Безработица инвалидов причины и методы. Группы риска на рынке труда. Безработица среди инвалидов. Выход за рамки

Права инвалида на образование, труд и защиту от безработицы закреплены в статье 37 Конституции Российской Федерации от 1993 года. Регулирование проблем в области занятости, решается на основе Трудового кодекса Российской Федерации, принятого в 2002 году. В документе закреплены особые режимы труда, времени, условий работы инвалидов. Так, деятельность граждан с ограниченными возможностями не должна превышать 35 часов в неделю, сверхурочная работа возможна только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют. Согласно законодательству работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости, органами власти всех уровней путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принятому в 1995 году.

Правовые, экономические и организационные основы политики содействия трудоустройству инвалидам, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан с ограниченными возможностями на работу и социальную защиту от безработицы определены в законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.

В нем занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Безработица в документе определяется как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается, вследствие этого, основного дохода (заработной платы).



К безработным, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. У нас в стране, лица с ограниченными возможностями, имеющие рекомендацию к трудовой деятельности составляют в среднем 4% от общего числа официально зафиксированных не работающих граждан.

В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Безработица среди инвалидов – это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

Для создания эффективных условий решения проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов содействия трудовой деятельности инвалидам. Задачи данных организаций в нашей стране по отношению к инвалиду очень велики, они занимаются не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник).

Для эффективной работы в системе занятости в ряде регионах были открыты биржи труда, службы по трудоустройству инвалидов которые оказывают содействие в постоянном или временном трудоустройстве, переобучении, переквалификации данной категории граждан. Многое общественные организации инвалидов ведут активную профоринтационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Осуществляют психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве.

Эффективным средством социальной защиты инвалида, согласно документу «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 года, является страхование от безработицы. У нас в стране на основании действующего законодательства государство гарантирует:

Свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

Охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам, в том числе инвалидам предоставляется:

Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

Обеспечение социальной поддержки;

Компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

Бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

Возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Важной составляющей государственной социальной защиты для инвалида является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

Выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

1) профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;

2) профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;

Особенностью социальной работы с инвалидами в системе занятости является наличие у них определенного количества медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, уменьшающий выбор возможных вакансий исходя из предпочтений человека.

Граждане, с ограниченными возможностями, обратившиеся в службу занятости, имеют право получить консультацию по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Инвалиды, желающие сменить место профессиональной деятельности, могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

Знакомство с банком вакансий с учетом ограничений и противопоказаний;

Информирование о возможностях получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

Сопоставление полученных сведений с имеющимися ограничениями лиц с ограниченными возможностями.

2. Профессиональное консультирование инвалидов:

Проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

Выявление характеристик профессионально важных качеств личности инвалида.

3. Психологическая поддержка лиц с ограниченными возможностями:

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний в процессе индивидуальной и групповой работы инвалидов;

Коррекция профессионально важных качеств для трудоустройства на вакантные рабочие места с учетом заключения службы медико-социальной экспертизы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний одно из основных направлений деятельности службы занятости по работе с инвалидами. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому их трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным гражданам с ограниченными возможностями, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

Социальная адаптация безработных граждан с ограниченными возможностями осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет инвалидам преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы, получить направление на профессиональное обучение. Что спасобствует повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

Содействие занятости и трудоустройству инвалидов может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Профессиональное образование инвалидов - проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: органов власти всех уровней, службы занятости населения, сферы образования и социальной защиты.

Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации. Для лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для получения образования, создаются специальные учреждения или соответствующие условия в образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

Приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

Адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

В данном направлении необходимо учитывать как индивидуальные особенности инвалида, так и специфику регионального рынка труда и перспективы его изменения в рамках кадровой политики. Это предполагает проведение допрофессиональной работы направленной на профессиональное самоопределение инвалида.

2. Содействие профессиональной подготовке инвалида. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право инвалидов на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости исходя из представленных медико-социальных рекомендаций.

Профессиональное образование безработных инвалидов решает следующие задачи:

Повышение конкурентоспособности конкретного инвалида на рынке труда:

Сокращение общего уровня безработицы;

Изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

Минимизация финансовых издержек государства и региона.

Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов в системе социальной защиты инвалидов, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная работа ведется с безработными инвалидами, если:

Гражданин не имеет профессии (специальности);

Невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

Необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют длительно не работающие граждане с ограниченными возможностями (по истечении шестимесячного периода безработицы), выпускники образовательных учреждений, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) инвалиды и др.

При этом профессиональное обучение инвалидов должно решать следующие задачи:

1. Предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения.

2. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

3. Содействие трудовой активности инвалидов, развитие предпринимательства и самозанятости.

4. Повышение конкурентоспособности определенных категорий инвалидов.

Службы занятости ведут активную работу по профессиональной подготовке граждан с ограниченными возможностями, которая базируется на организационной и финансовой поддержке соответствующих социальных программ для инвалидов, по ее методическому обеспечению. Разработке различных подходов к формам и методам повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц с ограниченными возможностями. При этом, возникает необходимость создании целостной концепции профессионального образования безработных инвалидов так как эффективность работы по данному направлению низкая.

Неэффективность работы, по данному направлению связана со сроками в течении которых, инвалид желающий работать не может быть трудоустроен. На рынке труда доля лиц с ограниченными возможностями длительно неработающих самая большая по сравнению с другими категориями безработных. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число лиц с ограниченными возможностями, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

Комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

Меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции);

Приоритетное право пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

3. Следующим направлением является принятие мер по изменению порядка приема инвалидов на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к работникам. Многие компании не видят широких возможностей для применения труда инвалидов и относятся к их способностям с большим неуважением, не находят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Основной мерой, по социальной поддержке инвалидов, может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы и др. В современных социально-экономических условиях, в целях повышения конкурентоспособности граждан, с ограниченными возможностями необходимо создать условия на предприятиях по совмещению обучение с профессиональной деятельностью инвалида. Сегодня у большинства молодых инвалидов наблюдается низкая мотивация к труду. Эффективная организация по включению граждан с ограниченными возможностями в работу будет способствовать приобщению молодых инвалидов к работе.

4. Еще одним направлением является квотирование мест для инвалидов. Законодательством в рамках вопроса социальной защиты инвалидов определяются квоты для приема на работу инвалидов. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать свои квоты для приема на работу инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. При этом, частыми являются случаи нарушения закона, или игнорирования его. Проблемой, для многих является основание для приема на работу инвалида. Профессиональная пригодность граждан с ограниченными возможностями с учетом уровня его профессиональной подготовки и рекомендациями определяется в соответствии с:

Документами об образовании;

Документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;

Записями в трудовой книжке;

Индивидуальной программой реабилитации.

Складывается ситуация, когда рабочие места определяются в пределах квот, имеется заключение о трудоспособности инвалида, а предприятие не может его принять, так как состояние здоровья граждан с ограниченными возможностями не соответствует требованиям трудового процесса. Эта ситуация во многом оборачивается против самого инвалида так как сокращает возможности его трудоустройства.

Необходимым условием для трудоустройства инвалидов является организация специализированных рабочих мест. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

5. Развитие предпринимательской деятельности, самозанятости. В системе занятости инвалидов характерной является частичная или скрытая безработица. Большое количество граждан с ограниченными возможностями готовы работать или уже трудятся на дому, при этом официальный статус безработного или работающего они не имеют. По мнению многих специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие предпринимательства, самозанятости особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

Открытие собственного дела лицами с ограниченной трудоспособностью осуществляется на тех же условиях, что и для других категорий безработных граждан. Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости оказывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства; предоставление информации о возможности и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела; ознакомление с порядком и условиями предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на организацию собственного дела.

6. Привлечение инвалидов к оплачиваемым общественным и временным работам. Элементом социально-экономической поддержки безработных является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним неконкурентоспособных категорий граждан.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, граждан с ограниченными возможностями имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки лиц, не имеющих работы. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных, временных работах имеют инвалиды, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные, при этом учитывается их согласие. Преимущественным правом на участие в данной трудовой деятельности имеют лица с ограниченными возможностями, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). При направлении на работу учитывается рекомендации отмеченные в индивидуальной программе реабелитации инвалида, возрастные и профессиональные особенности человека.

