Психонетика @ территория коммуникаций. Работа с тревогой с позиции гештальт-подхода Научитесь тормозить воображение работой

Наверняка вам знакомо подобное состояние: вроде бы все хорошо, нет причин для беспокойства, но вы ощущаете невесть откуда взявшуюся тревогу. Становясь все сильнее, она напоминает панику, и вы уже не можете совладать с собой, вещи валятся из рук, мысли о работе не идут в голову, вы нервничаете и будто ждете, что вот-вот случится нечто плохое. Внезапно появившееся беспокойство превращается в страх, причем вы не можете объяснить, чего именно боитесь. Если с вами случалось подобное, не переживайте: это вполне нормально, и вас окружает великое множество людей, периодически испытывающих то же самое.

Конечно, полностью избавляться от таких эмоций, как тревога и страх, не стоит, да и не получится. Именно они призваны защищать нас от возможных угроз, благодаря им мы «не расклеиваемся» в трудной ситуации, мобилизуем все свои силы, начинаем быстрее соображать и искать пути решения проблемы. Если для тревоги есть причина, то она не ставит нас в тупик, она лишь помогает нам собрать волю в кулак и идти дальше, чего никак нельзя сказать о беспокойстве на пустом месте. Такое чувство может стать по-настоящему разрушительным. Ощутив страх , человек автоматически ищет то, что его пугает, но если не находит, начинает бояться еще сильнее. Ему кажется, что он попал в западню: тревога нарастает, но избавиться от ее причины, а значит, и от самой нервозности, не получается. Он чувствует себя беспомощным и обессиленным, не может сконцентрироваться на привычных делах. Не удивительно, что у некоторых людей случаются самые настоящие панические атаки: в такие моменты они не могут себя контролировать, у них кружится голова, потеют ладони, появляется одышка и тошнота, учащается сердцебиение. Если вы не хотите пережить подобное, то наши советы вам пригодятся. Итак, как же справиться с беспричинной тревогой?

Попытайтесь найти причину

Как бы парадоксально это ни звучало, но даже у беспричинной тревоги есть своя причина. Возможно, вы не способны моментально выдать правильный ответ, но приложите усилие, чтобы понять, в какой именно момент вы начали испытывать невесть откуда взявшееся беспокойство . Может, это произошло во время разговора с боссом, когда тот вскользь упомянул о задании, которое дал вам уже давно и которое вы никак не можете выполнить? Прислушайтесь к себе и своим ощущениям, «пробегитесь» мысленно по всем сферам своей жизни: все ли в порядке в семье, у родителей, в отношениях с друзьями и на работе? Не услышали ли вы с утра по телевизору какую-то неприятную и пугающую новость? Что бы это ни было, попытайтесь разобраться в причинах своей нервозности. Вот увидите, вам сразу станет легче.

«Пробегитесь» мысленно по всем сферам своей жизни: все ли в порядке в семье, у родителей, в отношениях с друзьями и на работе?

Озвучьте

Если в одиночку не можете понять причины тревожного состояния, то поговорите с кем-то, кто вам близок и отлично вас понимает. Это может быть мама, сестра или подруга, главное, чтобы ваш «психотерапевт» не впал в ступор от фразы: «Я чего-то боюсь и сама не знаю, чего». Если такой человек в вашем окружении есть, то смело набирайте его номер и спокойно объясняйте, что ощущаете беспричинное беспокойство. На самом деле этот метод существует не для того, чтобы кто-то «промыл» вам мозги, все гораздо проще: поговорив с человеком, который скажет вам: «Все хорошо, не переживай», а потом отвлечет от мрачных мыслей, рассказав пару интересных историй, вы и сами не заметите, как успокоитесь и забудете о своей тревоге.

Отвлекитесь

Где бы чувство беспричинного страха вас ни застало, постарайтесь сделать все, чтобы не оставаться наедине со своими мыслями: если вы находитесь дома, то включите интересный фильм, лучше всего комедию, погрузитесь в книгу, позовите в гости или на прогулку близкую подругу, а если беспокойство «накрыло» на работе, то смените книгу на важные документы, требующие предельной концентрации, или, наоборот, пригласите коллег к столу с чаем и печеньем.

Отлично справляется с беспокойством теплая расслабляющая ванна с маслом лаванды.

