Система организации скорой и неотложной медицинской помощи. Организация скорой и неотложной медицинской помощи населению, станция скорой медицинской помощи (СМП) (структура, функции, оснащение). Показатели ее деятельности. Организация работы станции скоро

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особенности проживания в сельской местности влияют на формирование системы ее оказания. Главное отличие в обеспечении медицинской помощью сельского населения - ее этапность:

Рис.1 Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению

- первый этап - это учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную медицинскую помощь, а также основные виды квалифицированной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую). Одним из важнейших структурных подразделений учреждений здравоохранения (участковой, районной, центральной районной больницы), в которое в первую очередь обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт.

- второй этап обеспечения медицинской помощью сельского населения осуществляют учреждения здравоохранения муниципального района, среди которых ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). ЦРБ осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального

- третий этап – это учреждения здравоохранения субъекта Федерации, среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

Сельский врачебный участок - комплекс лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медпомощь сельскому населению (первое звено).

В состав сельского врачебного участка входит сельская участковая больница (или амбулатория), фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские здравпункты на предприятиях и в совхозах, расположенных на территории участка, колхозные родильные дома, сезонные и постоянные ясли, ясли-сады.



Все медицинские учреждения сельских врачебных участков организационно объединены и работают по единому комплексному плану под руководством заведующего участком - главного врача сельской участковой больницы или амбулатории.

Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км (радиус разный в зависимости от географического положения-на севере 50-100). Количество населенных пунктов также различно, зависит от характера расстояния, средней заселенности и развития дорожной сети.

Задачи сельского врачебного участка:

Оказание лечебно-профилактической помощи населению;
внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных;

Развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи;

Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка;

Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;

Изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению;

Организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков;

Осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.);

Осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;

Проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями;

Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности;

Борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками;

Широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Обязанности врача сельского врачебного участка:

ведение амбулаторного приема населения :

Стационарное лечение больных в сельской участковой больнице;

Оказание помощи на дому;

Оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

Направление больных в другие лечебные учреждения по медицинским показаниям;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;

Организация и проведение профилактических осмотров;

Своевременное взятие на диспансерный учет больных;

Проведение комплекса лечебных и оздоровительных мероприятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;

Активный патронаж детей и беременных женщин;

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Проведение санитарно-просветительной работы;

Подготовка санитарного актива;

Организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.

ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается большой комплекс медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения; снижение смертности, прежде всего, детской, материнской, в трудоспособном возрасте;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.

На ФАП могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров.

Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий, основными задачами которого являются:

Организация лечебно-профилактической и санитарно-профи-лактической работы, а также обеспечение населения, проживающего на участке, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

Амбулаторный прием и лечение больных на дому;

Оказание доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и другие) с последующим направлением больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

Подготовка больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте и проведение диспансеризации населения, профилактические прививки;

Проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

Проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

Организация медицинской помощи детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАПа и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников.

На должность заведующего ФАПом назначается лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности «Лечебное дело».

Кроме заведующего, на фельдшерско-акушерском пункте работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Акушерка фельдшерско-акушерского пункта несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства.

Акушерка непосредственно подчиняется заведующему фельдшерско-акушерским пунктом, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАПа.

Патронажная медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи:

Проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль рационального вскармливания ребенка;

Осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии;

Проводит профилактические прививки и диагностические пробы;

Проводит профилактическую работу в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах (расположенных на территории деятельности ФАПа и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников);

Оказывает доврачебную медицинскую помощь детям при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и другие) с последующим вызовом врача или направлением ребенка в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение;

Готовит больных детей к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте;

Проводит подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания и др.

В связи с тем, что на ФАП оказывается медицинская помощь всему сельскому населению, а не только женскому, помещение, в котором он располагается, должно состоять из двух половин: фельдшерской и акушерской.

При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий ФАП. При отсутствии в штате должности патронажной медицинской сестры акушерка, помимо своих обязанностей, ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей первого года жизни.

Несмотря на важное место ФАПов в системе первичной медико-санитарной помощи, ведущее медицинское учреждение на первом этапе сельского здравоохранения - участковая больница , которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако, независимо от мощности, в ее задачи, прежде всего, входят оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, экстренная хирургическая и травматологическая помощь.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению представляет собой важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной. Основная задача этого учреждения - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннему выявлению больных, диспансеризация, оказание квалифицированной медицинской помощи населению.

Врачи ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако амбулаторная помощь в сельской врачебной амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

Врачи центральной (городской, районной) больницы выезжают в амбулатории и на ФАПы по определенному графику для проведения консультативного приема. В последнее время во многих субъектах Российской Федерации происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

Мощность ЦРБ зависит от численности населения, его обеспеченности другими больничными учреждениями, иных медико-организационных факторов, и устанавливается администрацией муниципальных образований. Как правило, мощность ЦРБ составляют от 100 до 500 коек.