7. Организация ярмарок вакансий для граждан с ограниченными возможностями. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий для инвалидов. Данная форма работы дает возможность лицам с ограниченными возможностями ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки (исходя из категорий безработного и выбора рода деятельности).

8. Наиболее действенным направление является создание специализированных предприятий в решении проблемы занятости инвалидов. Сегодня данные организации для граждан с ограниченными возможностями - реальное явление на региональном рынке труда, хотя доля их сокращается. Несмотря на то, что действуют эти предприятия в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные специализированные организации в отдельную категорию. При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса, спецификой их деятельности, особенностями выстраивания отношений с социальными партнерами. Вместе с тем, одной из задач создания данных организаций является, выполнение важнейших социальных функций (снижение напряженности на рынке труда, повышение социальной активности инвалидов).

9. Содействие занятости молодым инвалидам. Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости инвалидам. Большое внимание уделяется вопросу профилактики безработицы среди молодых инвалидов. Главными направления в работе с данной категорией является:

Введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодых инвалидов навыкам поиска работы;

Информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

Проведение активной политики по профориентационной работе;

Психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

Организация временной занятости безработных инвалидов;

Активное содействие молодых инвалидов в организации профессиональной деятельности;

Обучение типовым моделям трудоустройства.

Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим качественный анализ профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, переподготовка с учетом спроса и предложения на рынке труда.

9. Одним из комплексных направлений в решении проблемы содействия занятости инвалидов может выступать создание средств массовой информации для граждан с ограниченными возможностями ищущих работу. Через специализированные, доступные для инвалида источники информации, можно непосредственно влиять на повышение их социальной активности и позитивно окрасит информационное пространства. Для многих категорий безработных значимым является пример успешного выстраивания карьеры. Развитие информационного пространства позволит расширить и круг профессиональных интересов, предпочтений инвалида и учитывать потребности складывающейся рыночной ситуации.

10. Правовое регулирование социальной политики по решению проблем инвалидов. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем инвалидов, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня инвалидов, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей граждан с ограниченными возможностями недостаточно эффективны.

Основные условия по повышению социально-экономической защищенности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда являются:

Ориентация инвалидов на создание собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Ключевым аспектом выступает не государственная социальная защита, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала инвалидов в тесной связи с возможностями динамического роста их благосостояния;

Востребованность профессиональных возможностей инвалида обществом, государством, работодателями. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, если в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Нельзя допустить, чтобы прекратилось воспроизводство и поддержка кадрового потенциала страны.

Таким образом, под социальной поддержкой безработных инвалидов понимается комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

Содействие трудоустройству и занятости граждан с ограниченными возможностями сложный многоплановый процесс их приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными возможностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий обеспечивающих инвалидам полную реализацию своих конституционных прав.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности социально-экономического положения инвалидов на российском рынке труда.

2. Дайте характеристику факторов влияющих на положение инвалидов на российском рынке труда.

3. Каковы основные направления деятельности органов власти по содействию занятости и трудоустройству инвалидов?

4. Охарактеризуйте основные методы и формы социальной работы с безработными инвалидами в условиях центра занятости населения.

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Резолюция Генеральной Ассрмблеи ООН от 20.12.1993 №А/RES/48/96.

Дементьева Н.А., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.

Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.

Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

Латышева Т.Х. Труд инвалида. – М., 1997.

Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.

Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.

Социальная политика./ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.

Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.

Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. - М., 2009.

Ярская - Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

В Москве создана и в целом успешно функционирует система социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

Организационная структура социальной помощи нуждающимся в ней гражданам включает в себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами.

Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В 1995 г. в Москве действовало 623 отделения социальной помощи на дому, которые обслуживали 74 721 человека. Для сравнения - в 1990 г. такую помощь получали 30 085 человек.

В 1989 г. в Москве был всего один центр социального обслуживания, в конце 1995 г. их стало 54. Центры социального обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов. . В организационной структуре столичной системы социального обслуживания инвалидов и престарелых имеется 40 отделений дневного пребывания, которые в 1995 г. приняли 14 730 человек.

