Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества

  • 7.Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления.
  • 8. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.
  • 9.Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития.
  • 10.Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.
  • 11.Философия и идеология в эпоху Просвещения.
  • 12.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.
  • 13. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.
  • 14. Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси
  • 15. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры.
  • 14-Й вопрос – обзорный, внимание больше на периодизацию, меньше на особенности учений отдельных философов. 15-й вопрос – наоборот.
  • 16.Основные особенности и этапы развития русской классической философии.
  • 17.Тематическое пространство и основные традиции в русской философии конца хiх–хх вв.
  • 18.Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.
  • 19.Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии.
  • 20.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
  • 21.Природа как объект философского и научного анализа.
  • 22.Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
  • 23.Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
  • 24.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии
  • 25. Научные и философские модели антропогенеза.
  • 26. Экзистенциальные характеристики личности.
  • 27.Сознание человека как предмет филос. Рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии.
  • 28. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
  • 29. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии
  • 30. Структура и основные характеристики познавательного процесса
  • 31. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера
  • 32. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы
  • Наука, ее когнитивный и социокультурный статусы
  • 34. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества
  • 36.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике
  • 37.Проблема субъекта и движущих сил истории
  • 38.Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций
  • 39.Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии
  • 40.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире
  • Вопрос 40 – более общий по отношению к вопросу 41.Особое внимание в вопросе 41 – соотношению понятий «народность», «этнос» и «нация.
  • Феномен власти в жизни общества. Структура и функции власти
  • Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, типы и функции.
  • 44.Власть и государство. Исторические типы и формы государства
  • 45.Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология
  • 46. Традиции и новации в динамике культуры
  • 47.Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры
  • 53.Проблема начала и конца науки.
  • 54.Научное и вненаучное знание: их возможности и границы.
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества

    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией . Становление социальной философии как особой дисциплины философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в.

    Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. В литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

    – выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

    – система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

    – система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

    – система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

    – система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

    – система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

    – система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

    Проблемное поле социальной философии составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов.

    Специфика метода социально-философского познания обусловлена тем, что в отличие от познания естественнонаучного, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект-субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Социальные события и процессы характеризуются:

    – принципиальной контекстностью: никакой предмет нельзя взять «сам по себе», абстрактно;

    – сложным сочетанием объективных и субъективных факторов;

    – переплетением материальных и духовных проявлений социальной жизни.

    Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

    Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Шарль Монтескье, Герберт Спенсер, Александр Чижевский, Лев Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды Иоганна Гердера, Иммануила Канта, Георга Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Лестера Фрэнка Уорда, Жана Габриэля Тарда, Вильфредо Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Карен Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, для них был характерен определенный редукционизм – стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта.

    Стремлением преодолеть редукционизм были продиктованы такие влиятельные течения в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм.

    Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Классическое выражение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Марксизм отверг субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

    Историцизм - традиция познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта. Основатель традиции Вильгельм Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание . В рамках программы историцизма представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема особых социогуманитарных методов исследования социальной реальности.

    В деятельности этих направлений, если попытаться суммировать все их наработки, сложились три фундаментальных теоретических концепции общества , оказавших заметное влияние на развитие современного обществознания.

    Общество как реляционная система («система общественных отношений»). Исходным для этой концепции является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества (то есть способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) определяет его духовную жизнь (совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей). Общество прежде всего «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».

    Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые Маркс называет также материальными и базисными. Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания – чтобы существовать, люди вынуждены совместно участвовать в производстве материальных благ, вступать в торговые связи и т.п.. Базисными же они выступают, поскольку определяют экономический строй общества, а также полностью определяют соответствующую ему надстройку – политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи.

    Общество как структурно-функциональная система . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ века Толкотт Парсонс , интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. Он исходит из того, что системообразующим элементом общества является именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

    В дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма , ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

      адаптации (к физическому окружению);

      целедостижения (получения удовлетворения);

      интеграции (поддержания безконфликтности и гармонии внутри системы);

      воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

    В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (А – адаптация, G – целеполагание, I – интеграция, L – латентность) обеспечиваются соответствующими социальными подсистемами (экономика – политика – право – социализация). Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя соизмерять социальные действия акторов, избегать противоречий. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

    Общество как результат рационализации социального действия . Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ вв. Максимилиан Вебер , являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма .

    Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера является социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

    Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

      аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

      традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;

      ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

      целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

    Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, для современной западной цивилизации типичным является целерациональное действие. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на традиционные ценности как предрассудки. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей.

    В рассмотренных теоретических моделях общества, также как и в приобретших популярность в ХХ веке концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо просматривается философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.

    Одной из существенных характеристик системности обществу является его структура.

    Структура общества - это совокупность устойчивых координационных и субординационных связей между элементами содержания общества, которые обеспечивают его целостность и самодостаточность.

    1. По субстратному (по основным представителям) общество состоит из системы индивидов, а также из групп, этнических, социальных, демографических, профессиональных, региональных и других общностей.

    2. По способу организации жизнедеятельности и управления в структуре общества выделяются социальные институты и связи между ними. Они могут быть официальными (государственными) и неофициальными (негосударственными), различаются по предназначению и составу, конкретным организациям и другим основаниям.

    3. По наличию в обществе различных отношений и многообразию деятельности его структуру составляют виды отношений: экологические, демографические, материально-производственные, социальные, политические, правовые, нравственные, эстетические, научные, религиозные, образовательно-воспитательные, семейные и др. Существуют также аналогичные виды деятельности.

    4. В зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических или духовных потребностей выделяют два уровня жизни общества:

    Материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;

    Духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни.

    5. В зависимости от существования главных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:

    o материально-производственная сфера жизни общества;

    o социальная сфера жизни общества;

    o политико-правовая сфера жизни общества;

    o духовная сфера жизни общества;

    Существуют и другие сферы жизни общества. Особой сферой является военная жизнь общества.