Выдохните

А потом вдохните, а потом еще раз выдохните. Проделайте это упражнение несколько раз, пусть каждый вдох будет глубоким, именно такая дыхательная гимнастика способна помочь в борьбе с беспричинной тревогой и страхом. Кроме того, отлично справляется с беспокойством теплая расслабляющая ванна с маслом лаванды. Это растение известно тем, что оно с легкостью успокаивает даже не в меру «разбушевавшуюся» нервную систему. А после ванны выпейте чай с мятой или теплое молоко. После этих процедур вы заснете сном младенца, а наутро от тревоги не останется и следа.

Обратитесь к специалисту

Если вы честно пытались самостоятельно справиться с беспричинной тревогой, но у вас ничего не получается, а приступы повторяются с завидным постоянством, то самое время обратиться к специалисту. Расскажите психотерапевту о своей проблеме, он поможет выяснить причины нарастающего беспокойства, а также разработает для вас персональную программу борьбы с тревогой. При необходимости врач может назначить нужные вам лекарства.

Каждый из нас хоть раз испытывал противоречивые чувства. Всё хорошо дома и на работе, близкие люди здоровы, но при этом в душе сидит непонятное чувство беспокойства, которое не имеет видимой причины. В психологии это состояние давно обрело понятие – тревога.

Иногда кажется, что любое радостное событие несет за собой беду, а ожидание проблем постепенно перерастает в страх. Что же делать тем, кого чувство тревожности одолевает постоянно? Как избавиться от страха и тревоги? Как побороть тревогу раз и навсегда?

Откуда берется тревога и беспокойство?


Тревога – чувство, которому поддаются многие. Предшествующие негативные события могут заставить человека переживать за свое будущее, бояться повторения болезненной ситуации. Это нормальная реакция организма на проблемы извне. Но есть отдельная категория тревоги, которая называется «неадекватная». Это чувство, которое приходит, будто бы ниоткуда, и остается надолго. Тело сковывает напряжение, которое не удается снять. Необязательно должно случиться что-то плохое, чтобы человек оказался заложником беспокойства. В такой ситуации тревога совсем не показатель нормального функционирования организма, а наоборот, свидетельство какого-то психологического расстройства.

Любая стрессовая ситуация приводит к душевному дискомфорту. Смерть близкого человека, развод, потеря работы – всё это может стать толчком к депрессии. А тревожное расстройство является способом развития заболевания. Растёт тревожность – прогрессирует болезнь.

Есть разные причины возникновения болезненных реакций на стресс: генетическая предрасположенность, особенность характера, избыток или недостаток какого-либо гормона, употребление определенных видов лекарств, физическая истощенность.

Помните – неадекватная беспокойность является симптомом более глубокой проблемы. Если в подсознание проникают мысли – «Как бороться с тревогой? Как преодолеть тревогу раз и навсегда?» – значит, вы на верном пути, чтобы победить свой недуг.

Симптомы тревожного расстройства


Симптомы, как и у многих психических расстройств, делятся на два типа: вегетативные и психические. Картина болезни обычно выглядит, как смесь всех признаков – человек не только эмоционально подавлен, но и физически слаб.

Психические симптомы: постоянное чувство беспокойства, тревоги и страха, частая смена настроения, возникновение тревожных приступов.

Вегетативные симптомы: сонливость или бессонница, головокружения, головные и суставные боли, легкое затруднение дыхания, расстройство стула.

Иногда больные, у которых чувство тревоги вызвано боязнью за собственное здоровье, начинают воспринимать симптомы тревожного невроза как сигнал к воплощению того, чего они опасались. Эмоциональное состояние резко ухудшается, болезнь начинает активно прогрессировать. В такую минуту рядом должны оказаться близкие люди, которые смогут направить страх в другое русло, предложат помощь специалиста, который знает, как справиться с тревогой.

Как избавиться от тревоги?


Чтобы понять, что же делать с тревогой, необходимо разобраться, к какому же виду относится данное чувство. Различают два типа тревожности:

  • патологическая или «неадекватная»;
  • физиологическая.

Физиологическая тревога имеет причину. Испытывать это чувство можно до тех пор, пока существует причина беспокойства. Например, тревога перед важным экзаменом вполне естественна. Как только экзамен сдан – страх отступает. Такие эмоции являются абсолютно нормальными и они не требуют лечения.

Патологическая тревожность – тот самый корень зла, с которого начинаются депрессии и психические расстройства. Тело периодически сковывает беспричинный страх, мысли заняты лишь обдумыванием болезненных исходов, разум только и ждёт надвигающихся проблем. Развиваются фобии, которые отягощают жизнь, бессонница, быстрая утомляемость, душевное истощение – всё это тянет за собой беспричинная тревога. Именно она и требует скорейшего лечения.