В Москве действует 45 отделений срочной социальной помощи. За 1995 г. в этих отделениях оказана различная помощь 88 602 нуждающимся.

Правительство Москвы приняло «Программу медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов на 1995-1997 гг.».

Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной нормы проживания», составляющей 150 тыс. рублей, осуществляетсядоплата к пенсии из городского бюджета. Таким образом, инвалиды I группы к минимальной пенсии, установленной государством, получали ежемесячно еще 23,1 тыс. рублей; инвалиды II группы - 66,9 тыс. рублей, а инвалиды III группы - 81,5 тыс. рублей. А в среднем инвалиды получали ежемесячно не менее 150 тыс. рублей, в то время как максимальная пенсия по старости равнялась 196,8 тыс. рублей.


Существенную роль в комплексе мер по социальной поддержке имеетсанаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. В течение 1995 г. в Москве этим правом воспользовались около 14 тыс. человек.

В Москве полностью решены все вопросы, связанные с протезированием и обеспечением инвалидов креслами-колясками.

Если учесть все расходы, связанные о оказанием социальной поддержки нуждающимся категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить их однозначно положительное мнение о деятельности московских властей. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ».

Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% малоимущих пенсионеров и инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не касались. Санатбрно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

Почему такая неудовлетворенность?

Объяснение найти легко. Когда большие суммы делят на столь же большое количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много. В Москве более 5 млн. человек нуждается в социальной помощи: на каждого в среднем приходится немногим более 43 тыс. рублей в месяц, а батон белого хлеба стоит 3 тыс. рублей. Ответ лежит, что называется, на поверхности.

Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнении, нужна. Но только тем, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен обеспечить минимальные потребности сам, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность работать и зарабатывать. Но в этом направлении правительство Москвы делает не очень много. Более того, можно говорить об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

Социальное обеспечение и социальная работа с лицами, имеющими инвалидность, базируются на необходимости обеспечения им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранении ограничений в их жизнедеятельности и препятствий при реализации права на труд, при получении образования, что в конечном счете позволяет данной категории людей активно участвовать во всех сферах жизни общества.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являютсяфедеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

Заслуживает внимания опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов на 1995-1996 годы. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов;

безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.

В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь аномальным детям и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки: информационный блок - создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, защиты и развития детей инвалидов и их семей; учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис аномального ребенка: «Помоги мне сделать все самому»; блок прагматической школы - предпро-фессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду; блок медицинского оздоровления - создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления аномальных детей, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.

Центр медико-социальной реабилитации в Курской области создан для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.

Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге создана для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (цен-тральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабо-

видящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника - детям-инвалидам».

В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).

Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованыкомнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т.п.

К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемыепоезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, быто-

вого и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Развитие каждого государства в значительной мере определяется степенью использования профессиональных, интеллектуальных и творческих способностей людей. В сложившихся социально-экономических условиях ключевое значение приобретает необходимость максимально эффективно применить существующий в Российской Федерации человеческий ресурс, включая всех категорий безработных граждан (молодежь, инвалиды, женщины, люди предпенсионного возраста и др.).

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и особенности его самореализации, механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.Поэтому, государство берет на себя обязательство по содействию интеграции гражданам с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в обществе определяется рядом объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, удовлетворить свои права и социальные гарантии. Безработица среди граждан с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Болезнь или травма могут привести к потере здоровья человека, следствием чего являются значительные отрицательные последствия в его жизнедеятельности. Нарушаются не только физиологические функции организма, но и снижается социальная, в том числе профессиональная, активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе.

В этом процессе особую роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному, профессиональному восстановлению личности. В значительной степени повышается и материальное благосостояние инвалида. Меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя ненужным. Растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные механизмы, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.



В "Хартии инвалидов", принятой ООН в 1980 году, подчеркивается, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций и лиц, сколько за счет системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

Права лиц с ограниченными возможностями на труд уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые были приняты в 1993 году, выделили наиболее проблемные зоны создания благоприятных условий по включенности данной категории граждан в жизнедеятельность своей страны. В одном из параграфов специально рассматривается проблема занятости лиц с ограниченными возможностями. В нем отмечено «Государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда» .

