. это явилось бы препятствием для трудоустройства. Остальные не скрывают т.к. "инвалидность скрыть невозможно".

    «Сущность и виды безработицы» - Структурные сдвиги. Фактический и естественный уровень безработицы. Люди, не занятые в общественном производстве. Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Среднегодовой темп роста потенциального ВВП. Уровень фрикционной безработицы. Циклическая безработица. Макроэкономическая нестабильность.

    «Безработица населения» - Безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Работники, не имеющие работы. Нетрудоспособное население. Типы безработицы. Безработные. Структурная безработица. Безработица как негативное явление. Кто такие безработные. Вычислить уровень безработицы. Циклическая безработица. Труд.

    «Инфляция и безработица» - Методы борьбы с инфляцией. Кто может быть признан безработным по российскому законодательству? Уровень безработицы = безработные экономически активное население х 100%. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование пределов заработной платы. Факторы инфляции издержек. Измерение безработицы.

    «Проблема безработицы» - Единого способа борьбы с безработицей – нет! Новые показатели безработицы – данные на январь 2009 г. Данные Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? Причины, придающие остроту проблемы безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика численности зарегистрированных безработных.

    «Причины и виды безработицы» - Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Виды безработицы. Безработица. Спрос на работников. Методы сокращения безработицы. Критерии признания человека безработным. Норма безработицы. Что такое безработица. Структура населения. Экономическое развитие. Острота проблемы безработицы.

    «Виды безработицы» - Безработица, центрируемая на специфических группах. Регистрируемая безработица. Социальные последствия безработицы. Причины безработицы. Скрытая качественная безработица. Долгое время. Наличие скрытой количественной безработицы. Организация. Специфика российской безработицы. Национальные концепции учета безработицы.

    Всего в теме 14 презентаций