    6. Обобщенной характеристикой структуры общества следует считать подход, выделяющий три типовых элемента, обладающих своей спецификой и связями:

    o функционирование сознания субъектов общества;

    o совокупность институтов общества;

    o система общественных отношений (деятельности).

    Философские основания теоретической модели общества. Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем как научной дисциплины. "Всякая человеческая деятельность, - писал он, - объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения".



    Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С.Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.

    В основе социальной философии могут лежать и другие подходы, но тогда возникают иные философские модели. Рассмотрим некоторые из них.

    В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.



    Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподоблялся социальному атому, а общество механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах.

    Многообразие философских учений о развитии можно свести к нескольким концепциям: диалектической, эволюционной, эмерджентной, структуралистской и синергетической.

    Диалектическая концепция развития является наиболее известной и популярной, в основном из-за того, что в её разработке активное участие принимали Гегель и Маркс. Основу диалектики образуют:

    * Идея всеобщей связи и зависимости в мире. Не существует ни одного элемента, который не был бы прямо или косвенно связан со всеми остальными элементами действительности. Мир есть взаимосвязанное единство, целостность.
    * Идея саморазвития. Мир развивается не потому, что его кто-то или что-то извне к этому побуждает, толкает, а потому, что он сам порождает источник своего развития. Этим источником является внутреннее противоречие.
    * Принцип противоречия как универсальной движущей силы саморазвития бытия.

    Диалектичность характеризует не только систему в целом, но и подсистемы. Между подсистемами и элементами систем возникают отношения противоречия, которые и вынуждают системы и подсистемы изменяться. Разрешение противоречия означает завершение цикла развития. Развитие как процесс объясняется и описывается через действие законов диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания. Диалектическое развитие строго подчиняется законам, но не подчиняется воле человека.
    Понимание мира как диалектически развивающегося целого имело свои достоинства. Однако развитие наших представлений о мире, появление новых данных из области естествознания, а также новые опыты из общественной жизни, из сферы развития научного знания, дали основания утверждать, что диалектика - это не универсальная концепция. Она годится для объяснения многих процессов развития, но есть феномены развития, которые нельзя ни объяснить, ни понять с помощью диалектики. Например, в развитии живой природы принято считать межвидовую борьбу частным проявлением общего закона противоречивости жизни. Но биологи доказали, что не всегда переход от одного качественного состояния к другому происходит таким путем. Иногда имеют место мутации и флуктуации.
    Как показывает социальная практика, диалектическая концепция развития уже исчерпала себя как универсальный инструмент объяснения общества. Социальные трансформации сейчас настолько тонки и разнообразны, что схемы диалектики далеко не всегда в состоянии объяснить источники, причины, механизмы социальных изменений. Тем более, что диалектика полностью игнорирует сознательно-волевой фактор и пасует перед субъективной реальностью бытия в мире.
    Поэтому, высоко оценивая диалектическую концепцию развития, приходится делать вывод, что она не является универсальной, а лишь частично и в определенных случаях объясняет механизмы и особенности развития природы и общества.

    Французский эколог Ж. Дорст сформулировал парадокс: «самая насущная проблема в области охраны природы - это защита нашего вида от нас самих». Приведите аргументы и контраргументы.

    4. Как Вы считаете, является ли самостоятельным общество (во взаимодействии с природой)?

    5. Что из них является определяющим (а что - подчиненным) во взаимозависимой системе «общество-природа»?

    6. Каким образом, по каким направлениям влияет на общество природа, и каким образом, по каким направлениям общество влияетна природу?

    7. Раскройте содержание терминов: антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера. В чем различие представлений о ноосфере у В. Вернадского и П. Тейяра де Шардена?

    8. В чем суть законов: 1) о росте интенсивности влияния общества на природу и 2) расширения ноосферы?

    9. Вопрос об отношении общества к природе совсем не является абстрактно-познавательным или производственно-техническим вопросом, а является в первую очередь социально-историческим вопросом , содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Как Вы понимаете это положение?

    Раздел 5. БЫТИЕ ОБЩЕСТВА.

    Что есть общество? В чем причина его постоянной динамики? Что составляет основу его развития и прогресса? Очень разными были анализ и ответы на вопрос. Российский ученый А.А. Богданов (1873-1928), например, рассмотрел общество со стороны организации и управления (он специализировался в области общей теории систем): «всякая человеческая деятельность, - писал он, - объективно является организацией и дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную- можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследоватьс организационной точки зрения». В ногу с А. Богдановым шли многие мыслители прошлого и настоящего, те, кто искал единственный, определяющий фактор в жизни общества: знание, власть, инстинкты, технику и др.

    По нашему мнению, созвучна данному подходу позиция современных украинских ученых (авторский коллектив во главе с И.Ф. Надольным) в учебнике 1997 г.: «Деятельность - способ существования социального. Условие, способ, движущая сила и сущность социального, а, следовательно, источник формирования социальности».

    Естественно, у данных взглядов есть философские противники, которые приводят весомые контраргументы, а именно:

    1. Многофакторность – т. е. каждое общественное явление, каждый фактор жизни равнозначны: экономика, религии, традиции, народ и т.д.

    2. Живое конкретно-историческое общество индивидуально и неповторимо . Скажем, социализм 20-х и 80- х годов ХХ в. в Украине, Великобритания или Южная Корея сегодня и т.д.



    Резонно? Да. И действительно-таки, глядя на живой социум, исследователю, просто субъекту тяжело определить, что же является в нем главным, а что - второстепенным, что существенно и что несущественно, на что стоит делать ставку, а чем можно пренебречь. Общество - очень сложный объект для изучения. Поэтому необходима теоретическая модель общества, ее преимущества (зачем она используется) следующие:

    1) Она работает с основными характеристиками [выделенными из большого множества объектов - то есть обществ людей], и, таким образом, выявляет необходимость в чистом виде, отвлекается от случайностей.