Лечение у специалиста

Первое, что стоит сделать человеку, который находится под влиянием тревожного расстройства – обратиться к психиатру или психологу. Врач поможет определить причину беспокойства, которая часто находится на уровне бессознательного. Научит, как справиться с тревогой самостоятельно, поможет изменить отношение к проблемам, покажет, как же противостоять стрессовым ситуациям. Основной метод борьбы – психотерапия. В зависимости от типа тревоги это может быть групповая, семейная или индивидуальная психотерапия.

Методики профилактики и лечения тревоги


Хотелось бы упомянуть о том, как избавиться от тревоги самостоятельно. Чтобы не стать заложником негативных эмоций, попробуйте выполнить следующие жизненные установки:

  • смена образа жизни;
  • физическое расслабление.

Хороший способ очистить мысли и расслабиться – медитация. Регулярные занятия научат не только расслабляться, но и укрепят общее психическое здоровье.

Второй пункт – смена образа жизни. Алкоголь, наркотики, сильнодействующие препараты и табак являются частыми причинами тревожных расстройств. Все эти вещества негативно влияют на нервную систему, человек становится все более уязвимым перед страхами и проблемами. Нужно избавляться от вредных привычек. Во-первых, улучшится физическое здоровье. Во-вторых, это поможет дисциплинировать себя, борьба с негативными привычками станет хорошей тренировкой силы воли.

Учитесь высыпаться, соблюдайте режим дня. Часто плохой сон становится причиной постоянной усталости и напряжения, что плохо влияет на нервную систему.

Употребляйте больше продуктов, которые способны поднимать настроение без вреда здоровью: черника, шоколад, орехи или бананы.

Если очень хочется, то можете изменить обстановку дома или на рабочем месте. Добавьте ярких красок в интерьер, разбавьте привычный порядок мелкими и симпатичными деталями. Человек подвержен влиянию визуальной составляющей, поэтому, чем атмосферной и уютней обстановка вокруг вас, тем больше шансов, что в таком окружении вы будете находиться в гармонии с самим собой.

Третий пункт – физическое расслабление. Занятия спортом, различные упражнения, наличие интересного хобби, уход за домашним питомцем – всё это расслабляет не только психологически, но и физически. Жизненным силам необходима разрядка, поэтому старайтесь больше гулять, кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать. Хорошо расслабляют народные средства: ромашка, мята, чабрец. Они сделают напиток не только полезным, но и вкусным.

Постоянная тревога и беспокойство – чувства, казалось бы, нормальные для любого человека. В этом-то и кроется их опасность, ведь дальше они будут тянуть за собой проблемы и неприятности. Найдите своё уникальное средство борьбы со стрессом. Дарите себе маленькие радости, чаще улыбайтесь, не бойтесь обращаться за помощью к самому себе и к окружающим. Ищите гармонию повсюду, а негативные моменты воспринимайте как небольшое испытание, которое станет хорошим опытом.

В 21 веке человек подвержен воздействию множества постоянных стрессовых факторов. Атака негативными новостями массмедиа, межличностные проблемы, глобальные военные конфликты, легко выводят из душевного равновесия. Плохое питание, экология, дополняя психологические сложности, могут вызвать состояние подавленности, депрессии, беспричинного чувства страха, сильного беспокойства.

Тревожность сопровождается симптомами:

  • Внезапное чувство тревоги паники, как будто что-то произойдет.
  • Постоянное состояние дискомфорта, рассеянная боль во всём теле, лёгкая тошнота.
  • Приступ беспричинного страха смерти, нарастающей опасности без видимого источника угрозы.
  • Тревога, которая усиливается под вечер. Подавленное, плохое настроение. Душевное смятение, не покидающая тоска.
  • Навязчивые опасения, дурные мысли о внезапной возможности умереть.
  • Ухудшение состояния утром после выпитого кофе – усиление тремора, волнения. Дышать становится тяжело, подташнивает, возникает необъяснимая тревожность, паника.

Психология, психиатрия описывает участившееся явление панических атак. Неосознанная защитная реакция спровоцирована продолжительными стрессовыми ситуациями, гнетущим чувством подконтрольности, беззащитности в социуме. Психотерапевт Уолтер Кеннон в 1932 году описал специфическое состояние организма: «борись или беги».