Рис.2 Примерная организационная структура центральной районной больницы

Профиль и количество специализированных отделений в составе ЦРБ зависят от ее мощности, однако оптимальное число их должно быть не менее пяти: терапевтическое; хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное, родильное и гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района. Организует работу и руководит деятельностью среднего и младшего медицинского персонала главная медицинская сестра больницы.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них согласно утвержденному графику выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры . Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ, способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной, высококвалифицированной стационарной или амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника , которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

Функциональные обязанности средних медицинских работников ЦРБ принципиально не отличаются от обязанностей среднего медицинского персонала городских больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница - это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она представляет собой центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Рис.3 Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы

Функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больнице. В то же время организация работы областной больницы имеет свои особенности. Одной из них служит наличие в составе больницы областной консультативной поликлиники (ОКП) , куда за помощью приезжают жители всех муниципальных районов области. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов.

В областную консультативную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов.

По мощности различают 4 категории больниц :

Областная больница обусловлена наличием в своем составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи , которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские учреждения.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф.

В этом случае практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов медицинского обслуживания населения.

К организационной деятельности отдела относится проведение региональных фельдшерских конференций, обобщение и распространение опыта передовых учреждений, организация комплексных медицинских осмотров населения, плановых выездов, составление и издание инструктивно-методических и нормативных материалов. Организационные формы научно-практической работы включают планирование научных исследований, внедрение результатов научных разработок в практическую работу медицинских учреждений, связь с кафедрами медицинских вузов и отделами научно-исследовательских институтов, организацию научных конференций и семинаров, привлечение врачей к участию в работе научных обществ, публикацию материалов и др. В последние годы для повышения качества и оперативности консультирования больных в других учреждениях здравоохранения, проведения научно-практических конференций и других мероприятий стали широко применять современные технологии телемедицины.

Скорая медицинская помощь (СМП) является одним из видов первичной медико-санитарной помощи.

Скорая медицинская помощь - круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

а) вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:

а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;

б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;

в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;

г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;

е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;

ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;

з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;

и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;

к) роды, угроза прерывания беременности;

л) дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

· внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

· внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

· констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

СМП осуществляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, бесплатно в соответствии с Программой госгарантий.

В структуру СМП входят станции, подстанции, больницы СМП, а также отделения СМП в составе больничных учреждений.

Станции СМП как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения создают в городах с населением свыше 50 тысяч человек. В городах с населением более 100 тыс. человек с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности организуют подстанции СМП как подразделения станций (в зоне 20-минутной транспортной доступности). В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуют отделения СМП в составе центральных районных, городских и других больниц.

Станция (подстанция, отделение) СМП является лечебно-профилактическим учреждением, которое функционирует в режиме повседневной работы и чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Возглавляет работу станции СМП главный врач, а подстанции и отделения - заведующий.

Заместитель главного врача по медицинской части и по оперативной работе.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются дежурным фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела станции СМП .

В структуре станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) рекомендуется предусматривать:

а) оперативный отдел;

б) отдел связи (радиопост);

в) подразделение по обеспечению перевозки инфекционных больных;

г) хозрасчетный отдел;

д) аптеку (аптечный склад);

е) дистанционно-консультативный пост (центр);

ж) транспортное подразделение;

з) отдел информатизации и вычислительной техники (в станциях скорой медицинской помощи, отделениях скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), обеспеченных автоматизированной системой регистрации и обработки вызовов с программным обеспечением);

и) организационно-методический отдел скорой медицинской помощи;

к) отдел линейного контроля (линейно-контрольную службу);

л) отдел (кабинет) статистики с архивом;

м) отдел госпитализации;

н) подстанции скорой медицинской помощи;

о) филиалы (посты, трассовые пункты) скорой медицинской помощи;

п) кабинет подготовки к работе медицинских укладок.

Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские, по своему профилю подразделяются на общепрофильные, специализированные, экстренные консультативные, акушерские, авиамедицинские. Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические.

В состав фельдшерских бригад входят два средних медицинских работника, санитар и водитель. Врачебная бригада состоит из врача, двух средних медицинских работников, санитара и водителя.

Выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции:

а) осуществляет незамедлительный выезд (выход в рейс, вылет) на место вызова скорой медицинской помощи;

б) оказывает скорую медицинскую помощь на основе стандартов медицинской помощи, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;

в) определяет медицинскую организацию для оказания пациенту медицинской помощи;

г) осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний;

д) незамедлительно передает пациента и соответствующую медицинскую документацию врачу приемного отделения медицинской организации с отметкой в карте вызова скорой медицинской помощи времени и даты поступления, фамилии и подписи принявшего;

е) незамедлительно сообщает фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи (медицинской сестре по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи) об окончании выполнения вызова и его результате;

ж) обеспечивает сортировку больных (пострадавших) и устанавливает последовательность оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.

