Для успешного старта молодых специалистов нужны поддержка и внимание. Профессии для молодежи: предложение и спрос

На чтение 2 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано Май 26, 2017

Лето – прекрасная пора… И не только для отдыха! Многие юрьевецкие школьники имеют большое желание работать в свободное от учебы время! И такая возможность есть!
Юрьевецкий центр занятости населения совместно с администрацией Юрьевецкого района, управлением образования администрации Юрьевецкого района ежегодно занимается вопросом временного трудоустройства несовершеннолетних. Социальную пользу занятости молодежи, особенно в период каникул, невозможно недооценить. С каждым годом численность желающих работать в свободное от учебы время растет. В этом году уже более 50 человек выразили желание трудоустроиться. Но, к сожалению, количество предприятий и организаций, принимающих на временные работы несовершеннолетних, невелико. В итоге количество рабочих мест ограничено. Из местного бюджета ежегодно выделяются средства на создание временных рабочих мест для несовершеннолетних, но, чтобы удовлетворить потребность всех желающих, их не хватает, поэтому вопрос трудовой адаптации подростков встает весьма остро.
В основном молодежь занимается уборкой помещений, благоустройством, очисткой, озеленением территорий воинских захоронений, обелиска Славы, Городского сада, оказанием социальной помощи пожилым людям. Занятость подростков позволяет не только заработать честным трудом деньги на первоочередные нужды, но и повышает интерес к получению первичных трудовых и профессиональных навыков, воспитывает чувство ответственности и трудолюбия.
В период временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время службой занятости населения оказывается материальная поддержка в размере 850 рублей. Работодатель выплачивает заработную плату за фактически отработанное время исходя из минимального размера оплаты труда.

Одной из самых уязвимых на рынке труда категорий граждан является молодежь — выпускники среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. И это понятно, ведь у молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, нет опыта работы, еще недостаточно серьезна мотивация к трудовой деятельности, а полученная профессия не всегда востребована работодателями. Залог успешного профессионального старта для начинающих специалистов - это вера в свои силы, поддержка государства и работодателей.

Одним из шагов на пути к решению проблемы трудоустройства является участие выпускников в мероприятиях активной политики занятости населения — «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» и стажировке выпускников. В настоящее время в нашей области проходит акция для молодежи «Моя первая работа», которая включает ярмарки вакансий с участием работодателей, видеособеседования с использованием скайп-связи, имидж-мастер-классы, групповые консультации с применением интернет-технологий и многое другое.

— Стажировка - это временная занятость, организованная специально для выпускников - молодых специалистов, — пояснила нам начальник отдела ОГКУ «Пучежский ЦЗН» Ольга Николаевна Спирина. — Получив диплом, выпускник обращается в Центр занятости населения, где сотрудниками подбирается перечень предприятий для прохождения стажировки. Участниками стажировки могут быть выпускники средних профессиональных учебных заведений, не работавшие ранее и не достигшие 20-летнего возраста.

Стажировку выпускнику можно пройти в организациях — юридических лицах (кроме государственных и муниципальных учреждений), у индивидуальных предпринимателей, где возможна организация рабочего места для прохождения стажировки по полученной выпускником профессии (специальности).

— Для этого создается временное рабочее место?

— Да, работодателю необходимо создать временное рабочее место для прохождения стажировки сроком до шести месяцев и заключить договор об организации стажировки с Центром занятости населения. На период стажировки с работником также заключается срочный трудовой договор с соблюдением всех правил трудового законодательства.

Одним из привлекательных условий участия в данном мероприятии является возмещение работодателю затрат на оплату труда стажера из средств областного бюджета (не более 7500 рублей в месяц плюс страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

— Ольга Николаевна, а молодые специалисты получают какую-либо материальную поддержку в данном случае?

— При реализации направления «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» молодым специалистам выплачивается материальная поддержка из расчета 850 рублей в месяц.

У выпускников появляется прекрасная возможность зарекомендовать себя на предприятии, научиться работать в коллективе, а в перспективе - получить постоянную работу. Всем известно, что на любом предприятии периодически происходит смена кадров: кто-то уходит на пенсию, а кто-то в декрет, появляются вакантные места для работы.

Перспективы трудоустройства после окончания временного трудоустройства, конечно же, в первую очередь зависят от самого выпускника — насколько он проявит свои профессиональные качества, активность, грамотность и готовность к трудовой деятельности. Если работодатель будет доволен его работой, то появляется перспектива дальнейшего сотрудничества.

Кстати, данные направления реализуются службой занятости уже не первый год. В 2016 году 3 выпускника смогли принять участие в этих программах. Благодаря долголетнему сотрудничеству и взаимопониманию с работодателями центром занятости заключены 2 договора с ООО «Ришелье» и СПК «Верный путь». Отрадно, что 2 выпускника получили постоянное трудоустройство по профессиям «швея», «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Теперь что касается этого года.У Артема Ш., выпускника Нижегородского индустриального техникума, самостоятельный поиск работы не увенчался успехом. Пройдя собеседование в нескольких организациях и не получив предложения на работу, юноша обратился в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве. Результатом работы стало заключение договора с ООО «Ришелье» по временному трудоустройству выпускника СПО по полученной профессии «Мастер сухого строительства». Он приступил к работе с 20 марта.