Термин подразумевает включение защитных механизмов, присутствующих в генах от момента появления вида Homo sapiens. Объяснимый феномен показывает, что приступы панических атак возникают беспричинно, без реальных угроз, провоцируют бегство, защитное нападение.

Симптомы беспричинного страха, панической атаки:

  1. Внезапный приступ ничем не спровоцирован. Появляется чувство нарастающей тревоги, паники.
  2. Неприятное «волнение» в грудной клетке, животе.
  3. Нарушение функции дыхания: учащённое, поверхностное может привести к синдрому ГВС (гипервентиляции лёгких). Следствие – головокружение, предобморочное состояние.
  4. Тошнота, «трепет», дрожь во всём теле.

Чувство паники вызвано постоянным перевозбуждением симпатической, нервной системы, которая контролируется спинным мозгом. Периферическая система отвечает за физиологию тела, которая не контролируется волей человека.

Тревожное состояние вызывает острые признаки вегето-сосудистой дистонии:

  • Побледнение кожных покровов, похолодание конечностей, слабость, чувство «комка», сжимающего горло.
  • Тремор, внутренняя дрожь, которую невозможно унять самостоятельно.
  • Гипергидроз – повышенное потоотделение стоп, ладоней, или всего тела.
  • Кардионевроз – беспричинное волнение провоцирует неправильное сердцебиение, тахикардию, частоту пульса до 150 ударов в минуту.
  • Частая причина паники – иррациональный, навязчивый страх смерти, онемение тела, покалывание в кистях рук, стоп.

Состояние вызвано постоянно растущими негативными переживаниями, сильными стрессовыми ситуациями физического и нервно-эмоционального характера. На бессознательном уровне человеческий мозг начинает воспринимать тело, как источник опасности, постоянно находится в режиме ожидания угрозы.

На этой стадии реакционной борьбы наблюдается повышенная выработка гормона адреналина, кортизола надпочечниками. Они провоцируют немотивированную агрессию, аутоагрессию, нервозность, грубость. Период длится недолго, за ним наступает подавленное состояние скуки, безразличия, вялости.

Регулярные приступы беспричинной паники провоцируют:

  • Инсомнию, бессонницу, на почве беспричинного страха. Сновидения кошмарного характера, связанные с постоянной тревогой, боязнью заснуть, частые пробуждения.
  • Постоянное отсутствие аппетита, эмоциональную апатию, анорексию, частое раздражение. Сонливость, повышенная слезливость, беспричинные перепады настроения.
  • Психогенную боль в области сердца, которая является причиной страха внезапной смерти. Головные боли, головокружение.
  • Навязчивые фобии, неопределённые мистические страхи, повышенную нервную возбудимость.
  • Дереализацию – внезапное состояние замутнённого восприятия действительности. Признак длительного перенапряжения психики.
  • Внезапные панические приступы являются причиной психосоматических заболеваний. Чувство тревоги, спровоцированное плохими мыслями, повышает артериальное давление.

Причины возникновения панических атак многообразны, зачастую присутствуют в комплексе, редко представлены единственным фактором. Предпосылки возможного расстройства нервной системы могут наблюдаться уже с детского возраста 7-8 лет, проявляются заметней к 18 годам.

Человек, начавший воспринимать себя как личность, попадает под комплекс неблагоприятных воздействий, травмирующих психику. У молодых людей, представителей пожилого возраста, симптомы и приступы паники протекают подобно.

Глубинные причины атаки страха, необъяснимой тревоги

  1. Эмоциональная депривация: недостаточно реализованные психоэмоциональные потребности, чувства. Наблюдается у одиноких мужчин и женщин разного возраста, маленьких детей из неблагополучных семей. Проявляется отсутствием поддержки, принятия. Панический синдром спровоцирован постоянным эмоциональным, тактильным голодом, отсутствием энергообмена с родителями, близкими людьми.
  2. Длительная скрытая или нелеченная депрессия, заболевания внутренних органов. Особенное влияние на эмоциональное состояние имеют неполадки органов эндокринной системы. Дисбаланс гормонов, выделяемых щитовидной железой, надпочечниками – одна из причин возникновения приступов непонятного беспокойства, накатывающего чувства паники.
  3. Токсические, вредные межличностные отношения по сценариям: обвинения, повышенных требований, манипулирования. Исключение возможности поговорить, восстановить справедливость. Потеря родного человека – частый фактор длительного невроза.
  4. Гормональная перестройка организма в подростковом возрасте, климактерическом периоде. Беременность, ранний послеродовый период. Сезонная нехватка солнечного дня, осенняя хандра.
  5. Преднамеренно созданные условия, где человек постоянно ощущает бессилие перед ситуацией, например – школьная программа, эмоциональная тирания в семье, преследование. Длительное пребывание рядом с источником провоцирует приступы паники, необъяснимой тревоги.

Чувство внезапного страха может возникнуть на фоне относительного эмоционального здоровья, в период, когда стрессор прекратил своё действие. Чувство тревожности появляется неожиданно, имеет тенденцию усиливать отрицательные симптомы в теле, сознании человека.

Как победить хроническую тревожность – что делать в самом начале?

  • Обратиться за консультацией психотерапевта.

Перед тем, как назначить терапию, врач обязан исключить заболевания: сахарный диабет, шейный остеохондроз, наличие онкологических опухолей. Назначить комплексный биохимический анализ крови, проверить баланс микроэлементов, витаминов.

  • Не применять самостоятельно препараты, убирающие симптомы внезапного панического страха, сильной тревожности.

Запрещено пить таблетки, не устранив причину. Анксиолитики, антидепрессанты, транквилизаторы помогут на короткий промежуток времени, постоянный приём спровоцирует зависимость. Часто после отмены наблюдается усиление чувства паники, постоянной тревоги, неоправданного страха смерти.

  • Необходимо пройти суточный мониторинг ЭКГ, пройти УЗИ сердца.
  • Избавиться от диет, ставших причиной нехватки полезных микроэлементов и витаминов. Длительное веганство, вегетарианство, сыроедение, исключение глюкозы быстро приводит к частым приступам панических атак.

Сбалансированное питание является первостепенным фактором лечения депрессии, панических атак. Постоянное наличие в еде должного сочетания белков, жиров, сложных углеводов способно предотвратить большинство внезапных тревожных состояний, спровоцированных голодом.

  • Перед лечением необходимо пройти обследование узких специалистов, исключить морфологические, структурные заболевания органов. Последним проводится осмотр психиатра. Панические атаки могут быть лишь частью иного патологического психокомплекса.
  • Медикаментозное лечение панических атак назначается после неэффективности работы над эмоциональным состоянием, устранения источника стресса.

Психотерапевт Евгений Батрак расценивает синдром панических атак, как пограничное состояние. На данном этапе болезнь не проявилась в полную силу, но симптомы, сигнализирующие о нарушениях работы нервной системы, уже ярко выражены.

Как заранее предупредить беспричинный приступ тревоги?

  1. Предупреждают панические атаки регулярные тренировки на свежем воздухе. Бег, плавание, любой подвижный вид спорта, дыхательные практики.
  2. Самостоятельное регулирование эмоционального фона. Почувствовав внезапно, что надвигается приступ, следует научиться отвлекать себя: больно ущипнуть, перестать думать о приближающейся атаке паники, перебивать негативные мысли заученными фразами из аутотренинга.
  3. Физические, эмоциональные перегрузки, все причины панических приступов – исключить. Планировать время заранее, выполнять безопасную работу, не вызывающую тревоги, страха.
  4. Внезапная, беспричинная тревога часто является причиной непродолжительного сна, работы без отпуска, эмоциональных перегрузок. Нужно спать не менее 8 часов в сутки, при частых стрессах наблюдается истощение нервной системы, по возможности – взять длительный отпуск.
  5. Устранить постоянные источники беспокойства, отрицательных переживаний, сменить место работы, или прекратить вредоносные отношения. Не сдерживать эмоции, найти подходящий способ их выражения: танцы, спорт, рисование. Любая творческая деятельность отвлекает от плохих навязчивых мыслей, волнения.

Состояние разбалансированной нервной системы приходит в норму достаточно медленно. Необходимо относиться к себе с терпением, соблюдать систематичность аутогенных успокаивающих тренировок, распорядка дня.

Как самостоятельно побороть внезапную тревожную атаку?