Требования к работе выездных бригад:

- оперативность (после получения вызова бригада выезжает в течение первых 4-х минут, прибывает к месту вызова по оптимальному маршруту и докладывает о прибытии в оперативный отдел, затрачивает минимальное время на качественное оказание помощи в полном объеме)

- качественное оказание скорой медицинской помощи (правильное распознание заболеваний и повреждений, выполнение необходимых лечебных мероприятий, верное тактическое решение)

- качественное оформление медицинских документов (полное описание в карте вызова анамнеза и данных объективного исследования больного, а также дополнительных исследований (экспресс-тесты, экг); логичная и последовательная формулировка диагноза (МКБ-10); стандартные временные отметки от начала до окончания выполнения вызова; при доставке в стационар обязательное заполнение сопроводительного листа (ф.114/у) с кратким описанием «когда и что случилось», состояния больного, оказанной помощи и дополнительных сведений)

- взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений (осуществляется как в интересах больного, так и работников выездной бригады; неукоснительное исполнение должностных инструкций и других нормативных документов)

Основными задачами станций (подстанций, отделений) СМП являются:

· оказание круглосуточной экстренной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях;

· своевременная транспортировка больных, пострадавших и рожениц в стационары больничных учреждений;

· оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию (подстанцию, отделение) СМП;

· подготовка и переподготовка кадров по вопросам оказания экстренной медицинской помощи;

· в режиме ЧС - проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и участие в работах по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

СМП не выдает документы , удостоверяющие временную нетрудоспособность и судебно-медицинские заключения, не проводит экспертизу алкогольного опьянения (но может выдавать справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследованиях, оказанной медицинской помощи и рекомендации по дальнейшему лечению).

Статистическая отчетность станции СМП:

Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи (ф.109/у)

Карта вызова скорой медицинской помощи (ф.110/у)

Сопроводительный лист станции скорой медицинской помощи с талоном к нему (ф.114/у)

Дневник работы станции (отделения) скорой медицинской помощи (ф.115/у)

Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи (ф.40/у)

Показатели СМП:

Показатель обеспеченности населения СМП

Показатель своевременности выездов бригад по скорой помощи

Показатель расхождения диагнозов СМП и стационаров

Показатель удельного веса повторных вызовов

Показатель удельного веса успешных реанимаций

Показатель удельного веса летальных исходов

Служба неотложной медицинской помощи (НМП) является подразделением территориальной системы неотложной медицинской помощи.

Требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.08.2013 № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи» .
Укладки для оказания скорой медицинской помощи подлежат комплектации лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, во вторичной (потребительской) упаковке без изъятия инструкции по применению лекарственного препарата.
Укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи подлежат комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Лекарственные препараты и медицинские изделия, которыми комплектуются укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи, не подлежат замене лекарственными препаратами и медицинскими изделиями других наименований.
Набор для оказания скорой медицинской помощи размещается в чехле (саквояже) с прочными замками (фиксаторами), ручками и манипуляционным столиком. Чехол должен иметь световозвращающие элементы на корпусе и эмблему Красного креста. Конструкция чехла должна обеспечивать невозможность его раскрытия при переноске с незакрытыми замками. Материал и конструкция чехла должны обеспечивать многократную дезинфекцию.
По истечении сроков годности лекарственных препаратов, медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, или в случае их использования укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи необходимо пополнить.
Не допускается использование, в том числе повторное, лекарственных препаратов, медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, загрязненных кровью и (или) другими биологическими жидкостями.

Качество оказания медицинской помощи.

Качество оказания скорой медицинской помощи определяется многими факторами.
В соответствии со статьей 2 Основ качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Квалифицированно определить, качественно ли оказана скорая медицинская помощь, может только экспертиза, но Вы сами можете оценить качество этой помощи, чтобы понять, есть ли основания для жалобы и проведения экспертизы.
Признаки качественной медицинской помощи: быстрый приезд бригады, соответствие ее профиля тяжести состояния пациента, укомплектованность всеми необходимыми специалистами, наличие нужного оборудования и лекарственных препаратов. Кроме того, медработники должны быть компетентны, вежливы и произвести все требующиеся для оказания медицинской помощи действия, обезболивание, переноску, постановку диагноза, принятие решения о направлении в медицинскую организацию. Их решения должны быть мотивированы и объяснены присутствующим. При необходимости бригада скорой помощи должна вызвать специализированную бригаду.
Сотрудники службы «скорой помощи» должны иметь хорошую реакцию и умение быстро концентрироваться в любых условиях. Врачи скорой помощи должны грамотно оценить симптомы и синдромы, клиническую картину заболевания, что крайне важно в диагностике. Они должны иметь глубокие познания во многих медицинских дисциплинах.
Каждый медработник должен в совершенстве владеть правилами переноса больного, перекладывания с одних носилок на другие, а также знать причины, приводящие к осложнениям во время транспортировки (тряска, нарушение иммобилизации, переохлаждение и др.).
Станция «Скорой помощи» должна иметь достаточно машин с полным комплектом медикаментов и медицинской техники для выполнения поставленных целей. Машины скорой помощи должны быть оснащены аппаратом искусственного дыхания, набором лекарственных средств, необходимым в экстренных случаях, перевязочным материалом, медицинским инструментарием (пинцетами, шприцами и др.), комплектом шин и носилок и т.д. Неотложные мероприятия проводятся по пути в стационар или на месте происшествия. Сотрудники скорой медпомощи проводят искусственное дыхание и закрытый массаж сердца, останавливают кровотечение, переливают кровь. Также они производят ряд диагностических процедур: определяют протромбиновый индекс, длительность кровотечения, снимают ЭКГ и др. В связи с этим транспорт службы скорой помощи имеет необходимую лечебно-реанимационную и диагностическую технику.