    2) Представляет общество как целостный организм, систему: то есть указывает на ведущее, определяющее и – на подчиненное, управляемое; на первичное, базовое и - производное, на взаимовлияние и зависимость сторон.

    3) Фиксирует исследуемый объект в предельно развитой форме с четко функционирующими законами его существования.

    Философский анализ общества как одной из основных форм бытия предполагает предварительное создание моделей, и знание их, результаты изучения переносятся на живое общество. Что такое теоретическая модель? Это система понятий, исследование диалектикикоторых раскрывает действительную диалектику жизни общества. Теоретическая модель общества позволяет понять социальный организм со стороны его: 1) сущности, 2) целостности, 3) логики существования

    Характер модели зависит от того, что кладется в ее основу.В истории философии были выработаны группы моделей общества, различающиеся между собой тем, какие факторы - внутренние или внешние по отношению к обществу - объявлялись решающими условиями человеческой истории.

    Те концепции, которые видели первоисточник последней "за пределами" общества, в природе, составили его натуралистическую модель . Натурализм, бывший одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли XVII-XVIII вв., реализовался в трех вариантах. 1)"Географический детерминизм" - объявлял природные факторы той или иной местности основной предпосылкой направленности, уровня и характера развития общества (представители Монтескье, Тюрго и др.).

    2) «Демографический детерминизм» - делает ставку на естественность, то есть « натуральность» самого общества, а именно на народонаселение, его физическо-психичес-кие аспекты: на расовую принадлежность людей, биогенетический «скелет» любого этноса (да, они влияют на социальные отношения и конфликты. Укажем на негритянские волнения в Филадельфии 1994 г., когда погибло 36 человек; негритянское движение под руководством М.Л. Кинга в 70-ые гг. ХХ в.), на количество и плотность населения. Так, У . Петти считал, что чем нация численно больше, тем она лучше развита. В ХУШ в. Мальтус, английский священник, в книге «Опыт о законе народонаселения» утверждал, что оно растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию - в арифметической. И к нынешнему периоду истории они соотнесутся как 256: 9 (народонаселение: средства к существованию). Однако были и другие мнения. Так, наш отечественный ученый К.Э. Циолковский однажды резонно заметил, что человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала несмело проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все пространство вокруг Солнца. Интересно также, что относительно развитых, обеспеченных стран справедлив и срабатывает такой парадокс современного периода истории: уменьшение рождаемости по мере роста материального благополучия. Самостоятельно найдите ему объяснение.

    Очевидно, чтонародонаселение как социумный, так сказать, биоприродный, субстрат, законы изменения народонаселения не являются определяющими относительно общества как социальной системы.

    3) Третий вариант натуралистической модели – концепция внеисторической "природы человека" (доктрины "естественного человека", естественного общества, морали, права и т.п.) (представители: Руссо, Ламетри, Дидро, Гердер, Фейербах, Чернышевский и др.). Своеобразной ("уродливой" по своей сути) разновидностью последнего варианта натурализма выступают те подходы, которые сводят социальный детерминизм к биологическим особенностям людей (тот же Мальтус, социал-дарвинизм, расизм, бихевиоризм).

    Итак, делать вывод об определяющем влиянии внешней причины (природы) на внутренние - собственные – законы развития общества нелогично. Источник развития общества бессмысленно искать снаружи, вне него.

    Вторую группу моделей общества составляют те, которые считают общество системой, имеющей внутренние источники саморазвития , принципиально отличные от природных. Поскольку в качестве этих источников называются либо духовное либо материальное начала, то все эти модели подразделяются на идеалистические и материалистические.

    Философы-идеалисты акцентируют специфику общества и человеческой истории, специфику отношений человека к миру, мимо которых прошли «натуралисты» , и в этом их заслуга. Во главу угла истории философы-идеалистыставят духовный фактор, идеальное начало – т. е. сознание, идеи (если кратко). Да, действия людей реально отличаются от поведенческих реакций животных тем, что в своей деятельности люди руководствуются идеальными побудительными мотивами и целями, идеальными проектами, а затем материализуют их в действительности.

    Идеалистические модели общества также неоднородны и в свою очередь могут быть разделены на субъективно-идеалистические и объективно-идеалистичес-кие. Субъективные идеалисты считают действующие в обществе идеальные побудительные силы последними причинами событий и не пытаются искать другие, более глубокие источники, определяющие эти силы. Они исповедует кредо «мнения правят миром», но мнения и мысли чьи, какого субъекта? - правителей, выдающихся

    личностей (скажем, прихоти мадам де Помпадур) движут историю,

    выступают самыми базовыми основаниями событий. По мнению

    Фихте, Шлегеля, Шопенгауэра, Ницше, представителей позитивизма, экзистенциализма, персонализма и др., человеческая активность ограничивается сферой духовной деятельности, отсюда - необходимость коренных общественных преобразований связывалась с задачей изменения только этой сферы. Характерным примером этого может служить мнение основоположника позитивизма Конта, писавшего: "Наша опаснейшая болезнь состоит в глубоком разногласии умов относительно всех основных вопросов жизни, твёрдое отношение к которым является первым условием истинного социального порядка" (1, с. 153).

    Ущербность этой позиции заключается в том, что все изменения в обществе связываются с сознанием и волей начальства или правительства и не раскрываются глубинные детерминанты, источники идеалов. Адепты идеализма, безраздельно господствовавшие в философии до середины XIX в., не дали систематизации и субординации общественных отношений, по существу дела и рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное накопление случайностей. Подобные концепции (Ф. Энгельс метко назвал их «теориями робинзонады») за деятельностью отдельных людей, направленных к своим определенным целям, не видели их общественного единства между собой и подчинение хода истории внутренним общим законам. А когда быстрое развитие общества является агрегатным движением миллионов «самостоятельных» робинзонов, - то господствует принцип субъективного идеализма: «сознание людей определяет их бытие».