  1. Обеспечить себе доступ большого пространства, свежего воздуха. Преодолеть внезапную панику, тревожность, помогает рассредоточение внимания вокруг. Фиксирование причины внутреннего беспокойства усугубляет ситуацию.
  2. Контролировать глубину, частоту дыхательных движений. Сделать дыхание редкими, умеренно глубокими, избегать гипервентиляции. Поможет притупить чувство тревоги, снизит эмоциональное напряжение.
  3. Попросить о помощи, или не стесняться отказаться от неё. В зависимости от причин, самостоятельно справиться с приступами эмоционального беспокойства бывает легче.
  4. При внезапном ночном приступе паники, внутренней дрожи, страха – срочно встать поесть, выпить тёплый некрепкий чай. Сладкое есть необязательно. Процесс является отвлекающим фактором, постепенно повысит уровень глюкозы в крови, снизит ощущение тревоги.
  5. Во время частых, постоянных панических атак, убрать дополнительные раздражители – неспокойную музыку, фильмы, книги, телевизор, максимально ограничить пользование интернетом.

Ошибкой в оказании помощи людям, переживающим приступы внезапного страха, паники – незамедлительный приём лекарств, блокирующих эмоции. Это становится причиной истощения нервной системы, эмоциональной нечувствительности, зависимости от получаемой терапии. Эмоциональная лабильность, тревога, предполагают исключение отрицательного раздражающего фактора.

На два месяца можно исключить просмотр всех потенциально опасных вещей, избегать ситуаций, провоцирующих беспричинное волнение, панику. Соблюдать чёткий режим работы и отдыха, сбалансированно питаться, чтоб избежать нехватки микроэлементов, необходимых для здоровой нервной системы.

Гештальт в работе с тревогой и тревожностью

Данная программа представляет собой серию групповых занятий по 40 минут. Групповой эффект от занятий заключается в возможности у участников группы получить поддержку и обратную связь от сверстников; увидеть, что они не одиноки в своих переживаниях, - это само по себе уже имеет терапевтический эффект. Кроме того, проблемы, вызывающие у людей тревогу, часто схожи между собой, и посредством присоединения во время индивидуальных сессий человек, не решившийся на индивидуальную работу, имеет возможность завершить свои незавершенные ситуации, оставаясь в тени.

Цель: снижение уровня личностной тревожности у учащихся основной и средней школы, склонных к тревожным реакциям.

Задачи:

Создание условий для исследования участниками группы своих личностных границ;

Обучение членов группы навыкам сосредоточения на дыхании;

Оказание участникам группы помощи в завершении незавершенных гештальтов;

Обучение членов группы навыкам эффективного взаимодействия (активного слушания, Я-заявления).

Целевая группа: учащиеся основной и средней школы, склонные к тревожным реакциям.

Теоретическое обоснование

Предметом изучения в гештальт-психологии являются отношения между организмом и средой. Это обусловлено тем, что ни один индивид не самодостаточен. Он может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое поле. Поведение индивида - функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, то поведение индивида считается нормальным. Если отношения конфликтны, то поведение индивида описывается как ненормальное.

Функционирование человека в среде происходит на контактной границе между ним и его средой. Там же возникают и психологические события, которые являются предметом исследования в психологии. Под границей здесь понимается точка, в которой происходит отделение Я от не-Я. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия событий, происходящих на границе. Граница в рамках гештальт-подхода представляет собой функцию поля организм/среда. Она позволяет индивиду чередовать пребывание в контакте с отделением от среды. Если граница между организмом и средой становится неясной или утрачивает свою проницаемость, то это приводит к нарушению контакта, осознавания и отделения себя от другого. Граница между организмом и средой должна поддерживаться в состоянии проницаемости, чтобы происходил обмен, и в то же время быть достаточно прочной для сохранения автономии.

Индивид вступает во взаимодействие со средой посредством двух систем: сенсорной и моторной. Сенсорная система обеспечивает ему ориентацию, а моторная - манипуляцию. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен найти в среде необходимые материалы, а затем манипулировать ими таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Это можно представить в виде следующей схемы.

В результате выделения фигуры из фона возрастает мобилизация энергии - возникает возбуждение, необходимое для совершения манипуляции, удовлетворяющей потребности индивида. Возбуждение всегда сопровождается усиленным метаболизмом - окислением накопленных пищевых субстанций, и потому возникает насущная потребность в большом количестве кислорода. Организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания.

Если по каким-либо причинам (внутренним или внешним) манипуляция не может быть совершена, то организм старается заблокировать возникшее возбуждение с помощью контроля дыхания. Вместо спонтанного углубления дыхания - как вдохов, так и выдохов - человек продолжает дышать так, как он дышал перед возбуждением. Затем грудная клетка сжимается, чтобы усилить выдох и избавить легкие от углекислого газа (продукта окисления). Вместе с непроизвольным сжатием груди возникает тревога. Она возникает во всех случаях, когда организму не хватает кислорода.