Медицинская эвакуация

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи и включает в себя санитарно-авиационную эвакуацию, и санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, в том числе эвакуация женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной транспортной доступности медицинской организации, куда будет доставляться пациент и ее профиля.

Решение о необходимости медицинской эвакуации принимает:
с места происшествия или места нахождения пациента - медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады;
из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи - руководитель (заместитель руководителя по лечебной работе)
Во время осуществления медицинской эвакуации медицинские работники выездной бригады скорой медицинской помощи осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают последнему необходимую медицинскую помощь.

Для оказания ургентной помощи бригада (врачи и вспомогательный персонал) должна овладеть основными реанимационными приемами - наружным массажем сердца, искусственной вентиляцией легких, пункцией артерий, вен и полостей сердца, дефибрилляцией, электрокардиостимуляцией и др.

Важным условием оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи при неотложном состоянии является четкое распределение обязанностей между членами бригады (ответственный за массаж сердца, за искусственную вентиляцию легких, за инъекции и т. д.), согласованные действия персонала во время реанимации, выведения больного из неотложного состояния.

В общетерапевтическом стационаре среди дежурного персонала во главе с дежурным врачом нужно создавать бригады, владеющие приемами реанимации, готовить персонал к оказанию неотложной терапевтической помощи. В стационарах, в частности в специализированных, где имеются отделения (блоки, палаты) интенсивного наблюдения, лечения и реанимации, врачебный и вспомогательный персонал других отделений должен пройти подготовку по ургентной терапии и начинать реанимационные мероприятия, выведение больного из неотложного состояния, не дожидаясь прибытия бригады из отделения реанимации.

Большое значение имеет правильная организация неотложной терапевтической помощи, дальнейшее совершенствование на основе современных научных достижений ее организационных форм.

На догоспитальном этапе основным звеном неотложной терапевтической помощи населению являются бригады городских станций "Скорой помощи". Кроме общетерапевтических бригад в крупных городах созданы и функционируют специализированные кардиологические бригады, оказывающие в основном медицинскую помощь больным инфарктом миокарда. Их, очевидно, и следует называть "специализированные инфарктные бригады". Дальнейшим этапом совершенствования медицинской помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы явилось создание при многих городских станциях "Скорой помощи" так называемых малых кардиологических бригад. Их штат меньше, чем специализированных кардиологических (инфарктных) бригад, но врачебный и вспомогательный персонал проходит специальную подготовку по ургентной кардиологии. В распоряжении бригады имеется электрокардиограф. Создание этих бригад обусловлено тем, что специализированные кардиологические (инфарктные) бригады не всегда в состоянии оказать медицинскую помощь всем больным инфарктом миокарда и больным с подозрением на инфаркт миокарда, не говоря уже о помощи больным с другими ургентными кардиологическими заболеваниями и состояниями. В отличие от специализированных кардиологических (инфарктных) бригад малые кардиологические бригады выезжают к больному не по вызову линейной бригады "Скорой помощи", а непосредственно по вызову, поступившему от больного. Это значительно сокращает время оказания специализированной кардиологической помощи после возникновения "сердечного приступа".

Специализация догоспитального этапа оказания неотложной терапевтической помощи пока осуществлена только в кардиологии, однако создание сети специализированных стационаров других профилей, несомненно, приведет к соответствующей специализации и на догоспитальном этапе. Так, уже в ряде городов есть гематологические бригады, будут созданы пульмонологические бригады.

Основой организации специализированной медицинской помощи больным инфарктом миокарда послужили следующие основные факторы.