    Однако, зададимся разрешением таких вопросов. Откуда берутся те или иные идеи в сознании людей? Чем диктуется их содержание, их актуальность? Поэтому объективный идеализм – концептуально лучше, идет глубже и дальше - он ищет объективные основания истории, внутреннюю логику событий общества. Объективные идеалисты видят первоисточник развития общества в некоем "внечеловеческом" духовном начале. Так, средневековые мыслители (Августин, Фома Аквинский) давали теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение божественного провидения. Своеобразной интерпретацией этого подхода к обществу является монадология Лейбница. Но наибольший рывок сделал Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Почему? Потому, что научное исследование общества, истории, подобно изучению природы, начинается там и тогда, где удается выделить объективныезаконы , независимые от воли и сознания преследующего свои цели человека.

    Гегель четко поставилпроблему объективных основ исторического процесса: интересы, воля, желание, действия людей, как правило разнонаправлены; но хаос случайного - только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность. Стоит идти не от субъективных намерений участников исторического процесса, хотя бы и самых выдающихся, а от внутренней, объективной основы, что делает историю единым, самом в себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль. Поэтому высшим этапом в развитии объективно-идеалистической философии выступает представление Гегелем социального процесса как саморазвития мирового духа. Вся история, по Гегелю, есть, по существу, история мысли, саморазвития разума, предстающего как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, осуществляющее в ходе социального прогресса "лишь свою собственную цель" (2, с. 397). Отсюда история же общества (в том числе материальные общественные процессы и явления) есть, по Гегелю, всего лишь "инобытие" мирового духа, они являются необходимым процессом развития абсолютнойидеи как «постепенное восхождение к свободе».

    Материалистическая модель складывалась первоначально в русле идеалистической модели в виде признания отдельных материальных явлений в качестве существенного условия истории человечества. Так, Гердер считал, что живые человеческие силы, способности - вот источник движения истории, основной закон которой - взаимодействие человеческих деяний и природных условий. Главным стимулом общественного развития является деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей (см.: 3). Руссо сформулировал и обосновал мысль о том, что частная собственность является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов (см.: 4, с.60). Гельвеций объяснял общественное и умственное развитие человечества его материальными нуждами (см.: 1, с.23). Французские историки Гизо, Минье, Тьерри пришли к убеждению, что "гражданский быт" - "имущественные отношения" составляют коренную основу всего общественного строя.

    Высшим этапом развития материалистической модели общества стала диалектико-материалистическая концепция исторического процесса, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Главным её достижением, в отличие от всех предшествующих, было "достроение материализма доверху", то есть применение принципа материализма к истолкованию всех законов и движущих сил развития общества, независящих от воли и сознания преследующего свои цели человека.

    Не отрицая огромной роли идей в обществе, диалектико-материалисти-ческая модель, тем не менее, предполагает рассмотрение идеальных стимулов жизни людей не как исходных, а как производных причин исторического процесса, требующих своего объяснения в конечном счёте из способа производства материальной жизни. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, - говорил К. Маркс, - а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (5, т.13, с.6), где общественное бытие понималось как материальная сфера общества, а общественное сознание как его духовная сфера .

    Общество (в широком значении) - это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

    Общество (в узком понимании) - это самодостаточная социальная группа людей, обладающая способностью человеческого коллектива к самод еят ельности.

    Модели понимания общества в истории философии:

    1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

    2) Идеалистическая модель - это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

    3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.

    Структура общества

    Самые большие группы людей (по отношению к управлению и власти): государство и гражданское общество.

    Гражданское общество - это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.

    Государство - это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей - государственного аппарата.

    Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства.

    Социальные классы:

    1) эксплуататорский класс крупных и средних собственников (владельцев) действующих факторов производства;

    2) эксплуатируемый ими класс работников, лишенных целиком или в значительной мере собственности на средства производства;

    3) класс мелких собственников средств производства, которые не эксплуатируют чужой труд и сами не подвергаются частнособственнической эксплуатации, однако не избавлены от налоговой, ростовщической и торговой эксплуатации, лишающей их большей части или даже всего произведенного ими прибавочного продукта. Первые два являются антагонистическими, а третий - промежуточным между ними. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а в добуржуазных обществах - сословий (или каст).

    Таким образом, с понятием «класс» связано обозначение социально- политического неравенства в обществе.

    Большие социальные структуры по исходным типам человеческих отношений:

    1. Базис общества: производственные отношения и взаимосвязанные с ними производительные силы.

    2. Надстройка: политико-юридические отношения, политические идеи и теории, право, политические организации и учреждения.

    Базис и надстройка взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Однако, не смотря на большую относительную самостоятельность надстройки, в конечном итоге, по отношению к ней экономическая структура является основополагающей, первичной. Роль базиса и надстройки как элементов общественной формации раскрыл К. Маркс.

    Производительные силы и производственные отношения:

    Их единство образует тот или иной исторический общественный способ производства.

    Производительные силы - это те вещественные и духовные факторы, благодаря которым осуществляется процесс производства. Они делятся на производительные силы людей (навыки, квалификация, организация, информация, воля и др.), производительные силы природы, освоенные людьми (средства производства), подразделяющиеся на орудия труда и предметы труда. Особое место в производительных силах занимает наука, которая интегрирует первый и второй элемент в единое целое.

    Производственные отношения - это отношения возникающие между людьми в процессе производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Сферы жизнедеятельности общества:

    Экономическая сфера - «вбирает в себя» отношения и деятельность по поводу производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Социальная сфера - это сфера где социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизни общества.

    Политическая сфера - это сфера деятельности людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти в интересах определенных классов и социальных сил. Ядром политической системы общества является государство.

    Духовная сфера - это сфера духовного производства, функционирования социальных институтов, создающих, накапливающих и передающих знания, ценности и проекты.

    Сферы жизни общества находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга. Экономическая сфера выступает главной детерминантой других сфер. Однако, несмотря на общую зависимость от экономической сферы развитие каждой сферы происходит и по своим законам.