Итак, тревога , с точки зрения гештальт-подхода, - это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения .

В тот момент, когда индивид старается заблокировать возникшее возбуждение посредством контроля дыхания, нарушается функция границы контакта. Она утрачивает свою проницаемость, что препятствует удовлетворению потребности и завершению гештальта.

Если индивид часто использует такой способ прерывания контакта со средой, то тревога накапливается и становится недифференцированной. Развивается такая черта личности, как тревожность. В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям.

Исходя из всего вышесказанного работа с тревожностью включает в себя три направления:

I. Обучение навыкам сосредоточения на собственном дыхании (помогает исследовать, каким образом различными структурами мышечных напряжений индивид останавливает полный выдох).

II. Исследование личностных границ (помогает восстановить способность к контакту с окружающей средой).

III. Перевод тревоги в возбуждение и нахождение таких путей удовлетворения потребностей, вызвавших это возбуждение, которые безопасны для других функций организма (помогает завершить незавершенные гештальты).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: познакомить участников группы с целями групповой работы и друг с другом.

Материалы: бланки к упражнению «Мой личный герб» (см. Приложение 1), листы обратной связи (см. Приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Снежный ком».

2. Упражнение «Пары». В парах в течение минуты рассказать о себе, а затем в кругу рассказать о своем партнере от первого лица.

3. Упражнение «Мой личный герб». Участники рисуют свой герб на заранее приготовленных бланках, затем гербы вывешиваются и участники в течение 5 минут знакомятся с ними.

4. Ведущий объясняет цели и режим работы группы.

5. Шеринг или письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: создание в группе атмосферы безопасности.

Материалы: ватман, маркеры, газета, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Мозговой штурм «Ожидания/Соглашения». На ватмане цветными маркерами записываются сначала ожидания, затем соглашения или правила работы группы.

3. Упражнение «Все на борт». Вся группа должна уместиться на газетном листе и простоять 5 секунд, не касаясь пола.

Или упражнение «Узелки». Участники группы встают в круг, протягивают руки в центр и берутся за руки, образуя замкнутую цепочку; далее они должны распутаться в кругу, не размыкая рук.

4. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: обучение навыкам сосредоточения внимания на дыхании.

Материалы: гимнастические коврики, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Осознавание дыхания». Участникам предлагается лечь или сесть удобно, закрыть глаза и в течение 5–7 минут обращать внимание на свое дыхание, поочередно сосредоточиваясь на вдохе, выдохе, мышечных ощущениях, особенностях дыхания. (Подробно см.: Ф. Перлз . Практика гештальт-терапии. с.156.)

4. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проанализировать и осмыслить опыт, полученный во время выполнения упражнения.

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: исследование границы контакта.

Материалы: листы формата А3, цветные карандаши, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Мой мир». Участникам предлагается нарисовать на листах формата А3 мир, который существует вокруг них, оставив в центре пустое место размером с ладонь. Затем им надо нарисовать в центре себя и то, как они взаимодействуют с этим миром.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: создание условий для приобретения участниками группы позитивного опыта контактирования.

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Волшебные ладошки». Прохлопать друг друга в парах по очереди по всей поверхности тела в течение 15 минут.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Я-заявление», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Я-заявление» (см. Приложение 3).

3. «Я-заявление» - практическая часть (см. Приложение 4).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Активное слушание», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Активное слушание» (см. Приложение 5).

3. «Активное слушание» - практическая часть (см. Приложение 6).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 8–14

Цель: создание условий для перевода участниками группы своей тревоги в возбуждение и безопасное удовлетворение потребностей, вызвавших это возбуждение (создание условий для завершения незавершенных гештальтов).

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проработать ситуацию вызывающую у него тревогу, беспокойство.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 15

Цель: подведение итогов, завершение групповой работы.

Материалы: кисточки для «обнималок» или свечи и фольга по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Подведение итогов групповой работы: анализ ожиданий, шеринг.

3. Упражнение «Обнималки». Участникам раздаются кисточки разных цветов, они в свободном порядке подходят друг к другу, благодарят за работу, говорят теплые слова на прощание и завязывают несколько нитей из своей кисточки на нить партнеру. В конце упражнения вместо кисточек у каждого участника получается разноцветное ожерелье.

Или упражнение «Свечи». Участники зажигают свечи, в свободном порядке подходят друг к другу, прощаются и капают воск на ладошку, застеленную фольгой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мой личный герб

Имя_______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист обратной связи

Дата____________________ Имя _________________

очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее

3. Что вам сегодня на занятии понравилось?

4. Что вам сегодня на занятии не понравилось?
_________________________________________________________________

5. Что вам сегодня на занятии было полезно?
_________________________________________________________________

6. Пожелания, предложения психологу по ведению занятий
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теория «Я-заявления»

«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. «Я-заявление» строится следующим образом:

Я чувствую... когда кто-то (ты) ... потому что... . Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы... .

1. Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения, потому что они могут понадобиться мне самому. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ты спрашивал меня, можно ли взять что-то из моих вещей.

2. Я чувствую себя брошенной, когда ты уходишь гулять с другими ребятами и не зовешь меня с собой, потому что считаю, что друзья должны быть всегда вместе. Поэтому в следующий раз зови меня с собой.

3. Я очень рассердился, когда узнал, что друг плохо говорил обо мне за глаза, потому что это нечестно. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не понравится, говори мне об этом прямо.

Правила построения «Я-заявления»

Я чувствую...

Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.

Не преувеличивайте чувства.

Не используйте «жертвенных» слов.

Когда кто-то...

Описывайте поведение точно (поведение - это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).

Не используйте обидных слов.

Потому что (я)...

Будьте максимально конкретны.

Делайте упор на то, как это влияет на вас.

Не преувеличивайте эффекта, так как это может вызвать защитную или скептическую реакцию.

Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.

В следующий раз я бы хотел...

Говорите прямо о своих желаниях.

Будьте логичны и корректны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практика «Я-заявления»

Потренируйтесь составлять высказывания в виде «Я-заявления», используя следующие ситуации:

1. Во время перемены ты с другом играешь в мяч. Вдруг проходящий мимо парень отбирает его.

Я чувствую ____________________________________________________

Когда кто-то ___________________________________________________

Потому что ____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ___________________________
________________________________________________________________

2. Ты долго простоял в очереди в столовой, как вдруг двое мальчишек подбежали и влезли впереди тебя.


_________________________________________________________________

3. Тебе подарили новую игрушку на день рождения. Когда ты пришел домой после школы, то увидел, что твоя сестра бросила ее в канаву перед домом и теперь она вся грязная и поцарапанная.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

4. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

5. Ты обедаешь в столовой, и вдруг кто-то подходит и берет твое печенье.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Теория активного слушания

1. Мозговой штурм «Черты хорошего слушателя».
2. Мозговой штурм «Черты плохого слушателя».
3. Техника активного слушания:

Действие Цели Как это сделать Пример
Поддержка Проявить интерес
Помочь собеседнику продолжить говорить
Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия
Используйте нейтральные слова
Используйте спокойные
интонации
Используйте невербальное общение
«Вы не могли бы рассказать об этом больше?»
Прояснение Яснее понять, о чем идет речь
Получить больше информации
Помочь говорящему увидеть другие точки зрения
Задавайте вопросы «Когда это произошло?»
Выражение
понимания идеи
Показать, что вы слушаете то, о чем вам говорят
Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника
Выделяйте основные идеи и факты
Перефразируйте собеседника
«Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?»
Выражение
понимания чувств
Показать, что вы понимаете, что чувствует человек
Дать человеку возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит их от другого
Выделяйте основные чувства говорящего
Перефразируйте собеседника
«Мне кажется, тебя это очень огорчает»
Обобщение Собрать воедино все главные идеи, мысли, чувства
Создать базу для дальнейшего разговора
Повторите главные идеи и чувства «По-моему, главное из того, что я услышал, это...»
Заключение Продемонстрировать уважение к собеседнику Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника «Я очень ценю твое желание решить этот вопрос»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Практика активного слушания

1. Разбить участников по парам.

2. Попросить одного из пары рассказать о чем-то важном для него, а второго – специально не слушать его.

3. Поменять их ролями.

4. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их игнорировали.

5. Повторить упражнение, но попросить участников слушать своих собеседников, используя технику активного слушания.

6. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их слушали.

7. Спросить учащихся, чему они научились и где это можно использовать в повседневной жизни.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

2. Перлз Ф . Практика гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

3. Польстер И., Польстер М . Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

4. Йонтеф Г . Осознавание, диалог и процесс в терапии. Методическое пособие к семинарам под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

5. Робин Ж.-М . Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам / Под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

6. 21 урок о лидерстве. - Кемерово: АЮЛ, 1996.

6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005.