  1. При инфаркте миокарда часто наступает внезапная или быстрая смерть (до 70-80 % случаев).
  2. Наибольшая летальность наблюдается в первые часы (до 50- 60 % и более) и первые сутки (до 80-90 %) заболевания.
  3. Наиболее частые причины смерти: фибрилляция желудочков, асистолия, нарушения ритма сердца, кардиогенный шок, острая сердечная недостаточность, тромбоэмболии и разрывы сердца,
  4. Ранняя диагностика инфаркта миокарда и проведение интенсивной терапии могут предотвратить опасные для жизни осложнения.
  5. Ранняя диагностика осложнений инфаркта миокарда и своевременные реанимация и интенсивная терапия могут предотвратить смертельный исход.
  6. Для реанимации больных инфарктом миокарда, диагностики заболевания и его осложнений, оказания неотложной помощи и проведения интенсивной терапии необходимы специальное инструментальное и лабораторное оснащение и обслуживание, а также высококвалифицированная подготовка врачебного и вспомогательного персонала.
  7. Лечение больных инфарктом миокарда подразделено на этапы: догоспитальный (медицинская помощь на дому), госпитальный (в отделении или блоке интенсивного контроля и лечения, инфарктном отделении, отделении ранней реабилитации) и санаторный (поздняя реабилитация). На каждом из этапов организационные мероприятия, диагностика и лечение имеют свои особенности(специализацию).

Практически во всех более или менее крупных городах созданы и функционируют специализированные инфарктные бригады "Скорой помощи" (догоспитальный этап), имеются специализированные инфарктные отделения с блоками интенсивного наблюдения и лечения, во многих городах открыты отделения реабилитации больных инфарктом миокарда, открыты специальные санатории или отделения в них для проведения заключительного этапа реабилитации больным инфарктом миокарда.

ПРОЕКТ

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

П Р И К А З

Москва №______

«О совершенствовании организации деятельности скорой и неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации.»

3.12. Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.

4. Организация работы станции
скорой медицинской помощи

4.1. Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи.

4.2. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами станции скорой медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в "Карте вызова" времени их поступления.

4.3. В целях координации лечебно-профилактической работы, улучшения преемственности в обслуживании больных администрация станции проводит регулярные совещания с руководством лечебно-профилактических учреждений, расположенных в зоне обслуживания.

4.4. Станция скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения.

Выдает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выдает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению в соответствии со статьей 61 Основ законодательства. Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Приложение 2 к приказу

Федерации

от _________ N _____

Примерное ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности подстанции скорой медицинской
помощи

1. Общие положения

1.1. Подстанция скорой медицинской помощи является структурным подразделением станции скорой медицинской помощи, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний вне мест постоянного или временного проживания граждан, а также при несчастных случаях, травмах и отравлениях, осложнениях беременности и при родах вне зависимости от места пребывания граждан.

1.2. С целью приближения медицинской помощи к населению и сокращения времени доезда, подстанции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением более 100 тысяч человек, с учетом местных условий (протяженности населенного пункта и рельефа местности). Районы обслуживания подстанций устанавливаются городским органом управления здравоохранением по представлению главного врача станции скорой медицинской помощи. Подстанции организуются с расчетом 20-ти минутной транспортной доступности до наиболее отдаленных точек обслуживания. Зоны обслуживания подстанций устанавливаются с учетом численности, плотности, возрастного состава населения, особенностей застройки, насыщенности района промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. Границы зоны обслуживания являются условными, так как выездные бригады подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности других подстанций.

1.3. Подстанцию скорой медицинской помощи возглавляет заведующий – , назначаемый и освобождаемый от должности в установленном порядке главным врачом станции скорой медицинской помощи.

1.4. Заведующий руководствуется в своей деятельности Законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями главного врача станции, настоящим положением и несет полную ответственность за работу подстанции.

1.5. Основной функциональной единицей подстанции скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие узкопрофильные специализированные бригады).

1.6. Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами с расчетом обеспечения круглосуточной посменной работы.

1.7. В структуре подстанции скорой медицинской помощи предусматривается диспетчерская на один - (два) круглосуточных поста.

Подстанция скорой медицинской помощи должна размещаться в отдельно стоящем малоэтажном здании.

Перечень помещений подстанции и их площадь должна соответствовать действующим СНиП.

2.13. Информировать администрацию станции скорой медицинской помощи обо всех нештатных ситуациях, возникших в период выполнения вызова.

2.14. По требованию сотрудников Управления внутренних дел остановиться для оказания скорой медицинской помощи, независимо от места нахождения больного (пострадавшего).

2.15. Вести утвержденную учетную и отчетную документацию.

2.16. В установленном порядке повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать практические навыки.

2.17. Ежегодно проходить контроль теоретических знаний и практических умений в комиссии учреждения, утвержденной главным врачом.

3. Права

Фельдшер выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи имеет право:

3.1. Вызвать, в случае необходимости, на помощь врачебную бригаду скорой медицинской помощи.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию организации и оказания скорой медицинской помощи, улучшению условий труда медицинского персонала.