    Специфика социальной сферы состоит в том, что, во-первых, социальные группы формируются и превращаются из материально- производственной в социальную общность только в ней и, во-вторых, все процессы происходящие здесь, протекают еще не по сознательному выбору, а объективно, как в экономической сфере.

    По настоящему социальные группы себя реализуют только в политической сфере, которая как бы концентрирует сферу социальную. Политика отражает соотношение социальных сил, через нее реализуются социальные потребности людей. Политическая сфера отличается от предыдущих сознательностью, осознанностью выбора, активностью субъектов деятельности и отношений. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели классов.

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

    Причины развития общества

    Материалисты утверждают, что исследование причин общественного развития следует начинать с изучения процесса производства непосредственной жизни, с объяснения практики из идей, а не идейных образований из практики.

    Тогда оказывается, что источником общественного развития является противоречие (борьба) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Возможности удовлетворения потребностей зависят от развития и борьбы двух факторов: производительных сил и производственных отношений, составляющих способ производства материальной жизни, который обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Исторические типы производственных отношений обусловлены формационными ступенями развития производительных сил.

    На известной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот и в надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных и философских форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

    Суть идеалистического понимания истории заключается в том, что исследование общества начинается не с анализа результатов практической деятельности, а с рассмотрения её идейных мотивов. Главный фактор развития видится в политической, религиозной, теоретической борьбе, а материальное производство рассматривается как второстепенный фактор. И тогда, следовательно, история человечества предстает не как история общественных отношений, а как история, морали, права, философии и т. д.

    Способы развития общества:

    Эволюция (от лат. evolutio - развертывание, изменения). В широком смысле - это любое развитие. В узком смысле - это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные.

    Революция (от лат. revolution - переворот) - качественные изменения, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное прогрессивное развитие. Революция может происходить во всем обществе (социальная революция) и в отдельных его сферах (политическая, научная и т. д.).

    Эволюция и революция не существуют друг без друга. Будучи двумя противоположностями они, вместе с тем, находятся в единстве: эволюционные изменения рано или поздно приводят к революционным, качественным превращениям, а те, в свою очередь, дают простор этапу эволюции.

    Направленность общественного развития:

    Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

    Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).

    Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).

    Вообще прогресс - это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.

    Стадийность исторического развития

    Теоретические конструкции прогрессивного стадийного развития общества предлагали как идеалисты, так и материалисты.

    Примером идеалистической трактовки прогресса может быть концепция трехстадийного развития общества, принадлежащая И. Изелену (1728–1802), по которой человечество в своем развитии проходит последовательно стадии: 1) господства чувств и первобытной простоты; 2) преобладания фантазий над чувствами и смягчения нравов под воздействием разума и воспитания; 3) господства разума над чувствами и фантазией.

    В эпоху Просвещения в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнав, С. Десницкий и др., была разработана материалистическая четырехстадийная концепция прогресса (охотническо-собирательская стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая), основанная на анализе технологических способов производства, географической среды, потребностей людей и других факторов.

    К. Маркс и Ф. Энгельс, систематизировав и как бы подведя итог всем учениям об общественным прогрессе, разработали теорию общественных формаций.

    Теория общественных формаций К. Маркса

    Согласно К. Марксу человечество в своем развитии проходит два глобальных периода: «царство необходимости», то есть подчиненности каким либо внешним силам и «царство свободы». Первый период, в свою очередь, имеет свои ступени восхождения - общественные формации.

    Общественная формация, по К. Марксу, - это ступень развития общества, выделяемая на основе признака наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и частной собственности. К Маркс рассматривает три общественные формации: «первичную», архаичную (доэкономическую), «вторичную» (экономическую) и «третичную», коммунистическую (постэкономическую), переход между которыми происходит в виде длительных качественных скачков - социальных революций.

    Общественное бытие и общественное сознание

    Общественное бытие - это практическая жизнь общества. Практика (греч. praktikos - деятельный) - это чувство-предметная, целенаправленная совместная деятельность людей по освоению природных и социальных объектов сообразно своим потребностям и запросам. Только человек способен практически и преобразовательно относиться к окружающему его природному и социальному миру, создавая необходимые для себя условия жизнедеятельности, изменения окружающего мира, общественных отношений, общества в целом.

    Мера освоения предметов окружающего мира выражается в формах практики, которые носят исторический характер, то есть с развитием общества меняются.

    Формы практики (по средствам жизнедеятельности общества): материальное производство, социальная деятельность, научное экспериментирование, техническая деятельность.

    Совершенствование материального производства, его

    производительных сил и производственных отношений, является условием, основой и движущей силой всего общественного развития. Так же как общество не может перестать потреблять, так же не может оно перестать производить. Тру

    Социальная деятельность представляет из себя совершенствование социальных форм и отношений (классовая борьба, война, революционные изменения, различные процессы управления, обслуживания и т. п.).

    Научное экспериментирование - это проверка на истинность научных знаний до их широкого использования.

    Техническая деятельность составляют сегодня ядро производительных сил общества, в которой живет человек, оказывают существенное влияние на всю общественную жизнь и на самого человека.

    Общественное сознание (по своему содержанию) - это

    совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, чувств, норм и мнений, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его развития.

    Общественное сознание (по способу формирования и механизму функционирования) не является простой суммой индивидуальных сознаний, а есть то общее, что содержится в сознании членов общества, а также результат объединения, синтез общих идей.

    Общественное сознание (по своей сущности) - это отражение общественного бытия посредством идеальных образов в сознании социальных субъектов и в активном обратном воздействии на общественное бытие.

    Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:

    1. Закон относительного соответствия общественного сознания структуре, логике функционирования и изменения общественного бытия. Его содержание раскрывается в следующих основных чертах:

    В гносеологическом плане общественное бытие и общественное сознание это две абсолютные противоположности: первое определяет второе;

    В функциональном плане общественное сознание иногда может развиваться без общественного бытия и общественное бытие может в некоторых случаях развиваться без влияния общественного сознания.

    2. Закон активного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот закон проявляется через взаимодействие общественных сознаний различных социальных групп, при решающем духовном воздействии доминирующей общественной группы.

    Эти законы были обоснованы К. Марксом.

    Уровни общественного сознания:

    Обыденный уровень составляют общественные взгляды, возникающие и существующие на основе непосредственного отражения людьми общественного бытия, исходя из их ближайших потребностей и интересов. Для эмпирического уровня характерны: стихийность, не строгая систематизация, неустойчивость, эмоциональная окраска.

    Теоретический уровень общественного сознания отличается от эмпирического большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения мира. Знания на данном уровне получают преимущественно на основе теоретических исследований. Они существуют в виде идеологии и естественнонаучных теорий.

    Формы сознания (по предмету отражения): политическая, нравственная, религиозная, научная, правовая, эстетическая, философская.

    Мораль - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью общественного мнения. Нравственность выражает индивидуальных срез морали, то есть её преломление в сознании единичного субъекта.

    Мораль включает в себя моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

    Нравственное (моральное) сознание - это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношении друг к другу, следовательно, оно выполняет роль регулятора поведения людей. В нравственном сознании потребности и интересы социальных субъектов выражается в виде общепризнанных идей и концепций, предписаний и оценок подкреплённых силой массового примера, привычек, общественного мнения, традиций.

    В нравственное сознание входят: ценности и ценностные ориентации, этические чувства, нравственные суждения, нравственные принципы, категории морали и, конечно же, нравственные нормы.

    Особенности нравственного сознания:

    Во-первых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением и поэтому нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеальный характер: человек должен осознать то, как его поведение оценивается общественным мнением, принять это и скорректировать своё поведение на будущее.

    Во-вторых, нравственное сознание имеет специфические категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть.

    В-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь).

    В-четвертых, существует два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический. На первом отражается реальные нравы общества, на втором формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования.

    Справедливость занимает особое место в нравственном сознании. Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Потому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости на все времена и для всех народов. Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости - степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация относительных и субъективных представлений о добре и зле.

    Древнейший принцип - «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - считается золотым правилом нравственности.

    Совесть - это способность человека к нравственному самоопределению, к самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

    Политическое сознание - это совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения, но и другими особенностями:

    Более конкретно выраженными субъектами познания.

    Преобладанием тех идей, теорий и чувств, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

    Правовое сознание

    Право - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью закона. Правосознание является элементом права (наряду с правовыми отношениями и правовой деятельностью).

    Правосознание есть такая форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе юридических законов, правомерность или неправомерность поступков, прав и обязанностей членов общества.

    Эстетическое сознание - есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

    Отражение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в форме художественного образа. При этом эстетическое сознание нельзя отождествлять с искусством, так как оно пронизывает все сферы человеческой деятельности, а не только мир художественных ценностей. Эстетическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную, гедонистическую.

    Искусство является видом духовного производства в области эстетического освоения мира.

    Эстетизм - это способность человека видеть прекрасное в искусстве и во всех проявлениях жизни.

    Законы развития общества:

    Всеобщие закономерности - это обусловленность реального общественного процесса диалектическими законами развития объективного мира, то есть законами которым подчинены все без исключения предметы, процессы, явления.

    Под общими законами понимаются законы, которым подчиняется возникновение, становление, функционирование и развитие в целом всех социальных объектов (систем), независимо от уровня их сложности, от их соподчиненности друг к другу, от их иерархичности. В число таких законов входят:

    1. Закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

    2. Закон первичности общественных отношений, вторичности социальных образований (общности людей) и третичности социальных институтов (устойчивых форм организации жизнедеятельности людей) и их диалектичной взаимосвязи.

    3. Закон единства антропо-, социо- и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», из «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени.

    4. Закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обуславливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов.

    5. Законы соотношения общественного бытия (практики людей) и общественного сознания.

    6. Закономерности диалектико-материалистического развития исторического процесса: диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, революции и эволюции.

    7. Закон прогрессивно-стадийного развития общества и его преломления в особенностях локальных цивилизаций, что выражает диалектическое единство сменности и преемственности, прерывности и непрерывности.

    8. Закон неравномерного развития различных обществ.

    Специальные законы. Им подчинено функционирование и развитие специфических социальных систем: экономической, политической, духовной и т. п., или же отдельных этапов (стадий, формаций) общественного развития. К таким законам можно отнести закон стоимости, закон революционной ситуации и т. д.

    Частные общественные законы фиксируют некоторые устойчивые связи, проявляющиеся на уровне самых простых социальных подсистем. Как правило, специальные и частные социальные законы более вероятностны, чем всеобщие.

    Следует избегать фаталистического и волюнтаристского понимания законов общественной жизни.

    Фатализм - представление о законах как о неизбежных, роковым образом действующих на людей силах, против которых они бессильны. Фатализм разоружает людей, делает их пассивными и беспечными.

    Волюнтаризм - это мировоззренческая установка, абсолютизирующая своду человеческого целеполагания и действия; взгляд на закон как на результат произвола, как на следствие никем не ограниченной воли. Волюнтаризм может приводить к авантюризму, неадекватному поведению по принципу «что хочу, то и ворочу».

    Формы общественного развития:

    формация и цивилизация.

    Общественная формация - это конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, то есть характеризующийся определенной ступенью развития его производительных сил и соответствующим ей типом производственных отношений.

    Цивилизация в широком смысле слова - это возникшая в результате разложения первобытного общества (дикости и варварства) развивающаяся социокультурная система, обладающая следующими признаками: частная собственность и рыночные отношения; сословная или сословно-классовая структура общества; государственность; урбанизация; информатизация; производящее хозяйство.

    Цивилизация имеет три типа:

    Индустриальный тип (западная, буржуазная цивилизация) предполагает преобразование, ломку, трансформацию окружающий природы и социальной среды, интенсивное революционное развитие, смену социальных структур.