В ООО «Ришелье» стажируется Анастасия К. по профессии «швея». Первые навыки Настя получила в колледже.

— Меня тепло приняли в коллективе, помогают и подсказывают, как правильно применить полученные знания. Вообще работа моя нравится.

По словам инженера-технолога Надежды Алексеевны Маловой, Настя не боится трудностей, стремится выполнить любую работу добросовестно, качественно, что в нашем деле немаловажно. Думаю, у нее все получится.

Молодежи, на самом деле, много не нужно. Им требуется одобрение и поддержка. Когда ребята видят, что их работы находят одобрение, у них буквально «крылья вырастают». Именно участие в данных программах дает понять выпускникам, что они способные и обязательно добьются успеха в профессии и, конечно, накладывают на них и определенную ответственность за полученное дело.

Полученная работа для этих ребят — это не просто вакансия, стажировка или подработка. Работа для них сейчас — это старт всей профессиональной карьеры. От того, каким будет этот старт, зависит их успех в будущем.

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением . Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % .

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи .

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
  3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)

Насретдинова М.М.

Студент, Башкирский государственный университет

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов

Аннотация

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, трудоустройство, занятость, безработица.

Nasretdinova MM

Student, BashkirStateUniversity

The problem of employment of students and graduates

Abstract

This article will address the issue of employment of college students. Youth unemployment remains one of the most acute problems in the workplace. The aim of the study is to identify the location of students in the labor market, as well as to identify factors that hinder find a good job. Based on the results of the study provide recommendations for optimizing placement of students.

Keywords: youth, students, job placement, employment, unemployment.

В данной статье будет рассматриваться такая группа молодежи, как студенты, а именно занятость учащихся студентов и студентов-выпускников.

Положение молодежи на российском рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

Во-вторых, они – будущее страны.

Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. Чаще всего студентам говорят прийти в последний день практики за печатью и подписью. А на собеседовании «многообещающе» говорят: «Мы Вам перезвоним».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет.

По данным Росстата за май 2013 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи от 15 до 24 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 3,3%, 20-24 лет – 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,4%) и 20-24 лет (11,6%). По сравнению с маем 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,4 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет – на 0,1 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2013г. составил 16,8%, в том числе среди городского населения – 17,25%, среди сельского населения – 16,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза.

По данным Росстата можно сказать, что за последний год безработица среди молодежи выросла. Это обусловлено переходом на европейскую систему образования. Если раньше ВУЗы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров. Работодатели считают бакалавриат незаконченным высшим образованием, так как на эту программу образования выделено меньше часов, чем на специалитет, так, во многих вузах бакалавры учатся на год меньше, чем учились бы специалисты.

Еще одной проблемой при трудоустройстве, выделенной студентами является отсутствие опыта работы. В отчете «Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2013г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)» было выделено число безработных по наличию опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В мае 2013г. их численность по сравнению с маем 2012г. увеличилась на 46 тыс.человек, или на 4,3% и составила 1,1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 10,4% составляет молодежь до 20 лет, 44,0% – от 20 до 24 лет, 20,3% – от 25 до 29 лет.

По данным онлайн-опроса на сайте «Анкетер» на вопрос «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются студенты и выпускники ВУЗов при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7% студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0% опрошенных, 16,7% студентов считают, что возраст тоже может стать проблемой трудоустройства, еще одной из важных проблем, по мнению респондентов, является то, что работодатель не считает бакалавриат высшим образованием, так считают 16,7% студентов. Невозможность работать полный рабочий день отметили 18,4% опрошенных. Также студенты считают проблемами трудоустройства такие, как отсутствие военного билета (12,5%) и некотируемость ВУЗа (8,3%).

Сейчас многие молодые люди с образованием пополняют ряды “челноков”, уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу теневой экономики.

Так, на вопрос «Вы работаете по своей специальности?» положительно ответили только треть студентов(33,3%), остальные 66,7% работают не по своей специальности.

Также, среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9% - профессиональное, 23% - полное среднее и только 0,3% - начальное образование

Но стоит учитывать, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного - сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы. Еще раз обратимся к онлайн-опросу с сайта «Анкетер». Студентам задавался вопрос «Есть ли в вашем ВУЗе программа помощи выпускникам? Направления на работу?», на который положительно ответили 71,4% респондентов и отрицательно – 28,6%. Да, действительно существуют программы помощи, но напрашивается вопрос об их качестве. Часто встречается такое, что учебное заведение договорилось о стажировке энного количества студентов в фирме/на заводе и пр., но эти фирмы/заводы чаще всего не имеют возможность принять студентов на достаточное для получения практических знаний время. Поэтому студенты чаще всего идут работать не по специальности, а, как уже указывалось выше, менеджерами, промоутерами, курьерами и на другие должности низшего звена с маленькой перспективой карьерного роста или вообще без нее. И, что не удивляет, трудоустройство по таким вакансиям чаще всего неофициальное. То есть даже работая, студент не получает записи в трудовой книжке, что опять же лишает его опыта работы, но в данном случае документально подтвержденного.

Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Ответ на вопрос: «Какая у Вас форма трудоустройства?», показали, что из числа работающих студентов около 40 % имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же (60%) трудовые отношения с работодателем не оформлены или являются неофициальными.

Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела.

Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т.п. работников.

Теперь обратимся к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу и что они при этом учитывают.

Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников вузов они ценят, прежде всего:

Качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков),

Наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков,

Способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:

Качества подготовки специалистов в вузах,

Развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,

Структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,

Обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,

Развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов,

Профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,

Развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,

Адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,

Создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.

Как показывают многочисленные опросы работодателей только в Москве, пока выпускники негосударственных вузов у них явно не в почете. Более 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом госвуза. В целом качество выпускников сегодня очень неоднородно – что в государственных, что в негосударственных вузах. Поэтому в условиях большого насыщения рынка труда у работодателей есть возможность выбора. И если бы мы говорили о цифре “более 90 процентов”, то тогда стоило бы говорить о неких негативных тенденциях. А приведенные результаты опроса естественны. Конечно, репутация вузов зависит от них самих. В частности, от умения вуза работать с работодателем и трудоустраивать своих выпускников.

Литература

1. Википедия - свободная энциклопедия, URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 01.07.2013);

2. Сайт «Анкетер», опрос на тему «Занятость студентов ВУЗов», URL: http://www.anketer.ru/polls/view/26874/ (дата обращения 03.07.2013);

3. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999, URL: www.socioline.ru (дата обращения 07.07.2013);

4. Федеральная служба государственной статистики Росстат, «Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2012г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)»;

5. Шийко Д.С., аспирант Московского института электроники и математики, «Эффективность рынка занятости молодежи», Электронное научное издание «ТРУДЫ МЭЛИ: электронный журнал»;

6. Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009;

7. Агранович М., «На работу – с первого курса», Российская газета, “Союз. Беларусь-Россия” №478 (42), http://www.rg.ru/2010/11/12/rabota.html (дата обращения 12.07.2013);

1

Симчук С.А. 1

1 Государственный технический университет

1 Силиванова, Н. Основные проблемы экономики на дальнем востоке / Н. Силиванов. – М.: Юнити, 2010. – 341 с.

2 Вишневская, А. Экономика на дальнем востоке/ А. Вишневская. – М.:. Экономист, 2011. - 255с.

3 Богатуров, А. Д. Восточная Азия: перспективы развития. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии / А. Д. Богатуров. – М.: Ника-центр, 2006, - 293 с.

На Дальнем Востоке одна из самых кричащих проблем — это проблема недостатка рабочих рук. Она порождает и перекосы в развитии отдельных территорий, и недостаточный уровень развития в тех или иных субъектах федерации, необходимость заниматься более тщательно регулированием миграционных потоков и массу других проблем. Отсюда уезжают люди работоспособного возраста, высокой квалификации. А приезжают мигранты совершенно не той категории. Поэтому всю молодёжную политику нужно направить на обеспечение молодых местных дальневосточников интересной работой, достойной зарплатой, доступным жильём, качественным здравоохранением и образованием, досугом. Молодёжь и постоянное население - это фундамент развития Дальнего Востока.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения - ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред-ставляет наиболее многочисленную груп-пу безработных - более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокуп-ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

Несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;

Отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

Превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

Низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

Недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.

В заключение могу сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Однако основной проблемой в вопросах трудоустройства выпускников вузов, по мнению директора агентства по подбору персонала «Карьера-Форум» Галины ПОПОВОЙ, остается несовпадение ожиданий молодых специалистов и работодателей. «У многих выпускников действительно слабые представления о том, какие компании есть на рынке, какие условия они выдвигают, за что они готовы предложить хорошую зарплату, а за что нет. А работодатели часто разочарованы тем, что выпускники не обладают теми знаниями, которые нужны в первую очередь на рабочих местах», - говорит она. Если говорить об ожиданиях по заработной плате, которую хотят получать выпускники вузов, то в прошлом году, по словам Галины Поповой, в среднем они запрашивали 30 тысяч рублей. Конечно, были те, кто хотел и 60, но многие начинающие специалисты были готовы работать и за 10-15. Немаловажную роль сегодня в успешном трудоустройстве молодых специалистов играют и их личностные качества. По словам Екатерины ЧЕРНОВИЦКОЙ, заместителя руководителя департамента образования и науки администрации Приморского края, главная задача высшей школы - не только дать знания и воспитать интеллигентного и образованного человека, но и сделать его успешным. А успешным человек может стать только тогда, когда найдет себя в профессии. Сегодня востребованы не только диплом, в котором хорошие оценки, и хорошие знания, сегодня очень важны новые компетенции, которыми должен обладать выпускник, и самое важное - это человеческие качества. У многих компаний вопросы не к диплому, а к самому человеку: способен ли он работать в коллективе, способен ли взять на себя ответственность? Это очень важно».

Библиографическая ссылка

Симчук С.А. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 62-63;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34517 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»