3.3. Повышать свою квалификацию по специальности не реже 1 раза в 5 лет. Проходить в установленном порядке аттестацию и переаттестацию.

3.4. Принимать участие в работе медицинских конференций, совещаний, семинаров, проводимых администрацией учреждения.

4. Ответственность

Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи несет ответственность в установленном законодательством порядке:

4.2. Сохранность медицинской аппаратуры, приборов и санитарного имущества, находящихся в санитарном автомобиле.

Аналогичное положение можно использовать для водителя, работающего в отделении неотложной медицинской помощи

Приложение 12 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации

от _________ N _____

Примерные штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи

1. Примерные штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала Станций скорой медицинской помощи, являющихся самостоятельными учреждениями

Наименование должностей

Количество должностей

Врачебный персонал

Главный врач – директор территориального центра медицины катастроф

1 должность на станцию, в составе которой территориальный центр медицины катастроф

Главный врач

1 должность на станцию

Заместитель главного врача по медицинской части

1 должность на станцию

Заведующий территориальным объединением подстанций – врач скорой медицинской помощи

Из расчета 1 должность на 6 подстанций

Из расчета 1 круглосуточный пост на станцию на каждые 20 тысяч выездов в год

Врач эпидемиолог

Из расчета 1 должность на 80 бригад скорой медицинской помощи

1 должность на подстанцию

Врач скорой медицинской помощи

Врач - интерн

Ежегодно определяется Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга

Заведующий оперативным отделом – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением)

1 должность на станцию

Врач скорой медицинской помощи для осуществления контрольных выездов (линейно-контрольная служба)

Из расчета 1 пост на станцию с числом выездов свыше 75 тыс. в год, дополнительно 1 пост на каждые 250 тыс. выездов в год

Заведующий отделом госпитализации – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением)

1 должность на станцию, имеющую в своем составе отдел госпитализации

Врач скорой медицинской помощи отдела госпитализации

Или из расчета 1 должность на каждые 5 круглосуточно работающих бригад СМП

Заведующий организационно-методическим отделом – врач СМП

1 должность

Врач - методист

Из расчета 1 должность на каждые 500 тыс. человек населения субъекта РФ

Врач-статистик

Из расчёта 1 должность на каждые 2 млн. человек населения субъекта РФ

Заместитель главного врача по гражданской обороне и медицине катастроф

1 должность на станцию

Врач-психотерапевт

1 должность

Медицинский психолог

1 должность

Средний медицинский персонал

Заместитель главного врача по работе со средним медицинским персоналом (главный фельдшер)

1 должность на станцию

Старший фельдшер

1 должность на подстанцию

1 должность на подстанцию

Из расчета 2–х круглосуточных постов на каждую подстанцию

Фельдшер (медицинская сестра)

Из расчета 2 должности, предусмотренные на каждую должность врача в составе врачебной бригады

Фельдшер

Акушерка

Из расчета 1 пост в смену работы санитарного автомобиля бригады по транспортировке рожениц

Старший фельдшер оперативного отдела

1 должность

Старший фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде

2 должности (по одной должности для сектора приема вызовов и сектора направления бригад)

Фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде

- Сектор приема вызовов: из расчета 1 круглосуточный пост на 200 обращений в сутки;

- Сектор направления бригад: из расчета 1 круглосуточный пост на 8 бригад скорой медицинской помощи;

Фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела госпитализации

- Из расчета 1 должность на каждые 5 круглосуточно работающих бригад СМП

Фельдшер (медицинская сестра) организационно-методического отдела

Медицинский статистик организационно-методического отдела

Из расчета 1 должность на каждые 1 млн. человек населения субъекта РФ

Младший медицинский персонал

Санитар (ка)

Фармацевтический персонал

Заведующий аптекой

1 должность на станцию

фармацевт

Из расчета 1 должность на каждые 100 тыс. выездов в год

2. Примерные штатные нормативы медицинского персонала отделений скорой и неотложной медицинской помощи в составе ЛПУ

Наименование должностей

Количество должностей

Врачебный персонал

Заместитель главного врача по скорой медицинской помощи

1 должность при наличии в штате станции не менее 40 врачебных должностей

Заведующий отделением – врач скорой медицинской помощи

1 должность на отделение скорой (неотложной) медицинской помощи с количеством выездов в год не менее 5 тысяч, если в учреждении не может быть введена должность заместителя главного врача

Заведующий подстанцией – врач скорой медицинской помощи (на правах заведующего отделением)

1 должность на подстанцию

Старший врач скорой медицинской помощи

Из расчета 1 круглосуточный пост на станцию(отделение) на каждые 20 тысяч выездов в год

Врач скорой медицинской помощи

Из расчета 1 пост на смену работы санитарного автомобиля

Врач – специалист (соответствующего профиля) выездных бригад

Из расчета 1 пост в смену работы санитарного автомобиля по оказанию соответствующей специализированной медицинской помощи населению

Врач - интерн

Ежегодно определяется органом управления здравоохранением

Средний медицинский персонал

Старший фельдшер

1 должность на станцию (отделение) с количеством выездов в год не менее 10 тысяч,

1 должность на подстанцию с количеством выездов в год не менее 10 тысяч,

Фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде

Из расчета 1 круглосуточный пост на 30 тысяч выездов в год, но не менее 1-го круглосуточного поста на станцию (отделение).