    Аграрный тип (восточная, традиционная, циклическая цивилизация) предполагает стремление вжиться в природную и социальную среду, воздействовать на нее как бы изнутри, оставаясь ее частью, экстенсивное развитие, доминирование традиции и преемственности.

    Постиндустриальный тип - общество высокого массового индивидуализированные потребления, развития сферы услуг, информационного сектора, новой мотивации и творчества.

    Модернизация - это переход аграрной цивилизации к индустриальной.

    Варианты модернизации:

    1. Перенесение всех прогрессивных элементов в полном объеме с учетом местных особенностей (Япония, Индия и т. д.).

    2. Перенос только организационно-технологических элементов при сохранении старых общественных отношений (Китай).

    3. Перенос только технологии при отрицании рынка и буржуазной демократии (Сев. Корея).

    Цивилизация в узком смысле - это устойчивая социокультурная общность людей и стран, сохраняющих свое своеобразие, уникальность на больших отрезках истории.

    Признаками локальной цивилизации являются: один хозяйственный и культурный тип и уровень развития; основные народы цивилизации относятся к одному и тому же или сходным расово антропологическим типам; длительность существования; наличие общих ценностей, черт психологического склада, ментальных установок; сходство или однотипность языка.

    Подходы в интерпретации понятия «цивилизация» в ее узком смысле:

    1. Культурологический подход (М. Вебер, А. Тойнби) рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.

    2. Социологический подход (Д. Уилкинс) отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой. Культурная гомогенность может отсутствовать, главным же для образования цивилизации становятся: общий пространственно-временной ареал, городские центры и социально-политические связи.

    3. Этнопсихологический подход (Л. Гумилев) связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории и психологии.

    4. Географический детерминизм (Л. Мечников) считал, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда.

    Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:

    Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX века. Главное внимание он уделяет рассмотрению того общего, что есть в истории всех народов, а именно - прохождение ими одних и тех же стадий в своем развитии; все это сочетается с той или иной степенью рассмотрения особенностей различных народов и цивилизаций. Выделение общественных стадий (формаций) основывается на определяющей, в конечном счете, роли экономических факторов (развитие и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений). В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется классовая борьба.

    Конкретная интерпретация формаций в лоне этой парадигмы постоянно менялась: марксова концепция трех общественных формаций в советский период была заменена так называемой «пятичленкой» (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая общественно-экономические формации), а сейчас пробивает себе дорогу четырехформационная концепция.

    Цивилизационный подход разрабатывался в XIX–XX столетиях в трудах Н. Данилевского (теория локальных «культурно-исторических типов»), Л. Мечникова, О. Шпенглера (теория локальных культур, переходящих и умирающих в цивилизации), А. Тойнби, Л. Семенниковой. Он рассматривает историю через призму возникновения, развития, перспектив и особенностей различных локальных цивилизаций и их сравнения. Стадийность при этом учитывается, но остается на втором месте.

    Объективной основой этих подходов является существование в историческом процессе трех взаимопроникающих пластов, познание каждого из которых требует применения особой методологии.

    Первый пласт - поверхностный, событийный; требует только правильной фиксации. Второй пласт охватывает многообразие исторического процесса, его особенности в этническом, религиозном, хозяйственном, психологическом и других отношениях. Его исследование производится методами цивилизационного подхода и, в первую очередь сравнительно-историческим. Наконец, третий, глубинно сущностной пласт воплощает в себе единство исторического процесса, его основу и самые общие закономерности развития общества. Он познается лишь средствами разработанной К.Марксом абстрактно-логической формационной методологии. Формационный подход позволяет не только теоретически воспроизвести внутреннюю логику общественного процесса. Но и построить его мысленную модель, обращенную в будущее. Правильное сочетание и корректное использование обозначенных подходов является важным условием военно-исторических исследований.

    ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

    Человек в системе социальных связей:

    Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей. Объективные условия социальной жизни всегда тесно взаимосвязаны со своей противоположностью - субъективными условиями.

    Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей.

    Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают, как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность является сознательной. Категория «субъективный фактор» служит для того, чтобы раскрыть механизм воздействия людей на объективные условия общественной жизни, показать значение практики в изменении социальной деятельности. Это понятие отвечает на вопрос: кто действует, какая социальная сила осуществляет общественные преобразования.

    Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием, политическим строем общества должны войти в объективные условия.

    Объективные условия не сводятся только к материальным фактором. Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: всегда следует исходить из деятельности реальных субъектов, а не только из их сознания.

    Таким образом, объективный и субъективный факторы - необходимые стороны деятельности людей, находящиеся в тесном взаимоотношении. Объективные условия определяют вероятное направление и результаты деятельности субъективного фактора. Он же обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

    Проблема отчуждения

    Объективные обстоятельства порождают проблему отчуждения человека, то есть его отстранения от основ жизнедеятельности: собственности, природы, творчества, других людей. Эту связь можно установить, анализируя человеческую деятельность и общение.

    Так, общение может быть двух типов: а) непосредственное, субъект - субъектное общение индивидов (S 1 ..........S 2) и б) отчужденное опосредованное (насилием, государством, товарно-денежными отношениями) общение (S 1 → опоср. звено → S 2).

    Структурные компоненты деятельности (потребности-мотив → интерес → оценка → целеполагание → выбор средств → действие) могут быть частями либо отчуждённой деятельности, либо неотчуждённой. Таким образом, последовательный гуманизм может быть реализован только при ликвидации отчуждения, что означает: устранение всех опосредствующих социальных звеньев между субъектами при их общении и реализацию каждым субъектом своей сущности во всех звеньях деятельности.

    Насилие и ненасилие

    Насилие - это способ принуждения кого-либо, включающий угрозу применения или применение силы, нарушение безопасности, с целью приобретения, господства, выгоды, получения привилегий. Насилие как общественное явление, как вид социального действия, всегда связано с силой, ее применением.