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан. В 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955г.).



Выстраивание рыночных отношений носит не только позитивный, но и негативный характер, что связанно с ужесточением требований к работнику. Как следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально-экономических кризисов.

В связи с этим, проблема занятости инвалидов приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой - возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Роль на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их потенциальным возможностям, а занятость достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности.

Положение инвалидов на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%.

Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья, жизненным установкам. Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26-45 лет.

Все они по разным основаниям делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

1. Со степенью трудоспособности (инвалиды трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

2. Характером заболевания человека (мобильным, мало мобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями.

Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», они стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве.

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека, недостаточном уровне его адаптации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

2. Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии. Это проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда я смогу трудоустроится в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей - это то, направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

3. Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. Особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств.

Анализ наиболее востребованных вакансий для инвалидов показал, что людям с ограниченными возможностями предлагают рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату (сборщики, вахтеры, швеи, операторы ОТК). Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных возможностей, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.

В системе занятости слабо учитываются интеллектуальные ресурсы инвалида. Многие граждане, с ограниченными возможностями имеющие трудности в перемещении способны работать умственно: анализировать ситуацию, писать статьи, художественные произведения, заниматься творчеством, научно-исследовательской деятельности и т.п. При этом, организовать данную профессиональную деятельность с учетом российского законодательства они чаще всего не могут. Мало-мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) в большей степени занимаются не квалифицированной работой на дому или в редких случаях, организацией самозанятости.

Эффективное решение трудоустройства инвалидов возможно лишь при условии перехода от традиционных форм и методов занятости граждан с ограниченными возможностями к новым, инновационным способам, основанным на законах рыночной экономики, и на особенностях эффективного взаимодействия различных групп населения в обществе.

В подборе новых форм и методов содействия занятости граждан с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие факторы, которые связаны с поведением инвалида на рынке труда.

В первую очередь пространственно-средовые проблемы. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жизни, социальная инфраструктура не отвечают запросам жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Добраться до места работы без особых осложнений для многих инвалидов непреодолимая проблема.

В рамках этого направления не решенным остается вопрос получения достоверной информации инвалидом о ситуации на рынке труда, что и приводит к неэффективности в решении профессиональных задач. С другой стороны и общество некачественно реагирует на те проблемы, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями в ходе поиска работы и трудовой деятельности в силу не владения полной информации о данной категории людей. Как следствие, возможный профессиональный потенциал инвалида используется не в полной степени.

На рынке труда нехватка информации влияет и на ситуацию в сфере образования. У инвалидов наблюдается ограниченная возможность в получении профессионального образования. Связано это с неприспособленность большинства учебных заведений к обучению лиц с ограниченными возможностями, слабость развития системы дистанционного обучения.

К числу следующих вопросов влияющих на занятость лиц с ограниченными возможностями, является коммуникативная проблема. Расстройство общения, определяется как один из самых значимых аспектов при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте инвалида. Связан он с физическими особенностями человека, его эмоциональным состоянием, реакцией трудового коллектива.

Большое влияние на эффективное поведение человека на рынке труда оказывают эмоциональные факторы. Это, прежде всего неоднозначная реакция окружающих в отношении инвалида (неловкость, насмешки, недовольство, жалость). И сами лица, с ограниченными возможностями, при профессиональной деятельности испытывают стресс, страх, изоляцию, ожидание опеки. Все это затрудняет общение и мешает профессиональной деятельности инвалида.

На рынке труда ключевым вопросом остается низкая цена рабочей силы, что влияет на экономическое положение лиц с ограниченными возможностями. Уровень средней заработной платы для данной категории граждан значительно ниже, чем у других категорий работающих людей. Связано это с особенностями профессиональной деятельности (чаще всего неквалифицированный мало оплачиваемый труд). Несмотря на то, что существуют определенные льготы для инвалидов уровень их материальной обеспеченности остается критическим

Все выше перечисленные экономические, психологические и социальные проблемы инвалида во многом определяют особенности положения граждан с ограниченными возможностями на рынке труда и мешают им реализовать себя в профессиональной деятельности.