1 круглосуточный пост на подстанцию

Фельдшер (медицинская сестра)

Из расчета 1 должность, предусмотренные на каждую должность врача в составе врачебной бригады неотложной медицинской помощи;

Из расчета 2 должности, предусмотренные на каждую должность врача в составе врачебной бригады скорой медицинской помощи;

Фельдшер

Из расчета 2 должности на пост работы санитарного автомобиля в составе фельдшерской бригады;

Из расчета 1 пост на смену работы санитарного автомобиля в составе бригады по транспортировке больных

Фельдшер (в составе специализированной бригады)

2 должности, предусмотренные на каждую должность врача соответствующего профиля.

Медицинская сестра-анестезист группы анестезиологии-реанимации выездной бригады

2 должности, предусмотренные на каждую должность врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады

Медицинская сестра стерилизационного отделения

Из расчета норм нагрузки установленных для медицинских сестер централизованных стерилизационных отделений

Медицинский статистик

В станции с числом выездов в год: свыше 25 тысяч - 1 должность; свыше 50 тысяч - 1-2 должности; свыше 75 тысяч - 2 должности.

Медицинский регистратор стола справок

В станции с числом выездов в год свыше 25 тысяч - 1 должность, свыше 75 тысяч - 2 должности.

Младший медицинский персонал

Санитар (ка)

Из расчета 1 должность на смену работы бригады скорой медицинской помощи (в составе каждой бригады)

Санитар стрерилизационного отделения

1 должность (при наличии специального оборудования)

Примечание. 1. Количество смен работы санитарных автомобилей и их продолжительность определяется органом здравоохранения по подчиненности станции (отделения). Число выездов, выполняемых подстанциями, учитывается при определении числа выездов станции.

Определение числа должностей на один пост производится путем деления годового числа часов работы санитарного автомобиля в смену на годовой бюджет рабочего времени работников (врача, фельдшера и т. д.)

2. В городе не может быть организовано более одной станции или отделения скорой медицинской помощи (кроме отделений неотложной медицинской помощи). При этом станции с числом выездов в год менее 5 тысяч функционировать как самостоятельные учреждения не могут.

3. Штатные нормативы медицинского персонала отделений скорой (неотложной) медицинской помощи, предусмотренные настоящим Приложением, применяются при расчете численности должностей этих отделений, организованных в установленном порядке в составе центральных районных и районных больниц (поликлиник) сельских административных районов в порядке, предусмотренном штатными нормативами этих учреждений.

4. Должность заведующего оперативным отделом - врач, может вводиться в штаты станций скорой медицинской помощи, расположенные в городах с населением свыше 500 тысяч жителей.

5. 1. В случае, если центр медицины катастроф является структурным подразделением станции скорой медицинской помощи, штат центра медицины катастроф определяется на региональном уровне

Приложение 13 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации

от _________ N _____

Отраслевая статистическая отчетность

Кому представляется ____________________________________________________________

наименование, __________________________________________________________________

адрес получателя ________________________________________________________________

Форма № 40

Почтовая - годовая

Представляют больницы,

станции (отделения) скорой

медицинской помощи

руководителям управления

здравоохранением города,

Область, край, республика _______________________________________________

Район ___________________________________________________________________

Учреждение ______________________________________________________________

Адрес учреждения ________________________________________________________

Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи

Численность обслуживаемого населения ___________________________

в том числе: сельского ___________________________

детского ___________________________

(3/11Штаты учреждения

Должности

№ строки

Всего на конец отчетного года

В том числе

Средний медперсонал

Младший медперсонал

водители

Прочий персонал

Физические лица (основные работники)

занятые неполный рабочий день

внешние совместители

(3/21Медицинская помощь при выездах

(3/2101) Число безрезультатных выездов (4/1 _____________________________

Отказано за необоснованностью вызова 2 _______________________).

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ________________

Число пострадавших в ДТП _______________________________________

в том числе со смертельным исходом _____________________________

(3/2201) Из числа лиц, которым помощь оказана фельдшерскими бригадами - перевозка больных (4/1 _________________).

(3/2300) Число лиц, которым оказана амбулаторная помощь (4/1 ____________).