    Социальная сила - это возможности государства, общественной группы использовать реальные ресурсы для воздействия на поведение других стран, общностей людей в желательном для себя направлении. Сила может быть использована в качестве аргумента деятельности людей, а может и не быть востребованной.

    Насилие - историческое явление, оно возникло на определенном этапе развития общества.

    Причины насилия:

    Во-первых, несправедливое распределение собственности, доходов, жизненных благ, власти между людьми, социальными общностями, странами.

    Во-вторых, связанная с этим антагонистическая социальная структура, состоящая из групп, слоев, политических сил, имеющих противоположные цели и интересы.

    В-третьих, наличие государственных политических доктрин, учений, идеологий, которые обосновывают необходимость насилия, в том числе и вооруженного.

    Социальное насилие всегда имеет политическую направленность. В этом состоит его сущность. Оно не существует вне политики, вне общественных отношений. Поэтому сферой политического насилия прежде всего являются политические отношения, политическая борьба.

    В зависимости от отношения к общественному прогрессу социальное насилие подразделяется на:

    Прогрессивное, рациональное;

    Регрессивное, иррациональное.

    В зависимости от политической системы и режима насилие бывает демократическим, авторитарным и тоталитарным.

    Тоталитаризм - это социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государства в идеологию, экономику, культуру, общественную и личную жизнь.

    Вооруженное насилие - это крайний способ принуждения, вид насильственных действий, где средством воздействия выступает оружие и организация людей его применяющая.

    Насилию всегда противостояла философия ненасилия. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь «Не убий!»

    Человек и исторический процесс, личность и массы:

    Исторический процесс - это движение общества во времени, его развитие во всех сферах жизнедеятельности. История общества включает в себя совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, больших и малых социальных групп, всего человечества.

    Идеи о «конце истории» (Ф. Фукуяма) бессмысленны и вредны.

    Субъект истории - это личность или социальная группа действующая осознано, самостоятельно и ответственно за свою деятельность.

    С точки зрения христианской философии подлинным субъектом истории является Бог. Народ становится субъектом истории только в том случае если осознал и почувствовал любовь, мудрость и волю Бога, уверовал в него, живет и действует по его законам.

    В представлениях субъективных идеалистов субъектом истории являются выдающиеся личности, «творческое меньшинство», герои, которые бросают вызов «толпе», увлекают ее и ведут за собой. Например, исторический релятивист Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955) считал, что деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является двигателем истории.

    В диалектическом материализме не отрицается ни роль духовного начала в обществе, ни роль выдающихся личностей (то есть людей, оказавших влияние на ход истории), но указывается, что деятельность исторической личности зависит от объективных обстоятельств, которые задают возможности и направления деятельности. Всякие попытки игнорировать их приводили эти личности к краху; их устраняли с исторической арены.

    Таким образом личность не может изменить законы развития общества, но может изменить картину истории. И здесь мы должны сказать о том, что диалектика «объективного» и «субъективного » в истории заключается в том, что первый фактор не является однозначным, он многовариантен и только люди делают выбор из множества альтернатив.

    Подлинным творцом истории является народ - социальный субъект, воплощающий в себе единство народных масс и выдающихся личностей. Что обеспечивает это единство ? Общая историческая судьба, общая вера, отражающая глубинные потребности, историческая память народа, общая историческая перспектива. Поэтому прав Г. Гегель: «Каждый народ имеет то государство, которое он заслуживает».

    В марксистской литературе термином «народ» называют слои населения, участвующие в решении задач социального прогресса.

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

    Глобальные проблемы современности

    Понятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин «глобальный» стал использоваться для характеристики общепланетарных проблем.

    Глобальные проблемы - это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

    Причины глобальных проблем

    Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

    во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

    в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

    в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

    Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

    1. Отношения человека к природе порождают природно-социальные глобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

    Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

    2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

    3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

    Ключевой проблемой, от решения которой зависят все остальные является проблема мирового социального и экономического развития. Ее содержание таково:

    с одной стороны, неравномерность развития различных стран и регионов привела к социально-экономическому и политическому доминированию и диктату Западных государств, что ведет к несправедливому экономическому обмену в мировом масштабе и, следовательно, обнищанию менее развитых стран;

    с другой стороны, сейчас происходит формирование основ постиндустриального общества и их борьба с элементами старого индустриального и доиндустриального обществ. Эти два момента могут привести к необратимым последствиям - безнадежному отставанию большинства народов мира от стран Запада.

    Важнейшей проблемой является проблема войны и мира. Ее актуальность показал Н. Моисеев, обосновав возможность наступления «ядерной зимы» в результате конфликта с использованием современного оружия. Н. Моисеев также разрабатывал принцип коэволюции, согласно которому человечество способно выжить лишь в условиях совместного и согласованного существования общества и природы.

    Глобализация

    Понятие «глобализация» имеет различные трактовки:

    Глобализация - это растущая взаимозависимость различных стран и регионов, экономическая и культурная интеграция человечества.

    Глобализация - это универсализация производительных сил, экономических отношений и способов общения.

    Глобализация - это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства в мировом масштабе на основе монетаризма и военно-политического гегемонизма.

    Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего:

    Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям:

    Первая версия - теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон.

    Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами.

    Третья версия: революционное перераспределение между всеми людьми ресурсов и средств производства и развертывание на основе новейших технологий планового социалистического хозяйства.

    Скорее всего, возможен путь, в котором проявятся в той или иной степени все три варианта. Самым желательным исходом стало бы появление конфедерации цивилизаций с устойчивым развитием, а затем через взаимное восприятие и обмен ценностями - единой планетарной цивилизации.

    Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

    Концепция устойчивого развития разрабатывалась Римским клубом, основанным в 1968 г. и другими общественными организациями. Выдвинутая на Второй Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), которая состоялась 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и опирающаяся на доклад Комиссии Брундтланд, концепция включает следующие основные положения:

    В центре внимания - люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

    Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

    Удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущие поколения.

    Уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества.

    Чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.

    Футурология - это специальная область исследований различных наук, которая занимается предвидением будущего человечества.