Рынок труда инвалидов можно дифференцировать исходя из особенностей типа предприятия, где они работают.

1. «Открытый» рынок труда, когда трудоустройство инвалидов осуществляется на предприятиях и в организациях общего типа как государственных, так и негосударственных. Чаще всего, устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов и разрабатываются механизмы стимулирования его деятельности. Работодателю предписывается организация специально созданных условий для труда граждан, с ограниченными возможностями, необходимость дополнительного оснащения рабочего места и его обслуживание. Инвалиды в данных предприятиях составляют не более 8% от общего числа работающих граждан. Подобные форма рынка труда инвалидов нашли распространение в большинстве стран Европы – Германии, Франции, Чехии и др. В ряде англоязычных стран и США преследуются по закону любые формы дискриминации, как следствие, работодатель не может отказать человеку в приеме на работу только по признаку инвалидности.

2. «Закрытый» рынок труда, когда занятость инвалидов осуществляется на специализированных предприятиях, получающих определённую государственную поддержку. Численность работающих на них лиц с ограниченными возможностями больше 50% от общего числа работников. В нашей стране данные коммерческие организации созданы по инициативе Всероссийского общества инвалидов во всех субъектах федерации (ПО «Восход» Всероссийского общества слепых, УПК «Надежда» Всероссийского общества инвалидов и другие). Однако, в условиях рыночной конкуренции организации лиц с ограниченными возможностями могут существовать, только основываясь на государственной поддержке. Выполняя как экономическую, так и большую социальную функцию данные предприятия в современных условиях нуждаются в существенной реорганизации. В большинстве случаев весь производственный цикл, в специализированных организациях, приобретает характер трудотерапии для лиц с ограниченными возможностями. Учитывая состояние здоровья работающих там граждан, производство должно быть, оснащено современным оборудованием, что требует больших финансовых вливаний и без поддержки со стороны органов власти всех уровней их существование является нерентабельным.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском рынке труда является достаточно напряженной для граждан с ограниченными возможностями. Основной чертой, которого на сегодняшнем этапе является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, в связи, с чем наличие инвалидности делает процесс занятости данной категории безработных лиц крайне затрудненным. Положение инвалидов на рынке труда определяется как субъективными (низкая квалификация, неумение выстраивать отношения в рабочем коллективе, слабая профессиональная активность и др.), так и объективными (низкая цена труда, неразвитая инфраструктура, слабая информационная поддержка и др.) факторами. Содействие занятости инвалидов – это сложный, многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными пожеланиями основанный на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

«Сущность и виды безработицы» - Структурные сдвиги. Фактический и естественный уровень безработицы. Люди, не занятые в общественном производстве. Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Среднегодовой темп роста потенциального ВВП. Уровень фрикционной безработицы. Циклическая безработица. Макроэкономическая нестабильность.

«Безработица населения» - Безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Работники, не имеющие работы. Нетрудоспособное население. Типы безработицы. Безработные. Структурная безработица. Безработица как негативное явление. Кто такие безработные. Вычислить уровень безработицы. Циклическая безработица. Труд.

«Инфляция и безработица» - Методы борьбы с инфляцией. Кто может быть признан безработным по российскому законодательству? Уровень безработицы = безработные экономически активное население х 100%. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование пределов заработной платы. Факторы инфляции издержек. Измерение безработицы.

«Проблема безработицы» - Единого способа борьбы с безработицей – нет! Новые показатели безработицы – данные на январь 2009 г. Данные Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? Причины, придающие остроту проблемы безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика численности зарегистрированных безработных.

«Причины и виды безработицы» - Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Виды безработицы. Безработица. Спрос на работников. Методы сокращения безработицы. Критерии признания человека безработным. Норма безработицы. Что такое безработица. Структура населения. Экономическое развитие. Острота проблемы безработицы.

«Виды безработицы» - Безработица, центрируемая на специфических группах. Регистрируемая безработица. Социальные последствия безработицы. Причины безработицы. Скрытая качественная безработица. Долгое время. Наличие скрытой количественной безработицы. Организация. Специфика российской безработицы. Национальные концепции учета безработицы.

Всего в теме 14 презентаций