«___» __________________ 19___ г. Руководитель

_________________________________

фамилия, № телефона исполнителя

Начальник отдела

медицинской статистики

и информатики

Приложение 14 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации

от _________ N _____

Положение об учебно-тренировочном центре станции скорой медицинской помощи

Общая часть

1.1. Учебно-тренировочный центр (УТЦ) организуется на станции скорой помощи, являясь её структурным подразделением, предназначен для организации поддержания уровня квалификации, обучения медицинского персонала не сопровождающегося итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, а также для подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП

1.2. Учебно-тренировочный центр возглавляет врач-методист, назначаемый и освобождаемый от должности главным врачом ССМП

1.3. В своей деятельности УТЦ руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, решениями и документами Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Комитета по здравоохранению

1.4. УТЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением

Основные задачи

2.1. Планирование и организация повышения квалификации медицинских работников ССМП

2.2. Организация аттестации медицинских работников ССМП

2.3. Методическое обеспечение обучения медицинского персонала ССМП

2.4. Осуществление методического обеспечения деятельности медицинского персонала ССМП

2.5. Изучение, анализ и распространение передового опыта работы сотрудников по внедрению инновационных технологий по всем направлениям деятельности медицинского персонала

2.6. Организация подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

2.7. Методическая разработка вопросов содержания, форм, средств и методов подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

3. Основные функции

3.1. Проведение перспективного, текущего планирования повышения квалификации медицинских работников ССМП

3.2. Участие в разработке и создании необходимого методического повышения квалификации медицинских работников ССМП

3.3. Осуществление связи с научными учреждениями, учреждениями последипломной подготовки специалистов

3.4. Организация проведения аттестации медицинского персонала ССМП

3.5. Проведение обучающих семинаров, направленных на повышение уровня теоретических знаний и практических умений медицинских работников ССМП

3.6. Организация и проведение экспертной оценки уровня теоретических знаний и практических умений медицинских работников ССМП

3.7. Организация проведения обучающих семинаров по подготовке преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

3.8. Организация работы по разработке методического обеспечения обучающих семинаров для медицинских работников ССМП по подготовке преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания I медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП

3.9. Организация, проведение и участие в практических конференциях по актуальным вопросам СМП

Организация деятельности учебно-тренировочного центра (УТЦ)

4.1. Организационная структура и штатный состав УТЦ определяется и утверждается главным врачом

4.2. УТЦ ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел в части касающейся организации повышения квалификации и аттестации медицинских работников ССМП

4.3. Контроль за деятельность УТЦ осуществляется главным врачом ССМП

Неотложная медицинская помощь населению в крупных городах Российской Федерации оказывается отделениями (кабинетами) неотложной медицинской помощи АПУ. Отделение неотложной медицинской помощи является структурным подразделением АПУ, предназначенным для оказания круглосуточной медицинской помощи в местах постоянного и временного проживания взрослого и детского населения, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства. Неотложная медицинская помощь на дому оказывается по территориальному признаку круглосуточно выездными бригадами отделений неотложной медицинской помощи, организованными в одной или нескольких поликлиниках для населения данного административного района. Границы зоны обслуживания отделений неотложной медицинской помощи утверждаются органом управления здравоохранением административного района.

Основными задачами отделения неотложной медицинской помощи являются:

Круглосуточное оказание своевременной медицинской помощи в местах постоянного и временного проживания взрослому и детскому населению, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства;

Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся самостоятельно непосредственно в отделение (амбулаторным больным);

Выполнение активных вызовов к больным, нуждающимся в динамическом врачебном наблюдении, обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями города по оказанию неотложной медицинской помощи населению;

Извещение органов управления здравоохранением территории и соответствующих административных органов обо всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания отделения;

Доставка пациентов в учреждения социального профиля (дома-интернаты и т.п.) по направлениям врачей территориальных поликлиник;

Транспортировка пациентов на консультации, обследования, проведение гемодиализа в учреждения здравоохранения и др.

Отделение неотложной медицинской помощи возглавляет заведующий отделением, назначаемый и освобождаемый от должности главным врачом лечебно-профилактического учреждения, структурным подразделением которого является отделение неотложной медицинской помощи.

Основной функциональной единицей отделения неотложной медицинской помощи является выездная бригада (врачебная, санитарного транспорта по транспортировке больных). В составе врачебной бригады работают врач по специальности «Скорая медицинская помощь», фельдшер (медсестра), санитар и водитель. В составе фельдшерской бригады по транспортировке больных работают фельдшер и водитель. Количество смен работы выездных бригад, их профиль, режим (график) работы определяются вышестоящей организацией по подчиненности с учетом обращаемости населения в отделение, плотности почасового потока вызовов, количества вызовов по дням недели, месяцам года, численности больных, подлежащих экстренной и плановой госпитализации.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов диспетчерского отделения неотложной помощи медицинской помощи. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами отделения неотложной медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в «Карте вызова» времени их поступления.

Отделение неотложной медицинской помощи не выдает документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность и судебно-медицинские заключения, не проводит экспертизу алкогольного опьянения, однако дает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выписывает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению.